Профессор, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СПбДА, протоиерей Георгий Митрофанов 16 августа 2013 г. 11:00 Протоиерей Георгий Митрофанов: Без знания истории невозможно трезво воспринимать церковное настоящее Служение каждого священника продолжает служение Церкви в предшествующие века. Закономерно желание узнать эту историю такой, какой она была. Профессор, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин, протоиерей Георгий Митрофанов рассказывает о тонкостях формирования исторической памяти современного пастыря, о проблемах и новом пути развития церковно-исторической науки в Санкт-Петербургской духовной академии. — Отец Георгий, как вы формулируете главную задачу курса церковной истории в духовных школах? — Как преподаватель церковной истории начну ответ с небольшого исторического экскурса. В духовную семинарию я поступил в 1985 году, окончив за три года до этого исторический факультет Ленинградского государственного университета, где специализировался на изучении русской истории рубежа XIX и ХХ веков. Сдав экзамены за 4-летний курс семинарии в течение года и перейдя на третий курс духовной академии, в 1988 году, уже будучи священником, я был приглашен преподавать курс истории Русской Православной Церкви ХХ века. Это был год празднования 1000-летия Крещения Руси, и вскоре в контексте перестроечных процессов в политике Советского государства отношение к Церкви ощутимо изменилось. Поступая в духовную школу, я менее всего думал, что буду в ней преподавать, тем более церковную историю ХХ века, ибо идеологическая ангажированность советской исторической науки, с которой я простился, уйдя в семинарию, присутствовала тогда и в духовных школах. Но в 1988 году наметились возможности объективного преподавания этого курса и я согласился. Моя специализация все последующие 25 лет была связана с историей Русской Православной Церкви Новейшего периода. В семинарии я убедился, что для будущих священников знание истории Русской Православной Церкви, в особенности ХХ века, чрезвычайно необходимо для того, чтобы они трезво воспринимали церковное настоящее. Невозможно было понять всех проблем церковной жизни без постижения их исторических истоков, ибо многие из этих проблем складывались веками. То сложное положение, в котором находилась Церковь в ХХ веке, не может быть осмыслено без понимания прошлого. Семинаристы не только плохо знали историю Русской Православной Церкви вообще, но практически совсем не представляли историю Русской Православной Церкви ХХ века. А между тем именно тогда на их глазах эта история менялась, на их глазах эта история творилась.

http://e-vestnik.ru/science/protoierey_g...

Глава 3. Неопатристика прот. Г. Флоровского и богословский персонализм Наша последняя инстанция – не Книга, а Живая Личность. 325 Христианская философия есть философия личности и творческого подвига. 326 Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский как богослов, патролог и философ Протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979), всемирно известный православный богослов двадцатого века, 327 выдающийся представитель русской эмиграции, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, доктор богословия «honoris causa» Университета св. Андрея в Эдинбурге, многолетний профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, npoфeccop-emerimus Гарвардского и Принстонского университетов, «член нескольких национальных и международных академий», 328 стал одним из вдохновенных идеологов возвращения к святоотеческому богословию. Глубокое изучение немецкого идеализма, русского персонализма и ви­зантийской патристики привели о. Г. Флоровского к выводу, что не­мецкая философия, сильно повлиявшая на новейшую русскую философию, «была задумана как теоретический анти­персонализм. Ему открылась вся несовместимость немецкого идеализма с русско-византийской традицией ипостасной философии». 329 Если в своих богословских взглядах о. Георгий опирался в основном на греко-язычных отцов Церкви, ибо «верил в обновляющую силу библейско-патристической традиции для всего христианского мира», 330 то «философ­скую позицию Георгия Васильевича во многом определил русский персонализм в лице славянофилов, Герцена, Несмелова , Достоевского», Толстого, Тареева, Струве. Воспринял Флоровский и ряд мыслей Эрна, Булгакова, Лосева и Новгородцева. Флоровский ««очистил» персонализм Бердяева от чуждых православию романтических наслоений» 331 и, сохраняя глубокое уважение к личности Булгакова, отрицал целый ряд его фундаментальных идей, критикуя их вместе с В. Н. Лосским . 332 Прот. Флоровский состоял в дружеской богословской переписке с архим. Софронием (Сахаровым) . 333 Был он дружен и с представителями французского экзистенциализма Жильсоном, Маритэном и Марселем, участвовал в коллоквиумах Бердяева в Париже, 334 но при этом критиковал экзистенциализм за его неисторичность, а Булгакова за его софианство. 335 Прот. Флоровский также «часто и всегда в сугубо положи­тельном смысле упоминает идеи С. Кьеркегора». 336

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Монашество АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером.

