Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Германа Соловецкого. Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1859 и 1860. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий. Церковь расположена между Спасо-Преображенским собором и Храмом Николая Угодника. Координаты: 65.024505, 35.710837 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Вопрос модератора :Действует?. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Со стороны центрального двора Соловецкого монастыря сквозь арку перехода, соединяющую паперть Спасо-Преображенского собора с монастырской ризницей, проглядывает маленькая культовая постройка. Ее низкая двухскатная кровля увенчана небольшой покрытой медью главкой с крестом. Западная стена с двумя прямоугольниками зарешеченных окон и арочным дверным проемом слегка выдается из подклета Троицкого собора. Так сегодня после недавней реставрации фасада выглядит церковь прп. Германа, возведенная в 1859 г. и освященная на следующий год 24 мая. Исследователи соловецкого зодчества обошли вниманием это внешне невзрачное здание. Между тем, в историческом аспекте перед нами один из важнейших сакральных объектов обители — усыпальница, где в границах несуществующих разобранных древних часовен XVI–XVIII вв. располагались могилы трех соловецких святых: Савватия (†1435), Германа (†1484) и Маркелла (†1663). История данной церкви возвращает нас к первым страницам некрополя Соловецкого монастыря. «В лето 7130 при игумене Иринархе было обретение мощей преподобнаго аввы Германа». Вовсе не случайно последующие описи Соловецкого монастыря 1632, 1640 и 1645 гг. упоминают деревянную «гробницу Германа» над его могилой. Это свидетельство начала почитания Германа на Соловках как местного святого. В описи монастыря 1668 г. вместо гробницы отмечена «часовня прп. Германа». Все это происходило задолго до официального прославления Германа, состоявшегося только в 1690 г. по грамоте архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия.

http://sobory.ru/article/?object=06786

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа 2009 г. 14:50 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе   Соловецкого ставропигиального монастыря . После чтения Евангелия Святейший Владыка обратился к молящимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Всякий раз, когда Церковь вспоминает святых преподобных мужей, то есть тех, кто подвизался в монашестве, читается отрывок из шестой главы Евангелия от Луки: блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны голодные, блаженны те, кого гонят ради святой истины (см. Лк. 6:20-23). Почему же именно в дни памяти святых преподобных отцев Церковь предлагает это Евангельское чтение? Потому, что в словах, которые мы только что слышали из Евангелия, содержится величайшая Божественная правда, которая не всегда открывается людям, — более того, правда, которую мы чаще всего неспособны видеть, но которую видели и которой последовали святые преподобные мужи. В чем же эта правда? Ведь и нищета, и слезы, и голод, и гонения это скорбные обстоятельства жизни, это страдания человеческие. Какая же правда Божия открывается людям в человеческом страдании, в этих стесненных обстоятельствах? Каков духовный смысл человеческого страдания? Этот смысл открывает людям только Евангелие — и ни одно другое, человеческое учение. Когда мы говорим о том, что Христос принес новое слово миру, что Его слово было настолько радикальным, что оказалось способным изменить весь ход человеческой истории, то имеем в виду, в том числе, и великое Божественное откровение, которое раскрывает духовный смысл человеческой свободы. В скорби, в страдании человек остается один на один с опасностью, чаще всего со смертельной опасностью. Это либо болезнь, недуг, либо жизненные неудачи и даже катастрофы, либо крупные неприятности по службе, грозящие человеку лишением благополучия.

