1 Чтение ее положено в церкви на утренях и часах в простые дни святой Четыредесятницы. См. Устав церковный в главе о святой Четыредесятнице. 2 Памяти его посвящено четвертое воскресение святой Четыредесятницы. 3 Кроме того, что можно выбрать из самых сочинений преподобного Иоанна касательно истории его жизни, два писателя, современных ему, также оставили нам сведения о нем. Один из них – инок синайский, живший в его время и писавший как очевидец (составленное им жизнеописание св.Иоанна помещено в книге Vie des Peres des de " serts d " Orient, par le R.P. Michel. — Paris: Ange Marin, 1824. T.V.). Другой – инок раифский, писавший спустя немного времени после смерти святого на основании свидетельств лиц, которые хорошо знали его. Поэтому в своем сказании, которое помещено в начале Лествицы, он говорит следующее: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, все те могут засвидетельствовать истину этого рассказа». Особенно же ссылается он на монаха Исаака, которого св.Иоанн избавил своими молитвами от многих искушений, и на авву Иоанна, игумена Раифского, который побудил св.Иоанна написать Лествицу, как свидетелей наиболее знаменитых и по своей близости к преподобному наиболее достойных доверия. Значит, сказания этих двух жизнеописателей игумена Синайского являются наиболее достоверными. Жаль только, что они кратки. 4 В Четьи-Минеи в конце жития Преподобного (30 Марта) говорится, что некоторые признают Иоанна сыном преподобного Ксенофонта и братом Георгия Арселаита. Догадка эта не объясняет происхождения преподобного Иоанна. Он не мог быть родным братом Георгия Арселаитского, которого сам называет святым старцем, наставлявшим его на пустынное житие и учившим его безмолвию (Лествица). Между тем известно, что Георгий был младшим братом св. Иоанна и находился у него в послушании. 5 Схоластиками в древности назывались риторы, законоведы или вообще люди ученые. 6 Время рождения Преподобного, также как и другие обстоятельства его происхождения, неизвестно. Думают однако же, что он родился около 325 года, в царствование Юстина I.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4137...

