Житие святого великомученика Георгия Победоносца Житие святого великомученика Георгия Победоносца День памяти: 23 апреля/6 мая Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития святого великомученика Георгия Победоносца Житие святого великомученика Георгия Победоносца Недостойный правитель Римского царства, нечестивый Диоклетиан был ярым последователем и покровителем идолослужения. Выше всех богов чтил он Аполлона, слывшего за прорицателя будущего. Ибо бес, обитавший в его бездушном идоле, пророчествовал о будущем, но предсказания эти никогда не сбывались.    Однажды Диоклетиан вопросил Аполлона о некоей вещи. Бес же ответил ему:    – Не могу истинно провозвещать будущее, ибо мне препятствуют люди праведные, почему и лгут в капищах волшебные треножники: праведники уничтожают нашу силу.    Диоклетиан стал спрашивать жрецов, что это за праведники, ради которых не может пророчествовать бог Аполлон. Жрецы отвечали, что на земле праведными являются христиане. Услышав это, Диоклетиан исполнился гнева и ярости на христиан и возобновил прекратившееся гонение на них. Обнажил он меч свой на праведных, неповинных и непорочных людей Божиих и послал повеление о казни их во все страны своего царства. И вот темницы наполнились исповедающими истинного Бога, вместо прелюбодеев, разбойников и негодных людей. Обычные способы мучений были отменены, как неудовлетворительные и были изобретены лютейшие муки, которым и подвергали множество христиан вседневно и повсюду. Со всех сторон, особенно с востока, к царю было доставлено много письменных клевет на христиан. В этих доносах сообщалось, что людей не исполняющих царских повелений и именующихся христианами такое множество, что следует или оставить их пребывать в своей вере или ополчиться на них войною. Тогда царь созвал отовсюду своих анфилатов и игемонов на совет в Никомидию, собрал князей, бояр и весь свой сенат и, открыв им свою ярость против христиан, повелел, каждому дать по своему разумению совет, как поступать с отпавшими от язычества. После многих речей присутствовавших на совете, мучитель заявил, что ничего нет честнее и благопотребнее почитания древних отеческих богов. Когда все согласились с высказанным царем, он продолжал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В.М. Дорошевич Глава III. У гробницы Георгия Победоносца Лидда – крошечный городок неподалеку от Рамле. Ее посещают, чтобы поклониться гробнице Георгия Победоносца. Лидда интересна потому, что с нею связана одна мусульманская легенда, которую я расскажу ниже. Прогулка от Рамле до Лидды самая очаровательная из прогулок, которые я делал в своей жизни и во всем мире. Эта прогулка при восходе солнца, когда утро вставало в блеске бриллиантов, рассыпанных по полям. Стук копыт лошадей раздавался звонко и весело по каменистой дороге. Наш путь лежал по ложбине, между высокими стенами кактусов, ограждавших сады. Оттуда доносилось к нам щебетанье птиц, веселое и радостное. Мы ехали под высокими деревьями, тенистыми, развесистыми, ветви которых низко, низко наклонялись над нашими головами. И из сумрака и прохлады этих рощ мы выезжали на поля, сверкающие, лучезарные в этот час восхода. Казалось, что по ним только что пронесся бриллиантовый дождь. Они были вбрызнуты росой, и ее капельки искрились и дрожали при блеске ослепительных лучей восходящего солнца. Из голубого неба доносилось пение птиц, и все это вместе было хорошо, как утренняя молитва ребенка, чистая, светлая, радостная. Я смотрел на эту картину восхищенный, восторженный, благословляя эту страну, эту чудную страну, где возродилось сердце человека. Эту прекрасную страну, где тихие, ароматные, полные дум ночи сменяются таким утром, полным радости жизни. Несколько арабских мальчиков, шедших по дороге, издали заметив меня с моими кавасом, с громкими криками рассыпались по полю. Они нарвали букеты полевого мака. Они окружили мою лошадь, наперерыв подавая мне букеты, покрытые росой. Они кричали своими звонкими детскими голосами, и эти крики были похожи на щебет птиц, такой же веселый и радостный. Эта толпа босоногих, красивых, одетых в пестрые лохмотья детишек казалась толпою веселых, разноцветных птиц, слетевшихся с криками, чтобы поживиться маленькой добычей. Я всегда думал, что