Обозрение службы в предпразднство и попразднство Малая вечерня Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов Крест возносится и прогоняются демоны, разбойник же открывает врата Эдема; смерть умерщвляется и теперь явилась ничтожной. Поэтому веселитесь, все люди, – проклятие разрушено. Приидите, все боголюбивые, видя возносимым Крест драгоценный, (все) вместе прославим и воздадим славу единому Избавителю и Богу, взывая: Распятый на крестном древе, не презри нас молящихся. Моисей в древности усладил горечь (вод) через прообраз креста. А мы, таинственно изображая этот (крест) в наших сердцах всегда, спасаемся силой его. Слава и ныне, глас 6 Сегодня вырастает из недостижимых недр земли насаждение; (оно) подтверждает воскресение пригвожденного на нем Христа и, воздвигаемое руками священников, возвещает вознесение Его на небеса, через которое наша бренность 801 переселяется 802 от падения на землю в небеса. Поэтому с благодарностью воскликнем: Господи, вознесшийся на нем и им вознесший нас с собою, удостой (нас), как Человеколюбец, Твоей небесной радости. Из службы 16 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Сегодня световидно, как солнце, воссиял Честной Крест Твой, Христе, водружаемый на преславном Лобном месте и возвышаемый на пресвятой горе Твоей, Спаситель, весьма явственно показывая, что Ты, Всесильный, возвысил, как Человеколюбец, наше естество на небеса. Ныне небеса возвестили людям славу Твою, Непостижимый, ибо образ Креста, светло заблистав неприступным светом, обличил неистовый и жестокий нрав богоубийц. Поэтому прославляем человеколюбивое промышление Твое, Иисусе Всесильный, Спаситель душ наших. На стиховне утрени, гл. 6 Будем таинственными песнями согласно воспевать Крест Господень, на котором распялся Спаситель, всех воскресение. Приидите, множество монашествующих, в собрании божественно воспоем живоносное древо, на котором простерся Христос. Из службы 18 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Когда вознесся Ты, Владыка, на крест, то совознес падшую 872 Адамову природу; поэтому, вознося Твой пречистый Крест, Человеколюбец, просим у вышней Твоей силы, взывая: спаси, Вышний, как Бог милостивый, почитающих святое и светоносное божественное вознесение Креста Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

§ 2. Осмогласие киевского распева и обычные напевы на Господи воззвах (Техническое построение) Разложение мелодий на части и подробное их сопоставление приводит к наглядному и осязательному убеждению, что существующие в современной нам певческой практике русской Церкви обычные напевы, «на Господи воззвах», при незначительных и несущественных разностях между собой, служат воспроизведением осмогласия киевского распева, потому что имеют совершенно одинаковый с ним музыкальные основания, одно и тоже в общем, а часто, и в подробностях мелодическое движение, одинаковые ритмические свойства, одни и те же мелодические украшения, так что не имеют даже тени самобытности. Киевский же распев «на Господи воззвах», за исключением двух-трех мелодических гласовых строк всего осмогласия и некоторых мелодических украшений, есть буквальное воспроизведение малого знаменного распева в том его виде, в каком он излагается в самогласных стихирах нотного Октоиха, изд. 1772 г. А таким образом все упомянутые здесь распевы составляют одну группу распевов; все они суть ближайшие виды одного и того же краткого знаменного распева, менее различные между собой, чем известные нам виды большого распева, так что должно удивляться, почему распевы эти носят каждый свое название, а не удерживают одного общего названия малого, сокращенного или дневного знаменного распева. А так как малый знаменный распев и по гласовым областям звуков и по гласовым приметам, а иногда и по движению мелодии (хотя сокращенному) есть отрасль большого распева и в большей части своих гласов служит буквальным повторением древних его подобнов, то как он, так и тесно примыкающий к нему киевский и обычные напевы суть несомненно отрасли того же старого знаменного распева и составляют дневной или сокращенный его вид. При одинаковости музыкальных оснований и при сходстве мелодического движения распевов малого знаменного и киевского трудно сказать, который из них был первым родоначальником группы дневных напевов. Вернее – каждый вид этих распевов образовался непосредственно из главного общего источника, т. е. из подобнов старого знаменного распева. Подобного рода непосредственные образования мы видим и в других случаях, напр., в кратких напевах ирмосов и проч. Образцы подобнов всегда были и ныне находятся у всех под руками и потому легко могли видоизмениться в означенные