20-е Св. священномуч. Мефодия, еп. Патарского О жизни св. Мефодия сохранилось мало сведений. Он больше известен своими красноречивыми сочинениями, которые свидетельствуют вместе с тем и об его обширном образовании. «Мефодий, – пишет блаж. Иероним, – с блистательным и ясным красноречием написал несколько книг против Порфирия, также: «Пир десяти дев», превосходное сочинение против Оригена о воскресении, против него же о Пифониссе и свободном произволе, объяснение на книгу Бытия и Песнь Песней и множество других сочинений, которые читаются повсюду». В изложении учения о свободе Мефодий говорит: – «если человек был сотворён чем-то, состоящим из элементов, бесчувственно служащих (Творцу) Богу, то не получал бы награды, достойной произволения, а был бы орудием виновника своего, не стоящим и наказания за зло. Человек не узнавал бы и лучшего, а знал бы только бытие. Потому Бог , желая почтить человека и соделагь способным узнавать лучшее, дал ему власть, но которой он может делать, что хочет, и его способность наклоняется к лучшему не с тем, чтобы опять отнять свободу, но как отец убеждает сына учиться наукам... Человек создан свободным: это не значит, что какое-либо зло уже существовало, для избрания которого будто бы получил он способность; но ему дана способность, которой он может повиноваться или не повиноваться Богу: в этом состоит произвол свободы. Созданный человек получает от Бога заповедь, и зло начинается с того, что уже не повинуется он Божественной заповеди; вот в чём одном и состоит зло – в неповиновении, которое человек сам начал» ... На вопрос: для чего создан мир? – Мефодий отвечает: – «мы не в состоянии знать намерения и подобного нам человека, тем более тайны Божии. Но кое-что можем и знать о целях мира. Созданием мира Бог открыл славу Свою, и человек наслаждается созерцанием этой славы. Потому человек обязан быть провозвестником славы Божией» ... В сочинении же о свободной воле, в обличение недовольных своей участью, св. Мефодий говорит: – «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов». В конце этого сочинения Мефодий увещевает богатых помогать бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

XIV век Житие архиепископа Феоктиста Новгородского 5, 8З Память его празднуется месяца января в 23-й день и месяца декабря в 23-й день † 1310 На Новгородской кафедре с 1299 по 1307 гг. Преемником архиепископа Климента был святой Феоктист. О месте его рождения и воспитания нет никаких сведений. Известно только, что он принял иноческое пострижение в обители Благовещенской, которую основали два святые брата – Иоанн и Григорий, бывшие один после другого владыками Новгорода, и потом был в оной игуменом. После того как Климент преставился, новгородцы с посадником Андреем много рассуждали о преемнике его, и все, от мала до велика, полюбили Богом назнаменана, мужа смиренна и блага, Благовещенского монастыря игумена Феоктиста. Собрав вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы с поклоном привели его и посадили на дворе владычнем, пока узнают, где митрополит. В следующем 1300 г. прибыли в Новгород митрополит Максим, Ростовский епископ Симон и Тверской епископ Андрей и поставили Феоктиста в архиепископа Новгороду, «знаменаша его в церкви святаго Бориса и Глеба месяца июня 28 дня, того же месяца и поставиша его в святей Софьи, на память святых апостолов Петра и Павла». Новгородцы были весьма рады своему владыке и совершили праздник светел по этому случаю. Но что чувствовал сам посвященный, летописи не говорят. В следующем году, по благословению владыки Феоктиста, заложен был каменный храм святого архангела Михаила на Михайловской улице, существующий доныне, и через два года освящен. Кроме того, в том же году «были срублены 4 церкви: святыя Богородицы в монастыре на зверинце, и святаго Лазаря, и святаго Дмитрия на Баяни улке, и святых Бориса и Глеба на Подоле, и заложили каменный город Новгороду». В 1305 г. блаженный архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. «Княжение твое, – говорят новгородцы, – честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды; а тобе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды, по пошлине». Печать на грамоте представляет Богоматерь держащею Предвечного Младенца на персях, а на обороте слова: «Феоктист архиепископ Новгородский». В этом году, по благословению владыки, Семен Климович поставил церковь каменную Покрова Пресвятой Богородицы на воротах от Прусской улицы па каменном детинце. Новгородцы построили новый мост через Волхов; а владыка Феоктист освящал церковь Бориса и Глеба великим священием 9 декабря на зачатие святой Анны и другую церковь на княжем дворе, в честь отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших). Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича , старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского. В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича . 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь : «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же). 12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II .

