Козелецкий георгиевский монастырь занимает место, и доселе довольно уедененное, в 5 верстах от города Козельца, на берегу реки Остра. В давнее время это место было, еще уединеннее, было окружено лесами, ныне уже истребленными; даже и в 1784г. вокруг него были рощи. Когда при гетмане Богдане православие начало дышать свободно на украйне, освободясь от гнета иезуитов и ляхов: то в тот же год, как жители украйны дали присягу быть верными царю православному, – жители Козельца положили основать монастырь для постоянного возношения хвалы Божьей. В самом Козельце на берегу р. Остра был монастырек Св. Троицы. Он существовал еще при польском правительстве и известен по универсалу 1645 г.; но и в универсале 1658 года, все еще назывался новоФундующимся. 1 О. игумен Симеон, о. Иоиль Пучковский, о. Савватий желали пустынного жития, а не среди людей мирских. Жители Козельца, чтя св. великомученика Георгия, соглашались с мыслями пустыннолюбивых и изъявили готовность помогать устроению пустынной обители св. Геория. О. игумен не замедлил исполнить святые желания на деле. Аз 1654 г. говорить: «я Тотьяна Войнилиха даю знать и утверждаю, что по доброй воле продала я за 60 золотых мою собственную, никому не заложенную землю – грунты Дорогинку и Кобчик – честным отцам, господину отцу Симеону Чайковскому, отцу Панткратию Михаиловичу, отцу Иоилю Пучковскому и прочим отцам, братии их, на святое место, на монастырь», Акт надписан так: «продажа грунтов ея милостью панною Татьяною Завадскою Войниловичевою отцам на монастырь святого великомученика Георгия». Продажа земли внесена в городскую книгу города Козельца 1656 года, и здесь сказано, что земля продана, «на Фундоване монастыря Козельского». 2 По акту 1660 г., «законники монастыря Козельского», жалуясь магистрату, что соседи хотят завладеть частию земли, купленной ими у панны Завадской, свидетельствуют: на разширение хвалы Божьей почалисьмо фундовати мовастир еще за благословения его милости господина отца Сильвестра Коссова митрополита киевского, за позволением и универсалами от славной памяти его милости пана Богдана Хмельницкого и от всех по нем заступаючих гетманов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), родившийся 11 апреля 1910 года в Орле, в детстве служил здесь алтарником и пономарем. Позднее был послушником и иподиаконом у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова), прославленного в лике святых. В годы юности его духовными наставниками были орловские протоиереи Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние священноисповедника Георгия Коссова из орловского села Спас-Чекряк. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей-архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская прозорливая старица-монахиня Вера (Логинова), благословляя его на жизнь в Москве, предрекла ему встречу с ней на Псковской земле, которая и состоялась через 40 лет. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании юного Ивана Крестьянкина обаяние Божиего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал главным бухгалтером на небольшом предприятии. С началом военного лихолетья Ваню на фронт не взяли: болезнь глаз оставила его в тылу. Оставаясь в Москве, он продолжал работать. В 1944 году стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 года — диакон, рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем (Ярушевичем). В 1945 году был рукоположен Патриархом Алексием I во священники, поступил в Московскую духовную семинарию. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей, в которых много пострадал за веру. Вернувшись из заключения досрочно в 1955 году, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию. 10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн. В 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. С тех пор почти сорок лет его жизнь была связана с этой обителью.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/ca...

