Скачать epub pdf Страдание святого мученика Георгия Нового 3455 Память 26 мая Святой Георгий был сыном благочестивых родителей; он имел отца, по имени Иоанн, принадлежавшего к числу знатнейших вельмож города Средца 3456 , и мать, по имени Мария. Георгий был дарован родителям своим по их усердной молитве, ибо они достигли уже преклонного возраста и не имели детей, подобно древним Аврааму и Сарре; по этой причине Иоанн и Мария усердно молились ко Господу, Его Пречистой Матери и святому великомученику Георгию Каппадокийскому, в церковь сего угодника Божия они приходили ежедневно, творили здесь милостыню и усердно молили Господа, да разрешится неплодство их. И Господь не презрел их молитвы, но дал им в старости плод чрева мужеского пола. Иоанн и Мария принесли младенца в храм святого великомученика Георгия, крестили его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и дали ему во святом крещении имя Георгия. Отрок воспитывался в страхе Божием и был обучен чтению книжному; Георгий скоро настолько хорошо изучил священное Писание, что превосходил своими знаниями всех своих сверстников. Когда Георгий достиг юношеского возраста, то был весьма похож красотою лица своего и целомудрием своим на древнего Иосифа. В то время Болгариею владели сарацины; когда блаженному Георгию исполнилось двадцать пять лет со времени его рождения (родители его в это время уже отошли ко Господу), то сарацины начали склонять его к своему нечестию, говоря ему: – Георгий, оставь христианство и прими нашу веру. Послушай посланника Божия Магомета 3457 ; прими наш закон. При этих словах сарацины начали возлагать на честную главу святого Иоанна тафию (шапку), которую по своему обычаю носили на головах своих и в которой входили в свои молитвенные дома. Но святой отвечал им, говоря так: – Не подобает нам, христианам, подражать нечестивым обычаям вашим и носить на головах своих тафии; не подобает нам отрекаться от Христа, Бога истинного, Творца неба и земли, и лишать себя плодов крещения святого. Скажите мне: могу ли я веровать Магомету, который не был послан ни Богом, ни Божиими пророками, ни апостолами, но был простым военачальником полка сатанинского, нося с собою хоругви диавола? Вот вы и сами не знаете, во что вы веруете; вы сами отступили от пути истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

