Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание входит в состав Удмуртской митрополии . Образована в 1926 г. как Ижевская и Вотская (Воткинская), с 19 нояб. 1943 г. имеет совр. название. Границы епархии совпадают с границами Удмуртской Республики . Кафедральный собор - во имя блгв. кн. Александра Невского (Ижевск). Правящий архиерей - митр. Николай (Шкрумко ; с 25 марта 1993 в сане архиепископа, с 25 февр. 2007 в сане митрополита). Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Ижевский (Ижевск, Завьяловский, Малопургинский, Якшур-Бодьинский р-ны), Сарапульский (Сарапульский, Камбарский, Каракулинский, Киясовский р-ны), Глазовский (Глазовский, Кезский, Красногорский, Юкаменский, Ярский р-ны), Воткинский (Воткинский, Шарканский р-ны), Можгинский (Можгинский, Алнашский, Граховский, Кизнерский р-ны), Увинский (Увинский, Вавожский, Селтинский, Сюмсинский р-ны), Игринский (Игринский, Балезинский, Дебёсский р-ны). К 1 нояб. 2008 г. в епархии насчитывалось 124 прихода, 3 жен. мон-ря, в клире епархии состояли 147 священнослужителей (128 священников и 19 диаконов). 1926-1941 гг. Ижевская епархия была создана 3 сент. 1926 г. в границах Вотской автономной обл. (образована в 1921, включала Ижевский, Селтинский, можгинский, дебёсский и Глазовский уезды) объединением Ижевского и Воткинского викариатств Сарапульской епархии и Глазовского викариатства Вятской епархии. Первым архиереем самостоятельной Ижевской и Вотской епархии стал священноисп. Виктор (Островидов) , получивший назначение во время краткого пребывания в Москве после освобождения из-под ареста осенью 1926 г. от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Назначение на эту кафедру было обусловлено тем, что местом ссылки еп. Виктора был определен г. Глазов в Вотской автономной обл. Одновременно архиерею было поручено временное управление Вятской епархией. Кафедральным храмом Ижевской епархии стал собор во имя арх. Михаила в Ижевске. Несмотря на отделение Ижевской епархии от Сарапульской кафедры, в Ижевске и других частях епархии большим авторитетом пользовался Сарапульский и Елабужский архиеп. Алексий (Кузнецов ; занимал Сарапульскую кафедру в 1917-1937 с перерывами, с 1927 в сане архиепископа). В 1927 г. ряд приходов Ижевской епархии изъявил желание находиться в подчинении еп. Алексия, напр. приход в с. Вавож. В том же году все благочиния Ижевской епархии наряду с приходами Сарапульской епархии ходатайствовали перед Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием о возведении еп. Алексия в сан архиепископа. Архиеп. Алексий часто обращался к верующим Ижевска с посланиями. Одним из последних стало письмо к духовенству и мирянам города с призывом «во что бы то ни стало спасти Троицкую церковь от ваших варваров вотяков... В случае, если будут закрывать церкви, обращаться к народу» (цит. по: Шумилов. 1996. С. 105).

