Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ Святой Георгий может изображаться не только как воин… 6 мая, 2018 Святой Георгий может изображаться не только как воин… Если вас спросят об изображении святого великомученика Георгия Победоносца, то первое, что вспоминается, это образ конного воина, побеждающего змия. Икона Георгия Победоносца выглядит именно так. Но святой Георгий может изображаться не только как воин, но и как мученик: в хитоне и плаще, с крестом в руках. Именно таково его самое раннее из дошедших до нас изображений. И такая икона Георгия Победоносца тоже существует. Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса. Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной). Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец. Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу. Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия. Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

http://pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedon...

Фиолент. Балаклавский Георгиевский монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Всего от добровольных пожертвований на строительство церкви во имя Георгия Победоносца в 1811-1816-х гг. было собрано 40.000 рублей. Мастера Севастопольского адмиралтейства создали резной деревянный иконостас с позолотой. Образа были написаны священником Никитой Буряновым из Новомосковска Екатеринославской губернии за 350 рублей. Иконы были в серебряных вызолоченных окладах, обильно украшенных бирюзой, топазами, рубинами, бриллиантами и стразами. В алтаре хранился чтимый образ святой Марии Магдалины в деревянной раме с позолотой, а в самом храме - копия с чтимого образа, святого великомученика Георгия Победоносца. С сайта: www.pravoslavie.ru/put/080219112817/Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца Церковь Георгия Победоносца в Георгиевском монастыре на мысе Фиолент документально известна с конца XVI века. Это была небольшая, базиликального типа постройка с приподнятой центральной частью, с алтарём помещавшимся в нише скалы. До начала XIX столетия, история не сохранила каких либо сведений об этом храме. Известно, что к началу XIX века Балаклавский Георгиевский монастырь влачил довольно жалкое существование: маленькая тесная церковь, разрушенные кельи, да грозящий рухнуть в любую минуту контрфорс. Выстроенный на укреплённой подпорной стенной террасе небольшой каменный храм во имя Св. Георгия к этому времени также пришёл в полное запустение. Монахи, чтобы как-то поправить положение древнейшего монастыря, обратились за помощью к благотворителям. Три тысячи рублей пожертвовал тогда адмирал Ф. Ф. Ушаков, по сто рублей - севастопольский купец Кази и Великий князь Николай Павлович - будущий император Николай I. В это время под особую опеку берёт Георгиевский монастырь обер-прокурор Святейшего Синода Александр Николаевич Голицын. По его указанию решено было разобрать старый храм и соорудить на его месте новый, более вместительный. План церкви в 1809 году выполнил архитектор Иван Домошников.