http://pravenc.ru/text/2564280.html

I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 10 Гробница уставлена в северной стене собора, в придельном алтаре, который в 1774 году посвящен имени св. великого князя Андрея. Эта белокаменная гробница имеет вид пустого продолговатого ящика, без крышки. В глубине комары сохранена надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго, преставися в лето 6683 месяца июния 28 дни» 11 . Припомним, что это – не первоначальное место погребения св. Андрея, а то, где поставил его гробницу брат его Всеволод Георгиевич, по распространении уже храма. При сем опустевшем ложе мы не будем говорить о самом св. Великом князе Андрее, ибо существуют, как мы сказали, жизнеописания святых князей, Владимирских чудотворцев, а некоторые и притом важные упоминания о сем Великом Князе будут у нас при речи нашей о других князьях. 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич Против опустевшей гробницы строителя собора, св. Великого князя Андрея, в том же небольшом придельном алтаре, на правой стороне от престола, находится гробница брата его, расширившего храм пристройками, великого князя Всеволода Георгиевича. Гробница эта не в стене, а возле стены, – и так как пол в придельном алтаре, где она находится, при устройстве иконостаса (во время императрицы Екатерины II), поднят выше пола храма, то верх этой гробницы, оставленной при переделке пола неподвижной, теперь едва возвышается над поверхностью пола. Но на гробнице Всеволода Георгиевича, вместо крышки, поставлена другая гробница, в которой до открытия почивали мощи св. благоверного князя Глеба Андреевича; а потому место покоища Всеволода Георгиевича представляет собой все-таки значительное возвышение возле стены. На стене над гробницей выведено красками подобие комары, и сделана надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Всеволода Димитрия Георгиевича, положены на сем месте в лето 6720 апреля 18 дня» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный в 1158 году Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским и расширенный в 1185 году Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только соотечественников наших, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого Болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублевым, но с течением времени, испытав на себе много тяжких погромов, лишился своих благоукрашений. Золото, серебро и другие драгоценные украшения то истреблены пожарами, то расхищены были монголами и татарами во время их нашествий. Когда в городе Владимире закрыта была Епископская кафедра, и город Владимир приписан был к области московских митрополитов, благознаменитый собор Боголюбского пришел в такое запустение, что по свидетельству летописи, птицы во множестве вили в нем свои гнезда. В бедности и запустении находился Владимирский Успенский собор до начала XVIII века, но при всем том, купола и стены его соблюдены были в том виде, как устроены были при Великих Князьях Андреем Боголюбским и Всеволоде Георгиевиче. С начала XVIII века, когда открыты были в соборе нетленные мощи святых Благоверных Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба, древний отечественный храм начал привлекать к себе усердное внимание не только частных лиц, но и самого Правительства. К сожалению, усердие некоторых благотворителей, к запустевшему соборному храму переходило границы умеренности, и благоукрасители храма, при восстановлении его благолепия, делали изменения в некоторых его частях. Так в 1708 году стольник Григорий Андреевич Племянников, возобновив иконостас и все иконы в соборе, пробил и расширил в главном алтаре окна, равно как и окна в самом храме, находящиеся над входом в собор и в некоторых других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Казачий псаломщик Жизнь и подвиг церковнослужителя Донской епархии Бориса Димитриевича Максимова (1892–1921) Григорий Трофимов Материал к 105-летней годовщине выхода Циркулярной Инструкции Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г., подписанной Я.М. Свердловым, запустившей уничтожение казачества. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. (Мф. 10:22). Борис Димитриевич Максимов родился 02 мая 1892 г. , в день памяти первых русских святых: князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В Святом Крещении наречен княжеским именем своего Небесного Покровителя. Родители проживали в поселке Манычско-Балабинском Кагальницкого благочиния, Черкасского округа области Войска Донского, расположенном в 55-ти верстах от войсковой столицы и кафедрального города Новочеркасска и в 30-ти верстах от ближайшей станицы – Багаевской. Его отец происходил из старинного казачьего рода донских церковно- и священнослужителей Максимовых Отец – Димитрий Петрович Максимов , родился в станице Нижне-Кундрюченской Константиновского благочиния Первого Донского округа области Войска Донского 15 мая 1868 г. в семье священника казачьего происхождения о. Петра Андреевича Максимова , окончил Новочеркасское духовное училище и первый класс Донской духовной семинарии в 1887 г. Однако, не имея материальной поддержки из-за ранней смерти отца в 1882 г., вынужден был оставить обучение. С 24 февраля 1888 г. служил в Манычско-Балабинском псаломщиком деревянной двухклировой Николаевской церкви. Димитрий Петрович происходил из старинного казачьего рода донских церковно- и священнослужителей Максимовых . Маму Бориса звали Вера Игнатиевна , она родилась около 1870 г. в Манычско-Балабинском, в 1890 г. вышла замуж за священнического сына Д.П. Максимова. Семья жила в собственном земляном доме, располагавшемся на крестьянском наделе земли. Годовое содержание псаломщика, причитающееся отцу, составляло всего 50 рублей . С 1896 г. Димитрий Петрович помимо обязанностей псаломщика исполнял на приходе послушание учителя пения в местной церковно-приходской школе .

