Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор [лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator] (между 485 и 490, Скилакий (ныне Скуиллаче, Калабрия, Италия) - ок. 580, там же), рим. философ, богослов и политический деятель. Жизнь Важнейшими источниками сведений о жизни К. являются гл. обр. его письма ( Cassiod. Varia. I 1; I 3; I 4; III 28; IX 24; IX 25 и др.), «Хроника» ( Idem. Chron.) и предисловия к нек-рым сочинениям. Особенную ценность в этом отношении имеет предисловие к соч. «Об орфографии» ( Idem. De orth. Praef.), написанному К. в возрасте 93 лет, где автор суммирует свою лит. деятельность. Важная информация содержится также во фрагменте небольшого сочинения, написанного К. между 527 и 533 гг. ( O " Donnell. 1979. P. 265) и имеющего заголовок «История рода Кассиодоров» ( Cassiod. Ordo generis Cassiodororum//CCSL. 1973. Vol. 96. P. V-VI (далее - Ordo gen.)), где описываются родственные связи К. и перечисляются занимавшиеся им гос. посты, его почетные звания и нек-рые лит. труды. Наконец, в отдельных рукописях сб. «Variae» и «Хроники» также сохранился список должностей и почетных званий К. (см.: Mommsen. 1894. P. IX). Помимо этого имеются весьма скудные и не всегда достоверные сведения о К. его современников и последующих церковных писателей: Иордана ( Iord. Get. Prol. 1//MGH. AA. T. 5/1. P. 53), прп. Беды Достопочтенного ( Beda. De templo Salomonis 16//PL. 91. Col. 775A; Idem. In Esdram et Nehemiam Prophetas allegorica Expositio. II 7//PL. 91. Col. 849C), Павла Диакона ( Paul. Diac. Hist. Langobard. I 25), Алкуина ( Alcuin. Ep. ad Carolum Magnum. Adversus Felicem Urgelitanum. V 9, VI 3//PL. 101. Col. 197A, 202C), Гинкмара Реймсского ( Hincmar. De divers. et mult. anim. rat. 2//PL. 125. Col. 936A), Германа Расслабленного ( Hermannus Contractus. Chronicon//PL. 143. Col. 108A), Сигиберта из Жамблу ( Sigebertus Gemblacensis. Chronicon//PL. 160. Col. 100A; Idem. De scriptoribus ecclesiasticis. 40//PL. 160. Col. 556A-B), Иоганна Тритемия ( Ioannes Trithemius. De viris illustribus Ordinis Sancti Benedicti. II 3//Opera pia et sriritualia. Moguntiae, 1605. P. 30) и нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Мученичество Никасия Реймсского. Витраж капеллы кафедрального собора в Суассоне, Франция. XIII в. Более подробно о Н. повествует Флодоард Реймсский в «Истории Реймсской Церкви» (сер. X в.- BHL, N 6075). По свидетельству историка, Н. был известен как основатель кафедрального собора Пресв. Богородицы, к-рый он построил по Божественному повелению. Святой заботился о вверенных его попечению людях, усердно молился о прощении грехов паствы и об отвращении Божия гнева от народа. В то время жители Галлии вели неблагочестивую жизнь, пренебрегали заповедями Божиими, впадали в различные ереси и заботились лишь о земных удовольствиях. За это Господь покарал их: в Галлию вторглось жестокое племя вандалов, к-рые разрушали города и убивали христиан всех возрастов. Вслед за Гинкмаром реймсский историк сравнил Н. с др. епископами, жившими в эпоху варварских вторжений и старавшимися отвратить гнев Божий от народа, а также вернуть его к истинному исповеданию веры. Н. призывал паству к покаянию, убеждал не бояться принять мученическую кончину от вандалов, которые, как считалось, были язычниками и ненавидели христиан. Когда варвары напали на Ремы, епископ решил не покидать город. Жители Рем, изнуренные длительной осадой и голодом, обратились к Н. с просьбой помолиться о них