Разделы портала «Азбука веры» ( 30  голосов:  4.5 из  5) 8. Отец Егор Чекряковский И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана ( 4Цар. 2:13 ). I. Еще при жизни отца Амвросия Оптинского , хотя и очень незадолго до его праведной кончины, по нашим орловским местам прошла среди народа слава про отца Георгия Коссова из села Спас-Чекряка Болховского уезда. Последние годы о нем заговорили с особенным интересом, и, как водится, заговорили на разные лады: одни с восторгом, усматривая в нем непосредственного преемника по благодати о. Амвросия, нового прозорливца, которому открыто сокровенное человека, для которого и в будущем нет тайного, что не было бы ему явным; другие — и таких, конечно, было между нашим братом большинство — отнеслись к нему предвзято-недружелюбно, даже прямо враждебно. Среди этих последних ходили слухи, что его «смиряли», хотели «запретить» за то, что он «сбивает» простой народ, по-особенному служит, что к нему ходят гадать, что он плодит суеверие и в без того суеверном и невежественном народе… чего только в хулу не говорили!… Но ходили и другие слухи. Рассказывали, что кем-то подосланные убийцы хотели убить его в церкви, но что внезапно у них отнялись руки и ноги и только по молитве батюшки убийцы были исцелены, покаявшись в своем злодейском умысле. О даре прозорливости о. Егора создались целые легенды со слов очевидцев, на себе испытавших силу этого дара. Как бы то ни было, а о. Егор стал известен не в одной только Орловской губернии, и толпы богомольцев разного звания потекли потоком отовсюду в захолустное, безвестное село Спас-Чекряк Болховского уезда, Орловской губернии. Поток этот вот уже лет двенадцать не только не иссякает, но с годами все более и более усиливается. Особенно возрос он со дня кончины блаженной памяти старца отца Амвросия Оптинского . — Батюшки Абросима наследник, — говорят про него в простом народе. — Милоть Илии на Елисее, — говорят от Писания кто поначитаннее. И идет и едет к нему русский человек с полной верой, не мудрствуя лукаво, и с удовлетворенным сердцем возвращается от него по домам, разнося великую и добрую славу про «своего» батюшку по всему простору Руси Великой.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Болхов. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Из 30 храмов, украшавших Болхов до революции, до наших дней сохранилась лишь треть. Наряду с Троицким и Спасо-Преображенским соборами достопримечательностью Болхова является церковь Георгия Победоносца, стоящая в центре города, в бывшей Стрелецкой слободе, рядом с городским рынком. Здание представляет собой бесстолпный двусветный четверик, перекрытый купольным сводом с главкой. Храм стоит на холме напротив Красной Горы, за рекой Болховкой. Высокая стройная колокольня (76 м) видна еще при подъезде к городу за несколько километров. Это один из старинных болховских храмов. Известно, что приход существовал еще в 17 веке. Нынешняя церковь построена в 1740-1746 гг., а первоначальная колокольня была возведена в 1749-1750 гг. Храм был освящен 24 июня 1754 г. При нем находилась церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Воина (1747 г.). В дальнейшем храм неоднократно перестраивался. В 1817 г. колокольню и трапезную разобрали, в 1825 г. была выстроена новая трапезная со Знаменским и Иоанновским приделами. В 1852 году возвели отдельно стоящую величественную пятиярусную колокольню, с которой по высоте могла сравниться только звонница главного храма Болхова - Спасо-Преображенского собора. В 1862 г. на средства купца Кузьмы Васильевича Губарева к трапезной была пристроена паперть; через 11 лет вокруг церкви устроена каменная ограда с часовней на южной стороне. Во второй половине 19 века трапезная часть храма была вновь перестроена. В результате сложился своеобразный ансамбль: вместе с часовней и колокольней Георгиевская церковь сочетает элементы древнерусского зодчества 16-17 веков и классической архитектуры. Из Георгиевского храма происходила почитаемая чудотворная икона Богоматери " Взыскания погибших " . Последним настоятелем церкви с 1920 г. и до своего ареста и последующей кончины в 1929 г. был священник Николай Георгиевич Коссов. Он проживал в церковном доме напротив храма. В 1930 г. церковь была закрыта, с колокольни были сброшены колокола и купол с крестом. Здание использовалось под склад торговой конторы, внутреннее помещение было перестроено. Чудотворную икону Божией Матери " Взыскание погибших " спасли от поругания - ныне она находится в Риге, у правнука священника Георгия Коссова В.Н. Потапова.

