Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Отношения между Константинопольской и Элладской Церквами продолжают накаляться 23.02.2016 Отношения между Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью в преддверии Всеправославного собора выходят на новый виток. Об этом пишет Romfea. В Константинопольской патриархии отреагировали на многократные публикации, касающиеся причины отсутствия архиепископа Афинского и всея Греции на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария). Напомним, ранее сообщалось, что архиепископ Иероним не присутствовал на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». Однако на недавнем заседании Священного Синода греческий иерарх опроверг эту информацию, указав, что причины были не личными. В ответ на это 19 февраля Константинопольская патриархия придала гласности письмо архиепископа Афинского Иеронима к патриарху Константинопольскому Варфоломею от 8 декабря 2015 года, в котором он сообщает патриарху о том, что не будет участвовать в работе Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». «На Священном Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, созыв которого пройдет с 21 по 28 предстоящего месяца января 2016 года, по личным причинам, препятствующим нашему смирению принять в нем участие, Священный Синод Церкви Греции будут представлять Преосвященнейшие митрополиты Каристиас и Скиру Серафим, Перистерийский Хризостом и Илийский Герман…», – говорится в письме. На следующий день, 20 февраля 2016 года, Священный Синод Греческой Православной Церкви опубликовал последнее письмо, которое получил патриарх Константинопольский от архиепископа Иеронима перед Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей. При этом датируется оно 13 января 2016 года. «Для лучшего осведомления электронных СМИ, относительно публикаций, в которых упоминается делегация Греческой Церкви на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария), и чтобы впредь не складывалось ошибочного впечатления об этом, высылаем Вам из архива Священного Синода точную копию недавнего письма архиепископа Иеронима, датируемого 13 января 2016 года, касающегося делегации нашей Церкви на Синакс Предстоятелей Поместных Церквей, который проходил с 21 по 28 января 2016 года в Шамбези.

http://drevo-info.ru/news/20251.html

Отношения между Константинопольской и Элладской Церквами продолжают накаляться      В Константинопольской патриархии отреагировали на многократные публикации, касающиеся причины отсутствия архиепископа Афинского и всея Греции на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария). Напомним, ранее сообщалось, что архиепископ Иероним не присутствовал на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». Однако на недавнем заседании Священного Синода греческий иерарх опроверг эту информацию, указав, что причины были не личными. В ответ на это 19 февраля Константинопольская патриархия придала гласности письмо архиепископа Иеронима к Вселенскому патриарху Варфоломею от 8 декабря 2015 года, в котором он сообщает патриарху о том, что не будет участвовать в работе Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». «На Священном Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, созыв которого пройдет с 21 по 28 предстоящего месяца января 2016 года, по личным причинам, препятствующим нашему смирению принять в нем участие, Священный Синод Церкви Греции будут представлять Преосвященнейшие митрополиты Каристиас и Скиру Серафим, Перистерийский Хризостом и Илийский Герман…», – говорится в письме. На следующий день, 20 февраля 2016 года, Священный Синод Греческой Православной Церкви опубликовал последнее письмо, которое получил патриарх Константинопольский от архиепископа Иеронима перед Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей. При этом датируется оно 13 января 2016 года. «Для лучшего осведомления электронных СМИ, относительно публикаций, в которых упоминается делегация Греческой Церкви на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария), и чтобы впредь не складывалось ошибочного впечатления об этом, высылаем Вам из архива Священного Синода точную копию недавнего письма архиепископа Иеронима, датируемого 13 января 2016 года, касающегося делегации нашей Церкви на Синакс Предстоятелей Поместных Церквей, который проходил с 21 по 28 января 2016 года в Шамбези.

