н. Грузинской иконы Божией Матери (напр. икона 2-й пол. XV в. из собрания А. В. Морозова, ГТГ). Иконы, восходящие к «Корсунскому» образу, имеют ряд отличительных черт: мафорий Богородицы обычно изображается с драгоценной каймой, на фоне к-рого помещаются ручка и обнаженная ножка Младенца. Правая благословляющая рука Христа изображается с именословным или двуперстным сложением, а в левой Он держит нераскрытый свиток. Левая рука Богоматери в молении. Палестинские истоки этого иконографического извода проследить не удается. Известно лишь, что в соборе Св. Софии в К-поле находился чудотворный образ Богоматери, принесенный из Иерусалима имп. Львом Мудрым, к-рому «молилась св. Мария Египетская и услышала голос из уст святой Богородицы» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Пер., предисл. и коммент.: Л. М. Санчес. М., 1996. С. 443), его иконография неизвестна. В надписи, помещенной на полях списка, выполненного в 1701 г., соединены легендарные сведения, присущие наиболее почитаемым к-польским образам Богоматери: Одигитрии из мон-ря Богородицы Одигон и Влахернитиссы «Ласкающая» («Умиление»). Источники упоминают также о существовании в К-поле ц. в честь Иерусалимской Богоматери. Ист.: РИБ. Т. 3. Стб. 296, 389-390, 624, 869-871. Лит.: Снегирев И. М. Памятники Моск. древности. М., 1842-1845. С. 18; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 280-293; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 124. С. 22; Гордиенко Э. А. , Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей: Худож. собр. СССР. М., 1986. Вып. 6. Кат. 2. С. 215-220; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. Русского музея. СПб., 1995. Кат. 117. С. 192-193; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XVII вв./Авт.-сост. И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. 57. С. 243-244; Христ. реликвии в Моск. Кремле/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. Кат. 44. С. 169-173 [авт. Т. В. Толстая]; Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв./Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. Кат. 34. С. 155-159; Комашко Н. И. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова//Визант. мир: искусство К-поля и нац. традиции: К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 647-662; Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Иерусалимская Гефсиманская» из Успенского собора Моск. Кремля и ее легенда//Там же. С. 647-662. Т. В. Толстая Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164925.html

XII в. (с добавлениями XVI-XVII вв.) с изображением 5-фигурного Деисуса и воинов на полях и с драгоценными венцами Богоматери и Младенца (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 242-248. Кат. 57). Судя по описи 1736 г., эта икона унаследовала название «Корсунская», она стояла крайней в правой части главного иконостаса Софийского собора (Описи имущества Новгородского Софийского Собора XVIII - нач. XIX в./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина; вступ. ст.: Э. А. Гордиенко; отв. ред.: В. Л. Янин. М.; Л., 1988. С. 56). Архим. Макарий (Миролюбов) указывает, что в сер. XIX в. икона (2 аршина 7 вершков × 13/4 аршина) размещалась в Мартириевской паперти и что она «признается древнейшей, вывезенной… из Корсуня» ( Макарий (Миролюбов). 1860. С. 95-97). Древняя икона Божией Матери «Одигитрия» скорее всего была увезена Иоанном Грозным в 1561 г. в Москву вместе с другими новгородскими святынями XI в., в т. ч. с корсунскими иконами «Спас Златая риза» и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородская Вторая (Архивская) летопись под 1561 г.: ПСРЛ. Т. 30. С. 192). В московском Успенском соборе привезенную из Новгорода икону Божией Матери «Одигитрия» установили, как и в соборе Св. Софии, в правом крыле местного ряда иконостаса; источники называют ее «Корсунская»: во время службы 15 февр. 1657 г. в числе др. больших местных образов «пречистые Богородицы Косунския» выносили на соборную площадь (Чиновники. 1908. С. 245). В описях 1606-1611 гг. икону называют «образ пречистые Богородицы Одигитрие, обложен серебром, письмо корсунское» (Описи Моск. Успенского собора. 1876. Стб. 296); в описях 1627 и 1638 гг. уточняется ее «греческое письмо» (Там же. Стб. 389-390); в описи 1701 г. она впервые упомянута как «Образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (Там же. Стб. 624). В 1-й четв. XVIII в. икону именуют «Иерусалимская» (сб. «Солнце Пресветлое», 10-20-е гг. XVIII в., принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову - НБ МГУ.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

