Территория, на к-рой расположена церковь, обнесена 5-угольной каменной оградой неправильной формы, построенной в позднее средневековье. Узкий арочный входной проем расположен в юго-зап. стене ограды. Над ним устроена кирпичная колокольня XV-XVIII вв., на 2-м этаже к-рой находилось помещение для охраны (сохр. бойницы). 3-й этаж выстроен из кирпича; здесь расположена звонница, к-рая представляет собой связной балдахин на 8 столбах. В сев. стене ограды восстановлено помещение, в к-рое можно попасть с монастырского двора. План кафоликона мон-ря Кацхи. Рис. М. Калашникова. ХХ в. План кафоликона мон-ря Кацхи. Рис. М. Калашникова. ХХ в. Кафоликон К. (13,5×12 м, с галереей 19,7×18,4 м; высота 40 м, высота подкупольного пространства 17,5 м) освящен в честь Рождества Христова, боковые приделы - в честь Вознесения Господня (северный) и во имя вмч. Георгия (южный). Это наиболее поздний памятник среди известных 6-апсидных грузинских храмов (Гогиуба, Киаглис-Алти, Олтиси, Бочорма), развитый композиционно. Кафоликон относится к редко встречающемуся в церковном зодчестве типу. Броссе писал, что храм «настолько оригинален, что его сравнивают с раковиной», и его создание можно приписать «только фантазии и капризу зодчего». Общий объем и пространство храма решены в соответствии с нормами груз. архитектуры X в., однако в пропорциях и организации пространства появляются новые элементы, усиливаются декоративные тенденции. В плане церковь - двенадцатиугольник, восточная грань которого представлена в виде выделенного апсидного полукружия. С севера, востока и юга она вписана в семиугольник окружающей ее обходной галереи. Алтарная апсида удлинена вимой, остальные 5 апсид, равномерно распределенных по отношению к подкупольному пространству, соединены с ним. В толще стен расположено 5 небольших помещений. Между вост. и сев.-вост. апсидами находится жертвенник, вход в него возможен из обеих апсид; между вост. и юго-вост. апсидами - диаконник (вход из юго-вост. апсиды). Помещения также находятся в северной (вход из сев.-зап. апсиды), в южной (вход из юго-зап. апсиды) и в юго-западной (вход из зап. апсиды) стенах храма. Очевидно, эти апсидные залы служили миниатюрными часовнями. Диаконник, жертвенник и зап. помещение в плане представляют собой круг, 2 других имеют вытянутую форму.

http://pravenc.ru/text/1683961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (Карсская) [груз. ] (XIII-XVI вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) с кафедрой в г. Кари (ныне Карс, Турция). Географическое положение Единственное описание территории К. е. сохранилось в достаточно позднем источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго». В нем сообщается, что в «паству кариели» (Карийского архиерея) входили «весь Кари и [земли] по эту сторону границы Кола и Олтиси, Гагчевани и Кагзевани» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Бакрадзе. 1878. С. 83). Под «всем Кари» подразумевались окрестности города. К груз. провинциям Кола и Олтиси относились земли у истоков р. Куры (ныне р-н Гёле в иле Ардахан) и в бассейне р. Олту (ныне р-ны Олту, Шенкая, Нарман в иле Эрзурум); т. о., территории «по эту сторону границы Кола и Олтиси» охватывали области на южном склоне водораздельного хребта Аллахюэкбер (примерно соответствует совр. тур. р-ну Селим в иле Карс). Область Гагчевани (позже тур. санджак Гечеван) - ныне юж. часть р-на Сарыкамыш (в иле Карс) на левом берегу р. Аракс; Кагзевани (ныне Кагызман) - город и одноименная провинция на правом берегу р. Аракс. С северо-востока К. е. граничила с Анисской епархией . Граница проходила вдоль высот, разделяющих бассейны рек Карс и Ахурян (Арпачай). С северо-запада хребет Аллахюэкбер отделял К. е. от Дадашенской и Банской епархий. С запада и юга К. е. от территорий Валашкертской епархии отделяли хребты Соганлугский и Агрыдаг. На востоке и юго-востоке К. е. граничила с провинциями Ашорни и Сурмари, на к-рые распространялась юрисдикция Армянской Апостольской Церкви . Ныне территории К. е. соответствуют илю Карс (Турция). История Древнегрузинское слово «кари» () обозначает род, родовое поселение. Топонимы с компонентом «кари» характерны для Вост. Грузии, в частности Картли (Брачулткари, Мтиулткари и др.). Географические наименования такого типа засвидетельствованы также в юго-зап.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Согласно сказанию, основание Клуан-Уамы стало возможным благодаря поддержке Корьпре Кромма, к-рый также подарил К. земельные владения в окрестностях Кашела, считавшегося центром Мумана и резиденцией правителей. Церковь Клуан-Уама находилась на землях И Лиатан, в туате И Мек Калле (барония Имокилли в графстве Корк), однако в тексте подчеркивается связь К. с правителями Мумана из династии Эоганахт Глендамнах (их владения располагались в сев.-вост. части графства Корк). Составители сказания учитывали интересы церковной общины Клуан-Уамы, которая стремилась укрепить сотрудничество с Эоганахт Глендамнах и с др. династиями, возводившими свое происхождение к Над Фроиху,- Эоганахт Касил и Эоганахт Ане ( Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 298, 522-523, 536; см. также: Studia Hibernica. 2004/2005. N 33. P. 149-150). В IX в., с падением влияния Эоганахт Глендамнах, такое сотрудничество перестало быть актуальным. Обращение К. ко Христу описывается в Житиях св. Брендана мокку Алти (см. Брендан Клонфертский). Получив образование, отрок Брендан посетил свою воспитательницу св. Иту , к-рая посоветовала ему изучить «уставы святых» и предупредила о встрече с мирянином (в ирл. Житии - «славный, высокородный мирянин» (laech suaitnidh soicenelach)), к-рый «будет причислен к Божиим святым». Этим мирянином был К., к-рого Брендан призвал покаяться, вести праведную жизнь и стать «невинным пред Богом, словно голубь». Обратившись ко Христу, К. получил от Брендана новое имя (древнеирл. Colmán, от лат. columba - голубь), прославился как праведник и основал ц. Клуан-Уама, «что ныне соборная церковь, славная на землях Мумана» ( Plummer. Vitae. Vol. 1. P. 102; Idem. Bethada. Vol. 1. P. 47; Lives of Saints from the Book of Lismore/Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 103). В ирл. Житии приведено стихотворение в честь Брендана, якобы сложенное К. (Brenuinn breo betha buadhaig). О К. как о поэте упоминается в стихотворении XI-XII вв. об ирл. святых (carais... filidheacht tre chóir séisi - Stokes W. Cuimmín " s Poem on the Saints of Ireland//Zschr. f. celtische Philologie. 1897. Bd. 1. S. 64-65) и в стихотворении барда Гофри Финна О " Дали († 1387), представившего святого покровителем и защитником поэтов ( Bergin. 1918). По преданию, род О " Дали, в к-ром поэтическое мастерство передавалось по наследству, происходил от Далаха, ученика К., получившего от святого дар стихосложения ( Ó Broin B. Ó Dalaigh Family//Celtic Culture. Santa Barbara, 2006. Vol. 4. P. 1374-1375).

