Наше исследование имеет своею задачею объяснить искушение Иисуса Христа в пустыне от диавола. Вообще объяснить явление или событие значит проследить его происхождение и выяснить его значение. В применении к предмету нашего исследования вопрос о происхождении исследуемого события распадается на две части. – Каждое исследование должно исходить из каких-либо данных. В нашем случае данным служит евангельский рассказ об искушении Иисуса Христа в пустыне, или искушение Христа, как одно из событий евангельской истории. Действительность же события сокрыта в достоверности рассказа. Посему вопрос о происхождении искушения Христа в пустыне есть прежде всего вопрос о происхождении евангельской истории, иначе о литературной и исторической достоверности евангельского повествования. Но событие искушения по самому понятию искушения не может быть только объективным, или внешне-историческим явлением, без соответствующей внутренней действительности: искушение, как объективное событие без внутренней действительности, не имеет смысла: Такая действительность уже предполагается историческою объективностью события. Эта внутренняя действительность искушений Христа также требует объяснения со стороны своего происхождения: откуда проистекали искушения Иисуса Христа? чем они причинялись? на чем основывалась их сила? Значимость этих вопросов утверждается на безгрешности Иисуса Христа и они обнимаются в вопросе об отношении искушаемости Христа к Его безгрешности. – Так намечаются две части, или главы исследования. Значение искушений Иисуса Христа составит предмет третьей части, или главы. Значение всякого события определяется его причинным отношением к другим событиям. Но искушение есть явление из области свободно-разумной жизни и, как таковое, оно необходимо включает в себя смысловое, идейное, иначе дидактическое содержание, так что к другим событиям может иметь не только внешне-причинное отношение, но и внутренне-идейное, в качестве смысла тех явлений, в которых он проявляется. В этом отношении искушение Христа в пустыне должно быть поставлено в связь с последующими событиями Его земной жизни. Так третья часть нашего исследования должна разъяснить значение искушений Иисуса Христа в пустыне, указать их нравственно-принципиальный и дидактический смысл и их отношение к другим событиям земной жизни Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

§ 8. Повествование евангелиста Луки из истории отрочества Господа Иисуса Из истории детства Господа Иисуса Христа евангелия передают о поклонении пастухов, обрезании Его, принесении во храм, поклонении волхвов и бегстве Его родителей с Ним в Египет. Все эти события, представляющие глубокий интерес во многих отношениях, не имеют значения для философии евангельской истории, потому что, во-первых, ниоткуда не видно, чтобы эти события имели влияние на характер общественного служения Иисуса Христа, и, во-вторых, что еще более важно, участие младенца Иисуса в этих событиях не было делом Его сознания и воли: они были с Ним, но Его воли не было в них. Иное нужно сказать о том единственном событии, которое сообщается в евангелии Луки из истории отрочества Иисуса Христа. После указанных событий детства Иисуса Христа, родители Его возвратились с Ним в Галилею, в город сбой Назарет. Отсюда каждый год они ходили в Иерусалим на праздник пасхи. Когда Ему было двенадцать лет, пришли они, по обычаю, в Иерусалим на праздник с Ним. Когда же, по окончании праздника, они возвращались, отрок Иисус незаметно для них остался в Иерусалиме. Проискав Его тщетно в пути, среди родственников, и возвратившись в Иерусалим, они чрез три дня нашли Его в храме среди учителей, беседовавших с Ним и дивившихся разуму Его и ответам. «Чадо, что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя», сказала Ему матерь Его. Он же ответил им: «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Они, заканчивает евангелист свое повествование, не поняли сказанных Им слов, а по возвращении в Назарет Он был в повиновении у них. Это событие с отроком Иисусом в Иерусалиме в высшей степени значительно потому, что в нем впервые обнаружилось самосознание Его, которым определялась вся общественная деятельность Его. Так как самосознание Господа Иисуса Христа лежит в основе Его призвания и необходимо предполагается, как вполне сложившееся, уже началом Его общественного служения, то исследователю евангельской истории должно остановить на нем свое внимание прежде, чем приступить к объяснению дела Христа, хотя вполне обнаружилась внутренняя жизнь Его только в Его делах и речах в течение общественного служения. К указанному же событию, в котором впервые проявилось самосознание Христа, следует приурочить изучение Его самосознания потому, что из позднейшей жизни Христа, до начала Его общественного служения, в евангелиях ничего не передается. § 9. Исключительность самосознания Христа по его соединению с богосознанием

