Город-крепость Греми. Общий вид Город-крепость Греми. Общий вид В нач. XVII в. положение резко изменилось. После опустошительных походов персид. шаха Аббаса I в 1614-1616 гг. села и города К. были практически уничтожены, более трети населения погибло или было угнано в Иран. Особенно сильно пострадала пуст. Гареджи, большинство обителей которой были разорены. В 1616 г. здесь было замучено ок. 6 тыс. (по др. версии, ок. 600) насельников гареджийских монастырей ( Гареджийские преподобномученики ). Персид. шахи пытались исламизировать страну: управление К. было передано кызылбашам, в обществе насаждались персидские обычаи, на территорию К. были переселены тюркские кочевые племена, поощрялись разбойничьи нападения лезгин на грузинские села. Церковная жизнь в XVII в. замерла. Лишь на рубеже XVII и XVIII вв. настоятель Давидгареджийской лавры прп. Онуфрий Гареджийский (Мачутадзе) (1690-1712) построил ц. во имя Петра и Павла в Сагареджо. Церковь Пресв. Богородицы в сел. Манави. 2-я пол. XVIII в. Церковь Пресв. Богородицы в сел. Манави. 2-я пол. XVIII в. Кахетинские Багратиони - принявшие ислам царь Давид II (Имамкули-хан), к-рому персид. шах вернул трон в 1703 г., и вслед за ним царь Константин II (Махмадкули-хан) - в первую очередь пытались отвоевать Чар-Белакани, где были сосредоточены основные силы лезгинских племен и откуда осуществлялось руководство набегами на К. Они предприняли неск. походов, закончившихся поражением; после этого «усилились чарцы и построили укрепления, потом выступили и заняли окрестности (Чари.- Авт.) и стали еще больше нападать, разорять, захватывать пленных, опустошать и убивать в Гагмахари и Кахети беспрерывно... Потом захватили Элисени и начали свои походы и опустошили многие села так, что Имамкули-хан оставил Карагаджи и дворец свой устроил в Телави и Манави (село, ныне в Сагареджойском муниципалитете.- Авт.) и зимой пребывал там, а летом - в Магаро (село, ныне в Кварельском муниципалитете.- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 612). Царь Картли-Кахети Ростом. 1654 г. Рис. Кристофоро де Кастелли из кн.: L’Eglise Georgienne des origines jusofu’et nos jours. R., 1910

http://pravenc.ru/text/1683949.html

С. 568). По утверждению алавердских законников, с 1466 г. алавердели получили право окормлять земли, лежащие восточнее р. Штори до Хидискури (около Греми): Напареули, Енисели и Греми (Прошение Николая Алавердели от 1 марта, 1784 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 614; Постановление Ираклия II от 1784 г. о пастве алавердели и некресели//ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В греч. фресковой надписи 1577 г. на зап. стене ц. Архангелов в Греми правящим архиереем также назван еп. Алавердский Николай ( Каухчишвили. 2004. С. 322). Однако Некресские епископы, ссылаясь на древние документы, в к-рых в качестве зап. границы Н. е. была указана р. Штори, отстаивали свои права; царь Картли-Кахети Ираклий II (1762-1798) неоднократно предписывал архиереям Вост. Грузии разрешить спор о границах Алавердской епархии и Н. е. (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709), но из-за недостатка документов окончательное решение так и не было вынесено. К кон. XVIII в. спорные территории, в т. ч. с. Напареули, окормлял некресели (ПГП. 1974. Т. 5. С. 263). Ок. 1800 г. Греми вышел из юрисдикции Некресских архиереев. Грамотой от 5 дек. 1800 г. царь Картли-Кахети Георгий XII объявил Греми и принадлежавших городу крестьян царскими и предписал еп. Некресскому Амвросию «вернуть» паству гремскому свящ. Павлу (ПГП. Т. 8. С. 698-699). С др. стороны, не все земли, находившиеся на территории Н. е., окормлял некресели. Согласно дарственной грамоте XIII-XIV вв., некий Адвас-дзе пожертвовал с. Варцана (селение на территории совр. с. Шилда) мон-рю Додос-Рка в Гареджи (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 12-13). Поскольку мон-ри пуст. Гареджи в основном имели статус ставропигиальных, их территории и имущество находились в ведении католикоса-патриарха Грузии (позже - католикоса-патриарха Вост. Грузии): мон-рь Варцанской Богоматери в с. Шилда; сел. Ведзис-хеви «вниз до Белой скалы»; сел. Пашаани; «виноградники и семь дымов крестьян» в Гавази; крестьяне и торговцы в Греми, Гвердисдзири, с. Думасубани, Шеноантубани, Тогаани, Кахисубани, Гиоргицминда, Гогани, Гелисубани, Корети, Сепорис-геле, Бицкинтелисгеле, Пашаани, селище Джвара (Дарственная грамота царя Кахети Левана мцхетскому Светицховели, 1535 г.