священник Антоний (Голынский-Михайловский) (1889–13.04.1976) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги священник Антоний (Голынский-Михайловский) Биография Предлагаем вниманию читателей краткие сведения, дающие общее представление об авторе келейных записок, положенных в основу трактата «О молитве Иисусовой». Следует отметить, что материал, которым мы располагаем, получен авторитетными специалистами, работавшими с архивными документами, что позволило установить основные моменты жизненного пути автора записок 1) . Уточнять это приходится в связи с тем, что в последнее время распространяются различные варианты мифических биографий архиепископа Антония . На причины этого явления мы еще укажем, а пока предостережем читателя от излишней доверчивости к публикациям, речь о которых шла выше, в «Предуведомлении». Подвижник, чье настоящее имя Тихон Иванович Голынский (1889–1976) и чьи келейные записи легли в основу трактата «О молитве Иисусовой», более известен читающей публике под именами архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) или Антоний (Михайловский) 2) . Отец Антоний прошел сложный жизненный путь, совпавший с тяжелейшим периодом отечественной истории. Его поколению пришлось пережить полувековую череду непрестанных трагических событий: Мировую войну, революцию, антицерковные гонения и политические репрессии, Отечественную войну, хрущевские гонения. Обстоятельства времени, особенности судьбы и условия личной жизни побуждали о. Антония не открывать окружающим реальных фактов своей биографии, обходясь отвлеченными высказываниями. Это давало повод к толкам и домыслам среди его паствы, по причине чего впоследствии с его судьбой стали связываться разнообразные, далекие от действительности легенды, порой противоречивые и даже откровенно неправдоподобные. Тихон Голынский родился 9 марта 1889 года в семье крестьян-середняков: псаломщика сельской церкви Ивана Голынского († 1930) и Анны Ильиничны (урожденной Михайловской; †1918), проживавших в селе Семеновка Вороновской волости (Рогнединского района) Орловской губернии. В отроческом возрасте Тихон на некоторое время был отдан на воспитание в монастырь. Такая практика была распространена в конце XIX столетия, когда «экономически недостаточно обеспеченные родители могли передавать своих детей с двенадцатилетнего возраста на воспитание в монастыри». По достижении зрелости воспитанники определялись на работу в миру, заводили семьи 3) . Тихон окончил земскую начальную школу, а переехав в г. Юзофка (Донбасс), курсы по специальности преподавателя городских начальных училищ. Получив аттестат зрелости, работал служащим заводской больницы, затем учителем. В 1910 году он впервые примкнул к партии эсеров (социал-революционеров).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Golyns...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Слово к читателю Дорогие братья и сестры! Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути - пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве. Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые. Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам. Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде. Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы,настоятель храмов иконы Божией Матери " Живоносный Источник " в Царицынои Рождества Богородицы в Крылатском От издателей Дорогие читатели! Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) - монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1450...

Разделы портала «Азбука веры» беседа матушки Домники Сегодня мы поговорим о том, что является главным в молитве, самым необходимым для преуспеяния в ней, – то есть мы поговорим о внимании. Но прежде мне хотелось бы еще раз напомнить, почему для нас важно преуспевать в молитве. Может показаться, что такое напоминание излишне для монашествующих. Но бывает, что некоторые сестры в какой-то момент своей монашеской жизни начинают думать, будто для них важнее всего совершенствоваться в добродетелях: например, в смирении, терпении, кротости, самоотвержении, любви к ближним, – и все силы своей души они устремляют на это. А молитва как бы отходит на второй план, как нечто менее ценное. Но без нее стяжание никаких добродетелей невозможно. Об этом хорошо говорит архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) : «Святые отцы называют молитву, и в том числе Иисусову, „матерью добродетелей“, и это потому, что насколько преуспевает человек в молитве, настолько же совершается преуспеяние и в прочих добродетелях» 1 . Итак, если мы хотим преуспеть в какой-либо добродетели, то в первую очередь мы должны позаботиться о преуспеянии в молитве. Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает молитву с жезлом. Он говорит: «Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется: а если бы это и случилось, то не падет совершенно» 2 . Именно так мы и должны относиться к молитве – как к своей главной опоре, жезлу. Опираясь на него, мы можем твердо стоять. И если мы начинаем колебаться, приходим в некоторое расстройство, то нам стоит только вспомнить о молитве, взяться за этот жезл – и мы вновь обретаем устойчивость и можем идти дальше. Старец Емилиан делает еще более сильное сравнение: он говорит, что молитва для души – то же, что воздух для легких. Как легкие в своем естественном состоянии постоянно наполнены воздухом, так и для души естественно наполняться молитвой. Зачитаю слова старца: «[Молитва] – это то состояние, в котором пребывает душа. Как легкие вдыхают воздух? Точно так же и душа дышит молитвой. Почему мы пришли в монастырь? Потому что здесь царит молитвенная атмосфера и все совершается через молитву. Правильная молитва все приводит в порядок, отгоняет любые трудности, проблемы, мучения, грехи – все улаживает; и еще она способна творить чудеса на нашем пути, в подвиге и в жизни» 3 .