http://pravenc.ru/text/1841766.html

Когда К. жил на о-ве Ибдан (Ибдон), мыши порвали его обувь. За это святой проклял мышей и велел им покинуть остров. Мыши бросились в море и более не появлялись на острове. На Птичьем о-ве (Эн-Инис) К. велел умолкнуть досаждавшим ему крикливым птицам, к-рые немедленно упали на землю и вновь поднялись в воздух только тогда, когда святой разрешил им. При посещении некого жен. мон-ря К. был огорчен, узнав, что ради него насельницы зарезали любимого ягненка. Святой расстелил шкуру ягненка и позвал его, после чего ягненок ожил и, как и прежде, радовал монахинь. Благотворному влиянию К. на животных посвящены те эпизоды Жития, где говорится о буйных конях и быках, к-рые при виде святого становились кроткими и послушными. Когда К. жил в обители Клуан-Брониг, к нему пришел пастух с жалобой на то, что волк сожрал теленка, к-рого кормили 2 коровы. Святой велел ему хлопнуть в ладоши перед тем, как доить коров. Как только пастух это сделал, из леса вышел волк и с виноватым видом подошел к коровам, к-рые стали облизывать его, словно теленка. С этого времени волк приходил ежедневно, утром и вечером, чтобы пастух мог подоить коров, а в тех местах прекратилась вражда между хищниками и домашним скотом. Тема изобилия получает отражение в тех эпизодах, где рассказывается о чудесных превращениях. Во время Великого поста К. посетил некую церковь, служители к-рой могли предложить ему лишь вареную солонину. Святой благословил мясо, и оно превратилось в свежий хлеб. У мастеров, к-рые делали для св. Брендана мокку Алти литургическую чашу, закончилось золото, и Брендан обратился за помощью к К. Думая, как помочь Брендану, святой случайно съел лишнюю порцию пищи, и его немедленно вырвало. Содержимое его желудка превратилось в чистое золото, из которого сделали чашу для св. Брендана (согласно «дублинской» редакции, К. превратил в золото хлеб). Могущество К. позволяло ему использовать в своих интересах нечистую силу. Когда святой жил в уединении на острове посреди оз. Лох-Кре, он увидел демонов, скачущих на конях, и спросил, куда они направляются.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИШХАНИ [груз. , от арм. главный], муж. мон-рь (30-40-е гг. IX в.- не ранее XVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурно-лит. центр груз. исторической юго-зап. пров. Тао. Основан прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и свт. Саввой Ишхнели в Кларджетской пуст. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу р. Олту (Олтиси), в т. н. Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Сев. Турция). Мон-рь воздвигнут на высоком плато, сохранились 2 церкви. На востоке от И. находится одноименная турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от нее - руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с 3 сторон окружено горами: на севере и востоке - Карьол (Кариели), на юге - Арафек, на юго-востоке - Ургюндюз. История Сведения об И. содержатся в груз. средневек. исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона И. Об истории постройки кафоликона И. и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития прп. Григория Ханцтели, осуществленной Н. Я. Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107, 204; Он же. 1999. С. 253, 324). Прп. Григорий, считающийся возобновителем монашества в Грузии, в VIII-IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; прп. Григорий стал архимандритом 12 обителей Кларджетской пуст. В Житии рассказывается, что 1-я церковь в И. была построена в 30-х гг. VII в. арм. епископом-халкидонитом св. Нерсесом III Таеци (католикос Армении в 641-661/2). По мнению В. Джобадзе, этот храм был разрушен в 30-х гг. VIII в., во время нашествия на Грузию арабов под рук. полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого) ( Djobadze. 1992. P. 192). Кафоликон мон-ря Ишхани. Общий вид Кафоликон мон-ря Ишхани.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Тао), «явился к нему зоравар (военачальник, доместик.