напевы, хотя, при исторической связи образовавшихся новых видов распевов, нельзя отвергать и их взаимного воздействия одного на другой. В этом последнем отношений малому знаменному распеву должно приписать общую форму построения гласовых строк, их количество и общий характер, киевскому же – украшения и распространение некоторых конечных мелодических оборотов в строках; обычные напевы должны считаться отраслями киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Иван Ловягин Содержание Введение Глас первый На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Глас вторый На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На Утрени Глас третий На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Глас четвертый На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Глас пятый На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На Утрени Блаженны на литургии Глас шестый На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Блаженны на литургии Глас седьмый На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На утрене Блаженны на литургии Глас осьмый На малой вечерне На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Блаженны на литургии Воскресные эксапостиларии и утренние евангельские стихиры     Введение В настоящем издании благосклонному вниманию читателей предлагаются на славянском и русском языках воскресные церковные песнопения Октоиха на малой вечерне, великой вечерне, полунощнице, утрени и литургии, именно: стихиры на «Господи воззвах», с Богородичными или догматиками, стихиры на стиховне, воскресные тропари, канон полунощницы, на утрени – седальны, ипакои, антифоны, каноны с кондаками и икосами, и стихиры на хвалитех, блаженны на литургии и эксапостиларии. Ввиду малопонятности означенных названий церковных песнопений считаем необходимым представить пояснения этих названий, заимствованные из «Обозрения Богослужебных книг Православной Российской Церкви» священника Константина Никольского , изд. 1858 г., и отчасти из «Новой Скрижали» архиепископа Вениамина, изд. 1884 г. Стихирами (στιχηρ) в Богослужебных книгах именуются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения и, большею частию, имеющие пред собою стихи Свящ. Писания. От стихов Свящ. Писания, которые поются пред стихирами, они носят особые названия: одни называются стихирами на «Господи воззвах», другие – стихирами на «стиховне», третьи – стихирами на «хвалитех». Стихирами на «Господи воззвах» именуются те, кои поются на вечерне после пения 140 псалма «Господи воззвах» и имеют пред собою стихи из этого, равно из 141 и 129 псалмов. Слова «стиховны», на «стиховне» (ες τος στχους) показывают, что стихиры, называемые таким образом, имеют пред собою стихи Свящ. Писания не из одних указанных псалмов, а избранные из разных других псалмов Свящ. Писания, по приличию праздника. Стихирами на «хвалитех» именуются те, которые имеют пред собою стихи псалмов (148, 149, 150), называемых «хвалитны», так как в них часто встречается слово «хвалите».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исповедь «Исповедь» — описывает путь Августина к вере,  т. о. что он становится философским анализом пути человека к Богу вообще (не просто так «Исповедь» — одна из самых читаемых христианских книг, ставшая парадигматичной для Средневековья). «Исповедь» Августина начинается с описание его младенчества  и заканчивается его обращением в христианство. Августин конечно не пишет автобиографии: «Исповедь» — гениальная философия человека. К примеру описание Августином своего младенчества перерастает в одну из первых психологий детства, философию языка. Описание воровства фруктов — в описание самого феномена греха. В центре мысли Августина — человеческое присутствие в мире перед своим Творцом. Августин в «Исповеди» размышляет о памяти, о бессознательном в человеке, о радикальной времености нашего существования. Здесь же, Авгусин дает краткий очерк своей триадологии. По мимо этого исторического и интеллектуального интереса, «Исповедь» Августина — блестящая литература. Блаженный Августин Аврелий ИСПОВЕДЬ Книга первая I 1. «Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя». И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты «противостоишь гордым». И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе. Дай же мне, Господи, узнать и постичь, начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо «воззвать к Тебе?» «Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? И восхвалят Господа те, кто ищет Его». Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе проповедано нам. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне, которую вдохнул в меня через вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего. II