http://azbyka.ru/vnimanie-kljuch-k-molit...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Путь умного делания О молитве Иисусовой и Божественной Благодати. «В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей». О молитве Иисусовой и Божественной Благодати Антоний Голынский-Михайловский Архиепископ Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)   О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ И БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ Слово к читателю   Дорогие братья и сестры! Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим взыскующим спасения приобщиться к благодатному деланию, поможет устоять в духовной битве. Одно из главных достоинств этой книги состоит в том, что автор ее — наш современник. Владыка Антоний раскрывает свой личный, обретенный в тяжелые времена гонений, духовный опыт, — удивительным образом перед нами оживает древнейшая аскетическая традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. За свою жизнь мне довелось немало прочитать на эту тему, и я должен отметить, что в записках владыки Антония мы находим некоторые весьма важные детали молитвенной практики, которые не встретишь в иных источниках. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь всё агрессивнее навязывает антидуховные ценности и человек всё крепче прирастает к земле, всё менее устремлен к горнему. Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным молитвенником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи со тщанием и пониманием восстановленная почитателями владыки Антония, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Статистика Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. В миру Тихон Иванович Голынский архиепископ , деятель Катакомбной церкви в России.По неподтверждённой информации, родился в баптистской семье. Окончил реальное училище в Брянске. Возможно, что в юности был послушником в православном монастыре (сохранилась его фотография в подряснике). Работал сельским учителем.В 1922 женился, в 1923 был рукоположен во иерея. До 1935 служил в храме село Фошня Жуковского района Брянской области. В 1923 у него родилась дочь Ольга, в 1925 — сын Алексей, в 1929 — дочь Мария. В 1934 его жена скончалась от туберкулёза. В 1935 отец Тихон был пострижен в монашество с именем Антония оптинским старцем архимандритом Исаакием (Бобриковым). В том же году иеромонах Антоний был арестован и выслан в Архангельскую губернию, где жил в городе Пинеге. В 1938 был арестован в ссылке и отправлен в лагерь. В 1943 освобождён по инвалидности, до 1946 вновь находился в ссылке. Существуют и другие варианты биографии Антония (Голынского) — согласно одному из них, он был хиротонисан во епископа в 1923. Однако они значительно менее достоверны (так, сохранилась его фотография, относящаяся к 1930-м годам, в монашеском одеянии и со священническим крестом, а не архиерейской панагией).По собственным словам, в ссылке в 1936 или 1937 был тайно хиротонисан во епископа православными архиереями. Сам Антоний (Голынский) называл этими архиереями владык Вассиана (Пятницкого), Ювеналия (Машковского) и Агафангела (Садковского). Был возведён в сан архиепископа (неясно, когда и кем). Вопрос о его архиерействе остается спорным. В 1946 вернулся в Брянск, имел документы на имя Ивана Ильича Михайловского — в связи с этим во многих источниках он фигурирует как Антоний (Голынский-Михайловский). С 1947 жил в городе Балашове Саратовской области, где возглавлял тайную православную общину. В 1950 был вновь арестован. По некоторым данным (исходящим от негативно относившегося к Антонию (Голынскому) источника) на следствии заявил, что был лишь иеромонахом, но выдавал себя за архиерея. По другим данным, ввёл следствие в заблуждение. Был приговорён к 25 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Потьминских лагерях Мордовии. Не любил вспоминать о тюремных и лагерных годах, но некоторая информация об этом периоде его жизни всё же сохранилась. Будучи «катакомбником», лояльно относился к Русской православной церкви (Московскому Патриархату), в 1971 благословил сына своих духовных чад поступить в Московскую духовную семинарию. После его смерти 14 иереев и иеромонахов, находившихся под его омофором, были приняты в духовное общение с Русской православной церковью за границей. Некоторые духовные чада владыки к 1990-м годам стали клириками и монашествующими в юрисдикции Московского Патриархата. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/156

