Георгий Писида (конец VI – начало VII в.) Георгий Писида, уроженец малоазийской области Писидии (отсюда прозвище), служил диаконом в столичном соборе св. Софии и занимал должность хартофилакса (придворного архивариуса) при Ираклии (610–641 гг.). Военным операциям своего царственного патрона Георгий посвятил большие эпические поэмы: «На поход царя Ираклия против персов», «На нашествие аваров» и «Ираклиада, или На конечную гибель Хосроя, персидского царя». Кроме того, Георгию принадлежат менее значительные поэмы религиозного («Шестоднев, или Сотворение мира», в 1385 г. переведенная на русский язык, и др.), моралистического и личного содержания, а также эпиграммы. Георгий – самый значительный представитель светской поэзии на всем расстоянии VII–IX вв. Его образная система отличается убедительностью и четкостью. К сожалению, перевод по необходимости оставляет в тени специфические достоинства стиховой техники поэта. Писида жил в эпоху сильнейшей дезорганизации византийской метрики, которая была вызвана как общей культурной разрухой послеюстиниановского времени, так и ненормальным сосуществованием взаимоисключающих метрических систем – музыкальной, которая имела за собой традицию, но не имела никакой связи с живой речью, и тонической, которая еще не успела привиться. Несмотря на эти условия, он сумел достичь настолько виртуозного владения античными метрами (по большей части – ямбический триметр, реже гекзаметр или элегические дистихи), что в XI в. тонкий ценитель Михаил Пселл всерьез обсуждал в особом трактате проблему: кто лучше строит стих – Еврипид или Писида? Вот что зовется ложно у глупцов Судьбой. Представь в уме плясунью непотребную, Что с шумом и ломаньем лицедействует, Изображая бытия превратности Обманчивым мельканьем суетливых рук. Срамница млеет, вертится, кривляется, Подмигивая томно и прельстительно Тому, кого дурачить ей взбредет на ум, Но тотчас на другого обожателя Все с той же блудной лаской переводит взор. Все обещает, все подделать силится. И ничего не создает надежного,

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Георгий Писида Профессиональные интересы: История Церкви, Богословие Краткая биографическая справка: Георгий Писида, или Писидийский (конец VI–VII в.) [греч] – богослов и историк, поэт. Диакон Софийского собора в Константинополе и референдарий патриарха. Уроженец Антиохии Писидийской; покровителем и другом Г.П. был константинопольский патриарх Сергий. Г.П. – автор большого числа стихотворных богословских и исторических произведений. Главным сочинением Г.П. признают " Шестоднев " (поэма о сотворении мира; переведена на церковнославянский язык). Среди других сочинений  – " Против безбожного Севира Антиохийского " , " На святое воскресение Христово " ; предполагается его авторство акафиста Богородице. Исторические поэмы Г.П.  – " Персидская война " , " Аварская война " , " Ираклиада " .  Г.П. – автор прозаического " Жития св. мученика Анастасия " .  Библиография работ о персоне: Михаил Пселл. Сравнение Еврипида с Писидой (спросившему, кто лучше писал стихи, Писида или Еврипид)/Пер. Т.А.Миллер//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С. 430–432. Аверинцев С.С. Литература//Аверинцев С.С. Литература// Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С. 327–329. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С. 349. Бибиков М.В. Развитие исторической мысли//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.110–111.

