Четвертый день. Поуч. 1-е. Препод. Герасим Иорданский. (О сострадательном обращении с животными и о грехах жестокого обращения с ними). I. Преподобный Герасим иорданский, память коего совершается сегодня, любил скотов и зверей, кормил их, ласкал и лечил. Однажды в великий пост, ходя по пустыне иорданской, он встретил льва с больною, от занозы отекшею, ногою. Святый старец вынул из ноги занозу, очистил и обвязал рану полотном, и отпустил зверя. Но лев, как бы в благодарность, не отходил от благодетеля и шел за преподобным. С того времени он кормил умного зверя и приказал ему караулить осла, возившего воду на нужды монастыря. Однажды лев заснул на солнце и не видел, как проезжающий купец из Аравии увел с собою осла. За такую беспечность братия стала возить воду на самом льве. Не много времени пришлось ему поработать за оплошность. Лев заметил того купца и, узнав осла, отбил его и еще 3-х верблюдов, навьюченных пшеницею, и привел в монастырь. По смерти своего благодетеля, преподобного Герасима, благодарный лев долго тосковал, рычал по нем и на могиле его издох. II. Препод. Герасим иорданский своим примером учит нас сострадательному обращению с животными. а) Человек имеет право, даже вынужден убивать животных, частию ради самозащиты, частию для удовлетворения своих потребностей. Но во всяком случае должно избегать всякой ненужной жестокости . Безпощадная жестокость и варварство против животных, находящия свое удовольствие в том, чтобы причинять им мучения, это от диавола. Истязание животных, принуждение домашних животных работать сверх сил ради большей корысти заслуживает названия несправедливости и грубого насилия. В противоположность истязанию животных, которое в не малых размерах совершается в наше время, так что для противодействия ему учреждаются особыя общества, – можно указать на закон Моисея, положения коего об обращении с животными дышат состраданием и кротостью, проходящими в этом отношении чрез весь в. завет. Праведник милует души скотов своих, говорится в притчах Соломона (XII, 10). Он доставляет им не только нужный уход, но дает им и необходимый покой. Не забудем слова Господа: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которое не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии города великого, в котором более 120,000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ионы IV, 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великий постник преподобный Герасим был родом из Ликии 1714 . Еще с молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился в пустыню вглубь египетской страны Фиваиды. Проведя там некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое отечество в Ликию. Затем он пришел в Палестину, в конце царствования Феодосия Младшего 1715 , и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он устроил обитель. Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии , был в Халкидоне четвертый вселенский собор святых отцов против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, учивших, что во Христе только одно естество – Божеское; святые отцы осудили их. После появились некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория 1716 . Таков был один инок Феодосий, зараженный нечестием Евтихия. Пришедши в Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей, но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего, жившую в то время в Иерусалиме. С помощью последней и многих, им совращенных палестинских иноков, он согнал блаженного Ювеналия , патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его. Оставшиеся верными правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую глубь пустыни. Первый удалился преподобный Евфимий Великий ; за ним последовали и другие святые отцы. В это время, по попущению Божьему, совращён был и преподобный Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл Иерусалимский 1717 в житии . Был тогда, говорит он, в Иорданской пустыни один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени Герасим. Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с нечистым духом; но, побеждая и прогоняя невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами – еретиками и впал в ересь Евтихия. В это время слава добродетельной жизни Евфимия распространилась повсюду. К нему и пошел преподобный Герасим в пустыню, называемую Рува, и поселился там надолго. Насытившись сладостью поучений и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает Кирилл. Наконец, святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и скрылся, неизвестно куда. Таким образом в Иерусалиме и во всей Палестине вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое заблуждение, воссоединилась к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Венец всего - любовь». Часть 2 26.06.2013 604 Время на чтение 19 минут Святой Герасим и его чудеса в современном мире В Москве подруга, увидев фото отца Хризостома , воскликнула: «Это же легендарный игумен!» Я удивленно спросила, откуда она его знает. И она рассказала: «Мне, как и многим, нравилось житие преподобного Герасима Иорданского, его дружба со львом. Но казалось, что все это в древности. А потом один лаврский монах передал мне книгу " Преподобный Герасим Иорданский и его святая обитель " : " Нужна тебе? " - " Конечно! " А про себя думаю: " Известное житие... Ну что там может быть нового?! Кому-нибудь подарю " . Села читать... Один игумен собирал разные истории о святом. Из них следовало, что святой Герасим Иорданский - здесь и сейчас, в наше время творит чудеса, подобные древним». Однажды в монастырь святого Герасима забрались воры. Они все перевернули в храме, украли древние иконы, даже священные сосуды и Евангелие. Игумен обратился в арабскую полицию - помощи не нашел. Тогда он обратился к военному коменданту, но, увы, также безрезультатно. Патриарх с недоверием отнесся к тому, что никаких следов нет, и дал игумену неделю на то, чтобы тот вернул священные предметы. Надо ли говорить, как расстроен был отец Хризостом! Он вернулся в монастырь, подошел к иконе святого Герасима и в сердцах говорит: " Столько лет я служу тебе с любовью и тщанием, а ты не хочешь помочь! Теперь уже и на меня пало подозрение, что я унес эти вещи! Не буду зажигать тебе лампаду и в колокола не буду больше звонить! " Погасил он лампаду перед иконой святого и в скорби ушел. Наутро прибегает к нему араб-полицейский, которому ночью явился святой Герасим и велел: " Иди к абуне, он скорбит. И скажи ему, что вы ведете поиски " . Оказалось, полицейские лишь делали вид, что прекратили расследование. Вскоре они напали на след похитителей, и те все вернули. Надо ли говорить, что отец Хризостом поспешил к святому Герасиму, зажег лампаду и благодарил его за помощь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Протоиерей Герасим Иванов ЖМП 2 февраль 2013 /  29 января 2013 г. 14:43 Протоиерей Герасим Иванов (+06.12.2012) 6 декабря 2012 года на 95-м году жизни отошел ко Господу старейший московский клирик митрофорный протоиерей Герасим Иванов. Родился Герасим Петрович Иванов в 1918 году в Москве в бедной семье. День рождения его точно неизвестен, в те времена этому не придавали значения, а праздновали день ангела — 17 марта, когда отмечалась память преподобного Герасима Иорданского. Когда паспорт в 16 лет получал, поставил себе день рождения 4 марта, то есть свой день ангела по старому стилю. Отца мальчик не помнил, тот погиб во время Гражданской войны. Известно, что он был художником, резчиком по дереву — вырезал иконостасы. Верующим Герасима воспитала мать Агриппина Герасимовна, сама она окончила церковноприходскую школу и хорошо разбиралась в вопросах вероучения. Она увлекалась чтением, любила читать как Священное Писание, так и русскую классическую литературу. Семья ходила в храм Петра и Павла на Преображенской площади. Смута послереволюционного времени повлияла на жизнь семьи, и мать, которую смущали современные нравы, проникающие в церковную жизнь, например разговоры во время службы или нецеломудренная одежда прихожан, стала ходить также на старообрядческие приходы. Крестила в старообрядческой церкви и сына. Запомнился отцу Герасиму один эпизод из его детства: " Помню, мама топит печь, мы жили в полуподвальном помещении, смотрит на раскаленные угли и плачет. Приговаривает: " Господи, Господи, угли даже на расстоянии обжигают, а как гореть-то будем? Как гореть? " А я спрашиваю: " Мама, неужели все гореть будем? " Она отвечает: " Нет, сыночек. Люди благочестивые, которые жили добро, по заповедям Божиим, будут радоваться. А мы-то грешные " . Этот случай батюшка часто рассказывал и отмечал, что слезы матери произвели такое сильное впечатление, что он уже в детстве осознал, что нет ничего страшнее греха и ничего прекраснее благодати Божией. Молились в семье подолгу. Бывало, перед именинами вместе с его дедом Герасимом молились всю ночь напролет, а было тогда мальчику десять лет.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

