Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 – †5.2.2006 С преподобным преподобен будеши… Древнее изречение явило свою вечную правоту в жизни отца Иоанна. Он застал многих людей, которых мы теперь почитаем в лике святых Русской Церкви. В отрочестве он паломничал к старцу священноисповеднику Георгию Коссову 1 . Большое влияние на юного Ивана оказал священномученик владыка Серафим (Остроумов). Батюшка приобщился и к оптинской традиции, окормляясь у последнего оптинского старца игумена Иоанна (Соколова). В монахи батюшку постриг духовник — глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов) 2 . Псково-Печерский монастырь познакомил батюшку с преподобным иеросхимонахом Симеоном (Желниным) 3 и сослужителем праведного Иоанна Кронштадтского митрополитом Вениамином (Федченковым) 4 . Архимандрит Иоанн родился в Орле. С шести лет проходил пономарское послушание; был при владыке Серафиме (Остро­умове). Закончив среднюю школу и бухгалтерские курсы, работал в Москве бухгалтером, окормлялся у игумена Иоанна (Со­колова), последнего оптинского старца. В январе 1945 г. митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил его во диакона, а 25 октября 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I совершил иерей­скую хиротонию в Измайловском храме Рождества Христова. Закончив Московскую Духовную семинарию и академию и подготовив в 1950 г. диссертацию, отец Иоанн не смог ее защитить, потому что был арестован как ревностный пастырь и приговорен к семи годам лагерей. Освобожденный досрочно в 1955 г., он был назначен в Псковскую епархию, а через два года — в Рязанскую, где за 11 лет служения 5 раз перемещался с прихода на приход. 10 июня 1966 г. отец Иоанн принял монашество. Постригал его глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). В марте 1967 г. иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. В 1970 г. он был введен в сан игумена, в 1973 г. — в сан архимандрита. Богата жизнь батюшки на встречи с преподобническим житием. Отец Иоанн непрестанно впитывал живое слово Божиих людей, и когда оно звучало издалека — заочно. Батюшка никогда не виделся с митрополитом Сурожским Антонием, и все же духовное единство — в молитве — было. Архимандрит советует просить о близких словами владыки Антония: “Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь имярек в Свою руку и делай то, что я жажду делать, но не могу. Аминь”.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотография. Нач. XXI в. (Крестьянкин Иван Михайлович; 29.03.1910, Орёл - 5.02.2006, Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), архим., прав. старец. Из семьи мещан. Рано лишился отца, воспитывался матерью. С детства прислуживал в Ильинском (Николо-Песоцком) храме Орла. В 10 лет совершил паломничество в с. Спас-Чекряк к прав. старцу прот. священноисп. Георгию Коссову . Был иподиаконом Орловского архиеп. сщмч. Серафима (Остроумова) . В 1925 г. поступил сразу в 7-й класс средней школы. По окончании школы с 1929 г. учился на бухгалтерских курсах. Работал в Орле по специальности, но был уволен за отказ выходить на службу в церковные праздники. В 1932 г. переехал в Москву, стал бухгалтером на небольшом предприятии. Активно участвовал вместе с двоюродными братьями Александром (впосл. архим. Афанасий) и Василием (впосл. иером. Владимир) в церковной жизни Москвы, во встречах и в беседах правосл. молодежи. Был духовным сыном последнего оптинского старца игум. Иоанна (Соколова). 20 июля 1944 г. назначен псаломщиком в храм в честь Рождества Христова в Измайлове. 14 янв. 1945 г. рукоположен целибатом во диакона Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) в храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище. 7 окт. того же года сдал экстерном экзамены за курс ДС. 25 окт. 1945 г. рукоположен Патриархом Алексием I в Христорождественской ц. в Измайлове во иерея к этому храму. В 1946 г. определен ризничим возвращенной Церкви Троице-Сергиевой лавры, но вскоре был отозван на прежнее место служения. С 1947 г. заочно обучался в МДА, подготовил дипломную работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Много проповедовал; несмотря на относительную молодость, пользовался большим уважением прихожан, что не осталось без внимания со стороны представителей власти. В ночь на 30 апр. 1950 г. арестован. Был помещен в Лубянскую тюрьму, в июле переведен в Лефортовскую, в авг.- в Бутырскую. На допросах не признал себя виновным, не стал давать показания против др. лиц. 6 сент. того же года особым совещанием при МГБ СССР приговорен за «антисоветскую агитацию» к 7 годам ИТЛ строгого режима. 8 окт. отправлен по этапу в Каргопольлаг на территории Архангельской обл., работал на лесоповале. В окт. 1953 г. по состоянию здоровья переведен в лагерь для инвалидов близ г. Куйбышева (ныне Самара), работал там бухгалтером. 12 февр. 1955 г. было принято решение о его условно-досрочном освобождении.