http://pravenc.ru/text/293818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАЗОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, с центром в г. Глазове (Удмуртия), существовала с 14 мая 1935 по кон. 1943 г. В авг. 1926 г. в Глазов после неск. арестов был сослан священноисп. еп. Виктор (Островидов) , вскоре назначенный епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (см. Ижевская епархия ). В кон. 1927 г. еп. Виктор отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . 22 дек. Глазовское духовное правление постановило «воздержаться от общения» с митр. Сергием и «разделявшими его взгляды епископами», признать еп. Виктора своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским» (впрочем, он решил сохранить за собой титул епископа Ижевского). Живя в Глазове, еп. Виктор пользовался большим влиянием на местные приходы и на храмы в др. частях Ижевской и Вятской епархий, вслед за ним также отделившиеся от митр. Сергия. 4 апр. 1928 г. еп. Виктор был арестован в Глазове, 18 мая приговорен к 3 годам заключения в концлагере. После его ареста началось возвращение приходов в юрисдикцию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В янв. 1928 г. в Глазове поселился вернувшийся из ссылки викарий Вятской епархии Уржумский еп. Авраамий (Дернов) , к-рый обратился к Вятскому архиеп. Павлу (Борисовскому) с просьбой принять его в епархию и не считать противником ни митр. Сергия, ни архиеп. Павла. Письмо было рассмотрено на заседании временного Вятского епархиального совета 11 янв. 1928 г. и в силу его значимости для епархиальных дел (еп. Авраамий считался человеком близким еп. Виктору) было разослано в копиях по благочиниям. Не имея возможности управлять Уржумским викариатством , еп. Авраамий предполагал уйти на покой и в кон. дек. 1928 г. подал соответствующее прошение митр. Сергию (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192). Однако к этому времени церковная ситуация в Глазовском у. изменилась: в кон. 1928 - нач. 1929 г. 3 благочиннических округа, принеся покаяние в подчинении еп. Виктору, присоединились к митр. Сергию. Котельнический еп. Никифор (Ефимов), временно управлявший в нач. 1929 г. Вятской епархией, обратился 14 февр. к митр. Сергию с рапортом, в к-ром просил разрешить еп. Авраамию управлять выходящими из раскола приходами Глазовского у. с временным предоставлением статуса правящего архиерея (Там же. Д. 17. Л. 36). В нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 февр., к-рым Авраамию, еп. Уржумскому, поручалось «временно окормлять присоединившиеся приходы Глазовского уезда с непосредственным сношением с Патриархией» (Там же. Д. 1. Л. 64; Д. 81. Л. 19). Под управлением еп. Авраамия оказалось ок. 30 храмов в Глазове и в неск. селах Глазовского у. (ранее, 3 мая 1927, все др. церкви Глазовского у., сохранившие верность митр. Сергию, его указом были переданы Ижевской епархии).

http://pravenc.ru/text/165077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАЗОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской епархии, названо по г. Глазову, уездному городу Вятской губ., создано по указу императора и Святейшего Синода 4 марта 1889 г. В докладе Синода необходимость учреждения Г. в. обосновывалась обширностью Вятской епархии, а также многочисленностью «обитающих в сей епархии магометан, язычников и раскольников» (Вятские ЕВ. 1889. 3. Отд. офиц. С. 142). Глазовскому викарию было определено пребывать в Трифоновом Вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . После учреждения Г. в., ставшего 2-м вик-ством Вятской епархии, особый статус получило 1-е вик-ство - Сарапульское : деятельность Сарапульского епископа, имевшего при себе духовное правление, регулировалась особой инструкцией Святейшего Синода, в отношении Г. в. такой инструкции не было. Первым Глазовским епископом стал бывш. Сарапульский еп. Никон (Богоявленский) . Глазовский викарий исполнял обязанности помощника правящего архиерея по вопросам образования, благотворительности и миссионерства на территории всей Вятской епархии, в т. ч. в уездах, составлявших Сарапульское вик-ство, участвовал в освящении храмов и мон-рей епархии, в крестных ходах. 21 авг. 1889 г. еп. Никон стал председателем приемной комиссии в новооткрытой школе псаломщиков. В том же году, после кончины прот. Стефана Кашменского , в 1882 г. основавшего епархиальное братство свт. Николая, еп. Никон стал председателем совета братства. 10 дек. 1894 г. Г. в. возглавил еп. Варсонофий (Курганов) , в следующем году избранный председателем епархиального училищного совета. С 1896 г. архиерей состоял товарищем председателя Вятского отдела имп. Палестинского православного общества , товарищем председателя совета братства свт. Николая. В апр. 1902 г. еп. Варсонофий получил титул 1-го викария Вятской епархии. Архиерей был похоронен в Успенском соборе Трифонова мон-ря, завещал проценты с капитала на устройство в обители архива и б-ки из творений св. отцов. 30 янв. 1904 г. Глазовским епископом был назначен Филарет (Никольский), в нояб. того же года ставший правящим Вятским архиереем. С 17 янв. 1905 г. Г. в. возглавлял Павел (Поспелов) . При нем была проведена реставрация храмов Успенского Трифонова мон-ря, построена б-ка. Архиерей способствовал распространению духовного просвещения: в 1909 г. была создана Глазовская переводческая комиссия, к 1916 г. издавшая 26 книг, брошюр и листовок на удмурт. языке; 5 окт. 1912 г. в Трифоновом мон-ре состоялось открытие церковно-археологического музея. Еп. Павел состоял членом церковнопевч. об-ва Вятки. В 1918 г. архиерей был переведен на Козловское вик-ство Тамбовской епархии.