- Авт.) Востока Григорий, сын Бакуриана, владетель Олтиси, Карну-Калаки (груз. название Эрзурума.- Авт.) и Кари... Передал он [Григорий] царю город-крепость Кари и прилегающую к нему землю» (цит. по: Жизнь царя царей Давида//Картлис Цховреба. 2008. С. 181; То же//КЦ. 1955. Т. 1. С. 318). Взятие Кари датируется 1074 г. Здесь был расквартирован груз. гарнизон, состоявший из шавшетских азнауров (дворян). К этому времени относится несохранившаяся 2-строчная строительная надпись, исполненная асомтаврули и вырезанная на одной из башен цитадели города: «† Господи, восславь, по милости Георгия, царя апхазов; построил я, Иване, эту башню». В 1881 г. надпись списал груз. историк Д. Бакрадзе , к-рый датировал ее X-XI вв.; он считал, что надпись свидетельствует о существовании в Кари церкви, кафедры кариели (Карийского архиерея). Воспользовавшись данными Бакрадзе (к нач. XX в. эта часть крепости была разобрана, надпись утрачена), текст надписи в составе других документов издал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили ( Такаишвили. 1909. С. XI); затем, частично восстановленную,- В. Силогава ( Силогава. 2001. С. 26-27, 48). Очевидно, с появлением груз. гарнизона в Кари возникла и груз. церковь. Однако мн. историки сомневаются в существовании К. е. в данный период. Груз. присутствие в Кари продолжалось недолго: ок. 1080 г. город был взят сельджуками, впосл. здесь был Карсский эмират. Отдельный эмират возник и в Кечроре (гавар бывш. Карсского царства, груз. Гагчевани). Груз. царь Димитрий I ( Дамиан-Димитрий ) в 1154 г. захватил Кари и разбил войско эрзрумского эмира, но позже уступил город мусульманам. Карсский эмират оказался под властью эрзурумских салтукидов, позднее - хлатских шах-арменов. На рубеже XII и XIII вв. груз. войска, отвоевав у сельджуков юж. области Тао, заняли провинции Вананд и Кечрор и взяли Карс (цит. по: Летопись времен Лаша Георгия//Картлис Цховреба. 2008. С. 215; То же//КЦ. 1955. Т. 1. С. 368). Осада цитадели города продолжалась неск.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

национальной идеи (И. Булулашвили, Г. Джанашвили, М. Кулошвили, К. Тархнишвили, М. Джанашвили и др.). Последнее побудило власти ограничить деятельность ОВПХК, миссионеры-грузины были отозваны. В 90-х гг., видя ответную активность мусульман, власти Г. Э. возобновили не только миссионерскую деятельность, но и попытки русифицировать население. Местные жители сопротивлялись русификации, и эта цель была осуществлена лишь частично ( Тартарашвили. 1982. С. 34). Собор мон-ря Шатберди. X–XI вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. 13 июля 1878 г. по решению Берлинского конгресса Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани (Ардаган) и Олтиси (Ольты) вошли в состав Российской империи как Артвинский, Батумский и Ольтинский округа. В церковно-адм. аспекте эти территории вошли в состав сначала Гурийской епархии (еп. Гавриил (Туския; 1859-1881), а потом Гурийско-Мингрельской епархии, к-рую возглавил Григорий (Дадиани; 1886-1898), после него - свт. Александр (Окропиридзе; 1898-1903). Правосл. духовенство приложило все усилия, чтобы просветить аджарских грузин-мусульман, к-рые с большой радостью приветствовали «воссоединение с матерью-Грузией», но «не понимали, что означает национальность». Пресса того времени констатировала, что «по своим склонностям, характеру, обычаям, уму и сердцу аджарские грузины настоящие мусульмане, более того - фанатики веры» (Дроеба. 1878. 171). Тур. эмиссары, тайно действовавшие на территории Аджарии, создавали террористические орг-ции, нападали на воинские отряды, занимались поджогами домов и магазинов, проводя антироссийскую агитацию. Им удалось поднять мятежи в неск. селах, а также спровоцировать выселение части грузин-мусульман в Турцию. C призывом к грузинам обратился крупнейший груз. писатель, св. прав. Илия (Чавчавадзе) : «Ну-ка, грузины, теперь только от вас зависит, какими вы предстанете перед новообретенными братьями! Как выполните завет предков - «Брат для брата и для черного дня!» Пришло время доказать, что для вас это не пустые, а исполненные смысла слова!» ( Чавчавадзе.