Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел. Айн-Карем , в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Название мон-ря связано с его расположением на месте упоминаемого в Евангелии Горнего града Иудова (Лк 1. 39), куда пришла Приснодева Мария, узнав, что станет Матерью Божией, навестить свою двоюродную сестру прав. Елисавету. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Горненский участок был приобретен архим. Антонином (Капустиным) , к-рый был озабочен тем, что наиболее важные земельные владения в Айн-Кареме были куплены францисканцами, в т. ч. место, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы («...Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» - Антонин (Капустин) . С. 11). В окт. 1869 г. Иерусалим посетил член Гос. совета, бывш. министр путей сообщения П. П. Мельников, с к-рым архим. Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Айн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с 2-этажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах - Джель-ляд), бывш. драгоман франц. консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии (РДМ) за 4 тыс. наполеондоров (порядка 20 тыс. р. серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в С.-Петербург основал комитет для сбора средств, к-рые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль ( Дмитриевский. С. 7). Купчая была оформлена 16 февр. 1871 г., а в окт. 1873 г. официально утверждена. В 1889 г. Горненский участок, как и др. крупнейшие земельные владения архим. Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа (собственности, переданной в вечное пользование храму, мон-рю или религ.

http://pravenc.ru/text/166225.html

     Паломничество – особый вид туризма. В отличие от шоппинг-туров, паломники не за товарами едут, а за благодатью. Как улей вырабатывает мед, монастырь вырабатывает благодать. И благодать паломники везут в Россию, так что ее прибывает. Скрытый импорт, не облагаемый таможенными сборами, но польза от него большая. Русский Горненский монастырь в Эн-Кариме возле Иерусалима – важный элемент российской духовной экологии, хотя он находится вне России. Конечно, паломники едут не только в Святую Землю, но и в Грецию, и в Италию, и посещают монастыри и лавры в России. Но Святая Земля особо благодатна, и в ней Горненский – главный для русских паломников. Красная черепица крыш, дома белого камня, террасы и крутые лестницы, кипарисы, золотоглавый собор наверху и источник внизу – так выглядит Горненский монастырь. Восемьдесят русских монахинь живут здесь, точно следуя своему уставу. Каждый день совершают литургию, долгие молитвы утром и вечером. Они живут не только для себя. Тысячи и десятки тысяч русских православных паломников приходят сюда, автобус за автобусом – и все же тут царят тишина и спокойствие. Я провел там неделю, ходил на службы, беседовал с паломниками, от которых многого наслышишься. Из рассказов паломников создан первый английский роман в стихах, «Кентерберийские рассказы». Даже фильм снят. Поразило меня множество паломников из других стран русского мира – из Украины, Молдавии, Эстонии. Православная вера и паломничества связывают воедино эти страны и их народы – несмотря на политику. Совместные службы православных из России и Украины в Горненском – залог будущего примирения этих стран. Так что не только благодать, но и единение русского мира достигается здесь. Помогает доброта монахинь, «инокинь», как они зовут себя. Они даже шакалов прикармливают, а шакалов в горах Иудеи полно, и по вечерам они устраивают свои концерты, наводящие мурашки по коже. Но не шакалы страшны. В 1984 году две монахини, Варвара и Вероника, были зверски убиты сатанистом по имени Алоис Джей Гарроу. Израильские власти признали его невменяемым, и… выслали в США, в родной Мичиган. С тех пор укреплены были стены монастыря, и войти в него со стороны живописной деревни Эн-Карим стало очень сложно. А сейчас Горненскому монастырю угрожают отобрать часть его земли и проложить ветку трамвая, который своим шумом будет мешать службам и нарушать его блаженное уединение.