3-е Св. мученика Иакинфа Иакинф, родом из Кесарии Каппадокийской, был постельничим (кубикуларием) имп. Траяна. Имея всего 20 лет, пострадал за то, что не хотел на языческом празднике есть идоложертвенного мяса и исповедал свою веру в истинного Бога. Император велел бить его по щекам и губам, и затем насильно кормить его; но юноша стиснул зубы и рот и не допустил осквернения. После сего велено было бичевать его, заключить в тюрьму и давать пищу только идоложертвенную. Иакинф не принимал этой пищи и умер через тридцать восемь дней. Когда императору донесли об этом, он велел выбросить тело мученика за город и оставить в добычу зверям и птицам. Долго лежало оно невредимо; наконец, по особенному видению, взял его пресвитер Тимофей, родственник мученика, и положил в своём доме, возжигая всякий день лампаду при ковчеге. перед кончиной своей Тимофей поручил и святые мощи некоей благочестивой вдове. Много прошло времени, и вот одному человеку случилось ослепнуть от головной болезни, и ни один врач не мог пособить ему. Святый мученик явился ослепшему и сказал: «хочешь исцелиться от болезни?» – «Кто ж ты?» – спросил больной. «Я раб Христов, Иакинф, врач всяким болезням», сказал явившийся. Тогда больной воскликнул: «возьми всё моё имение, только бы мне видеть свет!» Иакинф сказал: «Бог мой исцелит тебя даром, только возьми моё тело у такой-то вдовы и с верными людьми отошли в Кесарию, а глаза свои помажь маслом из лампады при моей гробнице, и прозришь». Больной исполнил всё, что ему было сказано, и прозрел; мощи же Иакинфа, отправленные в Кесарию, положены в доме родителей его (уже скончавшихся). Св. Анатолия, патриарха Цареградского Из пресвитеров Александрийских возведён на патриарший престол в 449 г., по кончине св. Флавиана 63 , умерщвлённого евтихианами; присутствовал в 451 г. на Халкидонском соборе, на котором он получил для своей кафедры право равенства с кафедрой Римского епископа. Анатолий вёл деятельную борьбу против ересей Нестория и Евтихия и умерщвлён еретиками в 458 г. – Он известен в Церкви стихирами на воскресные дни, на некоторые Господские праздники, как то: на Рождество Христово и Богоявление, на дни мучеников, как то: Пантелеймона, Георгия, Димитрия и друг. Эти стихиры были первым опытом замены стихир Ветхозаветных – стихирами христианскими. Анатолий составлял их в подражание Ветхозаветным пиитическим творениям, псалмам, притчам, которые издавна называются стихирами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I I. Черты жизни св. Георгия и его образование. Характеристика его лично­сти. Общая характеристика его, как проповедника. – II. Хронологический обзор его проповедей. Первенцы его красноречия и проповеди , сказанные в бытность пресвитером. – III. Проповеди епископские до константинопольские. – IV. Проповеди константинопольские. – Три последние проповеди Григория. – V. Замечания статистические о проповедях Григория. В 379 году, в самый разгар еретических смут в церкви, в Константинополь прибыл человек, родом из незначительного местечка каппадокийской области Арианза, в простой и бедной одежде, с станом несколько сгорбленным, с головою, почти лишенною волос, с некрасивым складом лица, изнуренного сле­зами, постом и бдением, с руками, загрубевшими от черных полевых работ, с грубым каппадокийским произношением, но человек с редкими дарованиями ума, с глубоким и основательным знанием св. Писания и творений отеческих, с изумительным запасом самых разнообразных сведений, какие до тех пор „собрали Восток и Запад и краса Эллады-Афины”, с красноречием строгим, резким и величественным, с душою пылкой и прямой, не умевшею привязываться к чему-нибудь на половину и чувствовать что бы то ни было слегка. Это был св. Григорий, у Бога молитвами испрошенный своей матерью и еще прежде рождения посвященный ей на служение в церкви, как некогда Самуил. 2 Св. Григорий родился около 326 г. от родителей богатых, что видно из того, что они имели рабов и на свои средства построили храм 3 , и знатных, что доказывается тем, что один из их сыновей Кесарий, не смотря на то, что был христианин, был взят на службу ко двору императора Юлиана и занимал, при нем видные должности (сначала старшего врача, потом главного казнохранителя). Отец его Григорий убеждениями своей бла­гочестивой жены Нонны, которую ее сын называет „по телу только женщиной, а по нраву превышавшей мужчин”, был обращен в православие из полуязыческой и полуиудейской секты ипсистариев 4 и позже сделан был еписконом Назианза. Обра­зование Григория с самого начала велось в таком направлении, которое должно было и развить в нем любовь к словесному искусству, и сообщить ему самое лучшее знание этого искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

V. Арианские споры после Никейского Собора (2) Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Chadwick; Meyendorff J. The Council of 381 and Primacy of Constantinople//Catholicity and the Church. N.Y., 1983; Meyendorff, The Orthodox Church; Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Vasiliev; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Previte-Orton; Jones; Болотов; Quasten; Флоровский, Восточные отцы. 1. Последняя, окончательная стадия арианских споров отмечена появлением новых людей и новых проблем. Св. Афанасий скончался в 373 г. Скорее всего, он пережил всех участников Никейского Собора. В последние 15 лет жизни его роль переменилась - он был уже не прежним непримиримым борцом, а мудрым старцем, пользующимся всемирным уважением и почитанием. Новое поколение богословов обращалось к нему за советом, и хотя его словарь принадлежал уже прошлому, его ответы пользовались непререкаемым авторитетом. Юлиан амнистировал всех сосланных. Он рассчитывал, что христиане окончательно перегрызутся между собой и уничтожат друг друга. Но вышло иначе: освободившись от давления арианствующей императорской власти, Церковь стала стремительно выздоравливать. Свт. Афанасий вернулся из ссылки в феврале 362 г. и был торжественно встречен как христианами, так и язычниками, за несколько месяцев до этого растерзавшими его преемника - арианина Георгия Каппадокийца. Правда, из-за гонений Юлиана Афанасий вскоре вынужден был опять скрыться, но на сей раз ненадолго. Аномеи (т.е. неподобники - крайние ариане) также возвратились, и Аэтий - старый друг Юлиана - был даже поставлен в епископы. Юлиан наградил его богатым поместьем. Вернувшиеся из ссылки старые омиусиане во главе с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским продолжили уточнение своих позиций. В частности, впервые они попытались выразить разницу между усией и ипостасью: «Ипостась - это существенные и реально сущие свойства Лиц». Чуть позднее этой наработкой воспользуются великие каппадокийцы, использовавшие термин «ипостась» для определения самих Лиц.