http://pravoslavie.ru/158426.html

Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Замечательный образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. Церковь на подклете, построенная на средства князя Я.Н. Одоевского, состоит из одноглавого четверика, с трёх сторон охваченного пониженными папертями, над каждым из углов которых поставлен четверик придела. Колокольня построена в сер. XIX в. Приделы Предтеченский и Никольский, два западных придела были упразднены в XVIII в. Закрыта в 1930-х гг., к 1990-м гг. пришла в аварийное состояние. В 2000 г. отдана верующим, отреставрирована. В начале XVII ст. Московского уезда, в стану Замосковном Раменце «в порозжих землях» находилось «Образцовое поместье Ондреева пустошь Марковская», проданная из Поместного приказа в 1629 г. Борису Дворянинову в его вотчину. Борис Дворянинов поставил на пустоши Марковской для себя двор, поселил крестьян и здесь же построил новую деревянную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделами. В 1642 г. Марково – село поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и за ним утверждено того же года отказною книгою, в которой говорится: «в селе церковь Пречистой Богородицы Казанской древянна верх, да в приделах Иоанна Предтечи, придел Бориса и Глеба, придел Николы чудотворца, придел Макария Унженского чудотворца, а церковь и образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково Бориса Дворянинова, да в селе двор попов, двор дьячков, двор вотчинников Борисов, 8 дворов людских крестьянских пустых; а попа и дьячка и людей своих и крестьян Борис Дворянинов вывез с собою». В 1672 г. селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский. В 1678 г. при церкви были священники: Артемон Михаилов и Алексей Васильев, диакон Андрей Васильев; в селе двор вотчинников, двор приказчиков, 2 двора бобыльских и 4 двора конюхов, в них 14 чел.». В дозорных книгах Патриаршего приказа 1680 г. написано: «28 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского и подьячего Михаила Арцыбушева, в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского, в селе Маркове церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской; а по сказке той церкви попа Алексея Васильева, та де церковь Воховской десятины строение боярское; живут у той церкви два попа, диакон с причетники, а руги им с причетники: денег 17 руб. 23 алтына 2 деньги, хлеба – ржи 40 чети, овса тож, да им же на прокормление на собор дано из боярского жалования, из его боярской земли 10 чети в поле, сена 20 копен».

