Белгород. Троицкий Белгородский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичный храм с четырехлепестковым планом, сооруженный как кафедральный собор Белгородской епархии в 1690-1707 г.г., близкий к памятникам украинского барокко. К четверику основного объема примыкали пониженные симметричные многогранные помещения алтаря и притворов, перекрытые куполами с главками, четверик завершался ротондой. При ремонтах в 1751, 1782, 1864 г.г. реконструирован в формах классицизма, отдельно стоящая надвратная четырехъярусная колокольня в формах классицизма выстроена в 1760-1770-х г.г. Боковые приделы Успенский и Страшного Суда. Закрыт в начале 1920-х г.г., в 1927 г. снесен. В конце 2000-х г.г. при раскопках обнаружены фундаменты храма, в настоящее время выделенные отмосткой. С 1667 до 1833 г.г. - кафедральный собор Белгородской (с 1779 - Курской) епархии. В соборе хранились мощи архиеп. Белгородского Иоасафа (Горленко) (+1754, канонизирован в 1911) и чудотворный образ Николая Чудотворца " Ратного " из села Устинки. Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском). В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34517

В XIX - нач. XX в. развитие Ж. л. активизировалось. Были написаны и изданы Жития рус. святых, канонизированных в XIX - нач. XX в.: свт. Иннокентия (Кульчинского; канонизирован в 1804), свт. Митрофана Воронежского (канонизирован в 1832), свт. Тихона Задонского (канонизирован в 1861), свт. Феодосия Черниговского (канонизирован в 1896), прп. Серафима Саровского (канонизирован в 1903), свт. Иоасафа (Горленко; канонизирован в 1911), патриарха сщмч. Ермогена (канонизирован в 1913), свт. Питирима Тамбовского (канонизирован в 1914), свт. Иоанна (Максимовича; канонизирован в 1916). Новым в Ж. л. было возникновение жанра биографического церковно-исторического исследования. Житие как вид церковной письменности не перестает существовать, но наряду с ним возникает и церковное жизнеописание, к-рое, сохраняя традиц. агиографические задачи, имеет одновременно исследовательский характер. Наиболее ярким примером является создание большого числа сочинений, посвященных прп. Серафиму Саровскому ,- от небольших Житий, раздававшихся паломникам в Дивеевской обители (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь ), до исследования архим. Серафима (Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896, 19032). В сер. XIX в. А. Н. Муравьёв и архиеп. Филарет (Гумилевский) сделали попытку восполнить «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского созданием рус. Миней-Четьих ( Муравьев . ЖСвРЦ. СПб., 1855-1858. 12 вып.; Филарет (Гумилевский) . РСв. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.). Оба автора использовали древнерус. жития, к-рые сокращенно излагали на рус. языке. В нач. XX в. вышло издание «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога» (М., 1903-19112. 12 кн.) с 2 дополнительными томами «Жития русских святых» (М., 1908. Т. 1: Сент.-дек.; М., 1916. Т. 2: Янв.-апр.). Над его подготовкой трудился коллектив исследователей под рук. проф. МДА С. И. Смирнова , поставивший целью исправление прежде изданных текстов по новооткрытым редакциям с учетом агиографических и археографических исследований последних десятилетий. В то же время архим. сщмч. Никодим (Кононов) издал «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.» (М., 1906-1910. 12 т.; М., 1912. Кн. доп. 1-2) - свод собранных им материалов из различных источников: духовных журналов, епархиальных ведомостей, нек-рых рукописей. Жизнеописания, как правило, подробны и сопровождаются указанием на источник.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В книге В. Петрушко «Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997» (М., 1998) приведены примеры того, насколько драматично развивались события. Так, накануне приезда в монастырь нового Первоиерарха УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира «боевиками из ультранационалистической УНА-УНСО было совершено разбойничье нападение на Лавру. 200 молодчиков под руководством одного из своих галицийских " фюреров " - Дмитра Корчинского - попытались совместно с подразделениями милиции штурмом овладеть монастырем. Безоружные монахи и православный народ, собравшийся в обители по зову лаврского колокола, отбили натиск. Было множество раненых. Важно отметить, что вопреки негласному приказу властей о поддержке филаретовцев не все структуры МВД были на стороне беззаконника Денисенко: оборонять Лавру от националистов и милиции помогали бойцы ОМОНовского подразделения " Беркут " » (с. 129-130). Святитель Феодосий (Полоницкий-Углицкий; 30-е гг. XVII в. - 1696), архиепископ Черниговский. Канонизирован в 1896 г. Память 5/18 февраля и 9/22 сентября. Святитель Димитрий (Туптало; 1651-1709), митрополит Ростовский. Составил сборник житий святых «Четьи минеи». Канонизирован в 1757 г.Память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября. 14 апреля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении архиепископа Филарета к лику местночтимых святых Черниговской епархии. 25 октября того же года в Троицком соборе Чернигова состоялся чин канонизации, возглавленный митрополитом Киевским Владимиром. Святитель Иоасаф (Горленко; 1705-1754), епископ Белгородский. Канонизирован в 1911 г. Память 4/17 сентября и 10/23 декабря. Святитель Иоанн (Максимович; 1651-1715). Канонизирован в 1916 г. Память 10/23 июня с Собором Сибирских святых. Святитель Георгий (Конисский; 1717-1795), архиепископ Могилевский. Причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 г. Схиархимандрит Лаврентий (Проскура; 1868-1950). Канонизирован УПЦ в 1993 г.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/27/...

Шитова Л. А . Живописная школа Троице-Сергиева монастыря в XVIII веке.//Русская поздняя икона от 17 до начала 20 столетия. Сборник статей под редакцией Красилина М. М.: ГосНИИР, 2001. С.87-99 Зарицкая О.И . Литографская мастерская Троице-Сергиевой лавры и ее значение для творческой деятельности монастыря в XIX веке//Материалы международной конференции (29 сентября – 1 октября 1998г.) Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России. М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 412-428 Воронцова Л. М. О некоторых особенностях Троицких икон XVI–XVII вв. К проблеме атрибуции//Материалы международной конференции (29 сентября – 1 октября 1998 г.) «Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России». М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 283-308 Иванова А.В. Кандидатская диссертация на тему: «Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность». СПб., 2005, стр. 82. Арсений II (Могилянский), архиепископ Переславский, впоследствии митрополит Киевский. Был настоятелем лавры в 1744–1752 гг. Иоасаф (Горленко) – архиепископ Белгородский с 1748 г. Канонизирован в 1911 году. Был наместником лавры в 1745–1748 гг. Учредить семинарию в лавре предписала императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Фактически она была открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года, при настоятеле архимандрите Кирилле III (Флоринском), управлявшем лаврой в 1742–1744 гг. Голубинский 2000. С.279. Это помещение находится в казначейском  корпусе, за лестничной башней. С 2001 года там находится лаврская иконописная мастерская. Малышев Иван Матвеевич, бывший штатнослужитель лавры, в 1859 г. удостоенный звания неклассного художника живописи. В 1861 г., по сведениям иеромонаха Антония, пожалован серебряною медалью «за усердие». В 1867 г. он (так же, как и о. Симеон) принял участие во всемирной Парижской выставке. Знакомством с этими последними нововведениями был совершенно потрясен посетивший зимой 1859 года Троицкую лавру известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье. Он описывает свои впечатления в книге «Путешествие по России» (М., 1988 г., стр. 287).

http://bogoslov.ru/article/1219210