Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ БАНЕЛИ [груз. ] ( после 1034), еп. Банский Грузинской Православной Церкви, позже - Валашкертский, в нек-рых источниках упоминается как еп. Банский и Валашкертский (епархии смежные, расположены на юго-востоке обл. Тао-Кларджети), синкелл. Сведения о З. Б. сохранились в 6 манускриптах 1028-1034 гг., переписанных и иллюминированных по его благословению (НЦРГ. A 1, A 92, A 648, Q 34, S 143; Кут. 176), в «Истории» арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци ( Аристакес Ластивертци. 1974. С. 51, 164; Цагареишвили. 1973. С. 182), в произведениях визант. историка Иоанна Скилицы ( Аристакес Ластивертци. 1968. С. 60) и др. Родители З. Б., Бакур и Текла, принадлежали к груз. аристократии Тао-Кларджети и входили в круг приближенных царя Давида III Куропалата. З. Б. с малолетства готовили к духовной карьере, до 1001 или 1002 г. мальчик воспитывался свт. Арсением Ниноцминдским ( Метревели. 1996. С. 107-145). В колофоне Малого Синаксаря, переписанного по заказу З. Б., епископ называет царя своим «воспитателем и творцом... чья душа сверкает в Царствие Небесном», упоминает имена своего духовника, «Арсения отценачальника (свт. Арсений Ниноцминдский.- В. С.)... патриарха Асата, Давида и Дапанчули» (НЦРГ. A 648. Л. 72.- Метревели. 1996. С. 171-172). На основании последнего имени Е. Метревели считает, что З. Б. принадлежал к феодальному роду Дапанчули (Там же. С. 167). В 1022 г. визант. имп. Василий II Болгаробойца во время 2-го Закавказского похода (1021-1022) вторгся на территорию Грузии с требованием к царю Георгию I (1014-1027) возвратить земли, переданные империей в пожизненное пользование Давиду III в благодарность за подавление восстания Варды Склира (Очерки. 2002. С. 96-97). З. Б., будучи в чине синкелла и как лицо, пользующееся доверием императора, участвовал в переговорах со стороны Византии, но тайно пытался помочь Грузии. Неблагоприятная обстановка в империи (восстание Никифора II Фоки) и, вероятно, связь груз. и арм. феодалов с заговорщиками позволили груз. стороне затянуть переговоры, в результате чего Георгий I отказался от почти достигнутого, но невыгодного для него соглашения. Василий II, подавив восстание, жестоко расправился с арм. и груз. феодалами ( Копалиани. 1969. С. 108-109; Успенский. 2002. С. 669-670). В возобновившихся переговорах вновь участвовал З. Б. Поняв, что синкелл пытается затянуть разрешение территориального вопроса, Василий II выслал его в К-поль, приказав сопровождавшим епископа вырвать ему язык (в источниках не указано, был ли выполнен приказ) ( Аристакес Ластивертци. 1974. С. 51).