http://sobory.ru/article/?object=06634

Том III Глава I. Великий князь Андрей. Г. 1169–1174 Области Андрея. Набеги Половцев. Возвращение Мстислава в Киев. Кончина сего Князя. Война Андреева с Новымгородом. Мир. Набег Половцев. Кончина Глеба. Смерть вероломного Владимира. Киев отдан Смоленскому Князю. Сайгат, или трофеи Половецкие. Сын Андреев в Новегороде. Война с Болгарами. Ссора Андрея с Ростиславичами. Происшествия в Галиче. Свойство Мстислава Храброго. Осада Вышегорода. Коварство Черниговского Князя. Убиение Андрея. Мятеж в земле Суздальской. Ненависть к Андрею. Свойства его. Первая ересь. Злодей Епископ. Население Вятки. Андрей властвовал тогда в четырех нынешних Губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской и Московской; отчасти, в Новогородской, Тверской, Нижегородской, Тульской и Калужской; располагал областию Киевскою; повелевал Князьями Рязанскими, Муромскими, Смоленскими, Кривскими, даже Волынскими; но Черниговские и Галицкий оставались независимы: Новгород также. Мстислав Андреевич, утвердив дядю на престоле Киевском, спешил поздравить отца с сим важным завоеванием. Оставленный союзниками, Глеб с беспокойством услышал о множестве Половцев, вступивших в область Днепровскую. Изъявляя миролюбие, Послы их говорили: «Мы не хотим страшить вас; не хотим и вас страшиться. Присягнем же друг другу в любви и согласии!» Но когда Глеб осыпал дарами Половцев на левой стороне Днепра, чтобы скорее удалить опасность от двенадцатилетнего сына своего, Владимира, княжившего в Переяславле, в то самое время другие толпы сих варваров, бывшие у Корсуня, жгли и грабили церковные села, приписанные к Десятинному храму Богоматери. Глеб, не имея готового войска, хотел с малым числом гнаться за разбойниками, которые уже бежали к степям своим; но Берендеи не пустили его. «Государь Киевский (сказали они) не выходит в поле без сильной рати и без союзников. У тебя есть меньший брат и мы, верные слуги». Князь Михаил Георгиевич, взяв 100 Переяславцев и 1500 Берендеев, настиг Половцев; умертвил их стражу и начал битву. Берендеи и тут оказали усердие: схватили за узду коня Михаилова и говорили сему достойному брату Андрееву, что они идут вперед, оставляя его за собою как твердую опору. «Враги (по словам Летописца) превосходствовали числом, а наши мужеством: на всякое копие Русское было десять Половецких». Знаменоносец Михаилов пал в рядах, и неприятели сорвали его хоругвь с древка. Воевода Кяжеский, наткнув на оное шлем свой, бросился вперед и сразил знаменоносца неприятельского. Михаила ранили двумя копьями в бедро, а третьим в руку: Князь не думал о своих ранах, победил и привел в Киев 1500 пленных, освободив великое число Русских невольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

