В.В. Симонов Глава 9. Раннехристианский город: от Античности к Средневековью После изучения данной главы студент должен: знать • динамику и особенности процесса христианизации городской среды на конкретных примерах (Рим, Херсонес Таврический, Питиус); • особенности литургического использования городской и пригородной архитектурной среды; уметь • доказать на конкретных примерах христианский характер материальных источников и их комплексов; • объяснить литургическое использование пространства и элементов городской и пригородной архитектурной среды; владеть • терминологией, связанной с анализом процесса христианизации городской среды. § 1. Вводные историографические замечания 1. Проблема трансформации античного города в средневековый Одной из ключевых проблем истории поздней Античности и раннего Средневековья является трансформация античного города в город средневековый – центр экономической, политической и культурной жизни, сохраняющий на столетия свои основные черты. Какую роль в этом глобальном историческом процессе сыграло христианство? Как языческий город стал христианским? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи используют междисциплинарный метод, который объединяет все доступные сведения из нарративных, археологических и эпиграфических источников. Рассмотрим этот процесс на примере трех городов Средиземноморья: Рима, Херсонеса или Херсона (совр. Севастополь) в Крыму и Питиуса (совр. Пицунда) на восточном побережье Черного моря, в Абхазии. Рим – самый крупный город рассматриваемой эпохи, Херсонес – город средних размеров на северо-востоке римско-византийского мира, Питиус – небольшой периферийный центр Средиземноморского ареала. Эти города объединяют общие черты: все они глубоко изменились с наступлением христианской эры, все стали епископскими и паломническими центрами и сыграли важную роль в распространений христианской культуры – каждый на своей территории, сообразно со своими размерами и конкретными историческими условиями. При всем огромном несходстве этих городов, сходные типологические черты формирования христианского города подчеркивают универсальный характер христианской культуры, формирующей новую, христианскую ойкумену, обладавшую внутренним единством. 2. История изучения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Нельзя чтобы в нашей топонимике сохранялись имена террористов» Святейший Патриарх Кирилл заявил, что опрос по стиранию имени цареубийцы с карты Москвы проходил с нарушениями 29.03.2016 1006 Время на чтение 5 минут Сегодня Святейший Патриарх Кирилл выступил в Московской городской думе по приглашению депутатов, сообщает пресс-служба МГД. «Святейший впервые посетил Московскую городскую Думу, да и сама встреча такого формата прошла впервые», - сказал председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. Были обсуждены темы церковно-государственных отношений в Москве , пути взаимодействия в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, молодежной политики, укрепления института семьи, поддержки материнства, развития благотворительности. «Лично для меня сегодняшняя встреча имеет особое значение. Мы все понимаем важность диалога между Церковью и институтами государственной власти в целях укрепления мира и согласия в обществе. У моих коллег-депутатов и членов Молодежной палаты при МГД была возможность задать интересующие их вопросы», - сообщил Алексей Шапошников. Он также отметил, что в рамках взаимодействия со столичным парламентом представители Русской Православной Церкви принимают самое активное участие в работе комиссии Московской городской думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Выступая перед депутатами, Святейший Патриарх подчеркнул, что работа законодательного органа имеет духовное значение для народа, сообщил «Русской народной линии» Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Принимая законодательные акты, вы производите движение в умах и сердцах людей», — заявил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, законодательный процесс всегда стремиться к упорядочению, преследует прагматические цели, но им нельзя покрыть огромное количество жизненных ситуаций. В итоге, в результате действия закона одни радуются, другие страдают. «Поэтому законы должны проходить не только через ум, но и через сердце», — отметил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/29/ne...

