А.А. Половцов Зыбелин, Семен Герасимович Зыбелин , Семен Герасимович, ординарный профессор анатомии и хирургии, практической медицины и химии в Московском университете, член Российской Академии, родился 25 августа 1735 г. и происходил из духовного звания. Первоначальное образование получил в Московской славяно-греко-латинской академии и по окончании курса наук в ней, по указу Синода, перешел в Московский университет при самом его открытии (1755 г.). Но обучаясь в университете, он в то же время был учителем латинского языка в университетской гимназии. В университете он слушал лекции по русской и латинской словесности у проф. Поповского, по арифметике и геометрии у проф. Барсова, по логике, метафизике и нравоучительной философии у проф. Фроммана и по естественному, общенародному, римскому праву и всеобщей истории у проф. Дильтея. В 1758 г. Зыбелин, по назначению куратора Шувалова, отправлен был за границу для дальнейшего усовершенствования в науках, преимущественно врачебных, сначала в Кенигсбергский университет, а затем в Лейденский. В Кенигсберге обучался философии, математике и физике у проф. Бука, анатомии и трупосечению у проф. Бютнера, практической медицине у Вернера, физиологии и патологии у лейб-медика Боля, ботанике и врачебному веществословию у Тизена, клинической практике у Гартмана, химии у Ломейера и хирургии у Росциуса. Из Кенигсберга Зыбелин в 1763 г. отправился в Лейден, где прослушал курс физиологии у знаменитого Альбина, патологии и химии у известного Гаубия, клиническую практику у Ройена и естественную историю у Аллемана. Здесь же в Лейдене Зыбелин защитил диссертацию под заглавием «De saponibus medicis nativis ex triplici regno naturae petitis» и в 1764 г. был удостоен степени доктора. Отсюда Зыбелин отправился в Берлин, где занимался минералогией под руководством проф. Брандеса, химией у Маргравия и анатомией у проф. Меккеля, причем постоянно посещал госпиталь Charité и здесь приготовлял себя к клинической практике. В 1765 г. Зыбелин, по приказанию куратора университета Ададурова, возвратился в Москву и был подвергнут испытанию по теоретической медицине и натуральной истории, особенно ботанике и минералогии, и затем прочел пробную лекцию на афоризмы Иппократа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Главы 3-4 03.09.2012 910 Время на чтение 27 минут Книга I. Главы 1-2 Глава третья 1914 год. - В Петрограде. - Арест большевиков в Озерках. - Слухи с фронта - Третье путешествие Государя. - Отъезд в Ставку. - Что говорили в Ставке? - Меры охраны при поездках Государя. - Посещение Смоленска. - Генерал Сандецкий. - Посещение Тулы. - На Тульском оружейном заводе. - Государь и рабочие. - Государь в Орле. - Слова Государя об уходе за ранеными немцами. - Посещение Курска и его губернатор Муратов. - В Харькове. - Отъезд на Кавказ. - Общее впечатление от виденного. На другой день, после возвращения, я был в Петрограде и наслушался самых невероятных рассказов в связи с войной, которые, тем более, казались нелепыми, т. к. мы только что вернулись с фронта, где все горело порывом вперед. В Охранном отделении я узнал о предстоящем аресте большевиков. Начальником О. О. был Попов. Это был честный и трудолюбивый офицер, но весьма ограниченный. Казак, с хитрецой, любимец генерала Джунковского. Времена Судейкиных и Герасимовых прошли. Такие офицеры, заставлявшие дрожать революционное подполье, были не под силу теперешним возглавителям министерства внутренних дел. Молодой, несерьезный, но шустрый, министр Маклаков, передал дело борьбы с революцией всецело в руки своего помощника Джунковского. Последний же, в угоду общественности. боролся больше с Корпусом жандармов, чем с надвигавшейся революцией. И не даром, добившись права докладов Государю, он не доложил, в свое время, только одного: не доложил о том заговоре, который замышлялся против Государя и Царицы еще в 1915 году. Работа большевиков в России во время войны началась с совещаний, созванных по приказу Ленина , Розенфельдом, он же Каменев, в Финляндии в Мустомяках. Там, по соседству, жил и Горький. 30-го сентября, у Каменева, собрались 14 большевиков и в том числе члены Гос. Думы: Бадаев, Муранов, Петровский и Самойлов. Каменев делал доклад по текущему моменту.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/04/...

