Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ [лат. Ecclesia Cluniacensis, ordo Cluniacensis], одно из самых крупных монастырских объединений в Зап. Европе, возглавляемое аббатством Клюни и возникшее в связи с клюнийской реформой. До X-XI вв. К. к. называли «церковью» (ecclesia) и «объединением» (congregatio). Руководитель К. к. аббат Петр Достопочтенный (1122-1156) использовал также выражения «чин» или «орден» (ordo), «сообщество» (societas) и «тело» (corpus); последние определения были призваны подчеркнуть единство дисциплины и богослужения в мон-рях К. к., к-рые представлялись как единое «тело» во главе с аббатом Клюни (Петр Достопочтенный писал о «теле Клюнийской церкви» - Le cartulaire du prieuré de Notre-Dame de Longpont. Lyon, 1879. P. 69-70). Впосл., когда К. к. приобрела черты монастырского объединения орденского типа, наибольшее распространение получило определение «орден», к-рое систематически использовалось в статутах аббата Гуго V (1200). Монастырь Роменмотье (Швейцария). Кон. X - 1-я пол. XI в. Монастырь Роменмотье (Швейцария). Кон. X - 1-я пол. XI в. Формирование К. к. и первые аббаты Согласно грамоте об основании Клюни (909 или 910), 1-м аббатом мон-ря был Бернон († 927), возглавлявший к этому времени неск. монашеских обителей. Эти мон-ри перечислены в завещании аббата Бернона: его родственник Гвидон получил Жиньи, Бом (Бом-ле-Муан, ныне Бом-ле-Месьё) и Мутье-ан-Брес с небольшой обителью (cella) св. Лаутена (Сен-Лотен)); настоятелем мон-рей Клюни, Деоль и Массе стал св. Одон († 942) (Bibliotheca Cluniacensis. 1915. Col. 9-12). Св. Одон, ставший настоятелем Клюни в 926 или 927 г., в юности был каноником ц. св. Мартина (Сен-Мартен) в Туре и впосл. вступил в мон-рь Бом, которым в то время управлял Бернон. Обладая крупным книжным собранием, св. Одон получил прекрасное образование; возможно, именно он («диакон Одон» - Oddo levita) составил грамоту об основании Клюни. Св. Одону принадлежат аскетические сочинения (трактат «Беседы» (Collationes) и пространная поэма «Occupatio», посвященная спасению человеческого рода), эпитома Моралий на книгу Иова свт. Григория I Великого, Житие св. Геральда Аврилакского (Орийакского), а также проповеди и гимны.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Pref. 1). Но если и в мон-рях «всякий порядок уставной жизни (ordo religionis) и христианства обратился в дурное», некому стало бороться против «чудовища зла [мира]» ( Idem. Collat. II 38). К теме духовного разложения (corruptio) монашества в X в. обращались и др. клюнийские авторы. По свидетельству Иоанна Салернского, биографа Одона Клюнийского, в юности тот искал образец для подражания благочестивой жизни, однако пришел к выводу, что не осталось нигде в Галлии истинных монахов (Vita S. Odonis. I 22//PL. 133. Col. 53); то же писал и Одон о св. Геральде Аврилакском, к-рый, не найдя обители, отвечавшей его устремлениям, основал мон-рь св. Петра и, подобно герц. Гийому Аквитанскому, даровал ему «привилегию свободы» ( Odo. Vita S. Geraldi. II 6-9). Аналогичные высказывания содержались и в Житии св. Иоанна из Горце (BHL, N 4396), составленном сторонниками лотарингской монашеской реформы. Целью К. р. было восстановление «истинного порядка» в монастырях, что, по мысли Одона, приведет к восстановлению порядка в жизни как мирян, так и служителей Церкви. Ощутимым следствием К. р. стало институциональное обновление бенедиктинского монашества в форме сообщества реформированных мон-рей (Клюнийской конгрегации), в деятельности к-рых выражалось специфическое «клюнийское» самосознание, особенно отчетливо наблюдаемое в монастырских обычаях (consuetudines), осознание собственного отличия и особой миссии - спасения христиан от «зла мира». Однако никаких принципиально новых идей клюнийцы не предлагали. Все теоретические построения Одона Клюнийского представляют собой переосмысление творений отцов Церкви - прп. Иоанна Кассиана Римлянина , прп. Венедикта Нурсийского , свт. Григория I Великого , папы (еп.) Римского. Не случайно главный трактат Одона «Collationes», где автор размышлял о том, что значит быть монахом (propositum monachi) и христианином, носит то же название, что и сочинение прп. Иоанна Кассиана, одного из основателей зап. монашества, повлиявшего на идеологию бенедиктинцев в целом.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Среди добродетелей И. особо подчеркивается нищелюбие, аскетизм и усердие к молитве. «Благочестивая кража» является лейтмотивом повествования. Так, И., «крадучись», шел в крипту храма и тайно молился, «втихомолку» победил страшного дракона, «украдкой» раздавал монастырское добро нищим. Аскетизм святого в Житии трактуется как мученичество при отсутствии гонителей, внутренняя готовность к жертве. Отдельно описан конь И., к-рого агиограф сравнивает с Валаамовой ослицей,- оберегая изнуренного ночными бдениями всадника, животное самостоятельно останавливалось перед обрывами и обходило преграды. Верность коня хозяину подчеркивает традиц. топос: смирное со святым, животное имеет неукротимый нрав и не подпускает др. седоков. Сходной семантикой обладает образ «запряженного единорога», являющийся аллегорией благочестивого мирянина на службе Церкви. Образ заимствован из Жития св. Геральда Аврилакского , составленного св. Одоном Клюнийским. И. род. в г. Фределас (ныне Памье, деп. Арьеж) и получил начальное образование у августинских каноников при ц. св. Антонина. Согласно Житию, он покинул родной город, последовав за странствующим аббатом Госцелином, и впосл. принял монашеский постриг от Агдского еп. Стефана. Госцелин и И. проследовали в Марсель, где жили родственники аббата. Как паломник И. посетил мон-рь Сен-Виктор, реформированный ок. 977 г. аббатом Гвифредом на основе устава прп. Венедикта Нурсийского . Привлеченный славой св. Иоанна Кассиана и мучеников, мощи к-рых покоились в обители, И. остался вопреки уговорам Госцелина. Вскоре был назначен на должность писца (составителя грамот), затем стал приором. После смерти Гвифреда († 1020/21) был избран настоятелем мон-ря. Согласно Житию, аббат мон-ря Монмажур, возглавлявший совещание братии, предложил насельникам узнать волю Божию, спросив мнение самого юного из воспитанников обители. Когда мальчик указал на И., монахи восприняли его выбор как указание свыше. И. стал аббатом мон-ря Сен-Виктор в период острого социально-правового кризиса в Провансе (1018-1037).