http://pravoslavie.ru/88010.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Светлой памяти почетной настоятельницы Горненского монастыря 07.02.2022 3096 Время на чтение 24 минут Фото: Игумения Георгия в монастырском саду 6 февраля сего года на 91-м году жизни после продолжительной болезни отошла ко Господу почетная настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме игумения Георгия (Щукина). Публикуем беседу с матушкой нашего автора А.Г.Холодюка, опубликованную на сайте  « Православие.ру » в 2010 году. Вечная память! Беседа с настоятельницей Русского Горненского женского монастыря на Святой Земле игуменией Георгией (Щукиной)   – Матушка Георгия, в день нашей с вами беседы Игуменией Горненской обители является Сама Пресвятая Богородица, а вы считаетесь наместницей и сидите на обыкновенном стуле рядом с чудотворной иконой «Благовещение Пресвятой Богородицы». С каким событием и традицией это связано? – В нашем монастыре мы ежегодно отмечаем великий и радостный праздник Целование, или Встреча Божией Матери и праведной Елисаветы. Он приносит всем нашим сестрам бесконечную радость, потому что с этим праздником к нам приходит Сама Матерь Божия. Наша обитель расположена на той самой земле, где жили праведные Захария и Елисавета – родители Иоанна Крестителя. Вот и основал в 1871 году нашу обитель архимандрит Антонин (Капустин) на месте посещения Пресвятой Богородицы Ее родственницы – праведной Елисаветы. Сюда, «во град Иудин», или Горний, пришла после архангельского благовестия из Назарета Сама Пречистая. Она поделилась со Своей близкой родственницей возвещенной Ей небесной тайной о грядущем рождении Богомладенца. Матерь Божия прожила у нас, в Горней стране, три месяца. В день праздника все мы с букетиками встречаем Пресвятую Богородицу у святого источника, куда Она ходила с праведной Елисаветой за водичкой. Устилаем дорожку от источника к нашему Казанскому храму травкой и цветами. Празднество совершается у нас обычно в шестой день по Благовещении. А в этом году Благовещение выпало на Светлую седмицу, поэтому праздник Целования мы перенесли на субботу 10 апреля. Из Троицкого собора Русской духовной миссии в Иерусалиме к нам принесли чудотворную икону «Благовещение Пресвятой Богородицы». С крестным ходом и под звон колоколов мы все пошли в наш монастырь. Этот крестный ход символизирует путешествие Божией Матери из Назарета в Горний град. Накануне сестры украсили живыми цветами иконы и собрали цветочные ковры вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/07/...

Топоним Эйн-Карем в такой форме в Ветхом завете не фигурирует. Данное место принято идентифицировать с названным один раз у пророка Иеремии и еще раз в книге Неемии городом Бейт-ха-Карем (в русском синодальном переводе «Бефкарем»: «Бегите, дети Вениаминовы, из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою и дайте знать огнем в Бефкареме, ибо от севера появляется беда и великая гибель». – Иеремия 6:1; «А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их». – Неемия 3:14). Христианская традиция связывает с Эйн-Каремом рождение Иоанна Крестителя, хотя в повествовании об этом в Евангелии от Луки топоним также не фигурирует, а неясная географическая привязка дана лишь раз: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лука 1:39-40). Однако традиция, указывающая на Эйн-Карем, как место рождения Иоанна Крестителя, достататочно древняя. Паломник Феодосий, посетивший Святую Землю в 530 г., свидетельствует: «А от Иерусалима до города, где была Елисавета мать Иоанна Крестителя, 5 миль», что соответствует местоположению деревни. Существующая ныне традиция указывает в Эйн-Кареме на пещеру, где родился Иоанн Креститель (ныне над этой пещерой католический монастырь Рождества Иоанна Крестителя), на развалины дома Елисаветы и Захарии (над ними францисканская церковь Посещения, примыкающая к территории Горненского монастыря) и на святой источник, возле которого встретились Мария и Елисавета (над ним – ныне недействующая мечеть с невысоким минаретом). В более поздних западных источниках место называлось также Дом-Захарии (Domus Zachariae) или Св.-Иоанн-в-Горах. По «нагорной стране» в русских источниках деревня называлась Горняя, откуда и название монастыряГорненский. Сегодня деревня Эйн-Карем (или, как ее называли в XIX веке, Айн-Карим) находится в пределах муниципальных границ Иерусалима. Она примерно на 6,9 км отстоит на запад от Храма Гроба Господня. Центр деревни является самой нижней точкой Иерусалима, находясь на высоте 650 м над уровнем моря, в долине, широко открывающейся на север и запад и ограниченной с юга довольно крутым склоном горы Ора. На этом склоне, к югу от центра деревни, и построен Горненский монастырь. В среднем его здания расположены на высоте в 700 м над уровнем моря, самое высокое – башня Антонина – на высоте 744 м.

