А.А. Половцов Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, третий сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо от первого брака его с ясыней Марией, родился в Суздале 26 ноября 1187 (6695) года, по Ипатской летописи, а по Лаврентьевской – в 1189 (6697) году. Крестил его епископ Лука. 28 июля 1192 г. совершены были постриги Юрия и в тот же день посадили его на коня; «и бысть радость велика в граде Суздале», замечает летописец по этому поводу. В 1207 г. Юрий принимал участие в походе против Рязанских князей, а в 1208 или 1209 г., стоя во главе войска, нанес рязанцам поражение при реке Дроздне (вероятно, Тростне). В 1210 г. он участвовал в походе против новгородцев, которые посадили в заключение брата его, Святослава, и призвали на княжение Мстислава Мстиславича Удалого; мир, однако, был заключен без кровопролития. В 1211 г. Юрий женился на княжне Агафии Всеволодовне Черниговской; венчание совершено было во Владимире, в Успенском соборе, епископом Иоанном. Через год Всеволод Юрьевич, чувствуя приближение смерти, решил дать старшему своему сыну Константину Владимир, а следующему за ним Юрию (второй сын Всеволода, Борис, умер еще в 1188 году) – Ростов, но Константин требовал, чтобы ему отданы были оба эти города. Отец рассердился на него и по совету бояр и епископа Иоанна отдал великокняжеский Владимирский стол Юрию. 14 апреля 1212 г. Всеволод скончался, и великим князем стал Юрий. Первым его делом было дать свободу Рязанским князьям, плененным его отцом. Уже на следующий год началась усобица между Юрием и Константином. На стороне первого стал брат Ярослав, а на стороне второго – братья Святослав и Владимир. Юрий готов был отдать Владимир в обмен на Ростов, но Константин не согласился на такую мену и предложил брату Суздаль. Юрий с Ярославом пошли на Ростов, а Константин вывел свои полки. Четыре недели стояли братья друг против друга и заключили мир, который, однако, продолжался недолго. Вскоре Владимир Всеволодович захватил Москву, а Константин отнял у Юрия Солигалич и сжег Кострому. Юрий и Ярослав, у которого также была отнята Нерехта, опять подошли к Ростову и стали жечь села, а затем, не вступая в битву, примирились с Константином, после чего и Владимир возвратил Юрию Москву. В 1215 г. Юрий учредил особенную епархию для Владимиро-Суздальской области, чтобы уничтожить зависимость ее в церковном отношении от Ростова. В епископы поставлен был игумен Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Юрий Всеволодович Суздальский 30.12.2006 1195 Время на чтение 26 минут Юрий Всеволодович Суздальский родился в 1189 г. Поскольку Лаврентьевская летопись в статье за 1189 год сообщет об этом событии после даты похорон ростовского епископа Луки - 11 ноября, то очевидно, что очередной, четвертый (и второй из достигших зрелого возраста) сын Всеволода Большое Гнездо появился на свет до первого марта, когда на Руси наступал новый год. На четвертом году жизни, 28 мая 1192 г. княжич Георгий прошел обряд постригов - посвящения в воины. " Того же дни и на конь его всади. И быс радость велика в граде Суждали " . Отец, надо думать, широко отмечал переход своего чада в новую, мужскую жизнь, по традиции выставив горожанам угощенье. И никто из веселившихся Суздальцев тогда и помыслить не мог, что в воинское седло сел, вероятно, самый несчастливый из русских полководцев. Впервые после этого княжич Юрий упомянут в 1200 г., одиннадцатилетним, когда вместе с отцом и братьями провожал в Новгород брата Святослава. На следующий год - аналогичное сообщение об отправке в Переяславль Южный брата Ярослава. Юрий же неотлучно находится при отце. Он упоминается в 1202 г. по случаю освящения храма Успения Богородицы в Княгинином монастыре и после регулярно участвует в различных торжествах и церемониях, находясь рядом с отцом. В 1207 г. Юрий Всеволодович участвует в походе против Рязанцев и осаде Пронска, ничем здесь не отличившись. Самостоятельных поручений, в отличие от младшего брата Ярослава, он не выполняет вплоть до 1208 г., когда его посылают против рязанских князей, разорявших окрестности Москвы. Здесь Юрию, или его воеводам, удалось разбить рязанцев и захватить пленных. Таким образом он первым из сыновей Всеволода Большое Гнездо не отличался на поле брани. В следующем году великий князь посылал своих сыновей во главе с Константином против Мстислава Удатного к Торжку. В походе, скорее всего, участвовал и Юрий. До столкновения не дошло. Мстислав отступил - слишком неравны были силы.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