5½ часов. – От Ааронова холма погонщики навьюченных верблюдов моих поворотили направо в Уади Шех; а я с переводчиком и с четырьмя проводниками поехал прямо через песчаную Рахийскую долину в ущелье Накб-Хау. Мне хотелось видеть это ущелье. Через полчаса мы достигли до высшей плоскости Рахи, с которой дождевые воды текут в две противоположные стороны, одни к подошве Хорива, а другие в глубь ущелья Хау. С этой плоскости не видать священной вершины Синая. Следовательно, не здесь стояли израильтяне, когда в первый раз Бог изрекал им десять заповедей и когда они видели эту гору дымящуюся ( Исх.20:18 ) Проводники говорили мне, что на противоположной стороне ее есть другая обширнейшая Раха и что оттуда виден верхний остов Синая так ясно, как видна большая пирамида у Каира. Я пожалел, что по слабости здоровья не мог видеть эту Раху и, веря бедуинам, предположил, что там в первый раз возвещено было Десятословие народу Божию. – С высшего места Рахийской долины взорам представляется великолепная картина. Когда тут смотришь к монастырю, видишь гранитную гору св.Епистимии, словно огромный дом, а Хорив, словно закругленный алтарь церкви, который возвышается в конце обширной площади, усыпанной песком и обставленной отвесными высотами, будто монастырскими келлиями. Когда же смотришь в противоположную сторону, видишь ущелье Хау меж багряных гор, будто тесную улицу меж высоких зданий монастырских. Вся эта местность в связи с долиной Шех представляет собой нерукотворенную лавру. Небесный Зодчий от вечности приготовил ее для таких избранников своих, каковы были Нил, Орентий, Георгий Арселаит, Иоанн Лествичник , Иоанн епископ и мученик. Под влиянием этой мысли я в последний раз благоговейно взглянул на Хорив и на св.обитель. Бедуин поворотил и повел моего Эджина по другому склону Рахийской долины. Сижу на нем и громко пою: «Неопальная огню, в Синаи причащаяся купина Бога яви медленно-язычному и гугнивому Моисеови и проч.». Стезя подо мной понижается, а горы окрест меня возвышаются. Это кажущееся движение увеселяет меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ANALECTA HYMNICA GRAECA (AHG), 12-томная антология визант. гимнографических произведений - канонов на дни памяти святых и праздники церковного года , сохранившихся в рукописных Минеях (преимущественно южноитал. происхождения) и не вошедших в печатные служебные Минеи. Идея создания AHG возникла в 1958 г. на XI Международном конгрессе византинистов. Издание подготовлено совместно Ин-том визант. и новогреч. исследований и филологическим фак-том Римского ун-та и осуществлено в 1966-1983 гг. Над томами работали итал. и греч. ученые Д. Гонзато (1, 2), А. Коминис (3, 4), А. Проиу (5, 12), Е. Томадакис (6, 7), К. Никас (8, 9), А. Акконча (10, 11), А. Армати (13); Дж. Скиро осуществил общую редакцию. В книги вошли каноны из 610 кодексов рукописных хранилищ Гроттаферраты, Мессины, Ватикана, Афона и др. Многие каноны принадлежат выдающимся гимнографам - Андрею Критскому , Иоанну Дамаскину , Косме Маиумскому , Герману К-польскому и др. Структура комплекта книг подобна структуре служебной Минеи - каждый из 12 томов содержит каноны на один месяц (начиная с сент.), внутри месяца каноны расположены по числам. В 13-м томе помещены индексы инципитов (начал) строф ( тропарей ) канонов (Р. 1-291, 319-323), ирмосов (Р. 293-317), акростихов (Р. 325-334), имен собственных (Р. 335-410) и шифров использованных рукописей (Р. 411-435). В качестве дополнения к AHG с 1970 г. греч. исследовательницей Е. Папаилиопулу-Фотопулу, ученицей А. Коминиса, готовилась и в 1996 г. вышла в свет в Афинах книга в 2 частях, составленная на материале рукописных Миней, хранящихся в б-ках христ. Востока: Синая, Афона, Афин, Метеор, Лесбоса, Стамбула, Иерусалима, Патмоса и др. В 620 изученных кодексах, датируемых IX-XVI вв., было обнаружено 899 канонов, из к-рых ок. 450 ранее неизвестны, остальные известны лишь частично (без акростихов, фрагментарно). Открыты каноны, приписываемые гимнографам - Георгию Никомидийскому , Иосифу Песнописцу , Феофану Начертанному , Патриархам К-польским Игнатию , Мефодию , Герману, Филофею ; были выявлены новые имена песнописцев: Самон, Фалассий, Корнилий, Макарий, Евгений, Тимофей - всего 93 имени. Благодаря этим канонам стали известны имена нек-рых местночтимых святых (напр., святые Димитрий Кроталеос, Георгий Арселаит, прп. Кали), сведения о чудесах (чудо арх. Михаила, происшедшее в Александрии при Патриархе Феоне в III в.), о празднованиях (напр., Собора Богоматери Фавстины в Александрийской Церкви), не зафиксированные др. визант. источниками. Иногда даты памяти святых, указанные в этих канонах, не совпадают с теми, что даются в принятом в наст. время церковном календаре. Во 2-й части книги содержатся индексы инципитов (Σ. 289-307), акростихов (Σ. 308-320), шифров использованных рукописей (Σ. 321-331), имен гимнографов (Σ. 332-334), святых и праздников (Σ. 335-351).