Связь между тайной частной жизни и мировоззренческой свободой - прямая, считает о. Всеволод Чаплин Правмир Помочь «Правмиру» Фонд Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты EN Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Дополнительные настройки поиска Фильтр по дате Сортировать по Исключить новости Главная Новости Связь между тайной частной жизни и мировоззренческой свободой — прямая, считает о. Всеволод Чаплин 11 марта, 2011. Редакция " Правмира " «Человек, который не согласен с введением тех или иных идеологем в правовое поле, может существовать в обществе, где есть свобода частной жизни, но как только ее не будет, такому человеку жить будет сложно Мосгордума приняла закон о введении в Москве универсальной электронной карты . Немало граждан с подозрением отнеслись к нововведению. Среди них было несколько священников и православных мирян, которые 9 марта, в день обсуждения закона пикетировали вход в Городскую Думу в знак протеста .

http://pravmir.ru/svyaz-mezhdu-tajnoj-ch...

Собеседование со старообрядцами, ведённые в зале Санкт-Петербургской городской думы профессором Казанской духовной академии Н. И. Ивановск им в декабре 1888 и январе 1889 года Издание Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви. Содержание Собеседование 1-е: О восьмом члене символа веры Собеседование 2-е: Об аллилуйе Собеседование 3-е: О количестве просфор на проскомидии Собеседование 4-е: О беспоповщинском толке Собеседование 5-е: О поповцах     Многократные собеседования с петербургскими старообрядцами профессора Н. И. Ивановск ого всегда возбуждали самый живой интерес со стороны всех классов, как православного, так и старообрядческого общества и привлекали такую массу слушателей, которая далеко не могла вместиться в обширной зале петербургской городской думы. Независимо от этого, многие из слушателей заявляли Совету «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви», по мысли которого устраивались помянутые собеседования, о своём крайнем желании, а иногда и необходимости, иметь эти собеседования в печатном виде. Ввиду всего вышесказанного, Совет «Общества» и приступает на первый раз к печатанию пяти последних собеседований профессора Н. И. Ивановск ого , записанных в своё время стенографически и просмотренных после самим автором. Собеседование 1-е: О восьмом члене символа веры Господь снова благословил меня увидеться с вами 1 . Приятно поделиться мыслями с людьми, которые интересуются рассуждениями о религиозных предметах. Прежде чем приступать к беседе, я желал бы сказать о той точке зрения, которой держатся старообрядческие собеседники. Установить эти точки зрения очень важно, как изволите услышать. Во всяком крупном историческом явлении есть много сторон не одинаковой важности. При обсуждении явления встречается много вопросов до чрезвычайности разнообразных по своему существу и далеко не одинакового достоинства и значения. Есть вопросы, относящиеся к существу этого явления, – вопросы, от такого или иного решения которых зависит оценка явления; есть, с другой стороны, масса вопросов, искусственно созданных, которые можно было бы назвать праздными, – вопросов, выставленных для того, чтобы заслонить существенные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

28.05.2010 Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент сообщил о праздновании Дня православной книги в 2010 году На прошедшем 27 мая 2010 года заседании общего собрания членов Издательского Совета Русской Православной Церкви председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент сделал сообщение о праздновании Дня православной книги в 2010 году. На прошедшем 27 мая 2010 года заседании общего собрания членов Издательского Совета Русской Православной Церкви председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент сделал сообщение о праздновании Дня православной книги в 2010 году. «В 2010 году в России впервые отмечался День православной книги. Он проходил во всех российских регионах и стал важнейшим событием в жизни православного книгоиздательства и нашего общества в целом, - отметил митрополит Климент. Основной целью Дня православной книги стала популяризация чтения духовно-нравственной литературы. «В рамках празднования Дня православной книги во многих епархиях Русской Православной Церкви прошли мероприятия с участием священнослужителей, издателей, писателей, ученых, преподавателей, библиотекарей, студентов вузов, военнослужащих, школьников. – рассказал митрополит Климент. - Епархиальные программы носили разнообразный характер. Они включали: круглые столы и конференции на различные темы, посвященные истории книгопечатания на Руси, вопросам чтения и распространения православной литературы в современном обществе; творческие вечера и встречи с писателями и поэтами, концерты духовной музыки, а также уникальные выставки редких православных рукописных и старопечатных книг из фондов епархиальных, областных, краевых и республиканских музеев. Во многих городах прошли благотворительные выставки-ярмарки православной литературы, а также акции по сбору и передаче православной литературы в городские и районные библиотеки, места заключения, воинские части, интернаты, детские дома, дома престарелых, больницы, вузы и другие образовательные учреждения».

http://new.izdatsovet.ru/news/predsedate...