http://bogoslov.ru/person/2675067

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ПИСИДА Георгий Писида [греч. Γεργιος Πισδης] (до 600, Антиохия Писидийская (?) - между 631 и 634, К-поль), визант. поэт, гимнограф, полемист. Был диаконом, скевофилаком и референдарием Великой церкви. Прославился поэтическими панегириками как военно-исторического, так и духовного содержания. Принадлежал к окружению имп. Ираклия (610-641), вместе с к-рым в 622-623 гг. участвовал в войне против персов. Эти события он описал в пространной (1088 стихов) поэме «О походе царя Ираклия на персов». В одном из стихов (89 ямбов) Г. П. прославлял прибытие императора в столицу из Африки. Др. стихотворение подобного содержания (ок. 170 стихов) адресовано защитнику столицы патрикию Вону. Важнейшим памятником, связанным с историей аваро-слав. осады К-поля в 626 г., является 541 стих поэмы-панегирика «На нашествие варваров и на их поражение» (Ες τν γενομνην φοδον τν βαρβρων κα ες τν ατν στοχαν). Это сочинение давало основание в прошлом видеть в Г. П. одного из авторов акафиста Пресв. Богородице, к-рый был написан вскоре после отражения аварской угрозы столице империи. Имп. Ираклию посвящена также 3-частная поэма, названная по имени правителя «Ираклиада, или О совершенном поражении Хосроя - царя персидского» (Ηρακλεις...), связанная с триумфальным возвращением Ираклия в К-поль из персид. похода в 630 г. Это сочинение дает представление о визант. концепции распространения власти христ. императора над побежденным им сасанидским Ираном. Будучи приближенным патриарха Сергия I К-польского, Г. П., особенно во 2-й пол. жизни, обратился к духовной поэзии. Он создал «Песнь святому Христову Воскресению», стихотворение на Воздвижение Св. Креста, стихотворные «Ямбы о суете жизни» (Ες τν μταιον βον), этико-философское поэтическое соч. «О человеческой жизни» (Ες τν νθρπινον βον), а также антимонофизитское догматико-полемическое «Опровержение нечестивца Севира» (Κατ δυσσεβος Σευρου) в 726 стихах. Г. П. был автором прозаического Жития Анастасия Персиянина (по др. версии, автор Жития - Софроний Иерусалимский) (BHG, 86). Широкую популярность получила философско-богословская поэма (в 1894 двенадцатисложниках) «Шестоднев, или Миротворение» (Εξαμερον Κοσμουργα). Парафразируя Свящ. Писание, творения св. отцов Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , корпус Ареопагитик и др., а также используя произведения античных авторов Аристотеля , Платона , Плутарха, Овидия, Плиния Старшего, Элиана, Порфирия и др., Г. П. создал поэтическую картину божественного творения Вселенной - мира, неба, земли, планет, ангелов, времен года. Он писал о человеке, его естестве и бытии, о чувствах, а также о растительном и животном мире.

http://pravenc.ru/text/164421.html

Скачать epub pdf АКÁФИСТ АКÁФИСТ (греч. «акáфистос гимнос " – «неседальный» гимн, гимн, который поется стоя) – одна из форм церковного гимна, ведущая свое начало от Великого Акафиста, хвалебного песнопения в честь Богородицы. Автором В. А. предположительно является святой Роман Сладкопевец (по другим версиям – патриарх Сергий, Георгий Писида). Время составления В. А. точно не установлено. Вводная песнь – кукулий – «Взбранной Воеводе» составлена, вероятно, не позже 626 года; основной текст – несколько раньше или позже. А. состоит из 12 двойных песен – последовательно чередующихся икосов и кондаков. Являясь одной из вершин византийской религиозной поэзии, А. отличается виртуозной звуковой и словесной организацией, построен на многоплановой символике. Каждый кондак (кроме кукулия) завершается обычным для ветхозаветных гимнов (псалмов) возгласом «Аллилуиа». В кондаке раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, об осуществлении замысла любви Божией. Вторая часть строфы называется икос. Икос в первой своей трети заключает более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке. Таким образом, в В. А. в кондаках и первой вводной части каждого икоса дается историческое (с 1-го икоса по 7-й кондак) и догматическое (с 7-го икоса) учение о Богородице. Две другие трети каждого икоса обычно состоят из 12 строк похвальных воззваний (хайретизмов), начинающихся с возгласа «радуйся» (греч. «Хáире»), объединенных попарно метрическим и синтаксическим параллелизмом. В этих молитвенных воззваниях представлены как все ветхозаветные преобразования, относящиеся к воспеваемому лицу или событию, так и их новозаветное свершение, описываются величие и совершенства Божия, святость избранных Его и благодеяния, явленные верующим по благости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых. Так, например, в А. Богородице через все песни проходит тема явления в Марии гармонического единства противоположностей: Девы и Матери, земли и неба, ветхого и нового, родившей Бога и Человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

