Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Анзерском Голгофо-Распятском скиту воссоздан и освящен храм (комментарий в интересах нации) Прп. Иов (иеросхимонах Иисус) Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. История и современность скита Голгофо-Распятский скит основал преподобный Иов в начале XVIII века. Известно, что около горы Голгофы издавна селились отшельники. Здесь построил келью постриженник Свято-Троицкого скита иеродиакон Паисий. Преподобный Иов, в то время строитель (скитоначальник) Свято-Троицкого скита, нередко находился у пустынника и во время одного из посещений был удостоен особого откровения: «… в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Царицы Небесной: «эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит…. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Соловецкий патерик свидетельствует, что чудесное видение было 18 июня 1712 года. Преподобный Иов начал заботиться об устроении скита. У него появились последователи и ученики. Жили они единодушно и питались от трудов рук своих. Преподобный Иов постоянно трудился, несмотря на преклонные лета, и был примером для братии. Насельники скита чтили духовный опыт и строгость жизни своего наставника. Преподобный Иов еще в 1710 году был пострижен в схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина). В скит принимали всех желающих, объясняя им условия иноческой жизни. Новоначальный должен был сам построить себе келью. Пища была самая постная: хлеб с квасом, сухари, размоченные в теплой воде. В праздники на трапезе употребляли вареную капусту, горох, толокно, ягоды и грибы.

http://sedmitza.ru/text/415850.html

архим. Порфирий (Карабиневич-Пашута) Священноинок Иов, основатель голгофораспятского скита на Анзерском острове, в мире духовник императора Петра I Источник Биографический очерк Священноинок Иов, основатель голгофораспятского скита на Анзерском острове 1 (в мире духовник Императора Петра I) 2 . Содержание I. II. III. IV. V. Особое приложение. Грамота Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, при коей прислан в Соловецкий монастырь преподобный Иов именем распятского попа Ивана Иванова. Донесение преосвященному Афанасию, архиепископу Холмогорскому и Важескому, от соловецкаго архимандрита Фирса о принятии в Соловецкий монастырь распятского попа Ивана Иванова.     На Анзерском острове, омываемом водами Белого моря, с 1713 года существует скит, именуемый Голгофораспятским. С первого уже взгляда отличает его особенность местоположение и привлекает к нему общее внимание. Гора, на которой расположен скит, есть одна из высочайших гор на Анзерском острове. Остров виден с этой горы весь, как на ладони, с его озерами и удолиями. Это, между прочим, потому, что гора стоит почти среди самого острова, и что она кругла и чрезвычайно крута. С вершины горы представляется взорам необъемлемое для глаз пространство зыблющегося моря. Уединенному обитателю горы – иноку, в летнее время, часто виднеются на этом море многочисленные иностранные и отечественные корабли, дымящиеся пароходы и гребные суда. Весело смотреть с горы на их то тихое, то быстрое плавание в благоприятную погоду. Но нередко бывает и то, что взор и сердце наблюдателя с горы поражаются страшными, раздирающими душу зрелищем бедствующих на море и гибнущих судов, а не редко и людей 3 . Особенно это случается здесь в раннюю весну, в раннюю и позднюю пору свирепствующих бурь осенних и невзгод морских. Далеко и с моря виден этот скит плавателю, особенно со стороны Архангельска. За 50 и более верст, взор путника приятно поражается белеющимся вдали каменным церковным строением скита, возвышающимся над всеми холмами и лесами. Оно привлекает сверх того взор каждого и своим одиночеством среди моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеросхимонах Иов, основатель Голгофо-Распятскаго скита – Происхождение. – Иерейство. – Посетители. – Нищелюбие. – Придворная жизнь. – Посещение темниц. – Уединение в доме. – Болезнь. – Клевета. – Удаление в Соловецкий монастырь. – Послушание. – Искушение. – Переселение в Анзерский скит. – Назначение строителем. – Поучение братии. – Скитский порядок. – Служение больным. – Схима. – Явление Пресвятой Богородицы. – Переселение на Голгофу. – Основание скита. – Построение церкви. – Пожертвования царских особ. – Письма царевны Марии. – Нападение разбойников. – Умножение скитян. – Подвиги Иова. – Скитский устав – Явление Пресвятой Богородицы. – Чудеса. – Болезнь. – Прощение. – Кончина. – Погребение. – Состояние скита по смерти Иова. – Присоединение к Анзерскому скиту. – Причисление к Соловецкому монастырю. -Построение каменного храма.