Путь моей жизни: По страницам воспоминаний Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: По страницам воспоминаний/В сокращ.; сост., предисл. Т.А.Соколовой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 256 с. – (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни: По страницам воспоминаний». Книга воспоминаний крупнейшего церковного деятеля митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского; 1868–1946). В них предстает драматическая картина церковной и общественной жизни России и Зарубежья первой половины XX века. Специально для серии сделана сокращенная версия воспоминаний митрополита Евлогия. Приводим предисловие книги: Предисловие Митрополит Евлогий  (Георгиевский) прожил большую, долгую  жизнь. Родился он в 1868 году, скончался в 1946-м. И всю свою жизнь, без остатка отдал служению  Русской Церкви: до 1919 года – на Родине, в последующую четверть века – на чужбине: страшное революционное лихолетье прочертило резкую грань: до и после. До революции –  ректор Холмской духовной семинарии, епископ  и архиепископ Холмский, архиепископ Волынский… А вместе  – член Государственной думы второго и третьего созывов; с 1914-го – один из руководителей Союза русского народа; в 1917–1918-м – участник Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего патриарха Всероссийского. В пореволюционную пору – архиепископ, а затем митрополит Русской Православной Церкви в Западной Европе: до 1930-го –  под омофором Московского Патриархата, с 1931-го по 1945-й – в юрисдикции  Константинопольской Православной Церкви. Владыка Евлогий тяжело переживал разлуку с Родиной, с Матерью-Церковью, но бросить десятки тысяч  пасомых, оказавшихся без родимой земли, а часто и без крова над головой он не мог. К 1917 году Санкт-Петербургская епархия  насчитывала в Западной Европе не более десяти приходов. В годы служения на Западноевропейской кафедре владыка Евлогий довел их число до ста с лишним.

http://pravoslavie.ru/6069.html

Новости Патриарх Кирилл и глава Архиепископии Западноевропейских приходов совершили литургию в храме Христа Спасителя Дополненная версия 03.11.2019 23:03 Фото: Сергей Власов. patriarchia.ru Москва, 3 ноября, Благовест-инфо. Архиепископия Западноевропейских приходов русской традиции окончательно воссоединилась с Московским патриархатом. Утром 3 ноября в храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия, за которой Патриарху Кириллу сослужил глава этой церковной области архиепископ Дубнинский Иоанн (Реннето) и клирики архиепископии. На малом входе протодиакон Константин Барган огласил патриаршую и синодальную грамоту о воссоединении Архиепископии с Русской Православной Церковью, которую Патриарх вручил архиепископу Иоанну. На богослужении звучали молитвы на церковнославянском, французском, английском и немецком языках. Затем предстоятель РПЦ возвел архиепископа Дубнинского Иоанна в сан митрополита, возложив ему на голову белый клобук. При этом на литургическом поминовении за ним сохраняется титул «архиепископа западноевропейских приходов русской традиции». Протоиереи Анатолий Ракович и Иоанн Гейт, сыгравшие важную роль в воссоединении Архиепископии с Московским патриархатом, были награждены правом ношения патриаршего креста. На литургии была вознесена заупокойная молитва за митрополита Евлогия (Георгиевского; 1868-1946), основателя архиепископии. По окончании богослужения Патриарх Кирилл произнес слово, в котором, в частности, сказал: «Трудности гражданской войны и сложная политическая обстановка в России привели в свое время к временному, аномальному отделению от Русской Церкви значительной части ее иерархии за границей. Это отделение было в значительной мере уврачевано в 2007 году воссоединением с Русской Зарубежной Церковью(…). А сейчас в нашей Церкви снова праздник: к нам вернулись общины Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе с Высокопреосвященным владыкой Дубнинским Иоанном, в основе которой — общины, временно оставившие нашу юрисдикцию 88 лет назад. И в этом я тоже вижу торжество истины и любви Христовой».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Самарканд. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1946. Архитектор:Адеркас Адрес: Республика Узбекистан, Самаркандская область, г. Самарканд, ул. Бирлик, д. 66 Координаты: 39.662267, 66.959582 Проезд: С Ж/Д вокзала Самарканда едет автобус, 72 выйти на остановке стадион Спартак, перейти дорогу к стадиону, справа от стадиона на домике мемориальная табличка профессора Пулата Солиева, идти по дороге между стадионом и домами, пройдя первый поворот, на втором повернуть направо, идти прямо, упрётесь в м ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С Ж/Д вокзала Самарканда едет автобус, 72 выйти на остановке стадион Спартак, перейти дорогу к стадиону, справа от стадиона на домике мемориальная табличка профессора Пулата Солиева, идти по дороге между стадионом и домами, пройдя первый поворот, на втором повернуть направо, идти прямо, упрётесь в магазин, повернуть налево и через метров 10 расположен храм. От аэропорта, пройти 300 метров до поворота автобусы 52, 53 выйти на остановке стадион Спартак Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История храма св. вмч. Георгия Победоносца, трижды менявшего место своего расположения, начиналась в 1868 году. Тогда, на территории цитадели, где расположился военный русский гарнизон, был воздвигнут самый первый православный храм в городе Самарканде. Первым настоятелем этого храма был военный священник Высоцкий Н.Г. Правда, эта церковь просуществовал недолго. Позже, на смену ей, в 1882 году в центре города, возле здания Офицерского Собрания был построен новый, красивый и более вместительный храм. Строился он по проекту инженера-архитектора В.А. Лемке для военных городского гарнизона. Между зданиями церкви и Офицерского собрания располагалась церковная площадь, бывшая тогда местом проведения парадов и праздников. Здание этой церкви было выложено из сырцового, необожженного кирпича и оштукатурено. Оно вмещало 600 человек, было богато утварью и ризницею. 21 июля 1896 года, после торжественного молебна, во временном помещении в церковном доме был основан первый музей истории города. Здание этого храма функционировало непрерывно в течение 43 лет. До 1903 года эта церковь была в ведении Туркестанского епархиального Начальства. До 1912 года она числилась уже при Управлении Самаркандского воинского Начальника, а с 1912 года она была учреждена как походная церковь при 5-ом Туркестанском стрелковом полку. Все эти годы настоятели Георгиевского храма были, как правило, ещё и благочинными военных церквей Самаркандской области.

