Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛИНА [серб. (Бранкович; не позднее 1447 г.- 30.07.1516 или, вероятнее, 1520), прп. (пам. серб. 30 июля и 10 дек., рус. 1 июля и 10 дек.), деспотица. Дочь правосл. албан. кн. Георгия Арианита (Великого) Комнина, родственница Кастриота Георгия . В 1460 г. А. была выдана замуж за деспота св. Стефана Слепого Бранковича, последнего серб. правителя, изгнанного в 1459 г. из своих владений турками. От этого брака родилось трое детей: Георгий, св. Иоанн и Мара. Семейство перебралось в Сев. Италию, где св. Стефан вместе с сестрой Екатериной приобрел в Юго-Вост. Фриули заброшенный замок на левом берегу р. Тальяменто, впадающей в Венецианский зал. (т. н. Фурланский Белград). После смерти мужа (9 окт. 1476) А. ок. 10 лет оставалась с детьми в Италии. В 1486 г. семейство по приглашению венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди), взяв с собой мощи св. Стефана, уже прославившиеся чудотворениями, через Вену прибыло к королевскому двору в Буде. Здесь Георгий получил от короля в пожалование область в Среме с городами Сланкамен и Купиново (до того находившуюся в пожизненном владении его двоюродного брата - деспота Вука Огненного Змея (Змая) Бранковича) и деспотский титул. В Купинове А. с детьми построила храм во имя св. ап. Луки и основала при нем мон-рь, где были положены мощи ее мужа. При жизни сыновей, вероятно беспрекословно признававших авторитет матери, А. являлась их фактической соправительницей, именуясь в офиц. документах «госпожа деспотица». Вместе с детьми она покровительствовала правосл. Церкви на юге Венгерского королевства, населенном сербами, и афонским мон-рям. Сохранились (в архивах соответствующих мон-рей, а также в рус. копиях 2-й пол. XVI в.) грамоты (повели) А. и ее сыновей родовой обители Бранковичей - мон-рю св. Павла (ктиторская с обещанием ежегодной денежной помощи, 1495), главному центру серб. монашества на Афоне - Хиландарскому мон-рю (1498) и греч. мон-рю Эсфигмену , также связанному с семейством Бранковичей (подтвердительная, 1499).

http://pravenc.ru/text/115058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ [македон. Кратовски; серб. Кратовац] (ок. 1497, Кратово, Македония - 11.02.1515, София), мч., почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.). По месту смерти часто называется Софийским. Жизнеописание О мучениях Г. Н. К. известно из его Жития, написанного софийским попом Пейо вскоре после смерти святого ( Динеков. С. 58-74; Ангелов. 1978. С. 99-130). Согласно этому источнику (рассказ о мученике предваряет повествование о др. болг., серб. и греч. святых кон. XV - нач. XVI в., Иоанне и Максиме (Георгии) Бранковичах, К-польском патриархе Софронии (пресв. Стефане)), Г. Н. К. род. в семье благочестивых христиан Димитрия и Сарры. Выучился грамоте, стал осваивать ювелирное ремесло. Рано осиротел и, чтобы не попасть в янычарское войско, между 1509 и 1512 гг. переехал в Софию, где поселился в доме попа Пейо, к-рый стал его наставником и обучал Свящ. Писанию. Красотой и умом Г. Н. К. обратил на себя внимание мусульман. Под видом заказчика к нему пришел образованный турок, к-рый пытался обратить его в ислам. Когда юноша (по Житию, ему было 18 лет) легко опроверг все доводы о превосходстве ислама над христианством, турки обвинили его в хуле на свою религию и бросили в темницу. Для укрепления в вере юношу, испугавшегося пыток огнем и просившего выкупить его из неволи, посетил Пейо. После жестоких избиений и пыток, к-рые мученик стойко выдержал, Г. Н. К. сожгли на костре вблизи ц. Св. Софии (в Житии указано, что казнь совершилась в правление султана Селима II, при Софийском митр. Панкратии). Судья отказался отдать тело, свящ. Пейо и пресв. Иоанн ночью, когда стражники заснули, организовали похищение и погребение тела в ц. вмц. Марины (находилась на месте совр. здания Софийской митрополии). На следующий день происшедшее было представлено судье как чудо. Агиография Почитание Г. Н. К. быстро распространилось не только в Софии, но и в Македонии, откуда он был родом, в Сербии и на Афоне. Известно ок. 15 списков Жития и службы Г. Н. К. XVI - нач. XVIII в. Анонимным автором было создано проложное краткое житие Г. Н. К. ( Яцимирский. 1908. С. 168-171; Станимиров. С. 290-292; Ангелов. 1967. С. 268-279). В кон. XVIII в. это житие Г. Н. К. было переведено на греч. язык и в 1799 г. в Венеции издано Никодимом Святогорцем .

