Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИКЕРИЯ Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. Прав. Гликерия, дева Новгородская (слева внизу). Фрагмент иконы " Собор Новгородских святых " . XIX в. († ок. 1522, Вел. Новгород), прав. дева (пам. 13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская. Г. была дочерью Пантелеимона - старосты новгородской Людогощей (Легощей) ул. Сведения о Г. в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я пол. XVI в.). Мощи прав. девы были обретены 14 июня 1572 г. за новгородской ц. святых Флора и Лавра на Людогощей ул., очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными («тело цило, а не все» - ПСРЛ. Т. 30. С. 192), со сложенными крестообразно на груди руками, в гробу «верх земли»; имя Г., а также указание на ее происхождение, вероятно, сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиеп. Леониду пожилая местная жительница Анастасия, Г. хоронили здесь ок. 50 лет назад, т. е. ок. 1522 г. В честь Г. был устроен крестный ход с пением молебнов, «и положили тую девицу на ином месте», т. е., вероятно, в ц. святых Флора и Лавра. В тот же день при гробе Г. получил исцеление 4-летний Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 авг. 1572 г. у гроба св. девы произошло 2-е чудо - она «простила человека очима» (Там же. С. 194). Дни обретения мощей и прославления Г. совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-авг. 1572), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены мн. чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола. Исцеления при гробе Г. стали основанием для ее канонизации, происшедшей, вероятно, в том же году (одновременно с прославлением св.

http://pravenc.ru/text/165131.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 26 мая 2024 года 13. Неделя 4я по Пасхе, о расслабленном. Глас 3й. Мц. Гликерии. Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Прав. Тавифы (службу зри 25 октября) . Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (службу зри 1 апреля) . Прав. Гликерии девы, Новгородской. Прпп. Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев. Служба совершается по Триоди. Примечание. Песнопения Недели о расслабленном поются в воскресенье, понедельник и вторник (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю 4ю по Пасце на утрени», 1е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3й – 7, и праздника (о расслабленном), глас 1й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5й: «Взыде Иисус во Иерусалим на овчую купель…», «И ныне» – догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5й: «При овчей купели…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 3й: «Страстию Твоею, Христе…», и стихиры Пасхи, глас 5й (с припевами их). «Слава» – праздника Триоди (о расслабленном), глас 8й: «В притворе Соломонове…», «И ныне» – Пасхи, глас 5й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» – единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3й: «Да веселятся небесная…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди). Непорочны . «Ангельский собор…». Ипакои, глас 3й: «Удивляя видением…». Степенны – антифоны 3го гласа. Прокимен воскресный, глас 3й: «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися,/ибо исправи вселенную, яже не подвижится», стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля». Евангелие воскресное 4е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского . Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю , а после 1718 г. обращена в приход. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы. В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) . Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гликерия Новгородская, св. - житие Святая праведная Гликерия, дева Новгородская (память 13 мая по старому стилю) В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания. Известно, что она дочь Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Великом Новгороде. 14 июля 1522 года тело ее было найдено нетленным через 50 лет после кончины. По свидетельству современника событий, «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят...», и после погребения ее произошли чудесные исцеления. Новгородская летопись под 1572 годом повествует, что за церковью святых Флора и Лавра «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.о. цело) а не все». После открытия мощей архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра. В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы четырехлетний сын подъячего Богдана Суворова, после чего были и другие исцеления. Эти исцеления стали основанием для канонизации святой. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. Сверху иконы — изображение Софии — Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду — изображение преподобной Анны Новгородской, а в шестом ряду — святой праведной Гликерии. В Тихвинской церкви Московского Симонова монастыря в середине XIX века был устроен придел в честь святой Гликерии. Святая Гликерия — дева, она из тех мудрых дев Евангельской притчи, которые собрали елей для светильников своих, чтобы достойно встретить своего Жениха Христа. Этот елей святых дел и подвигов помогли собрать предшествующие святой Гликерии жены Руси. Поэтому духовному взору образ святой праведной Гликерии раскрывается как светильник, горящий пред Богом. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Гликерия Новгородская, св. " .

