Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Михей (Хархаров): как жилось в Жировицком монастыре гонимым властью 19.05.2020 445 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru В 2020-м году в Республике Беларусь состоятся празднования по случаю 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Слонимском районе Гродненской области. Центральной датой торжеств станет День памяти Жировичской Божией Матери, который ежегодно отмечается 20 мая. Традиционно в этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе. В послевоенные годы монастырь оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Гродненского Рождество-Богородичного и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского. В XX столетии в монастыре жили видные иерархи Русской Православной Церкви: в 1912–1915-м годах – епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978-м году – архиепископ Ермоген (Голубев). Братия Жировицкого монастыря в 1960-е годы Заметное место в истории монастыря занимает XX век. Есть в ней и такая строка: «Архимандрит Михей (Хархаров) снят с должности наместника Жировицкого монастыря за благожелательное отношение к сосланному в обитель защитнику церковных интересов архиепископу Ермогену (Голубеву)». Настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменья Гавриила (Глухова) – одна из свидетелей тех событий. Когда отец Михей переступил порог обители, будущей игуменье, а тогда Машеньке, было 5 лет. А когда наместник покидал Жировицы, ей исполнилось двенадцать. С архиепископом Ермогеном она была связана до его кончины в 1978-м году. Эти записи составлены на основе ее воспоминаний. Наместником Жировицкой обители архимандрит Михей был назначен 20 октября 1963 года. Было ему в это время 42 года.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Голубев Алексей Степанович; 3.03.1896, Киев - 7.04.1978, с. Жировичи Гродненской обл., Белоруссия), архиеп. бывш. Калужский и Боровский. Сын историка Церкви, проф. КДА и Киевского ун-та С. Т. Голубева . Еще в детстве принял решение посвятить жизнь служению Богу. Часто посещал богослужения в Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре . С 13 лет перестал употреблять мясо, устроил в родительском доме для себя подобие кельи, где молился, читал книги св. отцов, глубокие познания к-рых проявил уже в юношестве. В 1912 г. написал статью с критикой трактовок проф. Ю. А. Кулаковским деятельности свт. Кирилла Александрийского. В 1913 г. статья А. Голубева «Несколько слов о жизни и церковно-общественной деятельности св. Кирилла, Архиепископа Александрийского» была опубликована отдельной брошюрой в Москве по благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) . В 1915 г., по окончании 3-й киевской гимназии, поступил в МДА. В нач. 1917 г. призван в армию, произведен в прапорщики, однако вскоре был демобилизован по болезни и вернулся к занятиям в академии. Оказавшись в нач. 1918 г. на каникулах в Киеве, был задержан красногвардейцами и лишь чудом избежал расстрела. Завершал обучение в условиях гражданской войны, занимаясь на квартирах преподавателей. Окончил МДА в 1919 г. со званием кандидата богословия за соч. «Христианское мученичество: Опыт историко-философского исследования». 21 июня 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ермоген в честь патриарха св. Ермогена в московском Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре . 7 сент. того же года рукоположен во диакона настоятелем Даниловского мон-ря бывш. ректором МДА Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) . В сент. 1920 г., согласно прошению, направлен Патриархом св. Тихоном в Киевскую епархию, зачислен в братию Киево-Печерской лавры. Был назначен на должность помощника миссионера-проповедника лавры, через нек-рое время стал исполнять послушание библиотекаря. В нач. 1921 г. Духовный Собор лавры принял решение ввиду усердного исполнения возложенных на Е. послушаний рукоположить его во иерея. По просьбе Е. ему разрешили получить священническое посвящение от еп. Феодора (Поздеевского), и в апр. он прибыл в Москву. Однако еп. Феодор в это время находился под арестом, поэтому 28 авг. 1921 г. Е. был рукоположен во иерея Патриархом Тихоном. В окт. того же года, вернувшись в Киево-Печерскую лавру, Е. организовал для братии регулярные занятия в виде богословских чтений-бесед, в связи с чем был освобожден от должности помощника миссионера-проповедника. 16 янв. 1922 г. выбран членом Духовного Собора лавры, 2 февр. назначен миссионером-проповедником лавры, в июле - епархиальным миссионером-проповедником Киевской епархии. 10 июля возведен экзархом Украины Киевским митр. Михаилом (Ермаковым) в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/190191.html