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Глава 1 Кол.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат Кол.1:2 .  Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе Кол.1:3 .  Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас Кол.1:4 .  Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святых «Павел, апостол Иисус Христов волею Божиею, и Тимофей брат» «сущым в Колоссаех святым и верным братиям о Христе:» «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Поскольку колоссяне, быв увлечены обольстителями, возлюбили житие подзаконное, а сие показывало, что пришествие Господа почитали недостаточным для спасения, то Павел по необходимости и себя и Тимофея нарек апостолами Христовыми и присовокупил: «волею» ( δι θελματοζ), научая тем, что сие угодно также Богу и Отцу, и предлог δι употребил опять, говоря об Отце. «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда о вас молящеся», «слышавше веру вашу, яже о Христе Иисусе, и любовь, юже имате ко всем святым». Апостол засвидетельствовал об их совершенстве, сказав, что просиявают верою и любовию, потому что любовь объемлет собою все деятельные заповеди. Обычно же Апостолу умягчать наперед слух похвалами, а потом уже предлагать надлежащее учение. Посему и здесь сказал, что славословит в молитвах Бога за ту веру, какую имеют во Владыку Христа, и за ту любовь, какую продолжают оказывать ко всем единоверным. Кол.1:5 .  В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования Кол.1:6 .  Которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине «За упование отложенное вам на небесех». Делаете же сие, говорит Апостол, усердно, очами веры взирая на уготованное вам Царство Небесное. «Еже прежде слышасте в словеси истины благовествования» «сущаго в вас, якоже и во всем мире». О сем Царстве Божественное Евангелие возвещает вам, и не только вам, но и всем людям. Потом показывает Апостол и силу проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

протоиерей Николай Зефиров Соборное послание святого апостола Иуды Писатель этого соборного послания – Иуда брат Св. Иакова праведного, бывшего епископом церкви Иерусалимской. А так как Иаков праведный был по Иосифу братом Господа, то и Иуда приходится также братом Господу. Но по своей скромности и благоговению пред Господом, он называет себя только рабом Господа Иисуса Христа, подобно тому как Иаков праведный называет себя в послании тем же именем. Иуда, Иисуса Христа раб, брат      Иакова, такими словами начинает свое послание Иуда. Иуда брат Иакова не одно и тоже лице с Иудою Иаковлевым. Иуда Иаковлев был из числа 12 учеников Господа, а братья Господа по плоти не были в числе 12-ти и посему нельзя считать выражение Иаковлев за то, что этот Иуда (из 12) был брат Иакова, а вернее будет сказать, что Иуда из 12-ти имел своим отцом некоего Иакова. Иуда – писатель послания был один не из 12-ти, а из 70-ти учеников Господа. О жизни и деятельности его ничего неизвестно. Только судя по написанию послания можно думать, что он занимал видное положение среди христианского общества и был среди христиан не без авторитета. По преданию он был преемником брата своего Иакова по епископству в церкви Иерусалимской. По тому же преданию он дожил до времени Домициана. Других и больших сведений о жизни св. апостола Иуды предание нам не сохранило. Повод и время написания послания Поводом к написанию послания было, как мы видим из 4 ст. 1-й главы, появление в церквах Малоазийских еретиков и лжеучителей, которые, искажая учение о христианской свободе, прикрывали ею свою нравственную разнузданность и отрицали воплощение Сына Божия. Коротко учение этих лжеучителей (Валаамитов, Никоннитов и др.) таково: Мир создан не Богом, а низшими силами и находится во власти сатаны. Для того, чтобы ослабить над собою силу дьявола, нужно измозждать свою плоть, отсюда разврат, как спасительное средство в борьбе с дьяволом. Написано послание между 63 – 65 годами, по Р. Хр. Глава 1-я 1 ст. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, который был епископом церкви Иерусалимской, призванным, т. е. к вере во Иисуса Христа чрез Евангельскую проповедь, которые освящены Богом Отцом. Быть освященным, это значит быть очищенным от грехов, оправданным, следовательно, которые очищены от грехов самим Богом Отцом, оправданы им чрез искупительные заслуги Иисуса Христа; и сохранены Иисусом Христом, т. е. которые сохраняются самим Иисусом Христом. От чего? от греховной жизни и от власти дьявола ( Ин.10:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Глава 1 1Тим.1:1 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей. «Павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего». Апостол дает знать ученику, что не восхитил он апостольское звание, но получил повеление от Бога предлагать всем спасительную проповедь . Вместе же с Богом наименовал и Владыку Христа, показывая Их равночестие, и Бога назвал спасением, а Христа – упованием, не разделяя, сим имен и не усвояя того одному, а другому другого, но то и другое разумея о каждом; потому что и блаженный Давид то и другое приписал одному Лицу: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли» ( Пс. 64, 6 ). 1Тим.1:2 .  Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. «Тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол весьма кстати сочетал слово «вера» с именем, выражающим благоволение, потому что не природа, но вера сделала Тимофея сыном; уверовав в Божественную проповедь , удостоился он того, чтобы божественного Апостола назвать отцом. 1Тим.1:3 .  Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. 1Тим.1:4 .  И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. «Якоже умолих тя пребыти во Ефесе, идый в Македонию, да завещаеши неким не инако учити, ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере». Уверовавшие из иудеев, высоко думая о своем знании Ветхого Завета, уверовавшим из язычников предлагали некоторые вопросы, пытаясь уличить их в неведении словес Божиих и покушаясь убедить к соблюдению подзаконного образа жизни. Так, разбирали родословия от Авраама и Давида, входя в исследования, действительно ли от них родился Господь по плоти. Посему божественный Апостол повелевает чудному Тимофею заграждать таковым уста и им, искажающим правило учения, не дозволять сего, а другим наказывать, чтобы не внимали их пустословию. «Баснями» же назвал Апостол не самое учение закона, но иудейское толкование оного, называемое у них вторословием 1 , и учит, что излишние вопросы неразумны, а вера просвещает ум и открывает Божественное домостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1) Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, к тем, кто наравне с нами получил по жребию веру, по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2) благодать вам и мир да преисполнятся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3) Как Божественною силой Его даровано было нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Того, Кто призвал нас Своей славою и силою, 4) посредством которых даровал нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез сих сделались причастниками Божеского естества, убежав от сущего в мире растления похотью. 5) Вы же, прилагая всю заботу, добавляйте в вере вашей добродетель, в добродетели же ведение, 6) в ведении же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, 7) в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. 8) Ибо это, если оно у вас есть и умножается, ни праздными, ни бесплодными не оставит вас в познании Господа нашего Иисуса Христа. 9) Ибо кто не хранит сего, тот слеп и идет на ощупь, позабыв, что очищен от прежних преступлений своих. 10) Посему, братия, все более озаботьтесь, чтобы добрыми делами делать твердым ваше призвание и избрание; ибо так поступая, никогда не согрешите. 11) Ибо так изобильнее предоставлен вам будет вход в вечное Царствие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. 12) Для того я всегда начинаю увещевать вас о сем, хотя вы и знаете, и утверждены в настоящей истине. 13) Справедливым же почитаю, доколе есмь в этом шатре, возбуждать вас увещеванием, 14) будучи уверен, что скоро убран будет шатер мой, как и Господь наш Иисус Христос обозначил мне. 15) Буду же стараться, чтобы вы и после моей кончины часто бы имели об оном воспоминание. 16) Ибо мы не хитросплетенным басням последовав, сделали вам известными силу и присутствие Господа нашего Иисуса Христа, но были очевидцами Его величия. 17) Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу таким образом, что ниспал к Нему глас от великой славы: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». 18) И этот глас, принесенный с небес, мы слышали, когда были с Ним на святой горе. 19) И мы имеем самое твердое пророческое слово; обращаясь к коему, как к светильнику, сияющему во мраке, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, вы хорошо делаете; 20) сие уразумев в первую очередь, что всякое пророчество в Писании не подлежит толкованию по собственному разумению. 21) Ибо никогда пророчество не исходило по воле человеческой, но, будучи вдохновлены Духом Святым, говорили святые Божии человеки. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1) Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, всем святым, сущим во Ефесе, и верным во Христе Иисусе: 2) благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением во небесном, во Христе, 4) согласно с тем, как Он избрал нас в Нем прежде сложения мира, чтобы мы были святы и непорочны пред взором Его в любви. 5) Он же предопределил нас к усыновлению Себе, чрез Иисуса Христа, по расположению воли Своей, 6) в похвалу славы благодати Своей, в коей Он облагодатствовал нас в Возлюбленном Сыне Своем. 7) В Котором мы имеем искупление Кровию Его, оставление/прощение/грехов, по богатствам благодати Его, 8) которую Он изобильно преумножил в нас во всей мудрости и здравомыслии, 9) да сделает нам известным таинство Своей воли, по благоволению Своему, которое Он [прежде] положил в Нем, 10) в домостроительстве полноты времен, дабы все восстановить во Христе, все сущее на небесах и сущее на земле в Нем Самом. 11) В Коем же и мы удостоились призвания по жребию, предопределенные по замыслу Совершающего все по совету/решению/воли Своей, 12) дабы мы были к похвале славы Его, мы, которые прежде уповали на Христа. 13) В Коем и вы, когда услышали слово истины, благовествование вашего спасения, и в Коего уверовав, ознаменованы были Святым Духом обетования, 14) Который есть залог наследия нашего, для искупления приобретения, в похвалу славы Его. 15) Посему и я, услышав о вере вашей, что в Господа Иисуса, и о любви ко всем святым, 16) не перестаю благодарить за вас [Бога], творя поминание о вас в молитвах моих, 17) чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18) просветив очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и каковы богатства славы наследия Его во святых, 19) и каково есть наипаче превосходное величие мощи Его в нас, верующих по действию державы силы Его, 20) которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и поместив одесную Себя на небесах, 21) превыше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. 22) И все покорил под ноги Его, и Его дал, как Главу над всем, Церкви, 23) которая есть Тело Его и полнота Исполняющего все во всем. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сортировать по Исключить новости Великая Среда: сегодня Господь предается на страдания и смерть крестную Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. 17 апреля, 2006 Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Великая среда — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Закончив все вышеприведенные речи ученикам Своим, Господь предрек скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых только одним Еванг. Матфеем: “весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие”. Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (см. Иоан. 19:14): отсюда можно заключить, что слова эти были произнесены во вторник вечером или в среду. ПАСХА была самым главным и торжественным праздником у евреев. Праздновалась она в память чудесного избавления от еврейского “пейсах”, что значит: “прохождение”, “пощада” в память того момента, когда Ангел, погублявший египетских первенцев, видя кровь закланного агнца на дверных косяках и перекладинах еврейских домов, проходил мимо и таким образом щадил первенцев еврейских (Исх. гл. 12). В соединении с праздником опресноков, который начинался на второй день Пасхи, Пасха праздновалась 8 дней — с вечера 14-го по 21-е число месяца Нисана, соответствующего концу нашего марта месяца и началу апреля. В 10-й день Нисана отцы семейств должны были избрать по агнцу однолетнему, без порока, который и закалался в 14-й день, во дворе святилища, по надлежащем приготовлении, а затем испекался.