http://sedmitza.ru/lib/text/434718/

Богословие и Пастырство. Беседа со студентами Московской духовной академии. Часть 2 Источник: Богослов.Ru 4 . Если опыт молитвы приводит нас к верному богословию, то как можно объяснить пример Евагрия Понтийского, творения которого входят в Добротолюбие? Он был осужден Церковью, но его поучения о молитве находятся в Добротолюбии. Действительно, умная молитва приводит к видению Бога, и это Боговидение способствует правильному богословию. Говоря об умной молитве, имеем ввиду не только разумную молитву, но молитву совершаемую в уме, когда он опускается в сердце после того, как сердце очистится от страстей. Иногда, по Божьему промыслу, умная молитва приводит к видению нетварного света, и тогда человек становится настоящим богословом. То, что Вы спрашиваете о Евагрии Понтийском, нуждается в пояснении. А именно, почему несмотря на то, что его аскетические труды вошли в Добротолюбие, Церковь осудила его творения? Известно, что Евагрий, по утверждению отца Георгия Флоровского, находился под влиянием Оригена, отцов Каппадокийцев и монашеской пустынножительной традиции того времени. Действительно, его христология и эсхатология оказались неверными, но что касается монашеских поучений о страстях и помыслах, Евагрий отражает аскетическое предание Отцов пустыни. То было трудное время, когда еще многие вероучительные определения не выкристаллизовались путем синодального обсуждения, и, к тому же, нам не известно, какого молитвенного уровня достиг Евагрий. Может быть, он описал опыт других знакомых ему монахов, не имея своего собственного опыта видения нетварного света? Христианина утверждает в правильном богословствовании не столько молитва, сколько Боговидение. Святой Никодим Святогорец называет Евагрия «мудрым и ученым мужем». В конце концов его аскетические поучения были приняты Церковью и повлияли на преподобных Максима Исповедника, Иоанна Лествичника и на других отцов. К тому же имеется сопоставление его трудов с текстами преподобного Нила. Раз мы коснулись этой темы, хочу заострить ваше внимание на том, что молитва не может быть единственным нашим деланием в Церкви. Например, можно преуспеть в молитве, но не участвовать в церковной жизни, в особенности в Таинстве Божественной Евхаристии. Являясь центром церковной жизни, Божественная Евхаристия соединяется с молитвой.