24.06.2019 #подборки #Философия Подпишитесь на наш Телеграм      × Александр Секацкий — вероятно, самый крупный современный русский философ. Пишет на самые разные темы; единство его творчества скорее не в темах, а в форме, стиле, методе: блестящая проза, парадоксальное, изощренное, остроумное, неожиданное мышление. Посмотрим, что он писал о христианстве и в связи с христианством о вопросах экономики и политики, науки и техники, страдания, свободы, телесности, аскезы и т. д. «Дезертиры с Острова Сокровищ» — утопия Секацкого, написанная в художественной форме. Маргиналы, «арт-пролетарии», члены «городских племен» стихийно восстают против потребительского Вавилона. Они уходят из товарной экономики и создают экономику дара прямо посреди «городских джунглей». Книга имеет христианское завершение: «нестяжатели» понимают, что исток их дела — в Новом Завете. «Где сегодня дьявол нашел себе самое надежное убежище. Не в капище и не на кладбище — представляю себе, как он радуется, когда подобные сказки рассказывают детям. Его логово, убежище, его штаб-квартира — в супермаркете. Потребительский рай — вот как называется земная проекция его ада. И это то место, где человек незаметно, но зачастую, увы, непоправимо расстается с душой. Я благодарен вам за то, что вы открыли мне эту истину, которая всегда ведь была истиной Иисуса. Даже та очевидная вещь, что принципы нестяжательства не просто не противоречат Новому Завету, но и напрямую основываются на нем, пришла в голову далеко не сразу, а иерархам церкви она пришла в голову в последнюю очередь. Уж больно нелегко дается узнавание: профессионалы ожидания придумывают множество примет, составляют коллективный портрет грядущего избавителя, который, несомненно, должен быть мудр их мудростью (не зря же они всю эту мудрость усваивали), а тут под ногами всякий сброд шатается, смущает паству… Сам Иисус немногое сказал о грядущих воспреемниках Его истины. Но кое-что все-таки сказал: “И последние станут первыми”. Это горькая истина для всех иерархов, поскольку в своей отрицательной форме она означает, что первенствующие в хрониках мира сего ни при каких обстоятельствах не будут первыми в Его Списках».

http://blog.predanie.ru/article/sekatski...

7 октября 2017 Другое: Состоялась презентация впервые изданного жизнеописания святителя Иннокентия (Вениаминова) на русском и якутском языках 7 октября 2017 года в зале Окружной администрации города Якутска состоялась презентация впервые изданного жизнеописания святителя Иннокентия (Вениаминова) для детей и юношества на русском и якутском языках. Автор книги — московская писательница Мария Максимова, переводчица — Раиса Сибирякова, издание осуществило издательство «Никея», и в издании непосредственное участие приняла городская администрация города Якутска. На презентацию были приглашены преподаватели школ и старшеклассники.  7 октября 2017 года в зале Окружной администрации города Якутска состоялась презентация впервые изданного жизнеописания святителя Иннокентия (Вениаминова) для детей и юношества на русском и якутском языках. Автор книги — московская писательница Мария Максимова, переводчица — Раиса Сибирякова, издание осуществило издательство «Никея», и в издании непосредственное участие приняла городская администрация города Якутска. На презентацию были приглашены преподаватели школ и старшеклассники.  Перед презентацией книги состоялась презентация первого фильма из серии «Храмы Якутии», посвященного Преображенскому кафедральному собору. В фильме показано возрождение многих начинаний святителя Иннокентия — в том числе и богослужения на якутском языке.  Презентацию провел архиепископ Якутский и Ленский Роман. Он подчеркнул, что перевод на родной для многих детей и подросток якутский язык был осуществлен, чтобы дать им возможность «проникнуться духом великого подвижника, чтобы он стал вам еще ближе».  Заместитель главы Якутска по социальным вопросам Е. И. Евсикова, обращаясь к присутствующим, напомнила, что в этом году мы отмечаем 385 лет вхождения Якутии в состав России и присутствия Православия в Якутии.  — В Якутии веками создавалась атмосфера просвещенности и толерантности. Особую лепту в нее всегда вносили представители Русской Православной Церкви, и в числе первых из них мы с любовью и уважением называем святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Его исторический вклад в формирование многонациональной культуры Якутии — неоценим. 

