Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Черлёного Заболоцкий Григорий Петрович; † после 1556), еп. Смоленский и Брянский. Был 2-м сыном дмитровского боярского сына Петра Федоровича Тонкого Черлёного Заболоцкого, представителем младшей ветви старомосковского боярского рода, известного со 2-й пол. XIV в. В источниках впервые упоминается ок. 1504 г., когда вместе со старшим братом Иваном был отмечен как владелец с. Нового и деревень Починки, Ильково и Лаптево в Дмитровском у. (ДДГ. 94. С. 376). Г. Заболоцкий принял постриг с именем Гурий в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре (Рязанский еп. Леонид называет Г. среди пострижеников Иосифова мон-ря в челобитной царю Феодору Иоанновичу - АИ. Т. 1. С. 411. 216). Выбор обители мог быть обусловлен тем, что в 1-й трети XVI в. неск. ближайших родственников Г. служили при дворе дмитровского кн. Юрия Ивановича, во владениях к-рого располагались вотчины Иосифова волоколамского мон-ря. Возможно, ок. 1526-1528 гг. Г. стал настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , сменив в этой должности архим. Герасима (Замыцкого) . В кон. 20-х гг. XVI в. Г. стал игуменом Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Во время его настоятельства, 6 февр. 1539 г., обитель получила от вел. князя ружную грамоту. 16 марта 1539 г. Г. был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, хиротонию возглавил митр. Иоасаф (Скрипицын) . (Митр. Иоасаф, незадолго до этого - 6 февр. того же года - возведенный на митрополичий престол после низложения митр. Даниила, в марте заместил сразу 3 вакантные епископские кафедры: Ростовскую, Суздальскую и Смоленскую.) 16 марта 1542 г. Г. участвовал в Соборе по избранию и поставлению в митрополита Московского и всея Руси свт. Макария . 19 марта 1542 г. на переговорах с литов. послами в Москве рус. сторона подняла вопрос о праве Г. на дань с церковных сел на территории Литовского великого княжества - под Оршей, к-рыми владели Смоленские епископы. Рус. дипломаты отметили, что оршанский наместник кн. В. Ю. Толочинский-Друцкий писал Г. о том, что, «которые села Пречистые Смоленские в королеве стороне, а доход с них идет владыке, и владыка бы на те села крепостей доискался да прислал к нему, а велел дани брати с тех сел». По-видимому, Г. предоставил акты на церковные села под Оршей, и во время переговоров московские бояре просили литов. послов, чтобы кор. Сигизмунд I «велел с тех сел доходы давати владыке по старине». Литов. сторона ушла от ответа, заявив, что не имеет по данному вопросу указаний от короля (СбРИО. 1887. Т. 59. 9. С. 164). Со спорами о доходах Смоленского архиерея связано изготовление в XVI в. списков учредительной грамоты Смоленской епископии (2-я четв.- сер. XII в.).

http://pravenc.ru/text/168386.html

Установление литургического почитания И. М. на Руси относится, по всей вероятности, ко 2-й пол. XVI в. Служба ему отсутствует в ранних списках Миней «новым чудотворцам», появившихся после канонизационных Соборов РПЦ 1547 и 1549 гг. Наличие ее в 2 списках Праздничных миней 1592 г. (см. ниже), вложенных в вотчинные храмы Строгановыми, к-рые были тесно связаны с царским и патриаршим дворами, свидетельствует, что во время царя Феодора Иоанновича такое почитание уже существовало. Посвящение И. М. храмов в России неизвестно. Гимнография Полная служба И. М. в южнослав. традиции неизвестна; не исключено, что ее и не существовало (ср.: Българската лит-ра. 1987. С. 237). Особенно показательно в этом смысле ее отсутствие (нет даже тропаря и кондака) в Минеях праздничных 2-й пол. XIV - нач. XV в. (Ath. Zogr. 106; Кострома, ГАКО. 426), созданных при патриархе Евфимии и его окружении. Тропарь и кондак 3-го гласа на перенесение мощей И. М. представлен в месяцесловной части Тропарника в составе Псалтирей с восследованием и Часословов, южнослав. рукописная традиция к-рых недостаточно изучена (сведения о списках XVI-XVIII вв. см.: Христова Б., Караджова Д., Икономова А. Български ръкописи от XI до XVIII в., запазени в България: Своден каталог. София, 1982. По указ.; 1965. С. 41). Старшие известные болг. списки находятся в Тропарнике (кон. XIV в. Ath. Chil. 343. Л. 16 об.) и в Псалтири с восследованием кон. XIV - нач. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 309. Л. 205 об.- 206). К нему, по всей видимости, восходит большинство ранних рус. списков песнопений - в т. н. «Псалтири митр. Киприана» (рус. рукопись 1-й четв. XV в.: МДА. Фунд. 142), в Псалтири с восследованием кон. XV в. волоколамских иноков Герасима Замыцкого (Там же. Волок. 152) и Герасима Чёрного (ГИМ. Епарх. 90), волоколамский сборник посл. четв. XV в. (Там же. 299) и др. (см.: Смирнов. 1940). В рус. литургической практике (в совр. печатных служебных Минеях) известна приуроченная к 21 окт. служба И. М. ( Спасский. 2008. С. 30-37, 417), написанная в нач.