http://pravoslavie.ru/90876.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) Лиудпранд (ок. 920–970/2) – один из главнейших латинских историографов X в., с 961 г. – епископ североитальянского города Кремоны. Происходил из знатного лонгобардского рода. Уже его отец и отчим находились на дипломатической службе у итальянского короля Хуго, возглавляя посольства к византийскому двору (см. примеч. 16). Поэтому с отрочества Лиудпранд пребывал в Павии, столице Лонгобардского королевства, где получил прекрасное образование. По поручению маркграфа Ивреи Беренгара, будущего итальянского короля, в 949 г. Лиудпранд был отправлен с посольством в Константинополь к византийскому императору Константину VII Багрянородному, но по неизвестной причине впал в немилость у Беренгара и бежал к германскому королю Оттону I. При дворе последнего Лиудпранд начал писать свой первый исторический труд – «Книгу возмездия» («Liber antapodoseos», < греч. νταπδωσις «возмездие»), имея в виду возмездие королю Беренгару. Сочинение, освещающее события в Италии, Византии и Германии, осталось незавершенным, обрываясь на описании посольства 949 г. Перу Лиудпранда принадлежит еще небольшая «История Оттона I» («Historia Ottonis»), а также весьма любопытный отчет о новом посольстве в Византию в 968 г. – «Константинопольское посольство» («Legatio Constantinopolitana») – с целью просватать за Оттона II, сына Оттона I, дочь покойного византийского императора Романа II. Несмотря на свой явно полемический и порой предвзятый характер, как «Книга вомездия», так и «Константинопольское посольство» являются первоклассными источниками, в том числе и о жизни византийского двора в середине X в. В «Книге возмездия» содержится рассказ о нашествии флота киевского князя Игоря на окрестности византийской столицы в 941 г., который покоится на припоминаниях очевидцев, сделанных всего лишь через год (!) после самой войны. Таким образом, свидетельство Лиудпранда представляет собой важнейшее дополнение к известиям об этом событии в византийских источниках (см. том II Хрестоматии), на основе которых строится повествование о походе 941 г. и в древнерусской «Повести временных лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изучение истории Византийской империи долгое время находилось в забросе. В ней не видели ничего, кроме непрерывной смены лиц и династий на Константинопольском престоле, бесконечного ряда дворцовых интриг и злодейств, деспотизма и нравственной порчи высших классов и подавленной их произволом народной массы. Фразы о прогрессивном падении Византийской империи, о дряхлости ее государственного организма, который представлялся переполненным всевозможными общественными болезнями, о ханжестве и суевериях ее религиозной жизни, – были избитыми, но тем не менее любимыми местами во всех тех случаях, когда историкам приходилось так или иначе касаться Византии. К ней обращались как бы только за тем, чтобы показать, что этот гниющий остаток восточной половины римской империи, по каким-то странным и непонятным причинам сохранившийся дольше, чем следовало, – был лишь случайным придатком в ходе развития европейской культуры, не оставившим по себе никаких благодетельных последствий, а потому и не имеющим никакого исторического значения. Причины такого пренебрежительного отношения к Византии, поскольку оно наблюдалось у западных историков, очень понятны. Византийская империя в этом случае разделяла судьбу, общую всему греко-славянскому Востоку, с которым она стояла в тесных и многообразных связях. С глубокой древности племенная и религиозная рознь разделила народы Европы на два мира: романо-германский и греко-славянский, а политические обстоятельства с каждым веком усиливали взаимную неприязнь и недоверие между ними. Гордый своей культурой, романо-германский мир привык только себя считать носителем общечеловеческого просвещения, в себе одном полагать историческую силу будущего и презрительным тоном говорить о прочих «некультурных» народах, к которым он причисляет и европейский Восток. «Народы славянские, – заявлял некогда ученый Нейман, – составлены из других веществ, чем немцы, и им поэтому самой природой предопределено другое, чем немцам, призвание. Только европейцы (т. е. западные народы) и между ними только представители германского племени, а отнюдь не славяне, останутся на веки украшением творения и владыками мира». И как ни высоко держит Запад знамя науки, на деле эти политические и национальные страсти находят себе доступ в самую глубь научных изысканий, порождая явления, роняющие честь науки. Пренебрежение к Византийской истории, царившее на Западе до половины прошлого столетия, отрицание за ней всякого культурно-исторического значения, доходившее до намеренного выставления на показ только отрицательных сторон ее – все это служило лишь проявлением этого давнишнего неприязненного отношения запада к востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Глава 3. Эпирское государство в XIII в. Новые латинские государства Романии не встретили ни народного восстания греческого крестьянства, ни сопротивления союза городов, ни вообще организованной обороны греков, опиравшейся на обломки