http://pravenc.ru/text/164411.html

Афон (θως). Монастырь Костамонит (Констамонит) Стефана архидиакона. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1000 - 1100. Адрес: Адрес для писем на Святую Гору: IERA MONI (название обители) GR 63086 KARIES AGION OROS GREECE Координаты: 40.288453, 24.173903 Проезд:Из Уранополи (Греция) на пароме до пристани Дафни. На автобусе до Кареи. Оттуда пешком, или на автомобиле встречающего монастыря или на такси. тел.:код Греции 0030 (23770)23228 тел./факс: (23770)23901 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Костамонит стоит в лесу, в получасе ходьбы от порта на северо-восточной стороне горы, между Зографом и Дохиаром. Этот монастырь посвящен святому первомученику Стефану и отмечает свой престольный праздник 27 декабря по Юлианскому календарю. Согласно раннему преданию, основателем монастыря был Император Константин Великий. После кончины Императора его сын Констанс завершил начатое отцом дело. Возможно, Костамонит задуман как Епископейя – небольшой монастырь, в котором размещалась резиденция местного епископа и катехизаторский центр для греков, обращавшихся в Христианство. По некоторым сведениям, до прихода монахов на полуострове построили много таких зданий. Первое упоминание о монастыре содержится в документах одиннадцатого века, однако в целом о его истории вплоть до пятнадцатого столетия (когда он был сожжен каталонскими наемниками) мало что известно. Это был уже второй пожар в Костамоните – первый случился в 1378 году, в эпоху униатских гонений. В более поздние времена этому монастырю помогал правитель Сербии Георгий Бранкович (дочь которого Кира Маара выла замуж за султана Мурада II, покорителя Салоник), а также сербская царевна Анна. Она дарила деньги и недвижимое имущество, это помогло Костамониту выжить в трудные годы. К середине семнадцатого века здесь осталось всего шесть монахов. Возрождение монастыря началось на заре девятнадцатого века. Это произошло благодаря энергичным усилиям настоятеля Хризостома, руководившего руководившего восстановительными работами. По странному капризу истории, настоятеля Хризостома снабжала средствами Кира Василики, христианка, жена печально известного Али Паши, чьи войска войска свирепствовали в Метеоре. Она давала монастырю большие суммы денег во время его визитов в Янину. На эти пожертвования было восстановлено южное крыло монастырского здания. Она подарила монастырю Евангелие в серебряном окладе, украшенное финифтью, которое до сих пор хранится в алтаре. В дальнейшем благодетели из России пожертвовали деньги на восстановление всего монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=42119

К истории православного движения в закарпатском селе Иза Митрополит Георгий (Бранкович) В начале ХХ века в США православное движение среди эмигрантов из Закарпатья привело к конфликту между униатскими священниками и римско-католическими епископами. В то же время в Венгерской Руси напряженные отношения сложились между крестьянами и униатским духовенством. Можно выделить три главных центра православного движения в Северо-Восточной Венгрии в начале ХХ века: село Иза возле Хуста, село Великие Лучки возле Мукачева и село Бехерево в Восточной Словакии. Переход крестьян в Православие в этих селах имел свои особенности. Рассмотрим, как развивалось православное движение в селе Иза, так как здесь религиозный характер этого движения был особенно ярко выражен. Непосредственным поводом к выходу из униатства жителей Изы стало их неудовольствие местным священником, который существенно сократил число богослужений. Показательно, что переход в Православие крестьян Великих Лучек был в большей мере спровоцирован причинами социально-экономического характера: крестьяне попытались приобрести земельную собственность у графа Шенборна, но не преуспели в этом, что и вызвало возмущение значительной части населения, которое затем переросло в движение за возвращение в Православную Церковь . В селах Иза, Великие Лучки, Ракошино дьяк Андрей Иванчо призывал крестьян «покончить с унией», навсегда порвать с прошлым и начать новую жизнь вместе с российскими братьями, так как после смерти Франца-Иосифа Венгерская Русь, Галичина и Буковина будут присоединены к России . В 1882 году, по свидетельству доносов начальника Великоберезнянского округа, выходец из Галичины Константин Дверницкий собрал крестьян Турья-Реметы возле церкви и заявил, что «осенью этого года придут русские полки и освободят русинов из кабалы» . В 1901 году состоялся судебный процесс по делу перехода крестьян села Бехерева на Пряшевщине (Словакия) в Православие. Их обвинили в государственной измене Венгерскому государству и «сдвиге основ Греко-Католической Церкви» .