http://pravicon.com/info-2090

Великий Новгород. Церковь Флора и Лавра на Людогощей улице. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Флора и Лавра Год постройки:Между 1674 и 1695. Год утраты:1942 (разобрана немцами для строительства дороги) Адрес: Новгородская обл, г. Великий Новгород, участок на углу улиц Людогощей и Фроловской (ныне сквер) Координаты: 58.523807, 31.266993 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда деревянная Флоролаврская церковь сгорела, на ее месте выстроили в 1379 году каменную. В 1674–1695 гг. церковь была кардинально перестроена на старом фундаменте. При перепланировке города в конце XVIII века ось улицы сориентировали на «святую Софию», а название оставили прежнее – Легощая. По ней, как и прежде, шла дорога на Нарву. Легощая улица была границей, которая размежевывала два новгородских конца: Неревский и Загородский. Несмотря на позднейшие переделки, храм сохранил основные формы XIV века, здание имело четыре столба, одну апсиду, коробовые своды и одну главу. Фасады сохранили трехчастное деление, однако верхние части их были срезаны новейшей четырехскатной крышей. С южной и западной сторон храма в 1830 году была сделана большая пристройка с колокольней. Вероятно, с этого времени мощи святой Гликерии находились под спудом в юго-западном углу храма. Из древних архитектурных деталей необходимо отметить вертикальные валики на апсиде. Несомненно, что своды здания подверглись сильным переделкам в конце XVII века. И все же можно считать, что первоначальные формы памятника были близки к новгородским постройкам второй половины XIV века. К счастью, сохранились фотографии храма, сделанные до его разрушения. В первые годы советской власти улица Легощая была переименована в Советскую улицу. Гитлеровцы в 1942 году церковь разрушили, а кирпичом от храма вымостили дороги. Сохранились фотографии храма, сделанные оккупантами перед ее разрушением. После Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов, улицу застроили административными и жилыми зданиями. За ними разбили сквер, где установлен памятник юному партизану Герою Советского Союза Лёне Голикову. В 1999 году улице было возвращено прежнее имя – Людогоща. На месте, где был разбит парк, раскопки не производились. Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=5042&page=2 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45061

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева; 1870 - 1942), мон., прмц. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЛИКЕРИЯ мц. Адрианопольская (пам. 22 окт.) - см. Александр епископ, Ираклий воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_25.html