П.А. Лавров Пользовавшийся большой популярностью на славянском юге греческий писатель и проповедник Дамаскин Студит известен и в русской литературе. Его сборник θησαυρς интересовал представителей нашей духовной литературы особенно потому, что среди слов его есть одно на поклонение честного и животворящего креста, в котором объясняется троеперстие. В борьбе с расколом признание троеперстия со стороны греческого писателя получало особенное значение и неудивительно поэтому, что именно это слово было помещено в Скрижали, напечатанной в Москве в 1656 г. А. Н. Попов в Описании рукописей Хлудова указал, что в Скрижали это слово напечатано в том именно переводе, который сохранился в собрании Хлудова, до того времени не встречался в других рукописных собраниях и был признан экземпляром, уцелевшем только в одном списке. Просматривая каталог рукописей библиотеки Академии Наук, мы нашли еще одну рукопись, заключающую перевод на русский язык сборника θησαυρς. Этот перевод был исполнен по поручению митрополита Новгородского Иова переводчиком Федором Герасимовым Полетаевым в 1715 г., как видно из записи начального листа: Преведес кнга Дамаскина монаха и нарицаема, сокровище. По со Великаг гдна пресщеннйшаг кръ великоновоградовеликолцка , келейна: С греческаг общаг на зыкъ преводникомъ еодромъ Полтаевымъ. В лто спсителное 1715 1 ). Иов митрополит Новгородский известен покровительством просвещения. В 1706 г. он завел в Новгороде два училища – греко-латинское и славянское для детей всякого чина с помощью известных братьев Лихудов, которые по его просьбе были освобождены из заточения и присланы в Новгород. Вместе с Лихудами для перевода книг вызваны были в Новгород из Москвы и некоторые из старых их учеников. Для печатания этих переводов митрополит Иов имел намерение завести в Новгороде типографию, для которой он хотел воспользоваться так называемой Верхней типографией, заведенной Симеоном Полоцким в царском кремлевском дворце и бывшей без употребления. Но намерение это не осуществилось вследствие каких-то препятствий, а посланный по этому делу Софроний Лихуд был удержан в Москве Стефаном Яровским, как учитель греческой школы при типографии. Митрополит Иов боролся с раскольниками и в опровержение одной тетрадки о рождении антихриста написал Увещательный ответ от писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Иеросхимонах Герасим (Попов). Второафонский монастырь в Пятигорске Иеросхимонах Герасим (Попов). Второафонский монастырь в Пятигорске   День памяти — 26 октября Иеросхимонах Герасим (в миру Глеб Петрович Попов) родился 24 июня 1859 года в крестьянской семье в селе Рожковеч Орловской губернии. Впоследствии семья его переехала в село Правокумское Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. Образование Глеб получил домашнее и с детства имел склонность к монашеской жизни. Прожив до 23-летнего возраста в кругу своих родных, он отправился на Святую Гору. На Афон он прибыл 8 ноября 1882 года. Сначала жил на келлии святого Иоанна Предтечи, у старца Никанора (Кашина), где 10 декабря 1882 года был пострижен в мантию с именем Герасим, а 8 ноября 1886 года был рукоположен в иеромонаха. С самого своего поступления в обитель отец Герасим был назначен наместником. Эту должность он занимал до смерти своего старца с примерной ревностью и в больших трудах и заботах о делах обители. Все принесенное с собой состояние он употребил на ее благоустройство. После смерти старца Никанора он стал настоятелем келлии.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=271...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРАСИМ (ДОБРОСЕРДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Герасим (Добросердов). Фотография 1860-70-е гг. Герасим (Добросердов) ( 1809 - 1880 ), епископ Астраханский и Енотаевский , святитель Память 24 июня и в Соборе Сибирских святых В миру Добросердов (урожд. Попов) Егор [Георгий] Иванович, родился 26 октября 1809 года в слободе Бельской Балаганского округа Иркутской губернии, в семье причетника, с юности стремился к монашеству и подвигу юродства . Обучался в Иркутском духовном училище , Иркутской духовной семинарии . Отличался кротостью и добросердечием, за что ректор семинарии сменил родовую фамилию Попов на Добросердов. В ноябре 1827 г. из-за странного, по мнению некоторых преподавателей и сверстников, поведения был уволен из семинарии и помещен в дом для умалишенных. Позже по ходатайству губернатора И. Б. Цейдлера Добросердов был переведен в дом для призрения убогих, который называл Эдемом сладости, подвизался здесь в молитве. Вскоре по настоянию старца крестового храма г. Иркутска иером. Нифонта восстановлен в Иркутской духовной семинарии. В 1829 г. поставлен старшим над архиерейскими певчими, летом 1831 г. Иркутским архиеп. Иринеем (Нестеровичем) был направлен в качестве миссионера в улусы бурят. 10 августа 1832 г. Добросердов окончил духовную семинарию вторым учеником, служил учителем, а затем инспектором Иркутского духовного училища. Вступил в брак. Сын - свящ. Константин . 12 апреля 1836 г. был рукоположен во священника Иркутским еп. Иннокентием (Александровым) , служил в Преображенской церкви Иркутска . На него были возложены обязанности члена Иркутского попечительства о бедных духовного звания и члена духовной консистории. В 1841 - 1845 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии , которую окончил со степенью магистра, был назначен преподавателем богословия в Тверской духовной семинарии .

