Сомовка. Нижнедевицкий Варваринский женский монастырь. Сомовский монастырь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Идея установить крест в деревне Сомовка Горшеченского района Курской области на месте, увы, утраченного Варваринского женского монастыря высказывалась давно. И авторов у нее было много. Это и благочинный Горшеченского округа протоиерей Василий Чепканич, и учитель сосновской школы Игорь Иванович Хаустов, и директор Горшеченского Краеведческого музея Лариса Юрьевна Подкопаева, и многие другие. Однако идея могла бы остаться несбывшейся мечтой, если бы за дело не взялись казаки. Возрождение казачества в районе началось недавно, но влияние казаков на общественную жизнь уже чувствуется. Казаки не стесняются говорить о своей вере, ходить в храм и брать благословение на добрые дела у священнослужителей. Тем самым они подают пример другим представителям сильной половины человечества, которые порой считают религиозную жизнь уделом женщин. Но, как сказал апостол, вера без дел мертва. Жажда деятельности во славу Божию и на пользу Отечества всегда была отличительной чертой настоящих казаков. А за тем, чтобы энергия верующих мужиков была направлена в нужное русло, следил духовник. С духовным наставником горшеченским казакам повезло. Им стал настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Болото протоиерей Андрей Ерега. Отец Андрей не только хранит в своей церкви знамя казаков. Он реально помогает им воцерковляться, ради этого дела становясь для казаков, как казак. По-апостольски. К слову сказать, отец Андрей был одним из первых, кто заговорил о необходимости установить крест в Сомовке. Поэтому доброе намерение казаков он горячо поддержал, позаботившись о том, чтобы освящение креста, состоявшееся 18 мая, стало настоящим церковным праздником. Май был выбран неслучайно. Именно в этом месяце 149 лет назад в Сомовке начала формироваться церковная община, позднее получившая статус монастыря. Его основательница вдова местного помещика Варвара Петровна Сомова завершила свою земную жизнь игуменией обители. До революции монастырь динамично развивался. В нем было около сотни монахинь и послушниц. Строились новые корпуса. Велась просветительская и социальная работа.

http://sobory.ru/article/?object=24838

Головище. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен в Головище в 1869 году. По сведениям историка А.П. Никулова, постройкой церкви руководил государственный крестьянин из села Каплино. (Имя его не указано). В 1877 году, согласно исповедной книге, в храме служили священник Петр Иванович Васильев и диакон на вакансии псаломщика Никифор Григорьевич Каницкий. К приходу относилось 112 дворов, в которых проживало 1011 человек. В начале XX века головищенский священник Алексий Александрович Недригайлов нес послушание духовника 4-го Старооскольского благочиннического округа. В храме ему сослужил псаломщик Михаил Григорьевич Рыболов. В начале 1930-х годов в Головище было 1 640 жителей. Храм еще возвышался над прочими сельскими постройками, но службы в нем уже не совершались. Официально церковь в Головище закрыли по постановлению властей 16 сентября 1937 года. Предварительно техническое состояние храма оценила группа экспертов в составе техника Ястребовского Райисполкома Маликова, техника РайЗО Дунаева и председателя сельсовета Сотникова. Они заявили вышестоящему начальству, что община верующих в Головище распалась еще в 1930 году и за прошедшие семь лет храм сильно обветшал. Наклонилась колокольня, начал разрушаться фундамент, местами обрушилась крыша. Да и просто храм стали тихонько растаскивать. На 8 июня 1998 года было намечено провести освящение начала строительства храма с участием Курского архиепископа Ювеналия (Тарасова) и главы администрации Горшеченского района И. Ильина. Закладной камень был освящен. Завезли бетонные блоки для фундамента.