и дать совет: следует ли им сдаться в плен или сражаться до конца за свободу родины. Епископу было открыто в Божественном откровении, что Ремы не устоят под натиском вандалов, однако он призвал сограждан не страшиться смерти и мужественно пострадать за Христа ради очищения от грехов и спасения души. В день падения города Н. вместе со своей сестрой, девой Евтропией, которая всегда следовала за братом, встал на пороге ц. Пресв. Богородицы и прославлял Бога песнопениями. Когда епископ произносил стих псалма «Прильнула душа моя к полу...» (Пс 118. 25), вандалы отсекли ему голову, но из уст отрубленной головы раздалось окончание этого стиха: «Оживи меня, Господи, по слову Твоему» (Флодоард привел стихи псалма в лат. пер. блж. Иеронима из Галликанской Псалтири). Евтропия, видя, что жестокие вандалы готовы сжалиться над ней из-за ее красоты, подбежала к палачу брата и ударила его по лицу, так что по воле Божией у него выпали глаза. Тогда деве перерезали горло, и т. о. она сподобилась мученического венца. В то же время варвары убили диак. Флорентия и некоего Иокунда. После гибели Евтропии вандалов охватил внезапный страх: они словно бы увидели небесное воинство, готовое отомстить им за содеянное преступление, и услышали ужасающий вой, раздававшийся из церкви. Тотчас захватчики бежали из города, бросив награбленное. Христиане похоронили Н. и Евтропию в базилике на кладбище св. Агриколы; впосл. на могиле святых совершалось множество чудес.

http://pravenc.ru/text/2565328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРИБАЛЬД [лат. Heribaldus, Heriboldus; франц. Héribald, Herbaud] († 857), св. (пам. зап. 25 апр.), еп. Осерский (Франция). Житие Г., содержащееся в компилятивном памятнике «Деяния Осерских епископов», было составлено Рейногалой и Алагом, монахами аббатства св. Германа в Осере, при участии схоластика и мон. той же обители св. Эйриха Осерского. Имя святого упомянуто в «Истории Реймсской Церкви» каноника Флодоарда Реймсского ( 966) и в Осерском Мартирологе (XI в.) в связи с поставлением Г. на епископскую кафедру, пожертвованиями, сделанными им Церкви, и кончиной, а также в актах Соборов, королевских дипломах и сочинениях современников - Лупа из Ферьера, Гинкмара , архиеп. Реймсского, Рабана Мавра и др. Согласно источникам, Г. с юности воспитывался при дворе и, вероятно, нек-рое время входил в состав придворного клира. После смерти дяди св. Ангелельма, еп. Осерского, Г. был избран его преемником, что было одобрено имп. Людовиком Благочестивым и Альдриком, архиеп. Санским. Г. участвовал в Соборах в Париже (829), в Компьене (833), в Туре (849), в Сансе (852), в Вербери (853), в Боннёе (855). В конфликте имп. Людовика Благочестивого и его старшего сына Лотаря выступил на стороне последнего. После возвращения Людовика в авг. 834 г. к власти и удаления Лотаря в Италию Г. в числе др. его сторонников, как пишет Флодоард, «вопреки правилам веры» оставил кафедру и последовал за ним в Италию, посетил Рим, где ему были подарены частицы мощей св. мучеников Хрисанфа и Александра, впосл. помещенные им в ц. Иоанна Крестителя в Осере. В одной из эпиграмм Валафрида Страбона , написанной от лица его воспитанника младшего сына Людовика Благочестивого Карла и адресованной Г., Карл радуется примирению с Г. и говорит, что предательство не принесло бы ему никакой славы. Исследователь Ж. Марилье относит время написания этой эпиграммы к времени после Собора в Париже и интерпретирует ее в смысле примирения Г.

