Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 8. Почитание Богоматери Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще При жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве название «Богородицы». Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не будете, как дети»), мученик Иустин Философ , Ириней, епископ Лионский, Дионисий Александрийский — отцы II-ro и III-ro веков,— Афанасий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Василий Великий , Ефрем Сирин — IV века, — все они в пламенных выражениях свидетельствовали Достоинство Богоматери. В V веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория, который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То же было сделано на IV, V, VI и VII вселенских соборах. Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога». Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование «Зачатия Богородицы», 9го декабря, началось не позже VII века, так как Андрей, епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник. Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела отрочество свое Приснодева. Праздник Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминает Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст . Есть свидетельство, что впервые он был установлен еще апостолами. Точно так же, по преданию, апостолы установили праздник Успения Богоматери. С давних времен этому празднику предшествует пост. В Иерусалиме у гробницы Приснодевы, на Афоне в русских монастырях, в Гефсиманском скиту, что у Троице-Сергиевской Лавры, празднование Успения отличается особою торжественностью, и заутреней совершается точно такое же пение над плащаницей Богоматери, как и над плащаницей Спасителя в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря)   Преподобномученик Серафим (Крестьянинов)     Преподобномученик Серафим родился 25 сентября 1875 года в селе Саликово Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Крестьянинова и при крещении был наречен Сергеем.   В 1910 году Сергей Крестьянинов поступил послушником в основанный святителем Московским Филаретом (Дроздовым) в 1844 году Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре. Здесь состоялся его постриг, при котором он был наречен Серафимом.   В скиту отец Серафим в 1917 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1924 году во иеромонаха. В 1926 году он перешел в пустынь Параклита, Святого Духа Утешителя. Сама пустынь была приписана к Троице-Сергиевой Лавре и находилась от нее в нескольких километрах. Лавра и пустынь в 1928 году были окончательно закрыты, а существовавшие при них монастырские сельскохозяйственные артели разогнаны.   С 1928 по 1930 год иеромонах Серафим был вынужден проживать у родных, пока, наконец, не удалось устроиться на служение в Покровскую церковь села Сабурова Загорского района Московской области. В 1935 году отец Серафим был возведен в сан игумена.   26 ноября 1937 года игумен Серафим был арестован Загорским отделением НКВД и заключен в Таганскую тюрьму. Гонения на Русскую Православную Церковь были в самом разгаре. Отец Серафим был арестован по одному делу с архимандритом Кронидом (Любимовым), последним перед закрытием наместником Троице-Сергиевой Лавры. Власти арестовали отца Кронида и с ним еще четырнадцать священнослужителей и мирян. Арестованных обвинили в создании «контрреволюционной монархической группировки монахов и духовенства».   – Кого вы знаете из монахов и попов? – спросил следователь.   – Знаю игумена Азария, я с ним встречался в церкви и городе.   – Какие разговоры велись у вас при встрече?   – Мы говорили о том, что церкви посещает мало народа, что появились колхозы и народ перестает ходить в храмы, нужно усиленно разъяснять людям Священное Писание, с тем чтобы привлечь их к Церкви. Кроме того, с моей стороны были разговоры о том, что советская власть арестовывает священнослужителей и верующих за то, что они верующие…  