А.А. Половцов Карачевские и Козельские князья Борис Иванович, кн. Козельский (по другим родословным – Перемышльский), сын Ивана Михайловича, кн. Козельского и Перемышльского, в 1490 г. вместе с отцом и сыном своим Федором выехал из Литвы на службу к великому князю Московскому и принимал участие в походах своего отца. От него, чрез внука его Ивана Федоровича, по прозванию Горчака, происходят кн. Горчаковы. Василий Иванович, кн. Козельский; единственный сын Ивана Мстиславича, внук Мстислава-Пантелеймона Святославича, праправнук Всеволода Ольговича, кн. Черниговского. Летописи, не называя его по отчеству, сообщают, что он погиб при взятии Батыем Козельска в 1238 г.: упомянув об избиении татарами жителей Козельска до грудных младенцев они добавляют: «а о князи Василии неведомо есть, инии же глаголаху, яко в крови утопе, понеже бо млад бе». Иван Михайлович, кн. Козельский, по другим родословным – Перемышльский, единственный сын князя Михаила Семеновича Козельского, правнук Владимира Андреевича. По некоторым родословным он перешел из Литовского в Московское подданство с сыном Борисом и внуком Федором в 1490 г.; в 1499 г. ходил против ордынских казаков, нападавших на козельские места, а в 1503 г. с московскими полками ходил отвоевывать свои родовые владения от литовцев. Летописи упоминают о нем под 1490 и 1500 гг. и, по-видимому, смешивают его с кн. И. М. Воротынским; Иван Федорович, по прозванию Горчак, кн. Козельский, единственный сын Федора Борисовича Козельского, родоначальника кн. Горчаковых, известен только по родословным. Мстислав-Пантелеймон Святославич, сначала кн. Козельский, потом кн. Черниговский, младший из пяти сыновей Святослава Всеволодовича, князя Черниговского. В 1183 г. он участвовал в блистательном походе отца своего на половцев и поражении их на берегах р. Угла или Орели; в 1191 г. сделал, но уже неудачный, поход на тех же половцев с Ольговичами Черниговскими. С 1219 г. о Мстиславе Святославиче говорится в летописях уже как о князе Черниговском; следовательно, он получил Чернигов по смерти брата своего Глеба, но когда именно – неизвестно, так как неизвестен год смерти Глеба, упоминаемого в летописях в последний раз под 1215 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

13 августа 2015 г. 14:35 Археологические сенсации нынешнего полевого сезона: перезахоронение XVIII века почившего в XIV столетии новгородского епископа Феофана, средневековые граффити на фресках Юрьева монастыря и вологодский «берестяной рубль» В преддверии ежегодно отмечающегося 15 августа Международного дня археолога заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук Леонид Беляев рассказал о самых значимых открытиях, сделанных к экватору продолжающегося экспедиционного сезона. Среди них ученый назвал и несколько находок на археологических памятниках, исторически связанных с церковной средой. В первую очередь Леонид Андреевич относит к ним результаты раскопок Смоленского Смядынского монастыря, стоявшего на месте убиения святого благоверного страстотерпца Глеба. В числе обнаруженных под руководством археолога Николая Кренке артефактов — основание осевого шпиля большого хороса. «Мы постепенно понимаем, что центр нынешнего Смоленска — часть большого средневекового города Х — XI столетий, - поясняет Беляев важное значение этой находки. - Ведь до сих пор считалось, что исторический Смоленск располагался на месте городища Гнездово». В Юрьевом мужском монастыре Новгорода Великого экспедиция под руководством членкора РАН Владимира Седова продолжает углубляться внутрь позднейших полов, достигая интереснейших отметок культурных слоев. В этом году обнаружены первоначальные престолы монастырского собора и остатки сбитых в XIXb. при реконструкции фресок (частично они сохранились у оснований стен под уровнем современного пола). «Все они усеяны так называемыми граффити — начертанными острыми предметами крестиками или надписями, отражающими что-то важное, с чем наши далекие предки обращались к Господу, - объясняет Беляев. - Это обычное дело: в средневековых храмах — как западных, так и восточных — камни на уровне человеческого роста обычно бывали исписаны полностью». Сенсацией стала и обнаруженная в этом городе берестяная грамота XI века с упоминанием христианских имен (обычно считалось, что массово христианство в этом городе приняли как минимум столетием позднее). А вот гробница XVIII столетия местного епископа Феоктиста с остаточными фрагментами тканевого креста, нашитого на плащаницу — скорее находка из разряда научных курьезов. Как выяснилось, это перезахоронение усопшего еще в XIV столетии архиерея.

http://e-vestnik.ru/history/tserkovnye_a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010