Господи воззвах



  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Церковный устав (типик), его образование и судьба ...Искать в Источникеazbyka.ru
... остались незанятыми в период, нами рассмотренный. Они составляют переход к полным уставам. Мы соберём здесь служебные указания этого рода из кратких Начертаний, сведя их в одно целое, и сгруппируем по порядку служб. Вечерня начиналась предначинательным псалмом – προόιμιων – ( Stud. § 9, 13 ) , за ним следовало на вечерне воскресной и господских праздников пение «блажен муж» на глас 8-й в три приёма, которые называются «ἐνάρξεις» (начатие § 4) . На вечернях в самый день больших праздников, имеющих попразднство «блажен муж» не поётся, но тотчас за предначинательным псалмом следует «Господи воззвах» (§ 13) . В будничные дни вместо «блажен муж» поётся «ко Господу внегда воззвах» (Афанас. 203) . В господские праздники «Господи воззвах» исполняется на глас стихир праздника (т. е. стихир по минее) . Воскресные стихиры в субботу на вечерне поются по трижды (τρισσέυονται § 17) . Упоминаются прокимны: вечерний, утренний и на литургии с промежуточными стихами из псалтири. Вечерня оканчивалась отпустительным тропарём, который называется ἀπολυτίκιον (§ 2) . На утрене упоминается шестопсалмие; оно читается круглый год кроме пасхальной недели (§ 2) ; за ним следует «Бог Господь» ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том II. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и человеческий род на земли (вот тут и нам место!) …всечестное успение Твое ублажаем. …Ублажаем… Величаем… Прославляем. Пришли все воздать честь и поклониться. Уж если к знатному усопшему человеку приходят все и отовсюду, то к Тебе ли не прийти? Ты ведь Мати была еси Творца всех Христа Бога. Божия Матерь, Мать Творца мира… Подумать лишь!.. Тебе ли не поклониться «всем»!! Но Ты единственная, особая «Покойница»: Ты умираешь, а жива. И там будешь с Сыном – Богом. Потому просим: – Молящи о нас не престай, молимся: мы на Тебя вместе с Богом упование возложили (стихиры предпразднства на Господи, воззвах) . Даже – более: для Нее дивно не то, что случилось, то есть что Она, умерши, жива на небе. Это так и должно быть. Наоборот, дивно другое: КАК ОНА МОГЛА УМЕРЕТЬ? Вот «чудо новое»! Вот «знамение странное»! Она носила ЖИВОГО БОГА в отроковической утробе и не должна бы совсем помирать! Однако мы, «земнородные», ВОЗЛИКУЕМ: ибо эта «Адамова дщи» преставляется к небу, согласно пророчеству еще Давида: – Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты, и Ковчег Святыни Твоея (стихиры на стиховне предпразднства) , то есть Матерь, именуемая «Ковчегом». И не просто преставляется на небо, – как ... далее ...
"Христос Воскресе!". Пасхальный сборник - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и к Чашам потянулись люди. Слава Богу, что теперь во многих местах этому не препятствуют. Под пение «Христос Воскресе» причащаются многие. Теперь только освятят артос, который не раз еще будет участвовать в крестном ходе, и будут все прикладываться к кресту. Хор продолжает петь Пасху. Хочется слушать еще и еще. Пусть все знакомо, не раз слышалось, но потребность слушать, впитывать так же естественна, как жажда света, воды, отдыха, Господи! Какое это благо – Церковь, Пасха, Твое снисхождение! А вечером в тот же первый день Святой Пасхи то же бесконечное «Христос Воскресе» и после ектении – «Господи, воззвах к Тебе» и «Да исправится молитва моя». Весь Великий пост мы слышали это моление, внимая ему на коленях. Весь Великий пост просили: «Услыши мя, Господи». Теперь мы снова обращаемся с этими же прошениями, потому что никогда нельзя сказать, что исправилась молитва моя, стала такой, какой должна быть. Да, она должна постепенно и постоянно совершенствоваться, и конца этому на земле нет. Нам же только бы хоть начать исправление в этом трудном делании, а начинается оно всегда – и на Пасху тоже – с покаянного сознания. Но Пасха не гасится призывом всегда быть на страже. Она ... далее ...