http://pravoslavie.ru/29381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ [серб. Joahukuje Девички] († 2.12.1430), прп. (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.), пустынник, чудотворец. Основным источником сведений о жизни И. Д. является его краткое Житие. Он был родом из обл. Дукля (ныне Черногория), по др. данным, из обл. Хвосно (Косово и Метохия) ( Jycmuh (Попович). 1977); рано покинув отчий дом, он 70 лет прожил в пещере в ущелье р. Црна, притока р. Ибар. По преданию, здесь ранее подвизался прп. Петр Коришский (XIII в.). Вокруг И. Д. собралось большое число последователей, в пещере были устроены храм во имя арх. Михаила и монашеская обитель (см. Црна-Река , муж. мон-рь). Когда слава стала тяготить И. Д., он оставил мон-рь, ушел в глухие леса обл. Дреница и поселился в долине ручья в дупле бука. Здесь он тоже возвел храм, к-рый позже, ок. 1434 г., 2-й ктитор серб. деспот Георгий Бранкович (см. ст. Бранковичи ) заменил большим в благодарность за исцеление дочери-девицы; в память об этом возникший здесь мон-рь стал называться Девич . Житие И. Д. и служба ему, написанные, как предполагается, насельником мон-ря Девич в XV в., следуют традициям исихазма и почти не содержат биографических сведений. Согласно Житию, святой скончался в глубокой старости 2 дек. 1430 г. Недавно болг. исследователь Т. Моллов выдвинул предположение ( Моллов. 2004), что И. Д. жил в XIII - 1-й четв. XIV в. Основанием для этого он считает наличие памяти И. Д. под 26 апр. в месяцеслове серб. пергаменного Евангелия (1329), открытого В. И. Григоровичем в б-ке афонского мон-ря св. Павла и сгоревшего в нач. XX в., но известного исследователям XIX в., и мнение еп. Рашско-Призренского Павла (Стойчевича ; впосл. патриарх Сербский) об основании храма в мон-ре Црна-Река в XIII в. ( Павле 1989). Однако, если в месяцеслове упомянут «св. Иоанникий» без определения «Девичский» ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 21; Донесения В. И. Григоровича о его путешествии по слав. землям. Каз., 1915. С. 63), то речь идет, по всей видимости, о Сербском архиеп. св. Иоанникии I , кончина к-рого, по др. источникам (напр., по записи в Никодимовом типике 1319 г.), приходится на 27 апр. (Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). В свидетельстве Григоровича возможна погрешность при записи (примеров тому достаточно - см.: Г. nampujapx и охридски архиеп. Никодим//ЗРВИ. 1982. Бр. 21. С. 224-225). Версия Моллова не является новой, поскольку память в месяцеслове Евангелия 1329 г. предположительно отнесена к И. Д. еще в книге Л. Павловича ( 1965. С. 130), хотя и фигурирует в разделе об архиеп. Иоанникии (Там же. С. 78).

http://pravenc.ru/text/578010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий (Бранкович), Патриарх Сербский. Фотография. Нач. XX в. (Бранкович Джордже; 13.03.1830, с. Кулпин, близ Нови-Сада, Сербия - 17.07.1907, Сремски-Карловци, там же), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. Род. в семье свящ. Тимофея Бранковича. Окончил гимназию в г. Врбас, семинарию в Сремски-Карловци. Перед рукоположением помогал отцу на приходе в г. Сента (обл. Бачка). Вскоре после женитьбы, 6 дек. 1855 г., рукоположен во диакона, а 25 дек. - во пресвитера еп. Бачским Платоном (Атанацковичем) . Продолжал служить при отце, позже стал администратором этого прихода. В 1859 г. избран окружным пресвитером г. Сомбор, 6 авг. 1859 г. возведен в чин протопресвитера. Благодаря его служению Сомбор стал единственным городом Карловацкой митрополии , в к-ром литургия служилась каждый день. С 1861 по 1872 г. управлял учительской семинарией в Сомборе, для к-рой в этот период было построено новое здание. По предложению Г. еп. Платон учредил «Платонию» - стипендию для бедных студентов. Как один из самых авторитетных священников Г. был депутатом всех Народно-церковных Соборов митрополии с 1861 по 1882 г. В 1866 г. Г. овдовел. 7 мая 1882 г. был избран епископом Темишварским. 11 мая пострижен в монашество, 6 июня возведен в сан архимандрита в мон-ре Ковиль . 1 июля 1882 г. хиротонисан во епископа. Для содержания епархиальной администрации и духовных школ создал в епархии специальный фонд. На свои средства приобрел необходимую утварь для епископского двора в Темешваре. 1 мая 1890 г. на Народно-церковном Соборе Карловацкой митрополии избран патриархом. В Патриаршество Г. состоялись 4 Народно-церковных Собора, большинство членов к-рых составили оппозицию Г., обвиняя его в пассивном отстаивании прав митрополии перед властями Австро-Венгерской империи. На Соборе 1892 г. было принято решение о создании специального фонда для выплат пенсий вдовам священнослужителей, церковным чиновникам и учителям.