http://pravenc.ru/text/389221.html

Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) В качестве Предстоятеля Русской Церкви Д. возглавил значительное число епископских хиротоний: Ионы, архим. Юрьева новгородского мон-ря,- во епископа Рязанского (23 марта 1522; еп. Иона сменил на кафедре Сергия, оставившего епархию 3 марта 1522, по предположению Зимина, из-за близости к нестяжателям); Акакия, архим. Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, постриженика Волоколамского мон-ря,- во епископа Тверского (30 марта 1522); племянника прп. Иосифа Вассиана (Топоркова), ставшего епископом Коломенским и деятельным сторонником Д. (2 апр. 1525); Алексия, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, занявшего Вологодско-Пермскую кафедру (9 апр. 1525). Наиболее известным иерархом, к-рого поставил Д., был Новгородский архиеп. св. Макарий, бывший до этого архимандритом можайского Лужецкого мон-ря, хиротония была совершена 4 марта 1526 г. (к тому времени Новгородская кафедра оставалась вакантной 17 лет после сведения с нее Серапиона). Также 4 марта 1526 г. Ростовским архиепископом стал архим. Спасского мон-ря в Суздале Кирилл III. 20 февр. 1536 г. Д. поставил в Смоленск еп. Савву (Слепушкина), постриженика Иосифо-Волоцкого мон-ря. Исследователи отмечали, что большинство поставленных Д. архиереев принадлежали к его идейным сторонникам (иосифлянам). Среди ближайших сподвижников Д. следует назвать также Крутицкого еп. Досифея (Забеллу), чудовского архим. Иону (Собину), симоновского архим. Герасима (Замыцкого). При Д. совершились канонизации прп. Макария Калязинского - 9 окт. 1523 г. (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и прп. Пафнутия Боровского - в 1531 г. Отношения между государством и Церковью Митр. Даниил поставляет Савву (Слепушкина) во епископа Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 13 об.)

http://pravenc.ru/text/171216.html

Г. был не только писцом-каллиграфом, но и ценителем книжного и иконописного искусства. Будучи симоновским архимандритом, он приобрел и вложил в Иосифов мон-рь Четвероевангелие Варлаама Доброписца (РГБ. Ф. 113. 17, 80-е гг. XV в.) - один из лучших памятников своего времени по письму и орнаментальным украшениям. Это же относится к миниатюрам рукописи, содержащей Лествицу и Паренесис (РГБ. Ф. 304/I. 162), к-рую Г. дал вкладом в Троице-Сергиев мон-рь. Одна из миниатюр («Видение Иоанна Лествичника») имеет общие черты с работами круга Дионисия Иконника . Основываясь на том, что имя Г. внесено в братский синодик Кириллова Белозерского мон-ря ( Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1894. Т. 1. Вып. 1. Прил. 5. С. LXV), Г. В. Попов предположил, что Г. скончался в этой обители. Др. т. зр. высказали П. М. Строев и А. А. Зимин, к-рые, руководствуясь данными о книжных вкладах Г. в Иосифов Волоколамский мон-рь, предположили, что Г. скончался в Волоколамском мон-ре, пребывая там на покое. Ист.: Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР. Л., 1991. С. 24-41; Описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 и 1591 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//Там же. С. 42-99; АФЗХ: Акты Моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.)/Сост.: Л. И. Ивин. Л., 1983 (по указ.). Лит.: Строев. Стб. 150; Попов Г. В. Дионисий и моск. миниатюра: (Илл. Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника)//ДРИ. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 256-285; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//Там же. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974. С. 161-162; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.). А. В. Кузьмин, Н. В. Синицына Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/164577.html