10 февраля 1950 года о. Антоний был арестован в г. Балашове Саратовской области и осужден по групповому делу за «участие в антисоветской организации ИПЦ» сроком на 25 лет. На следствии выяснилось его подлинное имя, и с тех пор в судебно-следственных документах он фигурирует под двойной фамилией: Голынский-Михайловский. Свой второй срок подвижник отбывал в Потьминских лагерях Мордовии. После шести лет заключения он был досрочно освобожден по общей амнистии 10) . По выходе на свободу в 1956 году, о. Антоний решает уничтожить свои документы, по существу обрекая себя на бродяжнический образ жизни. Не имея паспорта и определенного места жительства, он пребывает в постоянных разъездах и окормляет рассеянные по стране, тогда еще многочисленные, группы нелегалов и оппозиционеров различной ориентации – людей, которые по разным причинам не могли обрести доверия к официальной Церкви. Вначале он обосновался в доме духовных чад под Сочи, а с 1958 года находит приют у своей келейницы монахини Антонии (Сухих) 11) – сначала в г. Снежное Донецкой области, затем в поселке Ирпень Киевской области и, наконец, в поселке Буча под Киевом. Личный образ жизни о. Антония отличался высокой аскетической настроенностью, строгой требовательностью к себе, молитвенной напряженностью, преданностью богослужебному распорядку, насколько это позволяли конспиративные условия. Его подвижнический дух и молитвенная проницательность привлекали к нему людей. Знавшие этого пастыря отмечают сочетание в его характере таких качеств, как кротость и неутомимая ревность о духовном подвиге. О. Антоний не получил основательного образования, оно ограничилось обучением по нескольку месяцев сначала на курсах преподавателей начальных училищ, затем на курсах прапорщиков и, наконец, на пастырских курсах в условиях предреволюционной смуты. По своим убеждениям он принадлежал к тем, кто не был согласен с политикой митрополита Сергия (Страгородского). После выхода Декларации 1927 года и до кончины патриарха Сергия он оставался в числе «непоминающих».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Golyns...