издательство П.П. Сойкина Шестоднев Шестоднев – экзегетические произведения философско-богословского характера, состоявшие из шести трактатов и объяснявшие вопросы мироздания, исходя из основ христианского учения. Ими опровергались теории древних философов, как несогласные с христианским представлением о начале мира; в шестодневах указывалась несостоятельность математических, астрономических и других научных методов исследования, в вопросах мироздания и опровергавший учения о том, что видимый мир совечен Творцу; Составители Ш. своей работой имели в виду показать всю силу и величие Бога, как Творца всей вселенной, Его премудрость и могущество. Обычно под Шестодневном разумеется великое произведение Св. Василия Великого , состоящее из шести «бесед». В них он опровергает своих предшественников в вопросах мироздания и предлагает христианам основывать свои представления лишь на Библии. В своей работе он обнимает многие стороны жизни христиан, как семейной, так и общественной, приводя различные примеры и сравнения из жизни растений и животных, как подтверждение своих мыслей. Написан Ш. Василия Великого очень живо и образно и этим объясняется его популярность. 2) Ш. Иоанна Златоустог о. Самостоятельность этого Ш. не вполне доказана. Здесь, главным образом, опровергаются языческие теории о четырех стихиях мира: воде, воздухе, огне и земле и разъясняется смысл Моисеева сказания о шести днях творения мира. 3) Ш. Иоанна – болгарского экзарха, он представляет собою перевод Ш. Василия Великого , Севериана, а также компиляция из сочинений Григория Нисского , Иоанна Дамаскина , Аристотеля, Демокрита и др. У него также встречаются места, где описываются современные ему ереси, а также быт славян и хозар. 4) Ш. Севериана, епископа гавольского, 5) Ш. Георгия Писида 6) Ш. приписываемый Кириллу Философу и 7) Ш., составленный в XVII в. неизвестным русским книжником. Читать далее Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина/Т. 2. 2464 стб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

3 . Несколько особняком от Ш. Василия Великого и Севериана Гавальского стоит Ш. византийского автора VII в. Георгия Писидийского, написанный по-гречески в стихах. В оригинале он носит название «Шестоднев или Миротворение» и состоит из 1910 ямбов. Автор, уроженец византийской провинции Писидия (в Малой Азии), был лицом духовным, близким к константинопольскому патриарху Сергию I (610–639) и к императору Ираклию (610–641). Помимо Ш. он написал ряд других ямбических поэм («О походе царя Ираклия на персов», «Описание войны у стен Константинополя между аварами и гражданами города», «Песнь святому Христову Воскресению», «Ираклиада, или о совершенном поражении Хосроя, царя Персидского», «Ямбы о суете жизни», «На нечестивца Севера»). Популярность Георгия Писиды как поэта была такова, что в поздневизантийское время его даже приравнивали к Еврипиду. Переведен «на русский язык» его Ш. был в 1385 г. неким Дмитрием Зографом, который оставил приписку к своему переводу, откуда мы и знаем имя переводчика, дату его работы и то, что перевел он именно на «русский язык», хотя перевод его не отличается от переводов, сделанных в то время на Балканах. Перевод Ш. Георгия Писиды стоит в ряду переводов других византийских «естественнонаучных» сочинений, сделанных в то время: «Диоптры» Филиппа Монотропа, выборок из комментариев Галена на Иппократа, под названием «Галиново на Ипократа», диетических и лечебных советов и предписаний и др. В переводе поэма «премудраго Георгия Писида» получила заглавие «Похвала к богу о сотворении всеа твари». Автор восхищенно и поэтично говорит о мире: о небе, бесконечном и постоянном в своем движении («стоя же, бегает и, ходя, пребывает»); о земле, каковая представляется ему чем-то вроде точки, окруженной бездной; об ангелах, которые, как и небо, «стоаще, летают и, утвержени, текут»; о воздухе, похитить который не могут ни богатый, ни сильный; о солнце, этом «всепитательном огне», производящем под землею вечер, а над землею день; о «малой лунной свеще», сияющей «от огнезарного света солнечнаго»; о четырех стихиях, четырех временах года и т. д. Георгий Писида говорит также о человеческом естестве и бытии, о чувствах, о растениях, зверях и птицах. Свои «этюды»-описания он вводит обычно риторическим вопросом: «Кто нашего детороднаго семене, изгнившаго, на угущение костяное съплетаеть? Аще бо не изгниеть и наше семя, яко тело мрътво погребено в чреве, не въплощается на рождение младенец, и на кожу и на жилы не претворяется».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