http://sobory.ru/article/?object=03446

Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли ФОТОГАЛЕРЕЯ В Горненской обители Иерусалима простились с матушкой Георгий (Щукиной) — почетной настоятельницей, три десятилетия возрождавшей и созидавшей монастырь. Молитвенницей за наше Отечество у величайших святынь Святой земли. Матушка Георгия преставилась ко Господу на Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, празднуемый в этом году 6 февраля. Пережившая в детстве блокаду, потерявшая всех близких, она и сама по ошибке была отправлена некогда в морг, но Господь дал ей долгую жизнь до 90-летия, отмеченного в конце прошлого года, жизнь, которую матушка Георгия всю без остатка посвятила служению Его Святой Церкви. Отпевание и погребение матушки Георгии состоялось сразу на второй день по кончине – 7 февраля. Сегодня, на третий день по отшествии матушки Георгии, – день кончины ее ближайшей подруги пюхтицкой схиигумении Варвары (Трофимовой; †8.02.2011). Пока сестры Горненской обители сосредоточились в молитве о любимой и дорогой духовной матери, мы публикуем фотогалерею памяти игумении Георгии, чья жизнь вмещает всю эпоху, как ее называют, Второго Крещения Руси и возрождения Русской Православной Церкви. К юбилею матушки мы публиковали ее воспоминания: Надеемся, что наши читатели пришлют свои рассказы о матушке Георгии или сообщат свои контакты при желании устно поделиться воспоминаниями для записи нашим журналистом: editor@pravoslavie.ru vk fb tw ok @ g+ lj Валя Щукина до пострига vk fb tw ok @ g+ lj Монахиня Георгия (Щукина) vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с отцом Николаем Гурьяновым в домике батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтица vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкий Успенский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие поленницы vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) на Соловках vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие игумении vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия и отец Николай Гурьянов у домика батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Паломничество в монастырь преподобного Александра Свирского

http://pravoslavie.ru/144341.html

Лучшие материалы «Православия.Ru»: семь лет назад. Новости за июнь 2001 г. В рубрике «Лучшие материалы Православия.Ru: семь лет назад» мы предлагаем вниманию читателей новости, ставшие уже исторической хроникой, а также наиболее интересные интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации, появившиеся на сайте в 2001 году. ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ Варшава, 3 июня 2001 г. Государственный хор белорусского радио и телевидения, а также украинский камерный хор " Киев " стали победителями завершившегося сегодня в Хайнувке (Восточная Польша) международного фестиваля церковной музыки. Проводившийся в 20-й раз, этот крупнейший в мире смотр православного песнопения собрал 28 хоровых коллективов из 11 стран. Их мастерство оценивалось по разным категориям. Так, среди приходских хоров лучшими были названы хор Духовной семинарии из Санкт-Петербурга, песенный ансамбль из словацкого села Ярабина и хористы церкви Святой Магдалины в Варшаве. Мужской хор " Светилен " из Старочеркесского монастыря, что в Ростове-на-Дону, стал победителем в категории профессиональных камерных хоров. Лучшим любительским коллективом стал хор из польского города Гливице. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/news/010604/09.htm   ПЕТЕРБУРГСКИЕ СТРОИТЕЛИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ Санкт-Петербург, 1 июня 2001 г. Первый этап восстановления Горненского женского монастыря Русской Духовной миссии в Иерусалиме завершили петербургские строители. Как сообщил генеральный директор ЗАО " ЛенСпецСМУ " Вячеслав Заренков, за минувший год, после подписания соглашения между руководством Санкт-Петербурга и Духовной миссией, на Святой Земле трудились три группы квалифицированных специалистов. Они восстановили трапезную и кухню с подсобными помещениями, заменили инженерные коммуникации, благоустроили часть территории, отремонтировали несколько келий. Горненский монастырь - жемчужина православия в Иерусалиме, одно из мест массового паломничества, основан в 1871 году архимандритом Антонием (Капустиным). Сейчас в нем 65 насельниц. Стараниями игуменьи Георгии (Щукиной) в обители ведутся восстановительные работы. Строители, увидев воочию положение дел в Горней, решили до конца нынешнего года реконструировать здание гостиницы для паломников. Здесь безвозмездно будут работать студенты Государственного архитектурного университета.