В Белгороде договорились приобрести относительно недорогой модульный храм, который можно было по частям перевести в Головище и быстро собрать. Определили даже маршрут перевозки, учитывая крепость мостов и высоту газопроводов. Но вскоре власть в районе переменилась, строительство храма в Головище было отодвинуто на далекую перспективу, а затем и вовсе оказалось погребенным. Однако для совершения богослужения у головищенского прихода имелся молитвенный дом. Состоятельных благотворителей для воплощения мечты о строительстве храма со стороны не нашлось, а местных сил хватило лишь на строительство часовенки над источником. сайт Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17385

Все это сметено вихрем революции. В последующую эпоху на территории монастыря советская власть готовила кадры механизаторов для колхозов. Немецкие оккупанты здесь обучали диверсантов. К началу XXI века от монастырских построек остался лишь склеп, в котором до 1917 года покоилось тело игумении Варвары (Сомовой), по всей видимости, перезахороненное ее потомками. За склепом и решили установить большой деревянный крест в память о разрушенном монастыре. Вокруг креста казаки расчистили большую поляну, на которой смогли разместиться все участники и гости праздничных торжеств. Большинство из них прибыли сюда Крестным ходом, начавшимся у плотины на въезде в деревню. В торжествах приняли участие девять священников. Чин освящения креста возглавляли благочинный протоиерей Василий Чепканич и духовник благочиния протоиерей Василий Афанасьев. После молитвенного благодарения Бога на поляне у новосооруженного креста звучали слова благодарности, обращенные ко всем, кто был причастен к состоявшемуся событию. Глава Горшеченского района Юрий Михайлович Амерев поблагодарил казаков за труды и передал в дар атаману Горшеченского Станичного Казачьего Общества Олегу Митрофановичу Кокареву икону святого великомученика Георгия Победоносца. Отец Андрей Ерега предложил провести сбор средств и написать добротную икону небесной покровительницы сомовского монастыря святой великомученицы Варвары. Директор Горшеченского краеведческого музея Лариса Юрьевна Подкопаева рассказала собравшимся о прошлом утраченной обители, история которой хранит еще много тайн. Праздник завершился выступлением ансамбля «Околица» и щедрой трапезой. Казаки радовались, как дети. Они установили не только крест, но и знак на входе в монастырь с предупреждением, что его территория охраняется казаками Горшеченского Станичного Казачьего общества. Радостные события в Сомовке привлекли внимание не только местной прессы, но и региональных корреспондентов телеканала «Союз». Их версию репортажа можно увидеть в эфире, в новостных блоках, или же на сайте телеканала.

http://sobory.ru/article/?object=24838

Церковь Тихона, Епископа Воронежского и Задонского — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Кулевка Горшеченского района Курской области. Архиепископ Дмитрий Самбикин в документах середины 1880-х годов отмечал: Тихоновская церковь в селе Кулевке, Нижнедевицкого уезда каменная с колокольнею, начата постройкою и окончена в 1869 году. Земли пахатной 33 десятины и усадебной. Два деревянных подцерковных дома. Прихожан 845 душ. Эти данные вступают в противоречие с трудами П. Никольского, который в 1900 году утверждал, что Тихоновская (деревянная) церковь была построена в 1892 году. В этот период в штате храма числились: священник Всеволод Михайлов и псаломщик Павел Долгополов. Церкви принадлежало 34 десятины пахотных земель. Приход насчитывал 247 дворов, в которых проживал 2061 человек. 