http://sobory.ru/article/?object=20572

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. вмч.: Утр.: Лк.12:2-12 Лит.: Ап.- Деян.12:1-11 Ев.- Ин.15:17-16:2 Лит.: Ап.- Деян.1:12-17,21-26 Ев.- Ин.1:18-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Пасхи, глас 5 Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,//и сущим во гробех живот даровав. Кондак на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 8 Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне,/но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже,/женам мироносицам вещавый, радуйтеся:/и Твоим апостолом мир даруяй,//падшим подаяй воскресение. великомученику Георгию Победоносцу Тропарь великомученику Георгию Победоносцу, глас 4 Яко пленных свободитель/и нищих защититель,/немощствующих врач,/царей поборниче,/победоносче великомучениче Георгие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь великомученику Георгию Победоносцу, глас 4 Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов,/верою, и мучителей обличил еси нечестие,/жертва же благоприятна Богу принеслся еси,/темже и венец приял еси победы,//и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение. Кондак великомученику Георгию Победоносцу, глас 4 Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший,/добродетелей рукояти собрав себе,/сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,//и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение. Ин кондак великомученику Георгию Победоносцу, глас 8 К возбранному и скорому заступлению твоему прибегше вернии,/молим избавитися, страстотерпче Христов, от соблазн вражиих,/воспевающим тя, и всяких бед и озлоблений, да зовем://радуйся, мучениче Георгие. Молитва 2-я великомученику Георгию Победоносцу О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ (Феодосийской и Керченской епархии УПЦ), находится в с. Войкове (ранее Катерлез, Катерлес, Кетерлес), к северо-западу от г. Керчь. Первоначально мужской, с 1900 г. женский. XVIII в.- 1917 г. По преданию, К. м. основан на горе Катерлез, на месте явления в кон. XVIII в. вмч. Георгия Победоносца. Местный пастух ежедневно утром и вечером поднимался на гору вмч. Георгия для молитвы. Утром, 23 апр., он увидел на скале воина на белом коне. Спустя год, 23 апр., видение повторилось. На 3-й год пастух пришел на гору вместе с 3 набожными старцами из Катерлеза и они вновь увидели прекрасного юношу, стоявшего на камне рядом с конем. Когда люди подошли совсем близко, видение исчезло, но на камне, где стоял юноша, остались его следы и отпечатки конских копыт. Вскоре над этим камнем построили небольшую прямоугольную каменную башенку, к ней стали приходить богомольцы. В 1788 (?) г. чуть выше башни была обнаружена икона вмч. Георгия Победоносца, которую торжественно перенесли в керченскую ц. св. Иоанна Предтечи. Но дважды икона невидимо возвращалась на место своего явления, и только после того, как был отслужен молебен с коленопреклонением и дан обет выстроить храм на месте чудесного явления, святыня осталась в Иоанно-Предтеченской ц. Ежегодно 22 апр. в К. м. совершалось торжественное всенощное бдение, а 23 апр. после Божественной литургии икону крестным ходом с городским духовенством приносили из Керчи в Катерлез для совершения молебна с водосвятием. В праздничных торжествах принимали также участие «татары... в своих оригинальных национальных костюмах». Почитание катерлезского образа вмч. Георгия в сер. XIX в. было возобновлено благодаря деятельности архиеп. Херсонского и Таврического свт.

http://pravenc.ru/text/1684247.html

Москва. Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе. Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке, у Старых тюрем Карта и ближайшие объекты Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе—храм Покровского благочиния Московской епархии. Он расположен в районе Тверской, Центрального административного округа города Москвы (ул. Варварка, д. 12). Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе впервые упоминается в документах 1462 года, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, на котором располагается церковь, называется Псковской горой по поселению псковских мастеров-пищальщиков (артиллеристов), переселенных царем Василием III в начале 16 века. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли " Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем " . Нынешняя церковь была построена в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшего на этом месте с середины 13 века. Церковь Георгия Великомученика на Псковской горе относится к типу посадских храмов, широко распространенных в XVII в. Сооружение в плане четырехугольное. Церковь имеет пять глав, стоит на высоком подклете со сводами, который сохранился от старого здания. Древний подклет был разделен на несколько изолированных помещений, предназначенных для хранения имущества прихожан во время пожаров и различных бедствий. Фасады церкви заканчиваются многорядным карнизом из профильного кирпича. Все детали - наличники окон и богатый карниз, выполнены из тесаного вручную кирпича. Строители применили всего десять типов профильного кирпича, повторяющегося в различных сочетаниях. Окраска стен - белые детали по красному полю. Внутреннее помещение – двусветное, с сомкнутым сводом, окна алтарных выступов украшены наличниками. Стены покрыты росписями 17-18 веков. Во время оккупации Москвы наполеоновской армией, церковь значительно пострадала. В 1818 году храм восстановили, с западной стороны к нему пристроили трапезную, вдвое больше, чем была предыдущая. С севера у храма появилось паперть-гульбище и двухъярусная колокольня. Все постройки выполнялись в псевдоготическом стиле, а верхний ярус колокольни построен в стиле ампир.