http://pravenc.ru/text/114696.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Арселаит, Синайский, прп. - житие Георгий, которого звали Арселаит. Он был весьма известен в нашей пустыне из-за многих и великих чудес, которые рассказывали о нем. Когда случился варварский набег на дорогу к Палестине, масло стало большой редкостью на святой горе. Игумен спустился в Арселау и позвал человека Божия Георгия подняться на святую гору. Не смея перечить игумену, он пошел с ним. Войдя в маслохранилище, игумен попросил его сотворить молитву над каждым из пустых сосудов. Благословенный авва Георгий сказал игумену: «Отец, позволь нам сотворить молитву только над одним сосудом, потому что если мы благословим все сосуды, тогда здесь будет [целый] пруд масла». Затем сотворил молитву над одним сосудом, и тут же масло хлынуло из него, как из источника, и старец сказал служащим: «Возьмите его и отнесите к остальным сосудам». И все они были наполнены, как в древности кувшин вдовы [по молитве пророка] Елисея. Игумен хотел посвятить кувшин во имя аввы Георгия, но старец сказал ему: «Если ты сделаешь так, масло выльется». Тогда они посвятили его нашей Заступнице Пресвятой Богородице, и сосуд остался и хранится доныне в самом верхнем светильнике и висит негасимым во имя Пресвятой Богородицы. 10. Восемь голодных сарацинов однажды посетили праведного Георгия, а у него не было ничего, что он мог бы дать им, потому что он питался дикими плодами, которые даже верблюды не могли есть из-за их горечи. Видя, что они ужасно голодны, он сказал одному из них: «Возьми [свой] лук и иди к той горе, где ты найдешь стадо диких коз. Застрели одну, которую захочешь, но не пытайся застрелить другую». Сарацин пошел, как старец сказал ему, выстрелил и убил одну, [затем] попытался выстрелить в другую. Тут же лук его сломался. Вернувшись и принеся мясо, он рассказал своим спутникам, что с ним случилось. 11. Этот трижды благословенный муж [однажды] увидел, что его ученик укушен ядовитой змеей и умирает. Запечатлев [ученика] крестным знамением, он поднялся. Схватив змею руками, как кузнечика, он задушил ее. И он просил своего ученика никому не рассказывать об этом до его смерти.

http://pravicon.com/info-2043

Икона Георгий Арселаит, Синайский, прп. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Георгий Арселаит, Синайский, прп. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Георгий Арселаит, Синайский, прп. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-1503] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Георгий Арселаит, Синайский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1503-forum

Авва Стефан соблазнился этим. После отшествия аввы Мартирия с его учеником, авва Иоанн заметил, что его собственный ученик смущен, и сказал ему: «Почему ты соблазняешься? Поверь мне, я не знаю, кто этот юноша, но сегодня я принял игумена Синая и омыл его ноги». Спустя 40 лет он действительно стал игуменом, согласно предсказанию этого старца. Также авва Стратигий Затворник, который никогда не выходил, появился [в обители] в тот день, когда авва Иоанн принял монашеский постриг. 7. Однажды пришла группа из шести голодных странников, и когда они сели, наш преподобный отец Иоанн увидел кого-то с короткими волосами и одетым в еврейскую одежду. Этот человек расхаживал как обладающий властью и отдавал приказы поварам, и экономам, и кладовщикам, и другим рабочим. После того как гости ушли и когда все служившие [им] сели есть, они искали того, кто расхаживал, надзирая [за делами], но нигде его не нашли. Тогда раб Божий наш преподобный отец сказал: «Оставьте его. Господин Моисей не сделал ничего необычного в том месте, где он служил прежде». 8. В области Арселау жил также авва Михаил Ивериец, который отошел ко Господу пять лет назад. У этого Михаила был ученик по имени Евстафий, пришедший из Вавилона. Он рассказал нам следующее. Когда авва Михаил заболел, авва Евстафий заплакал от горя. Могилы отцов в этом месте были очень трудными и опасными, потому что спуск [к ним] был усыпан маленькими скользкими камнями. Авва Михаил сказал Евстафию: «Чадо, налей [воды], чтобы я умылся и заснул». Когда это было сделано, он сказал ему снова: «Чадо, ты знаешь, что спуск к могиле сложный и скользкий, и если я умру здесь, для тебя будет опасно нести меня и спускаться. Возможно, ты упадешь и погибнешь сам. Но [давай] мы [вместе] пойдем потихоньку». И спустившись вниз, старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия, сказал: «Мир да пребудет с тобой, чадо, молись обо мне». И, закрыв сам себя в могиле, он отошел ко Господу с радостью и ликованием. 9. В упомянутом прежде Арселау жил также авва Георгий, которого звали Арселаит. Он был весьма известен в нашей пустыне из-за многих и великих чудес, которые рассказывали о нем.

