Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кремиковский мон-рь [болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики XII-XVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий ( Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски//Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском ( Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София//СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя ( Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în rile Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци ( Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского. В сер. XVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Однонефный храм монастыря (5,5 ´ 4,45 м) с полуцилиндрическим сводом был расписан в 1596, 1816, 1830 и 1849 гг. Фрагменты первоначальной росписи сохранились в алтаре и наосе. Считается, что их выполнил св. Пимен Зографский , на его авторство указывают как очевидное афонское влияние, так и идентичность декоративных элементов на фресках с теми, что украшают переписанные им Минеи и Октоихи ( Пандурски. 1975. С. 22-27). В алтаре сохранились росписи «Богородица «Знамение»», часть сцены «Причастие апостолов», ангел из композиции «Благовещение», Христос с потиром над жертвенником и на своде наоса - образы Христа Вседержителя, Христа Ветхого денми и сцена «Вознесение Господне». Стены наоса украшены 5 рядами росписей. На юж. стене в 1-м ряду 3 поясных образа пророков (читается: «Прор. Аввакум», рядом с ним: «Прор. Даниил»), во 2-м - фрагменты сцен «Воскресение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». Возле ростовых образов святых в 3-м ряду читаются имена святых Феодота, Феофилакта, Никифора, Епифания, Георгия, Василия, Антипы и Никиты. На сев. стене этот ряд продолжают образы святых Анфима и Евмения и святителей в облачениях с Евангелиями в руках (епископы Анкирский Феодор, Никомидийский Феофилакт, патриарх К-польский Никифор, свт. Епифаний Кипрский, епископы Митилинский Георгий Исповедник, Парийский Василий Исповедник, сщмч. Анфим Никомидийский и Гортинский Евмений). В 4-м ряду на юж. стене в медальонах с плетеным орнаментом видны образы св. Хрисанфа и нмч. Николая Нового Софийского. Левее, над 2-й нишей, изображены 3 Вавилонских отрока (Анания, Азария и Мисаил). Нижний ряд состоял из образов святых в человеческий рост: на юж. стене раскрыты фигуры святых Прокопия и Никиты (наиболее вероятно, что это Никита Ремесианский, V в.), на сев. стене - голова св. Трифона. На зап. стене в люнете сцены «Омовение ног» и «Тайная вечеря», в центре «Успение Пресв. Богородицы», обрамленное композициями «Преломление хлеба в Эммаусе» и «Избиение Вифлеемских младенцев». Ниже, с левой стороны от входа, представлены в рост св. Параскева (Петка), вмц. Екатерина и арх. Михаил, в нише - поясной образ свт. Николая Мирликийского. По сторонам от входа образы равноапостольных Константина и Елены и вмч. Пантелеимона, справа внизу, в медальоне,- Аарон из сцены «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ († между 11.02.1515 и 1538, София), болг. мч. (пам. 26 мая). Первую дату кончины определяет время мучения Георгия Нового Кратовского , вторую - время прибытия в Москву афонских монахов Прохора и Митрофана. На основе их рассказа в 1539 г. в Пскове пресв. Илией была составлена рус. версия Жития Георгия Нового, в к-рой, вероятно, были смешаны сведения о 2 соименных мучениках. Год кончины Г. С. Н., предложенный Парфением, еп. Левкийским, 1534-й, вероятно, близок к истине, но способ его установления на предположении, что слав. писцы путали буквы I и Л, обозначающие 10 и 30, не выдерживает критики (см.: Калиганов. С. 82-83). Житие Г. С. Н. неизвестно, упоминания о нем содержатся в Житии Николая Нового, составленном Матеем Грамматиком . Матей со слов многочисленных очевидцев рассказывает, что уроженца Софии Г. С. Н. из-за зависти к его красоте мусульмане хотели обратить в ислам. После отказа его жестоко избили, заковали и бросили в темницу. На суде Г. С. Н. исповедал Св. Троицу, за что был осужден на повешение. Чтобы впосл. христиане не смогли объявить его останки мощами, судья приказал не снимать тело в течение 3 дней. Но, несмотря на сильную жару и находившуюся рядом раскаленную печь, тело мученика благоухало. Рядом с Г. С. Н. во время мучений и казни и все 3 дня, пока тело висело, находилась его мать, к-рая через 40 дней умерла. Тело мученика было погребено благочестивыми христианами. Матей не сообщает год мучений Г. С. Н., но это было после смерти Георгия Нового, с к-рым автор его сравнивает. Версия Жития Г. С. Н., опубликованная Парфением ( Партений. С. 129-131), представляет переложение рус. жития Георгия Нового в редакции Димитрия , митр. Ростовского, произвольно отнесенное к Г. С. Н., хотя нек-рые сведения (о происхождении, месте погребения и присутствовавшем при этом софийском митр. Иеремии) могут характеризовать этого мученика. В целом вопрос о смешении 2 соименных и практически совр. друг другу софийских мучеников в Житии, написанном псковским пресв. Илией, нуждается в дополнительном исследовании.