В издательстве Минской духовной семинарии вышла книга об архиепископе Ермогене (Голубеве) (1896-1978) 24 мая 2023 г. 10:21 23 мая 2023 года издательство Минской духовной семинарии выпустило книгу архимандрита Иоасафа (Морзы) «Архиепископ Ермоген (Голубев): жизнь и исповедничество». Издание является выпускной квалификационной работой бакалавра, защищенной автором в 1997 году в Минской духовной семинарии. Книга посвящена описанию жизни и церковного служения архиепископа Ермогена (Голубева) (1896-1978), одного из наиболее ярких и принципиальных иерархов Русской Православной Церкви в ХХ веке. Выступив с открытой критикой советской антицерковной политики, он был отстранен от епархиального управления и направлен в ссылку в Жировичский монастырь. Книга адресована православным священнослужителям, историкам, религиоведам, преподавателям, студентам, учащимся, а также всем интересующимся вопросами церковной истории. Выпуск книги открывает серию «Монографии и исследования Минской духовной семинарии».  Издано по благословению митрополита Минского и Заславского Вениамина , Патриаршего экзарха всея Беларуси. Рецензенты: протоиерей Виктор Василевич, ректор Минской духовной семинарии, кандидат богословия; Слесарев А.В., проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии, доцент, кандидат богословия.  Рекомендовано к публикации Ученым советом Минской духовной семинарии (протокол 2 от 29 декабря 2022 года). Ответственный за выпуск А.В. Слесарев. Архимандрит Иоасаф (в миру Александр Николаевич Морза) родился в 1970 году в деревне Ракитно Лунинецкого района Брестской области. Окончил механико-математический факультет Белорусского государственного университета (1993), Минскую духовную семинарию (1997), богословский факультет Афинского университета (2002), Минскую духовную академию (2003). Кандидат богословия. В 2003-2008 гг. инспектор, в 2008-2012 гг. ректор Минских духовных академии и семинарии. Профессор (2010). С 2012 года преподаватель Киевской духовной академии , клирик Бориспольской епархии . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Владыка Ермоген пишет о митрополите Иосафе (Лелюхине): «Так, 30 марта 1964 года Киевским митрополитом и постоянным членом Синода был назначен епископ Винницкий Иоасаф (Лелюхин), несмотря на то, что вся церковная деятельность этого иерарха была противопоказанием к назначению его на эти высокие посты. До архиерейской хиротонии он 3 раза был рукополагаем во священника: первый раз в обновленческом расколе, второй раз во время гитлеровской оккупации Украины епископом Геннадием, юрисдикции еп. Поликарпа Сикорского и третий раз архиепископом·Днепропетровским Андреем (Комаровым). Будучи хиротонисан во епископа Сумского, способствовал закрытию епархии. Будучи, по закрытии епархии, перемещен на кафедру епископа Днепропетровского и Запорожского, принял епархию с 286 действующими приходами и, будучи через непродолжительное время перемещен на Винницкую кафедру, оставил в Днепропетровской епархии менее сорока приходов, а в Виннице через очень короткое время закрыт был кафедральный собор. Одна уже возможность назначений на ответственнейшие церковные посты лиц, абсолютно неподходящих к занятию их, свидетельствует о серьезных ненормальностях в формировании нашего Синода» – это написал в своей записке в Патриархию архиепископ Ермоген (Голубев) в 1968 году. Нужно ли напоминать, что владыка Ермоген «своим» для уполномоченных совсем не был и вплоть до своей кончины в 1978 году находился «на покое» (по сути «под домашним арестом») в белорусском монастыре Жировичи. Советский чиновник, заместитель Председателя Совета по делам религий В. Фуров в закрытом отчете о деятельности Совета в 1970-х годах подтвердил, что власти «заботятся» об архиереях. «Совет и его уполномоченные на местах, – сообщает Фуров, – уделяют постоянное и неослабное внимание изучению состава и деятельности не только членов Синода, но и широкого круга епископата…». А в другом месте он так реагировал на возмущения патриарха Алексия (Симанского) в связи с насильственным закрытием храмов: «…И разве неясно какова, перспектива Церкви, скажем, лет через 20–30, когда люди в силу законов, скажем, развития общества и в результате воспитания будут атеистами. Это – закономерность развития истории. Так, что пусть Патриарх не обижается, что люди рвут с религией и закрывают церкви…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/23/vy...

