А.А. Половцов Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, третий сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо от первого брака его с ясыней Марией, родился в Суздале 26 ноября 1187 (6695) года, по Ипатской летописи, а по Лаврентьевской – в 1189 (6697) году. Крестил его епископ Лука. 28 июля 1192 г. совершены были постриги Юрия и в тот же день посадили его на коня; «и бысть радость велика в граде Суздале», замечает летописец по этому поводу. В 1207 г. Юрий принимал участие в походе против Рязанских князей, а в 1208 или 1209 г., стоя во главе войска, нанес рязанцам поражение при реке Дроздне (вероятно, Тростне). В 1210 г. он участвовал в походе против новгородцев, которые посадили в заключение брата его, Святослава, и призвали на княжение Мстислава Мстиславича Удалого; мир, однако, был заключен без кровопролития. В 1211 г. Юрий женился на княжне Агафии Всеволодовне Черниговской; венчание совершено было во Владимире, в Успенском соборе, епископом Иоанном. Через год Всеволод Юрьевич, чувствуя приближение смерти, решил дать старшему своему сыну Константину Владимир, а следующему за ним Юрию (второй сын Всеволода, Борис, умер еще в 1188 году) – Ростов, но Константин требовал, чтобы ему отданы были оба эти города. Отец рассердился на него и по совету бояр и епископа Иоанна отдал великокняжеский Владимирский стол Юрию. 14 апреля 1212 г. Всеволод скончался, и великим князем стал Юрий. Первым его делом было дать свободу Рязанским князьям, плененным его отцом. Уже на следующий год началась усобица между Юрием и Константином. На стороне первого стал брат Ярослав, а на стороне второго – братья Святослав и Владимир. Юрий готов был отдать Владимир в обмен на Ростов, но Константин не согласился на такую мену и предложил брату Суздаль. Юрий с Ярославом пошли на Ростов, а Константин вывел свои полки. Четыре недели стояли братья друг против друга и заключили мир, который, однако, продолжался недолго. Вскоре Владимир Всеволодович захватил Москву, а Константин отнял у Юрия Солигалич и сжег Кострому. Юрий и Ярослав, у которого также была отнята Нерехта, опять подошли к Ростову и стали жечь села, а затем, не вступая в битву, примирились с Константином, после чего и Владимир возвратил Юрию Москву. В 1215 г. Юрий учредил особенную епархию для Владимиро-Суздальской области, чтобы уничтожить зависимость ее в церковном отношении от Ростова. В епископы поставлен был игумен Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича 17 февраля Русская Православная Церковь празднует память благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича - основателя Нижнего Новгорода, павшего в битве с войском Батыя на реке Сить в 1238 г. Святой благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович Статья из  Т. 11 «Православной энциклопедии», с.88-97 А. А. Горский (26.11.1188, Суздаль - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи, в Ярославском княжестве), мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), великий князь Владимирский (1212-1216, 1218-1238), 4-й сын великого князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии Шварновны, брат блгв. князей Константина, Святослава (Гавриила), Ярослава (Феодора), Владимира (Димитрия), отец св. князей Всеволода (Димитрия), Владимира (Димитрия), Мстислава (Феодора), мц. кнж. Феодоры. Георгий Всеволодович был крещен в Суздале Ростовским еп. Лукой. В 1207 и 1208 гг. участвовал в походах на земли Рязанского княжества. В 1211 г. женился на блгв. кнж. Агафии Всеволодовне, дочери киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В том же году вел. кн. Всеволод Большое Гнездо принял решение посадить Георгия Всеволодовича на княжение в Ростове вместо правившего здесь с 1208 г. кн. Константина Всеволодовича. Последнему вел. князь собирался передать после смерти Владимирское великое княжество. Однако Константин отказался переехать на княжение во Владимир, имея намерение владеть в будущем как Владимиром, так и Ростовом. В ответ Всеволод Большое Гнездо, собрав совещание широкого состава, с участием в т. ч. белого и черного духовенства, включая Ростовского еп. св. Иоанна, завещал стольный г. Владимир и старейшинство среди собственных детей Георгию Всеволодовичу.

