41        Св. Ефр. Сирин. О добродетели и страстях гл.9. Доброт. т.2 М. 1885, стр. 398. Его же Твор. ч. 3, М. 1882 стр. 616. Св. Григ. Син. Главы о помыслах, страст. и добродетелях гл. 79 Доброт. т. 5. М. 1890 стр. 211. 42        См. напр. тв. Св. Григ. Нисск. тв. ч. 7 М. 1868 стр. 312 (Он сравн. родство страсти с звеньями цепи, которые, будучи приведены в движение, движутся одна за другою в силу сцепления. 43        Обыкновенно указывают на самолюбие, как на основание всех страстей. Ефр. Сир. назыв. самолюбие негодной матерью страстей (О добродетели и страстях гл. 6 Доброт. т. 2 М. 1885 стр. 396: ср. Св. Макс. Исп. Д. т. 3 М. 1889 222; авв. Фаласс. О любви гл. 86–87 Д. т. 3. М. 1889 стр. 331. Но самолюбие не есть страсть, а главная причина страсти. 44        В трёх главных страстях можно видеть соответствие словам ап. Иоанна: «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Иоанн 2, 16) Похоть плотская есть ничто иное, как сластолюбие, похоть очей – сребролюбие, а гордость житейская есть желание славы – славолюбие. 45        Авва Дорофей . Слово об ужасе буд. муч. Хр. чт. XXXVI. 280 Св. Макс. Исп. О любви 3 Сотн. гл. 56 Доброт. т. 3 М. 1889 с. 222. Св. Феодор Едесск 100 душеполезнейш. гл. 100 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 349. 47        Св. Григ. Син. главы о помысл., страст., и доброд. гл. 91 Доброт. т. 5 М. 1890, 215. Св. И. Дам. Об осьми злых помыслах, Хр. Чт. 1834 IV 146. 48        И. Касс. 5-е собес. ав. Серапиона о 8 главн. страстях, гл. 2 м. 1892, 240 Ефр. Сир. О добр. и стр. гл. 10 Добр. Т.2 М. 1885 стр. 398. И. Леств. О доброд. и стр. гл. Добр. т. 2 М. 1885 стр. 532. 49        «Начало всех страстей самолюбие, конец же – гордость». Св. Макс. Испов. О любви Сотн. 3 гл. 5. Ср. Сотн. 2 гл. 19 стр. 222 и 204 (Доброт. Т. III, М. 1889). 51        «Мы не говорим, что вследствие греха Адама погибла в природе человека свобода выбора, но что она имеет особенную силу ко греху до тех пор, пока сама человеческая воля не будет освобождена благодатью Божией» Августин. Contra duas epistolas Pelagianorum II. S. 9. M t x, p. 577–585 ср. 532.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

78        Бл. Иероним т.4 К. 1861 стр. 240–241 (против Иовиниана кн. 2) ср. св. Григ. Нисск. О девстве гл. 21 тв. ч. 7 М. 1868 стр. 377 и св. И. Злат. на 1 посл. к Фесс. б. 11 79        Ср. блаж. Иерон. т. I, стр. 111 письмо к Евстохию «как скоро пожелание какой-либо вещи чрез чувства вкрадывается в душу, оно окружает и осаждает её представлением сей вещи и преграждает вход Божию слову; св. Ефр. Сир. о том, что должно избегать всяких вредных свиданий Тв. св. От. XV, 11–12. 80        Пр. И. Касс. соб. 6 об убиении святых гл. VI М. 1892, стр. 278 ср. Св. И. Злат. следующ. место: «Всякий не скоро и не вдруг впадает в несчастье. Ибо есть в душе нашей некоторый стыд греха и которого вдруг одолеть, чтобы дойти до бесстыдства, нельзя; напротив, душа нисходит до крайней погибели неприметно, мало-помалу, когда вознерадит. На Матф. б. 86 г. 1846, ч.3, стр. 479. 81        Св. Макс. Исп. О любви Сотн. Пер. гл. 84 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 190, ср. Bmop. XV, 9 : Св. Григ. Син. Весьма полезн. гл. 67 Доброт. т. 5 М. 1890 стр. 209. И. Леств. – приражения лествица сл. 15 гл. 75 М. 1894 стр. 143. 83        Пр. Нил Син. Письма схоластику Гераклиту (269) М. 1858 ч.2 стр. 378. Отсюда, кто не смотрит на женщину сладострастными глазами, тот дальше отстоит от блуда. 84        Св. Макс. Испов. О любв. Сотн. I 44 Доброт. т. 3 м. 1889 гл. стр. 183 ср. сотн. 2 гл. 56 стр. 203. 86        Св. Ефр. Сир. О добр. и страст. М. 1882 ч. 3 стр. 618 св. Григ. Нисск. Точное истолков. Екклез. сол. бес. 8 М. 1861 ч. 2 стр. 348. Исихий пресв. О трезвении гл. 43 Доброт. т. 2 М. 1885 стр. 176. 