Лит.: ИРИ. Т. 1. Ч. 1. С. 163; История Русов или Малой России. М., 1846. С. 225; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 299; Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 535, 541; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 21, 107; Строев. Списки иерархов. Стб. 7, 13, 18, 21; Востоков А. Из прошлого г. Киева//Киевская старина. 1889. Т. 27. 10. С. 185-190; Стороженко Н. В. Из фамильных преданий и архивов//Там же. 1892. Т. 36. 2. С. 347-348; Мухин Н. Ф. Киево-Братский училищный монастырь. К., 1893. С. 104, 113-129; [Лазаревский А.] Ист. мелочи//Киевская старина. 1894. Т. 45. 5. С. 357-360; Jab onowski A. Akademia Kijowsko-Mohilaska. Kraków, 1899/1900. S. 153, 157, 162-164, 167, 172-173, 175, 177-179, 181, 191-193, 197, 208, 211, 215, 217-218, 230, 243; Голубев С. Т. Киевская академия в кон. XVII и нач. XVIII ст. К., 1901. С. 54-55. Примеч.; Письмо царицы Екатерины к Киевскому митр. Иосафу Кроковскому//Киевская старина. 1902. Т. 77. 5. Отд. 2. С. 86; Письмо гетмана Скоропадского к митр. Иосафу Кроковскому 1712 г.//Там же. 1904. Т. 87. 11. Отд. 2. С. 51-52; Иоасаф Кроковский, митр. Киевский, Галицкий и Малыя России (1708-1718 гг.)//Киевские ЕВ. 1905. 51. Ч. неофиц. С. 1296-1304; Титов Ф. И., прот. РПЦ в польско-литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 1. С. 275-288; Т. 2. С. 456-470; он же. Имп. КДА в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.): Ист. записка. К., 20032. С. 102, 105, 125, 134, 136, 145, 174-175, 178, 211, 213, 215-216, 218, 220, 223, 244, 478-479; Денисов. С. 295, 299; Лотоцький О. Abmokeфaлiя. Варшава, 1938. Т. 2. С. 443, 444; Паславський I. В. Проблема yhibepcaлiй в «Лoriцi» Йоасафа Кроковського//Фiлocoфcьka думка. 1973. 5. С. 60-65; он же. Критика мemaфiзuku moмiзмy в hamypфiлocoфiï Йоасафа Кроковського//Там же. 1976. 5. С. 94-108; Мыцык Ю. А. Укр. краткие летописцы кон. XVII - нач. XVIII в.//Нек-рые проблемы отечественной историографии и источниковедения: Сб. науч. трудов. Днепропетровск, 1978. С. 34-41; Запаско Я., Я.

http://pravenc.ru/text/578092.html

28 февр. 1946 г. Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) назначил свящ. К. Хомича по просьбе прихожан настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Охове. В мае 1947 г. Пинский и Лунинецкий архиеп. Даниил (Юзвьюк) наградил его золотым наперсным крестом. 21 апр. 1950 г. возведен в сан протоиерея. Священник часто беседовал с прихожанами., был прост, щедр, гостеприимен, готов прийти на помощь в трудных ситуациях. 25 янв. 1956 г. переведен Минским и Белорусским митр. Питиримом (Свиридовым) в г. Добруш Гомельской обл. в качестве настоятеля Свято-Николаевского молитвенного дома. Здесь его трудами был достроен храм. 4 сент. 1962 г. Минский и Белорусский архиеп. Варлаам (Борисевич) перевел прот. К. Хомича в Свято-Успенскую ц. в дер. Красное Гомельского р-на и обл. В условиях гонений на Церковь вместе с семьей претерпел здесь немало невзгод; они были вынуждены жить во взятом в аренду бывшем курятнике. В 1969 г. прот. К. Хомич овдовел. По благословению Минского и Белорусского архиеп. Антония (Мельникова) 19 марта следующего года игум. Захарией (Ровинцом) в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-ре был пострижен в монашество с сохранением имени Константин. В этот же день назначен наместником Жировицкого мон-ря. 25 июня 1970 г. возведен в сан архимандрита. В это время в мон-ре пребывал на покое архиеп. Ермоген (Голубев ; † 1978). К. обращался за духовными советами к проживавшему в обители схиархим. Иоанну (Маслову) . Дружеские отношения сложились у К. с Минским митр. Антонием (Мельниковым); митрополит часто посещал мон-рь для бесед с наместником. Эти отношения сохранились и позднее, когда митр. Антоний был переведен на Ленинградскую кафедру. Ежегодно в стенах обители проводились беседы со священнослужителями Минско-Белорусской епархии по различным вопросам пастырской практики. В годы настоятельства К. Жировицкий мон-рь обнесли кирпичным забором, отремонтировали Успенский собор, построили гараж. В 1980 г. К. был награжден 2-м крестом с украшениями, в 1986 г. удостоен права ношения Патриаршего креста в связи с 50-летием священнического служения.