Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед зрителем картина, которая в буквальном смысле слова следует Евангельскому тексту, повествующему о казни Спасителя на Кресте, преданного Своим народом: «Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф 27:23–25 ). Описание Иван Глазунов в своей картине отступает от традиционного изображения сцены Распятия Христа – здесь нет Креста, нет двух разбойников, приговоренных к смертной казни вместе с Христом, отсутствуют также предстоящие перед Распятием ученики: рыдающая Божия Матерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов. Действие художник переносит на площадь, на лобное место, заполненное бушующей толпой людей, с нетерпением ожидающих казни. Для них это всего лишь забавное зрелище: толпа на картине в буквальном смысле слова безумствует, требуя смерти своему Спасителю. Совсем недавно Его встречали торжественно, как царя и Мессию, приветствуя пальмовыми ветвями, постилая одежды под ноги как царю. Но ныне все переменилось: Спаситель в багровой окровавленной тунике, с терновым венцом на главе, взирающий кротко на шумную толпу – Он пришел исполнить волю Небесного Отца, освободить от власти смерти и ада все человечество,  Его жертва за всех и за вся есть жертва безграничной любви. Но этого не видит народ, охваченный всеобщим смятением и злобой к Тому, Кому прежде пел осанну. Стоят на помосте римские солдаты, для них привычным кажется их дело – предать на смерть преступника. Мы видим, как колеблется Пилат, которому письмо прислала вступившаяся за Христа супруга, прося помиловать Спасителя. Но крик толпы понуждает его к исполнению смертного приговора – ведь он не должен колебаться. И римский прокуратор отдает приказ… Христос изображен стоящим над толпой, у стоп Его та самая пальмовая ветвь, напоминающая о приветствии. Она почти засохла, никто ее не видит, толпа охвачена всеобщим возбуждением и с криками: «Распни Его, распни» готова растерзать Того, Кто их учил и исцелял, творя немыслимые чудеса, излечивая недужных и утешая страждущих.

http://azbyka.ru/art/raspni-ego/

Встреча участников 44 экспедиций проекта «Общее дело» пройдет в Москве Москва, 6 ноября 2014 г. 44 экспедиции к памятникам деревянного зодчества Русского Севера провели добровольцы проекта «Общее дело» за лето и осень в Архангельской, Вологодской и Ленинградской областях. Заключительная экспедиция сезона проходит с 5 по 10 ноября в Вологодской области у храма XVIII века, а итоговая встреча участников проекта состоится 10 ноября в Москве во Всероссийском выставочном центре, сообщает Синодальный информационный отдел .      Во встрече участвуют митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Ярослав Шипов, художник Иван Ильич Глазунов. Руководитель проекта - настоятель Патриаршего подворья храма равноапостольной Великой княгини Ольги в Останкино священник Алексей Яковлев. Возрождение деревянных храмов Севера» объединяет людей, стремящихся сохранить памятники Православия и деревянного зодчества Севера России. В 44 экспедициях 2014 года приняли участие 300 добровольцев (для сравнения, в 2013 году в 24 экспедициях приняли участие 188 человек). В годы советской власти огромное число храмов было сожжено, раскатано по бревнам, отдано под клубы и склады, оставалось в запустении. Сколько памятников дошло до наших дней, точно не знает никто. Добровольцы впервые в России создают реестр деревянных храмов и часовен Русского Севера, который регулярно пополняется после разведывательных поездок, а также совершают мониторинг состояния уже открытых памятников и всеми забытых, не существующих на бумаге объектов. В храмах и часовнях проводятся обследования, обмеры и фотофиксация. В трудовых экспедициях в первую очередь проводятся противоаварийные работы. Необходимо отремонтировать кровли, закрыть окна, соорудить подпорки и раскосы под аварийные конструкции, окосить траву и вырубить кустарник, что предотвращает пожар и способствует вентиляции строения. Если не укрепить храмы и не наладить водоизоляцию сейчас, одно гнилое бревно может погубить в целом неплохо сохранившийся храм. Чтобы не сгнил пол, необходимо удалять мусор и птичий помет.

