Будища. Глуховско-Петропавловский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1230. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Будища, улица Петропаловская Б-00, Будищанский интернат Координаты: 51.468528, 33.971969 Проезд:ехать по автодороге Р-44 до села Баничи, потом повернуть в сторону села Будища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека. Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом. В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

http://sobory.ru/article/?object=41269

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Смирнов Василий Никифорович; ок. 1782, с. Вонгуда Онежского у. Архангельской губ.- 1.09.1848, глуховский Петропавловский мон-рь Черниговской губ.), архим., просветитель ненцев (самоедов). Отец В.- свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в лит-ре указание на то, что В. имел отчество «Галактионович», неверно. По окончании Архангельской ДС В. Н. Смирнов в дек. 1805 г. был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику (1806 ), синтаксис и арифметику (1807), пиитику и географию (1808), греч. язык, церковную и гражданскую историю (1809). 10 дек. 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 янв. следующего года - во иеромонаха. С 19 дек. 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской ДС, преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки. 1 янв. 1813 г. возведен в сан игумена, 7 янв. назначен настоятелем Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С 19 окт. 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями ДС и настоятелями мон-рей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения. 14 окт. 1817 г. в архангельском кафедральном соборе возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря , где благодаря усилиям В. был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. В. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 авг. 1819 г. исполняющий должность инспектора Архангельской ДС, с 22 авг. 1822 по 17 апр. 1824 г. инспектор. Активно способствовал строительству здания ДС и организации при ней бурсы. С 20 апр. (по др. данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря, где также провел значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др.

http://pravenc.ru/text/150317.html

Феоктист, архиепископ Курский и Белгородский (Мочульский Иван) Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха. В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет. Возведённый в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 года – в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 года в Рождество Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии; с 1769 года – в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии; с 16 июля 1775 года – в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии. После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в неё архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определён коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией. С 28 июля 1776 года – настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря. 4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии. 7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии. 9 февраля 1787 года переведён на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую. С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским. 5 сентября 1801 года возведён в сан архиепископа. Скончался 30 апреля 1818 года на 90-м году жизни. Погребён в Троицком соборе города Белгорода. Преосвященный Феоктист – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске. Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария – любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже учёным своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епифаний, епископ Белгородский и Обоянский (Тихорский) Окончил Киевскую духовную академию. В 1719 году в сане архимандрита управлял Благовещенским монастырем в г. Нежине, куда был переведен из Глуховского Петропавловского монастыря. 9 июля 1722 года хиротонисан во епископа Белгородского. Служение его на Белгородской кафедре продолжалось в течение девяти лет. Наиболее важным мероприятием за период его архипастырской деятельности, принесшим ему славу, было образование в 1726 году Харьковского коллегиума – первого высшего учебного заведения всей Украины, в котором могли обучаться дети всех сословий. Организация нового учебного заведения нашла поддержку среди всех слоев населения Украины, и в адрес его стали поступать крупные пожертвования от различных лиц. Что касается административной деятельности епископа Епифания, то по отдельным сохранившимся его распоряжениям можно судить, что это был пастырь властный, строгий и бдительный. Однажды он лишил прихожан одного из приходов права вхождения в церковь за непослушание священнику, назначенному преосвященным. Строгость его распространялась как на паству, так и на духовенство. От священников Воскресенского собора в Курске за нерадение ими о строительстве каменной соборной церкви епископ приказал отобрать всех крестьян и передать их тому, кто будет с усердием выполнять порученное ему дело. Строго следил епископ Епифаний за жизнью монастырей. Когда ему стало известно о недостойном поведении монахинь женского монастыря в слободе Борисовке, он дал указание закрыть этот монастырь, а монахинь переселить в наиболее отдаленный от городских мест Покровский монастырь. В вопросах, относящихся к сфере деятельности исключительно духовной власти, он добился от Святейшего Синода распоряжения, запретившего военным и гражданским властям вмешиваться в дела духовенства. И в решении всех других вопросов житейских и общественных епископ Епифаний был также строг и беспрекословен. Самому епископу Епифанию в Белгороде пришлось пережить тяжесть незаслуженных жалоб и ложного доноса о якобы скрытой им государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Запселье. Церковь Николая Чудотворца. церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1759. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Полтавская область, Полтавский район, село Запселье Координаты: 49.556771, 33.791509 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты с. Запселье. Николаевская цр., дерев., с такой же отдельной колокольней, холод., постр. 1759 г.; кварт. свящ. 4 комн. 240 куб. арш.; жалов. свящ. 300 р., псал. 100 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 11, мещ. 47, каз. б37, крест. 94; хут. 2 от ½ до 5 вер.; ст. Сагайдак Моск.-Киев.-Вор. ж. д. 25 вер.; почт. отд. Остапье 1 вер.; расст. от Консист. 61 вер.; от благоч. 23 вер. Свящ. Николай Петров Гуглинский, псал. Евфимий Николаев Прихожий; церк. стар. каз. Иоанн Михаилов Русин; зашт. псал. Николай Максимов Прихожий. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год Построена в 1759 г. на средства запорожского атамана Василия Сыча. Одноверхая, в плане – крест с выделенным четырехгранным срубом центра и четырьмя четырехгранными же рукавами. Церкви с планом этого типа были распространены на Левобережье. Срубы стен рукавов – высокие стройные, перекрытые двускатными крышами. Срубы стен центрального участка на четверть выше своей высоты. План восьмерика равен, примерно, плану алтаря. Итак, план, срубы стен и восьмерик строения сохранили первоначальные формы и размеры. Перекрытие восьмерика «банькой» свидетельствует о репарациях (перестройках), изменивших первоначальные пропорции и формы верха церкви. Этот же тип плана имеют: церковь в Березовке Прилуцкого уезда 1754-го или 1768 г., церковь Спаса в Колонтаеве на Харьковщине 1761 г., церковь Спаса в Ворожбе 1770 г., церковь Михаила в Ахтырке 1775 г., церковь в Березовке на Черниговщине 1775 г., Петропавловская церковь в Гадяче 1777 г., церковь Покрова в Пироговцы 1777 г., церковь Николая в Комани 1781 г., церковь Юрия в Нижних Мельницах Полтавской области 1784 г., церковь в Андреевке Коропского района 1786 г., церковь Спаса в Лохвице 1786 г., Покровская церковь в Трояновке на Полтавщине 1792 г., церковь в Некрасове Глуховского уезда 1795 г., церковь Юрия в Ахтырке 1795 г., Воскресенская церковь в Ярмолинцах 1796 г., Пятницкая церковь 1801 г. в Бакировке, а также несколько церквей XVIII в., точных дат постройки которых мы не знаем: церковь Михаила в Шептаках, Покровская церковь в Протопоповке на Черниговщине, церковь в Линькове Новгород-Северского района, Богословская церковь в Поповке Новгород-Северского района, церковь в больших Будках, Троицкий собор в Никополе.

