Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Отступить немного от земли 05.10.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 16-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 16 по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто и места не остается, по крайней мере, на земле. Среди этих огромных толп Христос стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь. Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос. После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть». Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной.

http://moral.ru/больше-чем-мы-можем-помы...

Скачать epub pdf Глава 5 Христос при озере Геннисаретском; чудная ловитва и призвание рыбарей (1–11). Исцеление прокаженного и слава Иисусова (12–16). Исцеление расслабленного (17–26). Призвание Левия и беседа с книжниками об общении с мытарями и грешниками и о посте (27–39). Лк.5:1–11 . Рассказываемое здесь событие призвания четырех апостолов – то же, о котором повествуют евангелисты Матфей ( Мф.4:18–22 ) и Марк ( Мк.1:16–20 ), несмотря на все кажущееся отличие сказания об этом ев. Луки от тех. – При чтении и сравнении всех их нельзя не заметить сходства в таких существенных частных чертах, что считать их рассказы рассказами о разных событиях призвания четырех апостолов решительно оказывается неудобным; да и невероятно, чтобы Христос два раза призывал их при столь сходных обстоятельствах. Два совершенно сходных повествования евв. Матфея и Марка восполняются несколько отличным от них сказанием евангелиста Луки, и событие это, по сличении их рассказов, представляется в следующем виде: окруженный народом, жаждавшим слышать Его учение, Господь однажды пришел к озеру Геннисаретскому. Увидев две рыболовные лодки, неподалеку одну от другой, Он сел в одну из них, Симонову, и, произнесши беседу к народу, велел отплыть несколько и закинуть сеть. По слову Господа, ловитва была обильна, так что и другая лодка должна была прийти на помощь. Ужаснулись все бывшие свидетелями чуда, так как рыболовы всю ночь трудились понапрасну, а особенно ужаснулся Петр. Господь, ободряя их, призывает первого из них, Петра, следовать за Ним, т. е. быть Его учеником, а потом Иакова с Иоанном, которые беспрекословно повинуясь Его слову, после чудесной ловитвы, следуют за Ним, оставив все. Лк.5:1 . «Народ теснился»: когда молва о Господе, как великом учителе и чудотворце, распространилась повсюду в Галилее и окрестностях его, народ постоянно следовал за Ним во множестве. – «У озера Геннисаретского»: см. прим. к Мф.4:18 . Лк.5:2 . «Выйдя из них, вымывали сети»: по сказанию евв. Матфея и Марка, Петр и Андрей закидывали сети, а Иоанн и Иаков починивали сети; из сказания Маркова видно также, что в последней лодке были еще отец помянутых лиц и работники ( Мк.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 19-я по Пятидесятнице Лк, 17 зач., 5, 1—11 Однажды, когда народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились Галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое Его слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто бы и места не остается, — по крайней мере, на земле. Среди этих огромных толп Он стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.

http://pravoslavie.ru/3661.html