19 августа 1940 года церковь в Кулевке была закрыта, однако, судя по всему, не надолго. Существуют данные, что до 31 октября 1945 года в церкви служил отец Тихон Недригайлов, после чего был переведен в Крестовоздвиженский храм села Кошары, что под Белгородом. Церковный совет кулевского храма обратился к архиепископу Курскому Питириму с ходатайством о назначении к ним настоятелем диакона Тихона Захарова (1903 – после 1978). Это ходатайство было подкреплено письменными отзывами Тихона Недригайлова и священника Вознесенской церкви города Нижнедевицка Михаила Пояркова, в которых они характеризовали кандидата самым положительным образом. 25 ноября 1945 диакон Тихон Захаров был рукоположен в сан священника к церкви в селе Кулевка. Весной 1948 года священник Тихон Недригайлов, ставший благочинным Рыльского округа, хлопотал перед архиереем о переводе отца Тихона Захарова в село Любимовку Кореневского района. Он писал, что в Кулевке Захаров «впал в крайнюю бедность и живет исключительно для оплаты непосильного подоходного налога». 31 марта 1948 г. архиепископ Курский Алексий удовлетворил просьбу и перевел отца Тихона Захарова в Любимовку. В 1949 году в церкви временно служил Михаил Попов. В 1950 должность настоятеля храма в Кулевке стала вакантной, и священник Тихон Захаров дерзнул обратиться к епископу Курскому Нестору с просьбой о возвращении. Просьба была удовлетворена 4 июля. Однако через год священник тем же архиереем был низведен на должность псаломщика. Причина – непогашение взносов. Отец Тихон сдал приходские дела новому священнику Иоанну Автономову, объяснил возникшую задолженность бедностью прихода, неблагоустроенностью церкви, плохой посещаемостью и сообщил, что «всегда болел за храм душою». Владыка перевел Тихона в село Бегощи Крупецкого района к Знаменской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=17393

В последние годы царствования императора Александра II заметно и в обществе и в духовенстве общее сомнение в близости этого разрешения. Духовенство, наученное опытом, не стало уже обольщать себя надеждами на скорое легкое избавление из своего бедственного материального положения и по-видимому снова помирилось с своей незавидной и неизбежной участью сословия, принужденного терпеть материальные нужды и лишения в своей жизни. 17 Число посторонних лиц, поступавших в духовное звание, ни за один год не превышало 91, а за некоторые годы и совсем не было случая поступления в духовное звание постороннего лица. 51 Архив Св. Синода. Опись дел. Выс. учр. прис. 104, ч. 1. Свод мнений епарх. начальств по вопросу об открытии дет. дух. путей для обеспеч. своего существ. на всех попр. гражд. деят. Мнения преосвящ. Владимирск., Воронежск., Вятск. и др.; комитетов: нижегородск., с.-петербургск., московск. и общего собрания благочин. Рижской епархии. 52 Там же, мнение преосв. Екатериносл., Кишиневск., Псковск. Тверск., и комит. Нижегородск. и Новгородск. 53 Там же, мнение преосвящ. Екатеринославск., Волынского; комит. Костромского и общего собрания благочин. Рижской епархии. 66 Напр., мнен. преосв. Вятского, Волынского, Рязанского дух. комит. Таврического, Нижегородского и др. 70 Мнен. преосв. Вятского, Симбирского, Тверского, Херсонского, Курганского, Пензенского, Псковского и др. 102 В своем кратком очерке мы не намерены рассматривать всех мнений по означенному вопросу, высказанных в тогдашней периодической печати, а коснемся только главных: этого совершенно достаточно, так как все они решают вопрос в том или ином смысле, указанном нами в нашем разборе, и изложение всех их было бы только лишним повторением одного и того же. 104 Впоследствии, с появлением полемической статьи в Православном Обозрении «Моск. Ведом.», заявляли, что им ложно приписаны мысли о закрытии дух. академий, что они только выражали желание, чтобы дух. академии примкнули к университетам в качестве богословских факультетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стараниями помещика Алексея Тимофеевича Якубинского. Каменная, с деревянной колокольней, оштукатурена внутри и снаружи, ограда вокруг церкви каменная построена вместе с церковью. Расстояние до Харькова 129 в. от ближайшего почтово-телеграфного отделения с. Тростянец - 4 версты. Земли пахотной 33 десятины. прихожан м.