Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИЛИВОЕВИЧ [Серб. англ. Milivojevich] Драголюб (13.07.1898, с. Рабровац близ г. Смедеревска-Паланка, Сербия - 15.05.1979, г. Либертивилл, шт. Иллинойс, США), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви (СПЦ; 1939-1964). В 1924 г. окончил Белградский богословский фак-т. Принял монашеский постриг с именем Дионисий в мон-ре Хиландар. В 1926-1928 гг. был настоятелем мон-ря Драча . Возглавлял т. н. богомольческое движение «Народное христианское объединение» (Народна зajeдhuцa, Крагуевац). В течение 2 лет преподавал в Монашеской школе в мон-ре Раковац. В 1930 г. направлен на учебу в семинарию на о-в Халки, после ее окончания преподавал в семинарии в г. Сремски-Карловци, затем был настоятелем мон-ря Дечаны и управляющим Монашеской школы. 22 июня 1938 г. избран епископом Моравичским, викарием патриарха Сербского. Хиротония состоялась 21 авг. 1938 г. в Белграде. 8 дек. 1939 г. назначен епископом Американо-Канадской епархии . 2 апр. 1940 г. выехал к месту служения и 7 апр. совершил 1-ю литургию в храме Воскресения Христова в Чикаго. 27 июня 1940 г. направил Синоду СПЦ отчет о состоянии епархии и ходатайствовал перед МИД Сербии о ежемесячной выплате 600-750 долл. на адм. расходы ввиду тяжелого материального положения епархии. В окт. 1940 г. еп. Дионисий посетил серб. общины в Детройте, Уинсоре, Торонто, Садбери, Гамильтоне (Канада) и приходы в Пенсильвании. 7-9 окт. 1941 г. провел Церковно-народный собор епархии. Способствовал созданию серб. приходов в США и Канаде. Во время второй мировой войны и нем. оккупации Югославии связь Американо-Канадской епархии с патриархом и Синодом СПЦ прервалась. В послевоенный период, до нач. 50-х гг. ХХ в., еп. Дионисий фактически управлял серб. священниками, которые в годы войны оказались на территории Зап. Европы. В 1957 и 1959 гг. еп. Дионисий просил Сербского патриарха передать ему в управление серб. приходы в Юж. Америке, где после войны резко увеличилось число сербов-эмигрантов. В 1958 г. высказался за предоставление автономии Македонской Православной Церкви , которое стало бы, по его мнению, «великим, возможно самым значительным и самым целесообразным деянием патриарха» ( Дuohucuje, еп. Светост Герман, пети nampujapx српске nampujapшuje//Глас канадских Срба. 1958. 23 окт.), хотя патриарх Сербский Герман (Джорич) считал последовавшее в 1959 г. принятие этого решения вынужденным. Впосл. М. осудил СПЦ за отказ признать автокефалию МПЦ в своей монографии «Измена сербского народа и Сербской Православной Церкви: Документы о создании Македонской Православной Церкви попущением патриарха и святого архиерейского собора Сербской Церкви» (Izdajstvo srpskog naroda i Srpske pravoslavne crkve: Dokumenta o stvaranju Makedonske pravoslavne crkve popuštanjem patrijarha i svetog arhijerejskog sabora srpske crkve. Libertyville, 1968). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Джорич Хранислав; 19/7.08.1899, Йошаничка-Баня - 27.08.1991, Белград), Патриарх Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1958-1990 гг. Герман (Джорич), Патриарх Сербский. Фотография Герман (Джорич), Патриарх Сербский. Фотография Род. в семье учителя, к-рый позднее принял сан священника. Учился в Велика-Дренове близ Трстеника и в г. Крушевац, в семинариях в Белграде и Сремски-Карловци (окончил в 1921). Изучал право в Париже, потом поступил на Белградский богословский фак-т , к-рый окончил в 1942 г. В 1924 г. рукоположен во диакона при кафедральном соборе Жичи, назначен служащим церковного суда Жичской епархии. С 1925 по 1927 г. преподавал Закон Божий в гимназии г. Чачак. С 1927 г. священник на приходе в Миоковци. В 1931 г. переведен в г. Врнячка-Баня настоятелем храма и архиерейским наместником, при храме учредил ежемесячный ж. «Преглед» и ежегодный календарь «Свети Лазар». В 1938 г. овдовел и переехал в Белград, назначен референтом Св. синода. 12 июня 1951 г. избран главным секретарем Синода в сане епископа с титулом «Моравичский». 7 июля 1951 г. пострижен в монашество в мон-ре Студеница, 12 июля возведен в сан архимандрита. 