http://sedmitza.ru/text/413381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († после 1214), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский. И. был духовником Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, к-рый после кончины еп. Луки (10 нояб. 1188) послал И. в Киев, «хотящу его поставити служителя своей Церкви и пастуха всеи земли Ростовьскои, и Суждальскои, и Володимерьскои» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408). Епископскую хиротонию И. в Киеве 23 янв. 1190 г. возглавил митр. Никифор II . Владимирский летописец отметил, что в Ростов «на свой стол» И. пришел 25 февр., когда вел. князь был там «в полюдьи», из Ростова епископ «вышел» в Суздаль 10 марта, во Владимир «вшел» 16 марта. Данная информация свидетельствует о том, что резиденция архиерея в это время находилась не в Ростове, а в великокняжеской столице - Владимире. В 1192 г. И. присутствовал во время обряда «постригов» и посажения на коня сына кн. Всеволода св. Георгия (Юрия) Всеволодовича , в 1194 г. этот же обряд «при блаженем епископе Иоане» был совершен по отношению к Ярославу (Феодору) Всеволодовичу . В 1200 г. И. благословил кн. Святослава Всеволодовича на княжение в Новгороде. В 1211 г. епископ венчал во владимирском Успенском соборе Георгия Всеволодовича с кнж. св. Агафией Всеволодовной , дочерью киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В авг. 1192 г. во Владимире была заложена ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященная И. 27 окт. 1196 г. В авг. 1194 г. по благословению И. был отремонтирован сильно пострадавший от пожара владимирский Успенский собор, в сент. того же года восстановлена ц. Пресв. Богородицы в Суздале, «яже бе опадала старостью и безнарядьем». По благословению И. церковь в Суздале была покрыта «оловом от верху до комар до притворов». Летописец особо ставит в заслугу И. то, что он, «не ища мастеров от Немець», нанял русских строителей: «...иных олово льяти, иных крыти, иных извистью белити; отврзене бо ему беста от Бога очи сердечнеи на церковную вещь, оже пещися церковными вещьми и клирикы ако правому пастуху, а не наимнику» (Там же.

http://pravenc.ru/text/468951.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (После 1212 - 7.02.1238, Владимир), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Всеволода (Димитрия) Георгиевича . Основными источниками сведений о ее жизни являются древнерусские летописи т. н. лаврентьевско-троицкой группы и цикл агиографических произведений, написанных в 1-й пол.- сер. XVII в. в связи с почитанием Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича . Время и место рождения М. В. неизвестны. Она могла родиться в одном из городов, где между 1212 и 1215 гг. пребывал ее отец (в Киеве, Белгороде, Овруче, Переяславле-Русском или Смоленске). 14 апр. 1230 г. М. В. вышла замуж, молодых венчал в Успения Пресвятой Богородицы соборе во Владимире Владимирский еп. сщмч. Митрофан (ПСРЛ. Т. 25. С. 124). Нек-рые списки монастырских синодиков называют имена детей кн. Всеволода и М. В.: кн. Авраамий и кнж. Евдокия (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41 об., 1556 г.; Синодик нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г.; Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об.). О существовании у них детей также известно благодаря их косвенному упоминанию в Лаврентьевской летописи 1377 г., к-рая отметила, что 7 февр. 1238 г. у вел. кн. Георгия Всеволодовича вся его семья, «княгини з детми и со снохами и со внучаты огнемь скончашася» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463). Во Владимирском списке Жития блгв. кн. Георгия Всеволодовича, датированном 1695 г., упоминается, что князь неоднократно приходил вместе с семьей на богомолье во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь , куда 9 марта 1230 г. были торжественно перенесены мощи мч. Авраамия Болгарского . Здесь, согласно житийной традиции, вел. князь и его дети «припадаше и многую милостыню творяше и трапезы убогим своими руками поставляше» ( Сиренов. 2003. С. 62).