http://pravenc.ru/text/182705.html

Важнейшими источниками для времени Ираклия и единственными греческими историческими источниками для времени его преемников являются хроники Феофана Исповедника и патриарха Никифора . Составленная между 810 и 814 гг. «Хронография» монаха Феофана представляет собой продолжение оставшейся неоконченной всемирной хроники Георгия Синкелла. Она начинается там, где остановился Георгий Синкелл, а именно – на времени Диоклетиана, и завершается вскоре после восшествия на престол Льва V, охватывая, таким образом, период времени с 284 по 813 г. 182 Несмотря на то что Феофану недоставало достаточно глубокой учености, исторического понимания и объективности, его основанный на более старых источниках труд, особенно для VII и VIII вв., имеет чрезвычайно большое значение. Тщательно проработанная хронологическая система, представляющая собой особую отличительную черту хроники Феофана, является основой византийской хронологии двух «темных» веков. Повествование членится по анналистическому принципу, отдельные погодные отделы начинаются хронологическими заголовками, в которых наряду с годами от сотворения мира и от Боговоплощения (Рождества Христова) указываются не только текущие годы правления византийских императоров, но и годы правления персидских, а затем арабских владык, пап и четырех патриархов. Наряду с исчислением годов (по александрийской эре, которая насчитывает от сотворения мира до Рождества Христова по нашей эре 5492 г.) Феофан приводит также счет по циклам индиктов, хотя годы индиктов он в большинстве разделов явно не приводит. Однако следует заметить, что, начиная с 6102 г. от сотворения мира (609/10 по Р.Х.) и до 6265-го (772/3 по Р.Х.) – за исключением краткого периода с 6207-го по 6218-й (714/5–725/6) – числа годов из-за ошибочного расположения материала отстают на один год от приведенных там же или же надежно вычисляемых в каждом случае чисел индикта. Напротив, счет по индиктам у Феофана всегда правильный, так что мы при использовании его хронологических данных в указанный период должны прибавлять к указанному числу лет один год 183 . Хроника Феофана пользовалась у византийцев большим авторитетом, от нее отталкивается вся последующая византийская анналистика. На Западе она стала известна благодаря выполненному в 70-е гг. IX в. латинскому переводу Анастасия Библиотекаря, который до сих пор имеет для современной науки ту ценность, что он сделан с оригинала, превосходящего своей древностью все сохранившиеся ныне рукописи «Хронографии» Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР I Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) (Ок. 760 - 26.07. 811), визант. имп. (с 31 окт. 802). Род. в Селевкии в М. Азии. Сведения вост. источников («Хроника 1234 года», «Хроника» Михаила Сирийца ), согласно к-рым Н. был каппадокийцем араб. происхождения, доверия не заслуживают. Сделав блестящую карьеру в финансовом ведомстве, Н. в 802 г. стал патрикием и логофетом геникона (γενικς λογοθτης), т. е. лицом, ответственным за финансы (отсюда встречающееся в лит-ре прозвище Н.- Геник (Γενικς)). 30 окт. 802 г. имп. св. Ирина была свергнута в результате бескровного переворота, а на следующий день свт. Тарасий , патриарх К-польский (784-806), венчал Н. на царство. По одной из версий, заговор должен был предотвратить брак Ирины с имп. Карлом Великим (800-814), по другой, более вероятной, заговорщики стремились не допустить провозглашения императором Льва, приходившегося братом фавориту императрицы евнуху Аэтию. Через год свт. Тарасий короновал в качестве соправителя Н. его сына Ставракия. Дочь Н. Прокопия вышла замуж за Михаила Рангаве, который в 811-813 гг. будет занимать имп. престол (см. Михаил I Рангаве ). В многочисленных агиографических источниках деятельность Н. оценивается положительно, однако эти источники сообщают очень мало подробностей о его политике. В подробном же рассказе, к-рый содержится в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 476-491), императору дана негативная характеристика. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что друг и наставник хрониста Георгий Синкелл был замешан в неудачном заговоре против Н. Внутренняя политика; отношения с Церковью Основной задачей внутренней политики Н. было оздоровление системы гос. финансов. Вскоре после прихода к власти Н. организовал в дворцовой палате Магнавра суд, к-рый, по-видимому, разбирал случаи уклонения от уплаты налогов.

