Святой император Юстиниан      Телесные немощи стали одолевать престарелого императора Юстиниана после того, как он переступил порог 80-летия; он, однако, продолжал держать бразды государственного правления в собственных руках. Но душа его, и ранее находившая утешение в помышлениях о горнем и вечном, о «едином на потребу», теперь, в преклонные годы, с особой отрадой и постоянством предавалась богомыслию. Ш. Диль писал об этой его погруженности в богословские размышления с высокомерным предубеждением закоренелого позитивиста: «Им овладела мания богословствования. Уже давно забота о религиозных делах была так дорога его сердцу, что ради них он забывал самые существенные интересы государства; теперь же эта забота охватила его целиком. Примечательно, что последний указ, изданный Юстинианом 26 марта 565 года, относится к церковным делам, и переполнение его цитатами из Святого Писания и отцов Церкви отлично характеризует настроение государя… Естественно, что зараза такого печального примера властвования охватила все ступени управления» . В подтверждение своего приговора Ш. Диль цитирует стихи младшего современника Юстиниана поэта Кориппа, в которых, однако, нет и тени осуждения святого императора: «Старик более ни о чем не заботился; уже холодея, он жил только ожиданием вечной жизни; ум его витал в небесах» . Эдикт, в котором говорится “о нетленности Тела Господа”, упоминает лишь Евагрий За год до кончины, в конце 564 года, Юстиниан, по свидетельству Евагрия Схоластика, издал богословский эдикт, «в котором он назвал Тело Господа нетленным и невосприимчивым к подлинным физическим страданиям» . Этот эдикт не сохранился и известен только из ссылки на него этого историка, поэтому судить о его действительном содержании по несколько туманному, слишком лаконичному и не лишенному внутренних противоречий изложению у Евагрия затруднительно. С одной стороны, Евагрий приписывает эдикту мысль о том, что Тело Господа не было подвержено ни тлению, ни подлинным страданиям, а с другой – излагая этот документ, пишет об упомянутых в нем «естественных или избранных по собственной воле страданиях» .

http://pravoslavie.ru/smi/80661.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 2 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 24.09.2010 450 Время на чтение 20 минут Часть 1 С 1978 года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний ( Медведев ) являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ, участвовал в подготовке Архиерейских соборов. Еще будучи игуменом и архимандритом, он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями - приложение к Троицкому календарю. Прекрасный знаток церковного Устава и богослужения, владыка Антоний по поручению Архиерейского Синода составлял богослужебные тексты службам преподобному Герману Аляскинскому и праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном Шанхайским), молитвы всем святым, в земле Российской просиявшим, и блаженной Ксении Петербургской. Архиепископ Антоний составил и службу святым новомученикам и исповедникам Российским. В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века - Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Владыка Антоний возглавил открытие останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю Иоанну. Архиепископ Антоний входил во все подробности самой службы прославления святителя Иоанна. К примеру, на прославлении в Сан-Франциско, на малом входе за Божественной литургией, мощи святителя Иоанна были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Эту часть службы владыка Антоний заимствовал из описания прославления святителя Тихона Задонского, состоявшегося 13 августа 1861 года: мощи святителя Тихона тогда были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте; четыре архиерея, в том числе и святитель Феофан (будущий Затворник), стали по обеим сторонам святых мощей как сослужащие. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадивший себя ради Церкви и паствы, владыка обратил внимание на свои недуги только тогда, когда стал передвигаться и читать с большим трудом. Архиерейский Синод с 1 января 2000 года дал отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла (Дмитриева). Почему владыка Антоний не попросил Синод освободить его от управления епархией, а просил лишь дать отпуск до Собора? Думается, что, поскольку владыка Антоний был истинный монах, он воспринимал свое служение на Западно-Американской кафедре как монашеское послушание. Это послушание дал ему Архиерейский Собор, и только Архиерейский Собор (а не Синод) мог его от этого послушания освободить. Вот почему, в частности, архиепископ Антоний так дожидался Архиерейского Собора, который должен был состояться в октябре 2000 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Белосток. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Sobór w. Mikoaja Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Николая Чудотворца построен в 1846 году на месте сгоревшего деревянного храма униатской церкви. В Восточной Польше униатская (греко-католическая) церковь имела очень сильные позиции. Но после включения этих земель в состав России униатство было ликвидировано, а верующие переведены в православие. Известно, что в 1897 году собор Николая Чудотворца посещал российский император Николай II. Собор Николая Чудотворца относится к Белосток-Гданьской епархии Польской православной церкви. Храм выполнен в стиле классицизм и состоит из главного однонефного молитвенного зала и колокольни. В плане здание представляет собой крест. В 1990-х годах собор Николая Чудотворца отреставрировали. В 1991 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II в знак уважения ко всем религиям. Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI–XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году. Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842–1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской. В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843–1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