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ < >< назад > О Гадаринских бесноватых и свинской жизни А когда приплыл Он на другой берег, в окрестности Гадары, навстречу Ему вышли из могильных пещер двое бесноватых, которые были до того буйны, что по той дороге никто пройти не мог. И вот возопили они, вопрошая: «Что Тебе нужно от нас, Сын Божий? Уж не пришел ли Ты сюда, чтобы прежде срока мучить нас?» А в отдалении от них паслось большое стадо свиней. И стали бесы просить Его, говоря: «Если Ты нас изгоняешь, отошли нас в это свиное стадо!» И Он сказал им: «Идите!» И они, выйдя, вселились в свиней, и вот ринулось все стадо с крутизны в море, и погибли они в водах. Те же, кто были при стаде, кинулись бежать, а придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот весь город вышел навстречу Иисусу, и когда Он показался, стали они просить Его оставить их края. И Он, войдя в лодку, переправился и приплыл в Свой город. (Мт.8,28-9,1) (Перевод Сергея Аверинцева) Только тридцать лет и три года было земной жизни Христа Спасителя, но о Нем до сих пор спорят, до сих пор Он является краеугольным камнем мироздания и камнем преткновения. Только три года проповедовал Господь, но до сих пор именно Его Слово – Его Евангелие – определяет нашу жизнь. И как удивительно, что все что сотворил Господь, Он совершил на совсем небольшой территории – в Галилеи и в Иудее. Именно эту землю – выжженную солнцем каменистую Иудею и утопающую в цветах и зелени Галилею избрал Сын Божий для Своей земной жизни. И, конечно, совсем особое место в евангельской географии принадлежит Галилейскому морю – Геннисаретскому озеру. На его берегах Господь избрал Себе первых учеников, здесь же Он учил, проповедовал, произносил Нагорную проповедь, на его берегах совершал чудеса, умножал хлеба, чтобы накормить тысячи голодных людей, по нему же ходил «яко посуху» и здесь же явил Себя по Воскресении. Все это происходило в Галилее, а напротив, на другой стороне озера, нависала холмами страна Гадаринская, или Гергисинская. Где-то там с кручи и сорвалось в озеро стадо обезумевших свиней после одного из совершенных Христом чуда.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Галилейское море, Геннисаретское озеро, Тивериадское море Галилейское море, Геннисаретское озеро, Тивериадское море . Под сими названиями разумеется одно и то же озеро, находящееся в стране Галилейской, в Палестине. В древности называлось Киннерефским по внешней своей овальной форме ( Чuc. XXXIV, 11 , Hab. XII, 3 ), теперь называется Геннисаретским от города Геннисар и по красоте природы и окружающих его окрестностей, Тивериадским – от имени близлежащего галилейского города Тивериады ( Mф. XIV, 34 , Uh. VI, 1 , Mk. VIII, 31 ). Называется иногда и просто морем ( Mф. VIII:24, XXIV:13 и др.), или озером ( Лk. VIII, 22, 23 ). Простирается в длину на 30, а в ширину на 8 верст; на северном конце в него входит Иордан, а на южном вытекает. Климат здесь тропический, между базальтовыми утесами растут латусы, пальмы очень высокие и др., а на полях возделывается индиго. Оно, как кажется, обязано своим происхождением какому-либо вулканическому перевороту. Вода в озере приятна на вкус, прозрачна и прохладна. В озере находится множество рыбы, и потому здешние жители большей частью занимались, да и доселе занимаются, рыболовством. Озеро обыкновенно бывает тихо и спокойно, но от ветров со стороны близлежащих гор оно иногда делалось бурным и опасным для плавающих по этому озеру судов. Эти бури могут служить объяснением некоторых мест Евангелия ( Mф. XIII, 23 ; Mk. IV, 35 ; Лk. XIII, 22 , Uh. VI, 18 ). Сколько священных и трогательных воспоминаний соединено с этим обширным, по преимуществу евангельским озером! Здесь или недалеко от него происходили главнейшие события земной жизни Спасителя. На берегах его высился гордый Капернаум, столь часто посещаемый Господом. Из рыбарей этого озера избрал Он учеников Себе и призвал их к апостольскому служению ( Mф. IV, 18–22 , Лk. V, 1–11 ), сделал их ловцами человеков. По смерти своего Божественного Учителя ученики Господа предались своему обычному занятию – рыболовству, и вот, когда Господь явился им по Своем воскресении, они закидывали свои сети в водах этого озера ( Uh. XXI, 1, 14 ). Страна, окружающая