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились с Православием, а семинария стала православной. В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище. В 1896–1906 годах его смотрителем был будущий Местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Петр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915–1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотворная икона Жировицкой Божьей Матери и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель. Обитель и ее насельники пережили и немецкую оккупацию 1941–1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси просиял преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский (по официальной версии он внезапно скончался в тюрьме НКВД СССР от сердечной недостаточности). В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущевскими гонениями). Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Ермоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию духоносного старчества. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году.

http://e-vestnik.ru/church/500_let_uspen...

А. являлся автором большого числа статей по истории древнего монашества, сочинений апологетического содержания, пастырских поучений, проповедей, к-рые появлялись в свет даже во время гонений на Церковь (см. Хрущёв Н. С.). В Пермской епархии по инициативе А. началась активная издательская деятельность: выходят в свет журналы «Благовестник Пермской епархии», «Собеседник православного христианина», альманах «Святоотечество», газ. «Православная Пермь», сборники духовно-назидательного чтения «Катехизаторские беседы», «Православная Церковь свидетельствует», антисектантские брошюры, антологии духовных стихов для детей и взрослых. А. был редактором-составителем и автором мн. изданий. Награжден орденами РПЦ прп. Сергия Радонежского и блгв. кн. Даниила Московского . Соч.: Радость Воскресения//ЖМП. 1951. 5; Монашество//Церк. вестн. Варшава, 1955. 1; «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»//Там же. 1956. 1; Преподобные Антоний и Пахомий, великие отцы монашества IV века//Там же. 6/7; Нравственно-подвижническое учение свв. Антония, Пахомия и Макария Великих//Там же. 8; Значение древнего монашества в церкви Христовой//Там же. 10/11; Св. Климент, еп. Римский, и его творения//Там же. 1957. 2/3; Св. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, и его творения//Там же. 4; Св. Поликарп Смирнский и его творения//Там же. 6; Жизнь по уставу Церкви//Там же. 1958. 1/2; Правила молитвенного поведения в храме Божием//Там же. 4/5; Первосвященническая молитва Христа Спасителя как образец молитвы пастыря//Там же. 10/11; Причащение Св. Таин Христовых//Там же. 1960. 3/4; Праздник в Жировицком Успенском мон-ре//ЖМП. 1978. 10. С. 10; Высокопреосв. архиеп. Ермоген (Голубев): Некролог//Там же. 11. С. 21; Речь при наречении во епископа Пинского//Там же. 1980. 11. С. 8; Слово на Пассии//Там же. 1985. 3. С. 39; Воцерковление. Пермь, 1990; Поучения по чинопоследованию Божественной Литургии. Пермь, 1990; Из пастырских собеседований и обзор содержания правил Вселенских Соборов. Пермь, 1991; Мысли о истинной христианской жизни и о нашем единстве во свете учения Христова. Пермь, 1991; Сб. духовно-назидательного чтения правосл. христианина во дни Великого Поста. Пермь, 1992; Из последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его всеславное Воскресение на небо. Пермь, 1993; Вопросы веры и жизни: Сб. апологет. статей и заметок. Пермь, 1994; В похвалу Богоматери/Сост. еп. Афанасий. Пермь, 1994. 2 ч.; Автобиография//Правосл. Пермь. 1999. 11 (нояб.). С. 2; Пособие правосл. миссионерам Пермской епархии. Пермь, 1999.