http://pravenc.ru/text/164687.html

Иоанн Галенский [Иоанн Уэльский; лат. Johannes Galensis, Walesius, Walensis] (1-я четв. XIII в.), средневек. канонист. Согласно скупым упоминаниям в предисловии (proœmium) к аппарату глосс на «Compilatio tertia» его младшего современника и ученика канониста Танкреда, И. Г. был преподавателем (magister) канонического права в Болонье и представлял интересы англ. прелатов в Римской курии ( Post. 1939. S. 368. N 1, 374). О его жизни не сохранилось почти никаких сведений. Прозвище Галенский указывает на его валлийское происхождение. И. Г. приобрел известность как составитель свода папских декреталий (между 1210 и 1212), довольно быстро, как считают исследователи, получившего распространение под названием «Compilatio secunda», или «Compilatio II». В свод гл. обр. вошли декреталии Римских пап Климента III (1187-1191) и Целестина III (1191-1198), тем самым был заполнен пробел между «Compilatio prima» (ок. 1190) Бернарда Павийского и «Compilatio tertia» (1209-1210) Петра Беневентского , содержавшей декреталии папы Иннокентия III за первые 12 лет понтификата (1198-1209). И. Г. включил в сборник 2 канона Турского Собора 1163 г. (Compilatio secunda. III 17. 2; 27. 1), 7 декреталий Иннокентия III, ряд декреталий Римских пап Александра III (1159-1181), Луция III (1181-1185), Урбана III (1185-1187) и Григория VIII (окт.-дек. 1187), отсутствовавших в «Compilatio prima», а также документы эпохи, предшествовавшей составлению Декрета Грациана: фрагменты сочинений блж. Иеронима Стридонского (Compilatio secunda. III 17. 1) и Гинкмара Реймсского (Compilatio secunda. V 22. 1), 2 декреталии свт. Григория I Великого (Compilatio secunda. II 17. 9; III 18. 1 (= Jaffé. RPR, N 1117, 746)), постановление из Ахенского капитулярия 809 г. (Compilatio secunda. II 12. 1), каноны VI Орлеанского Собора (813) (Compilatio secunda. III 6. 1), Соборов в Трибуре (895) (Compilatio secunda. IV 1. 1) и в Зелигенштадте (1022) (Compilatio secunda. V 22. 2). Значительное количество документов он заимствовал из собраний предшественников, прежде всего болонских канонистов Гильберта и Алана Английского.

http://pravenc.ru/text/471107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ III Бенедикт III, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Visits pantificum. 1626) Бенедикт III, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Visits pantificum. 1626) († 17.04.858, Рим), папа Римский (29 сент. 855 - 17 апр. 858). Согласно Liber pontificalis , Б., сын римлянина Петра, уже в юности выделявшийся среди сверстников благочестием, способностями к учению и знанием Свящ. Писания, был принят в школу при Латеранском дворце, что впосл. способствовало его церковной карьере. Папа Григорий IV рукоположил Б. в диаконы, а Лев IV во пресвитеры и возвел его в сан титулярного кардинала-пресвитера ц. св. Каллиста, его подпись есть среди участников Собора 853 г. в Риме. После смерти Льва IV († 17 июля 855) и отказа его вероятного преемника кардинала ц. св. Марка Адриана (буд. папы Адриана II ) духовенство, сенаторы и народ Рима (т. н. народная партия) единогласно избрали папой Б., к-рый вопреки своему желанию был силой доставлен в Латеранский дворец. Декрет об избрании Б. был отправлен, согласно обычаю, имп. Лотарю, но утвержден им не был. Сторонники имп. Лотаря выдвинули кандидатуру Анастасия Библиотекаря , отлученного и низложенного ранее Львом IV. Избранный в пригороде Рима г. Орте папой, Анастасий направился в Рим вместе с имп. послами, захватил Латеранский дворец и заточил в нем Б. (21 сент. 855). Эти насильственные действия вызвали беспорядки в Риме, а епископы отказались даже под страхом пытки признать понтификом человека, с к-рого не сняли отлучение. Имп. сторонники отказались от поддержки Анастасия и признали законность избрания Б. Торжественная церемония возведения Б. на кафедру прошла в ц. Санта-Мария Маджоре, позднее он получил и утверждение императора. После смерти имп. Лотаря (сент. 855) Б. способствовал примирению имп. Людовика II с братьями Лотарем II, кор. Лотарингии, и кор. Прованса Карлом (856). По настоянию архиеп. Реймсского Гинкмара папа утвердил постановления Собора в Суассоне (853) о незаконности возведения архиеп.