озеро, была во времена Господа самой населенной из областей Палестины. Не менее девяти городов стояло на берегах его; многочисленные же селения занимали плодородные и живописные равнины и покатости близлежащих холмов. В настоящее время вдоль берегов Геннисаретского озера, кипевших некогда жизнью и деятельностью, царствует печальное, ничем не нарушаемое безмолвие. Семь городов из девяти, существовавших некогда, ныне совершенно необитаемы, из двух остальных – Магдала (родина св. равноап. Марии Магдалины) занята полудюжиной грязных лачужек, и только Тивериада сохраняет небольшой остаток своего населения. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иссахар Иссахар [евр. Йиссахар, возможно, «наемник» ]: 1) девятый сын Иакова, его пятый сын от Лии ( Быт. 30:14–18 ; Быт. 35:23 ). В благословении Иакова И. назван «ослом крепким, лежащим между протоками вод» ( Быт. 49:14 ). Когда он увидел, «что покой хорош, и земля приятна», то «преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» ( Быт. 49:15 ; в благословении Моисея И. упомянут вместе с Завулоном, Втор 33 и след.). Это должно характеризовать потомков И. как колено, которое смело берется за дела, ведет оживленную торговлю, любит покой и приобретенное торговлей богатство; 2) колено И. и его удел. За период между двумя переписями израил. народа число годных к войне мужчин в колене И. выросло с 54 400 до 64 300 человек; т.о., его колено стало третьим по численности среди израил. колен ( Числ. 1:29 ; Числ. 26:25 ). Ко времени правления ⇒ Давида колено насчитывало 87 тыс. мужчин ( 1Пар. 7:5 ). Во время странствования по пустыне колено И. располагалось в стане вост. скинии, вместе с коленом Завулона; отправляясь в путь, они выступали первыми ( Числ. 2:9 ). Область, предназнач. И. в Ханаане, описана в Нав. 19:17–23 . Ее граница на востоке проходила по Геннисаретскому озеру и Иордану, на юге и западе область граничила с землей Манассии, на севере – с уделами Завулона и Неффалима. Удел И. охватывал большую часть Изреельской равнины, в него же входила и гора Фавор. Из его городов наиб. известными были Изреель и Сунем. Ряд городов в уделе И. принадлежал колену Манассии ( Нав. 17:11 ). кроме того, левиты, в частн. сыны Гирсона, владели в уделе И. четырьмя городами ( Нав. 21:6.28–45 ). Колено И. поддержало Девору и Варака в войне против Иавина и Сисары ( Суд. 5:15 ). Из колена И. происходили судья Фола ( Суд 10 и след.) и израил. царь Вааса ( 3Цар. 15:27 ). Мужчины из колена И. вместе с другими израильтянами воцарили на трон Давида ( 1Пар. 12:32 ), а после заката Северного царства приняли участие в празднике Пасхи, который устроил Езекия ( 2Пар. 30:18 ). В пророчестве Иезекииля И. получит удел в земле обетованной между Симеоном и Завулоном ( Иез 48 и след.). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен Израилевых присутствуют и 12 тыс. из колена И. ( Откр. 7:7 ); 3) седьмой сын Овед-Едома, левитский привратник во времена Давида ( 1Пар. 26:5 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Плотник Когда царь Давид начал строительство своего дворца, тир. царь Хирам прислал ему П. и других рабочих ( 2Цар. 5:11 ). Эти П. одноврем. были и столярами. Они выполняли разнообразные работы: делали двери, оконные рамы, мебель и т.