http://pravenc.ru/text/293826.html

Бишоффа, доказал, что эта эпитома была составлена еще в 1-й пол. IX в. ( R ä dle F. Studien zu Smaragd von St. Mihiel. Münch., 1974. S. 45-49). Г. Брага отметила, что ошибочная атрибуция О. может восходить к клюнийскому аббату св. Гуго I, к-рый стремился выстроить раннюю историю Клюни ( Braga G. Problemi di autenticità per Oddone di Cluny: L " Epitome dei Moralia di Gregorio Magno//Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 1977. Vol. 18. N 2. P. 45-145). Исследовательница предположила, что подлинный труд О. сохранился в рукописи Paris. lat. 2455. Fol. 1-187 (XII-XIII вв.; в колофоне указаны 1210 г. и принадлежность Бернарду Итье (1163-1225), монаху аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе). Судя по методу работы с текстом свт. Григория Великого, О. обращал внимание не столько на толкование конкретной ветхозаветной книги, сколько на рассуждения святителя об общих вопросах нравственности и богословия. Особенно О. интересовали такие темы, как борьба с бесами, типология грехов и страстей, причины отпадения диавола, его постоянные попытки искушать человека, пришествие антихриста и преследование святых в конце времен, а также Бог как Судия и помощь Его ангелов человеку. Агиографические. О.- автор Жития св. Геральда Аврилакского (Орийакского) (помимо рукописной традиции об этом свидетельствуют упоминания Адемара Шабанского - Ademari Cabannensis Chronicon. III 25// Idem. Opera omnia. Turnhout, 1999. Pars 1/Ed. P. Bourgain. P. 147. (CCCM; 129). Известно не менее 3 редакций Жития Геральда (2 пространные и краткая). С именем О. большинство исследователей связывают 1-е пространное Житие в 4 книгах (BHL, N 3411; изд.: PL. 133. Col. 639-704; новое изд.: Odo. Vita S. Geraldi). После исследования А. Понселе ( Poncelet A. La plus ancienne Vie de S. Géraud d " Aurillac († 909)//AnBoll. 1895. T. 14. P. 89-107) именно эта редакция признается оригинальным сочинением, от к-рого зависят все остальные ( Bultot-Verleysen A.-M. Le dossier de S. Géraud d " Aurillac//Francia. Sigmaringen, 1995. Bd. 22. N 1. P. 173-206; Eadem.

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Лист из Пассионала. Кентербери. XII в. (Lond. Brit. Lib. Arundel. 91. Fol. 47v) Геральда Аврилакского , написанное аббатом Одоном Клюнийским . Агиограф вывел новый тип святого - благочестивого аристократа, живущего монашеской жизнью в миру. Такой образ был актуален в условиях характерного для этого времени антагонизма местной светской и церковной власти. Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) В эпоху Каролингов получил развитие и жанр биографии. Ранние произведения (напр. Эйнхард . Жизнь Карла Великого ( Einhardi Vita Caroli Magni) ок. 830-833) близки к традициям позднеантичных биографий (Светоний), но уже в «Деяниях Карла Великого» Ноткера Заики (ок. 883) прослеживается сильное влияние агиографического канона. Одним из наиболее обширных агиографических собраний эпохи Каролингов является житийная традиция св. Галла , небесного покровителя мон-ря Санкт-Галлен , крупного духовного центра в VIII-X вв. Древнейшее Житие св. Галла, сохранившееся во фрагментах (Vita S. Galli vetustissima), ранее относили ко 2-й пол. VIII в., однако в наст. время основная часть текста датируется ок. 680 г. Ранняя датировка способствовала принятию в науке сведений древнейшего Жития о том, что Галл был учеником прп. Колумбана и впосл. вел отшельническую жизнь близ Боденского оз. В VIII в. к Житию был добавлен рассказ о чудесах святого и об основании мон-ря прп. Отмаром Титульный лист Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol. 2) Титульный лист Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol. 2) († 759), а затем и новое продолжение - «Хроника святого места»,- к-рое, вероятно, было создано членами монашеской общины. По мере роста мон-ря аббат Госберт (816-837) обратился к Веттину, руководителю школы мон-ря Райхенау, с просьбой составить новое Житие св.

http://pravenc.ru/text/182317.html