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

В 1914 году я с мужем жила в Петушках, в 120 км от Москвы, в очень живописном местечке. Мне в этот год исполнилось девятнадцать лет, мужу было тридцать два года. Как-то мартовским утром я проснулась, приоткрыла глаза, мужа около меня не было, он встал на сей раз раньше меня, что мне дало возможность понаблюдать за его действиями, как говорится, одним глазком. Он стоял посередине комнаты, глядя на киот, осеняя себя очень крупным крестом, губы его двигались и иногда с них срывались какие-то слова, вероятно, слова молитвы, читаемые им вполуслух. Для меня все эти слова чужды, так как я кроме Отче наш никаких молитв не читала. Я смотрела и думала: “Какой он счастливый! С каким выражением лица он смотрит на изображения святых”, — изображения с вытянутыми шеями, очень длинными пальцами, с наклоном головы как-то в одну сторону. Византийское письмо! Я его не понимала, оно казалось мне просто уродливым, а как он смотрит на эти лики! Во взгляде его глаз и сосредоточенность, и просьба, и благодарность, и надежда… Почему он такой счастливый, — думалось мне, — как он может так горячо молиться (о чем говорило выражение его лица) на какие-то изображения, будучи уверенным, что они откликнутся на его призыв, исполнят его желание; а я? Я так не могу! Мне все это чуждо, непонятно. Меня нянечка выучила лишь одной молитве Отче наш , а в раннем детстве я и моя сестренка Оля после обеда, ужина и чая благодарили Боженьку за котлетку, киселек и компотик, на ночь просили, чтобы добрый Боженька послал Своего ангела, который нас бы оградил от ведьм и бабы-яги; и на этом моя грамотность в религиозной области окончилась, так как к ней ничего не прибавило пребывание в гимназии. Там мы долбили тексты катехизиса на славянском языке “от сих до сих”. Славянский язык мне давался очень трудно, подчас я, не понимая смысла, просто зазубривала весь текст от слова до слова. Законоучитель наш был очень симпатичный и живой старик с добрыми лучистыми глазами, он меня по-видимому очень любил за мои безупречные ответы и, вызывая меня, приговаривал: “Ну Душен, отвечай-ка!”. В первый раз я его увидела в Чернявском институте, но мы пробыли там очень недолго, и он был тогда немножко моложе, а в гимназии я увидела совсем старичка. Говорил батюшка мягким бархатистым голосом, поглаживая большой мягкой рукой массивный серебряный крест, висевший на его груди. Его голос обладал свойством успокаивать, и мой ответ лился, как песня соловья, так как я старалась все-все запомнить, к несчастью, за счет вникания в смысл. Я чувствовала, что он очень был доволен моими ответами. Это было видно по его улыбке и выражению его губ, которые произносили: «Так, так, Душен, очень хорошо, прекрасно, ставлю тебе заслуженные “пять”. Садись, и да хранит тебя Господь».