http://sobory.ru/article/?object=03726

Алёшино. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1833 и 1839. Ссылки:   Адрес: Пушкинский район, с. Алешино, ул. Речная Координаты: 56.14749, 37.7515 Проезд:на автомобиле: по А107 (бетонка) от Дмитровского или Ярославского шоссе до с.Алешино, поворот на Ельдигино. общ.транспортом: с Ярославского вокзала до пл. Правда, далее авт. 32 до ост с. Алешино или до пл. Зеленоградская авт. 37 до ост. с. Алешино Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Объяснение названию села дает надпись на хранившемся в церкви «Апостоле», напечатанном в 1687 г.: «Дан оный святой Апостол в село Ольшню; оное село прозвано тако якобы от ольх, росших на его месте, да и речка прозывается Ольшанка от ольшнякова леса». По документам село известно с 1585 г., в нем была возведена деревянная церковь вмч. Георгия Победоносца, в смутное время храм был сожжен, село разорено поляками. В 1628 г. храм был восстановлен. Село Алешино (Олешня) в начале XVII в. находилось в дворцовом ведомстве. В 1691 г. село с церковью в честь святого великомученика Георгия Победоносца получил князь Феодор Семенович Урусов. В 1702 г. была построена новая деревянная церковь во имя великомученика Георгия, а прежняя перевезена в село Максимково на Клязьме. Собранная в Максимкове церковь была освящена в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы. С тех пор село переходило из рук в руки. В 1730 г. владельцем села стал фельдмаршал граф Александр Борисович Бутурлин. Бутурлин построил богатую усадьбу, каменную домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (разрушенную в советское время), разбил парк, на речке устроил пруды. В 1756 г. здесь останавливалась на отдых по пути к Троице императрица Елизавета Петровна. Существующая церковь вмч. Георгия Победоносца построена в 1833-1839 гг. в традициях классицизма новым владельцем усадьбы - георгиевским кавалером, полковником Николаем Ильичом Мухановым. В 1936 г. этот храм закрыли и использовали как клуб, склад и автосервис. Колокольню разрушили до основания.

http://sobory.ru/article/?object=04056

Десница Георгия Победоносца привезена в Москву На день святого Георгия по всему храму разошлось благоухание и благовоние. Мощи мироточили несколько часов. 6 мая, 2015 На день святого Георгия по всему храму разошлось благоухание и благовоние. Мощи мироточили несколько часов. Десница Георгия Победоносца привезена в Москву. Как долго она там пробудет? Где еще можно будет прикоснуться к святыне? Ответы в нашей статье! Десница Георгия Победоносца 6 мая — день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Издревле он — небесный покровитель Москвы. Его знаменитая победа над змеем увековечена на ее гербе. Примечательно, что в этот праздничный день на московскую землю прибыла великая православная святыня — десница (правая кисть) Георгия, которой он держал меч, копье, совершал свои воинские подвиги и крестные знамения. Все юбилейные торжества 70-летия Победы она останется в столице России. До 12 мая все желающие могут приложиться к ней в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе. Вместе с десницей монахи Святой горы Афон привезли список с древней чудотворной иконы великомученика Георгия. — С нее-то и начинается в конце IX века история православного монастыря Ксенофонт, — рассказал «Комсомолке» настоятель этого монастыря архимандрит Алексий (Мадзирис), сопровождающий святыню в России. — В Константинополе иконоборцы хотели сжечь ее в огне. Но пламя оказалось бессильно. Попытались изрезать кинжалом. Случилось чудо — из иконы истекла кровь. И на образе до сих пор отметина клинка. Но лик остался невредимым. Иконоборцы, испугавшись, бросили ее в море. Но Богу было угодно, чтобы чудотворная икона прибыла к берегу Афона, где устраивался монастырь Ксенофонт. Монахи благоговейно обрели икону. Монастырь стал называться обителью святого Георгия. Великая святыня христианского мира — десница святого Георгия тоже хранится в нашем монастыре. — Подробности можно? — К сожалению, в 1817 году в монастыре Ксенофонт случился страшный пожар. Много книг сгорело. Были уничтожены и древние рукописи, хроники монастыря. Но церковное предание сохраняет, что вместе с обретением иконы в нашей обители пребывают и мощи святого. Не все в жизни поддается и исследуется разумом. У нас много святынь. Надо верить. А святой Георгий — великий помощник людям, кто с верою к нему обращается.

http://pravmir.ru/desnitsu-georgiya-pobe...