-Настоящее положение скита. Иов родился в Москве при царе Михаиле Феодоровиче в 1635 г., и назван Иоанном. О родителях его и первоначальном воспитании ничего не известно,– кроме того, что отец его именовался также Иоанном. По преданию, он происходил из духовного звания и, будучи воспитан в правилах доброй нравственности и благочестия по достижению совершеннолетия, рукоположен в Иерея. С принятием священства, врожденная в душе Иоанна ревность к добродетельной жизни выказалась в полном свете. Он ежедневно совершал божественную службу и часто также становился на клирос и пел по киевскому напеву. Пение его, по природной способности, было сладостно и умилительно. Трогательное и благоговейное священнослужение о. Иоанна привлекла в его церковь многих посетителей, которые, после службы, спешили посетить его дом, чтобы принять от него благословение и ближе познакомиться с ним. Впрочем, далекий от славолюбия, он не охотно принимал эти посещения и часто не удовлетворял любопытству видеть его в доме. О. Иоанн, более и более усовершаясь в добродетели, исполнял, кроме священнического, иноческое, молитвенное правило и, находясь в мире, как бы уже проводил жизнь монашескую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

архим. Мелетий (Шергин) Историческое описание Среди самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится конусообразная необыкновенной высоты крутая гора, на которую для въезда сделана винтообразная дорога. С вершины горы при ясной летней погоде представляется взору прекрасный вид: необъятное для глаз пространство морских вод, по которым часто несутся с распущенными парусами суда, а на самом острове возвышенные холмы с зеленеющим лесом и озера различной величины с пресною водою. С неё можно обозреть часть островов Соловецкого и Муксальмского и виден остров Жигжин, а на материке видны летние берега и так называемый Орлов мыс. Гора эта – конечное возвышение цепи холмов, простирающихся по острову от северо-запада к востоку, называется Голгофою. Здесь первоначально жил в уединении преп. Елеазар, основатель Троицкого Анзерского скита. Эту гору никогда не оставляли пустынножители, но как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. В 1712 году жил при ней доблестный подвижник, благоговейный иеродиакон Паисий. Из уважения к нему в том году приходил Анзерского Троицкого скита строитель иеромонах Иов, в схимонасех Иисус, который, окропив святою водою гору, водрузил на ней крест. Местная надпись свидетельствует, что это сделано не просто, а по бывшему, летом 1712 года июня в 18 день, в тонком сне явлению Пресв. Богородицы с Пр. Елеазаром Иисусу распятскому. Достопамятная эта надпись, открывающая начально причину основания Распятского скита, вырезана на деревянном позолоченном кресте, который сохранился доныне и находится на стене в теплой церкви, против гробницы вышеупомянутого Иисуса. На кресте следующая надпись: «Лета 1712 июня в 8 день в среду, у иеродиакона Паисия в келии, в тонце сне явися Пресвятыя Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: сия гора нарицается Голгофа; на ней же имат быти церковь распятия Господня и, устроится вселение твое, со двумя ученики твоими, на верху горы сея и скит Распятский построится; слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень. Иисус взем с собою два ученика своя, ихже в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии, в память святых Апостол Петра и Павла, и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари, и каждяше и кропяше гору, и постави сей крест по изволению Пресвятыя Богородицы во уверение и в поклонение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Часть I Глава I. Религиозные воззрения Петра Великого. — Недовольство приверженцев старины. — Последний патриарх Адриан. — Переходное время. — Монастырский приказ. — Местоблюститель