http://pravmir.ru/puteshestvie-k-ottsu-g...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный воине Христов, священноисповедниче отче Георгие, венцем славы небесныя украшенный, похвальное пение тебе приносим, ты же яко дерзновение имея ко Господу, моли Всеблагаго Царя Славы даровати милость почитающим святую память твою и теплым сердцем поющим: Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея. Икос 1 От юности Христа возлюбил еси, и Тому тесным путем последовав, сосуд избран Духа Святаго явился еси, дар чудотворения и прозрения восприемый. Орловския земли заступниче, богоизбранне отче Георгие, преславный защитниче от врагов спасения нашего видимых и невидимых, темже нас на похвалу твою воздвизаеши радостию воспевати ти: Радуйся благочестивых родителей чадо прелюбезное; радуйся страху Божию и чистоте теми наученный. Радуйся, со млеком матерним веру православную впитавый; радуйся, узкий путь и тесныя врата ко спасению избравый. Радуйся Орловския страны в вере утверждение; радуйся, пред престолом Бога Вышняго наш твердый предстателю. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея. Кондак 2 Видя сердца твоего благое намерение, Христос предначерта узкий и тернистый путь спасения твоего. В зиму лютую, в болезни и нищете притекл еси в Спас-Чекряк, идеже место бе пусто и безлюдно. Но обаче то избра Господь да прославится тамо Имя Его, и бысть сие поприщем подвигов твоих. Темже взываем с радостию Богу: Аллилуйя. Икос 2 Слыша велие житие и благочестие богомудрых отцев и старцев Оптинстих, бурею помышлений движимый пришел еси яко странник убогий к великому старцу Амвросию да укрепит твое сердце, и да наставит тя на подвиг пастырского служения. Он же, яко провидев вся Божия произволения о тебе, паки возврати тя в Спас-Чекряк, идеже и обрел еси доброе пристанище и утверждение. Видевше таковое Божие благоволение, глаголем сице: Радуйся, веры правыя нерушимое основание; радуйся светлый образе простоты и смирения. Радуйся, света Христова носителю; радуйся, всякия правды добрый ревнителю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Во время проповеди старец мог вспомнить, как во времена его юности учащиеся в Орле благодарили Господа за сдачу экзаменов крестным ходом в Мценск или к отцу Георгию Коссову в Спас-Чекряк, Орловской области [xvi] , и другие случаи из своей жизни. Старец мог возвысить свой голос не только против явных беззаконий и нарушений закона Божьего, но и против вредных изменений в духовной жизни. По проповедям архимандрита Иоанна можно очень хорошо понять нравственное состояние общества, потому что в них он обличал духовные недостатки. Наиболее полно греховные наклонности человеческой души выразил отец Иоанн в великопостных беседах в 1970-е годы, известных под названием «Опыт построения исповеди» [xvii] . Можно и среди этих бесед найти те черты, которые присущи как тому, так и нашему времени. Если 1970-е — 1980-е годы отличались слежкой за происходящим в Церкви [xviii] , то в последующие годы, когда прекратился контроль за проповедью и религиозностью, духовная свобода и вседозволенность в стране стала служить во вред душам людей. Старец называл этот период временем «смущений и полной неразберихи в духовной жизни» [xix] . Страшные годы этой «свободы» отражены в проповедях старца. «Полк сатанинских сект, оккультных ересей, каббалистика, теософия, астрология, гипноз, кодирование, медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методы " лечения " – калечения людей, которые церковным вероучением определяются как чародейство и колдовство, – нашли сейчас на Родине нашей высоких покровителей, – говорил он. – И все средства массовой информации отданы враждебным Православию разрушительным силам…» [xx] Распространение наркотиков, неудержимый блуд, появление на телевидении колдунов и экстрасенсов были обличены в словах старца [xxi] . Много речей посвятил отец Иоанн вредному увлечению телевизором: «Разбойник-телевизор впился в душу и держит ее своей мертвой хваткой до полного ее опустошения » [xxii] . Немало других духовных угроз общества было обличено им с церковного амвона, тому подтверждением в том числе рассказы об НЛО, в лице которых он видел бесов; о целительстве [xxiii] ; о рыночных отношениях, когда «ум трудится только на приобретение» [xxiv] и «вся забота — побольше скопить, чтобы послаще поесть» [xxv] .