http://sobory.ru/article/?object=30480

Санкт-Петербург. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком. Карта и ближайшие объекты Церковь двухэтажная, каменная, построена на средства прихожан в 1744 году. Престолов в нижней церкви три: Покрова Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца и Толгской Божией Матери, а в верхней один – во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. После капитального ремонта освящена 28 октября 1901 года. Церкви принадлежат две каменные часовни, одна при вратах церковной ограды, в другая в деревне Усть-Славянке. К церкви приписана находящаяся на кладбище за селом Рыбацким церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная в память Императора Александра II. В 1899 году в приходе состояли село Рыбацкое и деревня Усть-Славянка (538 дворов, 1603 мужчин и 1786 женщин). В 1742 г. в Рыбацкой слободе была построена временная деревянная церковь. Существует предание, что церковь привезли с собой рыбаки, переселенные с Оки на Неву по приказу Петра I. Позднее на месте престола деревянной церкви был поставлен кирпичный памятник с надписью: «На сем месте был престол деревянного храма, существовавшего от времени первого заселения Рыбацкой слободы». В 1862 г. он был заменен на другой, из сердобольского гранита, который после Октябрьской революции был утрачен. Одновременно с деревянной церковью рядом с ней с 1741 г. строился одноэтажный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он был освящен в 1744 г. духовником императрицы Елизаветы, иереем Феодором Дубянским. В 1792 г. церковь надстроили вторым этажом и одноярусной колокольней. Во втором этаже устроили храм апп. Петра и Павла. Он был освящен 21 июля того же года. В 1843 г. храм был обновлен стараниями церковного старосты Ф.Н. Слепушкина. Был создан новый двухъярусный иконостас, образа для которого написал художник Н.Д. Кузнецов. Храм был заново расписан: на горнем месте - икона Святой Троицы с предстоящими Иоанном Предтечей и Божией Матерью, на западной стене - две картины: «Чудесный лов рыбы на Генисаретском озере» и «Исцеление хромого апостолом Петром». В 1862-1864 гг. по проекту арх. Г.И. Карпова были пристроены два боковых придела, освященные 29 января 1865 г.: правый во имя св. Николая Чудотворца, левый – во имя Толгской иконы Божией Матери. В 1872-1873 гг. церковь была обнесена оградой с часовней, каменными воротами и калиткой.