природа отражается в душе человека больше, чем мы полагаем. Человек смотрит изо дня в день на эти чудные картины, мягкие и ласковые, которые расстилаются перед его глазами, и его душа становится такой же мягкой, кроткой и ласковой. И от этих картин, которые отражаются в его взоре, глаза его делаются такими же прекрасными. Встречавшиеся со мной арабы приветствовали путника поклонами и улыбками и смотрели глазами такими добрыми, такими ласковыми, как глаза ребенка, которого приласкали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Георгий Победоносец ГЕОРГИЙ Победоносец (греч. Γεργιος Τροπαιοφ ρος, в рус. фольклоре Егорий Храбрый , мусульм. Джирджис ), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества. Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Г. как о современнике римского императора Диоклетиана (284–305), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско-палестинских земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого военного чина; во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову, что ставит Г. в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон, Маврикий и др.), которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «Христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача). Черты блестящего аристократа («комита») сделали Г. образцом сословной чести: в Византии – для военной знати, в славянских землях – для князей, в Западной Европе – для рыцарей. Иные мотивы акцентируются народным почитанием Г., вышедшим за пределы христианского круга (византийская легенда повествует о грозном чуде, научившем арабских завоевателей с почтением относиться к Г.). Г. выступает как олицетворение животворящей весны («Зелени Юрай» хорватской обрядности), в связи с чем мусульманские легенды особо подчеркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток. Мотив жизни в смерти, символизирующий христианскую мистику мученичества, но апеллирующий и к мифологической образности крестьянских поверий, не чужд и византийской иконографии, изображавшей Г. стоящим на молитве с собственной отрубленной головой в руках (как на иконе, хранящейся в Историческом музее в Москве); этот же мотив стал причиной смешения в мусульманских странах Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОЛИН Василий Дмитриевич (2-я пол. XV в.), потомственный московский купец (из числа «сурожан»), «предстатель» - представитель заказчика, подрядчик, организатор реставрационно-строительных работ, в некоторых случаях - их заказчик. деятельность Е., относящаяся к 1462-1472 гг., в отличие от др. «предстателей», полно описана в т. н. Ермолинской летописи, возможно, заказанной им самим или кем-либо в память о нем ( Выголов. 1988. С. 214; Лурье. 1988. С. 225; Он же. 1989). Вмч. Георгий Победоносец. Фрагмент скульптуры. 1464 г. Мастер В. Д. Ермолин (ГТГ) Вмч. Георгий Победоносец. Фрагмент скульптуры. 1464 г. Мастер В. Д. Ермолин (ГТГ) Долгое время шли дискуссии, кем был Е., какова его роль в возведении церковных, фортификационных и иных сооружений, реставрации древних храмов, а также в изготовлении каменной скульптуры. Н. Н. Соболев, М. А. Ильин, Г. К. Вагнер, Г. В. Попов, Я. С. Лурье и другие считали, что Е. был автором архитектурных и скульптурных работ. Углубленное изучение исторических источников позволило прояснить смысл терминов «поставление», «предстательство», «ставил», «обновил», которыми характеризуется его участие в архитектурном процессе ( Воронин. 1934; Выголов. 1988. С. 28, 214-221). Средневек. «предстатель», как правило опытный купец, получал подряд, в т. ч. в результате споров и торгов, и занимался организацией и осуществлением строительства. В силу уникальности личности Е. его участие в строительстве не исчерпывалось администрированием. Благодаря личному опыту, художественному чутью, знанию технологий, материалов и типов сооружений «предстатель» Е. мог определить стиль и вид создаваемых под его рук. сооружений. Объекты раннего периода деятельности Е., особенно строительство по его личному заказу, связаны с районом вблизи Фроловских (позднее Спасских) ворот на территории Московского Кремля, находившимся под покровительством купцов- «сурожан». Между Варваркой и Ильинским крестцом располагался Сурожский ряд ( Тихомиров М.