http://pravenc.ru/rubrics/121854.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» отца Георгия Митрофанова — пожалуй единственный адекватный курс русской церковной истории XX века на данный момент. Попытка честного, не ангажированного изложения. Как и подобает подлинно церковному историку, отец Георгий Митрофанов делает акцент на новомучениках и исповедниках — история Церкви суть история святых, а история Русской Церкви XX века, была историей мучеников. «История Русской Православной Церкви (1900–1927)» — литературно обработанные магнитофонные записи лекций Митрофанова. Предлагаемый здесь вариант «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» Митрофанова не полный — до 1920 г. Отец Георгий Митрофанов в предисловии к «Истории Русской Православной Церкви (1900–1927)» пишет: «новейший период русской церковной истории уникален: трагизм времени и судеб, невиданный в предшествующие эпохи расцвет подвижничества и исповедничества. Все это делает изучение истории Русской Православной Церкви XX века одним из важнейших средств духовно–нравственного воспитания современных православных христиан.Для православного читателя данная книга может быть полезна еще и потому, что содержащаяся в ней картина русской церковной жизни периода 1900–1927 гг. позволяет лучше представить великое значение подвига новомучеников XX века, канонизация которых является одним из важнейших духовных начинаний, призванных преобразить церковную жизнь современной России. […] Хронологические рамки данной книги (1900–1927 гг.) выбраны неслучайно. На рубеже XIX–XX веков обострились все противоречия русской жизни: социальные, политические, духовные. Поместный Собор 1917–1918 гг. восстановил каноничное Высшее Церковное Управление в Русской Православной Церкви. Совпавшее с периодом проведения Поместного Собора начало многолетних гонений на Церковь богоборческого коммунистического государства обусловило не имеющую прецедентов эпоху русской истории. Однако все первое десятилетие своего существования в условиях непрекращавшихся гонений Русская Православная Церковь сохраняла каноническое единство всего православного епископата и последовательно пыталась не допустить вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Лишь в 1927 г., в результате изменений, внесенных митрополитом Сергием в политику отношений с коммунистическим государством, стало неизбежным формальное отделение от митр. Сергия как части епископата Русской Православной Церкви, находившегося в эмиграции, так и многих авторитетных церковных иерархов, осуществлявших свое служение в Советской России.»

http://pravbiblioteka.ru/book/istoriya-r...

прот. Георгий Иоффе Скачать epub pdf Введение Миссиология – церковная дисциплина новейшего времени. Это наука о проповеди Евангелия внешнему миру в такой же степени, как и наука о реальном воцерковлении номинальных христиан, «крещеных, но не просвещенных». Миссиология – это не только история и богословие миссии, их изучение ориентировано на достижение главной цели – найти и реализовать наиболее адекватные формы практической актуализации вечной и неизменной истины Православия в стремительно меняющемся современном мире. Православная миссиология, как и все православное богословие в целом, немыслима без исторической ретроспективы, без опоры на Предание. Но именно миссиология, как никакая другая дисциплина, позволяет отчетливо понять, что Предание Церкви – это живое Предание, преемство животворящего Духа в живом и развивающемся церковном Теле. Изучение апостольской и святоотеческой миссии в контексте той или иной исчезнувшей культурно-исторической реальности необходимо сегодня именно для того, чтобы научиться у отцов чуткости к нецерковному миру, его проблемам и вызовам. Практическая миссиология – комплекс церковно-практических наработок и осмысления опыта церковной жизни последних 25-ти лет свободного существования Церкви в России и странах ближнего зарубежья. В Пособии использованы лекционные материалы и практические рекомендации Санкт-Петербургской епархиальной миссии, СПбДА, Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью, опыт реальных миссионеров и апологетов. 1. Цели и задачи практической миссиологии Основная цель предмета практической миссиологии – обучить будущего православного миссионера принципиальным методологическим и практическим подходам к проблемам современных внутрицерковных и церковно-общественных отношений и привить навыки миссионерского диалога с разными категориями собеседников. Из « Концепции Миссионерской Деятельности РПЦ »: Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Она направлена на спасение каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