византийской администрации. Византийская империя, казалось, не оставила по себе живых общественных сил. С крушением константинопольского правительства в западных провинциях была анархия властелей-аристократов, часть которых приветствовала латинян, другая не могла сорганизоваться и потерпела в Пелопоннисе полный разгром, несмотря на то что не было недостатка в случаях героического сопротивления со стороны отдельных архонтов и укрепленных городов. Но завоевателей было мало, и они не принесли с собой государственных идей, кроме устарелых феодальных. Латинское духовенство Романии – может быть, потому, что увидело безнадежность культурной роли латинства, или же по своему невысокому уровню – погрязло в корыстолюбии, лени и утехах жизни. Между тем культурное противоречие между завоевателями и покоренными было настолько велико, что и политическое господство латинян не могло быть прочно. Духовные интересы греков воплощались в православной вере, носителями их являлись иерархи и образованные монахи. В этой среде примирения с латинством быть не могло. Под руководством духовных пастырей должно было произойти в умах греков прояснение, оживление национальной идеи, сознание единства перед лицом врага; религиозные идеалы, бывшие народными, не замедлили принять политическую окраску. Иерархи сберегли и утвердили в греческом народе идею национального царства и подготовили политическое объединение греков. На крайнем западе, благодаря географическим и этническим условиям, скоро выдвинулось над уровнем безначалия архонтов крупное национальное Эпирское государство, многим обязанное способностям своих первых деспотов; из них второй уже принял титул царя. Основатель Эпирского государства Михаил I Ангел Комнин Дука был, несмотря на свой громкий титул, лишь незаконным сыном севастократора Иоанна, брата царя Андроника Ангела, но выдвинулся перед своими законными братьями благодаря своим способностям. В молодости он был отдан в заложники германскому императору Фридриху Барбаруссе при его походе в Азию (1190); затем служил по финансовому управлению в М. Азии; но настоящую политическую карьеру начал обычным образом среди честолюбцев – изменой. Убежав к иконийскому султану, он начал во главе турок опустошать богатую долину Меандра, притом столь сильно, что сам царь выступил против него (1201). На некоторое время история теряет его из виду, но житие Иова передает, что Михаил был правителем в Пелопоннисе и по жене из рода Мелиссинов, владевших громадными землями в Северной Греции, оказался в свойстве с Сеннакеримом, губернатором фемы Этолии и Никополя (т. е. всего Эпира). Не входя в разбор последнего известия, мы знаем, что Михаил уже по отцу, бывшему в той же феме губернатором, имел обширные связи в тех областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Глава 8. Арабы. Магомет Во все время существования империи ни одному народу не пришлось играть такой роли в истории Византии, как арабам. Не только как носители военного и завоевательного принципа, но и как основатели нового культа, арабы слишком глубоко затронули самые основы Византийской империи, поколебали ее устои и не раз угрожали самому существованию государства. Как религия, выросшая на почве исторической эволюции и отвечавшая религиозным и культурным потребностям своего времени, мусульманство имело громадное влияние на судьбу самого православного христианского мира, т к. распространилось по тем областям, которые искони были христианскими и составляли достояние патриархатов Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского. Усилившись главным образом на счет областей, отнятых от империи, арабы составили громадную политическую и военную силу, которая приобрела мировое значение посредством развития флота, торговли и широкого распространения научных и художественных занятий. Византийская империя, и без того заявлявшая определенно выраженное стремление ограничивать местные провинциальные тяготения и все направлять в пользу Константинополя и пришедшая уже к возвышению кафедры константинопольского патриарха над другими восточными патриархатами, с потерей обширных провинций на Востоке быстро приближается к полному осуществлению заложенного в ней принципа византинизма, который направляется к преобладанию эллинской народности над всеми другими. Никому, конечно, не могло казаться возможным, чтобы за пределами империи в VII в. образовалась новая культурная сила, которая обладала бы таким избытком духовных и материальных средств, каким заявило себя мусульманство уже в первой половине VIII в. По-видимому, византийские государственные люди более считались с тем народом, который в VII в. занял почти весь Балканский полуостров и большими массами колонизовал Малую Азию. В самом деле, славянам, которые заняли культурные области в Европе и распространились до Адриатического моря и Архипелага, открывалась в VII в. безграничная историческая перспектива. Отдельные колонии их выдвигаются в соседство с германцами, итальянцами, греками и на Востоке в значительных массах поселяются в Малой Азии; местные элементы, встреченные в занятых ими местах, не были так плотны, чтобы угрожать их благополучию. Но славянам не удалось создать политического и этнографического центра; не оказалось у них такого вождя, который соединил бы разрозненные племена, находившиеся в подчинении своих родовых старшин, в одно целое и дал бы им определенную задачу как цель их деятельности. Вследствие этого историческое воспитание славянского племени значительно замедлилось и в дальнейшем встретило такие препятствия, каких не было в VII в

