Церковь вмч. Георгия Победоносца в Криви-Дол, Скопье. Кон. 60-х гг. ХХ в. 24 нояб. 1964 г. Митрополичий Церковно-народный Собор внес изменения в Устав МПЦ, согласно предписаниям Собора СПЦ 1959 г., кроме ст. 52, определявшей знаки достоинства Предстоятеля МПЦ. Митр. Досифей был уполномочен самостоятельно договориться с патриархом Сербским о порядке ношения знаков отличия за пределами канонической территории МПЦ в присутствии главы СПЦ. 14 дек. 1964 г. митр. Досифей направил новый текст Устава МПЦ патриарху Герману с просьбой проинформировать Собор СПЦ о согласовании этого вопроса и ускорить извещение Поместных Церквей о самостоятельном статусе МПЦ. Синод СПЦ заключил, что Устав МПЦ приведен в соответствие с рекомендациями Собора СПЦ не в полной мере, и отказался вынести этот вопрос на заседание Собора. После доработки Устава МПЦ в мае 1965 г. патриарх Герман в письме митр. Досифею от 31 мая 1965 г. обещал включить этот вопрос в повестку очередного заседания Собора СПЦ. 23 мая 1966 г. Собор СПЦ признал, что Устав МПЦ приведен в соответствие с соборными требованиями, но указал на то, что нельзя вносить в него к.-л. изменения без согласия СПЦ. Это решение вызвало недовольство МПЦ, а Комиссия по делам религий при Правительстве Македонии расценила его как «отсутствие у патриарха Германа и части епископата СПЦ доброй воли для урегулирования вопроса МПЦ», в связи с чем было принято решение «снять этот вопрос с политической повестки и оставить на усмотрение МПЦ» (Там же. С. 159). 18 нояб. 1966 г. в Белграде на встрече с патриархом Германом и членами Синода СПЦ митр. Досифей сообщил, что в связи с непреклонной позицией СПЦ он будет просить о предоставлении МПЦ автокефалии. В послании от 3 дек. 1966 г. Собору СПЦ Синод МПЦ констатировал, что возможности урегулирования македон. церковного вопроса исчерпаны и выход видится только в провозглашении автокефалии МПЦ. Несмотря на давление властей, поддерживавших позицию МПЦ, прошедший с 23 мая по 1 июня 1967 г. Собор СПЦ отклонил просьбу о даровании МПЦ автокефалии как не имеющую «никаких церковно-исторических оснований» и выразил особое предостережение по поводу возможного самовольного провозглашения автокефалии, противоречащего церковно-правовым нормам.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

17 июля 1967 г. в кафедральном соборе Св. Софии в Охриде под председательством митр. Досифея открылся III Церковно-народный Собор, провозгласивший 19 июля автокефалию МПЦ и утвердивший создание еще 2 епархий - Дебарско-Кичевской и Американско-Канадско-Австралийской. На момент провозглашения автокефалии МПЦ окормляла ок. 1 млн верующих, в ней насчитывалось 334 священника, 54 монашествующих, действовали 953 храма и 5 общин в диаспоре. На внеочередном заседании Собора СПЦ 15 сент. 1967 г. было констатировано, что иерархия МПЦ «самовольно и неканонически отделилась от своей Церкви-Матери в раскольническую организацию», и принято решение прервать с македон. иерархией каноническое общение. Несмотря на выражение неудовлетворения гос. властей по поводу усугубления конфликта, 19 марта 1968 г. Синод СПЦ предал архиереев МПЦ церковному суду. В окт. 1968 г. патриарх Герман призвал архиеп. Досифея и македон. архиереев покаяться и вернуться в лоно СПЦ. 12 дек. 1968 г. в Скопье состоялась 1-я встреча делегаций МПЦ и СПЦ, но преодолеть разногласия не удалось. 20 мая 1970 г. Собор СПЦ во избежание углубления раскола вернул на доработку в Синод представленный еп. Жичским Василием (Костичем) проект обвинения македон. архиереев в расколе, что приостановило судебный церковный процесс против македон. иерархии. 28 окт. 1974 г. Церковно-народный Собор внес коррективы в Устав МПЦ, согласно к-рым число епархий достигло 8, были учреждены Полошско-Кумановская и Повардарская епархии, а Американско-Канадско-Австралийская епархия разделена на Американско-Канадскую и Австралийскую. Под давлением югославских властей в 70-х гг. XX в. в македонском церковном вопросе сохранялся статус-кво. На встречах делегаций СПЦ и МПЦ, состоявшихся 9 мая 1978 г. в Прохора Пшинского монастыре и 17-19 сент. 1979 г. в мон-ре Калишта , македон. сторона отказалась принести покаяние, поэтому переговоры завершились безрезультатно. В мае 1982 г. Собор СПЦ отклонил прошение архиеп. Охридского Ангелария (Крстеского; на кафедре с 19 авг. 1981 г., † 1986) о признании автокефалии МПЦ. С целью признания автокефального статуса МПЦ ее руководство проводило активную внешнецерковную деятельность. В нояб. 1967 г. делегация МПЦ в составе митрополитов Злетовско-Струмицкого Наума и Американско-Канадско-Австралийского Кирилла (Поповского; с 1986 - митрополит Положско-Кумановский, † 2013) посетила Болгарию, Румынию и СССР; в Софии делегация была принята митрополитами Варненским Иосифом (Лазаровым) и Доростольско-Червенским Софронием (Стойчевым; † 1995), в Бухаресте - патриархом Юстинианом (Мариной) , в Москве - сотрудниками ОВЦС. 1 апр. 1968 г. митр. Наум был принят патриархом Болгарским Кириллом (Константиновым) . В 1970 г. архиеп. Досифей был принят в Ватикане папой Римским Павлом VI . С 1979 г. предстоятели МПЦ ежегодно посещают Рим и 24 мая совершают молебен у гроба равноап. Кирилла. В 1972 г. делегация МПЦ впервые посетила штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей в Женеве. Предстоятели