http://pravenc.ru/text/190209.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Минус Пушкин и лампочка Ильича Юрий Змееборец на своём священном коне ещё вернётся победоносно в Херсон 28.11.2022 555 Время на чтение 3 минуты Фото: Виктор Арсени. Явление Св. Георгия Победоносца Действительно, желания порой исполняются, причём самым причудливым образом! Майданная Украина в 2015 году приняла закон о декоммунизации (ЗОД). Потом подправляла его, дополняла. Всё, конечно, в русофобском ключе. Под раздачу попали не только вожди красного прошлого, но и герои Великой Отечественной. Снесли Жукова и Конева, переназвали тысячи улиц и десятки населённых пунктов. Добрались теперь и до Пушкина. Что же далее? Сам дух идеологического закона разворачивал логику последствий и вглубь и вширь. ЗОД, можно сказать, вышел из под контроля киевских властей как некий незримый гомункулус… Что, собственно, есть коммунизм? Правильно: «Коммунизм, – по известной формуле, – это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Что касается Советской власти, незалежники её прикончили, волю народа к единству с Россией, поправ. Дело дошло и до электрификации, то есть до деэлектрификации. И деиндустриализации. И дегранизации! Странный неологизм лишь на первый взгляд странен: границы, нарисованные коммунистическими вождями на карте бывшей Российской империи стали анахронизмом и, что логично, должны быть пересмотрены в соответствии с теми идеями, которые границы собой воплощают. Границы России очерчивают дом для всех народов, всех людей, исповедующих библейские (традиционные) ценности. Границы майданутой Украины – очерчивают военный плацдарм НАТО для разрушения России. В этом смысле всё просто. Как тут не вспомнить слова Путина, обращённые к властям майданутой Украины накануне начала СВО, 21 февраля: «Вы хотите декоммунизацию? Ну что же, нас это вполне устраивает. Но не нужно, что называется, останавливаться на полпути. Мы готовы показать вам, что значит для Украины настоящая декоммунизация». Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Очевидно, что Кремль до последнего не желал доводить «декоммунизцию Украины» до разрушения энергосистемы. События пошли по одному из неблагоприятных сценариев. Оставлен Херсон и часть других регионов бывшей Украины, уже включённых в состав РФ. Своё нужно спасать.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/28/mi...

14 марта 2020 Концерт: Литературная весна 2020 года началась в Слободской городской библиотеке имени А. Грина 14 марта большим праздничным мероприятием, посвященным Дню православной книги Литературная весна 2020 года началась в Слободской городской библиотеке имени А. Грина 14 марта большим праздничным мероприятием, посвященным Дню православной книги  Литературная весна 2020 года началась в Слободской городской библиотеке имени А. Грина 14 марта большим праздничным мероприятием, посвященным Дню православной книги - конкурсом чтецов «Твоя вера: на фронте и в тылу». Этот ежегодный праздник вновь собрал в стенах отдела обслуживания тех, кто любит русское православное слово – светлое, доброе, вечное. В этом году конкурс был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Отечество – понятие священное, потому что даровано каждому народу Отцом небесным, от Которого и называется Отечеством. Поэтому, его защита – защита дара Божиего, - святой долг каждого гражданина. Через литературное слово сохраняется и передается из поколения в поколение память о подвиге русского оружия и непоколебимого духа. И потому в зале звучали строки, напоминающие нам о реалиях военных дней и бессмертном подвиге защитников Отечества. Произведения, представленные на конкурс, должны были отражать тематику православной веры, боевого, трудового и духовного подвига народа во время Великой Отечественной войны. Кроме чтения стихов дети на празднике могли познакомиться с новинками детской православной литературы. Обзор самых интересных произведений подготовила главный библиотекарь отдела обслуживания С. Г. Перешеина. Так же дети с удовольствием посмотрели мультфильм «Егорий – защитник Руси» о святом Георгии Победоносце и дружно спели песни военных лет.   Литературная весна 2020 года началась в Слободской городской библиотеке имени А. Грина 14 марта большим праздничным мероприятием, посвященным Дню православной книги   Литературная весна 2020 года началась в Слободской городской библиотеке имени А. Грина 14 марта большим праздничным мероприятием,

http://new.izdatsovet.ru/events/literatu...