С 1989 года храм Воскресения Словущего вновь обрел статус Иерусалимского подворья; настоятелем назначили архимандрита Феофилакта (Георгиадиса), впоследствии архиепископа Иорданского. В 2001 году его сменил архимандрит Феофил (Яннопулос), ставший Патриархом Иерусалимским и всея Палестины. С 2003 года и по сей день настоятель - архимандрит Стефан (Диспиракис). Тогда, в 1989 году переулку еще не было возвращено исконное название, он носил имя писателя Аксакова, который когда-то здесь жил. Это было время, когда сердце «горело» от погруженности в мир Евангелия - все испытывают поначалу это неповторимое состояние, кто меньше, кто дольше, когда приходят к вере, как-то особенно остро воспринималась картина страданий Христа, Его одиночества на земле... Когда я впервые ступил в этот храм и увидел большое Распятие, в левом приделе, св. апостола Филиппа, слезы выступили сами... Много дней я не мог спокойно смотреть на Образ Страдающего Спасителя - душу мгновенно заполняла острая жалость и чувство вины... В этом храме я исповедовался и причастился, обстоятельства складывались так, что именно здесь находила душа облегчение, и в те дни и утром и вечером я пребывал в церкви - и св. Филиппа, и в других московских храмах, которые стал открывать для себя - Богоявленский собор, Данилов монастырь... Это была для меня во многом начальная школа покаяния и молитвы. Все в этом храме стало мне родным - икона св. Филиппа с частицей мощей, на которой он, слегка наклонившись, готов услышать тебя; Иерусалимская, Казанская и Ахтырская иконы Божией Матери, образы святителя Николая и преп. Сергия, «Скоропослушница» (Гефсиманская), у которой я, выходя из храма, просил благословения... (Она и дома у меня много лет). А первые службы - в храме св. Филиппа - когда приходилось стоять 3-4 часа - запомнились и тем, что после них ломило все тело. Это продолжалось, наверное, недели две. Ломота была, конечно, не от того, что приходилось стоять, я сначала не мог понять, почему, а со временем дошло: «перестройка» души тому причина! Она ведь, учат отцы, «влита» в тело, совпадает с телесностью, будучи сокровенной, бессмертной нашей субстанцией. Наша собственно личность и есть душа, проницающая всю телесность. И вот когда она начинает претерпевать огромной силы потрясения и изменения - вера, покаяние, плач, первые касания благодати! - то соответственно чувствует это и претерпевает и грубая наша «телесная периферия», приходя в должное соответствие...

