Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Елисей (Ганаба), еп. Сурожский. Фотография. 2007 г. (Ганаба Илья Владимирович; род. 1.08.1962, Ленинград), архиеп.Гаагский и Нидерландский. Из семьи диакона. В 1971 г. переехал с родителями в Пензу, где в 1979 г. окончил среднюю школу. Состоял в штате архиерейских иподиаконов в Успенском кафедральном соборе Пензы. В 1980-1986 гг. обучался в Ленинградских ДС и ДА. Во время обучения (до 1984) был иподиаконом Выборгского архиеп. Кирилла (Гундяева , ныне митрополит Смоленский и Калининградский), викария Ленинградской епархии, ректора Ленинградской ДА. 17 нояб. 1985 г. в академическом храме во имя ап. Иоанна Богослова инспектором академии архим. Феофаном (Галинским , ныне архиепископ Берлинский и Германский) был пострижен в монашество с именем Елисей. 22 нояб. в Свято-Владимирском храме в Ленинграде Тихвинским архиеп. Мелитоном (Соловьёвым) , викарием Ленинградской епархии, рукоположен во диакона, 18 янв. 1986 г. в Николо-Богоявленском соборе - во иерея. 20 июня 1987 г. был зачислен в братию Данилова московского мужского монастыря . В 1988 г. Иерусалимским Патриархом Диодором возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. В том же году в составе паломнической делегации РПЦ посетил Св. землю и по благословению председателя ОВЦС Минского митр. Филарета (Вахромеева) в течение 3 месяцев служил в Горненском монастыре (Израиль). 27-28 дек. 1988 г. постановлением Свящ. Синода назначен на должность зам. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . 5 окт. 1992 г. освобожден от занимаемой должности и направлен в распоряжение председателя ОВЦС митр. Кирилла (Гундяева). С 10 окт. 1992 г. сотрудник сектора зарубежных учреждений ОВЦС. 23 февр. 1993 г. вновь принят в число братии Данилова мон-ря. 20 янв. 1994 г. назначен зав. сектором зарубежных учреждений, 15 авг. 1995 г.- зав. сектором межправосл. связей, 21 авг. 1997 г.- секретарем ОВЦС по межправосл. связям и зарубежным учреждениям РПЦ. В 1997 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/Елисеем ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ Блж. Евдокия Суздальская. Роспись трапезной Горненского мон-ря, Иерусалим. 2006 г. Блж. Евдокия Суздальская. Роспись трапезной Горненского мон-ря, Иерусалим. 2006 г. (не позднее 1-й четв. XVIII в., Суздаль - 22.12.1776, там же), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Сведения о Е. С. крайне скудны. С 1726 г. подвизалась в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре . Юродствовала, по рассказам современников, часто била себя по голове деревянной палкой или камнем. На портрете, хранившемся до 1923 г. в настоятельских кельях обители, Е. С. изображена с обломком палки в руке; на ее голове, выше лба, заметны 2 желвака. Е. С. была похоронена за алтарем собора суздальского во имя святителя Василия Великого монастыря . На месте погребения почитатели подвижницы часто служили панихиды, а в 1825 г. был поставлен каменный памятник с железной кровлей, увенчанной крестом (не сохр.). По свидетельству настоятеля Васильевской обители игум. Модеста, в Суздале не было «почти ни одного помянника, где бы не было вписано имя» Е. С., «не бывает в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой при поминовении усопших по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой». В 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) был установлен Собор Владимирских святых (23 июня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери), в к-рый включена и Е. С. Подвижница изображена на иконе Собора Суздальских святых (кон. XX в.). Лит.: Модест, игум. Суздальский Васильевский мон-рь. Владимир, 1874. С. 25-26; Димитрий (Самбикин). Тамбов, 1878. Вып. 2. С. 48; Голубинский. Канонизация святых. С. 323; Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 274; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 130; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/187100.html

В составе Собора русских святых Е. показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись с именем «с княгиня Елена игумени[я] Мос[ковская]» - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. надпись не сохранилась (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Оплечный образ Е. также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).». Е. изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» 2-й пол. XIX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского мон-ря, см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). К прославлению Е. в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 гг. худож. С. Мелкозёровым выполнен образ Е. в традиц. иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители, см.: Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии (Там же. С. 6, 70, 80). Е. с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).