http://pravenc.ru/text/164253.html

[  назад  ] Будимская епархия Сербской православной церкви Краткая история епархии Точное время появления Будимской епархии неизвестно. Так в памятнике времен сербского деспота Георгия (Джураджа) Бранковича упомянут будимский епископ Савва. В 1511 году была пострена первая известная сербская церковь в Венгрии (в городе Комаром). На момент завоевания Пешта турками (1526) там уже действовала сербская церковь (ныне действующий храм освящен в 1668). В 1587 году в местечке Грабовац был основан первый монастырь (действующий и ныне). В XVII веке будимские епископы уже более-менее задокументированы. После Великого переселения сербов (1690) на территории Венгрии оказалось около 37 тысяч сербских семей, из них около 8 тысяч семей поселилось в Сентендре (город в 20 километрах севернее Будапешта, в котором сербы проживали как минимум с XIV века). В итоге было создано значительное число новых приходов, и для обвновленной епархии в 1694 году был руположен епископом Ефтимий, который получил титул " Епископ Буды, Пешта, Сентендре, Стонобеограда, Сечуя (ныне Dunaszekcs), Сегеда, Мухакополья " , который 4 марта 1695 был утвержден епископом австрийским императором. С 1695 по 1732 года на территории Венгрии существовала Печская сербская епархия (не путать с косовским патриархатом), чьи приходы после упразднения в 1732 были переданы в ведение Будмиской епархии. C 1740-ых годов начинается активное строительство новых храмов (из 40 ныне действующих храмов епархии с 1742 по 1793 построено 23). В XIX веке миграция сербов в Венгрию была уже ощутимо меньше, хоть и продолжалась. За этот век было построенно 9 новых храмов (из них четыре в 1804-1814 года и четыре в 1850-ых). Одновременно угасали некоторые старые общины, из-за уменьшения числа православных верующих епархия была вынуждена уступить часть храмов католической церкви, так что за несколько десятилетий она лишилась 16 храмов XVIII века. После образования независимого венгерского государства в 1918 году началось давление со стороны венгерских властей, чтобы была создана Венгерская православная церковь, а епископ Георгий Зубкович стал ее главой, однако епископ Георгий отказался и остался в составе Сербской церкви. В 1926 году в епархии активную агитацию и давление начала оказывать Венгерская греко-католическая церковь , хоть и без особого успеха. Однако некоторые венгероязычные приходы восприняли идею самостоятельной церкви и попытались организовать " Венгерскую православную церковь " .

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-sp...

Афон (θως). Монастырь Ксиропотам. Μον Ξηροποτμου Карта и ближайшие объекты Монастырь Ксиропотам, посвящённый Сорока Севастийским мученикам, едва ли не самый древний на Святой Горе. По данным археологов, основание монастыря относится к X веку. Но предание гласит, что Ксиропотам был основан в V веке греческой царевной Пульхерией. Позднее он был разорён пиратами и возобновлён в X веке стараниями прп. Павла, сына греческого императора Михаила Курополата. Организовав жизнь в обители, Павел Ксиропотамский в поисках большего уединения отправился к подножию вершины Афона и основал там келию, посвященную Великомученнику Георгию. Вскоре на месте келии появился монастырь Святого Павла. В XIII веке при нечестивом царе Михаиле Палеологе и патриархе-отступнике Иоанне (Векке) Ксиропотам вступил в унию с латинянами. Измена Православию была обличена знамением Божиим: во время богослужения, за которым поминалось имя папы Римского, сотряслись камни обители и монастырь распался до основания. Также с тех пор прекратилось чудо, ежегодно совершавшееся на престольный праздник обители: в этот день под Святым престолом вырастало сорок грибов. Возобновлён Ксиропотам был при благочестивом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328). Помогал обители и сербский правитель Георгий Бранкович. На его пожертвования в 1445 году был построен соборный храм Ксиропотама. Большой пожар 1507 года нанёс обители колоссальный ущерб. Интересно, что помощь пришла оттуда, откуда её меньше всего ждали. Турецкий султан Селим после видения ему сорока мучеников Севастийских и их чудесного заступничества не только много благотворил Ксиропотаму, но и предоставил особые привилегии всем афонским монастырям. Изображение Султана можно видеть в литийном притворе ксиропотамского кафоликона, рядом с портретами византийских императоров. В 1761 году на средства известного греческого книжника Кесария Дапонте началось восстановление соборного храма и всей обители. Кафоликон был расписан братьями Константином и Афанасием из Северного Эпира в 1783 году. Выделяется изображение тридцати четырёх новомученников, написанное по указанию Кесария. Благодаря его помощи удалось достать материалы для строительства фиала и резной позолоченной двери для главного входа в соборный храм.