http://pravenc.ru/text/2565518.html

священник П.Бубуруз Предисловие В русской богословской литературе до настоящего времени остается открытым, вопрос о литературной деятельности одного из крупнейших древних христианских писателей – святого Ипполита Римского . Мало кому известен и даже отсутствует в русском переводе его труд «Апостольское Предание». Между тем на Западе этот труд подвергнут глубоким исследованиям и ему придается большое значение в вопросе экуменического общения Церквей. Св. Ипполит, просвещенный муж, плодовитый писатель и замечательный богослов, является одним из выдающихся представителей христианства и одним из самых видных деятелей Церкви начала III в. Он был широко популярен как на Востоке, так и на Западе. По своей обширной литературной деятельности и по количеству произведений он уступает пальму первенства разве только своему выдающемуся современнику Оригену . Несмотря на это, жизнь св. Ипполита полна загадок, а исторические сведения о нем крайне скудны. Особый интерес к его личности появился только в XIX в. после открытия «Философумен», и особенно, после открытия «Апостольского Предания» в начале XX столетия. Первые сведения об Ипполите мы находим у Евсевия Кесарийского , который называет его предстоятелем какой-то Церкви 1 . Об этом свидетельствует блаженный Иероним 2 . Об Ипполите-пресвитере упоминает римский Хронограф от 354 г. и iber pontificalis, где говорится, что в 235 г. Ипполит-пресвитер был сослан вместе с папой Понтианом в Сардинию. Константинопольский патриарх Фотий называет Ипполита «учеником Иринея» 3 . Об Ипполите-епископе упоминают, вслед за Евсевием и Иеронимом, Феодорит, Леонтий Византийский , Иоанн Зонара, Георгий Синкелл, Никифор Каллист и др. 4 Новый луч света на таинственную судьбу Ипполита пролила найденная в Риме в 1551 г. его прекрасная статуя, которая, по мнению исследователей, относится к III или началу IV в. Ипполит сидит в кресле в положении, исполненном достоинства. Он облачен в широкий паллиум. По сторонам кресла выгравированы по-гречески пасхальный цикл на 112 лет и неполный перечень сочинений Ипполита. Среди них упоминается и «Апостольское Предание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

16-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) (ок. 136/7-154/5 или 160/1). М. упомянут в «Церковной истории» Евсевия Памфила (нач. IV в.) как 1-й епископ из язычников, занявший кафедру после подавления римлянами иудейского восстания Бар-Кохбы и превращения Иерусалима в римскую колонию Элия Капитолина. До этого местную церковь составляли за малым исключением выходцы из иудеев. Сведения о епископстве М. крайне скудны; известны лишь приблизительные его даты. Год начала епископства М. Евсевий Памфил привел в своей «Хронике», однако в дошедших до нас лат. и арм. переводах «Хроники» он указан по-разному. По лат. версии, епископство М. началось в 136 г. (2151-й год Авраама, 3-й год 228-й Олимпиады, 19-й год правления имп. Адриана ). В арм. переводе указан 137 г. (2152-й год Авраама, 20-й год правления Адриана). Евсевий нигде в своих сочинениях не отметил прямо, сколько времени М. занимал кафедру. Дата кончины М. в 2 версиях «Хроники» Евсевия также указывается с разницей в год: в лат. версии - 160 г. (2176-й год Авраама, 4-й год 134-й Олимпиады, 23-й год правления имп. Антонина Пия ), в арм. версии - 161 г. (2177-й год Авраама, 1-й год правления имп. Марка Аврелия ). Т. о., по Евсевию, М. занимал кафедру без малого 23 года. Византийские хронисты нач. IX в. Георгий Синкелл и патриарх Никифор I К-польский приписывали М. всего 8 лет епископства. Георгий Синкелл 1-й раз упомянул М. под 5621 г. от Сотворения мира, а последний - вместе с его преемником Кассианом под 5630 г. Это соответствует 8 годам при эксклюзивном счете, но относится к 129-138 гг. по Р. Х., т. е. Синкелл относит начало епископства М. ко времени до восстания Бар-Кохбы. При этом конец его епископата связывается уже с правлением Антонина Пия. Несмотря на сбивчивость этой хронологии, 8 лет епископского служения М. представляются достоверной цифрой. В полном соответствии с византийской традицией араб. хронист X в. патриарх Евтихий Александрийский говорил о 8 годах епископства М., однако указывал на период со 150 по 158 г. (13-21 гг. правления Антонина Пия).