http://pravenc.ru/text/189739.html

В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры» (ею стала матушка Рахиль), что вызвало нестроения в общине, для пресечения к-рых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил (первоначальный текст правил см.: Россия в Св. земле. Т. 2. С. 104-106). С нек-рыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 г. (текст см.: Дмитриевский. С. 23-27) - эта дата считается временем основания мон-ря. Община управлялась старшей сестрой, в 1898-1918 гг. мон. Валентиной, награжденной наперсным крестом 4 дек. 1912 г. Продолжателем трудов архим. Антонина по расширению и благоустройству обители стал назначенный в 1903 г. начальником РДМ архим. Леонид (Сенцов) . При нем в Г. м. были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» ( Дьяконов. С. 286). В 1903 г. в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, в Казанском храме сохранились иконы, написанные сестрами или шитые ими жемчугом и бисером. В 1910 г. начато строительство большого собора во имя Живоначальной Троицы, прерванное после 1914 г. В 1913 г. был приобретен участок, именуемый «Камень сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресв. Богородицы в Айн-Кареме. В отчете 1914 г. указана только стоимость участка - 5100 р., с примечанием: «Уплачено из сумм Горненского монастыря 3232 руб. 72 коп.» (Там же. С. 303). Собор во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Начало строительства - 1903 г. Фотография. Кон. XX в. Собор во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Начало строительства - 1903 г. Фотография. Кон. XX в. Будучи архитектором по образованию, архим.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Летом 1939 г. по ходатайству игум. Нины в В. м. из Почаевской лавры были привезены икона св. Марии Магдалины с частицей мощей и образ прп. Иова Почаевского с частицей мощей. В 1944 г. в результате бомбежки Александро-Невский храм лишился купола, окон, полов и дверей, сгорел иконостас. В одном из уцелевших крыльев храма сестры (ок. 35 чел.) устроили временную церковь, к-рую 15 окт. 1945 г. освятил Виленский архиеп. Корнилий (Попов) . 8 нояб. 1951 г. Виленский архиеп. Фотий (Топиро) освятил отремонтированную Александро-Невскую ц. В 1953-1955 гг. в В. м. был построен двухэтажный сестринский корпус, к 1959 г. к мон-рю были проведены водопровод и канализация, все помещения электрифицированы, территория обители огорожена кирпичной оградой с дубовыми св. вратами. Трудами сестер было благоустроено Евфросиниевское кладбище, в юж. части к-рого похоронены мн. насельницы и священнослужители обители. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I передал в дар мон-рю вышитую бисером икону «Целование праведной Елисаветы», выполненную монахинями иерусалимского Горненского мон-ря . Постановлением Совета министров Литовской ССР от 12 июля 1959 г. В. м. был снят с регистрации, денежные средства и движимое имущество обители подлежали конфискации. 23 авг. 1960 г. насельницы (23 монахини, 5 послушниц) были выселены из обители, Александро-Невский храм передан на баланс Министерства культуры Литовской ССР, в бывш. сестринском корпусе разместилась колония для трудновоспитуемых девочек. Несмотря на это, мон-рь продолжал существовать: игум. Нина с сестрами поселилась в двухэтажном корпусе вильнюсского Свято-Духова муж. мон-ря. В 1968 г. вместо ушедшей на покой и принявшей схиму с именем Варвара игум. Нины († 26 апр. 1969) В. м. возглавила ее племянница и многолетняя сподвижница игум. Ангелина (Баташёва). 15 мая 1989 г. постановлением Совета министров Литвы указ 1959 г. о ликвидации мон-ря был признан утратившим силу. С апр. 2002 г. В. м., размещающийся в корпусе на территории Свято-Духова мон-ря, возглавляет мон. Надежда (Ломако). К нач. 2004 г. в В. м. жили 13 насельниц: 9 монахинь и 4 послушницы. Сестры несли послушания в Свято-Духовском соборе, пли на клиросе, выпекали просфоры для храмов Виленской епархии, изготавляли свечи, ухаживали за могилами насельниц В. м. на вильнюсском правосл. Евфросиниевском кладбище. 5 мая 2015 г., решением Свящ. Синода Русской Православной Церкви В. м. был вновь открыт. 24 мая 2015 г. сёстры мон-ря переехали в помещения при восстановленном храме в честь св. князя Александра Невского, а мон. Серафима (Иванова) возведена в сан игуменьи. Арх.: ЛЦИА. Ф. Р-238. Оп. 3. Ед. хр . 13, 46; Варвара (Трофимова), мон. К столетию правосл. Виленского Марие-Магдалинского жен. мон-ря (1865-1965). Вильнюс, 1965. Ркп. Ист.: Вестн. Виленского Св.-Духова братства. Вильно. 1915. 16. Г. П. Шлевис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158672.html

