Детям нравится отдыхать в православных лагерях Интервью с председателем Правления Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» Константином Поваровым Леонид Виноградов – Константин Сергеевич, какие летние лагеря проводит ваша организация в этом году? – В этом году в мы третий раз проводим морской лагерь «Святого Георгия град» на мысе Фиолент (в переводе Земля Бога) в Севастопольской области. Название лагеря неслучайное – в трехстах метрах от него расположен монастырь великомученика Георгия Победоносца. Непосредственно у лагерного пляжа из моря выступает гора, на которой в 891 году святой великомученик Георгий явился терпящим бедствие морякам. Сейчас на месте явления стоит пятиметровый освященный крест. В том же 891 году, почти за 100 лет до Крещения Руси (!), был основан монастырь. И его настоятель иеромонах Аристарх, и другие монахи относятся к нам очень хорошо. Стационарный лагерь мы проводим в третий раз, а до этого несколько лет жили в палатках прямо на территории монастыря. Дети есть дети, их игры неизбежно нарушали монастырский покой, поэтому, когда мы стали разрастаться, взяли у отца Аристарха благословение на организацию стационарного лагеря. Сегодня арендуем гостиницу. Все дети проживают в 3-4-хместных номерах. Но по-прежнему посещаем монастырские богослужения и окормляемся у братии Свято-Георгиевского монастыря. – Вы берете в лагерь только воцерковленных детей? – Нет, это миссионерский лагерь (как и другие лагеря «Общего Дела»), поэтому он открыт для всех. Утреннюю молитву или богослужения дети посещают только по желанию. Но вы понимаете, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. Как правило, дети в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма – дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание старшим, неуважение к православной традиции отправляем домой. Мы об этом предупреждаем родителей заранее. За три года двоих ребят отправили.

http://pravoslavie.ru/4568.html

Древние храмы во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия нередко на Руси сооружаемы были на горах, кои известны под разными названиями как на пр: в Пошехонской десятине церковь Св. Георгия «на Коньгоре,» в Золотоношском монастыре Полтавской губ. «на Красной горе,» (I) в Москва «на Псковской горе» в Китае, а в Белом городе «на Красной,» соседственной с безымянною горкою, на коей существовала в 1462 году каменная церковь , или как называет ее летописец, Егорий каменный на Посаде, (2) на Дмитровке, за житною площадкой. В 1493 году храм этот сгорел (3) и, вероятно, вскоре восстановлен, по благочестивому обычаю Русских, возобновлять церкви прежде домов своих на пепелищах и потом вокруг их обстроиваться. История Российской Иерархии приписывает первоначальное построение Георгиевского храма девице из роду Романовых-Кошкиных Феодосии Юрьевне; но из предыдущего видно, что она могла быть только возобновительницей его; потому что в XV веке был прихожанином и вероятно, строителем этой церкви Боярин и Воевода Георгий (Юрий) Захарович Кошкин-Захаров, родной дед Царицы Анастасии Романовны. По свидетельству записок Егорьевского монастыря, (4) здесь в доме у своего деда, под руководством тетки своей Феодосии Юрьевны, Анастасия воспитывалась и отсюда взята в первые супруги Царю Иоанну Васильевичу. Сия первая Царица Московского Государства, украсившая жизнь свою благочестием и добродетелями, заслужила название предоброй. Она, по словам летописца, наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели.» (5) Монастырские записки также говорят, что благочестивая тетка Анастасии девица Феодосия, возобновив церковь , обратила родительский дом в монастырь для поминовения отца своего. В честь «святаго Царей поборника и дев защитника,» также в память соименного ему родителя своего она наименовала обитель сию Георгиевскою; «собрав сорок благоискусных монахин, живяше с ними в посте и молитвах.» Хотя в Историческом описании Московской губернии 1787 года и сказано, что монастырь этот устроен Феодосиею, после бракосочетания Царя Иоанна Васильевича с ее племянницей; но он встречается нам в грамоте В. К. Василия Иоанновича 1523 года: «дати на Москве Юрьевскаго монастыря сто рублов и пол османацата рубля.» (6) Что ж касается до благословения сей обители Митрополитом Рязанским Стефаном, упомянутого в описании Московской губернии: то, по истории Иерархии Российской, в XVI столетии не было ни Митрополитов Рязанских, ни Стефана между Иерархами сей Епархии; разве не относится ли благословение Стефана Яворского , Митрополита Рязанского, к позднейшему