http://drevo-info.ru/articles/24912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Попов Иван Федорович; 1669, с. Красное Арзамасского у.- между 16.12.1737 и 1.01.1738, С.-Петербург), иеросхим., основатель Саровской пуст. Дед И. Степан Тарасьевич Попов был священником. Отец Феодор Степанович служил диаконом в церкви с. Красного, затем принял монашеский постриг, а перед кончиной - схиму с именем Феофан в арзамасском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре. 6 февр. 1689 г. в арзамасском Введенском мон-ре Попов был пострижен в монашество с именем Исаакий. Вскоре насельник Санаксарского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря мон. Филарет рассказал ему об уединенной местности Ст. Городище на р. Сатис. Посетив Ст. Городище с неким «единомысленным бельцом», И. поставил там крест в знак своего намерения поселиться. Затем И. на нек-рое время вернулся во Введенскую обитель, но в 1691 г. пришел на Ст. Городище вместе с мон. Филаретом. Свою «лубяную кущу» монахи поставили на месте кельи, в к-рой в 60-х гг. XVII в. подвизался мон. Герасим Саровский (Краснослободский) . Когда через нек-рое время мон. Филарет из-за тягот пустынножительства предложил вернуться в Санаксарский мон-рь, И. ушел вместе с ним. Вскоре И. вернулся на Ст. Городище вместе с послушником Андреем, но последний также покинул его. Оставшись один, молодой монах боролся с унынием, ленью и печалью. Временами он возвращался во Введенский или в Санаксарский мон-рь, но затем вновь уходил на Ст. Городище. 2 февр. 1692 г. в Москве митр. Сарским и Подонским Евфимием († 1696) И. был рукоположен во иерея. В том же году в тонком сне И. явился Киевский свт. Иларион и благословил молодого подвижника на пещерное жительство. На склоне горы И. ископал себе пещеру, положив т. о. начало знаменитым саровским пещерам. Иоанн (Попов), иеросхим. Фрагмент литографии К. Поля-Пети. 1861 г. (РГИА) Иоанн (Попов), иеросхим. Фрагмент литографии К. Поля-Пети. 1861 г. (РГИА) Основным источником по истории основания Саровской пуст.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Дмитрий [Митя Малый, Дмитрий толмач] (ок. 1465 - после 1536), переводчик, книжник, участник дипломатических миссий, младший брат Герасима Поповки (по к-рому, видимо, получил прозвище Герасимов). В юности Г. учился в Ливонии, где хорошо овладел лат. языком. С кон. 80-х гг. XV в. Г. вместе с братом, ставшим к тому времени владычным архидиаконом, принимал активное участие в трудах кружка книжников, существовавшего при дворе Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , получил прозвище Митя Малый (в отличие от др. участника кружка, Д. М. Траханиота, прозванного Дмитрием Старым). Г. входил в ближайшее окружение свт. Геннадия. Он сопровождал архиерея в поездке в Псков в 1495 или 1499 г., когда, как Г. сообщал позднее псковскому дьяку М. Г. (Мисюрю) Мунехину , псковские иконники спорили с архиеп. Геннадием относительно иконографии одного местного образа. Большое значение для деятельности Геннадиевского кружка (а позднее и прп. Максима Грека ) имела «Грамматика» Э. Доната, переведенная Г., возможно, еще в бытность его в Ливонии. В 1489 г. «в влыдычне дворе, повелением диакона Герасима Поповки» Г. переписал с болг. списка X в. творения свт. Афанасия I Великого , посланные затем в Кириллов Белозерский мон-рь (РНБ. Погод. 