http://pravenc.ru/text/2561512.html

После кончины архиеп. Досифея (Стойковского) Охридским архиепископом 19 авг. 1981 г. стал Ангеларий (Крстеский; 1911-1986). Его преемник, архиеп. Гавриил (Милошев; 1912-1996), создал 1-й полный перевод Свящ. Писания на македон. лит. язык (Скопье, 1990; 20062). С его уходом на покой во главе МПЦ 4 дек. 1993 г. встал архиеп. Михаил (Гогов; 1915-1999), способствовавший преодолению информационной изоляции МПЦ. С 10 окт. 1999 г. МПЦ возглавляет архиеп. Стефан (Веляновский, род. в 1955; митрополит Американско-Канадский в 1986-1988, Злетовско-Струмицкий в 1988-1989 и Брегальницкий в 1989-1999). Македонско-сербские межцерковные контакты на рубеже веков С распадом Югославии и обретением Македонией гос. независимости (1991) процесс урегулирования церковного вопроса получил новый импульс. 3 марта 1992 г. в Белграде начались переговоры между СПЦ и МПЦ, продолжившиеся 15-16 апр. 1992 г. в мон-ре Калишта, но не давшие результатов. 14 янв. 2001 г. в Наума Охридского монастыре переговорные комиссии СПЦ и МПЦ разработали предварительный текст договора о восстановлении канонического общения. 17 мая 2002 г. в Нише члены делегаций СПЦ (митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) , епископы Нишский Ириней (Гаврилович ; впосл. патриарх Сербский), Бачский Ириней (Булович) и др.) и МПЦ (митрополиты Преспанско-Пелагонийский Петр (Каревский), Дебарско-Кичевский Тимофей (Йовановский), Струмицкий Наум) парафировали «Проект соглашения об установлении церковного единства», предусматривавший предоставление МПЦ прав «самой широкой автономии» в составе СПЦ. Архиерейский Собор СПЦ 23 мая 2002 г. одобрил проект Нишского соглашения, но несанкционированная публикация в СМИ содержания документа вызвала в Македонии негативный общественно-политический резонанс (прежде всего из-за отсутствия упоминания уставного названия МПЦ), поэтому Синод МПЦ отклонил проект соглашения. 20 июня 2002 г. патриарх Сербский Павел (Стойчевич) призвал архиереев, иереев и правосл. верующих Республики Македония вернуться к литургическому и каноническому единству с СПЦ.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