90        Св. Ефр. Сир. О Доброт. и страст. т. 3. М. 1882 стр. 614, ср. Ис. Сир. М. 1893 слова подв. сл. I стр. 10; сл. 30 стр. 140–141 пр. Нил Слово о молитве гл. 61 М. 1858 г. I стр. 148. 91        Ис. Сир. сл. 4 о душе, о страст. Серг . п. М. 1893 стр. 30, Ав. Фаласс мысли о любви, воздерж. и пр. Доброт. 3 М. 1889 стр. 331. 92        Св. Макс. Исп. О любви сочин. 2 гл. 68 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 205 Тоже самое говор. пр. Нил Син. о различн. лук. помыслах гл. 23. М. 1858 ч. I стр. 304–305.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

любви, сотн. 4, 93). V. «Искренний друг тот, кто в скорби, нужде и несчастии во время искушения ближнего терпит с ним их, как собственные, неизменно и великодушно». (Сотн. 3, 79. Макс. о любви). VI. «Не будь скор на отвержение духовной любви, ибо не осталось человекам иного пути ко спасению. Кого вчера почитал за духовного брата и за добродетельного, не считай сегодня порочным и злым по ненависти к нему, породившейся в тебе от навождения лукавого; но долго терпя любовию, вспомни вчерашние добрые твои о нем суждения и отлови от души сегодняшнюю ненависть.» (Максим «о любви», сотн. 3, 25, 26). д) Опасность худого товарищества. Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: «я блуждал в такой слепоте, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее только для того, чтобы за честность не прослыть у них бесчестным человеком. Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил и по улицам Вавилона, и как услаждался, валяясь в грязи, как будто это был драгоценнейший бальзам. Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по своей воле, ибо я, бедный, шел за ним везде с радостию». Отчего же происходила такая слепота? «О, враждебное дружество! – продолжает Августин; – ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому зло, но без намерения, для одной шутки делают зло. Ах! бывало только скажут; пойдем с нами, сделаем то или это, – и я стыдился не предаваться всем порочным увлечениям» 36 . (« Воск. чт.»). 33 Библейский пример живой благодарности за благодеяния. Когда после поражения своего мятежного сына Авессалома Давид снова возвращался в Иерусалим, его сопровождал один богатый галаадинянин, во имени Верзеллий, который доставлял продовольствие Давиду и людям его во время бегства его, по случаю возмущения Авессалома. Благодарный царь хотел взять его с собою в Иерусалим, обещал здесь продовольствовать его; но Верзеллий, изобразив пред ним преклонность лет своих, просил его отпустить его на свою родину, чтобы там провести остаток дней своих, и только о сыне своем просил, если угодно будет ему, взять его с собою и не оставить его своею милостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

281, 283, 292, 214. П. Жане , – Неврозы, пер. с фр. С. С. Вермеля, М., 1911, Ч. 2-я, гл. III, § 5, стр. 274–275. – Так же думают Брейер, Фрейд, Мортон Прайтс. См.. 259 «Душевно-живущие и потому называемые душевными суть какие-то полоумные и как бы параличом разбитые» ( Никита Стифат , – 2-ая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 6. – Добротолюбие, изд. 2-е, М. 1900, Т. 5, стр. 11 2). Святые, даже на взгляд специалиста-психиатра, представляются типично-здоровыми людьми. Напротив, расстройство душевной жизни, при сравнительно хорошей сохранности умственных процессов, прежде всего выражается в разложении и даже уничтожении нравственной области; по указанию психиатра В. Чижа эта нравственная порча доходит до «поразительной неспособности понять добро и зло», до «отсутствия нравственного закона в душе» (В. Чиж , – Психология наших праведников. «Вопр. ф. и псих.» 1906, кн. IV (84) сентябрь-октябрь и кн. V (85) ноябрь-декабрь. – Его же, – Нравственность душевнобольных, id., кн. 7, 1891 г., стр. 122–148). К сам. реш. утвержд. здоровости святых приходит и J. Pachen , – Psychologie des mystiques chrétiens, Paris, 1911 (Perrin). Реф. в «An. de philos, chrét.» 