Стефан Яворский и его стояние за православие. Глава II. Учреждение Св. Синода. — Меры к упорядочению религиозного строя. — Взгляды Петра на монашество. — Оценка тех и других. Глава III. Архипастыри старого типа. — Иов Новгородский. — Св. Митрофан Воронежский. — Св. Дмитрий Ростовский и его просветительная деятельность. Глава IV. Феофан Прокопович. Его деятельность и личность. Глава V. Опальные архиереи. Исповеднический подвиг Феофилакта Лопатинского. Глава VI. Отношение к церкви императрицы Елисаветы Петровны Глава VΙΙ. Екатерина II. — Архиереи великороссы. — Отобрание в казну монастырских имений. — Монастырские штаты. — Протесты. Глава VΙΙΙ. Из архиерейской жизни XVIII века. — Несколько типов архиереев. Часть II. Русские подвижники 18-го века Митрополит Филофей (Лещинский) Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири Павел Конюскевич, митрополит Тобольский Архиепископ Тобольский Варлаам Симон Тодорский, архиепископ Псковский и Нарвский Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский Петрозаводский юродивый Фаддей Основатель Голгофо-Распятского скита иеросхимонах Иисус Пустынножитель Феофан и ученик его Климент Начало Саровской пустыни и первоначальник ее иеросхимонах Иоанн Старица Агафия Симеоновна Мельгунова, (в иночестве Александра) Основатель пустыни «Белые берега» схимонах Симеон Старец иеромонах Феодор (Ушаков) Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины Марья Петровна Протасьева Схимонах Зосима Блаженная Ксения, погребенная на Смоленском с.-петербургском кладбище Юродивый Алексий Стефанович, покоящийся в Ростовском Борисоглебском монастыре Задонского монастыря схимонах Митрофан Старица Таисия Затворница Московского Ивановского монастыря Досифея (княжна Тараканова) Примечания Полный текст Часть I Глава I. Религиозные воззрения Петра Великого. — Недовольство приверженцев старины. — Последний патриарх Адриан. — Переходное время. — Монастырский приказ. — Местоблюститель Стефан Яворский и его стояние за православие.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Сортировать по Исключить новости Патриарх Кирилл: Уединение, пост и молитва являются особенно сильным средством очищения души 18 августа, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение. 18 августа. ПРАВМИР. 17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Голгофо-Распятского Анзерского скита Соловецкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с проповедью, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и веся Руси . «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий, наместник и игумен сей святой обители! Досточтимый отец Евлогий, скитоначальник! Матушки игумении, отцы, братья и сестры! Сегодня действительно важное событие в жизни Соловецкой обители, а в каком-то смысле и в жизни нашей Церкви, потому что по милости Божией Господь сподобил совершить Божественную литургию — в сослужении архипастырей, в присутствии целого сонма архиереев — на этом святом месте, где никогда ранее такой собор архиереев не совершал Божественной службы. Место, действительно, крайне удаленное, как справедливо сказал скитоначальник отец Евлогий. Особенно в старые времена это место было как бы на краю света, потому что даже от Соловецкого острова до Анзера добраться было очень трудно, не говоря уж о том, что зимой — и во времена ледостава, и тогда, когда лед сходил, — всякая связь была невозможна. Но и летом, из-за бурных вод Белого моря, связь с этим островом была очень затруднена. Да и в наше время, поелику монашествующие не пользуются самыми современными и дорогостоящими видами транспорта, эта связь непростая. Может быть, поэтому сюда и устремляются люди, которые желают проводить жизнь в уединении, в посте и в молитве? Для современного человека, живущего в круговерти крупных городов, в повседневных заботах, этот выбор может показаться очень странным. А почему нельзя поститься и молиться в другом месте? А почему нельзя это делать в своей собственной квартире? Некоторые, даже православные, так рассуждая, вообще в храм не приходят, даже по праздникам: я, мол, дома молюсь, а до храма добраться трудно или, может быть, здоровье не всегда позволяет. Так вот, подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-uedine...