// Какабадзе.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Усанети с колокольней), Греми (ц. Кочистави), дворцовый комплекс Самеба (во имя Св. Троицы) в городище Греми. Мн. церкви относятся к зальному типу; некоторые были украшены стенной росписью. На окраинах Н. е., в горных районах Юж. Дагестана, процесс христианизации протекал медленно. По описанию анонимного историка царицы св. Тамары, жители этого края, дидойцы, «поклоняются какому-то невидимому черту, а некоторые - черной, без метки, собаке»; иногда они восставали против центральной власти Грузинского царства (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 111; То же. 2008. С. 291). На рубеже XIV и XV вв. Кахети, как и вся Грузия, жестоко пострадала от набегов Тамерлана. Историк XVII в. Парсадан Горгиджанидзе писал об этом: «Тюрки... вторглись в Кахети. Всех, кого нашли, перебили, церкви разрушили, сады и виноградники вырубили, дома сожгли, а с ореховых деревьев содрали кору... Кахети... была опустошена» ( Парсадан Горгиджанидзе. 1990. С. 42-43). На территории Н. е. помимо других были разрушены г. Ареши и комплекс Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в Греми. После распада Грузии (кон. XV в.) на территории Кахети образовалось независимое царство. На протяжении XVI в. оно переживало экономический и культурный подъем. Для Н. е. показательными являются слова царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) об этом времени, обращенные к рус. послам: «В старину, бывало, от Кремля (Греми.- Авт.) до Загени, Базар тож (Базари, Бахтало, ныне в Закатальском р-не, Азербайджан.- Авт.), сходилося шелку 1000 вьюков и мы посылывали в Ерусалим и в Святые горы милостыню вьюков по 20-ти и по 30-ти; а у себя было много и сосудов, были золотые и серебряные» (Материалы по истории… 1937. С. 390). При царях Кахети Георгии I (1466-1476), Александре I (1476-1511), Леване (1520-1574), Александре II (1574-1605) по всей Кахети, в т. ч. в Н. е., восстанавливались разрушенные и строились новые церкви и мон-ри, прежде всего в столице царства Греми: купольная (XV-XVI вв.) и зальные церкви (XVI-XVII вв.) в торговом квартале, ц.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Кахети в XV–XVIII вв. На протяжении XVI в. цари К. Александр I, Леван и Александр II не принимали участия в борьбе картлийских царей с иранскими и турецкими завоевателями. Добровольным подчинением и выплатой дани они спасли царство от разорения. Население К. быстро возрастало, развивались торговля и сельское хозяйство, появлялись новые города (Греми, Базари). Возобновлялись разрушенные и строились новые храмы и монастыри: Ахали-Шуамта, ц. во имя Архангелов в Греми, церкви Шихиани (в честь Воскресения Господня) и Квирацховели (Животворящего Воскресения) близ Чикаани (обе ныне в Кварельском муниципалитете), колокольня мон-ря Ниноцминда и др.; мн. церкви были украшены росписью. В колофоне груз. свода летописей «Картлис Цховреба» (список царицы Анны: НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) указано, что «царица цариц» Нестан-Дареджан, ее сын царь К. Александр I и царица Анна «были больше всех царей и князей Грузии верующими строителями храмов» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 363-364). На фресковой надписи церкви в Греми правитель К. Леван, уподобленный царю Грузии св. Давиду IV, назван Агмашенебели (Строителем). Цари К. возобновили дарственные грамоты Светицховели. В 1503 г. Александр I подтвердил права мцхетского собора над пуст. Гареджи, определил ему половину доходов от монастырей Гареджи и пожертвовал села в пров. Эрцо: Ахалшени, Кахисубани (Кахтубани) (близ Гурджаани), Нодокра, Горана и др. ( Жордания. 