Пимена, инока киево-печерского, 676, 712–714, 747, 779, 800, 803, 805. Поликарпа, архим. киево-печерского, 714. Прокопия юродивого, устюжского, 679. Прохора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800, 803. Саввы, игум. вишерского, 667, 668. Саввы сторожевского, 672, 692. Святоши, кн. черниговского, 676, 712–714, 800. Серапиона, архиеп. новгородского, 636, 637, 694, 783. Упом. 647. Сергия, игум. радонежского, 116, 136, 264, 466, 599, 618, 640, 641, 643, 662, 663, 694, 698, 699, 717, 718, 746, 755, 761–763, 771, 777, 778, 787. Сергия обнорского, 667, 668. Симона, еп. владимирского, 714. Спиридона киево-печерского, 676, 712–714, 800. Стефана, еп. пермского, 315, 626, 805. Стефана махрищского, 637, 679, 692. Тита (и Евагрия), иноков печерских, 676, 712–714, 751, 771, 795, 800, 805, 806. Филиппа Колычева, митр. всероссийского, 694, 697, 809. Филиппа ирапского, 654. Феодора киево-печерского, 676, 712–714, 800. Феодора, кн. смоленского и ярославского, 263, 466, 630, 643, 647, 664, 665, 788, 790, 805. Феодосия, игум. киево-печерского, 39, 676, 712–716, 724, 775, 788, 800, 805. Жития Святых краткия см. Пролог книга. Жюк Яков Феодоров, подъяк Патриархов, владелец, 132. Заветы Патриархов, 38, 39, 729–731. Загадки книжных писцов, 151, 191, 192, 201, 692, 730, 733. Закона градского главы, 15, 205, 206, 208. Закхей Вагил, 180, 755. Замыцкой Герасим, инок Кириллова мон., вкладчик, 162. Замыцкой Варсонофий, казначей Серг. мон., владелец, 469, 551, 579, 592. Заповеди, под именем св. Отец, ложные, 204. Затмение солнца, 341, 765. Захария, пророк, 63, 89–91, 664, 665, 674. Захарии препод. послание, 757. Звенигородский князь Георгий, автор, 679. Зерцало см. Диоптра. Зерцало богословия, книга, 195. Зерцало великое, 711. Зизаний см. Лаврентий. Зиновий, игум. Троиц. Серг. мон., 190–194 [?] 407, 669, 746. Зиновия, монаха, слово, 664, 665. Зиновий, инок Отенского мон., 422. Златая Чепь см. Чепь. Златоуст см. Иоанн. Злобин Тимофей Моисеев, владелец, 296. Знамения икона см. Иконы. Зодиак и знаки его, 177.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

CPG 7850–7853 (=CPGS 7852); DS 8. 369–389 Преп., игумен Синайского монастыря. По названию своего классического произведения часто именуется также «Лествичником». Умер ок. 649 г. (см. 4 .1820). Прежняя традиц. датировка жизни (которой продолжали придерживаться нек-рые ученые и после публикации Ф. Но) – не позднее конца VI в. Житие BHG 882–883h 1728 . PG 88. 596–608. Сост. Даниилом Раифским. Версии, рукописи и издания см. в BHG. Лествица Греческий текст Рукописи и схолии 1729 . Cataldi Palau А. С. Note alle glosse lessicografiche del ms. Urbani 29 (Genova, Biblioteca Franzoniana)//Bollettino dei classici. Roma 1990. 11. 206–221. [Глоссы в рук. Иоанна Лествичника X в. Предпол. о происх. копии и схолий из круга Арефы]. 1730 . D’Agostino М., Lugato Е. loannes Klimax, Scala Paradisi (Vat. gr. 1754, s. Xl/XII)//Oriente Cristiano e Santità Figure e storie di santi tra Bizanzio e l’Occidente/A cura di Gentile S. Venezia 1998. 181–186. 1731 . Géhin P. Le plus ancien manuscript grec de l’lnstitut Français d’Études Byzantines (IFEB 45)//REB 1995. 53. 289–293. [В первой части ркп XIV в. ряд слов в сопровождении 124 схолий; тексты второй части под именем Нила, но принадлежат, в осн., Евагрию]. 1732 . Noret J. Le dernier binion du manuscript Pantéléimon 548: du Jean Climaque avec des scholies, partiellement inédites//Philohistôr. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. Schoors A., Deun P. van. Leuven 1994. 251–256. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60). 1733 . Osieczkowska C. Note sur le Rossianus 251 de la Bibliothèque Vaticane//Byz 1934. 9. 261–268. 1734 . Papadopulos-Kerameus Α. Φωτου Πατρνρχου Σχλνα ες τν Κλμακα//Правосл. Палестинский сборник. 1892. 2(11). 21–24. 1735 . Smith A. Codex Climaci rescriptus. Cambridge 1909. (Horae Semiticae. 8). Иллюминированные рукописи 1736 . Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра (Иллюстрации Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого – памятник белозерского периода деятельности артели художника)//Древнерусское искусство: Рукописная книга. М. 1972. 256–285. [Анализ Лествицы в собр. РГБ, ф. 304, 162].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