http://patriarchia.ru/db/text/723567.htm...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкой обители 21 августа 2010 г. 13:30 21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, по окончании Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, отец наместник, дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно всех вас поздравить с великим для всех нас праздником — днем памяти святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Радуюсь, что мне как священноархимандриту сей прославленной обители Господь дает силы и возможность уже второй раз посещать эту обитель в связи с празднованием памяти святых преподобных Соловецких угодников. Когда переступаешь черту сего монастыря и входишь в его ограду, то погружаешься в совершено особую атмосферу. Все необычно: необычны здания, которые ты видишь, необычны гигантские дикие камни, которые по воле Божией силой человеческой стали частью гармоничных и высокохудожественных произведений национальной архитектуры. Но более всего поражает не мощь этих построек, не величие возведенных здесь храмов, а то, каким образом люди все это делали, причем достаточно быстро, находясь в таком отдалении от центров страны, не имея ни техники, ни всего того, что имеют современные люди. Ведь им было более холодно, чем нам, им было более голодно, чем нам, им грозило больше опасностей, чем нам, находящимся ныне на Соловках. К стенам монастыря подходили вражеские корабли, которые, воспользовавшись идущей на юге страны войной, стремились и здесь ступить на священную землю, разрушить, разграбить, уничтожить святую обитель. Какой силой духа нужно было обладать, чтобы против мощных вражеских фрегатов, вооруженных так, как только можно было вооружить корабли того времени, монахи выступили с двумя маломощными пушками! И они не просто остановили врага — когда враг, осознавший свою неспособность взять обитель, попросил о встрече с игуменом, чтобы просто попросить у него продовольствия, то и тогда старец настоятель не возжелал, чтобы нога врага ступила на Соловецкий остров, и ответил ему отказом.

http://patriarchia.ru/db/text/1254555.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Архангельская обл., пос. Соловецкий. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера, они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобный Савватий и Герман прожили шесть лет. Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Зосима стал игуменом обители после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