4-е Преп. Герасима Иорданского Преп. Герасим, живший в V веке, был родом из Ликии; с молодых лет принявший в сердце своё исключительный помысл о Боге, удалился он от мирского рассеяния и полюбил пустыню – пустыню, которая всегда привлекала к себе подвижников и в особенности стала им дорога с тех пор, как освятило её сорокадневное пребывание в ней Христа. Образ Христа, постившегося и молившегося в пустыне, привлекал возлюбивших подражание Ему, – и целый мир неизреченных духовных радостей приобретали пустынножители взамен отчуждения от земных пристрастий... Сначала подвизался преп. Герасим в Фиваиде, потом отошёл он в ту самую пустыню Иорданскую, где явил Господь Божественную победу Свою над искушениями злого духа... Пустыня эта находилась в 35-ти верстах от Иерусалима и в одной версте от Иордана; в ней поселился Герасим и, собрав вокруг себя многих братий, основал обитель и словом, и примером своим руководствовал всех пришедших к нему в подвигах иноческой жизни. Образ жизни этих иноков отличался строгостью. Пять дней в неделе они проводили в уединении, каждый в своей келье, питаясь только хлебом, финиками и водой, и то в небольшом количестве, и не готовили себе горячего кушанья. В субботу собирались в обители к Божественной службе и для причащения св. тайн; потом обедали за общей трапезой и в воскресенье, после обедни, расходились по своим кельям, взяв с собой запас пищи на всю неделю и финиковых ветвей для плетения корзин. Особенно строгим постничеством отличался сам преп. Герасим; во всю св. Четыредесятницу он не вкушал ничего до самого дня Светлого Воскресения и подкреплял себя только приобщением Христовых тайн. Воспоминание о строгом воздержании его может служить во все времена руководством в посильных для всякого подвигах воздержания и поста по уставу церковному. Пример св. Герасима хотя и недостижим для современной немощности, но он, по крайней мере, замыкает уста возражающих против возможности и благотворности поста. Он напоминает, что были люди, которые могли исполнить завет Христов: «образ даю вам, да якоже Аз сотворил, и вы творите» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года: что будет в храме? 10 мин., 16.03.2024 Воскресенье 17 марта называется Прощеным . Христиане просят прощения и прощают друг друга. В этот же день мы обращаемся в молитве к преподобным Герасиму Иорданскому, Герасиму Вологодскому и Иакову постнику. Церковь вспоминает благоверного князя Василия Ростовского, преподобномученика Иоасафа Снетогорского, мучеников Павла и Иулианию, святителя Григория, епископа Констанции Кипрской, и перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского. Самым известным русским святым, чья память совершается 17 марта, является святой благоверный князь Даниил Московский . Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Прощеное воскресенье 17 марта. Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года, воспоминание Адамова изгнания В воскресенье 17 марта в 2024 году Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая . Это воскресенье — последнее перед началом Великого поста. В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга и взаимно прощать. Подробнее о Прощеном воскресенье читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 8 С высоты снизшел еси, Благоутробне,/погребение приял еси тридневное,/да нас свободиши страстей,//Животе и воскресение наше, Господи, слава Тебе. Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

Согласно патериковому повествованию, печерский монах Н. С. во время половецкого набега на Киев попал в плен. Попытка одного из соотечественников выкупить его вместе с др. узниками не увенчалась успехом, монах от этого отказался. Когда о пленении стало известно родственникам святого в Киеве, к-рые были людьми знатными, они сами решили вернуть Н. С. на родину. Но, к их огорчению, он не пожелал свободы, оплаченной богатством, и возложил упование на Господа. Поступок Н. С. вызвал озлобление половцев, к-рые стали нещадно мучить монаха, требуя выкупа: его связывали, бросали в огонь, резали ножами, летом со скованными руками и ногами выставляли под палящие лучи солнца, зимой же выгоняли на снег и мороз, иногда на неск. суток оставляли без еды и питья. Это глумление над святым происходило ежедневно в течение 3 лет. Однажды Н. С. явился св. Герасим (прп. Герасим Иорданский (?), прмч. Евстратий Постник (?) - см. ниже), к-рый сообщил, что молитвами преподобных Антония и Феодосия , а также др. преподобных отцов Киево-Печерских он на 3-й день окажется в стенах родной обители. Об этом узник рассказал половчанину, под властью к-рого