968. Л. 222 об.). Г. участвовал в переводе с латыни отдельных книг Геннадиевской Библии . В 1500 г. он завершил перевод надписаний псалмов из нем. Псалтири, начатый в 1498 г. толмачом Власием Игнатовым. Сохранилась рукопись, связываемая с именем Г., в к-рой кириллицей переписана лат. Псалтирь (ГИМ. Чуд. 53 (29)), в 1504 г. вместе со свт. Геннадием она переместилась из Новгорода в Чудов мон-рь. В 1501 г. по благословению свт. Геннадия Г. перевел антииудейский трактат Николая де Лиры «Contra perfideam Judeorum» (перевод опубл. Е. С. Фёдоровой). Возможно, именно Г. в 1504 г. перевел с латыни антииудейский трактат Самуила Евреина, изданный в Кёльне в 1493 г. (Т. Н. Копреева нашла принадлежавший Г. автограф данного перевода). Г. иногда ошибочно приписывалось авторство «Повести о белом клобуке» (на том основании, что в начале «Посыльной грамоты Дмитрия грека толмача», сопровождающей позднейшие списки «Повести...», упоминается «слуга архиепископа Геннадия Митя Малый»), а также послания архиеп. Геннадию «О летах седьмой тысячи», автором к-рого был Траханиот.

http://pravenc.ru/text/164623.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герасим (Добросердов), еп. Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 26.10.1809, слобода Бельская Балаганского окр. Иркутской губ.- 24.06.1880, Астрахань), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), еп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье причетника, с юности стремился к монашеству и подвигу юродства. Обучался в Иркутском ДУ, Иркутской ДС. Отличался кротостью и добросердечием, за что ректор семинарии сменил родовую фамилию Попов на Добросердов. В нояб. 1827 г. из-за странного, по мнению нек-рых преподавателей и сверстников, поведения был уволен из семинарии и помещен в дом для умалишенных. Позже по ходатайству губернатора И. Б. Цейдлера Добросердов был переведен в дом для призрения убогих, к-рый называл Эдемом сладости, подвизался здесь в молитве. Вскоре по настоянию старца крестового храма г. Иркутска иером. Нифонта восстановлен в Иркутской ДС. В 1829 г. поставлен старшим над архиерейскими певчими, летом 1831 г. Иркутским архиеп. Иринеем (Нестеровичем) был направлен в качестве миссионера в улусы бурят. 10 авг. 1832 г. Добросердов окончил ДС 2-м учеником, служил учителем, а затем инспектором Иркутского ДУ. Женился, 12 апр. 1836 г. был рукоположен Иркутским еп. Иннокентием (Александровым) во священника, служил в Преображенской ц. Иркутска. На Добросердова были возложены обязанности члена Иркутского попечительства о бедных духовного звания и члена духовной консистории. В 1841-1845 гг. обучался в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра, был назначен преподавателем богословия в Тверской ДС. Овдовел, 1 марта 1845 г. принял монашеский постриг, 1 окт. 1846 г. был возведен в сан игумена, 12 мая 1849 г.- в сан архимандрита. С 1846 г. Г. служил инспектором и преподавателем всеобщей истории и греч. языка в Кавказской ДС, с 16 апр. 1849 г.- ректором Кавказской ДС, с 31 окт. 1850 г.- ректором Симбирской ДС. Избирался председателем комиссий по экономическому устройству семинарий, цензором проповедей, а также директором попечительского об-ва о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты. С 1855 г. ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского Куряжского Преображенского мон-ря и благочинный епархиальных мон-рей. С 1860 г. ректор и профессор богословских наук в Калужской ДС, настоятель лихвинского Покровского мон-ря и благочинный епархиальных обителей. Общался с насельниками Оптиной пустыни . особо сблизился со схиархим. прп. Моисеем (Путиловым) . В 1862 г. участвовал в погребении прп. Моисея и избрании нового настоятеля - прп. Исаакия I (Антимонова) .