15 июля состоялась хиротония. В 1952 г. избран епископом Будимским, но не смог занять кафедру из-за препятствий, чинимых венг. властями. С 1956 по 1958 г. управлял Жичской епархией, восстановил более 40 храмов и основал мон-рь Йоване (освящен 7 июля 1961). В 1955-1956 гг. администратор Будимлянско-Полимской епархии (см. Будимлянско-Никшичская епархия ), а в 1956-1957 гг. администратор Рашско-Призренской епархии. Был редактором главного органа СПЦ - ж. «Гласник» . 13 сент. 1958 г. избран Сербским патриархом. Решая острую кадровую проблему СПЦ, Г. был инициатором избрания 27 епископов. При нем были основаны новые епархии: Восточноамериканская и Канадская, Среднезападноамериканская и Западноамериканская (1963), Западноевропейская и Австралийская (1969), Австралийская (1973), Враньская (1975), Канадская (1983), Бихачско-Петровацкая (1990). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГЛАСНИК» название неск. периодических изданий Сербской Православной Церкви. «Гласник Православне Цркве у Cpбuju» (Вестник Православной Церкви в Королевстве Сербия) учрежден Архиерейским Собором Православной Церкви Королевства Сербия в 1898 г. Издавался с нач. 1900 до 1907 г. раз в месяц, до 15 июня 1914 г. 2 раза в месяц. Отражал широкий круг вопросов как церковной, так и светской жизни, способствовал развитию богословия и церковной истории. Содержал следующие основные рубрики: «Официальная часть» (Службени део), «Церковная проповедь» (Црквено беседништво), «Статьи и дискуссии» (Чланци и расправе), «Вести из сербских и иных церквей» (Вести из српских и других цркава), «Заметки» (Белешке), «Обзоры книг и периодических изданий» (Прикази книга и листова), «Некрологи». Редакторами были Добросав Ковачевич, Стеван Веселинович, Петр Протич, Миливой Петрович, Иосиф (Цвийович ; буд. митрополит Скопский) и др. Перестал выходить из-за начала первой мировой войны. «Гласник. Службени лист Српске православне nampujapшuje» - ежегодник, издававшийся с 1920 г. как продолжение «Гласника Православне Цркве у Cpбuju», с 1939 г. стал выходить под названием «Гласник. Службени лист Српске православне цркве». Содержание в целом не изменилось, хотя рубрикация стала менее строгой. Нек-рые номера были целиком посвящены отмечаемым историческим датам: 600-летию учреждения Патриаршества в Сербии (1946), 150-летие 1-го восстания в Сербии (1954) и др. Публикуются исторические источники (документы, мемуары), рецензии, переводы и обзоры иностранной прессы. В течение 30 лет в Г. регулярно помещаются богословские штудии - ответы Сербских Патриархов (в наст. время Павла ) на вопросы читателей. Редакторами Г. были профессора Афанасий Попович, прот. Сретен Вуичич, протоиереи Добривое Николич, Димитрий Руварац , Милош Парента, еп. Герман (Джорич ; впосл. Патриарх Сербский), протодиак. Живан Стефанович, еп. Даниил (Крстич) , проф. Драган Милин. С Г. сотрудничали такие известные авторы, как проф. прот. Радослав Груич , проф. прот. Лазарь Миркович , Н. Радойчич, Дж. Радойчич и др. Лит.: Ж. Прилози ucmopujcke садржине у Гласнику - службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1985 гг./Зб. Матице српске за ucmopujy. 1991. Т. 43. С. 221-243; он же. Прилози ucmopujcke садржине у «Гласнику», службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1990 гг.//Гласник. Београд, 1992. 73. С. 202-217; Азбучник Српске Православне Цркве по Радославу Сл. Београд, 1993. С. 61; С. Гласник//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 67; Ж. Д. Ш. Гласник//Ehцukлoneдuja 1. Т. 2. Београд, 2002. С. 444. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова: |