1897. Т. 2. С. 319). В 1579 г. царь К. Александр II подтвердил права Светицховели, полностью или частично, на 150 сел и мон-рей К., в т. ч. на мон-ри Квавистави (ныне близ с. Сартичала), Мартвили, Ванта (близ Телави), Варцана (в сел. Шилда), Бочорма, Ануши, Джвари; церкви Ражиани (св. Раждена в Уджарме?), Светицховели в Тианети, Чиабери, «воздвигнутую Давидом Строителем» (Гурджаани?); крепости Килмати (ныне Русиани), Верена (ныне Верона), Сапсите и Модамнахе (близ Телави); села Кахисубани, Лагодехи, г. Греми и др. В грамоте не упоминаются мон-ри Гареджи (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197-202). Цари К. щедро жертвовали средства также на нужды груз. обителей на Св. земле. Так, царь Леван (1520-1574) выкупил у турок «места Страстей Христовых... и отстроил заново мрамором Гроб Христов и Голгофу», и «стали христиане праздновать в Сионе, на святой Горе Господней» ( Тимофей (Габашвили). 1983. С. 539, 551). В Иерусалиме представители княжеского рода Чолокашвили Бежан и Баадур восстановили «монастырь святых Феодоров» () - обитель во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Феодора Тирона близ здания Патриархии (1-я пол. XVI в.), царица Елена († 1695) - мон-рь свт. Николая (Там же. С. 541, 542). Цари К. Леван и Александр II оказывали значительную помощь мон-рю Филофея на Афоне .

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕМИ Греми [груз.- ], древняя столица (1466-1616) груз. царства Кахети. Расположен между совр. городами Телави и Кварели, у подножия хребта Самеба (Св. Троицы; юж. отрог Б. Кавказа), в Алазанской долине, в месте впадения небольшой р. Болиа в р. Инцоба (левый приток р. Алазани). Предположительно эти территории были заселены в эпоху поздней бронзы. Г. был основан царем Кахети Георгием I (1466-1476; он же последний царь единой Грузии Георгий VIII; 1445-1466) и разрушен во время нашествий (1614-1617) иран. шаха Аббаса I. В XV-XVI вв. Г. являлся не только политико-адм. и экономическим, но и культурно-просветительским центром Кахети. Среди населения до сих пор бытует предание, что в Г. существовала академия, подобная Гелатской (см. ст. Гелати ). Здесь по заказу царицы Анны (супруги кахетинского царя Александра I) был создан «Анасеули» - список груз. летописи Картлис Цховреба , написана хроника истории Кахети (не сохр.). В Г. старший сын Александра II, царь Давид (1601-1602), перевел с персид. поэму «Калила и Димна», началось поэтическое творчество груз. царя Теймураза I, писавшего о красоте Г. После разрушения города шахом Аббасом поэт Парсадан Горгиджанидзе описал это событие по заказу царя Картли-Кахети Ростома (1648-1656). Г. (площадь города ок. 50 га) по социально-экономическому принципу был разделен на 4 части (сохранившиеся руины городища и архитектурный ансамбль изучены частично). Наиболее древний район, возвышающаяся над городом цитадель («царский квартал»),- естественный архитектурный центр Г., расположенный на искусственно отделенном от скалы высоком холме. За крепостной стеной находится единый архитектурный ансамбль построек, сформированный гл. обр. в правление царя Левана (1520-1574), к-рый особое внимание уделял реставрации, строительству и росписи храмов, что имело большое политическое значение в условиях соседства с мусульм. странами: Ираном с востока и Турцией с юга. Центральный комплекс Г. составляют ц. св. Архангелов (1565), жилая резиденция царя - 3-этажный 4-угольный дворец-башня (до 60-х гг. XVI в.) с надстроенной позже 6-гранной колокольней с открытой аркадой, частично сохранившиеся хозяйственные постройки (винохранилища, давильни и др.). К северо-востоку от цитадели, у подножия холма, на территории между левым берегом р. Болиа и правым берегом р. Инцоба расположен «квартал знати». Первоначально здесь селились городские жители, с 60-х гг. XVI в. район стал застраиваться дворцами царей (сначала Левана, затем Александра II (1574-1605) и Теймураза I), а также жилыми и парадными домами знати, палатами-дарбази, объединявшими под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, банями, были устроены фонтаны, павильон для развлечений, разбит царский сад.