Легенда о граде Китеже   Озеро Светлояр Книга, называемая летописец, написана в год 6646 (1237) сентября в пятый день Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святому благоверному и великому князю Владимиру. А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, Богу нашему, и всем святым. Аминь. Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище — Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину».

http://sedmitza.ru/text/413390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан близ с. Уса-Степановка Бирского у. Уфимской губ. (ныне Благовещенский р-н Республики Башкортостан), на месте явления в 1856 г. крестьянину С. И. Сотникову некоего старца в блистающих ризах. Впосл. это место получило название «Святые кустики». Во 2-й пол. XIX в. здесь происходило множество чудес, к-рые записывали клирики окрестных церквей и засвидетельствовали еп. Уфимский Антоний (Храповицкий) и благочинный мон-рей Уфимской епархии сщмч. Андроник (Никольский) . В кон. 50-х гг. XIX в. на месте Г. м. Сотниковым был устроен шалаш, где он молился, в 1899 г.- изба, в к-рой поселилась бывш. послушница Серафимо-Понетаевского жен. мон-ря с 8 мирянками. В кон. 1900 г. местный землевладелец Г. Поспелов ходатайствовал перед еп. Уфимским Антонием (Храповицким) об учреждении жен. обители. В нач. мая 1901 г. указом еп. Антония в мест. Святые кустики была переведена благочинная Бирского Троицкого мон-ря мон. Серафима (Беляева) с неск. сестрами. Летом 1901 г. были построены 3 деревянных дома с хозяйственными службами, 2-этажный келейный корпус, в к-ром 21 дек. 1901 г. архим. Андроник (Никольский) освятил ц. во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича, покровителя ктитора обители Поспелова. Архим. Андроник определил в храм заштатного священника для ежедневных богослужений. К кон. 1901 г. в общине проживало более 30 чел., в дек. 1901 г. архим. Андроник постриг в рясофор 10 сестер. Община владела пожертвованными Поспеловым и др. 70 дес. земли. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Указом Святейшего Синода от 1 февр. 1902 г. община была официально зарегистрирована, 22 дек. 1904 г. преобразована в мон-рь, мон.

http://pravenc.ru/text/164475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († после 1214), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский. И. был духовником Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, к-рый после кончины еп. Луки (10 нояб. 1188) послал И. в Киев, «хотящу его поставити служителя своей Церкви и пастуха всеи земли Ростовьскои, и Суждальскои, и Володимерьскои» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408). Епископскую хиротонию И. в Киеве 23 янв. 1190 г. возглавил митр. Никифор II . Владимирский летописец отметил, что в Ростов «на свой стол» И. пришел 25 февр., когда вел. князь был там «в полюдьи», из Ростова епископ «вышел» в Суздаль 10 марта, во Владимир «вшел» 16 марта. Данная информация свидетельствует о том, что резиденция архиерея в это время находилась не в Ростове, а в великокняжеской столице - Владимире. В 1192 г. И. присутствовал во время обряда «постригов» и посажения на коня сына кн. Всеволода св. Георгия (Юрия) Всеволодовича , в 1194 г. этот же обряд «при блаженем епископе Иоане» был совершен по отношению к Ярославу (Феодору) Всеволодовичу . В 1200 г. И. благословил кн. Святослава Всеволодовича на княжение в Новгороде. В 1211 г. епископ венчал во владимирском Успенском соборе Георгия Всеволодовича с кнж. св. Агафией Всеволодовной , дочерью киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В авг. 1192 г. во Владимире была заложена ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященная И. 27 окт. 1196 г. В авг. 1194 г. по благословению И. был отремонтирован сильно пострадавший от пожара владимирский Успенский собор, в сент. того же года восстановлена ц. Пресв. Богородицы в Суздале, «яже бе опадала старостью и безнарядьем». По благословению И. церковь в Суздале была покрыта «оловом от верху до комар до притворов». Летописец особо ставит в заслугу И. то, что он, «не ища мастеров от Немець», нанял русских строителей: «...иных олово льяти, иных крыти, иных извистью белити; отврзене бо ему беста от Бога очи сердечнеи на церковную вещь, оже пещися церковными вещьми и клирикы ако правому пастуху, а не наимнику» (Там же.