находился. Тот, решив, что Н. С. задумал бежать, приказал подрезать ему связки на голени и крепко стеречь. На третий день, когда пленник сидел в окружении стражников, он вдруг стал невидим, а с небес раздался голос: «Хвалите Господа!» Чудесным образом Н. С. был перенесен в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), где его встретила братия. Он сначала попытался скрыть от нее все происшедшее, но со временем все же поведал правду. Оковы, с к-рыми Н. С. не сразу пожелал расстаться, были сняты по распоряжению игумена и использованы при изготовлении вещей, необходимых для служения в алтаре. Спустя какое-то время половчанин, державший Н. С. в плену, прибыл в Киев для ведения переговоров о мире и посетил Печерскую обитель, где неожиданно для себя встретил бывш. узника. Пораженный этой встречей, он обо всем рассказал игумену и братии, а затем вместе со своими сородичами принял крещение и стал монахом.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

6-е Пр. Илариона, игумена и исповедника Иларион, сын придворного служителя, двадцати лет принял монашество в Далматском монастыре и был учеником пр. Григория Декаполита (20 ноября), там жившего тогда; через десять лет, проведённых в подвигах монастырского послушания, удостоен сана священства. По смерти игумена, братия хотела иметь себе его наставником, но он, бегая славы, удалился в некоторую обитель близ Никеи; открытый, убеждён был патриархом Никифором принять игуменство (в 806 году). Через девять лет, когда имп. Лев Армянин воздвиг гонение на православных, пр. Илариона принуждал он к своей ереси и отдал в распоряжение единомысленного себе патриарха Феодота, а этот держал его в тюрьме, томя голодом и жаждой. Монахи Далматского монастыря обещали царю исполнить его волю, если он возвратит им игумена их, и царь освободил Илариона. Но через год, уверившись в обмане со стороны монахов, послал туда военную силу, строго наказал всех, а Илариона заключил в тюрьму, потом посылал на заточение в разные монастыри около столицы (где игумены еретичествовали), где он терпел всякие озлобления. По смерти Льва (25 дек. 820) и пр. Иларион освобождён был, но в монастырь не возвратился, так как там игуменствовал еретик, а жил в поместье некоторой благочестивой вдовы, которая устроила ему келью с садиком при ней. Более семи лет прожил тут Иларион, а в царствование Феофила, снова нудимый к иконоборству, обличил царя в нечестии, наказан сто семьюдесятью ударами и выслан на остров Афузию (близ Константинополя, в Мраморном море), где и пробыл до смерти Феофила. По восстановлении же православия (842 г.) имп. Феодорой Иларион принял снова игуменство в Далматской обители и, прожив три лета, отошёл ко Господу. Преп. Виссариона Родом из Египта, преп. Виссарион всецело посвятил себя на служение Богу с ранней молодости. Посетив многих великих подвижников пустыни, между прочим и св. Герасима за-Иорданского, он, проникнутый духом их, и сам окончательно отрешился от всего мирского, скитался по горам и пустыням, не имея не только постоянного крова, но даже редко останавливаясь и под чужим кровом. Едва прикрытый ветхой одеждой, не обращая внимания ни на зной, ни на холод, дни и ночи проводя в молитве, среди которой часто подолгу забывал даже о пище, Виссарион, в безмолвном возношении ума и сердца к Богу, как бы отделялся от всего земного и удостоился от Бога дара великих чудотворений. Однажды, молитвой и крестным знамением превратил горькую морскую воду в годную для пития, чтобы утолить изнемогавшего от жажды своего ученика. Молитвой низводил дождь во время засухи, переходил через реки, как бы по земле, исцелял больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

архим. Иоаким (Специерис) Часть первая. Первый исход старца Иоакима в пустыню Глава первая. По направлению к ближним местам Иордана 7 1. Отправка из монастыря святого Саввы; прибытие в монастырь аввы Герасима, его история. Игумен Пахомий. Островок в Иордане между двумя его рукавами В субботу Светлой седмицы, 7 апреля 1890 года, из монастыря святого Саввы по направлению к реке Иордан вышли: я – Иоаким, монах Корнилин родом с Пелопоннеса, монах Каллистрат, также с Пелопоннеса, и иеромонах Панкратий из Прусы, которые все были из той же обители. Мы взяли себе в спутники двух арабов из тех, что живут вокруг монастыря в палатках, вместе с их ослами, чтобы перевозить все необходимое для путешествия и пребывания подле Иордана, поскольку решили остаться на его берегах на несколько дней. Идя пешком на запад от Мертвого моря, после шести