84-e an., 4-е sér., T. 15, 2, 1912, Nov., pp. 192–193. Еще: M. В. Лодыженский , – Свет незримый, СПб. 1912. – Врач С. Апраксин , – Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Опыт популяризации святоотеч. воззр., Киев, 1907. См.. 262 А. Л. Волынский, – Леонардо-да-Винчи («Сев. Вестн.» 1897–1898 гг.; 1-е изд. Маркса, СПб., 1900, 2-е изд., Киев, 1909) – Особ. см. Ч. III, «Демоническое искусство». Еще с большею определенностью настаивает на мысли о коренном извращении души Леонардо-да-Винчи и видит в его творчестве «сублимацию» полового чувства, не нашедшего нормальных выходов и отравившего всю личность, Фрейд («Леонардо-да-Винчи», М., 1912). 263 «Когда умные чувства стоят в душе в своем естественном чине, и ум незаблудно шествует в понимании тварей, разумно объясняя существо и движения их, тогда в естественном чине видятся ей и вещи и лица, и всякое естество вещественных тел… Когда же силы ее действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как она есть по естеству своему: оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния, низводит в глубину погибели» ( Никита Стифат , 1-я сотн., 52, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

576 Juan de la Cruz «Cäntico espiritual» (Obras, edicion critica, 1912 г. том II, стр. 198); cp. мои брошюры: «Голос любви», Москва, 1916 г. стр. 8 и «Мистицизм и лирика», СПБ., 1917, стр. 17–18. Juan de la Cruz по времени уже принадлежит к эпохе Возрождения, но корни его мистики и ее характер обусловлены средневековой церковно-мистической традицией, и всецело проникнуты тем же духом. Ср. Никита Стифат, Первая деят. глав сотница 90, (Добротолюбие, изд. 2-ое, М., 1900, т. 5, стр. 107); 3-ье сотн., 72 (Ibid, 155–6). 577 Не говоря уже об изумительной книге так называемого Дионисия Ареопагита : «О божественных именах». Она полна восторженным восхвалением Божественной Любви, сотворившей мир и любящей Свое творение (особ. гл. IV, 10–17), и воплотившейся в лице Иисуса. Эта любовь Божия, Его красота и сила проявляются в творении. Бог, при всей Своей трансцендентности, невыразимости, недоступности, вместе с тем и близок к нам, Он присутствует в мире (См. особ, гл. 1:4; 4:10; 5:9–10; 11:2 и т.д.). Близость Божию, действенное присутствие Его ощущают в мире и великие мистики позднейших времен, так, в первую очередь Яков Бёме, далее, напр., Джордано Бруно в своем трактате «Degli furori», а из более нового времени ср., напр., мистические «Фрагменты» Новалиса или «Беседы» старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» («О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным»), Ср. по сему поводу мою работу «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения», главным образом первую вступительную главу о Джордано Бруно, и passim («Журн. Министерства Нар. Просвещ.», 1913 г. январь и февраль). 581 «Though he be healed, his wounds are seen before God, not as wounds, but as worships», гл. XVII (Cp. гл. XIII, XIV). 587 Главные места в «De principiis» Оригена о «восстановлении всяческих», кн. I, гл. 6-ая и кн. III, конец 5-й и 6-ая глава (=Migne, Patrolog. series graeca, t. XI, col. 165–170, 331–341; cp. далее coll. 176, 239, 326, 329). Русский перевод «De principiis» – «О началах», издан Казанской Духовной Академией (1899 г., см. стр. 64–73, 80, 168, 280, 284–302).