строению настоящей церкви во имя Св. Георгия; ибо с 1702 года сему Иерарху вверены были Патриаршие дела с званием Патриаршего Администратора, Викария и Блюстителя Патриашего Престола. (7)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Духовенство Нижегородской митрополии приняло участие в масштабных торжествах по случаю 80-летия города Бор 13 августа 2018 г. 14:00 12 августа 2018 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» города Бор Нижегородской области. Богослужение состоялось в день празднования 80-летия города. Правящему архиерею сослужили клирики Нижегородской епархии . На богослужении присутствовали председатель Законодательного собрания региона Евгений Лебедев, глава администрации городского округа Бор Александр Киселев, глава местного самоуправления городского округа Александр Кочетов, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ–ВНИИЭФ) Валентин Костюков, директор Борского трубного завода, председатель попечительского совета духовно-просветительского комплекса «Сергиевская слобода» Анатолий Чернышов, начальник Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина Денис Костюничев. На Литургии молились ученики и преподаватели Борской православной гимназии имени святого благоверного великого князя Димитрия Донского и множество жителей города. По окончании богослужения благочинный поблагодарил владыку за визит и совершенное богослужение. Протоиерей Алексий Парфенов преподнес главе Нижегородской митрополии икону святого великомученика Георгия Победоносца. «Знаменательно, — сказал отец Алексий, — что сегодня мы молились в храме, с которого начинался Бор. Когда-то на месте каменного Знаменского храма стояла деревянная церковь, освященная в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Первое упоминание о ней относится к 1533 году. Сначала Бор был слободой, потом селом и, наконец, стал городом. Сегодня мы отмечаем его 80-летие. До революции в городах России улицы нередко называли в честь святых и православных праздников: Сергиевская, Знаменская… В годы богоборчества стали давать имена революционных вождей. Но все возвращается на круги своя. Отрадно, что сегодня мы будем освящать памятник святому великомученику Георгию Победоносцу на площади его имени».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

За вечерним богослужением Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Георгий Латушко, благочинный церквей 1-го Минского городского благочиния, настоятель Петропавловского собора г. Минска; протоиерей Феодор Повный, благочинный церквей 4-го Минского районного благочиния, ключарь храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, г. Минска; протоиерей Николай Коржич, благочинный церквей 3-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма благоверного князя Александра Невского г. Минска; протоиерей Борис Пташинский, благочинный церквей 1-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма апостолов Петра и Павла д. Сенница Минского района; протоиерей Игорь Коростелев, благочинный церквей 2-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска; протоиерей Сергий Гордун, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, первый проректор Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ; протоиерей Игорь Латушко, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, старший духовник Минской епархии; протоиерей Александр Стреха, благочинный церквей 5-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Минска; протоиерей Сергий Комлик, благочинный церквей 6-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца г. Минска; протоиерей Николай Мозгов, благочинный церквей 2-го Минского районного благочиния, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Заславля; протоиерей Андрей Крутелёв, благочинный церквей 3-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма Живоначальной Троицы п. Боровляны Минского района; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненского епархиального управления; протоиерей Владимир Уваров, ключарь и председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора г. Минска; протоиерей Сергий Башкиров, секретарь Борисовского епархиального управления; иерей Андрей Ломакин, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Герб Его Императорского Величества 18.04.2007 2372 Время на чтение 5 минут 150 лет назад по указу Императора Александра II был введён Большой Государственный герб Российской империи, принятие которого в геральдической форме закрепило исторический процесс объединения русских земель и земель других народов под