http://bogoslov.ru/article/2599697

Их ждал трибунал: Вадима – за дезертирство, Ивана – за укрывательство. Скрывая брата в дневное время в сундуке, Иван молился. Молился отчаянно, то умолял, то дерзновенно требовал помощи, напоминая о бывших ему обетованиях. Пред иконой святителя Николая догорал последний елей, случайно добытый в обмен на паек. Ночью к молитвеннику присоединялся сундучный затворник. Они не разговаривали, не обсуждали случившееся, не строили планов. Они истово молились, чтобы бездна, разверзшаяся пред ними, не поглотила их. Эта беда, которая могла стоить жизни, обернулась для них милостью. Чудо милости Божией сотворило невозможное. Вадима забрали в военный госпиталь, а Ивану выдали воинские продуктовые карточки, спасшие его от полного истощения. Так Господь учил Ивана молиться, надеяться и верить, отрешая скорбями от мира и приводя к Себе. В 1943 году после 26 лет полного бесправия Церковь наконец-то была узаконена в Советском государстве. И митрополит Сергий, который уже 17 лет нес тяжкую ношу управления бесправной Церковью , стал ее Патриархом. Власти, в связи с обстоятельствами военного времени, решили Церковь потерпеть. Испытание войной близилось к концу. А в жизни Ивана Крестьянкина открылся желанный с детства путь. Он получил об этом извещение свыше. В сонном откровении он увидел себя паломником в Оптиной пустыни 15 . Любимый им старец Амвросий 16 принимал людей, но намеренно обходил Ивана. Смущение встревожило душу. Но когда старец отпустил последнего посетителя, то подошел к Ивану, обнял его и позвал послушника: «Принеси нам два облачения, мы с ним служить будем». Затем старец повел Ивана в церковь . Сон был настолько похож на действительность, что Иван, проснувшись, стал объяснять, что он еще не рукоположен, тут-то и пробудился окончательно. Со старцем Амвросием у отца Иоанна была особая духовная связь. Началась она еще 1920 году, когда Ваня совершил паломничество в Спас-Чекряк к духовному сыну старца протоиерею Георгию Коссову. Тогда Ваня неделю прожил в доме, где все дышало дорогим старцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Радуйся, мир с Богом и людьми стяжавый; радуйся, в кротости и смирении поживый. Радуйся, тайныя человеческия помышления прозревавый; радуйся, терпения христианского учителю. Радуйся, обидимых неложное упование; радуйся, гордых и заблуждших вразумителю. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея. Кондак 7 Дивный храм Преображения Господа Славы воздвигл еси в глухом сельце, яко в царстем граде подобаше, и тем исполнил еси благословение старца Амвросия. С усердием молился еси, отче, ко Господу и Пречистей Его Матери: да пребудет храм сей жилищем Божией благодати и да услышит в нем Творец люди Своя, с верою вопиющия: Аллилуйя. Икос 7 Созидая храм велий на приношения людския, но обаче жертвы неправедныя, отче Георгие, отвергал еси. Темже в тайная сердца зря, нечестиваго купца, обидящаго сирот и вдовиц, обличил и к покаянию привел еси его, научая за все благодарити и славити Господа. Зряще таковое милосердие твое, поем ти: Радуйся, свет Христов на месте тьмы бесовския утвердивый; Радуйся, на месте идольских капищ храм Божий поставивый; Радуйся, молитвенными слезами основание его оросивый; Радуйся, рукама своима краеугольный камень его положивый. Радуйся, непреложно на помощь Божию уповавый; Радуйся, богомудрый учителю и молитвенниче о душах наших. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея. Кондак 8 Стена и прибежище был еси чадом твоим, блаженне, егда во время гладов и смуты нищия и убогия питал еси, приют отроковицам устрояя, да обретут тамо сироты душевный покой и спасение. Темже блаженство милостивых унаследовал еси ныне, отче Георгие, со святыми вечно воспевая на небесех хвалебную песнь: Аллилуйя. Икос 8 Ревностно потрудившися на благо ближним своим, создал еси училище народное, идеже кротко и богомудренно добродетелем поучал еси, в милосердии, сострадании и целомудрии вся утверждая. Добре упасл еси Богом врученное тебе стадо, да не похитит враг невидимый едину от овец твоих. Темже тя хвалим и зовем ти сице: Радуйся, юныя души для Царствия Небеснаго возрастивый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Сашок проснулся, потянулся, зевнул и спросил меня, как я спала. “Да вроде хорошо”, — ответила я ему. “Нет, душа моя, не только что хорошо, а очень хорошо, с гаммой храпа!”. Если бы он знал, как я действительно спала! Я со всеми его предположениями о моем “прекрасном сне” согласилась, чтобы его не тревожить, а то пойдут разные вопросы, спросы с его стороны, чего мне весьма не хотелось. Мы застелили свои кровати, смахнули со стола крошки на тарелочку, а тут, не заставляя себя долго ждать, явилась суетливая тетушка, спросила нас, как мы изволили почивать, и снова быстро-быстро исчезла, забрав со стола сначала самовар, а затем и все остальное. Я надела свое котиковое манто, так как несмотря на март месяц было холодно, Сашок надел шубу и каракулевую шапку, которая ему очень шла, и мы вышли на дворик. Март месяц в полной силе. Чудесное утро, светлое, над головой темно-синие куски неба. На белоствольных огромных березах раздается карканье грачей и писк галок, которых грачи выгоняют из своих летних квартир. Под ногами серо-белая дорога, сделаешь шаг — и во все стороны из-под твоей ступни разбегается кашица из мелко-серых стеклышек. Воздух и тишина, что-то сказочное. По дороге в церковь нам повстречалось несколько девочек лет 12–15. Лица цветущие, одеты в поддевочки и вязаные платочки, туго завязанные сзади узлом. Они, увидев нас, кланялись нам, но их лица не выражали никакого любопытства, сохраняя серьезное, сосредоточенное выражение. Вот и храм, деревянный, “ступенчатый”, как я его определила, с небольшой колокольней. На ней звонарь уже звонил в один, по-видимому, колокол, так я решила, призывая всех желающих помолиться в храм, вернее — церковку. Церковка бедного прихода, позолоты на иконостасе и даже царских вратах яне заметила, зато иконы мне все очень понравились: яркие краски, красивые добрые лица, особенно на иконе Матери Божией “Утоли моя печали”, как позднее я узнала ее название; совсем не такие иконы, как у нас дома. Я очень быстро обвела все глазами, так как центром моего внимания, ядром всех моих помышлений был отец Георгий. Какая-то у него внешность, голос? Вообще, что он из себя представляет? — вот мысль, которая не покидала меня ни на секунду. И вот среди мертвой тишины раздались слова Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа и дальше тот же голос за диакона, которого не было: Миром Господу помолимся .

http://pravmir.ru/puteshestvie-k-ottsu-g...