http://pravoslavie.ru/38139.html

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 1 . Именно в этот период (а точнее эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира. Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально-чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства. Хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как проповедничество и толкования на Священное Писание (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого Александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твёрдый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одарённого проповедника 2 . В Святой Земле расцвёл внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блаж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 2 . Именно в этот период (а точнее, эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира.Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства, и хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как толкования на Священное Писание и проповедничество (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твердый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одаренного проповедника 3 . В Святой Земле расцвел внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН III (Ок. 1520, К-поль - 9.08.1580, там же), патриарх К-польский (янв. 1565 - 4 мая 1572, 23/29 нояб. 1579 - 9 авг. 1580). Имя в миру - Михаил. Отец М. был болгарином, занимался продажей черепицы. М. в ранней молодости отправился на Афон, принял постриг в Великой Лавре, там же был рукоположен во иерея и отправлен в К-поль для сбора финансовой помощи мон-рю. Там он стал настоятелем ц. св. Параскевы в квартале Хаскёй. Патриарх Дионисий II Галатянин (1546-1556) поставил М. митрополитом Кесарии Каппадокийской (дата поставления неизвестна, 1-е упоминание в этом сане относится к июню 1546). В качестве патриаршего экзарха М. отправился в Рим и Венецию. Важнейший источник сведений о миссии М.- неизданная редакция Хроники Псевдо-Дорофея Монемвасийского (ркп. Ann Arbor. N 215), к-рая содержит отсутствующий в более распространенной редакции, опубликованной в Венеции в 1631 г., рассказ о путешествии М. в Италию и его последствиях. Если в целом Хроника Псевдо-Дорофея носит неблагожелательный характер по отношению к М. и его деятельности в Италии, то в этом рассказе сделана попытка оправдать М. и Дионисия II. Вероятно, он был написан очевидцем событий, одобрявшим их действия ( Ζαχαριδου. 1962). В задачи М. входили разрешение спорных вопросов внутренней жизни греч. общины Венеции и сбор пожертвований в пользу К-польского Патриархата. Переводчиком М. в Италии стал греч. ученый Иоанн Зигомала . От дек. 1546 г. сохранился документ, изданный М. Он предписывал наказание для всякого, кто скрывает имя виновного в краже почитаемой иконы Пресв. Богородицы из ц. св. Георгия в Венеции ( Μανοσακας. 1968. P. 13-16). В 1548-1549 гг. М. прилагал усилия к публикации в Венеции греч. богослужебных и канонических книг ( N sturel, Mure an. 2007. P. 351-352; Κακλαμνης. 1990). Переписка М. с патриархом свидетельствует о том, что все решения, связанные с внутренней жизнью общины, М. принимал исключительно с одобрения Дионисия II ( N sturel, Mure an. 2007. P. 343). Деятельность М. в Италии была успешна: ему удалось завоевать доверие иерархов Римско-католической Церкви и добиться от папы Павла III (1534-1549) пересмотра ранее введенных им мер, ограничивавших права греч. общины (Ibid. 2007. P. 344-345; Τσιρπανλς. 1997. P. 232-236).

http://pravenc.ru/text/2563452.html

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:23 мин. Размер 3.6 Mb ) Святой Иоанн родился в одном из сел Малороссии в 1690 году и воспитывался в благочестии и любви к добродетелям. По достижении зрелого возраста он был призван на царскую воинскую службу и участвовал в русско-турецкой войне (1710). Во время неудавшегося Прутского похода его взяли в плен татары и продали в рабство одному турецкому кавалерийскому офицеру, который отвез Иоанна к себе на родину – в каппадокийский Прокопион. В то время как многие его товарищи по пленению отреклись от христианства, святой Иоанн стойко сопротивлялся и обещаниям, и побоям хозяина, говоря, что никакие муки не могут поколебать его любви ко Христу. При этом он добавлял: «Ты господин моего тела, но не моей души. Если ты дашь мне свободу исповедовать мою веру, я буду хорошо служить тебе. С радостью тут, в уголке конюшни, буду я думать о Христе, для Которого вифлеемские ясли стали царским ложем. Я безропотно вынесу твои побои, как Господь терпел побои воинов. Но даже если ты предашь меня самым страшным и самым ужасным мучениям, я никогда не отрекусь от Христа». Такие слова, исполненные пламенной христианской ревности, а также целомудренное и скромное поведение изменили чувства и отношение к нему турецкого офицера. Он прекратил издеваться над христианином и больше не принуждал отречься от веры. Иоанн был приставлен к уходу за лошадьми. Он жил в темном уголке конюшни, а когда хозяин выезжал верхом в город, был обязан следовать за ним пешим, как раб. Но блаженный с признательностью принимал такое унизительное положение и благодарил Господа за то, что такой ценой освободился от принуждения к отступничеству. Иоанн, подобно праведному Иову, ходил босым и зимой и летом, одевался в лохмотья, спал на охапке соломы или на навозной куче, но при этом продолжал благочестивую жизнь, проводил целые ночи в молитве, стоя на коленях на паперти соседней церкви святого Георгия. Иоанн безропотно принимал оскорбления и насмешки других невольников и охотно помогал им.

http://pravoslavie.ru/54128.html

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010