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Девственникам на небе предоставлена, по откровению Иоанна Богослова, особенная награда. Они будут воспевать пред престолом песнь, какой никто не может научиться, и следовать за Христом, куда бы Он ни пошел ( Апок.14:3–4 ). Нравственное достоинство нестяжательности Для высшего духовного совершенства ( Мф.19:21 ) необходимо оставить все имущество и избрать произвольную нищету. Ибо обладание земным имуществом сопряжено всегда с заботами, попечением, беспокойствами, а иногда с скорбями и страданиями, среди которых забывают люди о спасении души ( 1Тим.6:9–10 ). Сам Спаситель говорит: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидеть в царствие небесное, паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозь иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити ( Мф.19:23–24 ). Неотрекшись от имуществ, пишет св. Исаак Сирин , душа не может освободиться от возмущений помыслов (Слово об удалении от мира). Св. Максим исповедник , говорит: «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот нелюбим Богом» (Сотн. 2 о любв. 1). «Как кто-нибудь, бросив перст на пламень горящей пещи, угашает оный, так и житейские заботы и всякое пристрастие даже к маловажной вещи истребляет воспламенившуюся в начале теплоту (Доброт. ч. 1, гл. 23). «Как волны в море никогда не утихают, так гнев и печаль от сребролюбца никогда не отступят, говорит св. Лествичник (ст. 17). Напротив, тот, кто ради Господа Иисуса сделался нищим, подверг себя лишениям, соединенным с нищетою, естественно отвергает всякие надежды на мир, отлагает все заботы и попечения о приобретении себе необходимого для жизни, вручая себя во всем промыслу Божию, пекущемуся о малейшей из тварей. Оставление земных всех имуществ поставляет подвижника в особенное высокое состояние, непонятное для мира». «Нестяжательность близ небес поставляет, избавляя нас не только от страха, печали и бедствий, но и других опасностей». (Златоуст, о девств. гл. 80). Нравственное достоинство послушания Хотя произвольная нестяжательность есть высокая добродетель, но девство выше её, а обоих выше послушание, если оно будет всеобщее, т.е. всегда и везде, как в легких, так и в самых трудных делах; охотное, т.е. без всякого ропота и неудовольствия, но с радостью и готовностью; чистое, т.е. не из страха человеческого, не из уважения к лицу, но ради Господа Бога, Который изрекает волю Свою чрез высших, – готовое, т.е. без всякого промедления и отлагательства, исполняющее распоряжение начальства. Нестяжательность господствует над имуществом вещественным, девство над плотью, а послушание над душею. Из всех жертв, какие только можно требовать от человека, жертва собственною волею и собственным разумением есть величайшая. Надобно иметь особенную решимость к самопожертвованию собою, чтобы сказать: я отрекаюсь от своей воли и от своего мудрования и обязуюсь повиноваться правилам и узаконениям иноческим и настоятелю и всей во Христе братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Ун. Изв.», 1913, I и отд. изд.); П. Жане , – Психический автоматизм. М. 1913. 269 Ср.: «Все должно быть благообразно и по чину – πντα δ εσχημνως κα κατ τξιν γινσθω ( 1Кор. 14:40 ). Этой общественной норме ап. Павла придано в тексте онтологическое значение: онтологический момент, конечно, лежит в основе всяких иных моментов, а в том числе – и общественном, ибо без онтологии нет и того, что м. б. лишь явлением области существенной . – Первая же половина нашего определения устроенности намекает на известное определение лорда Пальмерстона , сказавшего, что «грязь – это то, что не на своем месте», и на применение этих его слов к очистке электрометра у Вильяма Томсона , лорда Кельвина : В. Томсон (л. Кельвин), – Строение материи, пер. с англ. Б. П. Вейнберга, СПб., 1895, стр. 316–317. – Само собою понятно, что и это понятие грязи в тексте онтологизировано. Личность д. б. чистой, т. е. не-грязной, т. е. в ней ничего не д. б. не на своем месте. «Навык к добродетели есть восстановление сил души в первобытное их благородство и сочетание