http://sobory.ru/article/?object=58818

(Русин Прохор Петрович; 1880, с. Генеральшино Дмитриевского у. Курской губ.- 1941, г. Алма-Ата, Казахстан), прмч. (29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. В течение 3-4 лет был послушником Петропавловского мон-ря Черниговской губ. (ныне Петропавловская Слобода Глуховского р-на Сумской обл.). В 1910 г. переехал в г. Верный Семиреченской обл. (с 1921 Алма-Ата, Казахстан), где поступил послушником в Свято-Троицкий Иссык-Кульский мон-рь Туркестанской и Ташкентской епархии. В мон-ре был пономарем и звонарем. Там же пострижен в монашество с именем Пахомий. Ок. 1914 г. рукоположен во иерея. Во время восстания казахов и киргизов в 1916 г. Троицкий мон-рь был разорен. После того как восставшие окружили мон-рь и потребовали к определенному дню приготовить деньги и ценности, П. с неск. монахами ушел из мон-ря, в к-ром находились только монахи преклонного возраста. В назначенный день восставшие разграбили мон-рь и убили оставшихся там монахов. После этого покидавшие мон-рь монахи вернулись и похоронили убитых. П. ушел из мон-ря в г. Верный и затем с 4 монахами основал Аксайский скит (см. ст. Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь ) на горе близ с. Кызылжар Верненского у. Семиреченской обл. (ныне Енбекшиказахского р-на Алматинской обл., Казахстан). В 1919-1920 гг. служил в ташкентском во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца женском монастыре , затем вернулся в Аксайский скит. 11 авг. 1921 г. двое монахов были убиты в скиту красноармейцами. Оставшиеся монахи ушли из этого скита и до 1923 г. жили в скиту в ущелье Горельник Алматинского у. Иногда П. посещал в Алма-Ате монахинь закрытого в 1921 г. Серафима Саровского, преподобного, (Иверско-Серафимовского) женского монастыря . В 1923 г. переселился в Алма-Ату, где жил у разных людей, тайно служил, венчал, отпевал на дому. Иногда служил в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. После того как в авг. 1923 г. собор заняли обновленцы, служил в Никольской ц. Алма-Аты. В 1926 г. переехал в Ташкент, где пытался найти работу, но не смог, и в 1927 г. вернулся в Алма-Ату. С 1928 г. жил в келье на горе Мохнатая сопка в Малоалматинском ущелье. С 1930 г. с монахинями, скрывавшимися в горах близ Алма-Аты, переехал в Джалал-Абад, где они поселились в горах близ орехосовхоза Кызылынкур.