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Града; вероятно, не последнюю роль здесь сыграло традиционное для Византии восприятие пространства храмов-крещален и баптистериев как образа Нового Иерусалима. Утвердившаяся в литературе мысль о раннем времени создания корсунской парадигмы вызывает серьезные сомнения. Можно говорить достоверно о ее существовании лишь во 2-й пол. XV - нач. XVI в. в новгородских источниках ( Poppe A. On the So-called Chersonian Antiquities//Medieval Russian Culture. Berkeley; L., 1984. [Vol. 1]. P. 71-104). Мысль о том, что именно Новгород (а не Москва) после Царьграда и Корсуни становится по праву преемником их священного наследия, закономерно получает развитие в памятниках письменности после потери городом своей независимости и в связи со стремлением отстоять свой духовный приоритет. Тогда же складывается представление о происхождении ряда священных предметов и икон из древней Корсуни, доставшихся новгородцам как часть трофеев после похода 989 г. Их появление в Новгороде связывают с известным по летописям 1-м епископом города свт. Иоакимом Корсунянином , приглашенным кн. равноап. Владимиром из Херсонеса и занимавшим Новгородскую кафедру до 1030 г. Появление «корсунской легенды», как и топонима «корсунский», скорее всего приходится на годы пребывания на Новгородской кафедре свт. Евфимия II (1434-1458), к-рый в противопоставление столице представил собственную историческую концепцию, основывавшуюся на идеализации исторического прошлого Новгорода. К. и. (Иерусалимская, Гефсиманская, Грузинская) в Новгороде К. и. (Иерусалимская, Гефсиманская, Грузинская) в Новгороде впервые упоминается в «Сказании о видении Софийского пономаря Аарона», герой которого наблюдал ночью в новгородском Софийском соборе шествие «преждеотшедших» архиепископов: они вышли из алтаря, стали «пред иконою пречистыя Богоматере пред Корсунскою, и начаша пети на мног час» (Новгородская 3-я летопись, под 1439 - НовгорЛет. С. 271; Новгородская 4-я летопись по списку Дубровского, под 1438 - ПСРЛ. 1925. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

стены позади Мономахова трона, где она находится и в наст. время. Как «Иерусалимская Богоматерь» икона упоминается в рукописных сборниках 1-й четв. XVIII в., содержащих сказания о чудотворных богородичных иконах. В сб. «Солнце Пресветлое», составленном в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым, раздел о чудотворных иконах открывается сказанием об иконе Богоматери «…иже во граде Иерусалиме, в Гефсимании веси», дополнительно упоминается первоисточник легенды: «Со иконы тоя святыя сие писано, по поновлении писмом» (НБ МГУ. Ф. 293. 10535-22-71. Л. 24 об.- 26). Те же сведения содержатся и в сборнике, датируемом ок. 1720 г. (РНБ. Соф. 1428. Л. 458 об.- 459). В 10-х гг. XVIII в. Кириллом Улановым было создано неск. списков с древней иконы, в т. ч. 3 - для Троицкой Кривоезерской пуст., где царский изограф принял постриг с именем Корнилий. Списки Г. и. находились также в московских храмах: Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), арх. Михаила в Бронницах, прор. Илии в Черкизове, Покрова в Вешняках и др. Иконография Г. и. («Корсунской» или «Иерусалимской») имела древние прототипы. Изображения Богоматери с Младенцем на правой руке (греч. Δεξιοκρατοσσα), отмеченные меньшей иератической строгостью по сравнению с образом Одигитрии, встречаются на печатях уже с VII в., а в иконописи известны с IX в. Древнейшая из них - икона из ц. Санта-Мария Нуова в Риме (IX в.). Мозаичные изображения Дексиократуссы находятся в люнете юж. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.) и на иконе кон. XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. К софийской иконе восходят неск. сохранившихся до наст. времени икон кон. XV-XVI в. (напр. икона из собрания ЦМиАР, 1-я пол. XVI в.), относящиеся к новгородской художественной традиции, а также московская икона «Богоматерь Иерусалимская», по поздней надписи на обороте называемая «Гребенская» (рубеж XV и XVI вв.). К этому же типу (иногда в зеркальном переводе) относятся нек-рые списки т.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Архит. комплекс Г. с., сложившийся к кон. XIX в., разделялся на 3 части: центр., вост. и зап. В центре располагалась Успенская ц. с пристроенной к ней деревянной колокольней (1850), игуменским корпусом и 2-этажными покоями митр. Филарета. На колокольне находились часы с надписью: «Кто тя может убежати, смертный час?» Широкая аллея объединяла храм с 2-этажной трапезной церковью. Верхний престол ее освятил 27 сент. 1853 г. свт. Филарет во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских, нижний - 27 сент. 1860 г. во имя свт. Филарета Милостивого. Вост. часть скита занимало братское кладбище с каменной ц. Воскресения словущего, освященной 27 сент. 1853 г. прп. Антонием (Медведевым). Железный иконостас храма был выполнен в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа. В зап. части скита помещались хозяйственные постройки. С 3 сторон Г. с. окружала деревянная ограда с кирпичными столбами, с сев. стороны - пруд. Деревянный мостик соединял берега пруда и позволял перейти из скита в его Пещерное отд-ние. Над юж. линией скитской ограды, обращенной к дороге в город и Вифанский монастырь , возвышалась высокая каменная арка св. врат с колокольней за ними (1871-1873). В 1898 г. вместо деревянной построили каменную ограду с башнями и св. вратами. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. В Успенском храме хранились привезенные А. Н. Муравьёвым частицы Креста Господня, камня от гробницы Богородицы в Гефсиманской пещере, список с Иорданской иконы Божией Матери и др. святыни из Св. земли. На юж. стене находилась икона прп. Сергия Радонежского, в к-рую был вложен деревянный крест с частицами мощей мн. святых, а также икона свт. Афанасия III Пателлария с частицей мощей. На аналое находилась греч. икона Успения Богородицы - дар наместника Иерусалимского патриарха Кирилла II, митр. Петра (Мелетия). Убранство украшали также иконы, принесенные из ризницы Успенского собора Московского Кремля, и 6 икон из перламутра.