http://pravmir.ru/article_991.html

1) Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, 2) по предведению Бога Отца, в освящении Духом, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по великому Своему милосердию возродил нас к упованию живому чрез воскресение Иисуса Христа из мертвых, 4) к наследству нетленному и нескверному, и неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5) которые посредством силы Божией соблюдаются через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. 6) О нем же возрадуйтесь, немного теперь, если нужно, побыв скорбными, в различных искушениях, 7) дабы испытание веры вашей оказалось много драгоценнее золота (что огнем испытывается), обретется к похвале, и славе, и чести, и славе в откровении Иисуса Христа, 8) Которого, хоть и не видите, любите; в Которого ныне, хоть и не видя, веруете; веруя же, радуетесь радостью неизреченною и прославленною, 9) достигая цели веры вашей – спасения душ. 10) О коем спасении изыскивали и испытывали пророки, которые предсказали грядущую для вас благодать, 11) испытывая, которое или какое время обозначал в них Дух Христов, предвозвещая Христовы страсти, какие у Него будут, и последующие прославления. 12) Им открыто было то, что не им самим, а вам служило – то, что ныне было вам возвещено теми, кои благовествовали вам Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 13) Сего ради, препоясав чресла ума вашего, трезвясь, совершенно уповайте на ту благодать, что подается вам в откровении Иисуса Христа. 14) Как чада послушания, не сообразующиеся с похотями, бывшими в прежнем неведении вашем, 15) но, подобно призвавшему вас Святому, и сами будьте во всем поведении святы. 16) Ибо написано: «Святы будьте, ибо Я свят есмь» ( Лев. 11:44 ). 17) И если вы призываете как Отца Того, Который нелицеприятно судит по делам каждого, то со страхом проводите время пребывания вашего [на чужбине], 18) зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетного вашего образа жизни, преданного вам от отцов, 19) но драгоценною Кровию Христа, как Агнца непорочного и чистого, 20) предуведанного же прежде основания мира, явленного же в последние времена ради вас, 21) которые чрез Него стали верующими в Бога, Который воздвиг Его из мертвых и дал Ему славу, да будет в Боге вера ваша и упование ваше. 22) Души ваши очистив в послушании любви, в братолюбии, в простоте сердца все внимательнее любите друг друга, 23) возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Бога, Живущего и Пребывающего вовек. 24) «Ибо всякая плоть – как сено, и всякая слава человеческая – как цвет на сене: высохло сено, и цвет его опал. 25) Слово же Господне пребывает вовек» (ср. Пс. 101:12–13 ; Ис. 40:6–7 ). Сие же есть [то] слово, которое благовествовано среди вас. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ [греч. παρουσα - приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием» Иисуса Христа («явление Господа нашего Иисуса Христа» - 1 Тим 6. 14; «явление Господа Иисуса с неба» - 2 Фес 1. 7; «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» - Тит 2. 13; «пришествие Сына Человеческого» - Мф 24. 27, ср.: 1 Фес 2. 19; «Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных с силою и славою великою» - Мф 24. 30). В рус. богословской лит-ре часто используется калька с греч.- «парусия». Ветхий Завет о В. п. Ветхозаветная эсхатология изображает «последние времена» через широко распространенное библейское выражение «день Яхве». С помощью этого выражения обозначаются важные «посещения» или «явления» Бога, имеющие место в истории Израиля или в мировой истории. Если оно имеет культовое содержание и как таковое обозначает день молитвенно-благодарственного обращения к Богу, в этот день также вспоминается знаменательное историческое событие, во время к-рого Бог явил народу Свою силу и помощь. Т. о., «день Яхве» - это день «пришествия» или «вхождения» Бога в историю. Поскольку Божественное водительство осуществляется в мире постоянно, «днями Яхве» становятся фактически все судьбоносные события библейской истории. Таковы «день Мадиама» (Ис 9. 4), «день Изрееля» (Ос 1. 11) и др. «дни», в к-рые Яхве дарует израильтянам победу над их врагами (Суд 7. 15-25). Однако «дни Яхве» могут быть и днями «пламенного гнева» Господа (Плач 1. 12), вызванного нечестием Израиля, над к-рым Бог Сам совершает Свой праведный суд (Плач 2. 21-22). Рассеяние иудеев, вызванное разрушением Иерусалима, прор. Иезекиилем описывается как «день облачный и мрачный» (Иез 34. 12). Таковым он будет и для Египта из-за его «идолов и… лжебогов в Мемфисе», и для «беспечных Ефиоплян» (Иез 30. 13, 9). «Так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година народов наступает. …В тот день пойдут от Меня вестники… чтобы устрашить беспечных Ефиоплян, и распространится у них ужас, как в день Египта; ибо вот, он идет» (Иез 30. 2-3, 9). Бесчисленные бедствия, к-рые обрушиваются на Израиль, это, как правило, также «дни посещения» Господа за грехи народа (Исх 32. 34).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010