http://pravenc.ru/text/2579840.html

Сильвестр, архиепископ Астраханский и Кавказский (Лебединский) Родился в семье пономаря Полтавской губернии. По окончании курса Киевской духовной академии вызван в Астрахань в качестве учителя духовной семинарии, там же и пострижен в монашество. В 1791 году назначен архимандритом Астраханского Спасо-Преображенского монастыря и ректором Астраханской духовной семинарии. 27 мая 1794 года перемещен ректором Казанской духовной семинарии и настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря. С 25 июля 1797 года – ректор Казанской духовной академии и учитель богословия. 25 сентября 1799 года хиротонисан во епископа Малороссийского и Переяславского, викария Киевской епархии. С 17 декабря 1803 года – епископ Полтавский и Переяславский. 25 января 1807 года переведен в Астрахань с возведением в сан архиепископа. 10 января 1808 года уволен на покой; 1 сентября того же года получил в управление Глуховский Петропавловский монастырь, но в пути заболел и 5 ноября 1808 года скончался в слободе Ровенках Острожского уезда Воронежской губернии. Погребен в той же слободе. Духовный писатель. Труды: Нетленная пиша, или Душеспасительные размышления. – М., 1799, 1794 и 1843. Приточник Евангельский. – М., 1876, 1808, 1822 и СПб., 1894. Истолкование притчи по стихам. – 1799, 1808. Литература: Пархоменко В. Сильвестр Лебединский , первый епископ Полтавской епархии. – Полтава, 1908. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 80. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 292–293, 314, 927. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 180. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 397.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (ставропигиальная УПЦ), находится в с. Сосновка Глуховского р-на Сумской обл. (Украина). Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в. Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в. По преданию, зафиксированному в 1-й пол. XIX в. прп. Филаретом (Данилевским) (Ист. описание Глинской Богородицкой пуст. СПб., 1835), Г. п. основана на месте явления в 1-й пол. XVI в. местным пчельникам на сосне чудотворной Глинской Рождества Пресв. Богородицы иконы . Вскоре, вероятно, насельниками Молченской Софрониевой пуст. была построена часовня. В кон. XVI в. житель Крупецкой вол. Фома Милонов с товарищами построил на месте явления иконы деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, в XVII в. при храме селились пустынники, в т. ч. постриженики путивльского Молченского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , к-рый, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой вол. 1685 г. (РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23), с 1648 г. владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право Путивльской обители на земли Глинского ухожья Севского у. Крупецкой вол. Грамотой патриарха Иоакима 1689 г. игум. Феодосию иеромонахи путивльского Молченского мон-ря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской ц. XVIII в. Когда 13 дек. 1703 г. Петр I пожаловал Крупецкую вол. гетману И. С. Мазепе , Г. п. отошла Киевской митрополии. Ок. 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому мон-рю Глуховского у. Черниговской губ., а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову, к-рый стал благотворителем обители. Он отдал Г. п. ок. 5 тыс. га земли, построил кельи и деревянную ц. в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Г. п. благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448). Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 окт. 1731 г. Г. п. вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому мон-рю, в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной. Братия