http://new.izdatsovet.ru/events/sostoyal...

IV. Ровенский уезд 1 К западу от Овручского узда – лежит уезд Ровенский. Границами его служат уезды: на западе – Луцкий, на юго-западе – Дубенский, на юге – Островский, на юго-востоке – Новоград-Волынский, на востоке – Овручский, а на севере – Минская епархия (Пинский уезд). Пространство, занимаемое этим уездом, имеет вид неправильного треугольника, основанием опрокинутого прямо на юг 2 . В гражданском отношении Ровенский уезд делится на четыре стана, из коих – 1 . Первый стан имеет квартиру станового пристава в м. Клеваны и обнимает волости – Глинскую (Чешскую), Дятковичскую, Клеванскую, Кустинскую и одну часть Ровенской и Дераженской; 2 . Второй стан имеет квартиру станового пристава в м. Межириче и обнимает волости – Межиричскую, Селищскую, Тучинскую и другую часть Ровенской; 3 . Третий стан имеет квартиру станового пристава в м. Березно и обнимает волости – Березенскую, Костопольскую, Степанскую, Стыдинскую и другую часть Дераженской; и 4 . Четвёртый стан имеет квартиру станового пристала в м. Домбровице (иначе – Дубровице) и обнимает волости – Домбровицкую, Выровскую, Высоцкую, Любиковичскую и Немовичскую. Кроме того, уезд этот делится на два мировых участка, из коих – Первый мировой участок имеет квартиру Мирового Посредника в м. Ровно и состоит из 1 и 2-го стана и двух волостей 3-го стана (Подлужанской и Стыдинской); и – Второй мировой участок имеет квартиру Мирового Посредника в м. Березно и состоит из 4-го стана и остальных волостей 3-го стана (Березненской, Моквинской, Печаловской и Степанской). В епархиальном отношении уезд этот делится на пять благочиннических округов. Городской благочиннический округ Ровенского уезда Церкви этого округа расположены в г. Ровно, а также в окрестных сёлах, лежащих в расстоянии 12 вёрст и менее от г. Ровно. Уездный город Ровно Город Ровно лежит при небольшой речке Устье, образующей здесь обширный длинный едва заметный пруд, поросший камышом и травой, и окружающий город почти со всех сторон. Город этот находится в расстоянии от Житомира в 172¾ вёрстах, от СПб. в 1,213¾ вер., от Москвы в 1,146 вер., от ближайшего приходского села Басова-Кута 3 вер., с. Золотиева 3 вер., с. Бармаков 2 вер., с. Шпанова 5 вер., с. Тынного – 4 версты. Город расположен на равнине. Только с одной стороны, где находится тюремное здание, равнина переходит в небольшую возвышенность. От своего ровного местоположения город, как полагают, и получил своё название – Ровно 3 . О времени основания его нет достоверных сведений. Если можно доверять безымённой летописи, приложенной к Нестору Шлёцера и упоминающей в числе 25 Волынских городов и город Ровенск, то этот город был одним из древнейших и первобытных городов Волыни, современным, быть может, основанию русского государства (в 9 веке). Достоверные известия о Ровно начинаются лишь с 15 века 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

