34 Относительно одежды: умершего не следует погребать в них; если больной выздоровеет, то вымывши эти одежды, может носить их. Помазываемы елеем могут быть все: и клирики, и миряне, и мужчины, и женщины, и дети, и даже бесноватые. Приобщать умерших (communio eucharistiae in os cadaveris) не дозволяется. Пресвитеры могут помазывать болящих епископов. Подобно тому, как карфагенский собор дозволяет пресвитерам миропомазывать верующих по обычаю епископов (more episcoporum), если только видят кого приближающимся к смерти и подобно тому, как им позволяется примирять с церковью кающихся в случае их смерти, так как пресвитеры, хотя и не имеют высшей первосвященнической степени (pontificatus apicem), суть, однако, вторые епископы (secundi episcopi sunt). В заключение пишет: «А помазанному больному повелевается священником прочитать молитву Господню и символ и дух свой предать в руки Божии, оградить себя крестным знамением и проститься с живущими. Тогда священник дает ему мир и приобщает его, говоря: «тело и кровь Господа да будет тебе во отпущение грехов твоих и да сохранит тебя в жизнь вечную. По молитве священник произносит, наконец: благословим Господа. И отвечают все: благодарение Богу. И тогда конец. 39 См. у Бинтерима (р. 273–280). Бинтерим относит написание Pontifical Tilianum к 9 г, царствования Карла В. и сравнивает этот список с так называемым Codex siculus, который он возводит к X в.. Даниель, напечатавший также cod. Tilian. в своем Codex liturg. (t. 1, р. 309 – 314), относит его к IX или X в. 40 «Обряд помазания Теодульфа, утверждает Бинтерим (р. 272), имеет близкое сродство с обрядом, который Baunoy приводит из служебника Bibliotheca Tiliana, равно как и с приводимым Мартене в его Ordines под 3 и 4 обрядом церкви турской и под 16 – церкви салисбургской, – из чего можно заключать, продолжает Бинтерим, что многие церкви в это время еще не приняли григорианского обряда», т. е. обряда церкви римской. 43 Есть, впрочем, и другое мнение, именно мнение Алляция и Арсудия, считавших этого Арсения, творца канона, Арсением монемвасийским, жившим в XV в. Но это мнение весьма основательно опроверг Гоар. Уже древнейший барберинов список, говорит он, упоминает о каноне, а этого не могло бы быть, если бы канон составлен был в XV в. Поэтому Гоар полагает, что творцом канона был Арсений, живший во времена святейшего патр. Игнатия и Василия македонянина, к которому (Арсению) писал и Фотий послание, изданное у Барония под 870 г. 57 на латинском языке». См. Гоара (р. 434). Мнение Гоара принимает и пр. Филарет черниг. (Истор. обзор песнопевцев и песноп. греч. церкви. Изд. 2, Черн. 1861, стр. 355).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

44 Goar-Euchol. р. 128–130. Список этот Гоар нашел, по его словам, in vetustissimo emin. domini cardinal. Barbcrini Euchologio (p. 428). 45 Τξις γινομνη πς ε ποιε ν τ γιον λεον ες νοσο ντας παραх αλο ντας πρεοβυτρους πτ σπρας. 48 По-видимому, нужно понимать эти слова – о произнесении семью священниками семи молитв – так, что каждый произносит свою молитву, как и замечено ниже: λγει х αστος αυτος εχν; но при этом встречается одно затруднение, о котором см. в следующем примечании. 49 Здесь говорится о произнесении семью священниками, каждым своей молитвы, чем и заканчивается канон. Между тем молитв до сих пор приведено только четыре, а не семь. Правда, приводятся затем еще три молитвы, следовательно, именно столько, сколько нужно для того, чтобы составилось полное число семи молитв. Как понять это обстоятельство? По всей вероятности, писавший эти рубрики забегал в своих наставлениях вперед, как это часто бывает. 50 Κα δδει х αστος ατν εχν, τς προγεγραμμνας; следовательно эти семь молитв, выше помещенные в списке ( προγεγραμμνας) повторялись снова при помазании больного елеем. 52 «Конец всякого священнодействия, говорит Симеон Солунский , и запечатление всякого божественного таинства – священное причащение (Пис. отц. и учител. церкви, относящиеся к истолков. прав. богосл., т. 2, стр. 359). 53 Фактов, доказывающих как существование в этот период подобных больниц, так и заведование ими ближайшим образом пресвитеров (под главным наблюдением конечно епископа) весьма много. См. напр. у Бинтерима (BH. VI, Thl. 3, p. 32 – 68). 54 Гоар замечает, что после тщательнейших разысканий он едва мог отыскать один список последования елеосвящения в числе римских манускриптов. См. Goar, р. 428. 