Леонид, архиепископ Новгородский и Псковский С 15 ноября 1567 года – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. В 1568 году (по другим источникам, в 1570 году) перемещен архимандритом в Московский Чудов монастырь. 4 декабря 1571 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. 1 февраля 1572 года совершал открытие мощей Иакова (Боровичского, † ок. 1540; память 23 октября/5 ноября) и установил всенародное ему празднование. 14 марта 1572 года первенствовал на созванном в Москве Соборе для избрания архиепископа Полоцкого Антония († 1581) в митрополита Московского и всея Руси. 14 июля того же года совершил церковное торжество по случаю обретения мощей святой праведной девицы Гликерии († ок. 1522; память 13/26 мая). Скончался 20 октября 1575 года в Москве в «государственной опале» в Новинском монастыре. По свидетельству псковского летописца, архиепископ Леонид, обшитый медвежьею кожею, был затравлен псами. В Новгородском Савво-Вишерском монастыре сохранилось Евангелие, собственноручно написанное архиепископом Леонидом. По ходатайству архиепископа Леонида царь возвратил в Новгородский Софийский собор ризницу, книги и те иконы, которые были увезены в Москву во время разгрома. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1895. – Т. 2. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 36, 45, 163. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 427. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 2. – С. 267–269. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 2. – С. 165. Православный собеседник. – Казань, 1860, май, 66–68. Исторический вестник. – СПб., 1893, май. – С. 467. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 209–210. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Если такое предание действительно существовало и имело под собой историческое основание, то умолчание о Леониде в более ранней Краткой редакции заслуживает внимания. Архиепископ Леонид прибыл в Новгород в декабре 1571 г.: ему привелось быть в Новгороде после опричного разгрома, во время возвращенной милости царя Ивана Васильевича, посещений Новгорода царем, пиров у владыки, посещений Москвы архиепископом Новгородским. По замечанию П. И. Тихомирова, деятельность архиепископа была «одностороння и, кажется, была направлена к тому, чтобы угодить царю» . Э. А. Гордиенко называет время правления Леонида «фантасмагоричным», а самого Леонида «загадочным» и «неоднозначным» . Это время отражено в Новгородской второй летописи, но подробно задокументирован только один год – 1572. Записи, вероятно, были сделаны приближенным к архиепископу Леониду человеком . За этот год Леонид не менее двух раз ездил из Новгорода в Москву, но посещение Торжка в летописи не отражается. Известно внимание Леонида к почитанию местных святых: отправка священников для записи чудес Иакова Боровичского состоялась уже 1 февраля 1572 г., 24 июня произошло исцеление у мощей еп. Никиты, 3 июля архиепископ посетил монастырь Саввы Вишерского, мощи праведной девы Гликерии были обретены 14 июля, а 11 августа 1572 г. у них произошло исцеление. «Дни обретения мощей и прославления Гликерии совпали с пребыванием в городе царя  , в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены многие чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола» . Летопись дает и любопытную речевую характеристику архиепископа, особенно в его общении с новгородским духовенством. После 1572 г. подробные записи обрываются. Леонид возвращается в Москву и попадает в опалу в 1575 г., кончина датируется 20 октября . В разных источниках по-разному описывается его мучение и смерть. Это время вступления на престол другого важного в истории Ефрема Новоторжского исторического лица – Симеона Бекбулатовича .

http://bogoslov.ru/article/6192625

9 .  Тихон Луховский, уединенный пустынноподвижник, на месте подвигов которого основана была потом названная по его имени и по своему храму и месту Тихонова Николаевская Луховская пустыня, которая находится в Костромской губернии, в 5-ти верстах от города Луха, скончавшийся 16-го Июня 1503-го года. Празднование памяти (в день преставления) установлено в 1569-м году, вслед за открытием мощей, от которых начали совершаться чудеса 205 . Обретенные в 1569-м году мощи преп. Тихона Луховского оказались нетленными; но игумен пустыни, поставивший их поверх земли, поражен был слепотой и получил прозрение тогда, когда они опять сокрыты были в землю (Филарет под 16-м Июня и повторяющий его гр. Толстой, 378). 10 . Иаков Боровичский. Выше мы говорили, что в 1544-м году били досматриваемы его мощи и производимо было дознание о совершающихся от мощей чудесах и что по досмотру и дознанию установлено было «почитание» его памяти. В 1572-м году архиепископ Новгородский Леонид посылал в Боровичи новую комиссию для дознания о чудесах от мощей Иакова, о чем во 2-й Новгородской летописи читается под указанным годом: «Месяца Февраля в 1-й день, в пяток, посылал владыка Леонид из Новгорода, из монастыря с Розважи улицы, священника черного Трифона, да Софийского священника Посника, да дьякона Дмитреевского с Торговой стороны, в манастырь в Боровичн 206 , смотрити чюдотворца Якова мощей: есть ли от него исцеление от телесе или нет, и сказали: много от него исцеление; да того же месяца Февраля 8, в пяток, приехали в Новгород из Борович от святого Якова чюдотворца, (что) осматривал Трифон священник, да Посник священник, да диакон Семен, да Шестаков, сын боярский владычень, (и) сказали владыки: чюдес исцеление много есть от телесе святого Иакова» 207 . После этого второго дознания о чудесах от мощей преп. Иакова, должно думать, и было установлено празднование ему 208 . 11 .    Гликерия, девица Новгородская. В 1572-м году обретены были ее мощи, при которых в минуту самого обретения совершилось одно чудо, а спустя месяц без трех дней другое чудо, и с вероятностью можно думать, что тогда же и было установлено ей местное празднование, остающееся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010