http://sobory.ru/article/?object=28094

Память 10/23 декабря Праведный Иоанн, сын святых деспота Стефана Бранковича и Ангелины , родился в Албании, где в то время жили его родители, а рос в Италии, куда позднее переселилась семья. Там в родительском доме он получил хорошее христианское воспитание и образование. В формировании его личности особую роль сыграли монахи, часто гостившие в доме родителей, так что Иоанн возрастал на прочном фундаменте православной веры и богоугодной жизни.      После смерти супруга праведная Ангелина вместе с сыновьями Георгием и Иоанном, с одобрения венгерского короля Матии Корвина, перенесла мощи своего мужа в Купиново. Оба брата приняли от венгерского двора достоинство сербских деспотов. Они прибыли в область Срем в феврале 1486 года, и старший брат Георгий получил в управление земли, которыми ранее владел его предок Вук Бранкович. Спустя чуть более десяти лет он оставил престол, принял монашеский постриг и впоследствии стал архиереем. После этого младший брат Иоанн остался единственным сербским правителем. «Благословенный и христолюбивый деспот», как называют его летописцы, женился на дочери известного сербского вельможи Елене Якшич. Как сербский деспот праведный Иоанн вел, с одной стороны, борьбу против иноверных турок, нападавших с юга, а с другой – противостоял попыткам римо-католиков склонить его народ в унию. Благоверным деспотом двигало желание освободить от иноверного порабощения все сербские края, но это превосходило его скромные силы. Уже в июле 1501 года деспот Иоанн и белградский бан Георгий вторглись в порабощенную турками Сербию и дошли до Смередева. В декабре того же года деспот Иоанн со своми всадниками взял в плен 300 турок. В начале 1502 года Ахмед-паша Херцегович просил у деспота, чтобы он ходатайствовал перед венегерским королем об установлении мира. Позднее Иоанн был представителем венгерской стороны в переговорах с великим везирем. В сентябре 1502 года он отправил своего брата Максима в Венецию для переговоров о совместной борьбе против турок. В конце октября того же года он вновь воевал с турками в Боснии.

http://pravoslavie.ru/41601.html

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из самых почитаемых в русской церковной традиции сербских святых стала преподобная Ангелина. Именно ее имя носят все без исключения все наши христианки. Один из дней памяти святой — 30 июля/12 августа. Преподобную мать Ангелину, как ее ласково именуют сербы, по праву можно назвать одной из самых известных и любимых сербских святых. Для нас она особенно близка, потому что все Ангелины в нашей русской церковной традиции носят имя именно этой святой и почитают ее как свою покровительницу. Преподобная Ангелина. Современная икона. Автор: Елена Хинич Святая Ангелина была дочерью албанского православного князя Георгия Арианита Комнина, правившего в Эльбасанском крае. Родственником ее был известный христианский правитель Георгий Скандербег. Она принадлежала к роду, из которого вышли выдающиеся вожди и защитники веры. Жители этого края были по большей части православными христианами, их отечество славилось благочестием и воинскими успехами. Ангелина родилась около 1440 года. В литературе упоминается, что она была единственной дочерью своего отца в браке с Марией Мусаки, но при этом у нее были еще братья и сестры по отцу. Ангелина росла и воспитывалась при дворе родителя. Ее мать, женщина богобоязненная, воспитала свою дочь в христианском благочестии. Ангелина получила в родительском доме и прекрасное образование. Выделяясь среди сверстников своими умом и талантами, она многих превосходила разумом и премудростью. Родители удивлялись ее способностям. С ранних лет она полюбила книги и поучалась в Божественном законе, который с любовью успешно постигала. Когда Ангелина повзрослела, во владениях ее отца появился сербский деспот Стефан Бранкович, изгнанник, сын известного правителя деспота Георгия Бранковича .

http://pravoslavie.ru/126609.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010