http://sobory.ru/article/?object=44447

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) митрополит Евлогий (Геогиевский) (в миру — Василий Семёнович Георгиевский; 18681946) — один из главных деятелей Православной Церкви XX века. В судьбе митр. Георгия (Георгиевского) преломились все главные моменты истории России и Русской Церкви эпохи гонений и рассеяния. Вырос в бедной семье свяшенника, в юности часто посещал св. Амвросия Оптинского. Первоначально его судьба не отличалась от большинства судеб русских епископов царской России: учеба в Академии, преподавание, наконец хиротония (он стал архипастырем вновь учрежденной Холмской и Люблинской епархии). Затем Росиия стала меняться: мит. Евлогий успел побывать депутатом Государственной Думы, членом Всероссийского Поместного Собора, арестовывался украинской Директорией. Мит. Евлогий, вместе с огромным количеством русских (своей будущей паствой) оказывается заграницей. Мит. Евлогий, хотя сам был консервативно настроенным человеком, отказался принимать решения Карловацкого Собора: Церковь Христова выше политики. Назначается св. Патриархом Тихоном управляющим заграничными приходами Русской Церкви. Мит. Евлогий один из немногих епископов диаспоры, кто сохранил верность Матери-Церкви и после Декларации мит. Сергия. В 1930 г. за молитву о мучениках в СССР, был отстранен мит. Сергием от управления. Мит. Евлогий (Георгиевский) вместе с паствой переходит в юрисдикцию Константинополя (так образовался Западноевропейский экзархат русских приходов). В 1945 г. ему все-таки позволили вернуться под омофор Москвы. Это внешняя канва жизни мит. Евлогия (Георгиевского). Значение его в том, что он был связан с лучшими явлениями православной диаспоры: по инициативе мит. Евлогия создается Св.-Сергиевский Институт в Париже, ставший центром православной культуры, он постригает св. мать Марию (Скобцову) в монахини, активно поддерживает ее дело, поддерживает РСХД, организацию, сделавшую очень много для Православия на Западе, был председателем Содружества святого Албания и преподобного Сергия, именно он был пастырем русской диаспоры в самые трудные её годы. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/evl...