http://pravenc.ru/text/165143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР (Голованицкий Иоанн; 1795, с. Староселье Киевской губ.- 28.06.1879, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), схиархим., настоятель Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , Петропавловского мон-ря Глуховского у. Черниговской губ. Род. в семье приходского священника, в 1806-1813 гг. обучался в КДА, затем был зачислен в нижегородское ополчение. Получив в марте 1815 г. отставку, он поступил в Киево-Печерскую лавру, проходил послушание в ключне, затем стал келейником наместника лавры архим. св. Антония (Смирницкого ; впосл. епископ Воронежский). Через нек-рое время перешел сначала в Молченскую Сафрониеву , а в 1818 г.- в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь В 1820 г. Голованицкий был пострижен прп. Филаретом (Данилевским) в рясофор с именем Иоиль. Духовным наставником инока был схим. Пахомий (Сковородка), который до поступления в Глинскую пуст. подвизался в монастыре Хиландар на Афоне. После смерти старца Пахомия с 1821 г. И. стал обращаться за советами к игум. Филарету. Прп. Илиодор (Голованицкий). Рис. неизвестного художника (РГИА. Ф. 835. On. 4. Д. 59. Л. 6) Прп. Илиодор (Голованицкий). Рис. неизвестного художника (РГИА. Ф. 835. On. 4. Д. 59. Л. 6) 9 марта 1823 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем Иоанникий. Весной 1824 г. он был оклеветан и изгнан из обители, по просьбе братии в том же году был принят обратно, нес тяжелую епитимию; 12 нояб. 1824 г. рукоположен во диакона; 29 сент. 1826 г. был перемещен в Рыхловский Николаевский мон-рь, а ок. 1829 г.- в Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь Черниговской губ. 20 нояб. 1831 г. И. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Рыхловского Николаевского мон-ря Черниговской губ., 16 сент. 1832 г. утвержден в этой должности. Налаживал уставную жизнь обители, инициировал ремонт обветшавших построек. Для сбора пожертвований ездил в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, общался с ее наместником прп. Антонием (Медведевым) , на обратном пути посетил Оптину пустынь О душеполезных беседах с иером. прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) И. рассказывал ученикам уже в глубокой старости. За благоустройство обители 12 нояб. 1833 г. награжден набедренником, 14 сент. 1835 г. возведен в сан игумена с возложением палицы. Указом Святейшего Синода 6 авг. 1840 г. И. был переведен настоятелем Петропавловского мон-ря Черниговской губ. с возведением в сан архимандрита. Братия Рыхловской обители настолько почитала И., что посещала его и в Петропавловском мон-ре, и в Глинской пуст.

http://pravenc.ru/text/389285.html

Санкт-Петербург. Церковь Константина и Елены при Градских богадельнях. /// Объект не принадлежит Православной Церкви фото из книги Городские заведения врачебные и общественного призрения: Больницы: Александровская барачная, Обуховская, Александровская в память 19 февраля 1861 года, Петропавловская, св. Марии Магдалины, Калинкинская, св. Николая Чудотворца, св. Пантелеймона и градские богадельни. 1885-1888 http://leb.nlr.ru/edoc/3306834 Андрей Агафонов ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Градских богадельнях Первая богадельня появилась в новой столице уже через десять лет после ее основания. Она находилась при дворце царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. При приходских церквях до 1760 также существовали свои богадельни, которые затем влились в Приказ общественного призрения. Указом Екатерины II у Воспитательного дома, близ Смольного, было в 1780 куплено большое здание, где в августе 1781 открылась переведенная с Васильевского острова богадельня на 900 человек, чтобы „призреть убогих, увечных и престарелых, не имеющих и пропитания“. Одновременно митрополитом Гавриилом 8 августа 1781 в богадельне была освящена церковь, получившая свое название в память рождения вел. кн. Константина Павловича. Царские врата для нее взяли из Благовещенской церкви лавры, часть образов – из б. церкви Феофана Прокоповича на Карповке, утварь – из упраздненной кладбищенской Богословской церкви на Выборгской стороне (см. церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА). При освящении митрополит пожертвовал богослужебные книги и два образа: храмовый и Иверской Божией Матери. В 1795–1796 к храму была сделана пристройка для паперти и ризницы и поставлен новый иконостас. В 1811 храм перевели в двухэтажный корпус, выстроенный в 1782–1784 на берегу Невы. Когда в 1821 этот корпус расширял и перестраивал Е. В. Цыгоров, он разместил квадратную в плане церковь в средней части здания. Крест на фронтоне держали скульптуры ангелов. 21 сентября 1824 митрополит Серафим освятил главный придел, а 3 мая 1825 настал черед боковых – свт. Николая и Божией Матери „Всех скорбящих радости“. Художник Глуховский написал образ благ. кн. Александра Невского. Четыре года спустя в церкви появились хоры.

http://sobory.ru/article/?object=24658

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010