http://pravenc.ru/text/164439.html

Тысячи людей встречали в Одессе ковчег с десницей св. вмч. Георгия Победоносца Одесса, 6 декабря 2013 г.      5 декабря в жизни православной Одессы произошло знаменательное событие: в город прибыла десница святого великомученика Георгия Победоносца из монастыря Ксенофонт Святой Горы Афон, которая с 30 октября по благословению Святейшего Патриарха Константинополя и Нового Рима Варфоломея I и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и при содействии Президента Украины Виктора Януковича находится в Украине, сообщает сайт Одесской епархии . Не случайно, что эта великая святыня православного мира пребывает на Украине в наше смутное время. Ковчег с десницей святого у Свято-Успенского Одесского кафедрального собора под колокольный звон торжественно встречали Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский вместе с викарными епископами Аркадием и Диодором, городским духовенством и многочисленными верующими.      Затем был отслужен праздничный молебен, после которого митрополит Агафангел взошел с ковчегом на солею и оттуда благословил десницей святого великомученика тысячи одесситов, прибывших в собор, чтобы благоговейно помолиться перед этой святыней.      Призываю всех не поддаваться на политические провокации, а проводить свою жизнь, как и подобает православным людям, во всяком благочестии и чистоте В своем архипастырском слове Владыка поздравил всех верующих с этим историческим событием, подчеркнув, что впервые десница святого прибыла в пределы Украины, чтобы все желающие могли попросить перед ней помощи великомученика Георгия Победоносца: " На Руси святой почитался издавна. Сын крестителя Руси святого великого князя Владимира князь Ярослав Мудрый был крещен с именем Георгий. В начале XI в. Князь Ярослав (Георгий) построил в Киеве возле Софийского собора каменный мужской монастырь в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Георгия Победоносца. Почитание святого достигло особого положения в первой половине XVI века, как отражение героического духа эпохи возвышения и укрепления великокняжеской Москвы, которая все глубже проникалась идеей особого небесного покровительства со стороны прославленного великомученика, постепенно и превратившегося на Руси в символ несокрушимой победоносности самого Православия, а отсюда – и православной государственности как таковой.