http://pravenc.ru/text/166445.html

Царь Картли-Кахети Ростом. 1654 г. Рис. Кристофоро де Кастелли из кн.: L’Eglise Georgienne des origines jusofu’et nos jours. R., 1910 В 1724-1735 гг. в К. владычествовали турки. Лезгины беспрепятственно грабили страну, семья царя Константина II укрывалась в горах Тушети. В 1736 г. брат Давида II царь Теймураз II, заключив кратковременный союз с персами, освободил К. от турок и совершил несколько походов против дагестанцев и лезгинских племен. персидский правитель Надир-шах Афшар (1736-1747) утвердил Теймураза II в К., а затем пожаловал ему Арагвское и Ксанское эриставства. В 1744 г. на трон К. взошел сын Теймураза II последний кахетинский царь Ираклий II . После смерти отца в 1762 г. он объединил царства Картли и К. в одно государство - Картли-Кахети (подробнее см. в ст. Картли ). Во 2-й пол. XVIII в. в К. была возобновлена городская жизнь (Телави, Сигнахи), были построены храмы Гвтаеба в сел. Ахатели (ныне в Телавском муниципалитете), Пресв. Богородицы в сел. Манави, Квашвети в Гурджаани, Самеба (Св. Троицы) в Мелаани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), являющиеся примерами поздней средневековой грузинской церковной архитектуры. В 1758 г. в Телави открылось ДУ, которое в 1782 г. было преобразовано в ДС. Важным центром просвещения стал монастырь Марткопи. В XVI-XVIII вв. произошли коренные изменения в епархиальном делении К. Доминирующей стала Алавердская епархия, в кафоликоне мон-ря Алаверди была устроена усыпальница царей К. Паства алавердели значительно расширилась за счет христиан Некресской епархии. Спор шел за право окормлять население, проживающее восточнее р. Штори: в Напареули, Энисели и Греми (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709; Там же. 1981. Т. 7. С. 614). В документе того времени представители алавердели приводили Некресскому архиерею следующие аргументы: «Коль сделали цари епископа Алавердского первым среди кахетинских архиереев и паству его определили, то выше Хидискури (близ Греми?- Авт.) все за алавердели оставили» (ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В надписи 1577 г. из ц. Архангелов в Греми «пастырем столицы Кахети» был назван епископ Алавердский. К 40-м гг. XVIII в. алавердели владели территориями Харчашнийской епархии и окормляли жителей Тушети ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 554). В кон. XVIII в. алавердели именовался католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони) . Вторым среди архиереев К. считался бодбели: в Бодбе короновались цари К. Ниноцминдели, бодбели, самебели (кацарели) и руствели претендовали на право окормлять насельников монастырей пуст. Гареджи. К сер. XVI в. в связи с переселением лезгин и исламизацией коренного населения была упразднена Курмухская епархия. Границы Некресской епархии на востоке сократились до с. Гавази, на севере из епархии вышли территории Дидоети.