Камышево. Церковь Георгия Победоносца. Храм во имя Великомученика Георгия Победоносца Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Георгиевская церковь, каменная, двухпрестольная. Правый придел во имя прор. Илии, заложен в 1821 г. и освящен 26 ноября 1831 г. Главный храм во имя вмч. Георгия Победоносца, освящен в 1841 г. С 1926 г. до закрытия сергиевской ориентации. Закрыта в 1938 г. Возвращена в 1995 г. Восстанавливается. Камышевское село (5 благочиние) расположено по обоим берегам реки Исети и правому берегу речки Ключик, в местности с сосновым лесом, благоприятной для здоровья, в 60 в. от Екатеринбурга в юго-западном направлении. Название села произошло от того, что местность по р. Ключику в прежнее время изобиловала камышами. Село, под именем слободы, основано в 1686 г. слободчиком Григорием Сысоевым. Время и обстоятельства образования прихода в с. Камышевском не определяются точными летописными сведениями. В настоящее время приход Камышевский состоит из села и 5 деревень: Златогоровой, Бутырок, Головыриной, Черноусовой и Ключи. Прихожан числится 2 т. душ м. п.; все они православные, по сословию – крестьяне. Только не многие из прихожан работают на соседних фабриках Екатеринбургских купцов Ушкова и Жирякова и на мельницах купцов Перкушина и Меркурьевой, большинство же их предано хлебопашеству, несмотря на то, что мало черноземной земли, а больше глинистой и песчаной. О первом приходском храме в селе Камышевском известно, что в 1829 г. он был уже ветхим, зданием деревянный, устроенный средствами прихожан, однопрестольный во имя св. Великомуч. Георгия Победоносца, обнесенный высокою деревянною стеною – оградою с 4 башнями – (3 по углам и 1 над воротами с северной стороны), - а вне ограды окопанный глубоким рвом, который ныне заравнивается, - этот храм представлял собою вид крепости, где для защиты от врагов имелись даже и пушки, сохранившияся до настоящаго времени вблизи церковной ограды. В 1834 г. этот храм был продан в Темновское село. Ныне существующий храм – второй, каменный, тоже во имя св. Великом. Георгия Победоносца, холодный, с теплым приделом во имя пророка Б. Илии. О средствах, времени постройки и освящения главнаго храма сведений нет; придел же заложен в 1821 г., по благословению Иустина, Епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго, и освящен в 1831 г. (26 Ноября) благочинным свящ. И. Безсоновым, по благословению Пр. Аркадия, Епископа Пермскаго и Екатеринб. Иконостас в приделе принесен из перваго деревяннаго храма. В 1861 и 1862 г.г. к настоящему храму была пристроена новая паперть и колокольня с западной стороны храма на средства церкви и пожертвования прихожан и других лиц, а прежняя паперть с упразднением в оной кладовой и сторожевской соединена посредством трех арок с храмом, для кладовой же и сторожевской сделан пристрой с северо-западной стороны.