http://pravenc.ru/text/2562238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I еп. Антиохийский (ок. 280/1 - ок. 302/3). Еп. Евсевий Кесарийский (нач. IV в.) ( Euseb. Hist. eccl. VII 32) называл К. своим современником, преемником еп. Тимея (ок. 274 - ок. 279) на кафедре Антиохии и предшественником еп. Тиранна (304-314). Согласно хронике патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.), К. был 19-м епископом Антиохии, в то время как Евсевий считал К. 18-м (не учитывая св. ап. Петра). Патриарх Никифор, а также визант. хронист Георгий Синкелл (кон. VIII в.) согласны в том, что К. занимал кафедру 15 лет. Синкелл считал, что К. занял кафедру в 1-й год правления имп. Кара, т. е. в кон. 282 или 283 г. Евсевий датирует начало епископства К. 2297 г. от Авраама, 1-м годом 265-й олимпиады и 4-м годом правления имп. Проба, т. е. 280/1 г. Дата кончины К. в хронике Синкелла отсутствует; у Евсевия она приходится на 2316 г. от Авраама, 2-й год 270-й олимпиады и 18-й год правления имп. Диоклетиана, т. е. 302/3 г. Т. о., по Евсевию, К. занимал кафедру 22 года, а не 15 лет. Сведения Евсевия следует считать более достоверными. Евсевий сообщает, что во время епископства К. в Антиохии жил ученый пресв. Дорофей, знаток древнеевр. языка и толкователь Свящ. Писания, с к-рым Евсевий позже был лично знаком, видимо, когда тот переехал в Тир. Почитание К. неизвестно на Востоке и в Византии. Однако его память под 22 июля указана в Римском Мартирологе по недоразумению, допущенному составителем Мартиролога кард. Цезарем Баронием (XVI в.). Под 22 июля в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) указаны память святых Кирилла, Андрея и др. мучеников в Антиохии. Эти же имена присутствуют в сир. гомилии IV в. «Похвала всем Антиохийским мученикам» (BHO, N 700), приписываемой еп. Евсевию Кесарийскому. Однако ни в том ни в др. памятнике не говорится, что этот мученик Кирилл был епископом Антиохии. Наконец, кард. Ц. Бароний отождествил К. с неким «епископом из Антиохии», который упоминается под именем Quirillus в легендарном мученичестве «Четырех увенчанных» мучеников Сирмийских (BHL, N 1836). Оба этих отождествления невозможно принять: нет оснований предполагать, что К. оставил Антиохию и направился в Сирмий в Паннонии (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Кроме того, Адон Вьеннский (IX в.), составивший подробный пересказ страданий Сирмийских мучеников (под 9 нояб.), ничего не говорит об антиохийском происхождении еп. Кирилла, крестившего этих мучеников. Напротив, из рассказа Адона скорее следует, что это был местный Иллирийский епископ, до этого долго содержавшийся в темнице. Т. о., кто бы ни был этот епископ, а также Антиохийский мученик, упомянутый в Мартирологе блж. Иеронима, очевидно, что они оба отличны от К. (ActaSS. Iul. T. 5. P. 235-237).

http://pravenc.ru/text/1840381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КЕДРИН Георгий Кедрин [греч. Γεργιος Κεδρηνς], визант. хронист рубежа XI-XII вв., составитель «Исторического синопсиса» (Σνοψις στοριν), всемирной хроники - от Сотворения мира до начала правления имп. Исаака I Комнина (1057). Г. К. не является самостоятельным лит. автором, а составляет свой текст почти исключительно из тематически скомпонованных цитат из др. произведений. Его главные источники для древней истории определены не до конца. Среди известных нам произведений - всемирные хроники Георгия Амартола (IX в.), Псевдо-Симеона Логофета (X в.), возможно, некие эпитомы «Иудейских древностей» Иосифа Флавия , а также ВЗ и «Книга Юбилеев». В изложении нек-рых наиболее важных, с его т. зр., эпизодов Г. К. пользуется принципом повтора, пересказывая одни и те же события 2 или более раз по разным источникам, подобно тому как была построена «Хронография» Георгия Синкелла. У Г. К. такова, напр., история Израильского царства эпохи Саула, Давида и Соломона: сначала представлена эпитома по Иосифу Флавию (Vol. 1. P. 108. 14 - 118. 17), затем - по Георгию Амартолу (Vol. 1. P. 148. 18 - 173. 12). Для христ. истории наряду с Георгием Амартолом и Псевдо-Симеоном Г. К. пользуется «Хронографией» прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.). При этом в описании важнейших событий церковной истории - Вселенских Соборов, деятельности отцов Церкви, таких как свт. Иоанн Златоуст, богословских споров - Г. К. опирается на Георгия Амартола, общеисторическая информация о правлениях, военно-политических событиях и проч. дается преимущественно по Феофану. С 811 г. текст «Синопсиса» Г. К. почти полностью следует тексту «Хроники» Иоанна Скилицы (сер. XI в.). Анализ произведения Г. К. показывает, что хронисту, за исключением Свящ. Писания и нек-рых апокрифов, были совершенно недоступны сочинения древних авторов. Наиболее древний известный текст, к-рым напрямую пользовался Г. К.,- «Хронография» Феофана Исповедника. Ему неизвестен Георгий Синкелл, несмотря на то что метод работы Г. К. имеет с ним много общего. Впрочем, источники множества отрывков «Синопсиса», особенно в разделе о древностях, не установлены. В целом события современности - последних 200 лет - интересовали Г. К. куда менее, чем всевозможная информация о древностях. Разделы «Синопсиса» о древней, библейской и греко-рим. истории проработаны с большей тщательностью, на большем числе источников. Возможно, имея под рукой «Хронику» Иоанна Скилицы, Г. К. стремился не продолжать ее до своего времени, а создать для нее начальные разделы - и в этом существенное отличие Г. К. от большинства средневек. хронистов.