архим. Досифей Летописец Соловецкий на четыре столетия, от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1847 год Источник Краткое повествование о начальном житии на Соловецком острове преподобных отец Зосимы и Савватия и сотрудника их Германа В царствование Благоверного Государя и Великого Князя Василия Васильевича (Тёмного) Владимирского, Московского и всея России Самодержца, и во дни Великого Князя Бориса Александровича Тверского и Великого Князя Феодора Ольговича Рязанского, при бывшем тогда из Греков Митрополите Фотии всея России, и при Новгородском Архиепископе Евфимие Брадатом, в Белоозерском Кириллове монастыре имел пребывание боголюбивый инок, Преподобный отец Савватий. Из сего монастыря переселился он в Валамский, что на Ладожском озере; по нескольких же летах, для смирения своего и избежания славы человеческой, отшел и из сего монастыря в страну поморскую на Выг реку, где, обретши себе единомышленного авву Германа, удалился с ним от береговых жителей и водворплся на необитаемом острове. Соловецком 6937 (1429) года. О роде и о стране, о летах и пострижении Преподобного Савватия, сведений нигде и никаких не отыскано; известно токмо, что по прибытии его на остров Соловецкий, чудесно открыто ему богоугодное его здесь поселение, ибо в один недельный день Преподоб. Савватий, изшед из келлии своей для покаждения близ оной водруженного Креста Господня, услышал глас плача, и возвестил о том подругу своему Герману, который, пришед на то место, откуда оный глас происходил, нашел плачущую жену поселившегося здесь одного поселянина. Она с рыданием возвестила ему, что когда взошла на гору узреть, своего мужа, долго не возвращающегося с рыбной ловли, то вдруг жестоко была наказана от двух неизвестных благообразных юношей, с таковым притом ей повелением, чтобы она с мужем немедленно удалилась с острова сего, Богом предназначенного к обитанию иночествующих. Сие чудесное происшествие действительно побудило насельников сих удалиться с Соловков и повествовать о нем всем побережным жителям, которые с того времени, обяты будучи страхом, не осмеливались более присвои-вать себе угодий сего пустыннаго острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жития Зосимы и Савватия соловецких Подготовка текста Р. П. Дмитриевой, перевод и комментарии О. В. Панченко ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ Жития Зосимы и Савватия Соловецких были созданы на рубеже XV–XVI вв. двумя выдающимися книжниками – соловецким игуменом Досифеем и митрополитом Киевским Спиридоном. Кроме них в создании житий принимали участие преп. Герман Соловецкий и выдающийся деятель Русской Церкви конца XV – нач. XVI в. архиепископ Геннадий Новгородский . История создания житий соловецких преподобных рассказана самим Досифеем в его послесловии к житиям («Слове о сотворении жития первоначальников Соловецких Зосимы и Савватия»). Игумен Досифей был учеником преп. Зосимы и после кончины своего старца жил в одной келий с преп. Германом, со слов которого и записал рассказы о жизни преподобных Зосимы и Савватия («памяти ради»). По словам Досифея, Герман был неискусен в «божественном писании» и рассказывал о жизни соловецких святых просто и незатейливо. Некоторое время спустя записи его рассказов были утрачены: их взял почитать некий священноинок, пришедший из Белозерья, и, уйдя, унес их с собой. Так пропали «памяти» о жизни основателей Соловецкого монастыря – живое свидетельство о них «спостника их» преп. Германа. Будучи человеком весьма деятельным (которого по праву считают одним из создателей библиотеки Соловецкого монастыря), Досифей прибыл по монастырским делам в Новгород и при встрече с архиепископом Геннадием рассказал ему о жизни основателей Соловецкого монастыря. Оказалось, что архиепископ Геннадий в молодости был учеником преп. Савватия. Услыхав рассказ Досифея о жизни своего старца на пустынном острове и о создании на месте его подвигов Соловецкого монастыря, Геннадий тотчас благословил Досифея написать жития обоих подвижников. Так было положено начало созданию житий соловецких святых – благословением, преподанным ученику преп. Зосимы учеником преп. Савватия, и благоговейным желанием обоих сохранить память об их духовных отцах. Уединившись и заново вспоминая рассказы Германа о жизни Зосимы и Савватия (самого Германа к этому времени уже не было в живых), Досифей сочинил некий «первый опыт» житий соловецких чудотворцев. Разумея несовершенство своего сочинения и нуждаясь в помощи другого, более опытного, писателя, Досифей постарался найти такового в Ферапонтовом монастыре, где в это время находилось сразу несколько видных иерархов Русской Церкви: архиепископ Ростовский Иоасаф, епископ Пермский и Вологодский Филофей и митрополит Киевский и всея Руси Спиридон. Было это в 1503 г. (примерно через год после того, как в Ферапонтове трудился Дионисий, расписавший по заказу архиепископа Иоасафа церковь Рождества Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх: Каждый, кто публикует свои слова в Интернете, может оказать страшное воздействие на человеческую природу 22 августа, 2016. Новостная служба Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря 22 августа. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Зосимо-Саватиевском соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец архимандрит Порфирий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы! Матушки игумении! Братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой святой обители и Церкви нашей — с днем перенесения святых мощей Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Когда посещаешь этот монастырь, невозможно не представить себе мысленно все тяжести пути, который прошли наше монашество, наша Церковь и наш народ. Замечательный храм, который был воздвигнут при активном участии государя императора Александра II, самим фактом своего существования являл заботу государства о духовной жизни нашего народа. Но мы знаем, что именно государство в лице его вождей и идеологов стало причиной разрушения святынь в масштабах всей страны, уничтожения великих исторических, художественных и духовных ценностей нашего народа. И зловещим символом этого надругательства над верой стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который вошел в историю не только как центр духовной жизни, но и как место страшных мучений, в том числе тех, кто не поступался своей православной верой и умирал здесь за Христа. Мы являемся свидетелями очень важных перемен в жизни нашего Отечества. Как по инициативе главы государства этот храм был построен, так по инициативе нынешнего главы государства Президента Владимира Владимировича Путина он восстановлен. Это тот случай, когда практически все было восстановлено на государственные средства, — замечательный поступок, который в каком-то смысле является знаком того, что если государство разрушило, то оно должно и восстановить, особенно когда речь идет о величайшем памятнике нашего духа, нашей веры и нашей культуры. Сегодня мы являемся участниками замечательного исторического события и вспоминаем святых преподобных отцов Зосиму, Савватия и Германа, молимся пред их ракой, прося помощи всем нам на пути борьбы за спасение наших душ и душ наших близких.