http://sobory.ru/article/?object=35576

Афонские храмы украшаются иконами и стенною живописью. Иконы размещаются в иконостасе, на столбах храмов, на игуменском месте и по сторонам храма на аналоях. В иконостасе иконы расположены так же, как и в наших храмах, хотя нередко храмовая икона стоит не рядом со Спасителем, как у нас, а за правым приалтарным столбом. Что касается размещения изображений на стенах, которые украшаются ими сверху донизу, то в храмах афонских существует более или менее определенный порядок 1 . В нижнем ярусе самых храмов, несколько повыше монашеских стасидий, расположены большею частью мученики с атрибутами своих мученических подвигов 2 . По линии того же яруса в алтаре изображены святители и главным образом творцы литургий, имеющие нередко в руках свитки с литургийными молитвами 3 . Следующий за этим ярус занят изображениями двунадесятых праздников, из коих Благовещение пишется большею частью на восточной стене повыше иконостаса, а Успение Богоматери почти всегда на задней западной стене. Под этим последним изображением иногда имеется изображение недремлющего ока 4 . В алтаре на горнем месте изображается Богоматерь или с Богомладенцем у девственных своих персей, или же с двумя ангелами по бокам. Ниже под нею (напр. в Протатском, Хиландерском и других храмах) изображен Спаситель, на правой стороне, преподающим Свое пречистое Тело апостолам, подходящим один за другим, – а на левой преподающим таким же образом пречистую Кровь Свою. Подобные изображения находятся и в лавре св. Афанасия, но с присоединением ангелов, совершающих великий выход. Картина эта иногда (Ивер, Ватопед и др.) изображается в шее купола. В третьем ярусе на арках и сводах храма изображения по своим сюжетам разнообразны. Большею частью на правой стороне здесь изображаются события из земной жизни Спасителя в первые годы его жизни на земле, а на левой стороне – события Его последних дней. В куполе изображаются ветхозаветные праотцы и пророки в кружках 5 , а в небе купола или Господь Саваоф с открытым Евангелием в руках (Ватопед) со словами: „Сей есть Сын Мой возлюбленный”, или Спаситель благословляющий одною рукою, а другою держащий Евангелие (лавра), или Богоматерь с распростертыми руками (Зограф и Костамолит). Господь Саваоф пишется редко и изображается в виде старца с сиянием кругом с крестом и с буквами о ων 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Беслан и Буденновск: породнило общее горе 14.06.2005 412 Время на чтение 3 минуты Два небольших российских городка, один на Ставрополье, другой в Северной Осетии, породнила одна горькая участь - нападение террористов. И в том, и в другом больше всего пострадали дети и матери. Недавно из Иерусалима вернулась группа бесланских женщин, чьи дети погибли в сентябре прошлого года. Вместе с паломницами на Святой земле находился и духовный пастырь - епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Мы попросили его рассказать о поездке подробнее. - Владыка, как появилась сама идея подобного паломничества и как удалось реализовать ее практически, ведь заграничная поездка 40 человек стоит недешево? - Вы знаете, что я и в дни бесланской трагедии, и после нее не раз встречался с пострадавшими от бандитов. И заметил такой перекос: семьи, чьи дети выжили, находятся под постоянным вниманием, им очень многие помогают, от врачей до общественных организаций, и это, конечно, правильно и замечательно, но вот матери, потерявшие любимых детей, оказались словно отрезанными от жизни. Да, компенсации им выдали, но никакие деньги не могут облегчить горе матери! Такие раны залечиваются годами... По душевному состоянию этих несчастных женщин было видно, что они нуждаются в серьезной моральной поддержке и внимании. Мы много общались, потом проехали по святым местам нашей епархии, по храмам Северного Кавказа, ну а затем созрело решение и о паломничестве на Святую землю. Значительную помощь оказало руководство Северной Осетии. А вот все пребывание в Иерусалиме - жилье, питание, транспорт - полностью взяла на себя Русская православная церковь. Мы получили благословение Святейшего Патриарха. Разместили бесланских паломниц в женском Горнем монастыре в Иерусалиме - уникальном месте. Там они были окружены сердечной заботой монахинь. Любовь и молитвы сестер поразили своей теплотой, создали очень добрую атмосферу. А посещение таких святынь, как храм Гроба Господня, божественная Голгофа, стало для матерей поистине незабываемым. Ведь именно там, на Святой земле, свершилась победа жизни над смертью, там Христос родился и совершал чудеса, воскрешал и исцелял, там он был предан, распят и вознесся... Там и Матерь Божия пережила свои страдания. И на месте ее погребения в Гефсимании мы вместе молились. И постепенно, мне кажется, эти женщины прониклись чувством того, что души их детей, варварски убиенных террористами, живы, что они перешли в иную Вечность. Перед паломницами словно открылся совершенно другой - духовный - мир. Думаю, такое подкрепление их веры в дальнейшем поможет бесланским матерям справляться с горем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть IV 35. Братство Ходатайствуй нам скорое умягчение ожесточенных душ наших, испроси нам разумение, что есть воля Божия; и аще ничтоже благо сотворихом пред Богом, да положим начало благое. Из молитвы прп.Герману, Аляскинскому чудотворцу 371 Едва ли не с первых дней в Сан-Франциско архиепископ Иоанн молился перед иконой преподобного Германа, прося святого создать и взять под свое имя и покровительство миссионерское Братство. Глеб вспоминает историю иконы: «Во время посещения Ново-Валаамского монастыря на Аляске я хотел увидеть образ преподобного Германа, написанный в иконописной традиции, с нимбом. Но поскольку такового я нигде не нашел, то попросил благословения отца Герасима самому написать подобный. Он благословил, пожелав при этом увидеть фотографию моей работы. Композиция иконы открылась мне во время молитвы у мощей преподобного Германа, а сама икона писалась в Бостоне на Светлой седмице следующего года. Отец Герасим одобрил образ, и я представил его на суд отца Адриана из Ново-Дивеева и отца Киприана, иконописца из Джорданвилля. Так, не оставляя мечты о Братстве, проехал я с иконой через все Соединенные Штаты, к западному побережью, до самого Сан-Франциско, где только что был поставлен на новую кафедру архиепископ Иоанн. Я принес образ в его домовую церковь при сиротском Приюте святителя Тихона и, вручив владыке, попросил молитв. А он поместил его прямо на горнем месте в алтаре, 372 сказав, что будет молиться о Братстве, а когда оно создастся, передаст икону в наше помещение. Так икона сия стала свидетельницей многих литургий, совершенных архиепископом Иоанном. Тогда же я вручил ему маленький черно-белый оттиск изображения преподобного Германа с написанным внизу тропарем. Позже я видел его в рамке на видном месте в кабинете владыки, где образ находится и по сей день. Мария Шахматова рассказывала мне, что владыка нередко молился перед ним». В ту ночь, когда Евгений произнес слова: «Доверяю тебе», новое Братство наконец родилось и братия ощутили совершенно ясно, что свершилось это по молитвам архиепископа Иоанна. Перво-наперво братия испросили благословение у архиепископа Иоанна на труды. Услышав о книжной лавке, владыка смиренно указал им, что успех этого начинания будет зависеть не от его благословения, а скорее от собственных усилий братии и от воли Божией. В ответ на просьбу Глеба об архипастырском одобрении он сдержанно написал:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