http://pravenc.ru/text/76902.html

В 1912—1915 годах в монастыре «на покое» (фактически — в ссылке) жил епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978 году — архиепископ Ермоген (Голубев). В 1945 году на территории Свято Успенского Жировичского монастыря были открыты богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1947 году в Минскую духовную семинарию. Начиная с 1959 года власти советской Белоруссии методично не допускали набора абитуриентов в семинарию, и она в 1963 году «самоликвидировалась»; вновь открыта в 1989 году благодаря почётному патриаршему экзарху Митрополиту Филарету (Вахромееву). В 1991 году Минской духовной семинарии дан статус высшей духовной школы. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Свято-Успенский Жировичский монастырь — ставропигиальная обитель, настоятелем которой является Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Заславский Павел. Наместником его является Высокопреосвященнейший архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, Управляющий делами Белорусской Православной Церкви, ректор Минских духовной семинарии, который с 1990 года несет вверенное ему попечение о братии, и заботу о благоустроении удела Божией Матери. Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания, хозяйственные постройки, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку. В монастыре подвизаются 36 человек монашествующей братии (по состоянию на 14 апреля 2014 года), в том числе – один епископ, четыре архимандрита, три игумена, шесть иеромонахов, два иеродиакона, шесть монахов, семь иноков и семь послушников. Духовником обители является игумен Авель (Страпко), а благочинным - иеромонах Герасим (Черепко). Каждый монашествующий, трудясь на различных послушаниях, вносит свой вклад в общее дело благоустроения обители и её расцвета. По мере накопления вопросов к обсуждению, собирается Духовный Собор, где поднимаются вопросы внутренней жизни монастыря, случаи нарушения дисциплины, ставятся вопросы о постригах и рукоположениях. Решения Собора передаются на утверждение Настоятелю монастыря – Митрополиту Павлу.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Из 11 архипастырей, управлявших Калужской епархией с 1900 до 1937 г., шестеро приняли мученический венец от богоборческой власти, уже занимая другие кафедры: епископ Тихон (Никаноров, священномученик, † 1919; память 27 декабря/9 января), епископ Феофан (Туляков, † 1937), епископ Стефан (Знамировский, † 1941), епископ Павел (Введенский, † 1937), епископ Павлин (Крошечкин, священномученик; † 1937; память 21 октября/3 ноября), епископ Димитрий (Добросердов, священномученик; † 1937; память 8/21 октября). Среди девяти архипастырей, возглавлявших Калужскую епархию с 1942 до 1980 г. пятеро отбыли различные сроки лагерей и ссылок: митрополит Николай (Ярушевич, † 1961), епископ Онисифор (Пономарев, † 1966), епископ Леонид (Лобачев, † 1967), епископ Стефан (Никитин, † 1963), епископ Ермоген (Голубев,1978). Епископ Леонид (Лобачев) и архиепископ Николай (Кутепов, † 2001) участвовали в войне 1941-1945 г. и имели боевые награды. После Великой Отечественной войны в сентябре 1945 г. Калужская епархия насчитывала 25 действующих храмов, из них 6 было открыто после освобождения от оккупации. В то время клир епархии составляли 37 священников и 5 диаконов. В 1944-1949 гг. было подано 45 ходатайств об открытии храмов, но открыто только 13530 храмов оставались недействующими, более 200 разрушено. За последующие 15 лет было уничтожено еще около 200 храмов. Количество действующих храмов с 1949 г. оставалось неизменным — 38 — до 1958 г., когда снова развернулась широкомасштабная антирелигиозная пропаганда. К началу 70-х гг. XX в. на территории Калужской области осталось только 24 действующих храма, не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы. К тому времени Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в Русской Православной Церкви. В 1990 г. в епархии начался процесс духовного возрождения: оживилась церковноприходская жизнь, стали открываться храмы и монастыри, строиться новые храмы и молитвенные дома, открылись первые воскресные школы, возобновилось духовное образование, стала проводиться работа с молодежью и осуществляться благотворительная деятельность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416372...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010