часов пути, мы достигли монастыря аввы Герасима, который отстоит примерно на восемь километров от Иордана и на десять от Мертвого моря. Первым ктитором этого монастыря был авва Герасим Иорданский, имя которого носит эта обитель, а память его празднуется 4 марта. Впоследствии, в результате набегов варваров, монастырь был разрушен до основания. Восстановил его недавно ризничий Святого Гроба Евфимий, родом с Дарданелл. В 1890 году, на который приходилось наше путешествие, игуменом монастыря был иеромонах Пахомий, происходивший из Лаконии с Пелопоннеса. Этот Пахомий принял нас очень радушно и братски облобызал. Он поспешил рассказать нам многое о Мертвом море и об Иордане и о том, что Иордан в начале марта того года был в большом разливе. Действительно Иордан наводняется в марте месяце, поскольку тогда тают снега гор Ливанских, из которых истекает река Иордан. Часто он так сильно наводняется, что воды его поднимаются на 8 метров и выше. Все вокруг в пределах часа ходьбы, особенно к западу, превращается в беспредельное море. Однако такой подъем уровня вод не затягивается более чем на десять дней. Поскольку со стороны левого берега Иордана на протяжении часа ходьбы и более местность является равнинной и илистой, то Иордан каждый год меняет свое русло. Часто он разделяется на два рукава, так что образует остров с деревьями и камышами. Именно так случилось и в тот год. На расстоянии получаса ходьбы от того места, где ежегодно на Богоявление происходит Великое водоосвящение, по направлению к Мертвому морю Иордан разделился на два русла, которые через 1500 метров вновь соединялись в одно, и так образовался небольшой остров, покрытый ивами и камышами. Пахомий пробрался на этот остров на маленьком челне, который соорудил из ив, растущих везде по Иордану, расчистил большую часть его от мусора, принесенного на него Иорданом, и насадил прекрасный огород, в котором выращивал дыни, арбузы, кукурузу и другие овощи, необходимые для монахов. 2. Путь к Иордану, захватывающее описание островка. Чудо избавления от саранчи

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богословие и экология: святые Англии и мир дикой природы Об английских святых, которые дружили с животными 3 января, 2016 Об английских святых, которые дружили с животными Истории о том, как святые выручали из беды животных, хорошо известны. В языческом мире случалось и так, что дикие звери отказывались растерзывать мучеников, – эти события описаны в патериках. Существует множество сюжетов, которые повествуют, как отшельники, жившие в пустынях Египта и Палестины, помогали крокодилам, гиенам, львам и волкам. Можно вспомнить святого Антония Великого с диким ослом, святого Макария Египетского, святого Пахомия Великого, блаженного Иеронима со львом, святого Герасима Иорданского, святого Симеона Столпника и более близких нам по времени – святого Серафима Саровского и его медведя. Менее известны жития ирландских святых: в них описываются святой Кольмкилл (Колумба) с журавлем, святой Колумбан, святой Брендан, святой Кеннет, святой Киаран, святой Колман, святой Кевин и целая череда диких животных. Некоторые предполагают, что на деле все происходило иначе. Действительно, некоторые события превратились в мифы и легенды под влиянием средневековой идеологии, которая стремилась бросить тень на сияющую святость Ирландской Церкви досхизматического периода, однако невозможно отрицать все эти истории. Однако еще менее известны, чем эти, жития английских святых, друживших с животными. О них мы сейчас и поговорим. Лучше всего начать со святого Кутберта Линдисфарнского – великого аскета святого острова Великобритания, которому были подвластны даже природные стихии. В его житии, не оставленном без внимания даже самыми завзятыми атеистами-учеными, есть по крайней мере пять эпизодов, где святой соприкасается с миром животных. Хорошо известен сюжет о том, как святой покидал по ночам келью, чтобы бодрствовать в молитве, и возвращался в монастырь на общее богослужение. Однажды ночью один монах увидел, как святой Кутберт выходит из монастыря Колдингем, и последовал за ним. Святой спустился к морю, вошел в холодную воду по шею и начал петь церковные песнопения и молитвы. Едва забрезжил рассвет, он вышел на берег и продолжил молитву. К нему присоединились две выдры, которые прибежали, чтобы вытереть своим мехом его ноги и отогреть их своим дыханием – так, чтобы восстановить кровоток.

http://pravmir.ru/bogoslovie-i-ekologiya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010