http://sobory.ru/article/?object=04691

Статистика Гурий (Егоров), митр. Митрополит Гурий (в миру — Вячеслав Михайлович Егоров; 1 июля 1891 с. Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губернии — 12 июля 1965 Симферополь) — епископ Русской Церкви; с 19 сентября 1960 по 13 ноября 1961 — митрополит Ленинградский и Ладожский. Семья, образование, война Родился в мещанской семье, отец был владельцем артели петербургских ломовых извозчиков. В семье было пятеро детей, в том числе Николай (будущий профессор теоретической механики в технологическом институте Петербурга), Леонид (будущий архимандрит Лев), Вера, Василий. Родители рано умерли, дети воспитывались у дяди, который был заведующим Александро-Невским рынком. В 1911 окончил Санкт-Петербургское Петровское коммерческое училище с званием кандидата коммерческих наук. Отказался от выгодных карьерных предложений, желая принять монашество. Поехал в Оптину пустынь к старцу иеросхимонаху Анатолию, а затем посетил известного протоиерея Георгия Коссова. Эти встречи утвердили его в стремлении стать монахом и священника. В 1912 поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1914—1915, прервав обучение, служил на фронте братом милосердия, заболел туберкулезом легких и после лечения вернулся в академию. 4 декабря 1915 пострижен в монахи и 6 декабря рукоположен во иеромонаха. В 1917 окончил Петроградскую духовную академию, кандидат богословия. Александро-Невское братство Получив священный сан, отец Гурий развил очень энергичную пастырскую деятельность. Ему было поручено священнослужение (по воскресеньям и праздничным дням) в женском монастыре, находящемся в Лужском уезде, близ ст. Плюсса, сравнительно недалеко от Петрограда. Ко времени посвящения о. Гурия уже имел священный сан его брат Леонид, также постригшийся в монахи с именем Лев. К двум отцам — Льву и Гурию — присоединился иеромонах Иннокентий (Тихонов), получивший архиерейский сан. Братья Егоровы (так скоро стали называть в народе отцов Льва и Гурия) развили вместе с о. Иннокентием интенсивную миссионерскую деятельность. Они «пошли в народ», то есть обратились преимущественно к рабочим и к самому бедному, деклассированному и злоупотребляющему алкоголем люду. Местом их деятельности стал теперешний Литовский проспект. Там братья сняли комнату и проводили в ней беседы для народа — рассказывали те или иные события из Священной истории, сопровождая это показом диапозитивов, вели беседы о жизни, преимущественно выступая против алкоголизма. Отец Иннокентий любил разъяснять богослужение. Естественно, что к этому дому примкнули активисты, которые стали называть себя «Братством святого Александра Невского», в котором, впрочем, не было организационных форм. Каждый близкий к деятельности «братьев Егоровых» мог назвать себя членом этого братства. После окончания академии был принят в братию Александро-Невской Лавры. С 1922 — архимандрит; настоятель Крестовой митрополичьей церкви.