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Фанар и Лэнгли: из истории взаимоотношений 30.04.2020 647 Время на чтение 4 минуты Источник: Православие.Ru Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Лк. 8: 17) Патриарх Костантинопольский Афинагор и президент США Гарри Трумэн Недавно в США были опубликованы рассекреченные материалы, демонстрирующие специфический характер взаимоотношений между Константинопольским Патриархатом и американскими спецслужбами. Это документы Управления стратегических служб (OSS), предшественника ЦРУ, посвященные Греции во времена Второй мировой войны. Некоторые из них относятся к Преосвященному Афинагору, который в ту пору возглавлял Американскую архиепископию. В служебной записке от 26 марта 1942 года сотрудник Управления Улиус Л. Амосс докладывал своему начальнику по имени Дэвид Бернс, что архиепископ Афинагор был рад встретиться с ним: «Он сказал мне, что все возможности его организации находятся в нашем распоряжении. Он выразил это словами: “У меня три епископа, триста священников и большая и обширная организация. Каждый, кто в моем распоряжении, находится и в вашем. Вы можете командовать ими для любой услуги, которая вам требуется. Там не будет задано никаких вопросов, и ваши указания будут выполнены верно”». Готовность архиепископа Афинагора, после войны занявшего Константинопольский патриарший престол, предоставить со стороны подведомственного ему духовенства любые услуги, какие только будут затребованы, поражает своей откровенностью. Правда, в ту пору США вместе с нашей страной, Великобританией и другими союзниками вели справедливую войну с нацистской Германией и другими державами оси, а историческая родина духовенства и паствы Американской архиепископии Константинопольского Патриархата была оккупирована врагом, так что тесное сотрудничество греческого духовенства в Соединенных Штатах с американской разведкой, надо полагать, служило правому делу, но как бы мы ни судили о плодах такого сотрудничества, сам факт его смущает своей бесцеремонностью. Мы хорошо помним, как несравненно менее яркие моменты из взаимоотношений между иерархией Русской Православной Церкви и государственными властями СССР клеймились как «сервилизм».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/30/fa...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Чем грозит России раскол мирового Православия? В Москве прошли Вторые Кожиновские чтения Русского Собрания 24.12.2019 8298 Время на чтение 7 минут 10 декабря 2019 года в Москве в зале Союза писателей России (Комсомольский проспект, 13) состоялись Вторые Кожиновские чтения Русского собрания . Открыл чтения и вёл заседание председатель Русского Собрания, главный редактор Русской Народной Линии Анатолий Дмитриевич Степанов. Он напомнил, что 24 апреля 2018 года прошли первые Кожиновские чтения Русского Собрания, которые были посвящены актуальности творческого наследия выдающегося русского мыслителя Вадима Валериановича Кожинова. Русское Собрание решило продолжить традицию и провести в нынешнем году вторые чтения, посвятив их уже конкретной проблеме - расколу в мировом Православии как геополитической угрозе для России. По мнению председателя Русского Собрания, это вполне правомерно, поскольку сам Вадим Валерианович в своём творчестве касался тех проблем, которые волновали общество. Его исследования были посвящены и проблемам литературоведения, и актуальным вопросам русской истории - годам правления Сталина, истории Чёрной сотни и другим острым проблемам. Будь жив Кожинов, он непременно обратил бы внимание на острейшую ситуацию в мировом Православии. Затем Анатолий Степанов выступил со вступительным словом по обсуждаемой теме, напомнив собравшимся хронологию событий нынешнего раскола в мировом Православии. Он начал с Критского собора, напомнив о колебаниях Священноначалия Русской Православной Церкви по вопросу участия в соборе. Рассказал о том, как политическое руководство Украины и украинские раскольники воспользовались возникшим напряжением в отношениях Москвы и Константинополя. Напомнил о двуличии Константинопольского Патриархата, об ошибках нашего церковного внешнеполитического ведомства. Высказал своё мнение о возможных путях решения возникшего всецерковного кризиса. Первым слово было предоставлено доктору исторических наук, ведущему научному сотруднику Музея им. преподобного Андрея Рублева Олегу Германовичу Ульянову. Он предложил собравшимся обширную панораму событий русской церковной истории, коснувшись и обстоятельств крещения Руси, и контекста получения автокефалии Русской Церковью, и нюансов включения Русской Церкви в пентархию (так называют первые по чести Патриархаты), путём усвоения ей титула Патриархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/21/ch...