д. кроме того, они принимали участие в изготовлении лодок, предназнач. для плавания по Геннисаретскому озеру. В обязанности гор. и сельских П. входили починка колесниц, а также молотил, плугов и других орудий труда (⇒ Земледелие), но можно предположить, что большую часть работ, связ. с древесным материалом, выполняли сами земледельцы. Основным инструментом при обработке дерева (⇒ Оружие и орудия труда ) являлся топор, но была известна и относит. короткая пила, сначала кремниевая, нередко имевшая дерев. ручку, позднее – бронзовая и железная. Эти пилы были предназначены для работы одного человека. Обрабатывая дерев. заготовки, П. проделывали отверстия для стыков и соединений сначала с помощью монолитного резца. Затем этот резец стал пустотелым, им действовали с помощью каменного, а позднее – железного молотка. Для соединения дерев. деталей, кроме дерев. штифтов, в плотницких работах использовали гвозди – бронзовые, а позднее – железные. Израильтяне знали и бурав – острый бронзовый штырь. Удерживая бурав на доске с помощью выдолбл. камня, его вращали посредством натянутого шнура. Инструментами П., согл. Ис. 44:13 , были также циркуль, мерный шнур, резец и отвес. Судя по упомянутой ссылке, П., очевидно, занимались и резьбой по дереву. Евр текст для обозначения понятия «П.» употребляет слово хараш, которое могло обозначать и других ремесленников строит. специальностей (мастеров по работе с деревом, камнем или металлом). Но во многих стихах ВЗ из контекста следует, что речь идет именно о П. (см., напр., 4Цар. 22:6 ; 2Пар. 24:12 ; 2Пар. 34:11 ; Иер. 10:3 ), в других местах к слову хараш добавлено слово эц ( " дерево»), хараш эц ­­ «мастер по дереву» ( 2Цар. 5:11 ; 4Цар. 12:12 ; 1Пар. 14:1 ; 1Пар. 22:15 ; Ис. 44:13 ). Греч. слово тектон ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ) имеет столь же широкое значение, как и евр. хараш, но, как правило, оно обозначает П. (так его и передают древнесир., коптские, эфиопские и армянские переводы), поэтому с уверенностью можно утверждать, что Иосиф, отец Иисуса, был П. ⇒ Ремесло (III). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ [греч. θλασσα τς Γαλιλαας; совр. Тивериадское оз.], одно из названий крупного пресноводного озера на севере Израиля, встречающееся в НЗ (Мф 4. 18; 15. 29; Мк 1. 16; 7. 31; Ин 6. 1). Наименование. В ВЗ Г. м. называется «морем Киннереф» (евр.     от   - арфа) (Числ 34. 11), «Хиннерефским» (Нав 12. 3; 13. 27) или «морем равнины» (Втор 3. 17). Такое же название (евр.  ,  или    ) носил один из прибрежных городов (Нав 11. 2; 19. 35) и прибрежная равнина (3 Цар 15. 20). С эпохи Судей Г. м. являлось сев. границей израильских поселений. Греч. названия Геннисарет или Генесар являются производными от евр. Киннереф. В эллинистическую эпоху на греч. манер стали называть как озеро (ср. «воды Геннисаретские» в 1 Макк 11. 67), так и прилегающую к нему равнину и город (см. греч. текст Мф 14. 34; Мк 6. 53). В рим. эпоху распространилось наименование по др. городу - Тиверии (Тивериаде) (ср. совр. араб. название Г. м.- Бахр-Табария). У Иосифа Флавия Г. м. обычно называется «Геннисаретским озером» ( Ios. Flav. De bell. II 20. 6; III 10. 1, 7, 8; Antiq. V 1. 22; XIII 5. 7; XVIII 2. 1, 3), реже - Тивериадским оз. ( Ios. Flav. De bell. III 3. 5; IV 8. 2) или просто «озером» ( Ios. Flav. Vita. 96, 153, 165, 304, 327). Рим. географ Плиний Старший отмечал, что обычным для его времени было наименование «Генесарское озеро», однако нек-рые, по его словам, называли озеро «Тарихейским», по имени города на юж. берегу ( Plin. Sen. Natur. hist. 5. 15. 71). Вероятно, в последнем случае Плиний спутал Тарихею и Тиверию. Страбон также упоминает Геннисаретское оз., однако его описание больше подходит др. озеру - Мером (Семехонитида) ( Strabo. Geogr. 16. 2. 16). Павсаний, видевший Г. м. своими глазами, называет его «Тивериадским озером» ( Pausan. Descript. 5. 7. 4-5). Из евангелистов только Лука называет озеро Геннисаретским (Лк 5. 1; просто озером - см.: Лк 5. 2; 8. 22, 23, 33), тогда как Матфей и Марк всегда говорят о нем как о Г. м. или просто о море (Матфей - 11 раз; Марк - 7 раз). Евангелист Иоанн называет море Галилейским, Тивериадским и также просто морем (Ин 6. 1; 21. 1, 7).

http://pravenc.ru/text/Галилейское ...