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Т. 3. С. 929). Вскоре по приказу Теймураза II и с разрешения еп. Алавердского некресели Иоанн получил право облачаться в виссон (Там же. С. 755). Митр. Иоанна в документах называли «митрополитом Некресским и отцом Давид Гареджи» (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 361, 366, 373). Митр. Иоанн вел тяжбу с епископом Ниноцминдским, который окормлял пуст. Гареджи, за владение с. Акура ( Жордания. 1903. С. 97). Сохранилась грамота, в которой епископ Ниноцминдский Иосиф просил прощения у митр. Иоанна за всю причиненную «несправедливость» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 814-815). В 1746 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) присоединил к разоренной Н. е. Греми с паствой ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). После этого митр. Иоанн стал называться «епископом Некреси-города и города Греми и архимандритом Великой лавры Гареджи» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 804). В последний раз некресели Иоанн упоминается в документах, датируемых нач. 1751 г. (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 387; Там же. 2011. Т. 2. С. 783). В том же году его перевели на Бодбийскую кафедру: в купчей грамоте от 11 нояб. 1751 г. и дарственной грамоте царя Картли Теймураза II (1744-1762) от 24 апр. 1753 г. Иоанн назван уже бодбели (Бодбийским архиереем) и отцом пуст. Давидгареджи (Там же. 2008. Т. 1. С. 389, 392-393). В 50-х гг. XVIII в. Некресскую кафедру занял еп. Досифей (Черкезишвили) . Впервые он упомянут в 1758 г. в связи с освящением уч-ща во имя свт. Василия Великого в Телави (Описание груз. рукописей. Т. 1. 1946. С. 55). Вскоре еп. Досифей учредил начальное уч-ще в Некреси. Царь Ираклий II так писал ему об этом: «В каком положении находится училище, знаете, что мне очень будет приятно, если Вы будете заботиться о нем усердно» ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). Некресели еп. Досифей и его преемник - еп. Амвросий (Микадзе) (1794-1811) являлись видными церковными деятелями, оставившими существенный след в развитии культурной жизни Грузии кон. XVIII - нач. XIX в. Большое внимание они уделяли распространению грамотности и упрочению моральных устоев, подьему патриотического духа.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Георгия Святогорца (с. Дзегви, Мцхетский р-н, жен., основан в дек. 2001 при детском доме); Махата, Иверской иконы Божией Матери (г. Тбилиси, гора Махата, муж., основан в 2002); Преображения Господня (г. Тбилиси, гора Табори, муж., основан 7 сент. 2002); Марткопский, Всех грузинских святых (с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан 5 окт. 2004); Кумиси, Св. Троицы (с. Кумиси, Гардабанский р-н, жен., основан в 2005). Некресско-Эретская, митр. Сергий (Чекуришвили). Мон-ри: Некреси, Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, Кварельский р-н, муж., основан в VI в., возобновлен в 2000); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, Кварельский р-н, муж., основан в 1565 кахетинским царем Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999); Кварельский (Дуби), Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, жен., основан в 2000); Лагодехский, св. Варвары (г. Лагодехи, жен., основан в 2000); Лагодехский, Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, жен., основан в 2002); Кахи, св. Георгия (г. Гах (Кахи), Азербайджан, муж., основан в 2002). Никозско-Цхинвальская, митр. Исаия (Чантурия). Мон-ри: Сабацминда, прп. Саввы Освященного (с. Сабацминда, Цхинвальский р-н, муж., основан в X в., возобновлен в 1997); Никози, св. Раждена первомученика (с. Земо-Никози, Горийский р-н, муж., основан в 1995); Ахалгорский, Успения Пресв. Богородицы (пос. Ахалгори, жен., основан в 2000); Икоти, св. Алексия (Шушания) (с. Икоти, Ахалгорский р-н, жен., основан в 2002). Никорцминдская, архиеп. Елисей (Джохадзе). Мон-рь: Челиши, Успения Пресв. Богородицы (в 4-5 км от с. Никорцминда, Амбролаурский р-н, муж., основан не позднее XI в., возобновлен в 60-х гг. XVI в. имеретинским царем Георгием II, вторично возобновлен в 2000). Ниноцминдско-Сагареджойская, еп. Евфимий (Лежава). Мон-ри: св. Давида Гареджийского (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1923, возобновлен в 90-х гг. ХХ в.; находятся мощи прп. Давида Гареджийского и его учеников, преподобных Лукиана и Додо); св. Иоанна Крестителя (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1921, возобновлен в 2000); Ниноцминда, св. Нины (с. Ниноцминда, Сагареджойский р-н, жен., основан в 1990); Патардзеули, св. Рождества Пресв. Богородицы (с. Патардзеули, Сагареджойский р-н, муж., основан в 1999); Хашми, Св. Троицы (с. Кацарети, Сагареджойский р-н, муж., основан в 2005).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Картлис Цховреба на грузинском языке, стр. 113. 