http://pravoslavie.ru/66488.html

святитель Георгий (Конисский) (20.11.1717–24.02.1795) История России Пастырское богословие Слова и речи Собрание сочинений святитель Георгий (Конисский) Архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Философ, педагог, богослов и общественный деятель. В миру Конисский Григорий Осипович, родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки). 11 августа 1744 г. принял монашество, постриг в Киево-Печерской лавре совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским). С 1745 года - преподаватель поэтики (теории стихосложения) в Киевской духовной академии. В 1747 г. рукоположен во священника, с того же года - профессор философии и префект. В 1750 году составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. С 1751 г. - профессор богословия, настоятель Киевского Братского Богоявленского мужского монастыря, член Киевской духовной консистории. В 1752 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную православную епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового православного епископа предшествовали активные попытки католической партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. 20 августа 1755 г. состоялась хиротония архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. Хиротонию в Софийском соборе в Киеве совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Король Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение нового епископа декретом от 3 июня 1755 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (17.04.1779–21.12.1857) Письма Проповеди и слова Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит Киевский и Галицкий Видный церковный деятель первой половины XIX века. Подвижник, храмоздатель, покровитель духовного просвещения, попечитель нуждающихся, основатель Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, Киево-Софийского духовного училища и пр. В миру Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока. В детские годы Феодор очень любил посещать храм.С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 г., Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г., как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии 1 , которую окончил в 1797 г. Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета.Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем. 9 ноября 1798 г. рукоположен во иеродиакона, а 13 января 1799 г. – во иеромонаха.В первые годы служения на духовном поприще успех сопутствовал Филарету во всем. В 23 года (в 1802 г.) в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря. В 1804 г. возведен в сан архимандрита. Ревностный исполнитель возложенных на него обязанностей, он пользовался особым покровительством епископа Орловской епархии преосвящ. Досифея. Но это покровительство не использовалось архим. Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, то он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение архим. Филарета привело к тому, что отношение еп. Досифея к нему постепенно изменилось в худшую сторону, и последний постарался совершенно выжить его из епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Оказалось, что большой новгородский сион — произведение русских мастеров двенадцатого века (18). Вероятно, он был сделан русскими мастерами в качестве замены византийского сиона, утраченного при разграблении Всеславом софийской ризницы и, скорее всего, в той или иной мере воспроизводит оригинал, насколько это было возможно по памяти. А вот малый сион хоть и русское произведение искусства, но сделанное из византийских материалов — почти все его части представляют собой византийский ювелирный лом десятого-одиннадцатого веков, возможно, оставшийся после разграбления первоначальной софийской ризницы. Это и использованный в основании сиона золотой дискос с погрудным изображением Христа Вседержителя в круглом медальоне (такие изображения стали популярны как раз к десятому столетию, в милитаристский век Македонской династии), и литая решетка с чудесным узором, популярным во времена основания Афонской лавры, и венчающий купол крест с утраченными эмалевыми вставками, похожий по форме на памятный крест императора Романа II из коллекции Дамбартон Оукс, и, наконец, припаянный в основании этого креста серебряный диск — вероятно, донышко какого-нибудь кратира для святой воды. Этот серебряный кругляшок, распаяный спустя девятьсот лет советскими реставраторами, содержит интереснейшую надпись по-гречески. Н. Ойкономидес (19) расшифровала ее так: « Константина, проэдра, мистика и великого эконома Трофееносца». Эконом Трофееносца, как выяснили современные византологи, есть должность заведующего комплексом императорского дворца в Мангане и прилагавшегося к нему монастыря св. Георгия. Здесь в 1042 году император Константин IX Мономах поселил свою любовницу, севасту Марию Склирену, и, чтобы оправдать в глазах общественности свое частое посещение Манган, развернул здесь большую стройку: дворец, сад, монастырь, богадельню, приют для бедных, гостиницу, больницу, юридическую школу для детей чиновников. Была здесь и ювелирная мастерская. В середине одиннадцатого столетия всем этим управлял придворный евнух, личный советник императора Константин Лихуд. Вероятно, его именное клеймо стояло на ювелирной продукции из Константинополя, комплекте богослужебных сосудов, подаренных в Софийскую ризницу сразу после освящения нового каменного храма новгородцев. И не случайно — ведь строитель каменного собора Софии Премудрости Божией, князь Владимир Ярославич, серьезно претерпел за десять лет до того от византийцев: выполняя волю своего сепаратистски настроенного отца, князь возглавил морской поход на Константинополь и испытал на себе всю мощь «греческого огня». После 1041 года русские больше никогда не ходили войной на Константинополь, а чудесные сосуды новгородской ризницы стали предметом зависти многочисленных русских князей.

http://bogoslov.ru/event/5916766

Катя Тодорова (делегат от мирян Софийской епархии) внесла предложение о возврате к старому церковному стилю (юлианскому календарю). Напомним, что еще в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла в богослужении на новоюлианский календарь. Уже тогда несколько священнослужителей заявили о своем неприятии нового стиля. В 1990 году окончательно оформился старостильный раскол. Противники нового календаря вышли из подчинения Болгарскому Патриарху и создали свою отдельную религиозную организацию. В 1993 году архиереи Священного Синода Противостоящих (одна из старостильных Церквей в Греции) рукоположили лидера болгарских старостильников иеромонаха Фотия (Сиромахова) во епископа с титулом Триадицкий (по древнему названию Софии). Этот раскол не уврачеван и по сей день. Поэтому часть болгарского духовенства разделяет идею возврата к старому стилю, что, по их мнению, позволит преодолеть старостильный раскол. Кроме того принятие нового стиля привело к появлению и других проблем. Например, по новому календарю праздник славянских просветителей святых братьев Кирилла и Мефодия приходится на 11 мая. Однако при этом государственный праздник славянской письменности и культуры отмечается 24 мая (то есть в день памяти святых братьев по старому стилю). В рамках нового календаря день святого Георгия Победоносца может приходиться на Страстную Седмицу. Однако в Болгарии в этот день принято готовить так называемого " георгиевского ягненка " . В результате эта народная традиция входит в противоречие с церковным календарем. Тем не менее Шестой Церковно-Народный Собор отверг предложение о возврате к юлианскому календарю. При голосовании выяснилось, что эту идею поддерживают лишь 20 % делегатов. Из числа правящих архиереев за возврат к старому стилю высказались только двое: митрополит Сливенский Иоанникий и митрополит Пловдивский Николай. Поясняя решение Собора по календарному вопросу, священник Боян Саръев в интервью телеканалу BTV сказал: " Когда был принят новый календарь, это привело к большой смуте и расколу в Православной Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