http://pravoslavie.ru/7468.html

По святым местам на трамвае Власти Иерусалима хотят пустить городской транспорт прямо через Горненский монастырь Источник: " Российская газета " Вид на Горненский женский монастырь Русская Духовная Миссия (РДМ) в Израиле бьет в набат. Власти Иерусалима и представители местной транспортной компании приступили к оформлению проекта по прокладке трамвайных путей на землях легендарного православного русского женского монастыря. Эти земли, которые называли " иерусалимской Московией " , в начале прошлого века практически полностью принадлежали Русской православной церкви и частным меценатам. Однако из-за неразберихи с документацией, которая была утеряна еще до образования государства Израиль, территории, по которым должен пройти трамвай, считают своими и власти Иерусалима. Именно этим местные чиновники объясняют прокладку новых трамвайных путей, оставаясь равнодушными к просьбам миссии перенести маршрут. О событиях вокруг монастыря " РГ " рассказала советник по имущественным и правовым вопросам РДМ в Иерусалиме монахиня Анна. Монахиня Анна: Трамвай в Иерусалиме ходит уже много лет, сейчас власти города проводят активную работу по расширению маршрутов. В частности, возле нашей духовной миссии ранее уже были проложены трамвайные пути. В транспортной компании нас уверяли, что комфортабельный трамвай будет сделан по последнему слову техники, дескать, ходит он бесшумно и вовсе не потревожит покой сестер. Но на деле все оказалось иначе. При движении трамвая постоянно раздается скрежет, слышны сигналы машиниста. В итоге сестры просыпаются не от колокольного звона, а под лязг трамвайных тормозов и гудки, которые начинаются с раннего утра. Власти, как я понимаю, хотят удлинить существующий трамвайный маршрут? Монахиня Анна: Решение о прокладке дополнительных путей после согласований в нескольких инстанциях в ближайшее время должно утверждаться мэрией Иерусалима. Оно вступит в силу, когда будет принят соответствующий градостроительный документ по развитию транспортных коммуникаций, что может произойти в самое ближайшее время.