В последнее десятилетие о. Антоний вел замкнутую жизнь в поселке Буча. Здесь, в доме своей келейницы, 13 апреля 1976 года в возрасте 87-и лет тяжело больной подвижник отошел ко Господу. Исследование проводилось по материалам нескольких архивов под руководством игум. Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых, председателя Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», автора многотомных собраний житий и составителя серии «Духовное наследие мучеников и исповедников РПЦ» (в общей сложности более 30 томов). В связи с отсутствием документального подтверждения ряда фактов биографии Антония Голынского, Издательским Советом РПЦ определено (25.08.2011) впредь упоминать о нем при публикации как о состоящем в сане священника. См.: (п. 51). Труханов Михаил, прот. Воспоминания. Минск, 2008. Кн. 1. С. 21. Так, например, Акилина Ивановна Бондарчук (р. 1878) «пробыла восемь лет на послушании во Введенском женском мон-ре в Киеве. Она находилась в мон-ре с 14 до 22 лет, прошла все виды послушаний: стегание одеял, выпечку просфор, пошив верхнего и нижнего белья, облачений, в том числе священнических, клиросные послушания»; после этого Акилина «получила благословение на брак» с В.Т. Трухановым. Там же. Амвросий (Смирнов; †1937), архиепископ. Еп. Елецкий, викарий Орловской епархии (1917); еп. Брянский (1921); Рязанский (1923); Сергиевский (1925); Дмитровский, викарный еп. Московской епархии (1928); архиеп. Муромский (1934). Скончался в заключении. Серафим Смоленский (Остроумов; 1880–1937), священномученик; архиепископ. Михаил Митрофанович родился в Москве (6.11.1880) в семье псаломщика, обучался в Заиконоспасском ДУ, в МДС и в МДА (1900–1904), кандидат богословия, профессорский стипендиат. Пострижен в мон-во, рукоположен во иеромонаха (1904), преподаватель МДА. Наместник Яблочинского мон-ря на Холмщине (1906), ректор Холмской ДС (1914). Хиротонисан во епископа Бельского, викария Холмской епархии (1916), назначен управляющим Орловской епархией. Дважды подвергался арестам (1918), вновь арестован (1922) за сопротивление изъятию церковных ценностей, осужден на 7 лет строгой изоляции в Орловской тюрьме. Освобожден по амнистии (1924), снова арестован (1926) и выслан за пределы Орловской епархии. Возведен в сан архиепископа Смоленского и Дорогобужского (1927). Арестован в Смоленске (1936) за «антисоветскую деятельность», осужден и сослан (1937) в Карлаг (Казахстан). В заключении вторично осужден и приговорен к смертной казни, расстрелян под Смоленском в Катынском лесу (†8.12.1937). Канонизирован (2001) в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память 25.11/8.12.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Golyns...

О том, что это сработает, свидетельствует тот факт, что написанный мной «учебник богословия СВО» «Священная Война» в хорошем смысле этого слова сметен с полок книжных магазинов, значит, именно этот дискурс востребован (тут книгу можно прочитать он-лайн ). Кирилл Александрович Фролов , глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 11. Ответ на 7 Валерий Как в том анекдоте : Доктор , я буду жить ? А смысл ? Преподобный Серафим Саровский говорил , что смысл жизнь христианской - стяжание Благодати Святого Духа. А у вас вся служба для 5 бабушек , а остальные 100 человек ушли без Благодати и больше не пройдут. А что ходить, на бабок смотреть ? 10. Статистика МВД в данном случае доверия не вызывает. Каким образом они подсчитывали? Например, в нашем храме пришло на службы больше людей. На ночную - все, кто ходит постоянно. Храм был полон, как обычно. Добавились люди (те кто пожилые или с детьми), которые пришли на службу в воскресение с утра, и их было много. Так сделали сейчас во многих храмах (утреннюю службу в день Рождества 7 января), и это очень хорошо. Много народа было на Собор Пресвятой Богородицы, 8 января. Если учесть очень сильный мороз - понятно, что далеко не каждый может длинную службу выстоять. Тем более, что многие недавно переболели с температурой. 9. Ответ на 5, Игорь Ал: Я не против молитвы по соглашению. Уважаемый Игорь. Нам всем пора уже научиться не сотрясать воздух толпой, а приучать себя к уединенной сердечной сокрушенной молитве. Вы как-то писали об Иисусовой молитве. Из многих делателей этой молитвы, которые писали о ней в разные времена, самый доходчивый для меня это труд - книга архиепископа Антония (Голынского-Михайловского), где для начинающих заниматься умным деланием доходчиво описана сама техника творения Иисусовой молитвы, разбитой на несколько этапов, от словесной, до сердечной. Советую Вам для пользы прочитать этот небольшой труд. С НАМИ БОГ! (Ис.8)

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/o_...