55 Вот это описание Симеона Солунского : «Собираются семь пресвитеров... и когда первый из них... благословит, начинается канон за того, над кем совершается св. елей. По окончании канона бывает ектенья и отпуст, после которого он (больной) у всех просит прощения, делая три земных поклона в честь Троицы...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Житие свт. Епифания Кипрского известно в списке рубежа XII–XIII вв. (ГИМ. Усп. 4 перг.; Сводный каталог. 165). Список жития сщмч. Панкратия Тавроменийского, указываемый автором (ГИМ. Син. 82), сербский по происхождению, привезен с Афона Арсением Сухановым в 1654 г. Жития свт. Иоанна Златоуста и св. Андрея Юродивого известны в русских списках кон. XIV в. (соответственно ГИМ. Чуд. 22 и РГАДА. Тип. 182). В список 1296 г. (ГИМ. Син. 836) вошли лишь отдельные повести из Скитского Патерика. Полный список русского происхождения 1-й пол. XIII в. хранится в Дечанском монастыре в Сербии. 93. Рукопись Египетского Патерика, на которую ссылается автор (ГИМ. Увар. 510/Царск. 363),— болгарская по происхождению и датируется по водяным знакам 2-й четв. XIV в.; время ее появления в России неизвестно. Старший русский список Египетского Патерика, принадлежавший прп. Зосиме Соловецкому, датируется рубежом XIV–XV вв. (БАН. Сол. 7). Древнейший русский список Пандектов Никона Черногорца датируется нач. XIII в. (Ярославский музей-заповедник, 15583; Сводный каталог. 214). См. комм. В ноябре 1994 г. в Гос. архиве Швеции в Стокгольме при расклейке переплета архивного дела XVII в. среди других пергаменных отрывков был обнаружен фрагмент древнерусского списка Пчелы XIII в. (содержание отрывка определено автором комментария). О древности бытования сборника на Руси (не позднее нач. XIII в.) свидетельствуют и цитаты из Пчелы (в том же переводе, что и полный текст) в летописце Переславля Суздальского и Лаврентьевской летописи под 1186 г. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 384), а также сербские списки памятника, несомненно восходящие к русским (старший список (выписки) — РНБ. Q. п. I. 27 (л. 160–160 об.) — относится к рубежу XIII–XIV вв.). Так называемый Паисиевский соборник. Рукопись датируется 1-й четв. XV в. (см. комм. Запись 1412 г. о принадлежности «князю Стефану Комрину» в рукописи подложна. Наиболее полные данные о рукописях XIII–XV вв., содержащих рассматриваемые здесь тексты, см.: Сводный каталог. С. 193–374; Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР)//АЕ 1965. М., 1966. С. 210–274; Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в. (для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986; Дополнения к Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в. М., 1993.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Иамнии в Палестине. Среди раввинов наиболее выдающимися были рабби Акиба и Гамалиил Младший. Ими был установлен список в 39 книг (которые они искусственно свели в 24 книги, соединив в одно книги Царств, книги Ездры и Неемии и 12 книг малых пророков, по числу букв еврейского алфавита), который был принят иудейской общиной и введен во все синагоги. Этот список и является тем «каноном», в соответствии с которым книги Ветхого Завета называются каноническими или неканоническими. Конечно, такой канон, установленный иудейской общиной, отвергшей Христа Спасителя и потому переставшей быть Ветхозаветной Церковью, потерявшей всякое право на то Божие наследие, каковым является Священное Писание, такой канон не может быть обязательным для Церкви Христовой. Тем не менее, Церковь считалась с иудейским каноном; например, список священных книг, установленный Поместным святым Собором Лаодикийским, составлен явно под влиянием Иамнийского списка. Список этот не включает ни Маккавейских книг, ни Товита, ни Иудиеи, ни Премудрости Соломоновой, ни третьей книги Ездры. Однако, и этот список не вполне совпадает со списком иудейского канона, так как список Лаодикийского Собора включает книгу пророка Варуха, послание Иеремии и 11-ю книгу Ездры, исключаемые иудейским каноном. (В Новом Завете Лао-дикийский Собор не включил в канон Откровения св. Иоанна Богослова). Но в жизни Церкви Лаодикийский канон не получил преобладающего значения. При определении Своих свящ. книг Церковь руководствуется в гораздо большей степени 85м Апостольским правилом и Посланием Афанасия Великого, включающими в состав Библии в Ветхом Завете 50 книг и в Новом Завете 27 книг. На этот более широкий выбор оказал влияние состав