21 июня 2002 г. на это обращение отозвался митр. Велесский и Повардарский Иоанн (Вранишковский) (см. Иоанн VI (Вранишковский) , архиеп. Охридский и Скопский), который на следующий день был принят в юрисдикцию СПЦ. 5 июля 2002 г. Синод МПЦ сместил митр. Иоанна с кафедры и предписал ему удалиться в мон-рь вмч. Георгия близ г. Неготино, а 7 авг. 2002 г. запретил его в священнослужении. 23 сент. 2002 г. Архиерейский Собор СПЦ на внеочередном заседании назначил митр. Иоанна Сербским Патриаршим экзархом Охридской архиепископии. 30 апр. 2003 г. в Белграде прошли переговоры Синодов МПЦ и СПЦ. 13 мая 2003 г. патриарх Сербский Павел потребовал от Синода МПЦ в 5-дневный срок принять проект Нишского соглашения и прекратить преследование митр. Иоанна. В ответ 9 июля 2003 г. Синод МПЦ решил извергнуть митр. Иоанна из сана. 24 мая 2005 г. патриарх Павел подтвердил избрание архиеп. Иоанна, а Архиерейский Собор СПЦ - канонический статус Православной Охридской архиепископии как автономной самоуправляемой Церкви в составе СПЦ. На следующий день Архиерейский Собор СПЦ, ссылаясь на решения от 24 мая и 15 сент. 1967 г. о прекращении литургического и канонического общения с иерархией МПЦ, распространил церковные прещения «на всех верующих - последователей этой раскольнической организации». В 2005-2007 гг. контакты между СПЦ и МПЦ были прерваны в связи с преследованием архиеп. Иоанна (Вранишковского), арестованного по обвинению македон. судов в финансовых махинациях, совершенных им во время управления Велесской и Повардарской епархией. СПЦ считало его преследование политически мотивированным. В 2009 г. прошла серия неофиц. встреч серб. и македон. иерархов, но позиции сторон не изменились: серб. сторона готова предоставить МПЦ широкую автономию на условиях проекта Нишского соглашения, македон. сторона настаивает на автокефалии. В связи с новым арестом архиеп. Иоанна (Вранишковского) по вынесенному в мае 2012 г. приговору суда СПЦ отказалась вести переговоры с представителями МПЦ до тех пор, пока иерарх не будет освобожден и с него не будут сняты все обвинения.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Македонская авантюра» или кто подталкивает Болгарскую церковь к новому расколу? 23.11.2017 903 Время на чтение 8 минут 9 ноября 2017 года Синод так называемой Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью» . Македонская Церковь ждет от Болгарского Патриархата признание своей автокефалии и протекции своих интересов в отношениях с другими поместными церквями. По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА . Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях? 9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью». Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности. Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ . Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью и включению региона в сферу своего влияния . На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/23/ma...

II Церковно-народный Собор начал работу в Охриде 4 окт. 1958 г. под председательством свящ. Нестора Поповского и при участии 291 делегата. В тот же день в базилике Св. Софии в Охриде было оглашено постановление Собора о восстановлении Охридской архиепископии в виде МПЦ. Для «сохранения церковно-канонического единства Православной Церкви в Федеративной Народной Республике Югославии» МПЦ признала патриарха Сербского главным предстоятелем Церкви. Первым главой МПЦ был избран еп. Досифей, на Битольскую кафедру был назначен свящ. Николай Трайковский (в монашестве Климент, † 1979), на Струмицкую - протосинкелл Наум (Димовский; с 1974 г. на покое, † 1977). Собором был принят Устав МПЦ, согласно к-рому в Церковь вошли 3 епархии: Скопская, Преспанско-Битольская и Злетовско-Струмицкая. Митр. Досифей сообщил о решениях Собора патриарху Герману. В послании от 10 марта 1959 г. он пояснял: «...мы действительно желаем оставаться в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью. Это единство осуществлялось бы посредством общего патриарха, но так, чтобы ни Сербская Православная Церковь не вмешивалась во внутренние дела Македонской Православной Церкви, ни Македонская Православная Церковь - во внутренние дела Сербской Православной Церкви» ( Илиевски. 2011. С. 120-121). Архиерейский Собор СПЦ, состоявшийся 3-19 июня 1959 г., после длительного обсуждения решил руководствоваться церковной икономией и, чтобы не усиливать церковные нестроения, вызванные, по мнению членов Собора, политическими интригами коммунистических властей, признать, что македон. епархии «выделились в самостоятельную Македонскую Православную Церковь, управляемую согласно ее Уставу, но остающуюся и впредь в каноническом единстве с СПЦ через ее Предстоятеля, Святейшего патриарха Сербского». Также Собор отметил, что «положения Устава СПЦ перестают действовать в отношении епархий и архиереев на территории Н[ародной] Р[еспублики] Македонии», и рекомендовал привести 35 (из 171) статей Устава МПЦ в соответствие с Уставом СПЦ. Но этот компромисс, достигнутый между СПЦ и МПЦ под давлением стремившихся урегулировать македон. церковный вопрос югослав. властей, не устраивал ни одну из сторон. Позднее патриарх Герман признавался главе Союзной комиссии по делам религий Д. Радосавлевичу, что СПЦ не признала бы МПЦ, если бы не учитывала гос. интересы (см.: 2006. 2. С. 241).