ЖМП 6 июнь 2017 /  22 декабря 2017 г. 10:20 Когда рассеется дурман Обычный петербургский вечер. В Митрополичьем корпусе Александ­ро-Невской лавры , где располагается епархиальное управление, собираются несколько десятков человек — разной внешности, возраста и социального положения. Это подопечные дневного стационара «Лавра». В ее основе — амбулаторная реабилитационная программа «Городской буксиръ», созданная усилиями Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии . «Амбулаторный стационар — явление уникальное: аналогов «ЛАВРЕ» в Церкви нет, — говорит руководитель центра протоиерей Максим Плетнев. — Занимаются у нас без выходных и праздников, полный курс рассчитан на три месяца». ПДФ-версия Выздоравливаем, где болеем Для реабилитантов участие в здешних программах абсолютно бесплатное. Основное преимущество «Городского буксира» — в его невысоком бюджете: финансирование, получаемое исключительно за счет грантов, используется только на зарплату психологов и консультантов. Штат последних формируется из числа бывших зависимых. Они сопровождают подопечных на всем протяжении программ реабилитации и ресоциализации и помогают исправлять допущенные ошибки. Программа работает по принципу «выздоравливаем там, где болеем»: подопечные учатся трезвой жизни в условиях агрессивной городской среды, проходя тренинги по реабилитации и ресоциализации. «Оба этих процесса идут здесь параллельно, — рассказывает старший психолог центра Олег Богачев. — Наши подопечные, не выпадая из социума, учатся жить трезво в привычном для себя пространстве и окружении. Еще одно преимущество " Городского буксира " — принцип групповой динамики. Одновременно у нас занимаются 12 слушателей (принимаем всех желающих без половозрастных ограничений). Но набираем не целую группу сразу: новички вливаются в учебный процесс постоянно, как только кто-то из выпускников освобождает место. Ведь для нарко- и алкозависимого очень важно перенести акцент с себя на другого человека. А для этого надо чувствовать, что ты необходим, что в твоем опыте нуждаются».

http://e-vestnik.ru/society/kogda_rassee...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как преодолеть разобщенность русского народа? В Обнинске на территории Обнинской городской общины «Спас» состоялось расширенное выездное заседание «Русского Собрания» 06.04.2017 1283 Время на чтение 8 минут Вчера, 4 апреля, в городе Обнинске на территории Обнинской городской общины «Спас» (Атаман - И.К.Лизунов) состоялось расширенное выездное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», руководителем которой является А.Д.Степанов. Напомним, что МОО «Русское Собрание» - объединение консервативной интеллигенции и общественности (русских традиционалистов), ориентированное на отстаивание традиционных ценностей России, участие в изложении национальной идеи. МОО «Русское Собрание» образована в декабре 2013 года как отклик патриотической общественности на Валдайскую речь Президента России В.В. Путина 19 сентября 2013 года, в которой были озвучены проблемы национальной идентичности России и заявлено о необходимости выработки государственной идеологии. МОО «Русское Собрание» ставит перед собой задачи объединения представителей образованного слоя русского народа, чтобы помочь власти сформулировать государственную идеологию в целом и по отдельным вопросам государственной и общественной жизни страны, содействия Русской Православной Церкви. Организация стремится к устранению противоречий между русской интеллигенцией и властью, которые были столь мучительны в прежние времена. В настоящее время МОО «Русское Собрание» особое внимание уделяет вопросам недопущения революционных катастроф столетней давности, устранению современных угроз обществу и государству. Основная тема обсуждения МОО «Русское Собрание» 4 апреля - «О самоорганизации русского народа и роли православных русских общин в деле укрепления русской государственности». Перед началом заседания состоялась обзорная экскурсия по территории ОГКО «Спас». В ходе собрания были рассмотрены следующие вопросы: «О целях и задачах Международной общественной организации «Русское Собрание»; «О необходимости сплочения общества перед лицом внешних и внутренних вызовов»; «О самоорганизации русского народа, роли православных русских общин»; «Об учреждении Калужской региональной общественной организации «Русское Собрание».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/05/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010