http://fond.ru/kalendar/1388/serafim/

Сергиев Посад. Черниговский скит. Пещерное отделение Гефсиманского скита Скит. Действует.   Год основания:Между 1843 и 1844. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1 Координаты: 56.306747, 38.18058 Проезд:с Ярославского вокзала до г.Сергиев Посад, далее автобус или маршрутное такси 7, 30, 36, 37, 38 от автовокзала или от остановки " Улица Карла Маркса " , которая находится недалеко от Лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Пещеры " Гефсиманского скита - его отделение, основано по инициативе митрополита Филарета около 1848, официально учреждено с 1851 г. Организовано на противоположном берегу пруда при строившихся с 1845 г. келях и копавшихсмя с 1847 г. юродивым Филиппушкой пещерах. Вначале небольшая скромная обитель, испытав во второй половине XIX в. экономический подъем, была серьезно реконструирована: расширена ее территория, полностью обновлена застройка, получившая иной, более крупный масштаб. С переносом Святых ворот и колокольни с южной границы участка на восточную изменились внешние пространственные связи комплекса, ориентированного теперь вместо Гефсиманского скита на дорогу в Александров. Прославился чудотворной иконой и проживавшими в скиту старцами, особенно прп. Варнавой. Архитектура монастыря " русского " стиля отражает в своих постройках постепенную трансформацию этого художественного направления. Планировка и объемная структура его традиционны, выразительный силуэт определяют храм, поднимающийся над стенами ограды, и грандиозная, видная издалека колокольня. Скит закрыт в 1921 г. и передан детской колонии им.Каляева, впоследствии занят домом-интернатом. С 1990 отделение возвращается верующим. Ныне здесь Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры. Источник: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г. Кирилл Аминов, 8 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение 23 года перед моим взором стройная вертикаль колокольни и величие русского архитектурного стиля, воплощённое в соборе. Благодать там действительно была. Была, несмотря на страшные раны и разрушения. Простые люди начали поднимать из пепла обитель. А потом начали уродливо перестраивать на свой вкус крыльцо храма, повесили часы с БЕЛЫМ циферблатом на колокольню. Построили собачник с вольером для собак на кладбище СКИТА, в семи метрах от могилы Розанова, построили дорожку для пешеходов прямо по могилам кладбища, вплотную к могиле Леонтьева. Убрали поставленные простыми людьми памятные доски с именами дочери и жены Розанова, увешали храм видеокамерами, сняли и выбросили старинные двери храма, ручки которых помнили прикосновения Царской Семьи и старца Варнавы. В общем – евроремонт. Понятно, куда из таких мест уходит благодать. Икону, висевшую в правом приделе с изображением старца Варнавы и надписью о том, что храмы будут восстанавливаться перед концом света, сослали в Наро-Фоминск с глаз долой.