http://lib.cerkov.ru/authors/818

20-летие обретения мощей священноисповедника Георгия Коссова отметили в Болхове 12 декабря 2020 г. 14:09 9 декабря 2020 года, 20-ю годовщину обретения в селе Спас-Чекряк (Орловская обл.) мощей священноисповедника Георгия Коссова, митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе города Болхова, где пребывают мощи святого. Главе Орловской митрополии сослужили благочинный храмов Болховского округа протоиерей Александр Кузнецов, духовник Орловской православной гимназии протоиерей Николай Евдокимов, руководитель службы протокола Орловской епархии иерей Максим Ерескин и клирики Болховского благочиния. Вместе с архипастырем, духовенством и прихожанами молились игумения Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря города Болхова монахиня Евфалия (Мастепанова) с сестрами, воспитанники гимназии-пансиона во имя преподобного Сергия Радонежского и внучка священноисповедника Георгия Коссова Елена Алексеевна. На богослужении присутствовал глава Болховского района Виктор Данилов. За Литургией владыка Тихон вручил церковные награды за усердные труды во славу Святой Церкви. Настоятель храма святого священноисповедника Георгия Коссова в селе Спас-Чекряк протоиерей Рафаил Гасанов и клирик Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря протоиерей Алексий Комов удостоены ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени. Патриаршей грамотой награжден благочинный храмов Болховского округа протоиерей Александр Кузнецов. Глава Болховского района Виктор Данилов отмечен медалью преподобного священномученика Кукши II cmenehu. Также митрополит Тихон подарил памятную книгу о священноисповеднике Георгии Коссове его внучке Елене Алексеевне. В завершение Литургии архипастырь вместе духовенством совершил славление перед мощами священноисповедника Георгия Коссова. Накануне был совершен чин переоблачения мощей святого. Священноисповедник Георгий Коссов родился 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Окончил Орловскую духовную семинарию. В 1884 году был рукоположен во священника и назначен на один из беднейших приходов епархии — в селе Спас-Чекряк Болховского уезда.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Спасо-Преображенский собор (Болхов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — главный православный храм города Болхов в Орловской области. Расположен на вершине Красной горы, на территории бывшего кремля, является основным историческим и экскурсионным объектом города. Содержание История [ править править код ] Спасо-Преображенский собор, пожалуй, главное достояние Болхова. Его исторический и духовный символ. Величественный храм венчает расную гору и виден практически из любой точки города. Первая деревянная церковь появилась здесь еще в XVI веке, вскоре после основания Болхова. А 100 лет спустя на средства воеводы Ржевского был возведен первый каменный собор. В 30-х годах XIX века рядом с храмом появилась высокая классическая колокольня, а чуть позже был перестроен и сам собор. В 1851 году он приобрел нынешний архитектурный облик. Шестипрестольный храм вмещал 5 тысяч человек. Главный колокол весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Болхова. Собор был закрыт в 1930 году. Тогда же бесследно исчезло его богатейшее убранство. Новая власть жестоко обошлась с болховскими святынями. Если до революции здесь было 30 храмов — кстати, столько же, сколько и в Орле, то до сегодняшнего дня сохранилось 1; 6 из них — действующие. Восстановление Спасо-Преображенского собора началось еще в середине 1970-х годов. Были возвращены на место купола. Несколько раз возводились строительные леса. Летом 2000 года настоятелем храма стал протоиерей Александр Афонин; он сразу же начал здесь служить. В храме появились прихожане, которые всем миром стали залечивать его раны, своими силами привели в достойный вид нижнюю церковь. После обретения, сюда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были перенесены мощи священноисповедника Георгия Коссова. В 2004 году началась реставрация внешнего облика храма, которая выполнялась сотрудниками ОАО «Орёлстрой» под руководством генерального директора В.В. Соболева. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Рака с мощами священноисповедника Георгия Коссова

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Arhiva Cu o Liturghie oficiat la mnstirea „Sfântul mucenic Cuca” s-au încheiat solemnitile dedicate aniversrii a 900 de ani de la Cretinarea Orlovcinei 11 septembrie 2013 14:21 8 сентября 2013 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, день памяти священноисповедника Георгия Коссова,  архиепископ Орловский и Ливенский Антоний , архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний и архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий совершили Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе г. Орла. Богослужение было приурочено к празднованию 900-летия памяти святого Иоанна Кукши и 900-летия Крещения Орловщины и центральной части России. Торжества продолжилась научной конференцией в Орловском областном краеведческом музее. Почетными гостями мероприятия стали возглавлявшие Литургию архипастыри. С докладами, посвященными истории крещения вятичей, распространения Православия в Центральной России, а также иконографии святого Кукши, на пленарном заседании выступили профессор Виктор Ливцов, директор Областного краеведческого музея Андрей Минаков, искусствовед Марианна Комова, историк Анатолий Перелыгин. Иерей Игорь Чистюхин презентовал книгу «Апостол вятичей», посвященную священномученику Кукше. В заключение архиепископ Орловский и Ливенский Антоний вручил участникам торжеств юбилейные памятные медали «900 лет подвигу священномученика Кукши». Одновременно с проведением научной конференции в залах Областного краеведческого музея открылась выставка экспонатов из фонда музея, посвященная истории Православия на Орловщине. В одном из залов были представлены фотографии, артефакты, документы, портреты выдающихся духовных подвижников Орловщины. Другая экспозиция включала иконописные и скульптурные работы Артели православных художников, а также снимки известного орловского фотохудожника Леонида Тучнина, фиксирующего важнейшие события в истории Орловской епархии, начиная с 1974 года. 9 сентября в монастыре священномученика Кукши у деревни Фроловка Мценского района Орловской области состоялась Божественная литургия, ставшая кульминацией торжеств в честь 900-летия Крещения Орловщины и центральной части России.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3277890...