http://pravoslavie.ru/74937.html

Переходя к теме события, ведущий сообщил, что альбом «Галерея русской исторической живописи» был издан в начале 2022 года, и на день рожденья великого русского художника Василия Ивановича Сурикова фонд «Возрождение Тобольска» подарил тысячу экземпляров библиотекам и музеям по всей стране, в том числе сто книг Красноярскому краю, пятьдесят – Омской области, сто – Тобольску, пятьдесят – Тюменским библиотекам. Альбом был принят всеми с большой благодарностью, и, кроме того, на Всероссийском конкурсе книги он получил главный приз в номинации «Книги по искусству». Аркадий Григорьевич представил авторский коллектив издания: это Большаков Владимир Ильич (автор текста), художник Лукьянов Иван Евгеньевич, меценат Сергей Павлович Козубенко. «Владимир Ильич Большаков, доктор философских наук, для меня он величайший авторитет, - сказал Аркадий Григорьевич. - Тридцать лет в патриотическом движении, был " правой рукой " и близким другом Ильи Сергеевича Глазунова. Он в Екатеринбурге боролся за то, чтобы крестный ход до Ганиной ямы в прошлом году, когда всё запрещали из-за пандемии, состоялся». «Я много лет ездил в Тюменское Приобье и все время проезжал мимо Тобольска, - начал выступление Владимир Большаков. – А сейчас мою жизнь можно разделить на " до " и " после " посещения Тобольска. Когда пару лет назад я впервые попал сюда, Аркадий Григорьевич показал мне свой парк " Ермаково поле " , и я увидел там памятник Сурикову. Сердце мое затрепетало! Я люблю Сурикова – это " наше всё " в русской живописи. И я понял, что именно здесь, в древней столице Сибири, мне надо сказать Слово. О каком Слове идет речь? Дело в том, что наше сегодняшнее время отмечено многими достижениями. Мы живем в свободной стране, можем говорить, что считаем нужным. Но есть некая недосказанность, некая полуправда. И с этим надо заканчивать, надо начинать говорить правду, и она должна восторжествовать. И Суриков как раз пример того, как надо говорить правду. Картина " Утро стрелецкой казни " позволила ему заявить о себе как о художнике первой величины, она ошеломила всех своей правдой, высказанной не из уст писателя или поэта – художник сказал правду своим высоким слогом образов. Сегодня нам надо соединить разрушенные звенья русской правды в одну цепь русской государственности. Я считаю, что сегодня великое событие, когда совпал праздник церкви – Троица и праздник России. Для меня Тобольск дорог еще тем, что я занимаюсь тридцать лет темой царской семьи. И сегодня хочу подарить присутствующим небольшую книгу " Какая власть угодна Богу " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/08/ro...

В 1623-1624 гг. за Дмитрием Степановым Черкашениновым значится «полпустоши, что было село Гора, а Берново тож, а в ней на Дмитриевой половине церковь Успения». В 1687 г. была построена каменная Успенская церковь с двумя приделами: правый - во имя Николая Чудотворца, левый - в честь иконы Святой Троицы. Село Берново - двухприходское. В церкви Успения - 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. Прихожане были из с. Берново, дд. Соколово, Иовлево, Сенчуково, Щелкачево, Москвино, Глазуново, Малинники, Терехово, Негодяиха, Дубровки, Павловское, Кожевниково, Корневки, Горицы, Подсосонье, Гремиха, Воропуни, Петраково, Бибиково, Подол, Копылово. В 1901 г. в приходе было 658 хозяйств, где проживали 3826 человек (1910 мужчин и 1916 женщин). Священниками церкви в 1901 г. были Николай Григорьевич Розов, 51-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1871 года, священником с 1876 года, в 1887 году награжден набедренником, и Василий Ильич Миролюбов, 27-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1895 года; дьяконом - Стефан Алексеевич Богоявленский, 62-х лет, в служении с 1856 года, дьяконом с 1897 года; псаломщиками - Арсений Яковлевич Загорский, 32-х лет, в должности с 1876 года и Иван Димитриевич Лебедев, 60-ти лет, в должности с 1857 года. В 1990 г. в селе была зарегистрирована религиозная община, которой передали Успенскую церковь. http://hram-tver.ru/starizarn/bernovostariza.html Единственный в Тверской области в целом сохранившийся и отреставрированный усадебный храм XVII века. Построен стольником Алексеем Ивановичем Калицыным в 1687-1697 гг. на месте деревянного храма 1678 года постройки. В 1 трети XIX века, когда село перешло к Вульфам, построена новая трапезная с приделами в честь святой Троицы и святителя Николая и колокольня. Храм действовал в советское время практически без перерывов до 1962 года, когда после смерти священника Ефрема Соколова службы прекратились почти на тридцать лет. В 1991 году передан православному приходу, с тех пор действующий. Реставрация храма - советская, середины 1980-х гг. Здание тогда предполагалось под филиал музея А.С. Пушкина, но в этом качестве не состоялось. Приход привел здание в относительный порядок. На большее, к сожалению, средств не хватает. Церковь постепенно ветшает.