Поучение к поселянам в неделю 18-ю по Пятидесятнице о том, от чего зависит успех и неуспех в делах наших Наставниче! Обнощь всю труждшеся, ничесоже яхом; по глаголу же Твоему ввергу мрежу ( Лук. 5:5 ). Все мы, братие, желаем себе добра, все желаем иметь и верный кусок хлеба, и пожить в довольстве и радости. Для этого мы трудимся, часто не даем себе отдыха и покоя. Но, несмотря на это, сколь мало иногда получаем мы успехов и радостей от своих трудов! Мы то и дело жалуемся на свои нужды, недостатки и неудачи, то и дело беспокоимся душой. И этим жалобам и беспокойствам нашим нет конца. Иной имеет от Бога и здоровье, и толк в голове, руки и ноги крепкие и работы не покидает, а дело выходит часто совсем не так, как бы хотелось, и остается человек с одной печалью и досадою в душе. При такой трудной и горестной жизни нашей, каждый из нас, бр., желал бы знать, от чего именно зависит успех и неуспех в наших делах? Каким способом приобретается довольство и спокойствие души? Прямое и ясное разрешение такого недоумения нашего мы можем найти в ныне чтенной евангельской истории. И вот что говорится в этой истории: однажды ученики Христовы в Геннисаретском озере ловили рыбу, ловили и трудились целую ночь, как и мы, грешные, работаем нередко по целым дням и ночам. И чем же кончились их труды? Тем, что ничего не поймали, как будто во всем озере не было ни одной рыбы. Но вот пришел к озеру Сам Иисус Христос. Увидев две лодки своих учеников и взошед в одну из них, которая была Симонова, стал учить народ. Когда же перестал учить, то сказал Симону: «отплывите на глубину и закиньте сети для лову“. Симон сказал ему: Наставник! мы всю ночь трудились и ловили и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть. И что же вышло? закинули сеть и поймали так много рыбы, что даже сеть у них прорывалась, и все дивились такому великому чуду. Теперь судите, бр., в чем тут дело? От чего ученики прежде целую ночь трудились и ничего не поймали, а когда пришел к ним Сам Господь, то поймали с великим избытком? От того, что прежде трудились они без Иисуса Христа, без благословения Господня; но когда на ловитву свою получили благословение Господне, то и труды их увенчались успехом, всем на удивление. Вот что значит благословение Господне! Оно так сильно, что даже, где вовсе нельзя бы человеку ожидать успеха, подает нам великую помощь и успех. При Господнем благословении и малое приносит отраду нашей душе. Напротив, без благословения Господня, человек и в богатстве беден и непокоен, и труды не веселят его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

– «Воззрев на них с гневом»: это не было возбуждение страсти гнева, но возбуждение чувства правды и истины, оскорбленного явным неразумением и лицемерием, или вообще грубостью нравственного состояния фарисеев: следовательно, это – гнев праведный ( Еф.4:26 ), не греховный ( Пс.4:5 ). – «Скорбя об ожесточении сердец их»: вот источник этого гнева, – скорбь об огрубении сердца. Обыкновенно называют сердце мягким, когда оно живо чувствует собственные грехи и слабости и, вследствие этого, легко и глубоко трогается несчастиями и страданиями ближнего и готово помочь им всем возможным, воспламеняясь любовью к ближнему и Богу; жестким, грубым или каменным называют сердце, когда оно не живо чувствует свои грехи и слабости, не трогается несчастиями или страданиями ближних и т. п., вообще сердце эгоистическое, самолюбивое. Таково было сердце фарисеев, наблюдавших за Господом, не исцелит ли Он человека, чтобы за это благодеяние ближнему обвинить Его – благодетеля. Самозванной праведностью они ожесточили сердце свое до того, что ни чистый божественный закон, ни учение Господа не могли смягчить его и влить в него высокое чувство сострадания к исцеленному в субботу несчастному сухорукому; из-за суетного предания, что ничего не должно делать в субботу, хотя сами и делали, они изгнали из сердца своего милосердие и человеколюбие. Мк.3:6–8 . См. Мф.12:14–15 и прим. к этим стихам. «С иродианами», – приверженцами Ирода Антипы (см. прим. к Мф.22:16 ). Тивериада, недалеко от Капернаума, на берегу Геннисаретского озера, была в то время в особенности местом пребывания политической партии Ирода. Это упоминание ев. Марком, что Фарисеи злоумышляли против Господа в соединении с иродианами, ясно свидетельствует, что вражда фарисеев против Иисуса Христа уже и в это время была очень сильна: ибо партия иродиан и секта фарисейская были непримиримыми врагами и глубоко ненавидели друг друга.– «Удалился к морю», т. е. Геннисаретскому озеру, может быть, в места пустынные около Капернаума к морю, где Господь мог быть более безопасен от злоумышлений врагов, где Он окружен был преданным Ему народом, и где политические приверженцы Ирода не так легко могли уловить Его. Час Его еще не пришел, и Он употреблял естественные средства для собственной безопасности (ср. Феофил.) – «Из Галилеи»: см. прим. к Мф.2:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010