25 июня 1946 г. Синод СПЦ констатировал, что «положение епархий на юге нашей страны не претерпело существенных изменений в плане канонического устроения», поэтому 23 нояб. 1946 г. Архиерейский Собор СПЦ подтвердил решения Синода СПЦ от 22 сент. 1945 г. по македон. церковному вопросу. В дек. 1946 г. патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) в Белграде на встрече с македон. делегацией заявил, что их требования о создании МПЦ и единой Югославской Церкви неприемлемы. СПЦ настаивала на возвращении на македон. кафедры митр. Иосифа (Цвийовича) и еп. Викентия (Проданова) . То же патриарх Гавриил изложил 10 мая 1947 г. на встрече с председателем Правительства Македонии Колишевским, настаивавшим на реализации решений македон. духовенства от 8 мая 1946 г. После этой встречи Собор СПЦ обратился с письмом к президиуму Югославии с просьбой принять меры для возвращения серб. архиереев на македон. кафедры. Но в силу антирелиг. политики югослав. властей эта просьба осталась без ответа. В сент. 1947 г. члены Инициативного комитета на встрече с патриархом Гавриилом предложили сделать Церковь в Македонии самоуправляемой при ее каноническом единстве с СПЦ и Югославской Патриархией, а титул патриарха изменить на «Сербский и всей Югославии». В мае 1948 г. в письме к Синоду СПЦ требования были сведены к внутреннему самоуправлению Православной Церкви в Македонии, находящейся в каноническом единстве с Сербским Патриархатом, и назначению в македон. епархии архиереев-македонцев. Следующий Сербский патриарх Викентий (Проданов) не возражал против назначения на македон. кафедры архиереев-македонцев, но предложил временно, до появления достойных кандидатов из македонцев, взять на себя управление македонскими епархиями. 1 июня 1955 г. Собор СПЦ согласился с этим предложением и разрешил в македон. епархиях на богослужениях использовать македон. язык (ранее богослужение шло на церковнослав. языке). В окт. 1955 г. патриарх Викентий посетил Македонию и провел переговоры с членами Инициативного комитета. 10 апр. 1957 г. в Белграде Синод СПЦ договорился с делегацией македон. Инициативного комитета о сохранении канонического единства. 27 мая 1957 г. Собор СПЦ констатировал, что в македон. епархиях восстановлен канонический порядок в соответствии с Уставом СПЦ. В марте-апр. 1958 г. патриарх Викентий вновь посетил Македонию. Но Собор СПЦ в июне 1958 г. отказался избрать архиереев-македонцев, что в Македонии расценили как нарушение соглашения, заключенного в апр. 1957 г. Инициативный комитет решил созвать II Церковно-народный Собор. Новый Сербский патриарх Герман (Джорич) оценил этот шаг как противоречащий Уставу СПЦ. Однако патриарший викарий, происходивший из Македонии еп. Топлицкий Досифей (см. в ст. Досифей (Стойковский), архиеп. Охридский и Македонский, † 1981), к-рому Инициативный комитет предложил возглавить одну из македон. кафедр, по настоянию гос. властей прибыл в Македонию для участия в Соборе. |
Когда приехал отец Бачо, отец Иустин вновь взял митрополита за руку со словами: «Владыка, раскройте уста, чтобы принять Причастие». И владыка Амфилохий открыл уста и принял Святые Дары со лжицы с закрытыми глазами – безошибочно зная, где Дары. Спустя несколько мгновений все параметры вновь стали постепенно снижаться: 60, 50, 40, 30, 20, 10… – и наш митрополит тихо, без предсмертного мучения, совершенно неслышно и смиренно отошел ко Господу Богу своему. «Это дитя разбудит Черногорию» Неманья Девич : – Много лет назад, возможно, в конце 1950-х или в начале 1960-х годов, когда коммунизм еще бушевал в Сербии, нечто удивительное произошло в одном из монастырей… Тогда был один из самых трудных моментов в истории Сербской Православной Церкви. Патриархом был владыка Герман (Джорич), который, как только возглавил Церковь, столкнулся с множеством испытаний, в том числе и с македонским расколом, который произойдет в 1967 году, – было очевидно, что и в Черногории может дойти до того же самого. Коммунисты понимали, что для создания новых наций на землях, населенных сербами, потребуется сначала отторгнуть эти пространства от влияния Сербской Православной Церкви и Патриархии в Белграде. Церковная жизнь в Сербии почти замерла: вокруг храмов остались только маленькие общинки, которые иногда состояли лишь из священника и церковного старосты. Таковы были последствия долгого террора и репрессий, во время которых архиереев и священников убивали, арестовывали и мучили, церковные имения отнимали, крестные ходы запрещали, а верующих и их семьи преследовали. Однако в далекой Жичской епархии один монастырь жил своей скромной жизнью, не соприкасаясь с воцарившейся в стране новой реальностью. Насельницами монастыря были в основном старицы и несколько недавно пришедших в обитель девушек 13–15 лет. Как-то раз летним днем в монастыре появилась группа студентов богословского факультета. Посещая монастыри Жичской епархии, они решили наведаться и сюда. Сестрам они запомнились молодыми, разбитными и веселыми. |