http://pravenc.ru/text/165079.html

Пермской епархии, существовало в 1903-1905, 1924-1937 гг., названо по г. Кунгуру (ныне Пермского края). 18 нояб. 1903 г. в помощь ослепшему Пермскому еп. Иоанну (Алексееву) был определен викарий - Павел (Поспелов) с наименованием его епископом Кунгурским. 1 янв. 1905 г. еп. Иоанн скончался, 17 янв. еп. Павел был переведен на Глазовское викариатство Вятской епархии. К. в. восстановили в марте 1924 г. для окормления более 100 приходов в бывших Кунгурском и Красноуфимском уездах, к-рые ранее, в 1923-1924 гг., находились под управлением еп. Оханского Никона (Соловьёва). Последний, став 6 сент. 1923 г. временно управляющим Пермской епархией, утвердил административно-исполнительный орган для 2 уездов - Кунгурский церковный совет, созданный для более эффективного управления приходами и для усиления борьбы с обновленчеством . Главой совета стал настоятель Всехсвятского храма в Кунгуре прот. Александр Ершов (см. Аркадий (Ершов) , сщмч.), которого съезды духовенства 3 благочиннических округов Кунгурского у. в кон. 1923 г. рекомендовали в качестве кандидата на Кунгурскую кафедру (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 261. Л. 15). Доверенное лицо еп. Оханского Никона, прот. Василий Шишов из с. Култаева Пермского у., 29 нояб. 1923 г. в письме патриарху Тихону также предлагал в противовес уже существующим обновленческим «епископиям» учредить епископские кафедры в Кунгуре, Красноуфимске, Соликамске и Чердыни, ссылаясь на мнение еп. Никона (Там же. Д. 218. Л. 140). Настоятель Преображенского собора в Кунгуре прот. Виталий Кожевников направил 16 марта 1924 г. от Кунгурского церковного совета соответствующее прошение на имя патриарха. Постановлением патриарха Московского и всея России св. Тихона и Синода от 22 марта 1924 г. настоятель Всехсвятской ц. в Кунгуре свящ. Александр Ершов был назначен после пострижения в монашество епископом Кунгурским, викарием Пермской епархии, хиротония состоялась 30 марта. 16 мая еп. Аркадий сообщил патриарху, что все вернувшиеся из обновленчества приходы Перми и 1-го благочиния Пермского у. постановлением епархиального совета от 10 апр. были подчинены Кунгурскому епископу «впредь до избрания своего епископа» (Там же. Д. 272. Л. 162). Указом патриарха от 28 июля 1924 г. Кунгурскому еп. Аркадию было поручено временное управление Екатеринбургской епархией (Там же. Д. 273. Л. 126). Впосл. он стал главой самостоятельной Кунгурской епархии, однако неизвестно, когда К. в. получило самостоятельность.