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Артануджи - знаменитый город с крепостью, построенный в начале V века царем Вахтангом Гургасланом. Находится у верховья р. Чорох, при речке Артануджие-Цкали, впадающей в Чорох с правой стороны (см. Иосселиани, Города существующие и существовавшие в Грузии, стр. 22; Вахужг, География Грузии, стр.116-117, на французском языке). 186 На горе Олимпийской грузины имели свою, отдельную от греческих обитель, которой управляли настоятели также из грузин. 187 Тао и Кларджетия лежали по всему течению нынешней реки Чорох-су. Первая обширная область лежала по всему левому берегу верховья реки Чорох до впадения в нее Шканис-Цкали и касалась границ Персии и западной Грузии. Вторая же область лежала по берегам левого рукава реки Чорох - Испири и касалась восточных малоазиатских границ Греческой империи, и частично ограничивалась южным берегом Черного моря. Тао и Кларджетия занимают всю нынешнюю Трапезундскую область, или области Трапезунд, Олтиси и Арзерум. 188 Блаженной памяти защитник Иверского царства и украшение народа грузинского Торникий происходил из рода князей эриставов Ксанских. См. Путешествие Тимофея, архиепископа Тифлисского, по святым местам, на грузинском языке, стр. 34, а о военных подвигах Торникия - см. Картлис Цховреба, часть I, стр.206. См. также о нем Барского Путешествие по святым местам, изд. 2, стр.580 и далее; затем греческого историка Зонара,т.2, параграф 251; о нем упоминает также и историк Кедрин. 189 По смерти императора Иоанна Цимисхия, в 976г., царствовали братья, дети Романа II, Василий II и Константин VII, из которых старшему, Василию, при вступлении на престол едва было двадцать лет. Мать их звали Феофанией. Бунт Барды Склира начался в 978г. 190 Об этом событии см. „Картлис Цховреба " , стр.206, на грузинском языке, об этом же пишут Лебо и Чимчиан и говорят летописи Иверского монастыря и надписи на стене храма Сафарекого, который существует до сего дня. Этот храм, Покрова Божией Матери, находится в семи верстах от Ахалцыхе. Он построен в Х веке наместниками грузинских царей в западной Грузии, которые впоследствии именовались атабегами. Храм этот, дивной красоты и необыкновенной архитектуры, находился в руках турок, но в 1829г. был возвращен православной Грузии графом Паскевичем Эриванским. Об этом храме см. Дюбоа: Voyage author du Caucase, tom 2, pag, 292-299. Многие другие современники Торникия и нынешние писатели также рассказывают о его подвигах весьма много. 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Соч.: Избр. тр. Тбилиси, 1968. Т. 1 (на груз. яз.); Три ист. хроники: «Мокцеваи Картлисай», «О жизни Багратионов» Сумбата и «Хроника Месхетской Псалтири». Тбилиси, 1890 (на груз. яз.); То же [Источники груз. летописей: Три хроники]//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 1-216; Еще один из источников «Истории Грузии» царевича Вахушти - гуджар Баратовых из Бетании//ЗВОРАО. 1893. Вып. 8. С. 113-127; Хроника Эриставского Акафиста//СМОМПК. 1901. Вып. 29. С. 95-114; Груз. надписи Ахталы//Там же. С. 138-145; Археол. путешествия и заметки: Гурия, Ачи, Лехаури, Макванети, Гурианта, Горисперди и Шемокмеди//Моамбе. 1902. 2. С. 19-36 (на груз. яз.); Зарзмский мон-рь, его реставрация и фрески//СМОМПК. 1905. Вып. 35; Суджунская церковь и ее древности//ХВ. 1916. Т. 5. Вып. 1. С. 40-50; Церкви и церковные древности Мегрелии//Изв. Кавк. историко-археол. ин-та в Тифлисе. Л., 1927. Т. 2: 1917-1925 гг. С. 69-85; Археол. экспедиция в Лечхум-Сванети в 1910 г. П., 1937 (на груз. яз.); Археол. экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли в 1907 г. П., 1938 (на груз. яз.); Список царей и католикосов Никорцминдской рукописи. П., 1938 (на груз. яз.); Две груз. рукописи Ватиканской б-ки//Тр. ТГУ. 1950. Вып. 39. С. 177-187 (на груз. яз.); Древности Чхарской церкви//Вестн. гос. музея Грузии им. С. Джанашия. 