В б-ке хранилось богатое собрание рукописных и печатных книг XVI-XIX вв., в т. ч. Помянник 1618-1619 гг. с именами серб. королей, архиепископов, игуменов и ктиторов мон-ря, Хронограф 1634 г. и более 50 документов, относившихся к тур. периоду истории мон-ря. В ризнице находились дары ктиторов: резной деревянный крест Вукосава Томашевича (1689), серебряная лампада Браче Витковича (1696), медное кадило Фомы Селаковича (1776), серебряный крест, подаренный Е. Л. Кудрявцевой из Москвы (1865), и др. В 1956-1963 гг. Ж. был возобновлен как женский. В мае 1967 г. Патриарх Сербский Герман (Джорич) освятил новый жилой корпус. В 1990 г. останки житомисличских монахов, убитых в 1941 г., были извлечены из земли и после проведения экспертизы 3 февр. 1991 г. в присутствии Патриарха Сербского Павла перезахоронены в мраморной гробнице в алтаре. В июне 1992 г., во время гражданской войны, Ж. был вновь разорен и разрушен хорватами; сестры во главе с игум. Евпраксией успели переехать в Сербию в мон-рь Докмир . 11 дек. 1993 г. еп. Захумско-Герцеговинский Афанасий (Евтич) посетил разрушенный мон-рь. В 2002 г. братия мон-ря Тврдош во главе с иером. Даниилом (Павловичем) начала восстановление Ж. как муж. обители. 15 мая 2005 г. Патриарх Сербский Павел освятил восстановленные церковь с колокольней и братский корпус, а также совершил чин канонизации житомисличских новомучеников. Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы (разрушена в 1992) была возведена из отесанных квадров, состояла из наоса и небольшого нартекса, объединенных 2-скатной кровлей. С запада к нартексу примыкала высокая колокольня (1891). Апсида была 3-гранной, два 8-гранных каменных столба, украшенные резными капителями, делили наос храма на 3 нефа, перекрытые цилиндрическими сводами. На сев. стене храма находилось изображение сцены охоты; на южной - геометрические узоры-розетки и 2 надписи с именем мастера Вукашина из Ораховицы и датой установки столбов (1602/03), что позволило определить время завершения строительства церкви - нач. |
его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр. |
Фонды МСПЦ составляют иконы, церковное шитье, богослужебная утварь, рукописные и печатные богослужебные книги, портреты, графика, награды, архивные документы и др. Большинство предметов были получены во время экспедиций Мирковича и Груича после второй мировой войны, из ризниц мон-рей Фрушка-Горы и подарены орг-циями и частными лицами. Среди дарителей выделяются об-во «Караджордже», Сербская церковная община в Стамбуле, Сербский патриарх Герман (Джорич) , еп. Браничевский Хризостом (Войинович) , еп. Шумадийский Савва (Вукович) , проф. Д. Кашич , худож. П. Йованович, скульптор Дж. Йованович, архит. А. Дероко, академик М. Костич и др. Особую ценность представляет коллекция Груича, к-рая по своему объему и значимости может составить самостоятельный музей. По количеству и ценности экспонатов МСПЦ занимает 2-е место после ризницы и б-ки афонского мон-ря Хиландар . Иконы представлены образами XV-XIX вв., в т. ч. серб. художников А. Раичевича, Н. Нешковича, Д. Бачевича, С. Тенецки, Г. Давидовича-Опшича, Т. Димитриевича-Крачуна, Т. Чешляра, О. Мркоевича, К. Дамьяновича, Г. Чалмански, Х. и Ж. Петровичей, А. Свиленгачина, И. Димитриевича, Г. Бакаловича, Ш. Боцарича, А. Теодоровича, П. Йовановича, У. Предича, Б. Вукановича, М. Милуновича и Й. Биелича. Также в музее хранятся 50 рус. икон преимущественно 2-й пол. XVIII в. и неск. греч. икон XVIII-XIX вв., находившихся ранее в серб. часовне свт. Саввы Сербского в К-поле. Из богослужебной утвари выделяются монументальное распятие с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом кон. XVII в., к-рое до начала второй мировой войны было частью иконостаса в храме мон-ря Велика-Ремета (см. Ремета ), и царские врата 1-й пол. XVII в. из мон-ря Язак . Самым ранним датированным металлическим предметом, кроме