http://pravenc.ru/text/164929.html

Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо большое! Огромное спасибо за помощь!) не слышали о таких святых. Добавлено на опознание: 2018-06-07 07:43:16 Владелец: Leno4ka Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 3. Последний ответ: Так и напишите: Явление Троицы прп.Александру Свирскому. И найдёте очень много образов. Добавлено на опознание: 2018-06-04 18:33:50 Владелец: M25N06 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону. Досталась по наследству. [Добавлено 2018-06-05 07:55:23]: Это случайно не Вифлеемская икона Божией матери? Ответов: 3. Последний ответ: Вы посмотрели образы Богородицы Иерусалимская-Гефсиманская для сравнения? Добавлено на опознание: 2018-06-02 10:00:10 Владелец: Svetttlana Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Нашли икону очень давно на чердаке, в заброшенном доме. Сама икона - фотография приклееная к дереву. Думаю, что в каком-то храме висела изначальная икона, и потом с нее сняли это изображение. У иконы есть дверцы, на одной из который изображена левая стопа, а на другой крест. Хочу узнать как называется и кто изображен, сама я не смогла найти информацию [Добавлено 2018-06-02 11:11:18]: В середине я так понимаю млекопитательница, а что означает стопа и крест Ответов: 1. Последний ответ: см. http://iliya-monastery.org/images/P9121356.jpg читай http://iliya-monastery.org/Bogoroditsa.html Добавлено на опознание: 2018-05-26 10:36:35 Владелец: M25N06 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать икону, интересует век написания, надписей никаких нет. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо большое. Добавлено на опознание: 2018-05-26 08:57:28 Владелец: IrinaIR Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Я не смогла узнать название Иконы Божьей Матери. Помогите,пожалуйста. Спасибо. Ответов: 10. Последний ответ: Отправила на почту Добавлено на опознание: 2018-05-24 21:22:21 Владелец: AS1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/17