этого времени было выдвинуто предположение по поводу интерпретации шитой надписи («Сия полица положена бысть в церковь Святых великих новоявленных мученик Бориса и Глеба благоверным христолюбивым князем Егорьем Васильевичем») на палице (набедреннике), хранившейся в обители в XVII-XIX вв., как свидетельстве возможного вклада в мон-рь ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в 1148 г. ( Малыгин. 1990. С. 13-14). Такая интерпретация встретила возражения А. С. Преображенского, по мнению к-рого палица попала в Н. Б. м. лишь в нач. XVII в., а первоначально являлась вкладом сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича, в дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь ( Преображенский. 2010. С. 183-184, 187-188, 191-192, 194-195, 197-198). Однако подобная интерпретация сомнительна в связи с обозначением св. Бориса и Глеба в надписи «новоявленными». Самое позднее употребление этого термина по отношению к Борису и Глебу отмечено под 1327 г. в Софийской I (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 400) и Псковской III (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 90) летописях. Во 2-й пол. XV в. термин «новоявленные» по отношению к первым русским святым вряд ли мог быть применен. К кон. XII в. в Н. Б. м. возведен каменный храм. XIII-XIV века стали периодом разорений и упадка обители. Для реконструкции ее средневек. истории важными стали извлечение из позднего Жития прп. Ефрема и публикация «Повести о разорении Торжка» И. У. Будовницем ( Будовниц. 1960). Он убедительно доказал, что «Повесть...» написана между 1319 и 1372 гг. и включена в позднее Житие прп. Ефрема, чтобы разъяснить, почему ко времени написания Жития не сохранилось существовавшего когда-то более древнего Жития, из-за отсутствия к-рого составителю нового Жития приходилось получать сведения «от тоя обители от настоятеля, и от древних старец и от искусных людей града Торжка» (Там же. С. 40). В «Повести...» присутствуют свидетельства почитания Ефрема Новоторжского в XIV в.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

История почитания И. Н. в Московской Руси и на территории буд. Украины и Белоруссии принципиально отличаются друг от друга. Начало и конкретные обстоятельства этого процесса в первом случае никак не засвидетельствованы. Нельзя согласиться с мнением Ф. Г. Спасского, предложившего связывать распространение культа И. Н. в восточнослав. землях с деятельностью Григория Цамблака в качестве митр. Киевского ( Спасский. 2008. С. 37-38). Известные на сегодняшний день факты наглядно свидетельствуют, что пространные южнослав. Жития (к каковым можно отнести и Житие И. Н.) получают на Руси известность не ранее кон. XV в. ( Турилов А. А. К вопросу о периодизации русско-южнослав. лит. связей XV-XVI вв.//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 68-74; Он же. 2001. С. 252-254). Аргументом против данной версии служит то обстоятельство, что в западнорус. землях, где было заметно влияние Цамблака, почитание И. Н. в XV в. не прослеживается. Более вероятно предположение, что почитание И. Н. (и соответствующие тексты) получило распространение в Московской Руси, минуя Западнорусскую митрополию, в посл. четв. XV в., когда между Молдавским княжеством и Великим княжеством Московским был заключен военно-политический союз, скрепленный в 1483 г. браком наследника престола Иоанна Иоанновича Молодого и дочери господаря Стефана Великого Елены. Старший известный рус. список службы И. Н., включающей также оба Жития (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 169. Минея служебная на июнь), вероятно новгородского происхождения ( Турилов. 2001. С. 251-252; ср.: Темчин. 1997. S. 163-169, 171) и датируется 20-ми гг. XVI в. ( Морозова Н. Кириллические рукописные книги, хранящиеся в Вильнюсе: Каталог. Вильнюс, 2008. С. 60). Во всяком случае в кон. 30-х гг. XVI в. Житие И. Н. и служба ему были настолько известны в Новгороде, что они составили лит. основу соответственно рус. Жития новомученика Георгия Нового Софийского, написанного по поручению архиепископа (впоследствии митрополита) Макария иером. Илией , и службы ему, созданной псковским свящ. Василием (в монашестве Варлаам ) ( Калиганов. 2000. С. 61-64, 406-415). Одновременно Житие И. Н. включается в состав ВМЧ и оттуда переходит во все позднейшие минейные собрания XVI-XVII вв.: Чудовские (ГИМ. Чуд. 315, 1600 г.), Тулуповские (РГБ. Троиц. 679, 1627-1632 гг.) и Милютинские (ГИМ. Син. 806, 1646-1654 гг.) Минеи-Четьи. Несколько сокращенный вариант Жития был включен в Пролог 1643 г. (и в позднейшие его издания - см.: Кенанов Д. Старобългарски текстове и южнославянски теми в печатния Пролог//Krakowsko-Wileskie studia slawistyczne. Kraków, 1997. T. 2. С. 261). Через посредство ВМЧ Житие вошло также в состав «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского, июньско-августовский том которой был издан в 1705 г. В XIX в. Житие было переведено на русский язык в составе «Книги житий святых».

http://pravenc.ru/text/471404.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010