книг перевода 70 толковников. Впрочем, и этому выбору Церковь подчинилась не безусловно, включив в свой список и книги, появившиеся позднее перевода 70, например, книги Маккавейские и книгу Иисуса, сына Сирахова. Что так называемые «неканонические» книги Церковь приняла в свою жизнь, свидетельствуется тем, что в богослужениях они употребляются совершенно так же, как и канонические и, например, книга Премудрости Соломоновой, отвергаемая иудейским каноном, является наиболее читаемой из Ветхого Завета в богослужениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Послание находится не только в Патериках Кассиановской редакции, что заставляло некоторых сомневаться в его подлинности, но и в Кормчих, и других сборниках (см. предыдущ. прим.). А резкий тон послания, как увидим, совершенно согласный с духом того времени, не только не может служить признаком неподлинности послания, напротив, скорее ручается за его подлинность. См., например, Символ веры, преподанный великому князю Владимиру по крещении его (П. собр. р. лет. 1. 48–50 послание Константин. патриарха Михаила Керуллария к Петру, Антиох. патриарху, особенно п. XII и XIII (Coteler. Eccl. Graecae Monum. 2. 135–145; снес.: 581–584 обличения против латинян, особенно 25, 43, 55, 57, 59 (Coteler. Ibid. 3. 495–509 Кроме означенных (в предыдущ. прим.) сочинений, припомним также отзыв митрополита нашего Иоанна II (1080–1088), который, подобно Феодосию Печерскому, запрещал православным вступать в браки с латинами (Русск. достопам. 1. 94 Например, молитва преподобного Феодосия о стаде своем, т. е. об иноках, и молитва, какую произнес он пред своею кончиною (Патер. печатн. Л. 39, 44 об. Киев, 1791 Сведения об этой Псалтири и самая молитва напечатаны в статье г. Буслаева: Палеогр. и филог. материалы для истории письм. славян. С. 23–29 (см.: сборн. «Материалы для ист. письм.». М., 1855 Указываем на примеры, представленные Кубаревым и очень близкие к настоящему случаю, как в Печерских Патериках, где говорится собственно об одном Антонии, переписчики вовсе некстати присовокупили имя Феодосия (Патер. Печер. в Чтен. Москов. истор. общ. 1847. 9. Отд. 1. С. 15 Симон в Сказании о Печер. церкви. Разрешительная молитва над умершим читалась в Церкви издревле (Дионис. Ареопаг. О церковной иерархии. Гл. 7. Отд. 3. П. 4 и Пахимер. Толков. на означенную главу Гоар представляет даже образец этой молитвы, употреблявшийся в Греции, несколько несходный с тою, какая употребляется у нас (Eucholog. Graec. P. 544. Venet, 1730 Но со времен преподобного Феодосия разрешительная молитва по прочтении над усопшим начала влагаться в его руки.

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

166 Чиновник нижегородского Преображенского собора. С.54. Чиновник новгородского Софийского собора. С.205-206,260. Чиновник холмогорского Преображенского собора. С.109. Чиновник Успенского собора. С.120, 224. Не об этом ли ходе у греков пишет Гоар, когда говорит, что у греков носят επηφιον in processione nocturna et vigiliis magnae Parasceves? Du Cange. Glossarium graecitatis. Col.429. Нельзя, как видим, утверждать, будто о ходе вокруг храма нет никаких указаний в памятниках XVII века и будто ход этот появился в XVIII и даже в начале XIX века. См.: Руководство для сельских пастырей. 1885. T.I. С.273-275. Ср.: Православный собеседник. 1896. T.I. С.372. 167 Чиновник Холмогорского Преображенского собора. С.109. Ср.: Чиновник Нижегородского Преображенского собора. С.54. 168 Чиновник Холмогорского Преображенского собора. С.110. 169 Чиновник Софийского собора. С.206. 170 Чиновник Успенского собора. С.120. Плащаница полагается на престол и по книге " Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе " . Л.13, об. 171 Там же. С.122-123. По свидетельству Гоара, у греков плащаницу носили за великим выходом от Пасхи до Вознесения. Du Cange. Glossarium graecitatis. Col.429. 172 Чин церковный архиепископа Великого Новгорода и Пскова. С.261. 173 Совершенно своеобразно сложились обряды Великого Пятка и Великой Субботы в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, созданном Святейшим патриархом Никоном. Устав богослужения в этом монастыре слагался под особенным влиянием православного Востока, как это отмечено и в заглавии устава 1685 года: " Како во Иерусалиме, во святей Велицей церкви, и во Александрии у греки чин церковный содержат " . " Чин Великия Субботы " по этому уставу (л.142-156) напечатан в " Описании Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки " архимандрита Амфилохия (М., 1875). С.80-85. Мы изложим в сокращении этот чин.   " Во святую и Великую Субботу до утрени устроить одр, сиречь гроб Господень, и на нем, положив плащаницу, поставить против амвона среди храма...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Гоар Жак (Jacques Goar, фр.) 1601–1653 гг. Французский ученый, литургист доминиканец, викарий Римского престола. Франциск Комбефиз (François Combefies, фр.) 1605–1679. Француз, католический монах ордена доминиканцев. Жан Морен (Jean Morin, фр.). 1591–1659. Француз, католический ученый богослов и библеист. Morin J. Commentarius sacris Ecclesiae ordinationibus. Parigi, 1655; Anversa, 1695; Roma, 1751. Morin J. Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus secundum antiquos et recentiores Latinos, Graecos, Syros et Babylonios in tres partes distinctus. 1re éd.: Parisiis, 1655; 2e éd.: Antverpiae; Amsterdami, 1695. Morin J. Commentarius historicus de disciplina in administratione sacramenti Poenitentiae XIII primus saeculis. Paris, 1651. Joseph Bingham Origines ecclesiasticæ. The antiquities of the Christian church. London, 1852. Беляев Л. А. Бингем//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 217. ПЭ. 2008. Т. 17. С. 408–411. Лебедев П. Я. Наука о богослужении православной Церкви в 2-х томах. М. 1881. Нестеровский Е. Г. Литургика или наука о богослужении православной Церкви в 2-х томах. Курск, 1895. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Репр. изд. Сергиев Посад, 1995. Ветринский Иродион Яковлевич (1787–1849), профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Ветринский И. Я. Памятники древней Христианской Церкви или христианских древностей, с описанием: таинств, богослужения, храмов, праздников, постов, иерархии, разных соборных постановлений и всех обрядов и обычаев, бывших в древней Христианской Церкви: в 5 т. СПб., 1829–1845. Дебольский Григорий Сергеевич, протоиерей (1808–1872), магистр Санкт-Петербургской духовной академии, литургист. Дебольский Г. С. Дни богослужения православной греко-российской церкви. СПб, 1837. Дебольский Г. С. Краткое обозрение Богослужения Православной Церкви. СПб, 1848. Дебольский Г. С. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994. Долоцкий Василий Иванович (1814–1885). Профессор Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия.

http://bogoslov.ru/article/6194141

Список с суздальских переписных книг стольника Стефана Гавриловича Пушкина да подьячего Анисима Михайлова на домовую вотчину 154-го году, в тетратех, а заглавья у них нет. Четыре выписи в зачетных деньгах — в рублевых, и полтинных, и полуполтинных деньгах, — 188-го и 195-го годов, за дьячьими приписьми Филипа Артемьева, Григорья Близнакова да Ивана Харламова. Выпись с суздальских переписных книг переписи Суздальские приказные избы подьячего Бориса Трегубова 201-го году на деревню Милешево, за приписью дьяка Анисима Невежина. Список з духовной боярина князь Василья Федоровича Шуйского Скопина княгини ево старицы Анастасии 136-го году. Запись на Тимофея Нестерова сына Андреева (Л. 50 об.) в меновных землях, что он променил в дом Пречистые Богородицы к домовой вотчине к селу Вескам з деревнями выслуженую свою вотчинную землю в Суздальском уезде в Фантыреве стану в сельце, что была деревня, Муромцово, да пустошь Попариху, да пустошь Шиморино, пустошь Горки на домовую пустошь, что был погост, Козьмодемьянской 198-го году, за ево, Тимофеевою, рукою и за послухами. Зделашная запись ево ж, Тимофея Андреева, что он помирился с приказным Савою Ширяевым с товарыщи по приставной памяти в розных своих искех и в бесщестьях 198-го году, за ево, Тимофеевою, рукою и за послухами. Список с розыску да другой з дела о спорных сенных покосех по старой речке Тумке. Мерная роспись домовых опольных сел крестьянъских тяглых земель 196-го году. Список с коломенских писцовых книг писма и меры Семена Усова да подьячего (Л. 51) Герасима Михайлова 135-го и 136-го годов. Другой список ево ж, Семена Усова, за рукою казначея Иринарха. Список з грамоты царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца 167-го году в Суздаль к губному старосте к Якову Стромилову — которые бобыли взяты в посад, и тех бобылей дворы велено приложить к посаду ж, — а под нею с выписи ис переписных книг роспись. Выпись из суздальских таможенных книг прошлого 191-го году в продаже домового хлеба в двустах в дватцати восми четвертях и трех четвериках.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