С возрождением в 815 г. при Льве V (813–820) иконоборчества наступил переломный момент в жизни Феофана: его приверженность иконопочитанию обошлась ему в 815 или 816 гг. заключением в тюрьму и затем, видимо, в начале 818 г., ссылкой на остров Самофракию, где он вскоре и умер. Греческая церковь причисляет его к лику святых как исповедника (EQ o( ο;) μολογητς). «Хронография» была составлена Феофаном как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. Хотя Феофан и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии. Вряд ли это случайно. Агиографы рассказывают, что Феофан с детства не только воспитывался на Священном писании, но и приобщился внешней, т. е. эллинской, языческой, премудрости. В монастыре будущий хронист много занимался переписыванием книг, а средневековый греческий писец – человек образованный, нередко писатель и ученый. Наконец, создание Феофаном оригинальной хронологической системы и языка, среднего между разговорным и аттикизирующим литературным (на что обращал внимание еще К. Крумбахер), говорит за то, что если и случайным был повод к написанию «Хронографии», то едва ли случайностью объяснимо значение труда Феофана в развитии византийской исторической литературы. Рассказ Феофана начинается там, где остановился Георгий Синкел, – с 284 г., правления Диоклетиана, и доходит до 813 г., времени вступления на престол Льва V. Можно довольно точно определить, когда была написана «Хронография»: хронист не начинал работы до 810 г., так как Георгий Синкел умер не ранее этого года, а кончил, вероятно, не позже 814 г., до заключения в тюрьму. Вопрос об источниках, использованных Феофаном, сложен: хронист, хотя и говорит о том, что изучил произведения многих историков и хронистов, упоминает их имена редко. Для раннего периода (до середины V в.) это были прежде всего церковные истории Сократа, Созомена , Феодорита, Малала, Прокопий, Агафий, Иоанн Епифанейский,Феофилакт Симокатта, Георгий Писида послужили источниками для времени до воцарения в 610 г. императора Ираклия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В этой статье мы остановимся преимущественно на Акафисте – гимне, созданном в VI веке, возможно, святым Романом Сладкопевцем, но серьезно отредактированном в первой трети VII века . В нем отразились события как аварской осады Константинополя 626 года, так и войны с персами в целом (603–629). С событиями аварской осады связан второй проэмий, или вступление, к Акафисту, написанный патриархом Сергием († 637): Τη περμχωλ στρατηγω τ νικητρια ως λυτρωθεισα των δεινων εχαριστρια ναγρφω σο πλις σου, Θεοτκε, λλ ς χουσα τ κρτος απροσμχητον κ παντοων με κινδνων ελευθρωσον, να κρξω σοιω. Χαιρε, νμφη νμφευτε . Всесильной Воеводе песнь победную, Избавленный от бед, гимн благодарственный Тебе пишу я, град Твой, Богородице; Но Ты, имея мощь непобедимую, от всех меня напастей свободи, взывающего. Радуйся, Невесто неневестная. Этот текст явно связан с «Градом Богородицы» – Константинополем и говорит о его избавлении от неких бедствий (δεινα), а также опасностей военного характера (κνδυνοι). Из контекста явствует, что таковыми являлась осада 626 года. Этот краткий текст для нас важен по нескольким причинам. Во-первых, некоторые представители хорватской историографии, в частности Л. Маргетич , достаточно скептически относятся к масштабам и значению аваро-славянской осады 626 года, считая ее малозначительным эпизодом, на который сам император Ираклий не обратил должного внимания. Однако источники, такие как «Хронография» Феофана, «Пасхальная хроника», «Хроника» Георгия Амартола, а также недостаточно оцененные поэтические памятники – поэма Георгия Писиды «Об Аварской войне» и Акафист – свидетельствуют об обратном: осада Константинополя 626 года была масштабным предприятием, для которого аварский каган мобилизовал большую часть своих сил; с другой стороны, в случае, если бы персам и аваро-славянскому войску удалось соединиться, то Константинополь мог бы пасть. Судьба Ромейской империи и византийской цивилизации висела на волоске. Это прекрасно показывает Георгий Писида в своей поэме «Об Аварской войне»:

http://pravoslavie.ru/35738.html

Датировка и авторства Акафиста Вопрос о датировке и атрибуции Акафиста Пресвятой Богородице достаточно сложен и до сих пор не решен однозначно. В рукописной традиции Акафист передается анонимно. За последние сто с небольшим лет ученые высказали множество предположений относительно авторства гимна. Были названы Аполлинарий Лаодикийский (IV век), преподобный Роман Сладкопевец (VI век), патриарх Константинопольский Сергий I (VII век), диакон Георгий Писида (VII век), патриарх Константинопольский Герман I (VIII век), инокиня Кассия песнописица (IX век), патриарх Фотий (IX век) и некоторые другие; высказывалось мнение о сирийском происхождении гимна. В настоящее время большинство исследователей склонны датировать Акафист эпохой от императора Византии Юстиниана I (527-565) до императора Ираклия (610-641) включительно и предположительно атрибутировать преподобному Роману Сладкопевцу . Сторонники авторства преподобного Романа Сладкопевца считают Акафист по композиционной и метрической структуре кондаком, полагая, что херетизмы дописаны позднее, в 620-е годы, патриархом Сергием. Богослужебное употребление Акафист содержат рукописные греческие Кондакари , Минеи , Триоди , Часословы , Требники , богослужебные сборники, молитвословы . Первое издание Акафиста подготовлено Альдом Мануцием в 1502 году. Латинский перевод Акафиста был сделан между 3-й четвертью VIII века и серединой IX века. Позднее Акафист был переведен на арабский, славянский, болгарский, румынский, турецкий, английский, немецкий, французский, русский, новогреческий и другие языки. Текст Акафиста, по-видимому, отражает ту стадию развития календаря, когда Рождество Христово и Благовещение праздновались вместе 25 декабря. К X веку относится свидетельство о пении Акафиста в субботу 5-й седмицы Великого поста в память о победе в 626 году над аварами , когда впервые в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, близ Константинополя, читался Акафист. В современной богослужебной практике в России Акафист читается в Субботу Акафиста ; в некоторых храмах круглый год служится вечерня с Акафистом . В Греции Акафист зовется " херетизми " , читается на 5-й седмице Великого поста, в монастырях - на повечерии , при особых нуждах; в приходских храмах вытеснен последованием молебного канона.

http://drevo-info.ru/articles/468.html

Каппадокия область Малой Азии между Галисом и Евфратом, ставшая с 17 г. н.э. сначала римской, затем византийской провинцией. Она разделялась на Понтийскую (побережье Черного моря) и Внутреннюю Каппадокию. К IV в. относятся самые ранние упоминания о простых по архитектуре пещерных храмах в горах Каппадокии, созданных группами отшельников. Согласно новейшим открытиям, в VIIIhaчaлe IX вв. иконоборцы создали в Каппадокии несколько храмов (Новая церковь Токалы, двухнефная церковь св. Василия с двумя апсидами и крестом на плоском потолке, часовня св. Стефана с остатками фигур святых и сценой «Евхаристия» на южной стене и др.), украшенных изображениями крестов. С X в. стали появляться многочисленные пещерные капеллы и церкви разных размеров. Их своды, арки, колонны, апсиды высекались в мягком скальном грунте и расписывались монахами-самоучками, которые создавали выразительные фрески, привлекавшие своей непосредственностью и искренностью. Некоторые росписи датированы и снабжены посвятительными надписями. Каппадокийские пещерные храмы впервые были исследованы французским ученым Г. де Жерфанионом в ходе нескольких экспедиций (с 1908 г.), результаты которых были опубликованы в 19191920 гг. Ученый разделил каппадокийские фрески на две группы: «архаические» (X в.) и зрелые (XIXII вв.). В «архаических» росписях заметно влияние сирийских живописцев: большеголовые приземистые фигуры, угловатые жесты, сложные композиции на фризеобразных лентах. Вторая группа росписей отличалась утонченностью, свойственной византийской живописи македонской эпохи. Стены церкви Токале Килиссе покрывают росписи двух периодов периода иконоборчества и XI в. После восстановления иконопочитания каппадокийские фрески стали своеобразным образцом для константинопольских художников, создававших многофигурные композиции, и для живописцев Армении и Грузии. Со второй половины IV в. Каппадокия стала центром религиозной образованности на востоке Римской, а затем и Византийской империи. Здесь возник кружок, в который входили Василий Кесарийский, его брат Григорий, епископ Нисы, и Григорий Назианзин . Они великолепно знали античную словесность и использовали методы неоплатоников в богословских спорах. «Великие каппадокийцы», как их называли, заложили фундамент собственно византийской философии. Они способствовали утверждению христианства, развитию жанра христианской проповеди, оформлению культа святых и мучеников. В последующие эпохи их взгляды развивали Иоанн Филопон, Георгий Писида, Евстратий Никейский, Михаил Пселл и другие образованные византийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010