Собрание сочинений профессора Георгия Петровича Федотова в 11-х томах: Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV (содержание) Том V (содержание) Том VI (содержание) Том VII (содержание) Том VIII (содержание) Том IX (содержание) Том X (содержание) Том XI (содержание) Содержание 1-го тома С. С. Бычков. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) Письма бл. Августина (Classis prima) Война и ее происхождение От редакции Лицо России Мысли по поводу Брестского мира К истории средневековых культов Чудо освобождения Боги подземные. К истории средневековых культов Historische Zeitschrift (Рецензия) Абеляр Феодальный быт в хронике Ламберта Ардрского Об утопии Данте Приложение. Гревс И. М. «Исповедь» бл. Августина как источник для его биографии и для истории культуры» (Рецензия) Примечания Указатель имен Содержание 2-го тома О Русской Церкви Об антихристовом добре О стиле в проповеди Религиозный путь Пеги Зарубежная церковная смута Irenikon Св. Геновефа и Симеон Столпник Carmen saeculare Св. Мартин Турский – подвижник аскезы Агиология Изучение России Национальное и вселенское Третий Клермон Будет ли существовать Россия? Хай-Ли Англо-русская конференция в Хай-Ли Православный нигилизм или православная культура? Памяти Г. Н. Трубецкого К вопросу о положении Русской Церкви «Житие и терпение» св. Авраамия Смоленского Неудачная защита Русская Церковь или духовное сословие? Христианство перед лицом современной социальной действительности Православие и историческая критика О Св. Духе в природе и культуре Irenikon Ессе homo (о некоторых гонимых «измах») Оксфорд Славянский или русский язык в богослужении Древо на камне Предшественник Хомякова В защиту этики Pierre Pascal. Awakum et les dйbums du rascol Сергиевские листки Содержание 3-го тома Глава I. В московском Глава II. Соловки Глава III. Царь и святитель Глава IV. Прославление святого Филиппа Экскурс. Опричнина в оценке новейших историков Приложение. Грамоты митрополита Филиппа в Соловки Источники и пособия