а от того пала не просит никакого прибытка, но только хочет хвалы Божией и соединения христоверних... А если захочет князь великий за свою отчину Константинопольскую стоять, и он имеет ныне пригоден путь да и помощь, что ни за сто лет до этого наследники константинопольские не имели» 952 ... В то же время папа хотел отклонить вел. князя от союза с магистром Ордена, искавшим помощи у вел. князя против Польши. Поэтому тот же Шонберг сообщал: «А ведомо, что Литву не надо оружием воевать: время ее воюет, так как король не имеет наследника, а то известно, что Москва не захочет никакого государя ляха над собой иметь, а ляхи литвина и от того разорятся оба государства». Тем не менее, посольство это успеха не имело, так как вел. князь отвечал через посла (Замыцкого) магистру, что он готовь быть с папой в дружбе и согласии, но закон греческий, как держал, так и впредь того держать крепко хочет 953 . Еще после второго посольства вел. князь через магистра отправил письмо (первое) к «фрянцовскому королю» (надписанное «Каролу» – Карлу VIII), с просьбой содержать магистра в милости и защите от польского короля; а вслед за третьим посольством он послал через того же вел. магистра второе письмо к франц. королю и другие письма к курф. немецким и архиеп. майнцскому о защите Ордена 954 . Однако, папа Лев Х в 1519 г. (сент. 26) повторил свои настояния через легата Захарию, епископа гардиенского 955 . В 1521 г. был в Москве от папы Льва генуэзец Павел Чентурионе с поручением о торговых делах 956 и вторично в 1524 (папы Климента VIII) с предложением о вере и королевском титуле 957 . С этим последним и ответной грамотой в апр. 1525 г. отправился Дмитрий Герасимов с обычными любезностями и обещаниями, «стоять против неверных» 958 ; а с ними прибыл посол папы Климента, Иоанн Франциск, епископ скаренский, которому с импер. послом Герберштейном удалось уладить перемирие с Польшей 959 . С ним же отправлены в Рим (в дек. 1526 г.) московские послы (Трусов и Лодыгин), возвратившиеся только в 1528 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Г3 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 1 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 317 л., полууставом XV в. Обложено красною камкою. Имеются четыре изображения евангелистов, раскрашенные красками, по золотому полю. Красивые заставки и заглавные буквы также раскрашены красками и золотом. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание болгаро-русское, с юсами. Фабричный бумажный знак – у Тромонина 126. 1485 г. – Леонид, Сведение... II, стр. 8–9. Г4 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 2 (фундам.), нис. на лощеной бумаге, в л., на 341 л., XV–XVI в., с изображениями евангелистов (впрочем, изображение евангелиста Иоанна вырвано еще до нумерации листов). И по заставкам, и по правописанию, и по месяцеслову сходно с предшествующим Евангелием (Г3). Леонид, архим. Свед., II, стр. 10. Г5 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 3 (фундам.), пис. па лощеной бумаге, в л., в один ряд, по 12 строк, на 738 л., крупным уставом XV–XVI в. Изящно нарисованные по золотому полю и превосходно сохранившиеся изображения евангелистов, изящные заставки и заглавные буквы. Обложено парчею с золотными разводами, жуки серебряные, застежки также серебряные, искусной филигранной работы. На внутренней стороне передней доски надпись: герасима солочиского. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. – Леонид, Свед., II, стр. 10–11. Г6 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 17 (Волокол.), пис. на бум., в л., на 386 л., полууставом XV в. На 1-м белом листе надпись древняя: писмо варлаама доброписца. а да его в до прчтые бци. бывшеи архиманритъ симоноскои гераси замыцкои. Пред каждым евангелистом написаны красками символические изображения, с пробликовкою по местам золотом: пред евангелистом Матфеем написан ангел, пред Марком – орел, пред Лукою – телец, пред Иоанном – лев. Пред месяцесловом изображен преподобный. Русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. Иосиф иером. Опись.. М. 1882, стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Лит.: Martin J. R. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954; Д. Црква у Нови споменик сликарства Моравске Републичког завода за заштиту споменика културе. Београд, 1956. 1. С. 147-155; Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских письма К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 171-198; Д. Jobah Лествичник у buзahmujckoj и cmapoj cpnckoj Београд, 1968; Heppell M. The Rila Manuscripts of the «Lestvica» (Scala Paradisi)//Bsl. 1971. Vol. 32. P. 276-283; Попов Г. В. Дионисий и моск. миниатюра: Иллюстрация «Лествицы» в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. С. 256-286; Г. О портретима у и jeдhoм виду инвеституре владара//ЗЛУ. 1979. С. 151-177; Лихачева В. Д. Болгарская миниатюра 2-й пол. XIV в. с изображением Иоанна Климакса//Българско средновековие: Българско-съветски сб. в чест на 70-годишнината на проф. Ив. Дуйчев. София, 1980. С. 349-353; Саенко Л. П. К истории слав. перевода «Лествицы» Иоанна Синайского//Русско-болг. связи в области книжного дела. М., 1981. С. 51-57; Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски кирилски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 308-325; Рус. искусство XV-XX вв.: Из фондов ГРМ. Л., 1989. С. 25-216. Ил. 3; Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст./ГРМ. Спб., 1993. С. 169. Кат. 376; Платонов В. Г. Иконопись//Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 15. Примеч. 37; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. Кат. 1, 2, 13; Пуцко В. Г. Лествица райская Иоанна Лествичника в ранней старообрядческой иконописи//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы 6-й науч.-практ. конф. М., 2002. С. 293-298; То же//Кижский вестн. Петрозаводск, 2002. 7. С. 148-152; Byzantium: Faith and Power (1261-1557)/Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004. Cat. 239. P. 383-384; Образы и символы старой веры: [Кат. выст.]. Спб., 2008. Кат. 182; Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. Кат. 1. С. 36-39; Русские иконы в собрании М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 106, 159; Тысяча лет рус. паломничества: [Кат. выст.]/ГИМ. М., 2009. Кат. 651.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