http://pravenc.ru/text/164371.html

§ 139. Великий Василий – толкователь Свящ. Писания. III. Св. Василий довольно трудился и для толкования Свящ. Писания. Георгий Синкелл пишет: «в одном очень исправном списке дошедшем до меня из библиотеки Кесарии Каппадокийской, написано, что св. Василий исправлял Библию , сличая текст по спискам» 513 . В сочинениях св. Василия до нас дошли только следы его ученого труда веры, но не самый труд 514 . Из толковательных трудов св. Василия особенно прославили Василия 9-ть Бесед на Шестоднев 515 . Св. Григорий Назианзин пишет: «когда читаю я Шестоднев его, приближаюсь к Творцу, познаю основание творения». Это означает, что св. Василий соединил в своем толковании с кратким изъяснением слов бытописателя глубокие философские и физические исследования природы, изложил свои мысли с одушевлением свящ. оратора и таким образом открыл взору ума необозримую славу Творца вселенной. Св. Амвросий более нежели руководствовался беседами Василия на Шестоднев в своих шести книгах о Шестодневе 516 . Как беседы на Шестоднев, так и беседы на псалмы 517 говорены были св. Василием в храме и потому на ряду с изъяснением заключают они увещания, утешения и поучения. В 1 беседе превосходно изображено достоинство псалмов. Сходство некоторых мест толкования Василиева с толкованием Евсевия объясняется тем, что тот и другой толкователь пользовались одним и тем же источником – толкованием Оригена . Толкование на 16 гл. пророка Исаии оставляют за св. Василием свидетельства древних 518 , а частью самое содержание 519 : но и слог и содержание показывают, что на это толкование не было употреблено столько труда и внимания, сколько употреблено на Шестоднев. Здесь также наставником служил Ориген . 514 Во второй кн. против Евномия он пишет: «Когда (Ап. Павел) писал к ефсеянам, то показывал в них людей истинно соединенных с Ним (с Богом), назвал их собственно сущими: αγιοις τοις ουσ κα πιστοις εν Χριστω Ιησου. Ибо так бывшие прежде нас предали и так нашли мы в древних списках»», с. 19. 515 Иероним De vir. illustr. 116. Кассиодор. Institut, с. 4. На армянск. язык переведены они в 5 веке: сей перевод изд. 1830 в Венеции мечитаристами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