Чин всенощного бдения (῾Η ἀγρυπνία) на ...Искать в Источникеazbyka.ru
... к Тебе, спаси мя. И НЕСТЬ ВЗЫСКАЯЙ ДУШУ МОЮ. ИСПОВЕДАТИСЯ ИМЕНИ ТВОЕМУ. ГОСПОДИ ГОСПОДИ, УСЛЫШИ ГЛАС мой. Прип. Христе Спасе, помилуй нас. ЯКО ОТ ТЕБЕ ОЧИЩЕНИЕ ЕСТЬ. ДА УПОВАЕТЬ ИЗРАИЛЬ НА ГОСПОДА. ПОХВАЛИТЕ ЕГО, ВСИ ЛЮДИЕ. Прип. Услыши ны, Господи. ДА НЕ НАМАСТИТЬ ГЛАВЫ МОЕЯ, ДОНДЕЖЕ ПРЕЙДУ, И ПЕЧАЛЬ МОЮ ПРЕД НИМ ВОЗВЕЩУ. Прип. Воззвах к Тебе, спаси мя. ЧАСТЬ МОЯ ЕСИ НА ЗЕМЛИ ЖИВЫХ, ДОНДЕЖЕ ВОЗДАСИ ИМ, ВНЕМЛЮЩЕ ГЛАС МОЛИТВЫ МОЕЯ. Прип. Христе Спасе, помилуй мя. ВО СЛОВОЕ ТВОЕ УПОВА ДУША МОЯ НА ГОСПОДА. ОТ ВСЕХ БЕЗЗАКОНИЙ ЕГО. И ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВО ВЕКИ» 700. Во время пения «Господи, воззвах» иерей в преднесении диаконом свечи, как и во время пения предначинательного псалма, кадил иконы, братию и весь храм, о чем Устав 1641 года говорит: «Егда же начнут пети „Господи, воззвах», паки кадит иерей иконы и настоятеля, и оба лика, и всю братию, диакон же ходит пред ним со свещею» 701. Такой порядок каждения указывают и печатные служебники до издания 1656 года 702. Вечерний вход в Русской Церкви весьма отличался своей торжественной обстановкой от входа, указываемого Иерусалимским уставом, будучи обязан этой торжественностью уставу Великой константинопольской ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том I. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Рождества Богородицы этот зов слышится довольно часто и в общем создает радостный фон всего богослужения. Даже сравнительно с Успением Божией Матери праздник Рождества Ее носит характер более радостный. Правда, там слава Ее выше, но она умеряется и самим фактом смерти, и скорбями апостолов, и молениями о нашем спасении. Здесь этого ничего нет; наоборот, ныне слышим благовестие о разрешении печалей, о приблизившейся радости спасения мира от зол. Потому общий тон – радостный. Послушаем песнопения церковные. «Сей день Господень, радуйтеся людие…» (2-я стихира на великой вечерне «Господи, воззвах») . Мы слышим эти слова из пасхальных песнопений. Эта стихира повторяется и по Евангелии. «Днесь всемирныя радости провозвещение…» ( 5-я стихира на «Господи, воззвах» ) . «Да радуется Адам праотец, и Ева да веселится радостию… Да радуется Давид бия в гусли, и да благословит Бога…» ( 1-я стихира на литии ) . «…Да светлоносят земная, царие да играют, святителие во благословениих да веселятся, да празднует весь мир…» ( 3-я стиховна ) . «Да радуется небо, и земля да веселится: Божие бо небо на земли родися, Богоневестная Сия…» (седален по полиелее) . И оба канона (Иоанна ... далее ...