раннехрист. крестов и визант. печатей, является рельеф «Бегство Св. Семейства в Египет» нем. мастера XII-XIII вв. В МСПЦ хранится чаша для причастия, подаренная в 1558 г. рус. царем Иоанном IV Васильевичем Грозным мон-рю Милешева , а также многочисленные киоты, рипиды, пятихлебницы, кадильницы и оклады рукописных и печатных богослужебных книг. Выделяется коллекция металлических вотивных предметов XVIII и XIX вв. (фигурок человека или отдельных частей тела), вложенных в храмы в благодарность за исцеления; панагий и энколпионов XV-XVIII вв., резных деревянных крестов в серебряных окладах, украшенных драгоценными камнями и эмалью. К предметам церковного шитья исключительной ценности относятся плащаница кор. Милутина (кон. XIII - нач. XIV в.), одеяние кн. Лазаря , митра Катарины Кантакузины Бранкович и покров мон. Евфимии с текстом «Похвалы кн. Лазарю». |
Вопрос о положении святогорского монашества был поднят на совещании в Лавре прп. Афанасия 24 июня 1963 г., в котором участвовали Патриархи Константинопольский Афинагор, Сербский Герман (Джорич), Румынский Юстиниан (Марина), Болгарский Кирилл (Марков) и представитель Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), а также представители других Православных Церквей. Главным результатом совещания стало заявление Константинопольского Патриарха о гарантированном приеме в святогорские обители всех монахов, направленных на Афон Предстоятелями Поместных Церквей. Во время празднования Патриарх Афиногор посетил Свято-Пантелеимоновский монастырь и в ответ на приветствие настоятеля и членов делегации Московского Патриархата выразил чувство любви к Русской Церкви и ее Предстоятелю – Патриарху Алексию 148 . 14 октября 1963 г. Московская Патриархия послала Патриарху Афинагору список из 18 лиц, ожидавших разрешения на поселение в Свято-Пантелеимоновском монастыре, и в июле 1964 г., после повторного обращения Патриарха Алексия I, разрешение на въезд в монастырь получили 5 человек (в июле 1966 г. четверо из них выехали на Афон, но в 1967 г. один по болезни вернулся на родину). В 1964 г. на Святую Гору приезжали преподаватели Московской Духовной Академии. В Свято-Андреевском скиту они нашли только пять престарелых иноков. В скиту тогда уже действовала греческая афонская церковная школа, в которой училось 65 учеников в возрасте от 15 до 30 лет, возглавляемая пребывавшим на покое епископом Нафанаилом. Эта школа существует и в настоящее время, сейчас ей принадлежит и скитский храм Сампсона Странноприимца 149 . В 1965 г. отмечалось тысячелетие монашества Святой Горы. «Но не радостным будет этот праздник», – предсказывал состоявший в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей архиепископ Аверкий (Таушев) . Так оно и случилось. Игумен Свято-Ильинского скита архимандрит Николай не пустил в свой скит Константинопольского Патриарха Афинагора из-за его экуменической деятельности. |
На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравской епархии СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви. С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешения на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 г., а Белградской семинарии Св. Саввы – в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первое послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. С 1946 г. начал издаваться маленький карманный календарь, с 1949 г. – газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 г. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал к числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей, ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквами, ослабевшими за время Второй мировой войны. При нем же была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражным периодическим изданием СПЦ. С 1957 г. снова стал выходить журнал Богословского факультета «Богословие». В 1958 г. был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 г. Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Архиерейского Синода. 13 сентября 1958 г. новым предстоятелем СПЦ был избран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший престол Сербских Патриархов более тридцати лет. |
| |