российской короной - 11 апреля 1857 года Традиции русской геральдики восходят к началу XVIII века, когда после путешествия по Европе Император Пётр Великий решил ввести геральдическую эмблематику в русскую социальную традицию. Это можно характеризовать не только как стремление сблизиться с европейской традицией, но и как выделение дворянства в особую социальную корпорацию, снабжённую особой символикой. В России, кроме дворян, гербами никто не имел права обладать. В отличие от Европы, где за особые заслуги гербами могли обладать и купцы, и простые горожане. Государственный герб России также нёс функцию символического обозначения суверенного статуса. Со времён Великого Князя Ивана III, а точнее, с 1472 года, герб претерпевал различные изменения, но основные его черты оставались неизменными - двуглавый орёл, увенчанный коронами. Поначалу корон было только две. Затем, во времена Лжедмитрия I, появилась третья, но в правление Царя Михаила Фёдоровича вместо третьей короны был водружён православный крест. Окончательно облик русского геральдического орла оформился в правление Императора Петра Великого в 1699 году, когда вновь была восстановлена третья корона, а в лапы орла, которые были до этого пусты, были вложены символы императорской и царской власти - скипетр и держава. Центральной частью Российского Имперского Орла ещё со времён Ивана Грозного был щит с изображением копейщика, которое затем стало ассоциироваться со св. Георгием Победоносцем. Именно св. Георгий как покровитель Москвы стал неотъемлемой частью Государственного герба России. Петровский герб России ещё не имел традиционной для Европы формы. Он был лишён таких атрибутов, как геральдический щит и щитодержатели. Российский двуглавый орёл как бы висел в воздухе и не накладывался на какое-либо поле, что также было нехарактерно для европейской геральдической традиции, где флаг и герб выполнялись в одной цветовой гамме и были взаимным продолжением и дополнением. Таким образом Государственный герб России не был образцом геральдического искусства, в котором к тому времени уже сложились свои каноны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литургия в Чукотском море 17.08.2005 520 Время на чтение 12 минут Справка: Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов) - первый священнослужитель РПЦ, который участвовал в подводном переходе (длительностью в один месяц) в 1998 г. на АПЛ " Томск " . Второй переход владыки Игнатия состоялся в 2003 г. на АПЛ " Святой Георгий Победоносец " ). Епископ так же нес служение на пограничном сторожевом корабле " Воровский " во время похода на боевые учения у берегов Аляски. Напомним, что учебно-боевом подводном походе в июле 2001 года на атомном ракетном крейсере " Смоленск " (аналог - АПЛ " Курск " ) так же участвовал православный священнослужитель. Это наместник Трифонов-Печенгского монастыря игумен Аристарх (Мурманская и Мончегорская епархия). Знакомство с экипажем - Владыка, почему все-таки вы решились отправиться в подводное путешествие на атомном ракетоносце? - В подводном переходе (на АПЛ " Томск " - прим. ред.) участвовала моя паства - служащие на Камчатке моряки. Господь дал их мне в окормление для Царства Небесного. Но если точнее, то я не принимал решение идти в этот поход. Мне предложили это сами моряки, члены экипажа, когда я проводил очередную беседу на военно-морской базе в пос. Рыбачий. Мы говорили о патриотизме, о жизни и служении священников в войсках царской армии, когда один моряк спросил: " А Вы, владыка, пошли бы в подводный поход? " . Я ответил, если было бы благословение Божие - то пошел бы. " Ну что ж, - сказал моряк,- у нас намечается переход из Западной Лицы (Кольский полуостров - прим. ред.) в Петропавловск-Камчатский, у Вас есть возможность участвовать в нем " . Накануне моего первого перехода мы встретились со Святейшим Патриархом и он помог мне во многих вопросах будущего служения на субмарине: как служить там литургию, как исповедовать, как соблюдать пост, как морякам готовиться к причастию. Его Святейшество подарил экипажу икону Николая Чудотворца. - Как моряки восприняли ваше присутствие на борту ракетоносца?