http://sobory.ru/article/?object=01395

В храме находятся чтимые иконы Божией Матери: «Скоропослушница», «Знамение», «Млекопитательница», Николая Мирликийского и великомученика Пантелеимона. Не выделяясь какими-то архитектурными излишествами или особым богатством убранства, новый храм, тем не менее, по праву считается одним из самых красивых храмов Екатеринбургской епархии. Источник: «Информационное агентство Екатеринбургской епархии», «Архитектурно-художественное объединение «Канон» Идея строительства в Верхней Пышме храма на месте бывшей Успенской церкви возникла сразу после того, как в начале 1990-х годов в полуразрушенном здании бывшего кинотеатра возобновились богослужения и стали проводиться церковные обряды. В 1992 году администрация города по просьбам местных жителей выделила участок для возведения будущего церковного ансамбля. Однако долгое время благое дело никак не могло сдвинуться с мертвой точки. Осилить строительство храма, как в старину, всем миром, не удавалось - средств городских властей, местных предприятий, изначально выразивших готовность участвовать в возведении храма, добровольных пожертвований граждан явно не хватало для осуществления столь масштабного проекта. Нужен был меценат, готовый взвалить на свои плечи все трудности, связанные с воплощением в жизнь сего светлого начинания. Таким меценатом стало ОАО «Уралэлектромедь», которое возглавлял тогда нынешний генеральный директор УГМК Андрей Козицын. В течение трех лет строительные работы были завершены, и 22 июля 2000 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил храм Успения Пресвятой Богородицы. 23 сентября 2000 года его посетил во время своего исторического визита в Екатеринбургскую епархию Святейший Патриарх Алексий II. В течение нескольких месяцев 2001 года роспись стен и купола храма Успения Пресвятой Богородицы вели мастера Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Сергеевича Глазунова. Всеми работами лично руководил Иван Ильич Глазунов, сын всемирно известного живописца. Непосредственно на самой внутренней части купола росписи не производилось. Фрески были изготовлены московскими художниками заранее. На плотном холсте, пропитанном специальным сохраняющим раствором, были изображены библейские мотивы из жития Богородицы. Затем эти фрески «приклеили» на специально подготовленную поверхность купола. Предварительно она была выровнена, оштукатурена и покрыта краской. Нижняя часть храма Успения, его стены расписывались уже традиционным способом. По завершении работ внутреннее убранство получило поистине неповторимый облик. Это отметили во время своих визитов в обновленный верхнепышминский храм архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

http://sobory.ru/article/?object=01201

Потом я пошел в школу. Как все, носил пионерский галстук, учил стишки про Ленина. Но из окна отцовской мастерской демонстрация трудящихся на Калининском проспекте уже выглядела нереальной мистификацией, особенно под «Всенощную» Рахманинова или под пение Марии Каллас. За это я уже тогда был благодарен отцу. Моя мама, такая красивая, добрая, вечно разрывающаяся между бесконечными гостями, делами, отцом, успевала, склоняясь за ампирным столом, рисовать эскизы костюмов к опере в Большом театре. Дева Феврония, князь Игорь… В детстве я часто болел и, лежа в кровати, ждал, когда она освободится и в коридоре зазвенят браслеты на ее руке. Значит, она идет ко мне рассказывать сказки о крылатых пэри в персидских пустынях. Мама любила ходить со мной в Исторический музей. Она показывала мне, мальчишке, кольчуги, сабли. Волнение, замирание сердца от воздействия старины – это всё впервые я почувствовал с ней. До сих пор люблю оперу. «Борис Годунов», «Град Китеж». Всё это впервые было с мамой. Однажды родители приставили ко мне странного человека, которого я сначала невзлюбил. Это был некий Василий Александрович. До сих пор не знаю, кто он был, но очень часто вспоминаю его. С благословения матери он возил меня на раннюю службу в Троице-Сергиеву Лавру. Зимой, рано утром, еще в темноте, мы шли на электричку по морозу. Я помню, он был в одном пиджаке и шарфе. Василий Александрович сводил меня к старообрядцам в Покровскую церковь на Рогожском кладбище. Этот поход до сих пор пронзительно отзывается у меня в душе. Вернувшись оттуда, я даже не нашел слов, чтобы рассказать матери. Это было похоже на сон, который я уже видел. Отец и сын: Илья Сергеевич Глазунов и Иван Ильич Глазунов в храме. 1974 г. И теперь я путешествую по городам и музеям, но уже со своими детьми. Им интересно, как мне когда-то. Моя дочь Оля рисует эскизы костюмов к домашним спектаклям, сидя у меня в мастерской. И я благодарен за это моим родителям. У меня часто спрашивают: «Расскажите, трудно ли быть сыном великого художника?»