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ Красный († конец дек. 1237, окрестности г. Пронска (ныне рабочий пос. в Рязанской обл.) (?)), кн. Рязанский. Из рязанских Рюриковичей. Предположительно младший сын рязанского кн. Игоря Глебовича († 1195), родной брат рязанского кн. Георгия (Юрия) Игоревича , дядя Рязанского св. блгв. вел. кн. Олега Ингваревича . В большинстве справочников и исследований О. И. отождествляется с блгв. вел. кн. Рязанским Олегом Ингваревичем. Так, напр., решали проблему его идентификации Д. С. Лихачёв и вслед за ним И. А. Лобакова ( Лихачёв. 1949. С. 257; Лобакова. 1997. С. 476). Нек-рые исследователи вопреки наблюдениям А. Е. Преснякова ( Пресняков. 1918. С. 225-226) отрицали сам факт смерти О. И. в 1237 г., т. к. Олег Ингваревич умер в 1258 г. (см., напр.: Кусков В. В. История древнерус. лит-ры. М., 19986. С. 141). Биография Основные сведения о деятельности О. И. есть в древнерус. летописях и поздних хронографах XVI-XVII вв., в «Повести о разорении Рязани Батыем», древнейший список которой сохранился в составе рукописного сборника 2-й трети XVI в., происходящего из б-ки Иосифова Волоколамского монастыря (РГБ ОР. Ф. 113. 526. Л. 229-258 об.). Вероятно, О. И. был в числе князей («своеи братии»), о к-рых говорится в источниках в связи с победой рязанского кн. Ингваря Игоревича в 1219 г. над русско-половецким войском князей Глеба и Константина Владимировичей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 444; Т. 7. С. 126; Т. 15. Вып. 1. Стб. 329; Т. 24. С. 87; Т. 25. С. 116; Т. 30. С. 85; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 305). Во второй раз о действиях О. И. косвенно свидетельствуют летописные источники в известиях 1237 г., когда поздней осенью в Рязани местные князья во главе с кн. Юрием Игоревичем, а также правители Мурома и Пронска проводили совет, на к-ром решался вопрос о дальнейших действиях после захвата монголами рязанской пограничной крепости Нузла. Было принято решение не пускать монг. послов в города, а выехать к ним на переговоры «на Воронажь». Выслушав требование о десятине «во всем», князья заявили 3 монг. дипломатам, что «олна нас всех не будеть, тоже все то ваше будеть». С «Воронажа» рус. князья отпустили их во Владимир ко двору Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , у к-рого правители Рязанской земли «просяче помочи» (ПСРЛ. Т. 3. С. 74-75).

http://pravenc.ru/text/2578289.html

§ II. Успенский собор построен был первоначально в XIII веке в княжение Василия Ярославовича Костромского; но неоднократные пожары и переделки совершенно изменили его первоначальный вид; даже кладка его стен, насколько можем судить о том по нашим наблюдениям и впечатлениям, вынесенным из осмотра его подвалов, носит на себе следы позднейшего времени. Предметов отдаленной старины сохранилось в этом соборе немного. Находящаяся здесь чудотворная икона Федоровской Божьей матери представляет важнейший и древнейший памятник не только Успенского собора, но и всей Костромы (табл. XXXIII). Явление её относится к XIII в. и соединяется то с именем костромского князя Василия Ярославовича Квашни, брата Св. Александра Невского, сына Ярослава Всеволодовича, то с именем Василия Георгиевича, сына Юрия Ярославовича. Год явления в точности неизвестен. Неопределенность показаний первоисточников по этому предмету замечена уже давно и в XVIII в. она была удовлетворительно разъяснена в том смысле, что наименование князя в рукописях Василием Георгиевичем есть явная ошибка, непримиримая с течением исторических событий, и что вместо него нужно читать «Василий Ярославич» (род. 1241 г.); а явление чудотворной иконы следует относить не к 1239 году, а к концу 50-х годов или даже к 60-м г.