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

X. В. В. Бурега. Русское гомилетическое наследие как предмет изучения в рамках курса «Русская патрология» В течение нескольких лет профессорско-преподавательской корпорацией Московской Духовной Академии неоднократно высказывалось пожелание ввести в учебный план духовных семинарий предмет «Русская патрология». Предложение это всегда признавалось актуальным, поскольку отечественная церковная письменность в семинарском курсе никогда не изучалась систематически и потому творения святых отцов Русской Церкви как древнего, так и нового и новейшего периодов зачастую оставались малоизвестными для наших воспитанников. Помню, когда я был студентом первого класса семинарии, архимандрит Георгий (Тертышников) предлагал нам особый план чтения святоотеческих творений, рассчитанный на все четыре года пребывания в семинарии. Значительную часть в этом плане занимали сочинения русских отцов: святителей Тихона Задонского , Игнатия Брянчанинова , Феофана Затворника . Однако, увы, мало кто из студентов прислушивался к рекомендациям отца Георгия. Да и само по себе чтение отечественной аскетической письменности без ее специального систематического изучения в рамках отдельного учебного курса оказывалось малоэффективным. И потому зачастую отечественное святоотеческое наследие, в отличие, скажем, от грекоязычной древней церковной литературы, усваивается студентами фрагментарно, вне связи с теми историческими, культурными и собственно церковными факторами, которые повлияли на его формирование. Когда два года назад было наконец принято решение о введении в семинарский учебный курс предмета «Русской патрология», стало очевидным наличие целого комплекса проблем, решить которые отчасти и призвана нынешняя конференция. Если я правильно понимаю, на сегодняшний день еще нет не только четко очерченной программы курса, но и полной ясности относительно его содержания, хронологических рамок, принципов подбора персоналий для изучения. Еще одной проблемой, которая неминуемо возникает при создании всякого учебного курса вообще и курса русской патрологии в частности, является проблема построения междисциплинарных связей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В начале истекшего XIX ст. в Москве, недалеко от берегов Москвы-реки, в местности и до ныне носящей название Смоленского рынка, проживал почетный гражданин Николай Иванович Троилин. Владея большим состоянием, принесенным ему, впрочем, в большой своей части женой его Марией Васильевной, урожденной Синельниковой, и заключавшемся главным образом в домах, Николай Иванович не малое время и с честью служил в упраздненном уже ныне учреждении – совестном суде; сверх того он ревностно трудился во многих благотворительных учреждениях того времени. Занимая таким образом видное положение среди денежной московской аристократии, Троилин водил знакомство и с родовитой московской аристократией, пользуясь со стороны этого сословия большим вниманием и расположением; весьма большое расположение высказывал ему, между прочим, Московский генерал-губернатор князь Дмитрий Владимирович Голицын. Жизнь Троилин вел широкую и открытую. Он имел домашнего доктора; богатые вечера его собирали многих посетителей, преимущественно из Московского именитого купечества. Супруга его, Мария Васильевна, будучи развитой светской особой, способной на домашних приемах исполнять обязанности приветливой хозяйки и занимательной собеседницы, отличалась в тоже время глубокой религиозностью и набожностью. В фамилии Троилиных была игуменья одного из Саратовских монастырей, двоюродная сестра Николая Ивановича, бывшая во время своих приездов в Москву желанною их гостьею. Имея весьма доброе и отзывчивое на всякие нужды сердце, Мария Васильевна принимала весьма живое участие в организации благотворительной помощи нуждающимся; в семейных преданиях ее родственников и до сего времени жива память о ней, как об искренней печальнице и доброй благодетельнице всех бедствующих. Воспитание детей в этой семье – их было у Троилиных четверо, сын Николай и дочери Мария, Пелагия и Александра – было, как это особенно отразилось на последующей жизни Пелагии и Александры Троилиных, сочетанием церковно-религиозного со светским-передовым. Нравственно-религиозное домашнее воспитание соединялось с уроками образованных гувернанток и учителей; продолжением домашнего воспитания было обучение сына Николая в коммерческом училище, а дочерей в первоклассных пансионах того времени, из которых они вынесли, между прочим, хорошее знание новейших иностранных языков и музыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Глава XIX. Об Египте. Династии Ефиопской, (по Манефо XXV), предсказано падение; в настоящей главе XIX предсказывается падение Саитской (XXVI) династии, с указанием на Иафетидов, имеющих заменить владычество Семито-Кушитов. Потрясение всего строя жизни в Азии коснется и Ефиопии и Египта. Заметим, что произносящий это пророчество, как равно и предыдущие, не видит их исполнения. Исаия правда видит избавление Иерусалима при Езекии, но он не видит телесными очами гибели Ассура и Ниневии, а тем менее Вавилона и появления народа крепкого. При нем еще Египтом властвует Тахарака (Таркуу), а в Дельте мелкие цари 810 , кои лишь позже в союзе делаются опасными Ефиопской династии. В видении Исаии особенно замечательно место (ст. 19) о „ жертвеннике Господу посреди земли Египетской“ и 21: „Господь явит Себя в Египте“. Мы увидим в своем месте, что при Птоломеях было формально разрешено Иудеям построить храм Иегове; но для Христиан пророчество это еще яснее; оно видит вдали и бегство во Египет Святого Семейства и ту великую Африканскую церковь Христову, среди которой возникли и великие столпы самоотверженного христианского аскетизма и великие вселенские учители, как св. Климент Александрийский , св. Афанасий великий , св. Кирилл Александрийский и мн. др. 1 . Пророчество об Египте. – Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет на Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. Представление о появлении вездесущего Бога, на определенном месте, есть только способ выразить слабым лепетом человеческим, что грядут события, когда Богу не угодно уже попускать, чтобы известный народ „ходил путями своими“ ( Деян. 14:16 ), а Ему угодно Самому руководить событиями, как бы находясь на месте, где они совершаются. В этом же значении и псалмопевец говорит: „делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра“. ( Пс. 103:3 ). Господь „грядет на Египет“. Мы не раз говорили, что изыскания новейшей археологии, в совокупности с некоторыми указаниями Греческих писателей об Египте, заставляют нас думать, что тайное учение высших классов Египта было несомненно монотеистическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава XXII С 1 по 14 стих произносится угроза городу, названному „долина видения“. Почти все комментаторы согласны в том, что под этим именем надобно разуметь Иерусалим. Но не все согласны с тем, к какому именно событию надобно отнести пророчество. Новейшие комментаторы думают, что Исаия видит Иерусалим при Седекии, осажденный Навуходоносором 887 . Блаженный Иероним указывает на раввинское предание, по которому первые 14 стихов считаются пророчеством об осаде Иерусалима при Езекии, царем Сеннахеримом. Есть еще особый взгляд, защищаемый Кеем 888 , что долина видения есть город Самария. Но мы не можем согласиться с этим последним взглядом и относим пророчество к Иерусалиму, что особенно выясняется отдельным изучением стихов пророчества 889 . Здесь мы скажем только, что комментаторы, признающие в „долине видения“ Иерусалим,– указывают, что это выражение может быть противополагаемо надписанию главы XXI „о пустыне приморской“. Там разумеется Вавилон, бесплодный для царствия Божия, окруженный волнами моря народов; здесь приветливая долина, лежащая у подошвы горы Божией. Епископ Петр в своем объяснении пр. Исаии (ч. I, стр. 258) указывает, что Иерусалим назван долиной видения: „как город избранный Богом для откровений и как жилище прозорливцев-пророков, которых училище находилось в обширной долине, наполненной зданиями и лежащей между двумя горами Сионом и Акрою. На Сионе возвышался храм Бога Израилева, от Которого исходили все откровения“. Мы к этому прибавим, что пророк Иеремия ( Иер. 21:13 ) называет Иерусалим: „жительница долины, скала равнины“. И плач Исаии в стихе 4 этой главы относится к Иерусалиму, как несомненно к нему относятся стихи 5 и 9 о проломах „в стене города Давидова“ и собирание воды в нижние пруды и устроение между двумя стенами хранилища вод (ст. 9 и 11), что очевидно согласуется с работами, всегда производимыми в Иерусалиме перед ожидаемой осадой города 890 . Точно то же надо сказать о стихе 10, который указывает, что починка стен в Иерусалиме производилась материалом, взятым из домов, нарочно отмеченных для этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010