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 / 28 августа 2010 г. 19–22 августа Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Соловки. Святейший Патриарх Кирилл поклонился могилам новомучеников на острове Анзер, провел плановую встречу с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии, а также возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. У святых врат Соловецкой обители Святейшего Патриарха Кирилла встречали братия монастыря и паломники. Предстоятель проследовал в Спасо-Преображенский собор монастыря, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обращаясь к собравшимся в храме с приветственным словом, Патриарх Кирилл назвал Соловки «одной из духовных столиц нашего Отечества». На следующий день, 20 августа, Святейший Патриарх Кирилл посетил остров Анзер и расположенный на нем храм Воскресения Христова у подножия горы Голгофы, где в 1923 году был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Патриарх Кирилл. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. Поднявшись на гору Голгофу, он также осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. После острова Анзера Патриарх Кирилл посетил остров Большая Муксалма. В тот же день Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnaya_sto...

Часть пятая. Церковь в восемнадцатом столетии. Царствование Петра Великого В первый год нового столетия преставился патриарх Адриан. Царем был 28-летний Петр Алексеевич, одинадцатый год на деле правивший государством. Великий преобразователь, жертвенно посвятивший себя царственному служению России, требовавший того же от всех своих подданных, заимствуя многое от пленившего его воображение, своими техническими достижениями, Запада, стремившийся вследствие этого усилить внешнюю мощность отечества, он не останавливался перед, порою чрезмерной, ломкой своего родного. Таковая ломка произведена была царем и в отношении канонического строя Церкви. Греша непристойными забавами, затрагивавшими духовный и царский чины, царь Петр был верующим и церковным. Он любил петь на клиросе и читать Апостола, в частности в воздвигнутом им Св. Троицком храме в только-что создавшемся С.-Петербурге. В 1693 г. он писал царице Наталии Кирилловне: «изволила ты писать, что передала меня в паству Матери Божией. И такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я один, но и мир весь сохраняет Господь». Читал он в Великую Субботу паремии в Соловецком монастыре. Духовником его некоторое время был подвижник, прозорливец иеромонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита в Соловецкой обители. В последней иконостас в Св. Преображенском храме воздвигнут был по его повелению в 1697 г. По его же распоряжению при нем построена была в 1702 г. церковь на Заячьем острове в Соловецком мон. В 1694 г. царь был застигнут сильной бурей в Белом море и молился о спасении. Судно его добралось до Унской губы. Там находился Пертоминский мон., возникший на месте погребения праведных иноков соловецких, Вассиана и Ионы, утонувших вблизи в 1561 или 1566 г .г. Они чудесно помогали обращавшимся к их предстательству. Петр и свое спасение объяснил тем же. Он просил архиеп. Холмогорского Афанасия об обретении их мощей, что и было исполнено. Установлено было им местное празднование. Им возобновлен был Новгородский Перекомский мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Голгофо-Распятский скит на острове Анзер Москва, 22 августа 2009 г. 22 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, прибыл вертолетом на остров Анзер. Предстоятеля Русской Православной Церкви в поездке сопровождают и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, а также губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. У храма Воскресения Господня Голгофо-Распятского скита Его Святейшество встречал скитоначальник игумен Евлогий (Стручалин) с насельниками обители, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Святейший Патриарх посетил Воскресенский храм, а затем часовню на месте обретения (в 1999 году) мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. У поклонного креста, установленного у братских могил соловецких узников, Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию по пострадавшим в годы гонений. Затем Предстоятель Русской Церкви пешком поднялся к вершине горы Голгофы, осматривая по пути расположенные на ее склонах могилы заключенных. Его Святейшеству показали березу в виде креста, выросшую на склоне Голгофы. В Голгофо-Распятском храме, стоящем на вершине горы, Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Иова Анзерского и совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

http://pravoslavie.ru/31654.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010