Литургика. Учебное пособие для Духовных ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Святой Четыредесятницы священник осенял возжженной свечой готовящихся ко Святому Крещению перед их выходом из храма. Это символизировало благодатный свет, который они получат в Таинстве Крещения. Осенение, кроме того, как бы заменяет собою чтение Евангелия – Света Христова – и означает, что ветхозаветные праотцы и пророки (возглас «Свет Христов просвещает всех» произносится между двумя паремиями) были просвещены тем же Светом Божиим, который и ныне просвещает всех. Затем читается вторая паремия. После чтения паремий поются стихи из вечернего псалма (140) : «Да исправится молитва моя» и «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», «Положи, Господи, хранение устом моим», «Не уклони сердце мое». После каждого из этих стихов хор поет: «Да исправится». По словам святого Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера не только потому, что в нем упоминается о жертве вечерней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов. Поэтому во дни поста и покаяния для усугубления молитв этот псалом положено петь дважды, с коленопреклонением 394. Эти стихи псалма начали петь на Литургии Преждеосвященных Даров при Патриархе ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том I. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Василию; а кондак праздника – по 3-й песни; да и в нем упомянуто о святителе Василии; и так далее. Очевидно, авторы или Церковь в Обрезании не видела великого христианского смысла, а больше – простое исполнение закона Ветхого Завета… Это сочетание праздника и памяти святителя Василия заглушило и то, что могло бы быть дано. Впрочем, почти все высказанные выше мысли находятся в праздничных песнопениях, правда, мало раскрытые, а лишь отмеченные. Как и следовало ожидать, чаще всего мы слышим слово: «закон». «…Закона Творец законная исполняет, и пророков проречения…» ( 2-я стихира на «Господи, воззвах» ) , «Закон исполняя, закона Творец плотию днесь волею обрезуется…» ( [2-й тропарь] 7-й песни [1-го] канона ) и т. п. Для чего же Христос делает это? Ответов на это несколько. Если уж Бог воплотился, если Он родился естеством человеческим, то по необходимости должен исполнить и последующее, что связано с Рождением, вочеловечением. А по закону еврейскому младенцы обрезывались. Это должно было и Ему понести. Эта мысль и высказывается в главном песнопении – тропаре: «На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси ... далее ...
Минея. Октябрь (гражданским шрифтом), В 1-й день ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 54: И апостола, от Луки, зачало 51: Причастен: Чашу спасения: Другий, Во всю землю: Ряд, Апостол и Евангелие, вычитаем напреди. Зри Подобает ведати: Аще случится праздник Пресвятой Богородицы, Честнаго Ея Покрова, и святаго апостола Анании в неделю В субботу вечера, на малой вечерни, на Господи, воззвах: стихиры воскресны гласа, на 4: Слава, и ныне, Покрова. На стиховне стихира воскресна, 1-я. И Покрова стиховна великия вечерни, с припевы их: Слава, и ныне, Покрова, малой вечерни. По Трисвятом тропарь воскресен: Слава, и ныне, Покрова. Ектения малая. И отпу́ст. На велицей вечерни, на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и восточен 1, Анатолиев: и Покрова, 3: и апостола Анании, 3: Слава, Покрова: И ныне, Богородичен гласа. Чтения Покрова, 3. На литии стихиры Покрова. Слава, апостола: И ныне, Покрова. На стиховне стихиры воскресны: Слава, апостола: И ныне, Покрова. На благословении хлебов, тропарь Покрова, трижды. Зри Аще ли несть бдения, глаголем тропарь воскресен: Слава, апостола: И ныне, Покрова. На утрени: На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды. Слава, апостола: И ныне, Покрова. По кафизмах седальны воскресны, и Богородичны их. Таже полиелей: И тропари, Ангельский ... далее ...
Православие. Том 2, Глава 5 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... получил особую популярность на Руси, куда был принесен благоверным князем Андреем Боголюбским около 1164 года. Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» – это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрени положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» – только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется 6 стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба. С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного: • 26 сентября 9 октября и 8 21 мая – дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова • 13 26 ноября – святителя Иоанна Златоуста • 5 18 декабря – преподобного Саввы Освященного • 6 19 декабря – святителя Николая Чудотворца • 30 января 12 февраля – Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова ... далее ...
Начало индикта (церковное новолетие) - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в еще большей полноте происходит и при приближении праздника Рождества Христова. За целый месяц до его наступления богослужение начинает готовить нас к прохождению этой светящейся точки вечности. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы уже чувствуем, что вместе со всем миром прикасаемся к ней, потому что в этот день поем рождественские ирмосы «Христос раждается». А еще через две недели, в день памяти Святителя Николая, мы воспеваем первые стихиры предпразднества: «Вертепе благоукрасися», «Сионе, торжествуй» и «Безневестная Дево», которыми заключаются стихиры на Господи воззвах на литии и на стиховне великой вечерни. Особенно замечательны, в смысле подготовки наших душ к восприятию грядущего праздника, две последние стихиры. В первой из них мы обращаемся к «граду Христа Бога», готовящемуся подъять Зиждителя «в вертепе и яслях Возлежащего» и просим открыть нам врата, войдя в которые, мы можем духовными очами увидеть «дланью Содержащаго Тварь», «яко Младенца пеленами Повиваемого», а во второй, как бы уже войдя в эти врата и увидев «Виновницу нашего спасения» Безневестную Деву – Матерь Божию, обращаемся непосредственно к Ней, прося Её открыть нам ... далее ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Постоянная ссылка на эту страницу: Господи воззвах
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"