http://pravoslavie.ru/105803.html

Ходаков Игорь Михайлович, кандидат исторических наук Мотыка Илья Игоревич, кандидат исторических наук Сергеев Сергей Михайлович, кандидат исторических наук Тарутин Павел Вячеславович, главный специалист Российского государственного военного архива, историк-архивист Кублановский Илья Юрьевич, ведущий специалист Российского государственного военного архива Залесский Константин Александрович, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Катасонов Валентин Юрьевич, доктор экономических наук, профессор МГИМО МИД РФ Большаков Владимир Ильич, доктор философских наук, проректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Чаковская Лидия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова Мартынов Андрей Викторович, кандидат философских наук, докторант кафедры истории и теории культуры РГГУ Гарькавый Игорь Владимирович, историк, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Соседов Евгений Валерьевич, юрист, лауреат Высшей юридической премии «Фемида», заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Энгельгардт Георгий Николаевич, историк, сотрудник Института Славяноведения РАН Серегина Анна Алексеевна, историк, заместитель начальника отдела экспертизы Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Кудря Дмитрий Петрович, историк, бывший старший научный сотрудник Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Грибков Иван Владимирович, историк, аспирант кафедры Источниковедения РГГУ Пыльцин Юрий Сергеевич, историк, аспирант исторического факультета Уральского федерального университета Аверьянов Алексей Алексеевич, адвокат Московской городской коллегии адвокатов Кублановский Юрий Михайлович, выпускник исторического факультета МГУ, член Патриаршего совета по культуре Самохвалов Сергей Викторович, историк, юрист 2 класса, член Союза юристов Москвы Завольский Дометий Валерьевич, историк-архивист Буранов Никита Романович, магистр истории, учитель истории

http://radonezh.ru/analytics/aktivnaya-r...