http://pravoslavie.ru/41619.html

В XIX веке число насельников монастыря колебалось от 20 до 30 человек, в основном греков с островов Эгейского моря. В начале 20 века количество насельников сократилось, и в 1902 г. там проживало всего 17 монахов. После Октябрьской революции монастырь потерял все свои подворья в России. Во второй трети XX века в Синайском монастыре была достроена церковь Св. Троицы, построена картинная галерея и гостиница для паломников. Во второй половине XX века в связи с военными действиями монастырь был несколько раз оккупирован. Из-за случившегося в ходе боевых действий пожара пострадала северная стена монастыря. В настоящий момент монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной архиепископии. Кроме данной обители в нее входит ряд монастырских подворий в Египте, Греции, на Кипре, в Ливане и Турции. Игуменом монастыря в соответствии с древней традицией является архиепископ Синайский, чью хиротонию совершает Иерусалимский Патриарх. Делами монастыря управляет собрание монахов. Основные строения монастыря — это базилика Преображения Господня (главный храм монастыря), часовня Неопалимой Купины, трапезная (построенная еще в IX веке). На территории монастыря также имеется множество других часовен, которые находятся внутри монастырских стен. Десять из них соединены с архитектурным комплексом базилики Преображения Господня. Также внутри стен монастыря находится и до сих пор снабжающий монастырь водой колодец Моисея, рядом с которым, по Преданию, пророк-боговидец встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила. Монастырь обладает уникальной коллекцией древнейших рукописей и икон (среди которых — знаменитая икона «Христос Пантократор»), которая по своему историческому значению уступает лишь коллекции Апостолической библиотеке Ватикана. В 2001 г. открылось новое здание ризницы-музея, где разместились самые ценные иконы, церковная утварь и облачения. Этот музей был освящен тремя патриархами — Константинопольским Варфоломеем, Александрийским Петром VII и Иерусалимским Иринеем.

http://pravicon.com/info-2043

Виктор , муч. в Коринфе, 6 ноября. Вирий с Вениамином, 29 июля. Виссарион пр., 20 мар. Виталий , еписк. равентйский, 23 июля. Виталиан муч., 3 сент. Витимион пр., 24 дек. Власий , папа римский, 22 фев. Власий , еп. Лисунта, 22 фев. Власий пр., из г. Аммории, 31 марта. Воиф муч. с Феодулою, 5 февр. Восва , во Фракии муч , 20 авг. Вриена пр., 30 авг. Врухий муч. с Иоанном, 27 марта. Вусирис муч., 31 дек. Гавденций , в Филиппах, 9 окт. Гавденций муч., 31 дек. Гавриил пр., 26 янв. Гавриил преподобномучен., 1676 г. 2 февр. Гавриил преп., иверянин, 13 мая. Гавриила архангела обновление в Халдах, 26 июля. Гавриила арх. в Рае, 17 окт. Гавриил муч., 1522 г. 17 окт. Гавриил муч., 1659 г. 3 дек. Гавриил , архиеписк. серб., 13 дек. Гавриил муч., 1659 г. 3 дек. Гай муч., с неофитом и др., 11 авг., 5 мая и 7 дек. Гай , муч. во Фракии, 20 авг. Гай , в мире, 31 дек. Гаиана муч., 27 сент. Гаиан с Неофитом, 11 авг., 5 мая и 7 дек. Галактион , 16 янв. Гевидиан , 1 февр. Гедеон праведный, 26 сент. Гедеон преподобномучен. 1818 г. 30 дек. Гедий еп., муч., 10 ноября. Геласий муч., лицедей, 27 фев. Геласий муч., 6 июня. Геласий муч., 30 и 31 июля. Геласий пр., 31 дек. Геласия пр., без числа. Геминиан с Лукиею, 17 сен. Генефлий , муч. во Фракии, 20 авг. Геннадий , преп. ватопедский, 17 окт. Георгий муч., 1838 г. 17 янв. Георгий , митроп. митиленский, 1 февр. Георгий муч., 1515 г. 11 фев. Георгий муч., 1693 г. 14 фев. Георгий , в монастыре Евфимия иерусал., 5 мар. Георгий , 9 мар. Георгий арселаит, 10 мар. Георгй синаит, 11 марта. Георгий в Дииппе, 23 мар. Георгий муч., 1801 г. 5 апр. Георгий муч., 1752 г. 23 апр. Георгий в Мипмене, 1796 г., 24 апр. Георгий пр., на Афоне, 13 мая. Георгий новый, 29 мая. Георгий пр., 6 июня. Георгий новый и исповед., 19 июля. Георгий муч., с Феодором, 21 июля. Георгия освящение, 13 сент. Георгий муч., 1794 г. 2 окт. Георгия муч. мощей пренесение, 3 окт. Георгий муч., 723 г. 21 окт. Георгия в Кипарисее освящение церкви, 26 нояб. и 24 апр. Георгий , еп. никомидийский, творец канонов, 29 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во время мусульманских завоеваний в 30-х гг. VII века весь полуостров вошел в состав Арабского халифата. Монахами Синайского монастыря была отправлена делегация, которая заручилась поддержкой Мухаммеда, пообещавшего сохранить автономию данного монастыря и даровать различные привилегии — защита мусульманскими солдатами зданий монастыря, освобождение от уплаты налогов. Арабский период существования Синайского монастыря также считается временем развития византийской монашеской традиции. В частности, в это время в монастыре пребывали такие знаменитые святые, как прп. Иоанн Лествичник, прп. Георгий Арселаит, прп. Анастасий Синаит и другие. Однако, несмотря на эту защиту со стороны мусульман, Синайский монастырь в арабскую эпоху значительно уменьшился в численности, и к IX веку (это время считается кризисом ближневосточной христианской культуры византийского типа) численность общины Синайского монастыря составляла всего лишь 30 монахов. Время крестовых походов (кон. XI — кон. XII вв.) считается возрождением жизни Синайского монастыря. Существовавший в то время синайский орден крестоносцев охранял европейских паломников монастыря. В это же время в монастыре появилась первая католическая часовня. Но при этом Синай являлся фактически единственной епархией Иерусалимского Патриархата, которая не была подчинена власти крестоносцев. К этому же периоду относят предание о перенесении в монастырь мощей св. Екатерины. А в XIII-XV вв. новое название (монастырь св. Екатерины) в связи спостоянно возрастающим почитанием святой великомученицы вытеснило предыдущее. Начиная с XIV века Синайский монастырь стал поддерживать постоянные связи с Россией, которые позволяли ему принимать значительную помощь и милостыню со стороны русских царей. Захватившие в 1517 г. Египет турки не сократили права монахов и сохранили внутреннюю автономию монастыря, но наложили при этом на монастырь достаточно серьезное налоговое бремя. Связи с православным миром позволили Синайскому монастырю осуществлять просветительскую и культурную деятельность, благодаря которой в XVIII веке была открыта духовная школа на Крите. Также были открыты подворья монастыря во многих странах — Египте, Турции, Палестине, Румынии, Индии и России.