С. 278-281; Успенский Л. А. Исихазм и расцвет рус. искусства//ВРЗЕПЭ. 1967. 60. С. 252-270; Николаева Т. В. О нек-рых волоколамских древностях//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. С. 365-385; Попов Г. В. Дионисий и моск. миниатюра: (Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника)//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 1. С. 256-287; он же. Живопись и миниатюра Москвы сер. XV - нач. XVI в. М., 1975; он же. Роспись кон. XV в. в Воскресенском соборе Волоколамска//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 237-244; он же. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993; он же. Чернец Андрей Рублев, старец Митрофан, Дионисий «иконник» и моск. Симонов мон-рь//Худож. культура Москвы и Подмосковья XIV и нач. ХХ в.: Сб. ст. в честь Г. В. Попова. М., 2002. С. 422-438; он же. Вопросы изучения творчества Дионисия//ДРИ. М., 2005. [Вып.:] Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в. С. 9-25; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст.: Кат. выст. Л., 1981; Лелекова О. В. , Наумова М. М. Исследование красочного слоя росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 1985. Вып. 1. С. 134-168; 1988. Вып. 2. С. 208-230; они же. Росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове: По данным реставрационных исслед.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 84-95; Федышин Н. И. О датировке ферапонтовских фресок//Ферапонтовский сб. 1985. Вып. 1. С. 38-46; Рыбаков А. А. О датировке фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря//ПКНО, 1986. М., 1987. С. 283-289; Дергачёв В. В. Родословие Дионисия Иконника//Там же, 1988. М., 1989. С. 210-225; Меняйло В. А. Новые данные о творчестве Дионисия//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 56-62; он же. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; Гусева Э. К. Икона «Кирилл Белозерский» кон. XV - нач. XVI в. из собр. ГРМ//ДРИ. М., 1989.

http://pravenc.ru/text/178357.html

  001     002