http://pravenc.ru/text/2462251.html

(Дернов Анатолий Иванович; 29.07.1874, с. Верхние Парзи Вятской губ.- 1939), архиеп. Глазовский. С 1900 г. иеромонах, в 1901 г. окончил КазДА со степенью канд. богословия. В 1911-1917 гг. настоятель супрасльского Благовещенского монастыря Гродненской епархии, в 1917 г. архимандрит Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 19 авг. 1923 г. Трифоновская община Вятки обратилась к свт. Тихону , Патриарху Московскому, с просьбой ввиду ареста еп. Вятского Павла (Борисовского) и еп. Уржумского Виктора (Островидова) совершить хиротонию А. во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. 6 сент. 1923 г. свт. Тихон благословил хиротонисать А. во епископа Уржумского, поручив ему управление всеми приходами Вятской епархии. Хиротония А. состоялась 16 сент. 1923 г. в Москве. В 1925 г. А. был арестован и приговорен коллегией ОГПУ к ссылке. В янв. 1928 г., вернувшись из ссылки, А. поселился в Глазове. Не имея возможности управлять Уржумским викариатством, А. предполагал уйти на покой. Но в нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 фев., к-рым А. поручалось управление приходами Глазовского у. 14 мая 1935 г. А. был назначен епископом Глазовским. В Глазове жил в сторожке Преображенского собора. 7 янв. 1937 г. возведен в сан архиепископа. В нач. 1937 г. городские власти закрыли Преображенский собор, объявив верующим о необходимости его ремонта. Вместе с делегацией духовенства и верующих епархии в янв. 1937 г. А. посетил митр. Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) с ходатайством об открытии Преображенского собора. Поскольку собор не открыли, А. начал служить в квартире в присутствии немногих прихожан, начиная службу в 4 ч. утра. 10 мая 1937 г. вновь был арестован, заключение отбывал сначала в глазовской тюрьме, затем во внутренней тюрьме НКВД УАССР Ижевска. Предъявленное обвинение в антисоветской агитации А. отверг, сказав лишь, что закрытие храма является гонением на верующих и нарушением Конституции. 4 нояб. 1937 г. на закрытом судебном заседании выездной сессии специальной коллегии Верховного суда УАССР А. снова отверг обвинение в антисоветской агитации. В тот же день был оглашен приговор - 10 лет тюремного заключения. 30 авг. 1938 г. последовало распоряжение о ссылке в сев.-вост. лагеря. В прошении, направленном властям, А. писал: «В отношении меня никакого состава преступления как предварительным, так и судебным следствием установлено не было... прошу... прекращения дела за отсутствием состава преступления». В 1939 г. А. был отправлен в лагерь и на этапе скончался.

http://pravenc.ru/text/62916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин. Фотография. 1-я четв. ХХ в. (ГПИБ) Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин. Фотография. 1-я четв. ХХ в. (ГПИБ) Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. (включала Ижевский, Селтинский, Можгинский, Дебёсский и Глазовский уезды). Планы создания «национальных епископий» в Поволжье и Предуралье впервые обсуждались на «Первом общем собрании представителей мелких народностей Поволжья», прошедшем в мае 1917 г. в Казани. Учреждение Вотской автономной обл. вдохнуло в эти планы новую жизнь. На благочинническом съезде Сарапульской епархии, прошедшем в нач. 20-х гг. в Елабуге, в резолюцию было внесено пожелание «видеть среди вотяков достойного епископа-вотяка, без подразделения епархии на инородческую и русскую» (цит. по: Шумилов. 1996. С. 118). Сарапульский еп. Алексий (Кузнецов) , под управлением которого находились к нач. 20-х гг. удмуртские приходы, полагал, что первым новообразованную Ижевскую кафедру займет уполномоченный по Вотской автономной обл. от Сарапульского викариатства свящ.-удмурт Артемий Денисов. Однако последний, женившись, утратил такую возможность. Выдвигались и др. кандидаты-удмурты, но и их поставление было канонически невозможно. 9 окт. 1921 г. во епископа Ижевского, викария Сарапульской епархии, был хиротонисан Стефан (Бех) . В 1922 г. в Вотской автономной обл. значилось ок. 150 правосл. храмов ( Микрюкова. Религиозные объединения). Кафедральным собором И. в. стал собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. В 1922 г. в крае прошла кампания по изъятию церковных ценностей . 7 марта 1922 г. была создана обл. комиссия по изъятию, которую возглавил 1-й председатель Вотского облисполкома И.