http://pravicon.com/info-2043

12. Нужно рассказать о том, что [случилось], когда приблизилось время смерти этого великого отца или, скорее, его перехода от смерти к вечной жизни. Будучи болен, в своей пещере отдыхая на тростниковой подстилке, он послал некоего сарацина в Айлу, чтобы позвать некоего друга, которого он любил, говоря: «Прииди, чтобы я мог увидеть тебя, прежде чем я отойду ко Господу». Путь был протяженностью около 200 миль. Через 12 дней старец, лежа на своей подстилке, сказал ученику: «Поторопись и зажги свет, вот, братья прибыли». И как только брат подготовил кадильницу, вошли в пещеру сарацин и возлюбленный друг старца, которые прибыли из Айлы. Старец, вознеся молитву, приветствовав его и, приняв Святые Тайны, лег и отошел ко Господу. Синайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины. На Синайском полуострове первые монахи начали появляться еще во время гонений императора Диоклетиана, поскольку горный массив Синая являлся удобным убежищем, а также имел все необходимые ресурсы для жизни на полуострове. Эти монахи были в своей массе отшельниками, которые по воскресеньям собирались на богослужения. Когда христианство стало государственной религией, то по просьбе монахов полуострова мать императора Константина святая Елена построила церковь и башни для защиты от кочевников. Позже, при императоре Юстиниане, все постройки святой Елены были окружены стенами, а к ним приставлены солдаты. Примерно в это же время на территории монастыря была возведена базилика Преображения Господня. Именно на VI-VII вв. приходится расцвет Синайского монастыря, который стал одним из центров христианского монашества. Предположительно, на горе Хорив в то время жило порядка 100 монахов. Вплоть до конца VII века этот монастырь принадлежал Фаранской епархии, а возглавлял его игумен в сане архиепископа. Но в 681 году епископа Фаранского лишили кафедры за монофелитство, поэтому кафедру перенесли в сам монастырь. После в подчинение Синайского игумена перешла и Раифская епархия, а с начала VIII века весь Синайский полуостров административно подчинялся Синайскому архиепископу.

http://pravicon.com/info-2043

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010