http://pravoslavie.ru/55048.html

«Православие во Франции имеет большое влияние» Беседа с игуменом Василием (Паскье), прозвучавшее в июне в радиопрограмме Сретенского монастыря «Церковь и мир» – Отец Василий, первый вопрос, который возникает у всех при встрече с вами – каким образом вы, коренной француз, Пьер Паскье, стали православным, и не просто православным, но монахом и священником, оказались в России, и не просто в России, а в самой глубинке – в чувашском городке Алатырь? Как это случилось? – Ответ простой – воля Божья. Когда я пошел по пути православия, когда принял сан монашества, я себя отдал Ему. Это aventure, приключение, и привело меня в глубину России, в Чувашию. – Вы первым делом попали в Россию и потом приняли Православие, или наоборот? – Я не люблю выражения «принимать православие» – думаю, что я уже давно был православным. Мой нынешний архиерей, митрополит Варнава, когда встретил меня в первый раз в 1993 году (я еще был греко-католическим монахом), когда он увидел, как мы живем и какие у нас мысли, сказал мне: «Отец Василий (я уже был в монашестве Василием, Basile по-французски), вы уже православный». И примерно 15 лет я ждал момента обретения полноты причастия с Православной Церковью. Это были 15 лет страданий, потому что я очень любил православие, но не мог причаститься с православными у Гроба Господня в Иерусалиме… – Вы были монахом в Иерусалиме? – Да, монахом в Иерусалиме, около Гроба Господня, там родина Иоанна Крестителя. И монастырь Иоанна Крестителя, именно где по преданию находится пещера, где он прожил первые годы жизни со своей матерью Елизаветой, и там она умерла; в монастыре есть ее гробница. Это недалеко от Эйн-Карем, недалеко от русского женского Горненского монастыря. Матушка игуменья Георгия из Горненского монастыря своей любовью очень влияла на мои решения. Мы общались с ними у Гроба Господня практически каждую неделю, с субботы на воскресение я там стоял, молился с ними, и плакал, потому что до причастия меня не допустили. И вот 15 лет я ждал этого момента. Потом встречи с митрополитом Варнавой, архимандритом Иеронимом, архимандритом Гурием, отцом Гермогеном – эти встречи очень влияли на мое решение. Когда я чувствовал поддержку, теплые слова, я уже не сомневался, что мне надо решиться. Решение я принял в 1993 году, когда я покинул униатский монастырь и вернулся на свою родину. И тогда было мое первое письмо к Святейшему Патриарху Алексию.

http://pravoslavie.ru/59055.html

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Умученные монахини Монахини Вероника и Варвара — мать и дочь 24.10.2008 1279 Время на чтение 7 минут 19 мая, в день рождения Государя-мученика Николая II, мы ежегодно вспоминаем и имена двух монахинь Горненского женского монастыря в Иерусалиме - Варвары и Вероники, матери и дочери, которые были зверски умучены в 1983 году. На монастырском погосте - две могилы с табличками: «Монахиня Вероника. Мученическая кончина 19.05.1983 год», «Монахиня Варвара. Мученическая кончина 19.05.1983 год». В 1965 году старец схиархимандрит Косма, во время посещения Варварой и Вероникой Васипенко его пустыньки (в Прибалтике), предупредил их: «Вас там убьют». После отъезда матушек в Иерусалим старец очень печалился. Через 18 лет его скорбное предсказание исполнилось. В тот день, 19 мая, Варвара и Вероника остались в монастыре одни, так как все его насельницы отправились в монастырь святой Марии Магдалины на берегу Геннисаретского озера. Ворвавшиеся в обитель бандиты (в масках), связав, долго истязали матушек, перерезали им горло, выкололи глаза... Известный русский писатель Владимир Крупин в одном из своих очерков писал о Горней обители: «А еще монастырь незримо хранят усопшие здесь и преданные здешней сухой земле монахини. Особенно почитается могилка двух монахинь, матери и дочери, Вероники и Варвары. На могилке их всегда горит золотистая лампадочка. Это мученицы уже нашего времени. Совсем недавно они были зверски убиты. Кем? Слугами сатаны». А.Зуева   «...Нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо кажущееся для нас страшным и невыносимым. Как крещаемые - водою, так претерпевающие мученичество, омываются собственною кровью. И здесь Дух витает с великим обилием». Свт. Иоанн Златоуст   Господь извел матушку Феодору на служение в места духоносные, благодатные, но очень искусительные. Подвизаться там нелегко: враг жестоко мстит христианам, тем более православным монахам, работающим Господу на Земле Обетованной. Горненский монастырь стоял полуразрушенный, на сестер шла сильная брань. Когда м. Феодора была благочинной, в обители убили монахинь Варвару и Веронику (Василенко), мать и дочь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010