http://pravenc.ru/text/293820.html

Ижевск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.852676; 53.2069 Россия, Удмуртская Республика, Ижевск Ижевск, Удмуртская Республика Россия Ижевск (удм. Иж, Ижкар) — двадцатый по численности населения город Российской Федерации, крупный административный, промышленный, торговый, научно-образовательный и культурный центр Поволжья и Урала, столица Удмуртской Республики. Ижевск Содержание История православия [ править править код ] До образования Ижевской и Удмуртской епархии в границах Удмуртской Республики территория епархии входила в состав Сарапульского и Глазовского викариатств Вятской епархии. Сама Удмуртская республика была образована из частей Глазовского, Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии. На территории Ижевской епархии до 1917 года действовали Сарапульское и Глазовское духовные училища. Почти при каждом храме действовали общества трезвости, которые пытались распространять трезвый образ жизни, боролись с бражковарением и кумышковарением. Было 2 монастыря в Сарапуле: Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский общежительный мужской монастырь в г. Сарапуле на Старцевой горе под управлением викарного епископа Сарапульского, учрежденный в 1900 году, и третьеклассный Благовещенский общежительный женский монастырь также в г. Сарапуле. В Благовещенском женском монастыре благодаря стараниям настоятельниц иг. Ангелины и сменившей ее в 1913 году иг. Херувимы монастырское хозяйство поддерживалось в образцовом состоянии. С 1882 году при монастыре существовала женская церковно-приходская школа, в которой в 1901 году обучалось 36 человек. Школа всецело содержалась на средства обители. Еп. Алексий писал: «Будучи центром в торговом, промышленном и административном отношениях Ижевск является объединяющим центром и в церковном отношении, и параллельно с централизацией гражданских областных управлений выдвигает потребность и церковного епархиального управления в целях развития миссионерской деятельности среди инородцев-вотяков, которые до сих пор, как некогда самаряне, допускают двойственность в религиозных верованиях: исполняя обряды и освящаясь Св. Таинствами Православной церкви, они в то же время допускают по-прежнему моления в рощах кереметю с жертвоприношениями». Поэтому Вотская епархия, по мысли еп. Алексия, должна была быть миссионерской, и Вотский Епархиальный архиерей должен был быть «проникнут стремлением к просвещению инородцев; средством к проведению в жизнь этой идеи должна быть централизация инородческого миссионерства в Ижевске; открытие миссионерской школы, организация переводческой комиссии, учреждение миссионерских станов». Этому, по словам еп. Алексия, способствует и «общее желание Ижевцев, а в особенности инородцев-вотяков, иметь своего Вотского Епархиального Архиерея; эту надежду усугубляет и отсутствие обновленчества не только среди инородцев-вотяков, но и среди русского православного населения области».