http://pravmir.ru/patriarh-kazhdyiy-kto-...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла на Соловки ЦВ 17 (414) сентябрь 2009 /  9 сентября 2009 г. Мы должны стать сильным народом, способным отличать добро от зла 20 августа Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Соловки. В Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и совершил молитву к небесным покровителям Соловецкого монастыря. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил праздничное всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. По окончании богослужения Предстоятель обратился к его участникам с Первосвятительским словом. «Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества, — сказал Святейший Патриарх. — Это место духовных подвигов, и это место человеческих страданий. Как важно, что здесь снова затеплился огонь веры и благочестия! Как важно, что здесь снова творится молитва и созидается духовная жизнь — во искупление грехов предыдущих поколений, в залог будущего процветания и Церкви, и Отечества нашего. Вот почему так важно употребить все силы к тому, чтобы процветала Соловецкая обитель, чтобы ее духовный расцвет свидетельствовал о подлинной победе духа нашего народа над силами зла и разрушения». 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил две хиротонии насельников Соловецкой обители: иеродиакон Прокопий (Пащенко) был рукоположен во иеромонаха, а инок Маркелл (Колесников) — во иеродиакона. После Божественной литургии у раки с мощами преподобных основателей Соловецкой обители был совершен молебен. Исполняющий обязанности наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий преподнес в дар Предстоятелю икону новомучеников и исповедников Соловецких, написанную иноками возрожденной обители. Патриарх Кирилл подарил монастырю Иверскую икону Божией Матери и попросил братию поминать священноархимандрита обители в молитвах перед этим образом.

http://e-vestnik.ru/church/my_dolzhny_st...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 21 августа 2024 года 8. Среда. Попразднство Преображения Господня. Свт. Емилиана исп., еп. Кизического. Перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких . Толгской иконы Божией Матери. Служба свт. Емилиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На вечерне кафизма 9я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1й: «Иже древле…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1й: «Твоего Единороднаго Сына…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7й (единожды). Отпуст: «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10я и 11я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 2й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя). По 3й песни – кондак святителя, глас 3й; седален святителя, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 7й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1й: «Неодержимое Твоего светолития…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7й (единожды). Отпуст 1го часа: «Иже на горе Фаворстей…». На часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника 1го и 2го канонов, песнь 3я – 6 (1го канона со ирмосом).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

     21 августа Русская Православная Церковь совершает память перенесения святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.) и второе перенесение святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992 г.). В XX веке торжество перенесения мощей основателей Соловецкой обители из Санкт-Петербурга на Соловки состоялось во время наместничества игумена Иосифа (Братищева). 21 августа 1992 года Святейший Патриарх Алексий II, сопровождавший великую святыню, возвел его в сан архимандрита. На протяжении 14 лет отец Иосиф стоял во главе обители в суровом северном крае, затем тяжелая болезнь вынудила его уйти на покой, уехать на материк. Но то, как мощи Соловецких чудотворцев возвращались домой, как Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь духовно мужал, а местные жители потянулись к вере и накаленные отношения с музейными работниками наладились – все это живо в памяти батюшки. «Господь дал всё – и средства, и людей» Мы встретились с отцом Иосифом в Свято-Иоанно-Богословском мужском монастыре села Пощупово Рязанской епархии, где он бывает на Литургии и вечерних богослужениях каждый день. Это тоже родной для него монастырь. Господь судил ему в конце 80-х годов прошлого века приступить к возрождению обители на Рязанщине вместе с первым наместником возвращенного Церкви монастыря – архимандритом Авелем (Македоновым), бывшим до этого семь лет игуменом Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Однажды отец Авель сказал ему, эконому, крепко расстроенному из-за того, что местные власти ничего не хотели слышать об освобождении братского корпуса, занятого всяким оборудованием и снаряжением по гражданской обороне: «Отец Иосиф, а вы каждый воскресный день ходите крестным ходом на святой источник, служите водосвятный молебен и все окропляйте святой водой». Ходили, служили, окропляли. И ровно через месяц последняя машина вывезла остатки того, что десятилетиями завозилось в монастырское здание службами гражданской обороны. Вот и на Соловках, куда в феврале 1992 года владыка Евлогий Владимирский и Суздальский повез его ставить во игумена, отец Иосиф решил ввести крестные ходы. Несмотря на суровые погодные условия… Сначала сам попытался «разведать»: прошел по пряслам до Корожной башни и увидел, что дальше не пройти: все сгорело, обвалилось, путь закрыт. А на Вербное воскресенье наместник вышел через Святые врата и подумал: сейчас один обойду вокруг монастыря и замечу, сколько это по времени займет. Оказалось – 45 минут. Значит, на крестный ход с братией и прихожанами следует отвести около часа.

http://pravoslavie.ru/115194.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010