1950. Т. 16B. С. 203-210; Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952. Изд.: Сигель [грамота] груз. царя Баграта IV (1027-1072)//ЗВОРАО. 1893. Вып. 9. С. 59-68; Мат-лы для истории Грузии: Ред. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); Описание рукописей б-ки Об-ва распространения грамотности среди груз. населения. Тифлис, 1902-1904. Т. 1. Вып. 1-4; 1906-1912. Т. 2. Вып. 1-4; Древняя Грузия. Тифлис, 1909. Т. 1; 1911-1913. Т. 2; 1913-1914. Т. 3; 1914-1915. Т. 4 (на груз. яз.); Груз. древности. Тифлис, 1899. Т. 1; 1909. Т. 2; 1910. Т. 3 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. [Рец. на: Такаишвили Е. Описание рукописей Об-ва распространения грамотности среди груз. населения]//ЗВОРАО. 1904. Т. 15. С. 161; Смирнов Я. И. Ахалгорский клад. Тифлис, 1934; Метревели Р., Бадридзе Ш. Еквтиме Такаишвили. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Келенджеридзе Е., сост. Библиография трудов Е. С. Такаишвили. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же, сост. Архив академика Е. Такаишвили: Описание. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Сургуладзе А. Еквтиме Такаишвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Жордания Г. Возвращенные сокровища. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Мегрелидзе И. В. Еквтиме Такаишвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Чанидзе Н., Бедоидзе К., сост. Святой Еквтиме (Такаишвили) - человек Божий: Сб./Ред.: З. Абашидзе. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); Шарадзе Г. Так начинался св. Еквтиме Такаишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187687.html

Лит.: Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; он же. Рачинский триптих из слоновой кости// Он же. Вопросы истории груз. искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 206-235; Бадридзе Ш. Некоторые замечания о строительной надписи Никорцминды//Мнатоби (Светоч). Тб., 1961. 6. С. 181-183 (на груз. яз.); Бердзнишвили М. Груз. исторические источники XI в. по социально-экономической истории Грузии. Тб., 1979 (на груз. яз.); Соселия О. Очерки из социально-политической истории Зап. Грузии эпохи феодализма. Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Чачхунашвили Ц. К истории храма Никорцминда//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1986. 1. С. 23-24 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен, XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Исторические памятники и древности Рача-Лечхуми. Тб., 1994 (на груз. яз.); Двали М. Никорцминда - что было сделано для ликвидации последствий землетрясения 1991 г.//Дзеглис мегобари. 1996. 1 (92). С. 13-17 (на груз. яз.); Бахтадзе М. Институт эриставства в Грузии. Тб., 2003 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Церкви и священнослужители Рачи во времена экзархата. Кутаиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Чеишвили План кафоликона мон-ря Никорцминда С т. зр. плана кафоликон Н. входит в группу многоапсидных храмов. Церкви этого типа характерны для определенного периода груз. зодчества, встречаются пяти- и более апсидные церкви, временной диапазон ограничен периодом кон. X - нач. XI в. ( Джабуа. 2012. С. 146-152): это храмы Олтиси, Гогиуба, Киагмис-Алти, Бочорма, Кацхи, Ноджихеви, Кумурдо и Н. Наибольшее сходство имеют планы Н. и Кумурдо. Кафоликон Н. в плане представляет радиально расположенные 5 апсид ярко выраженной подковообразной формы; прямоугольный зап. рукав и глубокая алтарная вима удлиняют здание по вост.-зап. оси. Внешне храм имеет форму креста. К апсиде алтаря с севера и юга прилегают 2-этажные боковые пастофории (жертвенник и диаконник). Апсидные часовни, приблизительно такой же прямоугольной планировки, расположены в зап. части церкви по обе стороны западного рукава.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

  001     002    003