http://sobory.ru/article/?object=23390

Содержание     Еще при жизни преподобный Варнава был назван «старцем-утешителем». К месту его подвигов — Гефсиманскому скиту при Троице-Сергиевой лавре — стекались паломники со всей Руси. Служение преподобного Варнавы Иверской Выксунской обители было для него подобно служению преподобного Серафима Саровского Дивеевской обители. Основав эту обитель в 1863 году; старец никогда не переставал заботиться о сестрах, ввел в ней строгий устав, духовно окормлял сестер в своих многочисленных письмах. Шесть-семь раз в году преподобный Варнава приезжал в обитель и в устных беседах, которые и приводятся в нашем издании, показывал себя истинным окормителем своей огромной духовной семьи.    Старец говорил: «Об одном вас прошу всегда — понуждайте себя на все доброе, да не нерадите о своем спасении... Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Бо? жиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов.    Сестры! Постарайтесь приобрести смирение нелицемерное в душе и сердце вашем, считая всегда себя самой последнейшею из всех и грешнейшею пред Богом, помня то, что лучше грешник смирен пред Богом, нежели праведник горделив, имейте послушание безропотное и строго наблюдайте, дабы не исполнять своей воли и желаний, да будет вам известно, что с нашей волей часто соединяется и воля врага душ наших — диавола, а потому без совета и спроса старших ничего не делайте.    Еще, матери и сестры, солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26); аще и прилунится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает ни молитвы и ничего от гневающихся; кто терпит много в здешней жизни, в особенности понапрасну, то, сестры, о, как близок к тому и с какой любовью смотрит на того Сам Подвигоположник Господь и Его Всепетая Матерь и как радуются о нем все святые Ангелы, и невидимо возлагают на того райский пресветлый венец, и приуготовляют нескончаемое вечное блаженство в Будущей Жизни! А как кратковременна здешняя жизнь! Как сон пройдет вся слава, все почести и богатство, а будущность наша безконечна! Спасайтесь о Господе!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4040...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Основные даты жизни священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского (До 1918 – по старому стилю, после 1918 – по новому) 15 декабря 1872 – родился в городе Устюжне Новгородской губернии. 1889 – окончил Устюженское духовное училище. 1889–1895 – обучался в Новгородской духовной семинарии. 1895–1899 – обучался в Московской духовной академии. 4 сентября 1900 – избран исправляющим обязанности доцента по кафедре Библейской истории Московской духовной академии. 26 августа 1901 – монашеский постриг в Гефсиманском скиту. 30 сентября 1901 – посвящен в иеродиаконский сан. 14 октября 1901 – посвящен в иеромонашеский сан. 6 июня 1903 – защитил магистерскую диссертацию по теме «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия». Декабрь 1903 – утвержден экстраординарным профессором по кафедре Библейской истории и инспектором Московской духовной академии. 18 января 1904 – возведен в сан архимандрита. 30 июня 1906 – назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. Сентябрь 1907 – назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 – рукоположен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Назначен настоятелем Свято-Иаковлевского Димитриева монастыря в Ростове. 25 августа – 16 сентября 1914 – исполнял обязанности временно управляющего Костромской епархией. Декабрь 1917 – январь 1918 – временно управлял Рижской епархией. 22 января 1920 – архиепископ Ростовский. 8 июля 1920 – арестован и заключен в тюрьму «за ведение агитации и сопротивление вскрытию святых мощей ростовских чудотворцев». 26 июля 1920 – осужден на год условно. Май 1922 – арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 19 ноября 1922 – приговорен к четырем годам лишения свободы. Январь 1923 – освобожден досрочно по решению Президиума ВЦИКа. 21 мая 1924 – включен в состав членов Святейшего Синода при Патриархе Тихоне. С конца 1924 – временно управлял Новгородской епархией. 26 августа 1926 – назначен митрополитом Петроградским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Часовня святого благоверного князя Владислава Сербского (Сергиев Посад) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Гефсиманский Черниговский Скит основан в 1844 году. Трудами схимонаха Филиппа в 1847 году образовалось пещерное отделение. Вскоре после ископания пещер там, на глубине порядка 15-20 метров, забил источник. Братия использовала воду из него как колодезную. После постройки собора в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской кладезь оказался расположенным с западной стороны храма, непосредственно под папертью. Для удобства набора воды была устроена часовня, в которую заходили многочисленные паломники, приезжавшие в скит, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери Черниговской Гефсиманской. После прославления чудотворной иконы люди начали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов и от источника. В двадцатые годы XX столетия система отвода воды из подземного колодца была разрушена и все строения пришли в полное запустение, а сама часовня была полностью разрушена. По Промыслу Божию, трудами специалистов и попечением благочестивых православных христиан, в настоящее время восстановлен отвод воды, обустроена купель и над ней построена часовня в честь святого благоверного князя Владислава Сербского. Чин освящения был совершен 14 сентября 2016 года, в день прославления иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской. Вновь, как и в исторические времена, открыт доступ к набору воды для потребления ее на пользу души и тела. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Надкладезная часовня обустроена, есть закрытая купель. Она приписана к Гефсиманскому Черниговскому скиту . Набрать Святой воды из Источника, омыться и помолиться можно ежедневно. Деятельность прихода [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 141307, Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды Канцелярия Скита: Телефон: +7 496 549 25 28 , +7 495 995 30 17 (звонить с 8:30 до 17:00)

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_святог...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Черниговская Гефсиманская " Описания иконы Описание иконы Черниговская Гефсиманская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках. Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антон[...] Икона Черниговская Гефсиманская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Является верным списком (копией) с другой Черниговской иконы – ИЛЬИНСКОЙ, прославившейся в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. С чудесным образом сохранившейся иконы появилось много списков, один из которых попал в пещерный храм в честь святого Архистратига Михаила в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Первое чудо от иконы произошло 1 сентября 1869 года: исцеление 28-летней крестьянки Тульской области Фёклы, бывшей до этого в полном расслаблении около 9 лет. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, сам встретился с исцелённой и, после тщательного опроса, благословил совершать перед прославившейся иконой молебное пение. С этого времени от иконы Божией Матери Черниговская Гефсиманская стали проистекать многочисленные исцеления, каждое из которых в монастыре засвидетельствовано должным образом. Так, через две недели после исцеления болящей Фёклы от приступов безумия исцелился крестьянин, которого родственники, прослышав о чудотворной иконе, приве[...]