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Георгия Нового Кратовского и мц. Златы Могленской . 2 авг. 2012 г. в Кичевском монастыре состоялась канонизация в лике преподобномучеников насельников обители - Евнувия, Паисия и Аверкия, убитых турками 27 марта 1558 г. 28 окт. 2012 г. в соборе вмч. Димитрия Солунского в Битоле совершен чин канонизации 40 Битольских преподобномучеников, принявших смерть от османских завоевателей 9 марта 1385 г. Готовится канонизация еп. Величского Гавриила (в миру - Миялче Парнарджиев; 1926-1990) и архим. Иоанникия Ракотинцкого (1839-1941). К. А. Берсенев Признание автокефалии МПЦ Признание автокефалии МПЦ. 16 мая 2022 г. Архиерейский Собор СПЦ принял решение о восстановлении общения с МПЦ в ее статусе, признанном с 1959 г. 19 мая в храме свт. Саввы Сербского на Врачаре в Белграде состоялось совместное служение Патриарха Порфирия и архиеп. Охридского и Македонского Стефана. 23–24 мая официальная делегация СПЦ посетила Сев. Македонию и 24 мая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, в кафедральном соборе равноап. Климента Охридского в Скопье Патриарх Порфирий объявил о признании автокефалии МПЦ. 5 июня, после литургии в кафедральном храме арх. Михаила в Белграде, Патриарх Порфирий торжественно вручил архиеп. Стефану Томос, подтверждающий автокефалию МПЦ. 25 авг. Синод РПЦ признал МПЦ как автокефальную Церковью и постановил вписать имя ее Предстоятеля в священные диптихи. 12 янв. 2023 г. в мон-ре Лесново (Сев. Македония) состоялось совместное богослужение архиеп. Охридского Стефана и председателя ОВЦС митр. Волоколамского Антония (Севрюка). В нач. XXI в. МПЦ сталкивлась с рядом вызовов, главными из к-рых являлись отсутствие канонического общения с Поместными Православными Церквами и агрессивная экспансия албан. нац. меньшинства. В ходе вооруженного конфликта 2001 г. от албан. террористов пострадали мн. храмы: в Лешокском Успенском мон-ре близ г. Тетово был взорван собор св. Афанасия Александрийского (в 2007 восстановлен), пострадал мон-рь Матейче близ г. Куманово, в соборе к-рого албан.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

- В последние два года активно поднимается вопрос о предоставлении автокефалии «МПЦ-ОА», причём со стороны Константинопольского патриархата. На Ваш взгляд, могут ли какие-то Церкви, кроме Сербской Православной Церкви, участвовать в решении северомакедонского вопроса? В частности, Болгарская Церковь? - В своём заявлении от 11 мая 2019 года Константинопольский Патриархат упоминает о праве апелляции по отношению к «МПЦ». То, каким образом Константинопольский Патриархат имеет право апелляции в Церкви, не является предметом этой дискуссии. Показательно, что Константинопольский Патриархат рассмотрел какое-то требование (кстати, сопровождаемое письмом политика) как они сами говорят «раскольнической церкви». Имеется в виду «церковь», которая не является частью Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и, кроме того, даже не подпадает под каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Я хочу верить, что Константинопольский Патриархат имеет добрые намерения и в то же время осознаёт, что не имеет права в одностороннем порядке рассматривать вопрос о расколе «МПЦ»! Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви неоднократно и недвусмысленно определился с диалогом с «МПЦ», чтобы помочь каноническим путём преодолеть раскол и вернуться в спасительную Соборность Церкви. Диалогу помешали сама раскольническая «МПЦ», а также власти страны вынесением приговора о тюремном заключении архиепископа Охридского Иоанна и государственным преследованием Православной Охридской Архиепископии. Насколько мне известно, СПЦ никогда не была закрыта для тех, кто добросовестно и каноническим путём хотел бы помочь решить проблему «МПЦ». - Как Вы оцениваете перспективу уврачевания раскола в Северной Македонии? Как это может быть осуществлено? Что на это влияет? - На данный момент мне нечего ни прибавить, ни убавить из высказывания нашего Святейшего Патриарха Сербского Порфирия, который в своём интервью «Радио Телевидению Сербии» 2 марта этого года чётко заявил, что он хочет найти решение раскола, в котором находится «МПЦ». Он считает, что Священный Архиерейскии Собор СПЦ всегда будет готов прийти к решению, но без какого-либо политического давления, которое ощутимо с самого начала создания раскола и до сих пор по отношению к данной теме.