воедино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования; а это не совне привходит в нас, как нечто вводное, а прирождено вам от сотворения, и чрез это входим мы в царство небесное, которое, по слову Господа, внутрь нас есть…» ( Никита Стиф ., – 1-я сотн. деятельных глав, 72. – Добротолюбие стр. 101). – Мысль, подобную той, что развивается в тексте, а именно о греховном мире как «перестановке известных существенных элементов, пребывающих субстанциально в мире божественном» см. у Вл. С. Соловьева , – Чтения о Богочеловечестве, чт. 9-е («Собр. соч.», СПб., Т. 3, стр. 122). Русское понятие слова «закон» онтологично, – не юридично и почти равносильно Платоновой идее . Закон – это норма не поведения, а бытия, и отсюда уже – и поведения, как явления существа. «Этот столарь сделает стол по – законнее , прочнее», говорила мне одна крестьянка; позаконнее, т. е. соответственнее его «идее». Преступление есть пре -ступление, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Надлежит же нам и то знать, пишет св. Исаак Сирин , что всякая беседа, совершаемая в тайне, всякое попечение благой мысли о Боге, всякое размышление о духовном заключается в пределах молитвы и называется именем молитвы и содержится в этом имени: будешь ли разуметь различные чтения, или голос уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение в стихословии, или все прочее, из чего составляется весь чин подлинной молитвы, от которой рождается любовь Божия, потому что любовь от молитвы, а молитва от пребывания в отшельничестве». (Сл. 39-е, стр. 204.)». Итак, и чтение духовное, по словам св. Исаака Сирина , заключается в пределах молитвы. Ο чтении «В το время, когда ум твой рассеян, говорит тот же святой отец, более молитвы занимайся чтением. Если можно, чтение предпочитай стоянию. Ибо чтение – источник чистой молитвы». Для инока необходимо чтение Писаний святых Отцов подвижников веры и благочестия и преимущественно тех писаний их, в которых излагаются правила жизни иноческой. Св. Епифаний, епископ Кипрский говорит: Приобретение христианских книг для достаточных необходимо. Ибо и самый взор на сии книги останавливает в нас стремление ко греху и побуждает сильнее стремиться к правоте. Говорит также: чтение Писания есть великая защита от греха. Еще говорит: незнание Писания есть великая стремнина и глубокая пропасть 114 . Св. Ефрем Сирин пишет: «Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах: он просветится и не уснет в смерть 115 ... Пожелаем же изучить и заповеди Святого Духа. Истолкователи несуществующей мудрости мира сего (премудрость бо мира сего есть у Бога) прилежно занимаются чтением: не тем ли паче мы должны вникать в словеса Божии и изучать их для спасения душ своих. И Дух Святый ублажает испытающих свидетельства Его, говоря: блажени испытующии свидения Его, всем сердцем взыщут Его ( Пс. 118:2 ) (Ефрема Сир. ч. 2-я, стр. 218). Испытывай Писание, говорит преподобный Фалассий, и найдешь заповеди; исполни сказанное (в них), и избавишься от страстей (4 сотн. гл. 54-я). – Сильнейшие оружия для безмолвствующего с терпением суть: воздержание, любовь, молитва и чтение (2 сотн. гл. 11-я)» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

13. Обновление храма Воскресения в Иерусалиме; свм. Корнилия сотн., Иулиана; п. Петра; м. Кронида, Леонтия, Серапиона, Стратоника, Селевка, Макросия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана, Валериана. В житии св. священномуч. Корнилия сотника, этого самовидца и свидетеля апостольского времени, находим свидетельство об употреблении свеч при христианском погребении. Св. Корнилий был первый христианин из язычников, крещенный апостолом Петром (Деян. гл. 10) и погребенный верующими со свечами. 14. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Успение свт. Иоанна Златоуста ; м. Папы. 15. Вмч. Никиты; п. Филофся; м. Порфирия: обр. мощ. перв, архидиак. Стефана (415); п. Акакия; м. Феодота, Максима; мц. Асклиады; и. Иосифа, сп. алавердск. (груз. цер). Св. мученик Порфирий, пересмеивая христиан в присутствии Иулиана, вошел в воду, как бы желая креститься, но когда погрузился в нее с призыванием Святой Троицы, то, по действию Святого Духа, сделался истинным христианином. За обличение императора был обезглавлен. 16. Вмч. Евфимии всехвальный; мц. Севастианы, Мелитины, Людмилы; п. Дорофея; м. Виктора, Сосфена: п. Киприана, митр, киевск, (1406 г.); м. Исаака и Иосифа (груз, цер.); п. Прокопия чешск. Ик. Б. М. «Призри на смирение». Митр. Киприан († 1406 г.) много заботился об упорядочении богослужения, исправлял в богослужебных книгах ошибки, перевел с греческого языка служебник и писал наставления относительно богослужебной практики. 17. Мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии; Агафоклии, Феодотии; м. Нелия, Нила, Зинона, Патермуфия, Илии; икон Б. М. Цареградской и Макарьевской. 18. П. Евмения; м. Кастора, мц. Ариадны, Софии, Ирины; п. Аркадия, еп. новгор. (1163 г.); м. кн. Бидзина, Шалвы, Элизбара (груз. цер. 1660). 19. Мч. Трофима, Савватия, Доримедонта, Зосимы, пустынника киликийского; св. Анурия, еписк. веневендск. и иже с ним: Соса, Прокла, Гантиола, Евтихия, Акустия, Феоста и Дисидерия; кн. Феодора (1203 г.) и чад его Давида (1321 г.) и Константина смол. и ярославск. 20. Мч. Михаила кн. и Феодора (1245) черниг.; вм. Евстафия плакиды; м. Агапия, Феописта; мц. Феопистии; кн. Олега брянск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

14. Святой Максим Исповедник говорит: " Самолюбие есть причина всех страстных помыслов. Ибо от него рождаются три главнейшие страсти: пресыщение, сребролюбие и тщеславие. А прочие все следуют за которым-нибудь из сих трех. Отсекший страсть самолюбия отсек и все страсти, от нее происходящие " (Сотн.3.§56,57. О любви). Враги наши, говорит Марк Подвижник, с которыми мы должны иметь брань, суть чувственные удовольствия и честолюбие. Они увлекли в заблуждение Адама и Еву. Чувственное удовольствие сказало им, что запрещенное древо добро в снедь и угодно очима видети, а честолюбие присоединило к тому: будете яко бози, ведяще доброе и лукавое " (Быт.3:6). (Разговор ума с душой. Bibl. Vet. Patr. T.V.) Святой Феодор, епископ Едесский, говорит: " Три суть главнейшие страсти, от которых рождаются все прочие, - сластолюбие, корыстолюбие и славолюбие. За сими следуют пять других духов злобы - (гнев, скорбь, злопомнение, чревоугодие, дерзость). От сих-то уже рождается великое множество страстей и все виды многообразного зла. Итак, если кто победил три первые и начальные страсти, тот истребил уже и другие пять, а вместе преодолел и все прочие. По опыту дознали мы, что нельзя человеку впасть в грех или какую-нибудь страсть, если прежде которою-нибудь из трех, т.е. чревоугодия, сребролюбия и тщеславия, не будет уязвлен. Посему сии же три вида обольщений диавол некогда представил и Спасителю, над которыми Господь одержав верх, повелел диаволу идти за Собою, а сим и нам показал прямой путь невинности " . (Сл. умозрит. §65.62.Христ. Чm.1825r.ч.VI). 15. О девстве §6. Хр.Чт.1833г. Подобно святому Афанасию говорит и блаженный Диадох: " Адам, отвергнув послушание, ниспал в глубокий тартар. Господь, возлюбив его, был послушен Своему Отцу до креста и смерти, дабы, своим послушанием уничтожив вину человеческого преслушания, ввести в блаженную и вечную жизнь поживших в послушании. Итак, вступающие в борьбу с диавольской гордынею должны прежде всего стараться о послушании; оно, предводительствуя нами, укажет нам безошибочно все стези добродетелей " (§41Доброт.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003