Архив Пн На Орловской земле состоялись торжества в день Собора Орловской святых 11 сентября 2023 г. 11:53 8 сентября 2023 года в городе Болхове и селе Спас-Чекряк Орловской области в третий раз отметили праздник Собора святых Орловской митрополии . Торжества начались в Спасо-Преображенском соборе Болхова, где почивают мощи священноисповедника Георгия Коссова. Здесь митрополит Орловский и Болховский Тихон в сослужении митрополита Вятского и Слободского Марка , епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария и духовенства епархий Орловской митрополии совершил Божественную литургию. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Богоявленского собора города Орла. В храме присутствовали посетили первый заместитель губернатора Орловской области Вадим Соколов, глава Болховского района Николай Чиняков, глава города Болхова Владимир Авилов. В этот день на богослужении в Болхове смогли помолиться многие верующие со всей Орловской области. Для них были организованы бесплатные автобусы. По окончании Литургии был совершен молебен всем святым, в земле Орловской просиявшим. Архипастыри поздравили верующих с праздником.  Далее с приветственным словом от имени губернатора Орловской области Андрея Клычкова к собравшимся обратился первый заместитель губернатора Вадим Соколов. В праздничный день митрополит Тихон вручил благодетелям и духовенству Орловской епархии церковные награды. Первый руководитель группы компаний предприятий агропромышленного комплекса Орловской области Сергей Бутов был удостоен ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского II степени. Патриаршей наградой Сергей Иванович отмечен за многолетнюю помощь Орловской епархии . Ряд клириков награждены медалями Орловской епархии преподобного священномученика Кукши: иерей Александр Мележеев был удостоен медали II степени; медалями III степени были награждены иерей Николай Макаров, иерей Димитрий Зворыгин, иерей Андрей Кабочкин и иерей Сергий Шомин. Праздник продолжился на центральной площади Болхова. Здесь состоялся концерт Орловского губернаторского камерного хора «ЛИК» (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный работник культуры России Дмитрий Коваленко). Для гостей работала полевая кухня.

http://patriarchia.ru/db/text/6058299.ht...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)      По книгам я знала о трех людях: о ком-то подробнее, о ком-то – только имя, но с каждым был связан отец Иоанн (Крестьянкин) – и мне очень хотелось прикоснуться к каждому из них. Исповедник Георгий Коссов В старинном Болхове лежат святые мощи исповедника Георгия Коссова, которого в народе чаще зовут отцом Егором из Спас-Чекряка, а в Орле, на Крестительском кладбище покоятся мама отца Иоанна – Елизавета Илларионовна и Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко. Отец Егор, простой священник нищего прихода, пройдя искушения и борьбу с темными силами, обрел огромную духовную мощь: при жизни его почитали Оптинские старцы, о его духоносности говорил святой Иоанн Кронштадтский . Он был пророком в прямом смысле слова: сказанное им совершалось, потому что он произносил не свои слова – он говорил волю Божию. Помимо этого он лечил, строил (большой храм, пять школ, странноприимный дом и еще много-много другого), он первый в России создал приют, где одновременно жили 150 крестьянских девочек, которых доучивали до 18 лет, давая им возможность стать учительницами или работать по практической специальности. Именно к нему уже после революции пришел паломником маленький Ваня Крестьянкин. Что отец Егор увидел в будущем 10-летнего мальчика, оставив его у себя в доме? Какой опыт приобрел маленький Ваня, живя у него, если и до последнего дня берег эти мгновения в памяти, если обращался в молитвах к отцу Егору? «Это счастье продолжалось всего несколько дней, но память о нем согревает меня всю жизнь». А сам отец Георгий еще молодым священником пошел к отцу Амвросию Оптинскому в тот момент, когда против него восставали вражьи силы и днем и ночью он слышал: «Уходи отсюда… Ты один, тебе не справиться». Отец Амвросий встретил его сам словами: «Ты что, иерей? Кого испугался? Враг-то один, а вас двое». – «Как двое?» – «Ты да Христос – вот и выходит, что двое. Иди с Богом и ничего не бойся». Как по-разному узнаёшь святых – как в нашей рядовой жизни, с обычными людьми: кого-то знаешь издалека и робеешь подойти ближе, с кем-то, едва познакомившись, чувствуешь свободу как будто бы очень давнего и близкого общения, а кто-то сам, первый обращается к тебе с теплым словом участия и деятельной поддержкой…

http://pravoslavie.ru/77030.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010