http://pravenc.ru/text/78030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕБАЛЬД [Генебауд; лат. Genebaldus, Genebaudus; франц. Génébaud, Génibaud] († после 549), свт. (пам. зап. 5 сент.), первый еп. г. Лаудун (совр. Лан, Франция). Гинкмар , архиеп. Реймсский, в написанном в кон. IX в. житии своего предшественника свт. Ремигия Реймсского передал историю грехопадения и покаяния Г. (Vita Remigii. 42-45), полвека спустя ее повторил каноник Реймсской церкви Флодоард в «Истории Реймсской церкви» (Historia Ecclesiae Remensis. I 14). В XIII в. Винцентий из Бове упоминает о ней в своем сочинении ( Vincentius Belvacensis. Specilegium historiale//Bibliotheca mundi seu speculi maioris. XXI 7. Duaci, 1624. T. 4). По сообщению этих авторов, св. Ремигий в ходе предпринятой им реформы Реймсской митрополии основал отдельную епископскую кафедру в г. Лаудуне, назначив на нее своего родственника Г.- человека образованного, знатного происхождения. Приняв сан, Г. должен был оставить супругу, но не сдержал обета целомудрия и, приблизив ее к себе под видом духовной сестры, продолжал с ней супружеские отношения. Через нек-рое время жена Г. родила сына, к-рому он в порыве раскаяния дал имя Латрон (лат. latro - разбойник) и сказал при этом: «Поскольку разбой, который можно скрыть от людей, от Бога скрыть невозможно, то справедливо называться ему Разбойник» (Vita Remigii. 22). Однако и после этого он продолжал общение с бывш. супругой, к-рая вскоре опять зачала и родила дочь. Г. также дал ей символическое имя Вальпекула (лат. vulpecula - лисица). Свой выбор он объяснял тем, что «символические значения (significationes) этого животного в Писании знал и легко соотнес их с хитростями и изворотливостью соблазнителя диавола, сопоставил с соблазнами и уловками развращенной плоти» (Vita Remigii. 22). Осознав свой грех и впав в отчаяние, Г. призвал в Лаудун св. Ремигия и покаялся перед ним во всем. После долгих слов утешения св. Ремигий велел Г. уединиться, выстроив небольшую келлию (mansicolum) с часовней возле ц. св. Юлиана в Лаудуне. Ключи от затвора Г. еп. Ремигий оставил у себя, приложив к дверям келлии свою печать. Управление Лаудунским еп-ством св. Ремигий взял на себя, попеременно совершая воскресные богослужения в городах Ремы (Реймс) и Лаудун.

http://pravenc.ru/text/162006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ IV († 17.07.855, Рим), св. (пам. зап. 17 июля), папа Римский (с янв. 847). Основной источник сведений о деятельности Л.- пространное жизнеописание, сохранившееся в Liber Pontificalis ; его автором был рим. клирик из окружения понтифика. В жизнеописании подробно повествуется о строительной деятельности папы, дарах и приношениях рим. церквам и мон-рям. Фрагменты посланий Л. сохранились в Liber Pontificalis, в актах Соборов, в письмах папы Римского Николая I (858-867), Гинкмара , архиеп. Реймсского (845-882), в капитуляриях императоров Лотаря I (817-855) и Людовика II Итальянского (850-875). Нек-рые сведения о Л. содержатся в хрониках Пруденция, еп. Труа, Регинона Прюмского и др. франк. источниках. Лев IV, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 123 (РГБ) Лев IV, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 123 (РГБ) Л. был уроженцем Рима; имя его отца Радоальда (Радвальда) указывает на его лангобардское происхождение. Получил образование в мон-ре св. Мартина, к-рый он восстановил после избрания на Папский престол. При папе Григории IV (827-844) был поставлен в субдиакона и получил работу в канцелярии Латеранского дворца. Папа Римский Сергий II (844-847) рукоположил его в кардинала-пресвитера рим. ц. Увенчанных мучеников. Впосл. Л. заново отстроил обветшавший храм в честь мучеников, богато украсил его и сделал церкви щедрые пожертвования. Лев IV, папа Римский, молится о прекращении пожаров. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Лев IV, папа Римский, молится о прекращении пожаров. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Избрание Л. на Папский престол состоялось вскоре после нападения сарацин, разоривших окрестности Рима (за пределами стены Аврелиана), Остию и Порто (846). Мусульмане разграбили множество церквей, в т. ч. Ватиканскую базилику св. ап. Петра и ц. св. ап. Павла на Остийской дороге. В условиях военной угрозы и политической нестабильности в Италии рим. духовенство и знать единогласно избрали Л. преемником Сергия II († 27 янв. 847) и сразу же передали ему властные полномочия. 10 апр. состоялось епископское рукоположение Л. Однако Людовик Итальянский (с 844 король Италии) выразил протест, указав на то, что в соответствии с Римским уложением (Constitutio Romanorum; 824) избрание и рукоположение понтифика могли совершаться только с согласия императора. Тем не менее имп. Лотарь I, по-видимому, признал избрание Л., о чем свидетельствует фрагмент послания понтифика к императору и его соправителю Людовику II от 850 г. ( Jaff é . RPR. N 2652).

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН VIII Иоанн VIII, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. Иоанн VIII, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. († 16.12.882), папа Римский (с 14 дек. 872). Сведения о его жизни и деятельности сохранились в различных источниках. Краткая заметка об И., дополненная рассказом о посещении папой королевства зап. франков, приводится в 3-й редакции Liber Pontificalis , составленной в 1142 г. Петром Вильгельмом из мон-ря св. Эгидия в Реймсском архиеп-стве (LP. Vol. 2. P. 221-223); в более ранней версии Liber Pontificalis, т. н. редакции Анастасия Библиотекаря , жизнеописание И. отсутствует. Сохранилась обширная переписка И.- 382 послания за 876-882 гг. (регесты содержатся в ркп. XI в. из аббатства Монте-Кассино). Вероятно, существовали также регесты папских посланий за 872-875 гг., их фрагменты вошли в состав канонических собраний XII в.: «Британского собрания» (послания о деле св. равноап. Мефодия ) и собрания кард. Деусдедита (50 посланий). Ценность представляют сведения из хроник и анналов : из западнофранкских (Анналы аббатства св. Ведаста (Сен-Ва) и продолжение Сен-Бертенских анналов, составленное архиеп. Гинкмаром Реймсским), из германских (Ксантенские анналы, Анналы аббатства Фульда) и из италийских («История» Андрея Бергамского). Соч. «История беневентских лангобардов» (Historia Langobardorum Beneventanorum) Эрхемперта является важным источником сведений о политике папы в Юж. Италии и о его борьбе с арабами. Согласно краткому жизнеописанию в Liber Pontificalis, И. был римлянином, его отца звали Гунд. Возможно, первое упоминание об И. как об архидиаконе Римской Церкви содержится в деяниях Римского Собора 853 г. На Соборе 869 г. архидиак. Иоанн зачитывал обвинения папы Адриана II в адрес К-польского патриарха свт. Фотия I . Об избрании И. на Римский престол без к.-л. подробностей сообщает Гинкмар Реймсский. В переписке И. содержатся сведения о том, что еп. Порто Формоз (впосл. папа Римский), желая занять Папский престол, пытался помешать избранию И. Вероятно, ко времени избрания на Папский престол И., долго пребывавший на должности архидиакона и обладавший слабым здоровьем, находился уже в преклонном возрасте. Политика И. в Западной Европе