1. «Со крестом в сердце и оружием в руках» Наступает столетняя годовщина «двенадцатого года». Есть, что вспомнить русским людям, русской земле. Это был год борьбы с сильным, отважным, победоносным неприятелем; это был год спасения России, год ее возвеличения и славы. В годину страданий, постигшую тогда русскую землю, проявилась великая душа русского народа, христиански настроенная, кроткая и терпеливая, но в то же время отважная и могучая, не останавливающаяся ни пред какими жертвами, способная к перенесению всяких лишений. Не русский народ начал, и не русский Царь объявил эту войну. Россия всячески уклонялась от нее, хотя французский император не упускал случая, чтобы обидеть и оскорбить Россию. Наш император Александр I терпеливо сносил все обиды, зная, сколько горя и беды приносит война. В мае месяце 1811 г. Государь, между прочим, говорил французскому послу Коленкуру: «У Меня нет таких генералов, как ваши; Я сам не такой полководец и администратор, как Наполеон; но у Меня хорошие солдаты, преданный Мне народ, и мы скорее умрем с оружием в руках, нежели позволим поступить с нами, как с голландцами и гамбургцами. Но уверяю вас честью, Я не сделаю первого выстрела. Я допущу вас перейти Неман и Сам его не перейду; будьте уверены, что Я не объявлю вам войны, – Я не хочу войны; мой народ, хотя и оскорблен отношениями ко мне вашего императора, но так же, как и Я, не желает войны, потому что он знает ее опасности. Но если на него нападут, то он сумеет постоять за себя». Когда же, несмотря на кротость русского Царя, на незлобие русского народа, Наполеон продолжал отвечать новыми и новыми обидами и, наконец, с войском вступил в пределы России, тогда только Император Александр обратился к народу с призывом защитить «Веру, Царя и Отечество». «Да встретит враг, – говорил Государь в манифесте 6-го июля 1812 г., – в каждом дворянине – Пожарского, в каждом духовном – Палицина, в каждом гражданине – Минина. Благородное дворянское сословие! – взывал Император. – Ты во все времена было спасителем Отечества! Святейший Синод и духовенство! Вы всегда теплыми молитвами своими призывали благодать на главу России! Народ русский! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров! Соединитесь все, со крестом в сердце и с оружием в руках, – никакие силы человеческие вас не одолеют!».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

     Интересно наблюдать отношение людей к георгиевской ленточке. Не очень давняя инициатива – посредством цветов ордена святого Георгия Победоносца показывать свою сопричастность поколениям, преодолевшим нацизм в Европе, спасшим миллионы людей от уничтожения, и говорить о своей благодарности предкам. Инициатива недавняя, но по отношению к ней, думаю, можно судить и об отношении к возрождающейся России, осмеливающейся теперь заявлять свои права на то, чтобы быть услышанной в нынешнем довольно странном и циничном мире. Эта «лакмусовая бумажка» работает как внутри страны, так и за пределами Отечества. Для кого-то георгиевские ленты – повод для гордости за страну и благодарности предкам, для кого-то гораздо милее ленты белого, «болотного» цвета. Кстати, оказывается, у оккупационных войск Наполеона, занявших Москву, были добровольные помощники – «комиссары» из числа «освобожденного» населения, и отличительной особенностью этих «комиссаров» была именно белая лента на одежде. Петр Каховский, убийца генерала Милорадовича в 1825 году, носил такую. Этакая параллель через два столетия! Ну, это внутри Отечества. А если взять заграницу, то мы тоже видим совершенно разное отношение к георгиевской ленте. В донельзя свободных и открытых, демократических и цивилизованных странах лента вызывает, похоже, какой-то нецивилизованный страх – про отношение к ней, а следовательно, и к России на Западной Украине или в Прибалтике и говорить нечего, но откровенные притеснения и оскорбления людей в, казалось бы, «классической», «просвещенной» Европе – это уже слишком. И ладно бы те, кто носит этот знак памяти и благодарности, вели себя вызывающе или оскорбительно – нет, люди просто открыто заявляют о своих лучших чувствах. Так ведь нет – то их оскорбляют прохожие, то задерживает полиция, то пограничники не пропускают на территорию цивилизации. В любом случае, косые взгляды со стороны обеспечены. Дорого обходится России возвращение былого достоинства. Тем радостнее было видеть восторг сербов, когда в очередной раз приехал в Косово и Метохию навестить кума и передать небольшие подарки братушкам от православных из далекой северной Вологды. Привез с собой на всякий случай несколько десятков георгиевских лент – так, в дорогу дали коллеги: «Может, пригодятся», – говорили. Еще как пригодились!