http://pravoslavie.ru/138554.html

Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Интересно, что создание Македонской Православной Церкви соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ. Все попытки СПЦ преодолеть раскол в 1990-х и 2000-х гг. встречали противодействие со стороны властей БЮРМ . В 2002 г. в г. Ниш между представителями СПЦ и МПЦ-ОА был подписан договор, по которому Македонская церковь принимает статус широкой автономии в границах юрисдикции СПЦ. Однако Македонский Синод под давлением македонских властей расторгнул это соглашение. Единственным архиереем, который решил воссоединиться с СПЦ стал епископ Иоанн (Вранишковский). Впоследствии он был назначен Архиерейским Собором СПЦ экзархом Сербской Патриархии в БЮРМ, а в 2005 г. - главой автономной Охридской Архиепископии, которая стала действовать на территории Македонии параллельно с МПЦ-ОА. Македонская Церковь и власти республики усмотрели в этом угрозу независимости страны. В итоге архиепископ Иоанн, а также духовенство и сторонники канонической Охридской Архиепископии стали подвергаться жестким гонениям со стороны правоохранительных органов Македонии. На сегодняшний день церковная ситуация в Македонии осложняется тем, что МПЦ-ОА находится в зависимом положении от государства. Руководство страны видит МПЦ-ОА автокефальной и не приемлет вариант предоставления ей статуса автономии в составе СПЦ. Архиепископ Иоанн (Вранишковский), а также духовенство и сторонники канонической Охридской Архиепископии стали подвергаться жестким гонениям со стороны правоохранительных органов Македонии. Логика властей примерно та же, что и на Украине - «в независимом государстве должна быть независимая церковь», которая бы подтверждала легитимность существования национального государства. Мотивы, заставившие МПЦ-ОА обратиться к БПЦ понятны - легализовать свой статус и войти в семью поместных православных церквей. Глава Македонской церкви, архиепископ Стефан (Веляновский) хотел бы решить данную задачу в текущем, юбилейном для МПЦ-ОА году, в котором празднуется 50-летие провозглашения автокефалии. Болгарскому Патриархату же отводится роль инструмента для достижения этой цели.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/23/ma...

Целью образования Македонской Православной Церкви, как и Социалистической Республики Македонии, является гонение на Православие и воспрепятствование собрания православных народов, а также разделение сербского и греческого народов. Формирование МПЦ и социалистической Македонии также является частью процесса формирования Великой Албании в качестве атлантической программы с начала прошлого века. Началось с преследований православного духовенства и народа болгарской австро-венгерской армией в Великой войне, затем во Второй мировой войне, а затем коммунистами в социалистической Македонии. Переговоры с Патриархией в Белграде и полученная автономия была партийной антисербской антихристианской автономией, вплоть до полного раскола, когда Социалистическая Македония провозгласила автокефалию МПЦ и отделение от всех православных церквей, и до 2022 года, когда СПЦ признала автокефалию Македонской Православной Церкви. А именно, на святой литургии в кафедральном соборе св. Климента Охридского в Скопье, 24 мая прошлого года Сербский Патриарх Порфирий объявил что Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение признать автокефалию Македонской Православной Церкви – Охридской архиепископии. 5. июня 2022 года в Белграде Патриарх Порфирий вручил архиепископу Стефану томос, подтверждающий автекефалию Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии. Автокефалию МПЦ признают также Болгарская Православная Церковь (но не под этим названием) и Русская Православная Церковь. Константинопольский Патриархат ранее, в том же месяце, представил свою позицию относительно титула и наименования МПЦ – по совместной молитве МПЦ получила от него документ о её возвращении к каноническому статусу. Греческие церкви не признают автокефалию МПЦ, оспаривая название церкви, и считают, что автокефалию может предоставить только Вселенский Патриархат, а не поместная материнская церковь. (Отношение Сербской ПЦ и Болгарской ПЦ по названию Македонской церкви говорит о политическом отношению к присвоению исторических прав)

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/di...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010