К 1914 г. при миссии состояли 2 жен. общины - Горненская, основанная архим. Антонином, в к-рой проживали ок. 200 сестер, и Елеонская, учрежденная при Л. в 1906 г.; 11 странноприимных домов или подворий, 19 земельных участков близ Иерусалима, в Галилее, Иудее и др. местах Палестины. В Иерусалиме были устроены приют для 20 правосл. детей-сирот и богадельня для престарелых рус. женщин. В управление миссии были переданы 2 вакуфа. Участок с 2 домами на ул. Пророков в Иерусалиме был передан в 1899 г. в пользу Елеонской общины Марией Васильевной Миловидовой (впосл. мон. Евпраксия, 1-я начальница Елеонского мон-ря). На другом участке на той же улице, приобретенном в 1905 г. Силаевой, в 1911 г. был учрежден вакуф в пользу рус. богомольцев. В Горненской общине ввиду увеличения количества монашествующих построены 24 домика-келлии для сестер, гостиница, трапезная, маслобойня, пчельник, рукодельная, устроено и расширено 8 цистерн для воды; в Яффском саду - 2 монашеских дома, расширена гостиница, отремонтирована церковь; в Хевроне была сделана пристройка к приюту для паломников, возведено новое помещение для начальника миссии. В Бейт-Захарии устроено большое подворье для паломников; нек-рые из старых пещер переделаны в большие цистерны для воды и поставлены новые цистерны. Выкопаны новые пещеры и в одной из них устроен молитвенный дом. В Вифании был построен большой 2-этажный дом для паломников (ныне здание Вифанской школы), в Хайфе - Романовское подворье для паломников, при храме прор. Илии на горе Кармил (Кармель) - домик для начальника миссии и небольшая гостиница, в Тиверии, на участке, приобретенном архим. Антонином,- большой дом для паломников (т. н. «Дом над сводами»). Плодотворная работа РДМ под рук. Л. обратила на себя внимание синодального начальства. В кон. 1912 г. архимандрит был вызван в С.-Петербург и 10 дек. в Царском Селе представлен имп. св. Николаю II Александровичу (Архив РДМ. П. 12. Д. 220). В то же время не в меру ревностная деятельность по расширению владений РДМ, во многом подстегиваемая конкуренцией не только с Иерусалимской Патриархией и инославными миссиями, но и с ИППО, к-рое к этому времени практически полностью взяло на себя обслуживание рус.