Последние нередко именовались «тихоновцами», «оппозицией непоминающих», «истинно-православной» или «катакомбной церковью». В ходе репрессий советского режима это внутрицерковное оппозиционное течение к началу 1960-х гг. утратило канонической епископат дореволюционной преемственности, что создало благоприятную почву для появления в катакомбной среде различного рода самозванцев и самосвятов, ложно выдававших себя за «катакомбных архиереев» . За многими подобными случаями стояли органы КГБ, пытавшиеся таким способом прибрать под свой контроль нелегальную церковную жизнь в стране. Так в СССР появились самосвятские полуподпольные иерархии «секачевцев», «алфеевцев» и др., контролируемые советскими спецслужбами . Из наиболее известных таких самозваных «катакомбных епископов» можно назвать Серафима Поздеева, Геннадия Секача, Херувима Дегтяря, Алфея Барнаульского, Евгения Жиганова и других . Также сомнения вызывает каноничность епископской преемственности у отдельных катакомбных иерархов, таких как Антоний Голынский-Михайловский, Михаил Ершов, Феодосий Бахметьев, Михаил Костюк и Савватий Грузинов . По поводу этих и других катакомбных иерархов Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) определением от 2/15 мая 1990 г. отмечал, что «с прискорбием заключает, что не находит возможным, ввиду отсутствия (или не предоставления ими) должных доказательств, признать действительность апостольского преемства и каноничность рукоположений этих подпольных иерархий» . Появление в конце 1980-х — начале 1990-х годов очередного самозваного «катакомбного епископа» Викентия Чекалина и его деятельность правильнее рассматривать именно в контексте распространения самозваных иерархий в катакомбной среде в советский период, без чего очень трудно понять мотивы и характер действий как В. Чекалина, так и подобных ему авантюристов . Виктор-Викентий Чекалин — от советского социолога до диакона и самозваного «епископа»  Согласно автобиографии Викентия (Чекалина Виктора Владимировича), направленной им в июле 1989 г.

http://bogoslov.ru/article/6025766

Никогда мы не должны думать о себе, что уже все сделали для своего спасения, или, по крайней мере, пришли в терпимое состояние. Настоящий подвижник не будет довольствоваться тем состоянием, в котором он пребывает сейчас. Он понимает, что достигнутого мало, что нужно бороться, что заповедей он не исполняет. Такой человек будет находиться в постоянном сокрушении и покаянии. А тот, кто считает, что у него все более или менее в порядке и можно жить спокойно, тот впал в своего рода прелесть, в глубочайшее нерадение. Он примирился с тем, что будет жить кое-как. Когда-то я читал книгу архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) об Иисусовой молитве. Эта интересная книга дополнена краткими воспоминаниями об авторе. Он перенес большие испытания, много лет сидел, имел несколько сроков в лагерях, но при этом был подвижником: во-первых, много молился Иисусовой молитвой; во-вторых, каждый день вычитывал богослужебный суточный круг, несмотря ни на какие обстоятельства, даже в дороге. И своих духовных чад он заставлял делать так же, причем помимо четочного правила. Умирал он очень тяжело, и сам объяснил почему. Однажды к нему пришла женщина и исповедовалась в своем грехе и в грехе своего духовника. Она согрешила со своим духовником, которому было тогда под семьдесят лет! Причем до этого он слыл известным подвижником и постником. Сам он не посмел в этом исповедоваться и, уже умирая, попросил ее покаяться за него. Эта женщина так умоляла владыку Антония, что он не выдержал и взял на себя этот грех, и потому так тяжело умирал. Подумайте, если человек в семьдесят лет после подвижнической жизни впал в блуд, то почему парни, которым по тридцать, думают, что они в безопасности?! Неизвестно, как сложится жизнь и что будет дальше, какие встретятся соблазны и искушения. Сегодня диавол тебя не трогает, потому что его, может быть, не трогаешь ты, а завтра ты чуть-чуть помолишься, и такая может начаться брань – захочешь сделать то же, что Пигмалион. Поэтому не нужно преждевременно впадать в излишнее спокойствие и думать, что всё уже в порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010