п 375 д. и ж.п. 370 д. Священник по штату не положен, обслуживает приход священник Благовещенской церкви с. Тростянец, школы и попечителей нет, к церкви относится хутор Машково. Церковный староста крестьянин Иван Крупчан с 1903 г. В нынешнем храме хранится: Евангелие Л.п. 1650 г., цветная Триодь Ч п. 1685 г., Молитвослов М.п. 1689 г., требник «святой памяти Петра Могилы, митрополита киевского», Л.п. 1699 г., Октоих М.п. 1727 г., Часослов К.п. 1742 г. В ней один престол по имени Архангела Михаила, праздновался 8 ноября. До 1914 г. была приписана к Благовещенской церкви села Тростянец. Указом Синода от 12 сентября 1914 г. за No 15310 обращена в самостоятельную. По штату принадлежит священник и псаломщик. Зарплата священника 300 руб., псаломщика 100 руб. Пахотные земли сдаются в аренду за получаемый доход в 250 руб. в год. Церкви принадлежит деревянная, обложенная кирпичом, сторожка в ограде церкви и каменный дом священника, построен Юлием Леопольдовичем Кенигом, что также принадлежит церкви. В 1914 г. в храме священник Евгений Петрович Архангельский, псаломщик Иван Васильевич Капустянский, староста Ермолай Данилович Таран. На 1914 г. прихожан из Радомли и хутора Машково - 995 душ. Священники Архангело Михайловской церкви: 1732 г.- Макарий Иванов; 1753 г.- Афанасий Якубович; 1807 г. - Ладенков Гаврил Емельянович; 1848 г.- Григорий Левицкий; 1858 г. - Михаил Гнедич; 1898 г.- Федоров Василий Александрович, Архангело-Михайловская церковь с. Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с. Тростянец; 1898 г. - Яновский Александр Васильевич, Архангело-Михайловская церковь с. Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с.

http://sobory.ru/article/?object=58989

Син. 1862 г. март. 2 дн.). ß) Кроме обычных крестных ходов, устроять вновь без разрешения епархиального начальства запрещается (Инстр. Благочин. § 21) 172 . Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиной, чтением и пением приятным и пр., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. Дух. Конс. ст. 34 и 35). В крестных ходах запрещается священнослужителям разговаривать между собой и раскланиваться сс знакомыми (Ук. Син. 1830 г. апр. 28 дн.) 173 . γ) Молебные пения отправляются во всякое время в домах прихожан по их желанию, или в церкви в известное время и по известному случаю. Молебны по случаю рождений и тезоименитств членов императорского дома, кроме дней собственно императорских и государя наследника, могут быть отправляемы в ближайшие воскресные дни (Ук. Син. 1862 г. март. 2 дн.). Когда высокоторжественный день – восшествие государя императора падает на какой-либо из дней первой недели Великого поста, то молебствие о восшествии государя императора на престол должно быть отправляемо в неделю Православия и притом там, где совершается молебствие Православия, торжество православия должно быть отправляемо пред литургией, а молебствие о восшествий на престол – после литургии (Ук. Син. 1857 г. янв. 28 дн.). Равным образом, если день рождения государя императора приходится в Страстную седмицу, то празднование этого дня должно быть перенесено на понедельник Святой недели (Ук. Син. 1861 г. март. 18 дн.). Молебны по случаю особых событий в Императорской фамилии могут быть совершаемы и до получения указа Св. Синода, вследствие требования гражданского начальства, когда, последним получено будет извещение прежде; но в таких случаях гражданское начальство должно сообщать церковным причтам надлежаще засвидетельствованные копии с полученных ими телеграмм (Ук. Син. 1867 г. 23 февр. 10). При совершении молебнов в таких случаях, должно применяться к общей форме и событию, по которому совершается молебен (там же, пунк. 3). По получении потом указа Св. Синода об этом же событии, молебен не отправляется, если он был прежде отправлен. О затруднениях, могущих встретиться по поводу этого, немедленно доводится до сведения Св. Синода (там же пунк. 4 и 5). За опущение служения царского молебна в назначенный день, виновные подвергаются строгому или простому выговору (Ук. 1876 г. апр. 10 12618).