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

составитель Е. Кустовский От составителя Предлагаемая вниманию клирошан публикация субботних служб богослужебного Октоиха давно назрела. Это вызвано прежде всего тем, что во многих приходских храмах, помимо воскресно-праздничных служб, субботние службы также являются обязательными в расписании храмового богослужения. Однако именно субботние службы в том виде, в котором они изложены в Октоихе, вызывают наибольшее затруднение у храмовых уставщиков, чтецов и клирошан. В чём же конкретно проявляются эти трудности? 1 . Отметим прежде всего то, что субботнее богослужение никогда не совершается в той очередности, как оно изложено в Октоихе. Октоих содержит в одном разделе (суббота) две разные службы – всем святым (аще «Бог Господь») и заупокойную (аще «Аллилуиа»). Устав не позволяет соединять оба варианта, поэтому при составлении каждой конкретной службы уставщик или регент должен переместить ряд текстов из одного эпизода службы в другой – из цикла стихир на «Господи, воззвах» в стиховны вечерни или из хвалитных в стиховны утрени. Нужно достаточно хорошо знать 12-ю и 13-ю главы Типикона («О службе субботней…»), чтобы запомнить все перестановки, и применять их, не отвлекаясь во время службы на чтение Типикона или Богослужебных указаний. 2 . В субботнем богослужении присутствует очень важный элемент, именуемый в просторечии «Отдание гласа». Заключается он в том, что в стихирах на «Господи, воззвах» и в тропаре рядовому святому на вечерни поются воскресные Богородичны гласа недели. Однако в контекст службы тропарный Богородичен «уходящего гласа» не помещен, что нелогично. 3 . Если в субботу служится празднуемый святой, то устав предписывает петь перед каноном святого Богородичный канон воскресного Октоиха текущего гласа. Однако ирмосы указанного канона в воскресной службе выражены только инципитами (первыми словами), что вынуждает искать нужный ирмос в других богослужебных книгах. 4 . Имеет место терминологическая неточность в субботних службах различных гласов. Например, устав предписывает петь на стиховне заупокойной службы один мученичен и два мертвена. В службе 5-го гласа тексты даны в другом соотношении – два мученична и один мертвен. Какой стих следует петь перед вторым мученичным – остается только догадываться. Да и сам термин «мученичны» достаточно точно в уставе обозначает особую категорию песнопений (стихиры на «Господи, воззвах», 4-я, 5-я, 6-я и на стиховне 1-я). Но в службе 3-го гласа термин «мученичны» заменен термином «мученикам», что некорректно – термин «мученикам» использован в предыдущем цикле стихир (первые три на «Господи, воззвах»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По обычном начале псалом избранный: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене, яко стрелы Твои унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костях моих от лица грехов моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны мои от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего ( Пс.37:2–7,9 ). Исполнися зол душа моя и жизнь моя аду приближися ( Пс.87:4 ). Душа моя смятеся ( Пс.41:7 ), скорби сердца моего умножишася ( Пс.24:17 ). Исчезе в болезни жизнь моя, и лета моя в воздыханиях, изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася ( Пс.30:11 ). На мне приидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя ( Пс.87:17 ). Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очей Твоих ( Пс.30:23 ). Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от Мене ( Пс.87:15 )? Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руках Твоих жребии мои, избави мя из руки врагов моих и от гонящих мя. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя ( Пс.30:15–18 ). Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). На Бог Господь: Тропарь, глас 1: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, помоги труждающимся и обремененным, утеши скорбящих и унывающих и от всех бед сохрани рабов Твоих. (Дважды.) Слава, глас 8: С вышних призираяяй, убогих приемляй, посети нас, грехов ради наших беды и скорби терпящих, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы и святых даруй душам нашим велию милость. И ныне, глас 2: Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, алчущих Питательнице, странников Руководительнице и обуреваемых Пристанище, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси, Пречистая; потщися, молимся, спастися рабам Твоим. Посем иной псалом избранный: Вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси и Вскую сетуя хожду ( Пс.41:6, 10 ). Ко Господу внегда скорблю, воззвах ( Пс.119:1 ). В день скорби моей Бога взысках руками моими ( Пс.76:3 ). Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего ( Пс.129:1–2 ). Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбях, обретших нас зело ( Пс.45:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В различных слав. списках Иерусалимского устава присутствует указание о пении начала предначинательного псалма игуменом или экклисиархом, напр.: «Оттуду начинает вышьшим гласом или игумен или еклисиарх во глас 8 Благослови душе моя Господа» (РГБ. Ф. 304. 242. Л. 22 об., 1-я пол. XVI в.), восходящее к аналогичной ремарке в греч. источниках: «Предстоятель или екклисиарх начинает во услышание на 4-й плагальный глас Благослови душе моя Господа» ( προεστς ρχεται ϒεϒωντερον κκλησιρχης ες πλ. δ Ελϒει ψυχ μου: Sinait. gr. 1096, XII в.; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 21). По аналогии с этим правилом в слав. традиции пелись и др. песнопения всенощного бдения, преимущественно псалмы («Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелей, кафизмы, «Хвалите Господа с небес»), что подтверждается соответствующими ремарками в певч. рукописях c нач. XVII в. и богослужебной практикой старообрядцев. Так, в певч. рукописях можно обнаружить следующие указания: «посем правыи лик поет головщик первую кафизму» (ГИМ. Син. певч. 1354. Л. 4, сер. XVII в.), «также начинает правого крылоса головщик кафизму 1-ю славу», «полиелос начинает праваго лика головщик велегласно» (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 5 об., 49, сер. XVII в.), «на утрени по ексапсалмех начинает головщик равным гласом» (Там же. Л. 36), «первыи в лику начинает псалом 1-й кафизму 1-ю» (РНБ. Кир.-Бел. 646/903. Л. 5, 1-я пол. XVII в.), «кафизму начинает един настоящий певец» (ГИМ. Хлуд. 130. Л. 74 об., нач. XVII в.), «начинает псалом Давидов 140 настоящий певец един» (Там же. Л. 78), «начинает правыя страны настоящий певец един велегласно Господи помилуй трижды. Слава. И ныне. Таж кафизму» выписана с нотацией] (Там же. Л. 89 об.), «начинает левая страна настоящий певец един вторую славу» (Там же. Л. 90), «начинает правыя страны един» [полиелей] (Там же. Л. 95 об.), «красно гласом воздвизает головщик» [Хвалите Господа со небесо] (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 152 об., 1-я пол. XVII в.). В старообрядческих литургических источниках подобные указания систематизированы. В «Уставе обители святаго Богоявления на Выгу реце», отражающем особенности богослужения поморских старообрядцев, сказано, что предначинательный псалом поет «головщик правого лика един», «Блажен муж» и «Господи, воззвах» «запевает правого лика головщик» (Саратов, 1911. Л. 6 об., 7; тем не менее в поморском «Обиходе» указание к предначинательному псалму: «Поем сие велегласно» (Л. 3), но к 1-й кафизме: «Начинает правого лика головщик» (Л. 6)). В «Кратком уставе» еп. Арсения Уральского для старообрядцев белокриницкого согласия указание на З. присутствует для предначинательного псалма, стихов «Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелея (Уральск, 1908. Л. 7 об., 10, 11 об., 37 об.).

http://pravenc.ru/text/182591.html

Скачать epub pdf Суббота святого и праведного Лазаря Последование вечерни во светильничное обычное стихословие. На Господи воззвах, поставим стихов, 10. И поем самогласен дне дважды, и мученичен: и праведнаго Лазаря самогласных 5, творяще я седмь. Самогласен, глас 8, дважды. Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Мученичен: Мученицы Господни молите Бога нашего, и испросите душам нашым множество щедрот, и очищение многих прегрешений, молимся. Таже поем святаго Лазаря, самогласны 5. Творение благочестиваго царя, господина Льва Премудраго. Глас 6. Господи, Лазарев хотя гроб видети, волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси: где положисте его? уведев же, еже не неведал еси, и возглашал, егоже любил еси: Лазаре гряди вон. и послуша бездыханный, дыхание дающаго ему, Тебе Спаса душам нашым. [Дважды.] Господи, на гроб четверодневнаго пришел еси Лазаря, и над гробом слезы пролияв, мертвеца четверодневна возставил еси, класе живота. Темже смерть связана бысть гласом: пелены разрешишася руками. тогда радости исполнися множество ученик, и едино от всех служашеся согласие: благословен еси Спасе, помилуй нас. [Дважды.] Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное. вся возможна Тебе Владыко всех Царю, даруй рабом твоим очищение, и велию милость. [Единожды.] Господи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение, на гроб Лазарев пришел еси: и возгласившу ти сего, ад пленися, и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе: благословенный Господи слава Тебе. [Единожды.] Господи, поемь ученики Твоя, в Вифанию пришел еси, да возставиши Лазаря: и прослезився над ним законом естества человеча, яко Бог того четверодневна воздвигл еси, и вопияше Ти Спасе: благословенный Господи слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§ 5. Распределение дневных осмогласных мелодий «на Господи воззвах»: 1) по видам напевов, 2) по восьми гласам и по месту в каждом песнопений, 3) по видам песнопений Мелодические строки дневных напевов «на Господи воззвах», при своей тесной звуковой области и небогатом развитии мелодии, имеют, однако же строго определенные формы, которых видоизменение и употребление не должны быть случайными и произвольными. Строки и их варианты различаются по видам напевов, по гласам и месту в песнопениях и, наконец, по видам песнопений. Различие построения или видоизменения строк в означенных отношениях основывается не столько на различии их звуковых областей, сколько на определенных господствующих и конечных звуках, разность же употребления строк – на их мелодических особенностях, характере и частью певческом обычае. Неточное знание построения строк и произвольное их употребление ведут к сбивчивости в напевах, в гласах, в форме, количестве или последовательности строк, и следовательно, к искажению церковных напевов, примеры какового искажения мы нередко видим не только в устном певческом предании, но даже и в печатных нотных изданиях. 1) Дневные напевы разных названий 1 при общем сходстве и даже при тождестве большинства своих гласовых строк, имеют каждый свои частные особенности частью в подробностях музыкального построения и мелодического движения некоторых строк, частью в употреблении особых строк и вариантов, частью в мажорном или минорном характере своих мелодий и т. д. Особенности эти не многочисленны и часто касаются отдельных оборотов, членов строки или окончаний, но характерны. А потому и видовые отличия дневных напевов различаются не только своими названиями, но и употреблением при богослужении, в котором они распределяются по особой, установившейся обычаем системе их совмещения 93 . Малый знаменный распев 94 отличается следующими особенностями: В 1 гласе, почти во всех его строках, которые отличаются от распева киевского с его отраслями, частым употреблением звуков ми и фа (а не соль), строка же 2-я сверх того конечным звуком ре (а не ми). Глас этот изобилует минорными аккордами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

§ 7. Первоначальный вид дневных напевов «на Господи воззвах» киевского распева и большой киевский распев Мелодии «Господи воззвах» и стихирных напевов киевского распева занесены в Великую Россию, как сказано выше, из юго-западной Руси, где они существовали как особая южно-русская редакция малого знаменного распева, примыкавшая по своему мелодическому характеру к пению «на подобны», а затем и совершенно вытеснившая оное. В юго-западно-русских нотных изданиях одна лишь эта редакция дневных стихирных напевов и существует, заменяя собой мелодии малого знаменного распева. В Великой же России сохранилась и великорусская редакция этого распева, которая нашла себе особое употребление при богослужении и, наконец, вошла в состав нотного Синодального Обихода под именем малого знаменного распева, излагаемого на ряду с кратким киевским распевом. Стихирные напевы киевского распева уставлены в Москве и в других местах Великой России южно-русскими певцами и переселенцами и затем стали на её клиросах общим церковно-певческим достоянием. Это обстоятельство, а равно и постоянная неразрывная связь Великой и Малой России служат достаточными ручательствами неповрежденности на наших клиросах киевских напевов. То же в общем подтверждает и сличение наших нотных изданий с изданиями южно-русскими. Но пересадка напевов на новую почву, применение их к иной редакции текста, сохранение напевов, главным образом, посредством устного предания, дух и вкусе времени, а в последнее время, с умножением печатных изданий, разность издателей и целей изданий, не могли не иметь влияния на изменение подробностей первоначального типа этих напевов. Это обстоятельство в свой очередь затрудняет восстановление киевского распева в первоначальном точном его виде по одним позднейшим его, преимущественно великорусским изданиям, а с другой – возбуждает потребность изыскателей истины обратиться к его первоисточникам, т. е. к старым нотным книгам южно-русского происхождения. Действительно киевский распев сохранился в первоначальном его виде до нашего времени в рукописных и печатных нотных книгах юго- западного происхождения от 17 и 18 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010