Помощь неожиданно пришла из Болгарии, где в тот момент при Софийском университете создавался богословский факультет. Николай Никанорович принял предложение занять должность ординарного профессора и прибыл в Софию вместе с супругой 11 июля 1923 г. Ему была предоставлена бесплатная квартира в здании факультета, обеспечено благоволение болгарских властей, со стороны университетских коллег он пользовался заслуженным уважением. На богословском факультете Глубоковский преподавал Священное Писание Нового Завета и новогреческий язык. По словам Софийского митрополита Стефана (Георгиева, † 1957), ученый стал «великой опорой» факультета. Об особом уважении к выдающемуся ученому, в частности, свидетельствуют торжества, устроенные по случаю 35-летия его научной деятельности 14 июня 1925 г. Их организатором выступила Русская академическая группа в Болгарии, в которую входили протопресвитер Георгий Шавельский (1871-1951), профессор М.Г. Попруженко (1866-1944), а также многие друзья и почитатели ученого. Мероприятие поддержал «русский воспитанник» — ректор Софийского университета академик В.Н. Златарский (1866-1935). На страницах официального органа Архиерейского Синода РПЦЗ отмечалось, что празднование «превратилось во всеславянское торжество, нашедшее отзвук во всех концах мира». Глубоковский получил более двухсот приветствий от различных учреждений и организаций — русских и зарубежных, церковных и светских, научных и общественных, а также от иерархов, священнослужителей, ученых, бывших учеников и даже от военных. Понимая временный характер и определенную условность разделения русских эмигрантов на разные церковные юрисдикции, Глубоковский на официальных международных встречах выступал в качестве представителя Болгарской Православной Церкви . При этом он участвовал в работе церковно-педагогических и научных учреждений, создаваемых как Архиерейским Синодом РПЦЗ в Сремских Карловцах, так и группой духовенства и мирян, объединившихся в Париже вокруг митрополита Евлогия (Георгиевского, 1868-1946). В частности, в 1934 г. он вошел в состав Ученого комитета, учрежденного при Архиерейском Синоде РПЦЗ (комитет возглавил митрополит Антоний (Храповицкий)), а по приглашению митрополита Евлогия (Георгиевского) профессор принимал участие в деятельности православного богословского института в Париже, где читал лекции летом 1925 и осенью-зимой 1928-1929 гг. В 1930 г. ученый совет института посвятил второй выпуск сборника «Православная мысль» 40-летию научной деятельности Глубоковского, а в 1935 г. избрал профессора почетным членом института.

http://patriarchia.ru/db/text/256345.htm...

После революции 1917 года в Бельгию переехало около восьми тысяч беженцев из России. Ими были созданы в 1920–1930 годах православные приходы в большинстве крупных бельгийских городов: в Антверпене, Шарлеруа, Льеже, Генте, при русском детском доме в Намюре и университетском городке Лёвене, в Вюльверинге и Жодоне. У новоприбывших русских было немало трудностей, в том числе и с получением образования для детей. Бельгийцы, еще никогда так массово не сталкивавшиеся с Православием, поначалу считали необходимым переведение детей русских беженцев в католичество. По просьбе нового настоятеля Никольского прихода отца Петра Извольского (1863–1928), вмешался бельгийский кардинал Мерсье, сделав все для того, чтобы к русским ученикам в школах стали относиться лучше. Несмотря на свои лишения, беженцы старались помогать и другим. Так, в это время Никольским приходом проводились сборы пожертвований в пользу голодающего населения России, на строительство храмов в Берлине и в г. Лиль (Франция), в пользу Урмийской миссии в Персии, в помощь храму святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия), на нужды русских обителей на Афоне и проч. Церковное разделение, омрачавшее существование русского Православия в рассеянии на протяжении большей части ХХ века, не обошло стороной и бельгийские приходы. Большая часть их подчинялась митрополиту Евлогию (Георгиевскому, 1868–1946) и вместе с ним в 1931 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Часть прихожан брюссельского прихода в 1927 году прекратила общение с ним и создала свой приход в подчинении Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В 1934 году был основан приход РПЦЗ в Антверпене. В 1926 году в Брюсселе греки открыли свой приход. В 1929 году в Бельгию прибыл первый православный архиерей – епископ Александр (Немоловский, 1875–1960), управлявший с того времени русскими приходами, находящимися в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1936 году Патриарх Константинопольский утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Владыка Александр самоотверженно заботился о пастве, особенно страдавшей во время экономического кризиса 1930-х годов. На свои средства он ежедневно кормил до 30 человек, при этом нередко, экономя на транспорте, шел несколько километров пешком, чтобы служить литургию. Столь выдающийся архиерей вскоре стал пользоваться уважением и любовью не только у своей паствы, его богослужения посещал даже король Леопольд III.