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наш любимый актер К 70-летию Юрия Соломина 21.06.2005 592 Время на чтение 15 минут 18 июня свое 70-летие отметил Юрий Мефодьевич Соломин - замечательный русский актер, народный артист СССР , художественный руководитель Малого театра, профессор Щепкинского училища. Юрий Мефодьевич, помимо многих других наград, удостоен церковного ордена святого князя Даниила Московского, является членом Общественного Совета по изданию " Православной энциклопедии " . Церковно-научный центр " Православная энциклопедия " присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра и желает одному из самых любимых нашим народом актеров многих и благих лет жизни и новых творческих высот. Как поверить, что Юрию Мефодьевичу Соломину - уже 70!? Его обаятельную улыбку знают во всем мире. Образы, созданные в театре и кино этим великим русским актером-патриотом, покоряют нас, зрителей, своей искренностью, простотой, человечностью. Над столом в кабинете Юрия Мефодьевича висит изображение св. Георгия Победоносца - мужественного воина с мирным именем землетруженика ( " георгос " - греч. " земледелец " - Прим.ред.). Как известно, Юрий - славянская форма имени Георгий. Наверное, святой, издревле почитаемый в Москве , по-своему помогает тезке, который именно здесь состоялся как великий русский артист. Юрий Мефодьевич родился в Чите. Здесь и встретил войну. В Читу эвакуировали очень много заводов и военных предприятий, и все большие здания отдали под госпитали. Школа N 5, в которой он учился, тоже стала госпиталем. Однажды учительница Наталья Павловна Большакова спросила своих первоклашек: " Кто хочет выступить в госпитале? " Все закричали: " Я! Я! " И Юрий вместе с ребятами тоже стал тянуть руку. Что помнит Юрий Мефодьевич про свое первое выступление? Стоит в центре госпитальной палаты. Поет, танцует или читает стихи - сейчас не может сказать. Помнит только, что один из раненых дал ему кусочек сахара. Мальчик как сжал гостинец в руке, так весь день с ним и проходил. А домой, ладошку разжал... Сахар в ней - какой-то мокрый, раскисший. И все же в этот день они дома пили чай с сахаром, а Юрий и вылизывал свою сладкую ладошку! Это, по словам Соломина, был самый счастливый и радостный день его военного детства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Незамеченные юбилеи В этом году исполняется пятнадцать лет новому русскому рублю и десять лет новой русской копейке 07.05.2007 326 Время на чтение 4 минуты Сразу оговорюсь: словосочетания " новый русский рубль " и " новая русская копейка " не имеют никакого отношения к так называемым " новым русским " , хотя и появились они в эпоху экономического разгула " малиновых пиджаков " . Начну с " малого " . Десять лет назад - в 1997 г. - в процессе подготовки деноминационной денежной реформы в России были отчеканены монеты номиналом 1, 5, 10 и 50 копеек, на обратной стороне которых помещалось изображение Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём " древнего змия " . Тем, кто не привык обращать внимание на такую " мелочь " (как в прямом, так и в переносном смысле), напомню, что копейки в нашей стране не чеканились с 1991 г., а с изображением Георгия Победоносца (как самостоятельного персонажа) - аж с 1796 г. Так что, событие, следует признать, произошло отнюдь не рядовое, но, кроме нумизматов, внимание на него, к сожалению, почти никто не обратил. На монетах же рублёвых номиналов (1, 2 и 5 рублей) был сохранён так называемый " демократический " (в просторечье - " голый " ) двуглавый орёл (являющий собой " укороченный " вариант известного российского " государственного герба " эпохи Временного правительства, нарисованного художником Иваном Билибиным), который ещё пятнадцать лет назад - в 1992 г. - перекочевал на денежные знаки Российской Федерации в качестве эмблемы Банка России. Что он делает на них до сих пор, т.е. после того, как в нашей стране появился " атрибутированный " государственный герб, тайна есть великая. Но вернёмся всё же к копейке. 4 августа 1997 г. Борис Ельцин подписал Указ .822 " Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен " , и уже в январе следующего 1998 г. в наших кошельках зазвенела мелочь с рельефным изображением одного из великих святых покровителей земли Русской. За это время в жизни страны произошло много разных событий (в том числе - и обвальный кириенковский " дефолт " ), но Георгий Победоносец по-прежнему сопровождает повсюду рядовых граждан России (владельцы " заводов, газет, пароходов " , а также пластиковых карт - не в счёт). Хорошо это или плохо? Для человека православного, вопрос отнюдь не праздный. Ведь, помимо кошельков, изображения святого можно часто увидеть в грязи под ногами, что вполне может быть расценено, как, пусть и не непреднамеренное, но всё же кощунство.

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге Марина Михайлова   01:35 09.08.2023 3422 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010