http://pravenc.ru/text/469686.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I Привилегия папы Римского Николая I аббатству Сен-Дени (863 г.). Прорисовка из кн.: Toustain Ch. F., Tassin R. P., Baussonnet Y. B. Nouveau traité de diplomatigue. P., 1760. Vol. 5. P. 186. Planche 80 Привилегия папы Римского Николая I аббатству Сен-Дени (863 г.). Прорисовка из кн.: Toustain Ch. F., Tassin R. P., Baussonnet Y. B. Nouveau traité de diplomatigue. P., 1760. Vol. 5. P. 186. Planche 80 [Николай Великий; лат. Nicolaus] (ок. 820 - 13.11.867, Рим), св. (пам. зап. 13 нояб.), папа Римский (с 24 апр. 858). Источники Из обширного эпистолярного наследия Н., о котором упоминается в его жизнеописании (LP. T. 2. P. 166), сохранилось ок. 160 посланий. Большая их часть адресована правителям и епископам империи Каролингов , в основном Западнофранкского королевства и «срединного» королевства (Лотарингии). Большинство посланий сохранилось в рукописных сборниках западнофранк. происхождения. Известны тематические сборники посланий Н., напр. в рукописи Laon. Bibl. municip. 407, составленной по указанию архиеп. Гинкмара Реймсского (послания, связанные с делами еп. Ротада Суасонского и клириков, рукоположенных архиеп. Эббоном). Некоторые сборники носят региональный характер, напр. рукопись Paris. lat. 1557 (создана между 872 и 882 в Лане), в которой содержатся 45 посланий Н., направленных в Западнофранкское королевство. Возможно, этот сборник был составлен Одоном, еп. Бове, к-рый в 863 г. доставил в Рим решения Питрского Собора и вернулся в королевство зап. франков с папскими посланиями. Из Бове происходит рукопись Vat. lat. 3827 (кон. IX в.), в к-рую включены тексты посланий, связанных с фотианской схизмой (о сборниках посланий Н. см.: Perels. 1912; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. S. XII-XVIII). К папским посланиям примыкают акты и каноны Соборов, проведенных по указанию Н. в Риме и в различных городах империи Каролингов (MGH. Conc. T. 4. P. 90-311).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Трактат «De institutione regia» относится к типу «княжеских зерцал» (нем. Furstenspiegel; к ним причисляют также трактаты «Via regia» (Способ правления) Смагарда, созданный для имп. Людовика Благочестивого, «Liber de rectoribus Christianis» (Книга о христианских государях) Седулия Скотта, написанная для Карла Лысого или для Лотаря II, и «De regis persona et regio ministerio» (О персоне правителя и королевском служении) Гинкмара Реймсского, созданный для Карла Лысого) и продолжает традицию посланий к князьям и королям (среди наиболее ранних таких посланий - сочинения Ремигия Реймсского, св. Бонифация и др.). Идеи, высказанные на Парижском Соборе 829 г. и изложенные в трактате И., были сформулированы под влиянием напряженных отношений между светскими властителями и епископами в последние годы правления имп. Людовика Благочестивого и впосл. оказали воздействие на средневек. экклезиологию и политическое учение. Главными темами трактата «De institutione regia» стали образ нравственного и законного монарха, характер его власти и отношения с духовенством, трактуемые И. согласно решениям Парижского Собора 829 г. (идейным вдохновителем Собора был сам епископ Орлеанский). На Соборе (MGH. Leges. Conc. T. 2. Pars 2. P. 596-680) было утверждено учение о Церкви как о теле Христовом, объемлющем всех верующих. Подобное «расширительное» толкование понятий Церкви и тела Христова было дополнено геласианской моделью разделения властей на светскую и духовную (см. ст. Двух мечей теория ): согласно соборным решениям, в мистическом теле Христа (corpus Christi) сосуществует 2 лица (personae): одно является светским, другое - духовным. И в решениях Собора, и в трактате И. подчеркивается верховенство духовной власти над светской: священники (sacerdotes) имеют право судить (judicare) короля, в то время как свящ. обязанностью др. подданных является безоговорочное подчинение властителю. И. трактует королевскую власть как полученную непосредственно от Бога. Король или император является Божиим наместником (vicarius Dei) или слугой (minister Dei), а правление суть служба Господу (ministerium, officium) для обеспечения «мира и согласия» (pacem et concordiam).

http://pravenc.ru/text/578290.html

  001     002    003    004    005    006    007    008