http://pravenc.ru/text/164539.html

XXIII. Продоложение следствия по делу о житии Феофана и о подметном письме. 1) Иеромонах Макарий. – Живописец Березин и устюжская партия. – Курская партия. – Никитины. – Допросы и истязания Яковлева. – Допросы и смерть Барсова В промежутках от допросов главных лиц, в разные времена допрашивали и решали дела о виновных в меньшей степени. – В 1732 г. 4 октября допросили известного переписчика Осиповых тетрадей иеромонаха Макария.Он показал, что ту тетрадь дал ему Иона в архимандричьей келье, снявши с полки. «Вот, говорит, послушай, я прочитаю». И после того дал переписать. Макарий возражал было, что не смеет взяться за это; но Иона обнадежил его, что ничего за это не будет. Когда Макарий переписал одну тетрадь, Иона дал ему за работу звено соленой рыбы, да кувшии пива, да вина две чарки. Декабря 16 Кабинет решил его дело: бить плетьми и освободить. – В 1732 г. 8 октября решено дело устюжской партии. Живописец Березин хаживал к Варлааму, потому что писывал ему иконы и портреты. Раз пришел он на троицкое подворье с устюжским купцом Герасимом Сидельниковым для покупки книг. Иона спросил его про бывшего епископа устюжского Лаврентия: как он с подданными обходится? Сидельников сказал, что не без труда, что-де он человек нравный и много бьет безвинно. По случаю разговора о Лаврентии Иона вспомиил о Феофане: вот-де у меня о новгородском «житие», и дал Березину с Сидельниковым. Березин прочитал его Сидельникову, а для себя снял копию. Сидельников показал, что ничего не выразумел из читанной тетради. Кабинет решил: Березина бить плетьми и освободить, а Сидельникова освободить без битья. – Поддьяка устюжского архиерейского дома Попова (Венчик он же) за то, что переписывал тетрадь для Березина, и товарища его Алексеева за то, что читал эту тетрадь, бить плетьми и освободить. – 16 декабря состоялись определения – о бывшем вагенмейстере при доме Екатерины Иоанновны Степане Колобове: бить плетьми и освободить; священника Василия Аникеева, который брал у Колобова тетрадь, тоже; синодального поддьякона Петра Федорова, который брал тетради у Осипа, – тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В начале 1867 года состоялся сход, куда были приглашены казачьи выборные (депутаты) от хуторов предполагаемого прихода. На сходе была обсуждена проблема отсутствия православного храма. Своим приговором депутаты решили: «1867 года, февраля 9 дня, Войска Донского жители хуторов станиц Чернышовской и Нижне-Чирской, именно: Обливскаго, Ребова, Глухманного, Попова, Лобачова, Солонецкаго, Сеньшина, Фролова, Нестеркина, Синяпкина, Малого и Большого Терновых, Лагутина и Ярскаго, содержащих Православную Веру, в нарочитом собрании своем имели совещание о том, что жительства их отсюда от приходских Станичных Церквей одних в 60, а других в 70 верстном расстоянии, что чрез это, особенно в вешнее при разливе рек и зимнее при сильных холодах, время, встречается часто чрезвычайное затруднение в поездках в станицы для исполнения необходимых христианских треб, как например: крещение детей, совершения браков и прочих треб. Поездки для этого крайне тягостны для людей больных и женского пола особенно. Что, кроме того, тягостно на душе каждого христианина невозможность видеть и слышать Божественную службу во время Великих Праздников, как например: Светлое Христово Воскресение, Рождество Христово и прочее; и что находясь в таковом затруднительном состоянии относительно исполнения христианских обязанностей своих и желая выйти из онаго в душевное утешение каждого, единодушно положили: просить Епархиальное начальство дозволить нам построить в хуторе Обливском, как центре всех абъесненных (перечисленных - Л.М.) хуторов, отстоящих от онаго от 2-х до 10 верст расстоянием, молитвенного дома во имя Великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, празднуемого 6 числа декабря. Для свершения службы в оном, отделить от Чернышевской Церкви одного из трех священников, которому и образовать приход из наших хуторов, содержание притча (священнослужителей: дьяка, псаломщика и т.д. - Л.М.) оставить на том праве, как и в станице. Постройку молитвенного дома произвести на сумму доброхотнодательно по чертежу Нижне-Чирской Дмитриевской церкви. Предоставить это исполнить хозяйственным нашим попечением без всякого участия в этом со стороны Инженерного ведомства. Попечителями постройки, сбора и хранения суммы назначить известных своим особенным усердием к Храму Божию урядника Герасима Черничкина, Осипа Барбумова, Дмитрия Егоров(ич)а Горбункова, Павла Марянина, Самуила Егоров(ич)а Черничкина и Емельяна Никит(ович)а Ващинникова.

http://sobory.ru/article/?object=15590

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010