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Отец (Акт. Истор. т. IV, 174). В конце XVII столетия, в 1674 году соборной грамотой патриарха Иоакима священные изображения, печатанные на бумажных листках, особенно сделанные неискусно, воспрещено было продавать на торгах и употреблять их вместо икон в домах или церквах (Истор. Акт. т. IV, 200). Иконопись представляла также предмет особых забот великого преобразователя русского Петра Первого. В 1722 году по его повелению Святейшим Синодом в конференции с Сенатом составлены были особые предположения о церковном письме. Предложено было: 1) епархиальным архиереям вменить в особую обязанность заботиться об улучшения иконописания и допускать в церковь только иконы хорошего и правильного письма; 2) учредить особого главного надзирателя, супер-интенданта, над всеми иконописцами, которые обязаны повсюду представлять этому надзирателю свои опыты и не иначе, как с его позволения, пускать их в продажу; 3) под начальством супер-интенданта по городам —61— поставить низших надзирателей для испытания иконописцев, без чего к иконописи не допускать; 4) запретить делать иконы резные и отливать из металлов, кроме распятий и барельефов, и то на высоких местах храма; 5) не дозволять писать одни символические изображения вместо лиц или изображаемых напр. агнца вместо Спасителя (Полн. собр. закон. 4079; ср. 4154). Указанные постановления несколько раз подтверждались и в настоящее время сохраняют за собой силу действующего права: не видно только, чтобы было исполнено предписание об учреждении главных и низших надзирателей за иконописцами, за которыми теперь должны наблюдать благочинные (Инструк. благочин., пункт 7-й). Надзор же за литографированием икон, по общему правилу, подлежит духовной цензуре. Здания, назначаемые для общественного христианского богослужения, делаются церквами или храмами только чрез особый акт – религиозное освящение. Закладка или основание церкви сопровождается особыми обрядами, молитвами и водружением креста под главной частью или алтарём; а само освящение состоит главным образом в помазании её стен снаружи и внутри св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Инстр. Благочин. подробно перечисляются книги, которыЙ должны быть при каждой церкви, как необходимые к руководству священникам и к наставлению прихожан, как-то: Библия , Православное Исповедание Петра Могилы , Грамматы об учреждении Св. Синода с исповеданием Веры Восточных патриархов, Творения Св. Отцов в русском переводе, Четьи-Минеи, Пролог, Катехизис пространный и краткий и книги, указываемые начальством, как полезные для увещания раскольников и обличения неправых раскольнических толков (Прим. к § 1). Для сей же цели Св. Синод при Указе от 15 февр. 1832 года разослал список книг, составленный преосвящ. Григорием архиеп. Тверским, с предписанием завести при каждой церкви библиотеки и выписать означенные в том списке книги. В списке этом поименовано 38 книг, именно: 1) Библия , 2) св. Амвросия Медиоланского о Должностях; 3) Его же о Покаянии и некоторые поучительнае слова; 4) Его же избранные поучительные слова; 5) Св. Василия В. Богоугодных трудов 4 части; 6) Св. Григория Назианзина поучительных слов 2 части; 7) Св. Ефрема Сирина разные поучительные слова; 8) Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Ев. Матфея и Иоанна, на кн. Деяний св. апостолов и на 14 Павловых посланий; 9) Св. Игпатия Богоносца послания к верующим во Христа; 10) Св. Иоанна Лествичика Лествица, возводящая на небо; 11) Св. Иоанна Дамаскина Богословие или Обстоятельное изложение прав. христ. веры; 12) Св. Иустина Мученика Разговор с Трифином иудеянином об истине христианского закона; 13) Св. Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии; 14) Его же о Церковном священноначалии; 15) Св. Кирилла Иерусалимского Огласительные и Тайноводственные поучения; 16) пр. Макария Египетского слова; 17) Его же Беседы о христианском совершенстве; 18) Бл. Августина Единособеседование души с Богом·, 19) Его же святые и душеспасительные размышления; 20) Его же Таинственное богословие; 21) Благовестник или толкование на 4 Еванг. Феофилакта Болгарского ; 22) Жития св. или Четьи-Минеи; 23) Пролог или Синаксарий; 24) Св. Димитрия Ростовского полное собрание сочинений; 25) Полное собрание сочинений Тихона Воронежского; 26) Собрание поучительных слов в св. четыредесятницу Илии Минятия ; 27) Православное исповедание веры Петра Могилы ; 28) Катехизис православно-восточной Греко-Российск. Церкви; 29) О должностям пресвитеров приходских; 30) Наставление правильно состязаться с раскольниками; 31) Увещание на раскольников; 32) Начертание церковно библейской истории; 33) Начертание церковной истории от библейских времен; 34) Ответы Никифора архиеп. Славенского на вопросы, предложенные ему старообрядцами; 35) Известие о возникшей в Польше Унии, соч. Каменского, 36) О служении и чиноположении православн. Церкви; 37) Кормчая книга и 38) Духовный Регламент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Когда-то на стенах летней части храма висели очень старинные иконы «житие святого» и «двунадесятые праздники» предположительно начала 18 в. Их выкрали вместе с серебряными сосудами в 1990 г., годом позже 2 старинных колокола висевшие под потолком фасадного крыльца были сняты и перевезены в село Посёлки Кузнецкого района. В селе существовала церковно-приходская школа, законоучителем был всегда священник. При библиотеке было 50 томов Евангелия, 6 томов библии, 35 псалтири. Некоторых преподавателей присылали из Пензенской духовной консистории. Настоятели и старосты вели метрические и амбарные книги, куда записывались все важные события приходской и общественной жизни. Известно также, что с 1839 по 1903 гг. при храме велись «исповеднические расписки». Интересно отметить годы служения протоиерея Феодора Потоцкого (1982-1989). При нём храм начал благоукрашаться, в 1988 г. на юбилейных торжествах в г. Пензе Космо-Дамиановскому приходу вручили почетную грамоту за большой вклад в фонд мира. Космо-Дамиановский храм. Памятник архитектуры 19 века (1897 г.). Архитектор Алексей Евгеньевич Эренберг. Церковь изначально имела три святых престола. Центральный – праздника Покрова Божией Матери, правый – Св. бессребреников Космы и Дамиана, левый – Святой Троицы. Святой престол в центральном алтаре освящён 12 апреля 1962 г., повторное после открытия, Архиепископа Феодосием (Погорским). Святой престол в правом алтаре освящён священническим чином, благочинным Кузнецкого округа протоиереем Авраамием Михайловым в 1947 г. Алтарь Святой Троицы восстановлен в 2005 г., канонического Престола пока нет. В период существования храма в нём служили и подвизались следующие священнослужители: свящ. Василий Пламеневский 1820-1870 гг., благочин. прот. Пётр Миронесицкий, свящ. Василий Студентов 1864-1930 гг., свящ. Николай Иваницкий 1932 г., монахиня Артемия Чебакова, миссионер свящ. Симеон Магнусев 1911 г., диак. Алексий Чистов 1920 г., монахиня Нектария Полежаева, благочинный прот. Авраамий Михайлов, монахиня Евдокия Акимова, свящ. Иоанн Троицкий, свящ. Николай Швербицкий, свящ. Николай Оболенский, свящ. Иоанн Работкин, прот. Ермолай Азрапкин, свящ. Николай Швед, свящ. Кирилл Палий, свящ. Леонид Евстратов, свящ. Николай Лентовский, свящ. Фёдор Потоцкий, свящ. Николай Путицев, свящ. Василий Уралев, свящ. Алексий Фадеев, прот. Николай Гудков (иеромонах Феофан), дьякон Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=02701

  001     002    003    004    005    006    007