– Когда вы познакомились с профессором Иваном Васильевичем Поповым, где и при каких обстоятельствах?  – Я познакомился с Поповым года три тому назад, не помню точно, или в читальне Румянцевского музея, или в Университете, я слушал его лекции по философии. Еще я слушал его лекции в 1922–1923 годах в храме Троицы в Листах на Сретенке о патрологии и истории Церкви. Когда мы сблизились с Поповым настолько, что он стал заходить ко мне на квартиру и я к нему, я не помню. Я получал от Попова интересующие меня книги по истории Церкви и патрологии.  – Поручал ли вам Попов какие-либо работы?  – Попов поручал мне работы по истории Церкви древних и средних веков. О последних событиях церковной жизни я не помню, чтобы Попов давал мне какие-либо поручения.  – Перечислите круг ваших знакомых, кто к вам ходит и к кому вы ходите.  – Я на частные квартиры ни к кому не хожу... У меня почти нет знакомых. Я ни к кому не хожу, и ко мне никто не ходит.  – Кроме Попова, кто еще вам давал указания по работе по истории Церкви?  – Более никто не давал, так как я более ни с кем не знаком.  – Поручал ли вам Попов составление списков епископов, находящихся в расколе, канонических епископов и арестованных и высланных советской властью?  – Нет, этого он мне не поручал, я такого списка не могу составить.  – Не поручал ли вам Попов переписывать такие списки?  – Не могу сказать точно, не помню.  – Какую работу вам поручил Иван Васильевич Попов в связи с открывающимся весной 1925 года Вселенским Собором?  – Никакой не поручал.  – В какое время, где и от какого лица вы получили списки канонических епископов?  – В августе 1924 года, я говорю приблизительно, не помню, в каком храме, я получил списки епископов канонических, писанные от руки. Не помню, от кого я получил эти списки, я эти списки переписал своей рукой; вскоре, приблизительно через месяц, я передал переписанный мною список Ивану Васильевичу Попову по его просьбе. Я получил списки от незнакомой девушки, с которой я разговорился в храме по поводу хиротонии. Я переписал этот список, потому что он был изорванный и грязный. Я этот список уничтожил. Иван Васильевич Попов просил этот список передать ему после того, как у меня уже был этот список. 

http://fond.ru/foto/1335/Antoniy/

Кроме того, известен отрывок из Псалтири от псалма 17-го по 21-й, писанный в XII или в начале XIII в. 3) Служебники. В Московской Синодальной библиотеке хранится Служебник 604), приписываемый преподобному Варлааму Хутынскому († 1193) и содержащий в себе литургии Василия Великого, Иоанна Златоустого и Преждеосвященных Даров с некоторыми чинопоследованиями . В Новгородской Софийской есть Служебник (в 8-ю, 24 л.), неполный и худо сохраненный, писанный до 1250 г. 4) Кондакари и Стихирари нотные, т. е. содержащие в себе конда-ки и стихиры избранным святым и праздникам по месяцеслову с 1-го сентября по 31-е августа. Список Кондакаря конца XII в. есть в библиотеке Троицкой Сергиевой лавры и из русских святых содержит кондак святым мученикам Борису и Глебу ; другой список того же времени находится в Московской Синодальной библиотеке 777); третий список, писанный в 1207 г., принадлежит московскому Успенскому собору . Списков Стихираря известно семь, и все они — XII в. Четыре находятся в Московской Синодальной библиотеке (за 589, 572, 279, 278), первый писан в 1157 г. и из русских святых содержит в себе стихиры только святым Борису и Глебу под 24-м числом июля, во втором и третьем есть стихиры преподобному Феодосию Печерскому под 2-м числом мая . Один список Стихираря принадлежит Библиотеке императорской Академии наук и содержит в себе стихиры из русских святых только святым Борису и Глебу ; еще один, неполный и перебитый, принадлежит императорской Публичной библиотеке и стихир в честь русским святым вовсе не имеет . Наконец, еще один список, впрочем без начальных листов,— в Новгородской Софийской библиотеке, он писан при Новгородском епископе Аркадии (1156–1163) и из русских святых содержит стихиры преподобному Феодосию и святым Борису и Глебу, а в конце и целый канон этим святым мученикам . 5) Октоих, писанный до 1250 г., есть в Новгородской Софийской библиотеке (в 4-ку, на 164 л.) . 6) Минеи месячные и праздничные. В Московской Синодальной библиотеке сохранились десять книг Минеи месячной XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010