116 Исход дела действительно оказался крайне неблагополучным для Константина. Господь попускает совпадения подобного рода, примеры чего мы видим в Священном Писании, это нисколько не говорит об истинности языческих книг: Если восстанет среди тебя пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он сказал тебе, говоря: " пойдем и послужим богам иным, которых вы. не знаете " , - да не послушаете слов пророка сего или сновидца сего; ибо искушает Господь Бог вас, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего от всего сврдца вашего и от всей души вашей (Втор. 13; 1 - 3). (Прим. ред.) 117 Город Греми, древняя столида Кахетии, находился у подошвы гор, отделяющих Кахетию от Дагестана, при речке Греми, впадающей в р. Алазань. Он был основан в глубокой древности, до начала XVI века служил столицей Кахетинских царей. Жесточайший враг Грузии, шах Аббас I, полностью разрушил его, предан совершенному разорению, часть жителей взял в плен, а часть разогнал- Город уже более не восставал из развалин. Из древних памятников в нем уцелел только храм святых Архангелов, где погребен кахетинский царь Леон V, скончавшийся в 1554г. О былом величии города свидетельствует множество развалин, которые находятся в Телавском уезде. См. Географию Грузии Вахушта, стр. 316. 118 Моурав (груз - опекун, управляющий) - административная должность в феодальной Грузии, на которую назначались представители дворянской знати. Они следили за исполнением царских указов, судебными разбирательствами и т.д. 119 Албания - Кавказская страна, расположенная к юго-востоку от Грузии, включающая бассейн нижнего течения Куры и часть бассейна Аракса- Грузинские Патриархи в своем титуле именовались и Албанскими. 120 Сатрап - в древнем Персидском царстве наместник провинции (сатрапии), пользовавшийся всей полнотой административной и судебной власти, (Прим.. ред.) 121 Молитвы на сон грядущим, молитва восьмая; Пс. 18; 6. 122 См. Римл. 8; 35, 38 - 39. 123

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Грузии (Прошение на Е И В имя//Там же. С. 387). Во время восстания 1804 г. еп. Амвросий был направлен в Мтиулети для переговоров с горцами (Рапорт кн. Волконского кн. Цицианову от 26 июля 1804 г., 146//Там же. 1868. Т. 2. С. 324-325). После упразднения автокефалии ГПЦ Н. е. вошла в состав Кахетинско-Алавердской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. В XIX в. Гагмамхари не раз страдал от карательных экспедиций правительственных войск и набегов лезгин. По свидетельству очевидцев, «...башни и Церковь Некреского монастыря... за чертой Кордонной линии, следовательно, в руках хищных Лезгин... Впрочем, туда идут на Богомолье в год раз в праздник Рождества Прес. Богородицы, вооруженными, и только в этот шумный день, торжественный для Храма, оставляется это место постоянными его жителями - Лезгинами» ( Иоселиани. 1846. С. 110). После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. исторические территории Н. е., а также Алавердской и Харчашнийской епархий были включены в Алавердскую епархию ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 102). Н. е. была восстановлена на XIII Поместном Соборе ГПЦ в 1995 г. В нее вошли Кварельский и Лагодехский районы, а также церкви груз. исторической пров. Саингило; кафедры определялись в Некреси и Кварели, резиденции - в Кварели и Лагодехи (Там же. С. 158). Положением Синода ГПЦ от 17 окт. 2002 г. епархия переименована в Некресско-Эретскую, в 2009 г. ей возвращено старое название. С 1997 г. Н. е. управляет митр. Сергий (Чекуришвили). Архиереи сщмч. Авив Некресский (30-60-е гг. VI в.); Василий (ок. 1556-1560); Климент (ок. 1561-1584); Иосиф (ок. 1589); архиеп. Захария (ок. 1605); Роман (ок. 1613); Арсений (ок. 1637-1640); Никифор (ок. 1673); Николай (ок. 1709); Авив (Русисшвили; ок. 1724); Иоанн (Джорджадзе; 1739/40-1751); Досифей (Черкезишвили; 1751 (?) - 1789); Иоанн (Диасамидзе; ок. 1789); Амвросий (Микадзе; 1794-1811, с перерывом); Григорий (Нодаришвили; ок. 1799); Сергий (Чекуришвили; с 1997). Монастыри Некреси, в честь Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, муниципалитет Кварели, мужской, основан в VI в., возобновлен в 2000, настоятель - игум. Антоний (Павлиашвили)); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, муниципалитет Кварели, мужской, основан в 1565 царем Кахети Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999, настоятель - иером. Иоанн (Балиашвили)); Кварельский (Дуби), в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Бадри Арчуадзе); лагодехский, во имя св. Варвары (г. Лагодехи, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Феодор Хуцишвили); лагодехский, в честь Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, женский, основан в 2002, настоятель - иерей Арсений Кереселидзе).

http://pravenc.ru/text/2564852.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010