http://pravenc.ru/text/2463445.html

27 февр. 1948 г. В. определено быть епископом Порховским, викарием Псковской епархии, с утверждением в должности настоятеля Псково-Печерского мон-ря. 7 марта 1948 г. в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда состоялась епископская хиротония, к-рую возглавил Патриарх Алексий I ; с 20 авг. следующего года в связи с образованием Псковской и Порховской епархии В. именовался епископом Изборским. 30 дек. 1949 г. он был назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме и полномочным представителем МП в Палестине. При В. был проведен капитальный ремонт зданий миссии, храма и колокольни иерусалимского Горненского мон-ря , восстановлены сады миссии в Яффе и Магдале. 5 окт. 1951 г. архиерей вернулся в СССР. 27 дек. 1951 г. В. был освобожден от должности начальника миссии и назначен епископом Житомирским и Овручским. На новой кафедре В. уделял особое внимание хозяйственной деятельности и реставрации храмов, в частности кафедрального собора Житомира и древнего собора овручского Волынского мон-ря во имя свт. Василия Великого . 20 июня 1954 г. возведен в сан архиепископа. 23 июля 1956 г. освобожден от управления епархией по болезни и почислен на покой. Жил в Ленинграде, был инициатором реставрации Троицкого собора Александро-Невской лавры, начавшейся в 1956 г. С 1957 г. находился на покое в Псково-Печерском мон-ре. Отпевание В. совершил еп. Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) . В. погребен в пещерах мон-ря. Соч.: Церковные праздники в Иерусалиме//ЖМП. 1951. 8. С. 42. Ист.: ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 77, 180, 209, Ф. 9324. Оп. 1. Д. 21; ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 31; ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 9; Архив С.-Петербургской епархии. Личн. дело. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1948. 4. С. 9-10; Архиеп. Владимир: (Некролог)//Там же. 1960. 3. С. 14-15; Черепенина Н. Ю. , Шкаровский М. В. Петербургская епархия в ХХ в. в свете арх. док-тов: 1917-1941. СПб., 2000. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/159054.html

Леонид, как и архим. Антонин, сам проектировал постройки, что вызывало нарекания петербургских властей. С др. стороны, активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины, составлявший к 1911 г. 71 510 р., был в последующие 3 года полностью израсходован, притом что общий долг РДМ составлял 124 тыс. р. (Там же. С. 272, 299). Сестры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход: в 1911 г.- 9763 р., в 1912 г.- 15 859 р., в 1913 г.- 6175 р. Если разделить эти суммы на 200 чел. (именно столько насельниц проживало к 1914 в Г. м.), в среднем сестры при растущей дороговизне должны были жить на 4 р. 40 к. в месяц. Во время первой мировой войны в связи с выступлением в 1914 г. Турции на стороне Германии и Австро-Венгрии рус. учреждения в Св. земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Г. м. и Елеонского Вознесенского мон-ря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию и вернулись только в 1918 г. В Александрии скончалась в 1918 г. старшая сестра Горненской общины Валентина, общину возглавила мон. Тавифа (в миру Татьяна Минина). 26 нояб. 1919 г. управлявший рус. учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёв в донесении Совету ИППО писал: «В Иерусалиме… около 450 человек паломниц и монахинь. Церкви открыты, ризница сохранилась... На Елеоне живет 120 сестер, в Горнем 70, службы везде справляются». Поддерживать адм. связь с Московской Патриархией стало трудно; рус. храмы и мон-ри в Св. земле оказались в ведении РПЦЗ. Архиерейский Синод решил реорганизовать Г. м., поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении. Игуменией стала Тавифа I, управлявшая обителью до 1945 г. В 1945 г., после визита в Св. землю Святейшего Патриарха Алексия I, среди сестер Г. м. возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая группа «патриарших» сестер, т.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Архим. Леонид сообщал, что «с хозяйством переходят к нам и люди русские, которых необходимо и обязательно материально содержать… На присланные 4 тыс. долларов приобретаем предметы первой необходимости, содержим общую трапезу, производим неотложный ремонт. Двести долларов выделили Горненскому монастырю. Сейчас средств нет, и на наши телеграммы Святейшему ответа не имеем. Вынуждены просить ссуду у Израиля» (Там же. Л. 44). Камень с места первой проповеди св. Иоанна Предтечи Камень с места первой проповеди св. Иоанна Предтечи В авг. 1955 г. в Г. м. прибыла первая группа монахинь из СССР, с тех пор состав обители пополнялся регулярно сестрами, прибывавшими на послушание из России. После кончины игум. Антонины обитель возглавляли игумении: в 1950-1955 гг. Афанасия (Лысенкова; 1888-1972), в 1956-1960 гг. Михаила (М. М. Корчагина; 1891-1970), в 1960-1966 гг. Тавифа II (С. И. Дмитрук; 1897-1972), прибывшая из Рижского Троице-Сергиева мон-ря, в 1966-1982 гг. Софрония (А. В. Ребрий), в 1983-1986 гг. Феодора (Н. В. Пилипчук). Затем обязанности игумении исполняли благочинные Екатерина (А. Д. Сорокина), Елена (А. С. Лошкарёва) и Гавриила (М. Глухова). В 1987 г. был освящен пещерный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Он вплотную примыкает к территории францисканского мон-ря Магнификат, к-рому принадлежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы. 30 янв. 1991 г. игуменией Г. м. назначена насельница Пюхтицкого мон-ря мон. Георгия (В. А. Щукина). В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в мон-ре архив и б-ка (в основе к-рой лежит уникальное книжное собрание архим. Антонина). В 1997 г. в честь 150-летнего юбилея РДМ в Иерусалиме, возле Казанского храма, установлен бюст основателя Горненской общины архим. Антонина (Капустина) и оформлена мемориальная аллея. К Пасхе 1997 г. завершена реконструкция одного из домов Г. м. под 2-этажную гостиницу для паломников.