http://pravoslavie.ru/79382.html

А.А. Половцов Штром, Николай Васильевич Штром , Николай Васильевич, академик скульптуры, родился в 1828 г. и происходил из купечества. Художественное образование Ш. получил в Имп. Академии Художеств и еще в бытность учеником на третном экзамене 2 мая 1853 г. получил серебряную медаль 1-го достоинства за лепку с натуры. В следующем 1854 г. академический совет в виде программы на соискание золотой медали 2-го достоинства назначил ему вылепить круглую небольшую фигуру на тему «смерть Геркулеса». Работа была успешно выполнена Ш., и в октябре того же года он удостоился искомой награды за скульптуру, изображающую Геркулеса, сжигающегося на костре. Также удачно была им исполнена и следующая задача барельефа на тему «Братья продают Иосифа», за который совет Академии в 1855 г. определил выдать ему золотую медаль 1-го достоинства. Первые работы Ш. обратили на себя внимание Августейшего президента Академии, великой княгини Марии Николаевны, и вследствие ее похвального отзыва в 1856 г. молодой скульптор, по Высочайшему разрешению, отправлен был за границу пенсионером Академии на 6 лет, получив единовременно 100 червонцев на путевые издержки и 300 червонцев ежегодного содержания. Ш. побывал в Лондоне, Риме и Флоренция; близко ознакомился с работами тогда уже покойного Бартолини, часто посещал студию Дюпре и сам в значительной мере подчинился влиянию Флорентийской школы, отличавшейся реализмом. Последнее обстоятельство ставилось ему в вину советом Академии, настаивавшим на необходимости изучения классической скульптуры. В первое время работам Ш. за границей много мешала болезнь глаз, но в промежуток с 1859–1862 г. им был представлен при рапортах в Академию целый ряд рисунков и фотографических снимков с его заграничных работ (эскизы, изображающие: сатира, который обучает молоденькую нимфу танцам, вакханку, обучающую сатиренка музыке, Амура, св. Георгия Победоносца и др.). Искренне увлекаясь реализмом последователей Дюпре, Ш. видел в них провозвестников новых путей в любимом искусстве и подобно им старался точно копировать натуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Боснийская тетрадь. Часть 9 «За Русское дело на Сербских фронтах» 12.03.2023 395 Время на чтение 14 минут Фото: предоставлено автором ...Очень часто, иногда вечером, иногда в предрассветные часы, на положай опускается туман. Густой, то монотонно-белый, то составленный из каких-то серых, белёсых и откровенно грязных клочков. Туман до неузнаваемости меняет местность, лишает возможности ориентироваться. У часовых в таком тумане начинают сдавать нервы. Мерещится то какое-то движение, то какие-то звуки в мусульманской стороне. И это – не слабость, не трусость; в таком тумане неприятелю с помощью знающих местность проводников ничего не стоит подобраться к нашему лагерю очень близко. Так близко, что и самые бдительные часовые просто ничего не успеют сделать. Никогда не думал, что смогу оказаться в ситуации, когда заурядное природно-атмосферное явление может иметь такую мистическую силу. Когда стоишь в карауле в таком тумане, ловишь себя на самых неожиданных предположениях и догадках. То начинает казаться, что этот туман – что-то из арсенала войны, и с его помощью эта всесильная стихия демонстрирует свои возможности, свою хищную власть. То представляется, что туман – это просто конкретное оружие неприятеля. Вроде как местные природные условия полностью «на стороне» неприятеля и дают нам более чем конкретный намек, что нам, приехавшим сюда, мягко говоря, нечего здесь делать и что всё здесь, на чужой для нас земле, против нас. Вот, наверное, почему, в том же карауле, нередко рука с автомата начинает автоматически тянуться вверх и нащупывать через все слои нанизанной одежды нательный крест и соседствующую с ним самодельную иконку с Георгием Победоносцем. Иконку подарил кто-то из распространителей патриотической печати, что регулярно появлялись в редакции «Русского Вестника». Стыдно, что не запомнил кто именно. Здесь этот образок очень к месту. Живем странной жизнью. Графика несения вахты нет. Иногда, кажется, сербы вообще забывают о нашем существовании. По нескольку дней валяемся на койках в казарме. Выезжаем, не имея на то никаких причин, в Вышеград. Всякая такая поездка обязательно сопровождается обильными возлияниями. Когда сербы вспоминают о нас, выезжаем на вахту, ходим в рейды. Стрельбы совсем немного.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/13/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010