http://pravoslavie.ru/4137.html

В 1922 г. после роспуска патриаршим указом созданного на Карловацком соборе Высшего Церковного Управления митрополит Антоний, находившийся с 1920 г. в эмиграции в Сербии, стал с согласия патриаршего экзарха митрополита Евлогия (Георгиевского) председателем Зарубежного Синода (Русского Всезаграничного Церковного Собора Русской Православной Церкви). Митрополит Антоний был председателем всех зарубежных соборов, начиная с Карловацкого; он носил титул “Блаженнейшего”. [ 6 ] Отдельные частные письма патриарха Тихона архиереям Финляндскому Серафиму (Лукьянову) и Западно-Европейскому Евлогию (Георгиевскому) см.: ВРХД. 1975. 115. С. 88–90; Исторический архив. 1996. 1. С. 92, 93. [ 7 ] Митрополит Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович, 10.04.1868 – 08.08.1946) – выдающийся .церковный деятель и богослов, экзарх Западной Европы. С 27.05 1914 г. – архиепископ Волынский и Житомирский; в 1917–1918 гг. участник Поместного Собора РПЦ. 04.12 1918 г. арестован Петлюрой и вывезен в Польшу, в сентябре 1919 г. вернулся в Новороссийск, работал в ВЦУ в Новочеркасске и Екатеринославе, 19.01 1920 г. эмигрировал в Сербию. 08.04 1921 г. патриархом Тихоном и Священным Синодом назначен временно управляющим всеми русскими приходами в Западной Европе, а 30.01 1922 г. возведен патриархом в сан митрополита (о “трогательном письме” патриарха к новому митрополиту см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 192). Основал в Париже Православный Свято-Сергиевский Богословский институт. [ 8 ] О работе высоких советских инстанций – НКИД и НКЮ – по заключению соглашения с Римским престолом через статс-секретаря папы кардинала Гаспарри о выкупе католических церковных ценностей см.: ГАРФ, ф. А-353, оп. 6, д. 9, л. 67-об; д. 23, л. 128-об. О переговорах в Генуе между представителем Ватикана прелатом Пиццардо и советским наркомом Г. В. Чичериным об имуществе католической церкви в России см.: Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР. 1917–1968. М., 1977. С. 68–70. [ 9 ] Этот проект постановления Политбюро составлен Е. М. Ярославским на основе постановления АРК от 30.01 1923 г., протокол 11 (см. комм. 13 к д. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873–1959), митрополит. В 1907 г. хиротонисан во епископа Белостокского, викария Гродненской епархии. С 1918 г. временно управляющий Гродненской епархией. В 1923 г. отстранен польскими властями от управления Гродненской епархией и выслан во Францию. С 1923 г. викарий митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1930 г. назначен временным управляющим русскими церквами в Западной Европе, назначения не принял. С 1946 г. Экзарх русских приходов Западной Европы в юрисдикции Константинопольской Патриархии. Владимир (Шимкович Василий, 1841–1926), митрополит. В 1887 г. хиротосан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1890 г. епископ Сумской, с 1892 г. епископ Екатеринославский, с 1896 г. епископ Екатеринбургский. С 1900 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии. С 1923 г. архиепископ Воронежский. С 1925 г. Митрополит. Войков Петр Лазаревич (1888–1927), советский партийный деятель, дипломат. Был застрелен на вокзале в Варшаве русским эмигрантом. Волконский Александр Михайлович (1866–1934), князь, военный дипломат, публицист. С 1920 г. в эмиграции, в 1930 г. перешел в католичество, католический священник восточного обряда. Воробьев В., прот. Востоков Владимир Игнатьевич (1868–1957), протопресвитер. Священствовал в селах Московской епархии. Редактор-издатель духовно-литературного ежемесячника «Отклики на жизнь» (Москва, 1911–1917) и общественно-литературной газеты «Рассвет». За статью, направленную против Распутина, был принужден покинуть Москву и перевестись в г. Уфу. Член Св. Собора 1917–1918 гг. по избранию от Уфимской епархии. Член Учредительного Собрания. Объявлен большевиками вне закона за обличительные речи. Скрывался от преследования на юге России. Духовник и проповедник армии генерала Врангеля в Крыму в 1920 г. С 1920 г. в эмиграции в Сербии. Член ВЦУЗ. В 1944 г. при приближении Красной армии покинул Югославию, был настоятелем церквей в различных лагерях русских беженцев в Австрии и Германии. После войны переехал в США. С 1954 г. протопресвитер. С 1955 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