http://pravenc.ru/text/166225.html

В нач. XXI в. для Большого собора Донского мон-ря худож. А. Вабищевичем была написана икона Е. Ф. с 14 клеймами жития (др. житийный образ находится в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в калининградском мон-ре во имя Е. Ф.). Поясной образ святой 2000 г. (иконописная мастерская «Диво», храм Сошествия Св. Духа на бывш. Лазаревском кладбище в Москве) представляет ее с крестом и храмом в руках, слева изображены шахта с телами преподобномучениц и трое вооруженных убийц. В 2000 г. для ц. св. прор. Илии в с. Ильинском Красногорского р-на В. Г. Розановым выполнен фарфоровый одноярусный иконостас с местной иконой Е. Ф. В 2002 г. О. Л. Гоник написала погрудный образ Е. Ф. с Покровским храмом в руке для Марфо-Мариинской обители, в икону вложен мощевик. Ее кисти принадлежит также образ «Собор святых Марфо-Мариинской обители милосердия», где представлены Е. Ф., прмц. Варвара, мц. Евдокия Кузьминова, схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский). В ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве находится образ Е. Ф. с храмом свт. Митрофана в руке (напоминание о служении ее для Елисаветинского благотворительного об-ва), заказанный сестричеством во имя Е. Ф. в сер. 90-х гг. XX в. В 1996 г. в доме причта при храме освящена домовая ц. во имя святой, для иконостаса к-рой была написана ее ростовая икона. Много икон Е. Ф. находится в храмах Екатеринбургской епархии. В 2005 г. икона святой была выполнена Н. В. Масюковой (см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 47). В 2004 г. сестры мон-ря равноап. Марии Магдалины в Гефсимании создали образ Е. Ф. и прмц. Варвары, стоящих у креста на краю шахты. Копию этой иконы написали для собора Иверской иконы Божией Матери на Б. Ордынке. Погрудно, с наперсным крестом Е. Ф. представлена в медальоне росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006). Мозаика с прямоличным образом Е. Ф. кон. XX в. имеется в ц. блгв. кн. Александра Невского в Копенгагене (Дания). Образ Е. Ф. присутствует на иконах Собора новомучеников и исповедников Российских (как правило, в центре, рядом с Царственными страстотерпцами) первоначально в разработанных за рубежом композициях: на иконах ок. 1981 г. работы архим. Киприана (Пыжова), Н. А. Папкова (США, см.: Кутейникова. 2005. С. 150-158). Подобный извод сохраняется и в совр. рус. иконописи (2000, ц. мц. Татианы при МГУ). На иконе 2000 г. (храм Христа Спасителя), созданной в мастерской ПСТБИ к юбилейному Архиерейскому Собору РПЦ, кроме Собора в среднике на 6-м клейме «Трагедия в Алапаевске 5 июля 1918 г.» изображено, как Е. Ф., прмц. Варвару и князей сбрасывают в шахту. С крестом в деснице Е. Ф. написана в верхнем ряду правой группы предстоящих на иконе «Крещение Руси» (2000, иконописцы Н. и Н. Богдановы, см.: Там же. С. 75).

http://pravenc.ru/text/189843.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010