1631.  …Ивану Ильичу… — Глазунов Иван Ильич — издатель сочинений святителя Игнатия. См. сноску 1 (с. 502) к Предисловию. 1632.  Святой Исаак Сирский… — Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский. Жил в VI веке. Автор аскетических сочинений. 1633.  Иоанн Лествичник (484–563) — Игумен Синайского монастыря. Автор сочинения «Лествица, возводящая на небо» и других аскетических сочинений. 1634.  …А В … — Лицо не установлено. 1635.  …Л Ив не… — Лицо не установлено. 1636.  …Николай Аполлонович… — Сын С. И. Снессоревой. 1637.  …несть мужеский пол и женский… — Гал. 3. 28. 1638. Деян. 14. 22. 1639. Лк. 18. 10–14. 1630a.  …сочинения святого Тихона… — Святитель Тихон (Задонский) (1724— 1783), духовный писатель, церковный деятель. Ко времени переписки Святителя с С. И. Снессоревой были изданы его сочинения: Полное собрание сочинений преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. СПб., 1801. Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Т. 1–15. М.: Синодальная типография, 1836–1837. 1631a.  Письма Затворника Георгия… — Георгий Затворник (Машурин Егор Алексеевич) (1789–1836) — Послушник Задонского Богородицкого монастыря Воронежской епархии. Затворился в холодной келье и провел в затворе 5 лет. Пострижен под именем Стратоник, но в народе известен как Георгий затворник. В 1839 г. впервые были изданы его письма из затвора: Письма в Бозе почившего затворника Задонского Богородицкого монастыря, Георгия. М.: Университетская тип., 1839. — 210, VI с. 1632a.  …ему посчастливилось на службе… — Сведениями о службе сына Снессоревой мы пока не располагаем. 1633a.  …«Опытов»… — Речь идет о подготовке к изданию двух томов сочинений святителя Игнатия, издаваемых под общим названием «Аскетические опыты». — См.: Настоящее издание. Т. 1–2. 1634a.  …Глазуновым… — Глазунов Иван Ильич. 1635a.  …увидел я Вас в уединенной обители Бабаевской… — София Ивановна по приглашению Святителя посещала Николо-Бабаевский монастырь, вероятно, несколько раз. Точно известна дата последнего посещения — 13 сентября 1866 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Кроме того, он взял на себя и заботу по изданию собрания сочинений святителя Игнатия, которое задумал, а потом и исполнил Иван Ильич Глазунов, издатель-книгопродавец, уже выпускавший духовные книги владыки и глубоко уважавший его. Глазунов принимал на себя все издержки. Нашелся и прекрасный корректор – писательница и духовная дочь святителя Игнатия Софья Ивановна Снессорева. В результате их общей работы в 1864 году вышли два тома «Аскетических опытов», а в 1867, еще при жизни владыки, «Аскетическая проповедь» и «Приношение современному монашеству». «Отечник» был издан Глазуновым в 1868 году. Сочинения святителя Игнатия были новым, необычным словом, не все могли понять, какого рода его учение. В значительной степени сомнения были основаны на недоразумении, думали, что владыка слишком много говорит от себя. Посмотрим, что пишет на этот счет сам святитель: «О сочинениях моих. Не без Промысла Божия устраивается напечатание их, доселе встречавшее затруднения. Недавно мы говорили с о. Иустином, что древние отеческие книги для монахов никак не могут быть применены вполне к современному русскому монашеству. Наиболее применимая книга – это преподобного Нила Сорского , но и та написана именно для безмолвников. Что ж я увидел недавно, пересматривая написанное мною для переписки отцом Моисеем? Увидел, что мои грешные сочинения содержат в себе приспособление учения преподобного Нила к современному монашеству, а именно «Аскетические опыты» могут удовлетворить этой цели. Их и переписывает о. Моисей». В другом письме осенью 1862 года: « " Опыты» никогда не вышли бы такими, какими оказываются ныне, если бы не были плодом уединения. Современная потребность в «Опытах» будет ясно усмотрена всеми, понимающими практическую христианскую, особливо иноческую жизнь». «Странное дело! – продолжает он. – Когда мое самовоззрение увидят написанным, тогда оно нравится. Почему? Потому что привлекает также к самовоззрению»... «Сегодня кончено перепискою «Слово о страхе Божием и о любви Божией». Выправка дает статьям, написанным в разные времена и давно, и очень давно, характер зрелости и характер целого. Как в настоящий труд я взошел не самопроизвольно, а как-то введен стечением обстоятельств, притом вижу, что выходит что-то особенное, то и позволяю себе полагать, что совершающееся совершается не без Промысла Божия... Эта книга может быть очень полезною для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле, практически. Как книга ни скудна в сравнении с творениями духоносных мужей, но она из них заимствована, а это слабое заимствование куплено мною ценою жизни» (21 ноября 1862 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1572. «Жизнеописание…». С. 166. Эти первые публикации произведений Святителя «Кладбище» и «Сад во время зимы» не включены и в «Библиографию трудов святителя Игнатия и литературы о нем».— См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 649–776. 1573. См. сноску 2 (с. 518) к письму 1574. С 1851 по 1862 г. вышли в свет три его произведения: Валаамский монастырь. — СПб.: тип. Г. Трусова, 1856. 73 с.; Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года. (СПб.: Б. и., 1857). 3 с.; То же://Христианское чтение. 1857. Ч. 2. Июль—дек. С. 346–348; [Отзыв на проект преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина]//Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. Ч. 2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. СПб., 1861. С. 499–510. 1575. Творения. Кн. 6. С. 703–704. — Письмо от 30 сент. 1862 г. 1576. Там же. С. 705–706. — Письмо от 18 окт. 1862 г. 1577.  Аскоченский В. И. (1813–1879) — прозаик, журналист, историк. В 1858–1877 гг. редактор-издатель и главный автор еженедельного журнала «Домашняя беседа», издание которого прекратилось в связи с болезнью и смертью Аскоченского. 1578. Журнал В. И. Аскоченского и сам он были постоянными объектами критики радикально настроенной и даже умеренной печати. А. И. Герцен, например, называл «Домашнюю беседу» «духовным журналом иезуитско-православного направления». — См.: Герцен А. И. Собрание сочинений: В 30 тт. М.: ИМЛИ, 1954–1965. Т. 18. С. 199. 1579. Творения. Кн. 6. C. 709. — Письмо от 8 нояб. 1862 г. 1580. Работая в редакции журнала «Библиотека для чтения», Снессорева к тому же постоянно состояла переводчицей в журналах Е. Н. Ахматовой «Собрание иностранных романов…» и «Дело и отдых». — См.: . 1581.  Глазунов Иван Ильич (1826–1889) — представитель издательской и книготорговой фирмы Глазуновых, основанной в 1782 г. и издававшей собрания сочинений русских писателей, труды историков, педагогов и пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010