Ныне посвящается законному храму трилетствующая, одна, бывшая чистым и высочайшим храмом Архиерея и совершителя всего – Господа, и отгнавшая Своим сиянием Богосветлой славы тьму письмени. Ныне вручается священнику младенец, имеющий принести (в храм) в сороковой день младенчествовавшего ради нас плотью единого Архиерея Бога, превыше всякого человеческого понятия, обнимая собственными дланями Необъятного. Ныне освящается благословениями по закону и приносится в благодарственный дар новейший и чистейший, ничем не запятнанный, свиток, который будет не рукою писан, но позлащен Духом. Ныне Иоаким, освободившись поношения бесчадия, явно идет по улицам, и, величаясь, показывает свое дитя и притом делается исполнителем освящения по закону. Ныне и Анна, вознаградив продолжительное бесчадие благочадием, воодушевленная безмерною радостью, возвещает концам земли о плоде своем, прижимая ко груди Пространнейшую неба. Ныне отверстые врата божественного храма принимают дверь Еммануила, зрящую на восток и запечатленную. Ныне священная трапеза храма начинает светлеть, чувствуя переход к бескровным жертвам, при поклонении и сладчайшем лобзании божественной трапезы небесного и душепитательного хлеба. Ныне возлагается на очистилище одна, соделавшаяся для смертных, низринутых потоками грехов, новым и Богоподобным очистилищем, действительным и нерукотворенным. Ныне имеющая принять, по освящению от Духа, Святого святых, святейше и достославно в незлобивом и невинном возрасте весьма чудно помещается во Святом святых, превосходя славою Херувимов. Ныне возбуждает нас к похвале Мария, о Которой хотя бы кто и неисчетное сказал, никогда не приблизился бы и тем менее достиг бы цели, потому что красота Ее безмерно превосходит всякий язык и ум. Небесная капля, проистекшая от Нее, показала величие Ее наподобие беспредельного моря. Отсюда богатство Ее сделалось, по беспредельности, непостижимым и утешения Ее – неистощимыми. Поистине, все и во всем насыщаются: но торжество, сопровождаемое похвалами и песнопениями в честь Ее, по причине приятности, не насыщает. Поэтому и виды похвал, заимствуемые от Нее, кажутся неудовлетворительными, и, так как источник обилен, и от почерпания не только не уменьшается, но по той мере, как почерпают из него, умножается во сто и тысячу раз более, – почерпающим нельзя бояться недостатка. При созерцании Ее, таинство преизобилует и, увеличиваясь, превосходит не только умы, погруженные в вещество, но и невещественные. Такова всеблаженная и пречистая Отроковица.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Панславизм на Афоне (Русск. Вестн. 1873.) I. В предыдущих письмах моих, под заглавием Панславизм и Греки, я изложил вам свои взгляды на Восточный вопрос и на новую фазу, в которую, мне кажется, он вступил после поражения Французов германскими войсками и еще более после насильственного разрешения греко-болгарского вопроса. После этого мне легче будет говорить о святой Афонской Горе и о том, как в это глухое и тихое убежище чистого Православия пытается проникнуть национальный фанатизм эллинской политики. Прежде всего, надо для тех, кто мало знаком с Востоком и Святыми Местами, объяснить, хоть кратко, что такое Афонская Гора и в каких отношениях состоит она к Турции и вселенской патриархии. Афонская Гора есть особая привилегированная провинция Турецкой империи. Я не буду говорить о ее географическом положении: всякий сам может взглянуть на карту. Отношение Афона к Турции можно уподобить вассальным отношениям, ибо самоуправление у него почти полное u de jure, u de facto. Но монахи, населяющие его, считаются подданными султана, а не какой-либо местной особой власти, как жители тех областей, которые имеют с империей лишь чисто вассальную связь. В случае общих гражданских тяжб или обыкновенных уголовных дел монахи афонские подчинены высшим судебным и административным учреждениям Македонского вилайета. На Афоне живет особый каймакам, турецкий чиновник, состоящий под начальством у салоникского генерал-губернатора, то есть македонского, ибо по-турецки Македонская область называется теперь Селаник-вилайет. Каймакам на Афоне имеет, собственно говоря, только полицейскую власть, да и то употребляет ее преимущественно лишь по требованию монашеского местного синода, называемого Афонский Протат (от греческого слова  πρτος – первый). В церковном отношении, каноническом и духовно-административном, Афон зависит от константинопольского патриарха, и все монастыри его суть монастыри патриаршие, ставропигиальные, то есть независимые от местных или соседних епископов и митрополитов, например салоникского. Всеми местными делами правит Протат, который состоит из двадцати членов или представителей двадцати афонских монастырей 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010