г. XIII в. 32 . Икона мерой 1 аршин 2½ вершка, в ширину 12 вершков украшена массивной золотой ризой и имеет рукоять, указывающую на то, что в Городце – первоначальном месте её нахождения, она была запрестольной иконой. Краски иконы сильно потемнели, повреждены и исправлены неоднократно. Точных снимков с этой иконы нет. Находящиеся у нас под руками снимки с неё без металлической ризы – один изготовленный лет 15 тому назад г. Поспеловым, другой г. Кларком по копии, сделанной художником Полторацким по поручению Комитета попечительства о русской иконописи, 33 не внушают особенного доверия к себе, они значительно различаются между собой, и это тем более неизбежно, что г. Полторацкий копировал лик Богоматери с оригинальной чудотворной иконы, а доличное с другой иконы Фёдоровской Богоматери, подаренной Государем Михаилом Фёдоровичем в Костромской Успенский собор (табл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Града Владимира Святыя 397. Святый благоверный великий князь Андрей Юрьевич Боголюбовский Владимирский чудотворец убиен бысть от шурей Кучковых, в лето 6680 месяца июня в 29 день, и положен в граде, по левую страну дети Андрея Боголюбскаго Изяслав и Мстислав Сын вел. кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, родился в Суздале, около 1110 года. Он любил Север, как родину и не искал себе княжения на юге. Тайно удалился он из Киева в наследную область, где Ростовцы и Суздальцы приняли его с радостию, и по смерти отца признали своим князем. Построив во Владимире великолепный соборный храм, благочестивый князь перенес в него чудотворную икону и украсил ее окладом из 15 фунтов золота, жемчугом и драгоценными камнями. Быв свидетелем многих опытов благодатной помощи от сей святой иконы, князь Андрей питал к ней особенную веру, и когда выходил на брать, имел обычай брать с собою ее и честный крест. Княжение Андрея Боголюбского кончилось страдальческою смертию: люди, осыпанные милостями князя, убили его в основанном им Боголюбове, 29 июня 1174 года. Память совершается 4 июля. Мощи св. князя, обретенные нетленными в 1701 году, почивают открыто в сооруженном им Успенском соборе во Владимире, у северной оконечности иконостаса. Взятая им из Киева чудотворная икона Богоматери, именуемая Владимирскою, перенесена в 1395 году в Москву и находится в Московском Успенском соборе («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 68–69. Прот. Чижев, «Жития св. князей Андрея и проч.» 1865 г., стр. 4–14). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, волосы мало кудреваты, брада не велика, аки князя Бориса, ризы княжеския, шуба бархатная, багряная, выворот соболей, на главе шапка княжеская, опушка соболья, исподняя риза лазоревая, и в сапогах» (Филимонов, стр. 60–61). 398. Святый благоверный князь Глеб Андреевич Боголюбский преставися в лето 6000, положен в приделе по правую сторону Сын кн. Андрея Боголюбского, юный девственник и молитвенник, перешедший в вечную жизнь, в 20-летнем возрасте, 20 июня 1174 года, за 9 дней до страдальческой кончины родителя. Мощи его, открытые в 1702 году, почивают во Владимирском Успенском соборе, близ северных дверей алтаря и отличаются необыкновенною мягкостию и гибкостию; нетленная рука бела как рука живого человека; она легко поднимается и разгибается в локтевом суставе. Память празднуется в день преставления («Письма из древн. Сузд. обл.», стр. 7–8. Чижев, стр. 29–35). 399. Святый благоверный князь Георгий Всеволодович Владимирский чудотворец. Убиен бысть от Батыя царя в лето 6747 месяца февраля в 4 день, и положен в соборной церкви у праваго столпа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Осовец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Александра Невского Год постройки:Между 1855 и 1878. Архитектор:Н.К. Рейм Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Осовец Координаты: 55.88003, 39.86878 Проезд:Трасса Москва-Владимир, на въезде в г. Лакинск со стороны Москвы на первой АЗС правый поворот на Копнино - Жохово, 14 км до проржавевшего нечитаемого указателя Осовец. Ориентиры - дом инвалидов, охотхозяйство. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Немногие знают, на нашей Владимирской земле есть древние города, некоторые из которых давно исчезли, пострадав от татаро-монгольского нашествия, а некоторые остались в названиях местностей и небольших населенных пунктов. Есть такой исчезнувший город неподалеку от нынешнего Лакинска, возле берегов Клязьмы. В 1209 г. рязанские князья Изяслав Владимирович и Кир Михаил Всеволодович, рассчитывая на то, что все " сынове Всеволожи " выступили к Твери против новгородцев, пришли во владимирские владения и " начаша же воевати села около Москвы " . Однако к этому времени инцидент с Новгородом уже был улажен, и сыновья Всеволода Большое Гнездо вернулись к отцу во Владимир. Из Владимира и послал " вборзе " великий князь Всеволод сына Георгия (Юрия) навстречу рязанцам. Согласно известия, записанного Летописцем Переяславля Суздальского, князь Юрий разбил рязанцев " у Осового " и прогнал их за р. Оку. Что же это за " Осовой " ? Мнения есть различные, но факт остается фактом, у реки Клязьмы известен городок Осовец, поставленный в начале XIII в. Всеволодом Большое Гнездо. По мнению некоторых историков, Осовец самим своим существованием был обязан опасности, исходившей со стороны Рязани. Спустя столетия после междоусобных войн русских князей крепость Осовец потеряла практическое значение, став частью Московского княжества. Место это, граничащее с непроходимо-болотистой Мещёрой, стало обрастать слухами и безлюдеть. В этих местах исчезали и пешие, и конные, и всадники и целые обозы. Вероятно, поэтому и утратила свое значение дорога из наших мест в Рязанщину. Сами укрепления города превратились в руины, а Осовец стал захолустным селом. Вот что пишут на рубеже XIX-XX в.в. Владимирские губернские ведомости: " В той же округе близ села Совца есть признаки остатков древнего укрепления в земляных валах. "

http://sobory.ru/article/?object=01450

Поставление Кирилла I в епископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 775 об.) (в схиме Кириак; † 17.04.1230, суздальский Димитриевский мон-рь), еп. Ростовский (1216 - 16 сент. 1229). Сведения о К. сохранились в летописных памятниках Сев.-Вост. Руси, прежде всего ростовских. Возможно, К. принял постриг в суздальском во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ре . В 1216 г. стал преемником умершего Ростовского еп. Пахомия . Ростовская епархия при К. включала территорию Ростовского, Ярославского, Угличского княжеств, частично Владимирского вел. княжества . В 1216-1218 гг., когда Владимиром-на-Клязьме завладел кн. св. Константин Всеволодович , церковная власть К., по всей видимости, распространялась и на столицу вел. княжения, т. к. после поражения Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича в битве на Липице (21 апр. 1216) Владимирский и Суздальский еп. св. Симон вместе с кн. Георгием покинул Владимир-на-Клязьме (еп. Симон вернулся «опять в свою епископью» в февр. 1218, после возвращения Георгия Всеволодовича на великокняжеский стол). 25 авг. 1217 г. в присутствии Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича, его детей святых Василия (Василька) , Всеволода (Иоанна) и Владимира (Димитрия) Константиновичей и бояр К. освятил на княжеском дворе в Ростове каменную ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В городе был устроен большой пир, на котором князь «учреди люди» и «многу милостыню створи к убогым» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 442; Присёлков. 2002. С. 304). Осенью 1217 г. приехавший во Владимир-на-Клязьме Полоцкий епископ (неизвестный по имени) принес вел. кн. Константину Всеволодовичу привезенные из Никеи священные реликвии - «етеру часть от Страстии от Господень», частицу руки мч. Лонгина сотника и части мощей св. Марии Магдалины (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 441). В торжественной встрече реликвий участвовал К. В день памяти Лонгина сотника (16 окт.) К. в присутствии великокняжеской семьи, бояр и духовенства торжественно перенес раку с частицами мощей мч. Лонгина, хранившуюся в Вознесенском мон-ре за Золотыми воротами, в придворный Димитровский собор.

http://pravenc.ru/text/1840427.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010