http://pravenc.ru/text/468951.html

Алексей Всеволодович Нестерук Неопатристический синтез Скачать epub pdf Алексей Всеволодович Нестерук – известный ученый, специалист в области космологии и квантовой физики, научный сотрудник Института православных исследований в Кембридже (Англия), преподаватель Библейско-богословского института Апостола Андрея (Москва) Идеи неопатристического синтеза в богословии были предложены нашим соотечественником, жившим за границей, протоиереем Георгием Флоровским . Возникновение этой идеи связано с целым рядом исторических обстоятельств. Буквально на русский язык неопатристический синтез переводится как новый святоотеческий синтез. Мысль о том, что современное богословие должно встать на пути этого синтеза, была предложена Флоровским в 1936 году на православном конгрессе в Афинах. Повод, послуживший к подобному предложению, исходил из сложного исторического обстоятельства, связанного с развитием православия в последнее десятилетие 19 века и начала 20-го. Вопрос, который занимал русских эмигрантов после крушения царской России и преследования православия, сводился к тому, что произошло в России, почему создались такие условия, что православная страна в течение четырех лет практически перестала ей быть. Разные богословы и философы, в особенности те, кто уехали не по своей воле в эмиграцию, задавали вопрос: что было не так в богословии, что было не так в церковной жизни? Диагнозы были разные. Один из них состоял в том, что богословие находилось в западном пленении долгий период и поэтому перестало быть жизненным, оно перестало отвечать на вопросы, которые были необходимы людям. С одной стороны церковь жила в традиции, сохранившейся испокон веков. Но в то же время богословие превратилось в некую академическую деятельность, которая плохо сообразовывалась с простыми людьми и в общем-то была им не нужна. Этот аспект богословствования как развития церковной мысли занимал такого философа, как Флоровский. Он задавал вопрос: что нужно изменить, что нужно принять в богословии на основании тех уроков, которые произошли в советской России?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ne...

Легенда о граде Китеже Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев – бегунов. Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в. При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия. Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»– это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города – Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва. Конечно, легендарный образ князя не вполне идентичен историческому. Георгию Всеволодовичу придана вымышленная родословная: он ведет свой род от святого князя Владимира и приходится сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому. Эта придуманная генеалогия, не соответствующая действительной родословной князя Георгия, усиливает мотив святости – ведущий мотив легенды. Вторая часть «Книги глаголемой летописец» – «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» – лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (После 1212 - 7.02.1238, Владимир), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Всеволода (Димитрия) Георгиевича . Основными источниками сведений о ее жизни являются древнерусские летописи т. н. лаврентьевско-троицкой группы и цикл агиографических произведений, написанных в 1-й пол.- сер. XVII в. в связи с почитанием Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича . Время и место рождения М. В. неизвестны. Она могла родиться в одном из городов, где между 1212 и 1215 гг. пребывал ее отец (в Киеве, Белгороде, Овруче, Переяславле-Русском или Смоленске). 14 апр. 1230 г. М. В. вышла замуж, молодых венчал в Успения Пресвятой Богородицы соборе во Владимире Владимирский еп. сщмч. Митрофан (ПСРЛ. Т. 25. С. 124). Нек-рые списки монастырских синодиков называют имена детей кн. Всеволода и М. В.: кн. Авраамий и кнж. Евдокия (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41 об., 1556 г.; Синодик нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г.; Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об.). О существовании у них детей также известно благодаря их косвенному упоминанию в Лаврентьевской летописи 1377 г., к-рая отметила, что 7 февр. 1238 г. у вел. кн. Георгия Всеволодовича вся его семья, «княгини з детми и со снохами и со внучаты огнемь скончашася» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463). Во Владимирском списке Жития блгв. кн. Георгия Всеволодовича, датированном 1695 г., упоминается, что князь неоднократно приходил вместе с семьей на богомолье во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь , куда 9 марта 1230 г. были торжественно перенесены мощи мч. Авраамия Болгарского . Здесь, согласно житийной традиции, вел. князь и его дети «припадаше и многую милостыню творяше и трапезы убогим своими руками поставляше» ( Сиренов. 2003. С. 62).

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010