http://pravicon.com/icon-354

Гефсиманский Черниговский скит Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Гефсиманский Черниговский скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит основан в 1844 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова). В апреле 2016 года Гефсиманский Черниговский скит приобрел статус объекта культурного наследия федерального значения. Содержание История [ править править код ] В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова) , митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту. В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь , освящая обитель и благотворящих ей. В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества. Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Гефсиманский_Ч...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Гефсиманском Черниговском скиту 10 марта 2012 г. 17:00 10 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Гефсиманском Черниговском скиту. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый дорогой владыка наместник! Скитоначальник отец Дамиан! Дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые мудрые слова, которые Вы сказали сейчас в связи с моим служением в Черниговском Гефсиманском скиту. Должен сказать, что я с особым чувством переступил сегодня порог этого святого храма, потому что сама история Черниговского Гефсиманского скита невероятно поучительна для нас. Нет ничего нового под луной, как говорили древние, и история движется по некой спирали. Не то чтобы каждый виток в точности копировал предыдущий, но, как в генетической памяти человека, передающейся физическим путем, так и в истории особым образом повторяются и отображаются те же самые проблемы, те же самые скорби, те же самые радости. И происходит это потому, что и сегодня, и 100 лет, и 200 лет тому назад и далее главным действующим лицом истории является человек с его силой и его слабостью, с его верой и его безверием, с его взлетами и его падениями, с его внутренней силой и его грехом. История Черниговского скита очень поучительна. Возникнув в конце XIX века и вскоре набрав духовную силу, в начале века ХХ Черниговский скит был одним из самых важных духовных мест Руси. Его можно было сравнить с Оптиной пустынью и еще некоторыми монастырями, в которых Дух Божий особым образом действовал через угодных Ему людей. Этих людей мы на Руси называли и называем старцами. Здесь, в Черниговском скиту, и старец Филипп, и особенно старец Варнава, жившие и трудившиеся в начале века ХХ, являли собой особую силу благодати Божией. Именно сюда, в Черниговский Гефсиманский скит, тысячами приходили люди. По тысяче человек в день принимал старец Варнава. Сюда приходили люди, принадлежавшие к элите общества, к интеллигенции. Так же, как и в Оптиной, они слушали здесь назидания старцев и, несомненно, почерпывали для себя нечто важное и существенное. Известно, что и государь император Николай II имел духовное общение со старцем Варнавой, и наверняка многие мысли, высказанные старцем, помогли святому царю-страстотерпцу с христианским достоинством, верой и упованием на Бога перенести злословия, клевету и, наконец, страдания и саму смерть.

http://patriarchia.ru/db/text/2065880.ht...

преподобный Варнава Гефсиманский (Меркулов) (24.01.1831–17.02.1906) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги преподобный Варнава Гефсиманский (Меркулов) Иеромонах, духовник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, старец. Основатель Иверского монастыря на Выксе. Василий Ильич Меркулов (в иночестве Варнава) родился 24 января 1831 года в с. Прудищи Тульской области, рядом с теми местами, откуда пришли на Выксу основатели нашего города братья-заводчики Баташевы. Детство и отрочество Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами. Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказывает обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником – монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни – посвятить себя служению Богу. Послушник Гефсиманского скита Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице – Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим. Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил (Схимовский). 17 февраля 1856 г. Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика. 23 декабря 1857 г. он становится послушником. И лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 г., после смерти старца Даниила Василий принимает постриг и впоследствии несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»). Народный духовник

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010