73 Прим. Кроме пустырей, жители города имели и другие средства для борьбы с пожарами. Одним из них были ночные сторожа. Они обходили улицы города и, в случае пожара, будили спящих, выкрикивая районы города, где загорелся огонь. Мы часто просыпались от этих мрачно звучащих криков: «Огонь, огонь»! («Янгын вар»). Были в Константинополе и пожарные, но совсем не похожие на европейских. Мы часто видели их. Почти голые и босые, они быстро бежали к месту несчастья, помогая себе ритмическими возгласами. На плечах они несли небольшие насосы, а в руках у них были топоры и другие инструменты. Их главной целью было не столько тушение пожара, сколько разрушение соседних зданий, для предотвращения распространения огня. У них была репутация ловких грабителей и жители боялись их не меньше самого пожара. Звали их Тулумбаджи. 74 Примечание. Впоследствии Т. А. Аметистов заведовал епархиальными делами в Париже, при митрополите Евлогии (Георгиевском) (1868–1946), и принимал деятельное участие в спорах об юрисдикциях, которые возникли в зарубежной церкви. Он издал книгу: «Каноническое положение Православной Русской церкви за границей». Париж, 1927. 75 Примечание. Жизнь К. И. Скрипинского сложилась действительно необычайно. Попав в Америку он там потерял свое состояние во время знаменитой банковской катастрофы. Не зная английского языка, он стал зарабатывать на жизнь подметанием улиц в Нью-Йорке. Однажды одна американка уронила пакет, он догнал ее и подал ей потерянную вещь. В благодарность незнакомка попросила его зайти к себе, они познакомились и подружились. Вскоре они поженились. Врак оказался счастливым, но длился недолго. Жена вскоре умерла от рака, оставив К. И. значительное состояние. Когда я встретила его, он был снова одинок и потерян в огромном Нью-Йорке. 76 Прим. Впоследствии он хотел стать монахом. Жил в Индии. Умер в Палестине во время Второй мировой войны. 79 Прим. До 1936 года, когда мы с женой получили британское подданство, то есть в течение 15 лет, мы постоянно были заняты хлопотами о визах, которые с трудом и проволочками ставились на различные документы, выдававшиеся бесподданным беженцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Енборисов Гавриил Васильевич. Родился в 1868 г. Казачий офицер Оренбургского казачьего войска. Жил в поселке Аксинском Верхнеуральской станицы. Соратник атамана А. И. Дутова. В 1919 г., будучи в звании войскового старшины, вступил в г. Омске рядовым в дружину «Святого Креста». Был направлен в г. Семипалатинск с миссией по формированию добровольческих дружин крестоносцев. Миссия имела большой успех. В ряды дружин тогда вступило около 2600 человек. Полковник. После оставления Омска командовал отрядом крестоносцев и присоединившихся к нему воинских частей, который участвовал в Великом Сибирском Ледяном походе с переходом через озеро Байкал. В конце Гражданской войны эмигрировал в Китай. Жил в Харбине, Чан-Чуне, Тяньцзине и Мукдене. На приходах во всех местах своего проживания являлся активным церковным деятелем. В Чан-Чуне выступал в церкви с проповедями и занимался миссионерской деятельностью. В 1928 г. вернулся в Харбин. Атаман Объединенной казачьей станицы в Харбине. Скончался здесь 14.02.1946 г. Похоронен на Успенском кладбище. Р. Б. Августа Коровина Августа Владимировна. Жена протоирея. Регент хора Свято-Николаевского собора Харбина в конце 1950-х гг. Р. Б. Адриан Булынгин Адриан Алексеевич. Вице-председатель Русского православного братства в Шанхае. Скончался 23.05.1929 г. в Шанхае. Р.Б. Адриан Матафонов Адриан Никитич. Казак Забайкальского казачьего войска. В конце Гражданской войны эмигрировал в Китай. Прихожанин харбинских церквей. Был свидетелем обновления в его доме 14 сентября 1924 г. иконы Божией матери «Неопалимая Купина», которая была затем пожертвована им в Казанский мужской монастырь в Харбине. Р. Б. Александр Зубчинский Александр Викентьевич. Член приходского совета Свято-Николаевского собора в Харбине. Входил в состав ревизионного комитета Харбинской епархии. Скончался 19.06.1946 г. Похоронен на Новом кладбище. Р. Б. Александр Куренков Александр Александрович. Родился в1982 г. Участник Гражданской войны на стороне Белой Армии в чине капитана. Освобождая Екатеринбург от большевиков в 1918 г., в сарае Ипатьевского дома обнаружил шинель Государя Императора Николая Александровича с Георгиевской лентой. Участник Ледяного похода в Сибири. Эмигрировал в Китай. Жил в Харбине. Затем переехал в США. Историк – этимолог. Подарил часть найденной Георгиевской ленты русской церкви в Сиэтле. Скончался 02.05.1971 г. в Менло Парк около Сан-Франциско. Р. Б. Александр

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010