20 святынь Икона собора иже во святых отец наших святителей всея России чудотворцев доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга). Подобных минейных икон нет ни в одном другом храме: они были написаны в 1860-х годах, за полвека до учреждения праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. Замысел их создания принадлежит прихожанину Князь-Владимирского собора Владимиру Михайловичу Гомозову (1801-1883) — главному бухгалтеру Главного казначейства министерства финансов. В те годы Российское государство переживало эпоху великих реформ и вступало во второе тысячелетие своей истории. В 1862 году в Новгородском кремле был торжественно открыт памятник «Тысячелетию России». На его постаменте изображены фигуры более 100 исторических лиц. Среди них впервые так широко представлены в скульптуре русские святые: князья (св. Владимир Киевский, св. Александр Невский, св. Михаил Тверской), церковные иерархи (св. Алексий митрополит Московский, св. Димитрий Ростовский, св. Тихон Задонский), преподобные (св. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, св. Сергий Радонежский). В Санкт-Петербурге откликом на тысячелетний юбилей России стали две «замечательные по идее патриотические иконы», установленные в соборе св. равноапостольного князя Владимира. На иконе Всех Российских святителей изображено 57 святых, начиная от Михаила, первого митрополита Киевского, и Иоакима, первого епископа Новгородского (верхний ряд, в центре). Два средних ряда почти целиком занимают святители новгородские, собранные с особой тщательностью. Интересен и загадочен следующий факт: на иконе есть изображение Феодосия, архиепископа Черниговского, общецерковное прославление которого совершилось только в 1896 году, намного позже написания иконы, но нет святителя Тихона Задонского, канонизированного в 1861 году. Витражная икона " Господь Вседержитель " доступна для поклонения и паломничества верующих в Князь-Владимирском соборе г. Санкт-Петербурга. (См. паломничество к святым местам Петербурга). Образ-витраж с поясным изображением благословляющего Иисуса Христа с раскрытым Евангелием «сооружен 24 декабря 1910 года князем П. С. Оболенским-Нелединским-Мелецким». Великолепный по композиции и качеству исполнения, он помещен на горнем месте главного алтаря. За богослужением при отверстых царских вратах создается яркое впечатление присутствия в храме Самого Спасителя — Господа нашего Иисуса Христа.

http://elitsy.ru/holy/temple/12081/

Беседа вторая. «Чертог Твой вижду» (о Рае) 21 «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» 22 , – воспевает Церковь . Душа христианина, живущая в покаянии, которая осознает свою греховность и обладает чувством ответственности, обращает свой взор к Небесному Жениху и скорбно возглашает: «Спаситель мой, Благодетель мой, претерпевший распятие ради меня, грешной души, нет у меня чистой одежды, просвещённой слезами и покаянием, нет непорочного одеяния. Как мне предстать перед Тобой, Небесный Жених всякой раскаявшейся и чистой души? Чертог Твой украшен, чудесно убран и сияет великолепием. У меня же нет одежды, чтобы войти и вечно в нём обитать. Прошу Тебя, умоляю, Небесный Жених души моей, просвети меня, очисти одеяние души моея, подай мне средства необходимые к очищению, дабы убелилась одежда моя, дабы удостоиться и мне иметь часть, удостоиться обитать в Небесном и вечном чертоге Твоём». Царствие Небесное, Горний Иерусалим, Небесный мир, вечный и неизменный, – есть чертог Божий, где Бог обитает во Свете, где Ангелы немолчно воспевают: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш» 23 . В этом Небесном мире обретается Божественное блаженство, счастье, великолепие и красота. Души чистые, слезами очищенные, чувствуют этот Небесный чертог, уже здесь, на земле, приобщаются его сладости, видят его очами души, страстно желают, стремятся в него и с нетерпением ожидают дня и часа своего отшествия и водворения в нём. Мы же, несчастные люди, не получаем извещения совести, потому что душа наша нечиста и вместе с ней тело. Вот потому-то и не открываются очи нашей души, чтобы увидеть великолепие Небесного мира. Апостол Павел, видевший недолго эту красоту, воскликнул в изумлении: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его!» 24 . И в другом месте: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» 25 26 . И мы призваны обитать в этом Небесном чертоге вместе с Ангелами, со святыми, в Небесных покоях, в Горнем Иерусалиме, в великолепии Небесного Царствия, в недоступном свете, в пресветлой тьме неведения Божия, но только после того, как очистим одеяние нашей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010