http://azbyka.ru/palomnik/Ижевск

Оставаясь незыблемо на таковом твердом основании, мы будем управлять Ярославской Церковной областью и руководить своими паствами в деле угождения Богу и душевного спасения самостоятельно – в строгом согласии со словом Божиим, с обще-церковными канонами и правилами, с постановлениями I-ro Всероссийского Собора 1917–18 годов и неотмененными распоряжениями Высшей Церковной Власти предсоборного периода, а также с распоряжениями Святейшего Патриарха Тихона и его Синода и Совета. Настоящее решение наше остается в силе впредь до сознания Вами неправильности Ваших руководственных действий и мероприятий и открытого раскаяния в Ваших заблуждениях, или до возвращения к власти Высокопреосвященного Митрополита Петра. Агафангел, Митрополит Ярославский. Серафим, Архиепископ Угличский (Викарий Ярославской Епархии, бывший заместитель Патриаршего Местоблюстителя). Митрополит Иосиф (3-й из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместителей). Архиепископ Варлаам (б. Пермский, временно управляющий Любимским Викариатством). Евгений, Епископ Ростовский (Викарий Ярославской Епархии). 1928 г. 6-го февраля. 3) Отложение Глазовской Епархии. От 22 декабря 1927 года. Глазовское Духовное Управление в заседании своем 22 декабря 1927 года имело суждение по делу извещения канцелярии Воткинского епископа Онисима от 15 декабря 1927 года за «о принятии епископом Воткинским временного управления Воткинской Епархии». В связи с этим заслушали «воззвание» Митр. Сергия от 16/29 июля 1927 года и письма преосвященного Виктора к Митр. Сергию по поводу «воззвания». Ознакомившись с содержанием «воззвания» – временного заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митр. Сергия от 16 июля и приложенных писем преосвященного Виктора, постановили: Временно до покаяния и отречения Митр. Сергия от выпущенного им «воззвания»: 1) В оздержаться от общения с ним и солидарными с ним епископами, 2) П ризнать епископа Виктора своим духовным руководителем, избранным всей Глазовской Епископией в 1924 году. 3) Т итуловать епископа Виктора Глазовским и Воткинским, о чем поставить в известность еп. Виктора, Митр. Сергия и еп. Воткинского Онисима, а также о.о. благочинных Глазовской Епископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Об открытии викариатства Вотской епархии еп. Алексий в том же докладе писал: «Принимая во внимание многочисленность населения и обширность площади Вотской области, на южном конце которой находится город Ижевск, а на северном – город Глазов – этот древнейший центр и колыбель вотского населения, считаю необходимым предложить Вашему Святейшеству в скорейшем же будущем назначить в г. Глазов Викария Вотской епархии, с наименованием его «Глазовский», при чем желательно для пользы дела назначить викария из инородцев-вотяков, или же из русских, знающих вотский язык... В состав Вотской епархии войдет 79 приходов Глазовского уезда Вятской епархии, 15 приходов Селтинского уезда Сарапульской епархии, 12 приходов Дебесского уезда Воткинского викариатства Сарапульской епархии, 33 прихода Можгинского уезда Елабужского викариатства той же епархии и 31 приход Ижевского уезда, а всего 170 приходов». Однако Св. Патриарх Тихон это ходатайство еп. Сарапульского Алексия об открытии Вотской самостоятельной епархии не удовлетворил, «потому что, - по словам еп. Алексия, - находил несвоевременным дробление и разделение епархий вообще и Сарапульской в частности». С началом войны политика советского руководства в отношении к Церкви меняется, Церкви было позволено в определенных, более широких, чем до войны рамках восстановить свою деятельность. Новая политика советского правительства привела к некоторой «нормализации» отношений государства с Церковью, способствовала реабилитации Церкви после жестоких гонений, восстановлению внешнего церковного устройства. С началом войны прекращается антирелигиозная пропаганда, начинают открываться закрытые и оживают бездействующие, но официально незакрытые храмы. Образовывается Совет по делам Русской Православной Церкви для проведения в жизнь новой политики государства по отношению к Церкви. Образовательный уровень духовенства был невысок. 29 священников имели начальное светское образование, 5 – среднее светское, 1 – высшее. 9 человек имели среднее духовное образование (семинария) и 1 священник – высшее духовное (окончивший Казанскую духовную академию в 1914 году со степенью кандидата богословия протоиерей Троицкого кафедрального собора г. Ижевска Вениамин Сёмин).

http://azbyka.ru/palomnik/Ижевск

По окончании Академии Константин Александрович принял монашеский постриг с именем Виктор, 30 июня был рукоположен в иерея и начал нести миссионерское послушание в Саратовской епархии, как настоятель Троицкого подворья Саратовского Преображенского монастыря в городе Хвалынск. В 1905 году иеромонах Виктор был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской духовной миссии. В 1908 году о. Виктор участвовал в миссионерском съезде в Киеве, где прочел обширный доклад о проблемах Русской духовной миссии в Палестине. В 1909 году иеромонах Виктор назначен смотрителем Архангельского духовного училища, и в том же году, по собственному прошению, переведен в число братии Александро-Невской Лавры. С 1910 по 1918 год архимандрит Виктор нес послушание настоятеля Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря столичной епархии. В 1918-1919 годах архимандрит Виктор был наместником Александро-Невской Лавры, а 26 декабря 1919 года его хиротонисали во епископа Уржумского , викария Вятской епархии.   С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией . В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.   Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.

http://bogoslov.ru/article/373834

  001     002    003    004