Согласно этой легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», в 453 г. имп. Львом I перенесена из Иерусалима в к-польский мон-рь Богородицы Пиги, где с ее заступничеством связывали победу над скифами, а во времена имп. Ираклия ее поместили в храме Богородицы во Влахернах, где хранилась почитаемая реликвия - риза (мафорий) Богоматери. Там икона пребывала до времени правления имп. Льва VI Мудрого (886-912), а в 898 г. «ради нахождения Российских людей, принесена в Херсонь», где крестился киевский кн. Владимир Святославич и откуда он перенес ее в Новгород. Г. и. находилась в новгородском Софийском соборе до 2-й пол. XVI в. В Москву ее перенесли по воле царя Иоанна Грозного, по-видимому в 1572 г. Для Софийского собора выполнили с нее список (НГОМЗ), на к-рый, как это нередко делали с особо чтимыми иконами, был переложен древний басменный оклад (30-50-е гг. XII в., НГОМЗ), «а по полем… на окладе выбиваны святые». В московском Успенском соборе Г. и. была помещена, так же как и в Софийском, в крайней юж. части местного ряда иконостаса, справа от входа в придел вмч. Димитрия Солунского. В 1652 г., при устройстве раки митр. Филиппа II (Колычева), икону переместили на зап. сторону юго-зап. столпа, а после ее поновления в 1701 г. и устройства для нее в 1702 г. нового, драгоценного оклада с апостолами, мучениками и архангелами на полях (стб. 869-871) - на зап. сторону юго-вост. столпа. В 1812 г. икона вместе с драгоценным окладом была похищена. На место древней иконы (с 1813 по 1815) поместили список с нее, выполненный, вероятно также Кириллом Улановым, во время поновления древнего образа в 1701 г. и находившийся прежде в дворцовой ц. Рождества Богородицы на Сенях. Этот список, созданный, «ровно как в Успенском соборе», в серебряном окладе ( Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 48), в 1733 г. был завещан имп. Анне Иоанновне бывшим подьячим приказа Большой казны Осипом Титовым Бортниковым. В 1854 г., после разборки пристолпных иконостасов, эту икону поместили у юж.

http://pravenc.ru/text/164925.html

«Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» — под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же «Последование» совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника. Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (изд. Московской Патриархии, 1950 г.) в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и «Похвалы» в «Богослужебных указаниях» напечатаны полностью (по Иерусалимскому последованию). Особенности службы погребения В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника). На утрене на «Бог Господь» — особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: «Благообразный Иосиф»): «Благообразных ученик лик». «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне: «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим». При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии. Между статиями — ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа). В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».

http://pravmir.ru/o-chine-pogrebeniya-bo...

Затем святыня была перенесена в Стефановский придел Успенского собора, где будет находиться до 24 сентября. В эти дни собор будет открыт с 7.00 до 21.00. Плащаница Пресвятой Богородицы принесена на Украину по просьбе Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III. Принесение святыни осуществляется при поддержке Института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии, сообщает официальный сайт УПЦ . График пребывания Плащаницы Божией Матери в городах Украины (19 сентября — 19 октября 2012 года) 1. Киев — 19.09 — 24.09 2. Полтава — 24.09 — 26.09 3. Харьков — 26.09 — 29.09 4. Изюм — 29.09 — 30.09 5. Святогорск, Донецк — 30.09 — 02.10 6. Луганск — 02.10 — 05.10 7. Днепропетровск — 05.10 — 08.10 8. Запорожье — 08.10 — 11.10 9. Белая Церковь — 12.10 — 13.10 10. Киев (Спасо-Преображенский собор) 14.10 11. Житомир — 15.10 — 16.10 12. Тернополь — 16.10 — 17.10 13. Почаевская лавра — 17.10 — 18.10 14. Львов — 18.10 — 19.10 Создание Плащаницы Пресвятой Богородицы, которая стала прототипом для многих подобных изображений, относят к 1830-1840 гг. Она хранится в Иерусалиме, во дворе Гефсиманской обители, так называемой Малой Гефсимании, расположенной напротив входа в Храм Гроба Господня. В этом небольшом храме она находится справа от алтаря перед чтимой иконой Божией Матери «Милостивая», украшенной несколькими рядами драгоценностей, принесенных в благодарность за многочисленные исцеления. Плащаница представляет собой вырезанное по контуру изображение Божией Матери. Икона с обеих сторон имеет оклад, венец украшен камнями, риза — дар русской графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Ежегодно в Иерусалиме на праздник Успения Божией Матери именно с этой Плащаницей совершается чин Погребения и крестный ход от храма Воскресения к пещере Божией Матери в Гефсимании. 21 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий.

http://pravoslavie.ru/56234.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010