Прямо — дворик, справа двухэтажный дом — это приют на 200 девочек. Дальше малюсенькая деревянная церковка, налево дом отца Георгия. Около самой дороги гостиница: две крохотные комнатки и прихожая. Довольно-таки суетливая женщина, вся в черном, пригласила нас войти. Мы объяснили, что приехали к отцу Георгию, и она нам рассказала, когда бывает служба, когда батюшка на дому принимает, предоставив нам располагаться в комнатке. Исчезла, но через несколько минут появилась с кипящим самоваром, несколькими тарелками, вилками, ложками, чайником для заварки и огромной солоницей. Немного спустя принесла чистые простыни и несколько одеял, сказав, что и то и другое сделано руками девочек, которых подбирает и учит всему батюшка, и одеяла связаны ими. Девочки все делают сами: и прядут, и ткут, и обувь шьют, и в полях работают, а когда нужно, помогут и отпеть и повенчать, по очереди церковные требы отправляют, и пономарят, и поют. И, не задерживаясь дольше, она опять исчезла. Времени было около девяти часов вечера, но спать совершенно не хотелось, так как все существо полностью наполняло желание поскорее хотя бы увидеть отца Георгия, а уж поговорить-то с ним стало казаться вообще чем-то сверхвозможным. Мы сели за стол, на котором, как я уже сказала, кипел самовар, достали из чемодана несъеденные бутерброды — они быстро исчезли в сопровождении горячего, крепкого, сладкого чая; насытившись, мы продолжали сидеть за столом. Сидели, молчали, говорить не хотелось, каждый был переполнен своими мыслями; у меня это была цепь вопросов и даже, я бы сказала, было любопытство. Семилинейная лампочка, и без того дающая мало света, стала вообще светить все меньше и меньше и наконец, раза два фукнув, погасла, приказывая и нам отходить ко сну. Быстро наощупь мы сняли верхнюю одежду и обувь и буквально вытянулись каждый на своей кровати. Я, конечно, не собиралась засыпать из-за мыслей, бегущих в голове как в калейдоскопе, а Сашенька мой перевернулся разочка два с боку на бок и засопел, а через некоторое время даже стал как-то отрывисто похрапывать. Когда же между этими храпками наступали промежутки, я изо всех сил тоже начинала сопеть и тоже подхрапывать, давая этим знать Сашку, что я крепко сплю, чтобы он вдруг не окликнул меня на перепутье моих мыслей. Под утро и я уснула.

http://pravmir.ru/puteshestvie-k-ottsu-g...

радуйся, во главу угла любовь христианскую положивый. Радуйся, бездомных и сирот пристанище; радуйся, имже яко отец родной и добрый учителю пребывший. Радуйся, любовь к труду и молитве в сердца отроков влагавший; радуйся, любовию своею невзгоды других покрывавший. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея. Кондак 9 Новаго заступника, молитвенника и ходатая за Россию дарова тя Господь в годину тяжких испытаний всем верным, яко мнози отпадаху от спасительнаго корабля Церкви Православныя в море всепагубных треволнений. Ты же, отче, маловерныя и заблуждшыя усердно наставлял еси, ереси и учения тлетворная обличая, многия от пути погибели обратил еси ко Христу Жизнодавцу, научая пети Ему: Аллилуйя. Икос 9 Видя державы Российския разорение, народа духовное падение, ересей чуждых востание и христиан верных злое погубление, молился еси непрестанно ко Господу, да пощадит Человеколюбец отчизну нашу от погибели всеконечныя ходатайством Царицы Небесныя и сонма Святых Русских. Сего ради вопием ти таковая: Радуйся, безбожия идольского неустанный сопротивоборче; радуйся, пастырю добрый и стада твоего от волков лютых защитниче. Радуйся, души заблудшие к Богу приводивый; радуйся, к единению с Матерью Церковью отпавших призывавый. Радуйся, во ограду церковную расточенныя овцы собиравый; радуйся, незлобия и всепрощения образ всем показавый. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея. Кондак 10 Бури безумия и злоречия не убоялся еси, священноисповедниче отче Георгие, егда предложенный ти соуз со враги на пагубу Отечества ничтоже сумняся отвергл еси. Мы же почитая во Христе твои страдания, просим твоея помощи и заступления. Утверди и нас в вере и терпении и подаждь нам разум воспевати Богу присно: Аллилуйя Икос 10 Кто убо исчислит лишения и болезни твоя, егда восташа на тя вожди бесовские и предаша мукам заточения за имя Христово. Ты же к вечному спасению и мучители твоя обратил еси, чудеса и исцеления творя, да узрят силу Божию в немощи совершаемую. Мы же припадая к честному образу твоему, со умилением взываем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010