[Греч. Νρκισσος] (II - 1-я четв. III в.), свт. (пам. 7 авг.; пам. зап. 29 окт.), еп. Иерусалимский. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» называет Н. 30-м епископом Иерусалима, а учитывая, что тот занимал кафедру дважды, то также и 34-м. Н. был 15-м епископом после Марка, 1-го епископа Иерусалимского из язычников, когда в результате подавления восстания Бар-Кохбы в 135 г. Иерусалим был разрушен ( Euseb. Hist. eccl. V 12). В «Хронике» Евсевий затрудняется в указании дат и продолжительности пребывания на кафедре ранних Иерусалимских епископов. Список преемников Марка от Максима II до Н. в период 2-го епископата размещен под 2199 г. Авраама и 4-м годом правления имп. Коммода (180-192) в арм. версии ( Euseb. Chron. P. 172-174) и под 2201 г. Авраама и 6-м годом правления Коммода в лат. переводе блж. Иеронима (Ibid. P. 175). Однако, как уточняет Евсевий, достоверных сведений о хронологии епископского служения преемников Марка в его распоряжении не было. Визант. хронисты кон. VIII - нач. IX в., свт. Никифор I Константинопольский и Георгий Синкелл, указывают, что 1-й епископат Н. длился 4 года, а 2-й - 10 лет. Бывшие епископами Иерусалимскими во время удаления Н. Дий , Германион и Гордиан , согласно визант. хронистам, в общей сложности занимали кафедру 17 лет. Однако сведения Синкелла и свт. Никифора разнятся как между собой, так и с информацией Евсевия относительно имен епископов и последовательности, в к-рой те пребывали на кафедре. Кроме того, еп. Долихиан, который занимал кафедру в течение 12 лет, у Евсевия и свт. Никифора назван непосредственным предшественником Н. ( Niceph. Const. Chronogr. P. 124), а у Синкелла оказался среди епископов, занимавших кафедру в период удаления Н., к-рый тем самым растягивается до 29 лет ( Georg. Sync. Chron. P. 435-436). Впервые Н. как епископ упоминается у Синкелла под 180 г. Кончину Н. хронист относит ко времени правления Александра Севера (222-235), видимо опираясь на сведения Епифания Кипрского ( Epiph. Adv. haer.//PG. 42. Col. 61). С учетом хронологической разноголосицы однозначно датировать епископаты Н. невозможно.

http://pravenc.ru/text/2564688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ I [Юст, Иуда; греч. Ιοστος, Ιοδας], еп. Иерусалимский (106/8-110/3). Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, перечисляя в «Церковной истории» первых Иерусалимских епископов, к-рые были из обрезанных, 3-м назвал И. Он наследовал пострадавшему при имп. Траяне апостолу от 70 сщмч. Симеону (Симону), сроднику Господню ( Euseb. Hist. eccl. III 35; IV 5). И. упомянут и в «Хронике» Евсевия Кесарийского, однако в переводах этого произведения имеются расхождения в отношении дат его епископского правления. Согласно переводу блж. Иеронима, И. сменил на кафедре сщмч. Симеона в 108 г. и скончался в 113 г., т. о., он занимал кафедру 5 лет. В арм. «Хронике» в переводе Самуила Анийского начало епископства И. датируется 106 г., а конец - 110 г., т. е. продолжительность епископства - 4 года. Позднейшие визант. хронисты: автор «Пасхальной хроники» (30-е гг. VII в.), Георгий Синкелл (IX в.) - указывают 7 лет епископства И., включая неполные годы управления кафедрой. Один из апостольских списков , приписываемый свт. Епифанию Кипрскому (т. н. список Псевдо-Епифания, V-VI вв.), называет 3-м епископом Иерусалимским, занимавшим кафедру в течение 7 лет, ап. Иуду , брата Господня (Vitae prophetarum. 1907. P. 113; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Р. 474). Тем не менее, если бы Иуда принадлежал к числу родственников Спасителя, это было бы отмечено Евсевием, к-рый уделил особое внимание первым 2 епископам - Иакову , брату Господню, и Симеону , сроднику Господню, тогда как их преемника он назвал просто «иудей по имени Иуст» ( Euseb. Hist. eccl. III 35). Автор «Пасхальной хроники» считает 3-м епископом Иерусалимским Иосифа Варсаву Иуста , избранного 12-м апостолом вместо Иуды Искариота (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 472). Против отождествления И. с Иосифом Варсавой Иустом высказывались болландисты (ActaSS. Iul. T. 5. P. 23), тем не менее нек-рые совр. исследователи не исключают полностью такой возможности ( Bauckham. 2004. Р. 76).

http://pravenc.ru/text/1237911.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010