http://sobory.ru/article/?object=11117

На территории нового комплекса Суворовского училища в Твери заложен храм великомученика Георгия Победоносца 5 октября 2022 г. 14:25 4 октября 2022 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил на территории Тверского суворовского военного училища чин освящения закладного камня в основание храма великомученика Георгия Победоносца. Знаменательное событие произошло в преддверии 80-летия училища, которое будет отмечаться в следующем году. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , духовник Суворовского училища иерей Валерий Юкин, настоятель собора в честь благоверного князя Александра Невского г. Твери, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Тверской епархии иерей Кирилл Алексеев, ключарь Спасо-Преображенского собора г. Твери иерей Сергий Будков, клирики Воскресенского кафедрального собора г. Твери протодиакон Роман Соколов и диакон Иоанн Зорин. Церемония началась с подписания грамоты для закладной капсулы в музее Суворовского училища. Подписи поставили митрополит Дионисий, митрополит Амвросий, губернатор Тверской области И.М. Руденя, начальник Суворовского военного училища генерал-лейтенант В.Н. Ляпоров. Перед молебным пением митрополит Амвросий обратился к собравшимся с приветственным словом: «Сегодня в жизни Суворовского училища особый день. В канун его 80-летия здесь, на этом месте, на новой территории знаменитого учебного военного заведения, будет заложен храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Удивительно то, что большую часть из этих 80 лет Суворовское училище находилось в стенах Тверской духовной семинарии. Еще до перехода его в эти стены семинарский храм святителя Тихона Задонского перестал существовать, но та благодать, которая, верим, находилась и пребывает здесь до сих пор, укрепляла воспитанников, которые становились видными военачальниками нашего Отечества. И сегодня училище как будто отдает долг Церкви. Здесь основан новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/5964902.ht...

Понизовье. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Георгия Победоносца находится в селе Понизовье Устюженского района Вологодской области. Представляет собой деревянную однопрестольную церковь, которая построена в упрощенных формах псевдорусского стиля. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ «Изволением Божиим во славу Его Святого Имени, в честь Святого Великомученика Победоносца Георгия, усердием прихожан при материальной помощи г. г. Полежаева, Гр. и Бор. Семеновичей Константиновых, при безвозмездном участии Софьи Семеновны Константиновой (художницы), при церковном старосте жителе с. Понизовье Мих. Никиф. Баранове, начатый строительством в 1901г., окончен и освящен храм сей 5 октября 1903 года». Такая надпись была сделана сто лет назад на стене храма с. Понизовье. Она сохранила память о строителях и благотворителях этой церкви. Потомственный почетный гражданин Устюжны, помещик усадьбы Ельник Лентьевской волости Сергей Николаевич Полежаев в начале XX века был известен в уезде как меценат, строитель ряда церковных зданий. На его средства, в частности, возводились деревянные рамы в Мереже, Ельнике и Понизовье. Две последние были сооружены при содействии хороших знакомых и соседей Полежаева по имени дворян Константиновых. Депутат 2 Государственной Думы Григорий Семенович Константинов являлся гласным Устюженского уездного земского собрания, членом землеустроительной комиссии в Устюжне и присяжным поверенным в г. Рыбинске. В конце XIX века он владел усадьбой Шуклино в Лентьевской волости и имел собственный дом на правой набережной Мологи в Устюжне. За его братом Борисом Семеновичем числилось сельцо Холм в Никифоровской волости. У братьев Константиновых было четыре сестры – Мария, Александра, Лидия и Софья. Трудами последней, монашки и художницы, и украсился храм Георгия Победоносца в Понизовье. В Устюженском уезде благотворительная и просветительная деятельность семьи Константиновых была широко известна. В 1910 году, например, Григорий Семенович открыл в Шуклино первую в крае сельскохозяйственную школу для девочек 14-17 лет, пожертвовав для этих целей собственный двухэтажный каменный особняк. Константиновы полностью содержали школу, где крестьянские дети в течение двух лет с помощью опытных педагогов изучали секреты садоводства, огородничества, пчеловодства и маслоделия. Одновременно Григорий Константинович оплачивал пребывание детей в единственном в уезде общежитии сельской школы в с. Покровское.

http://sobory.ru/article/?object=28405

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010