Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († 4.03.1687, Палеостровский мон-рь), бывш. мон. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , деятель раннего периода истории старообрядчества , автор сочинений. Биография Судя по сохранившимся документам Соловецкого мон-ря, И. был пострижеником этой обители, к 1661 г. имел сан диакона. И. выполнял общемонастырские хозяйственные поручения, в частности управлял нек-рыми соляными промыслами в 1663-1664 гг. После того как к сер. 60-х гг. XVII в. в Соловецком мон-ре сложилась оппозиция осуществлявшейся богослужебной реформе (см. в ст. Никон (Минов) , патриарх Московский и всея Руси), И. стал одним из ее руководителей. Ближайшими его сподвижниками были Герасим (Фирсов) , Александр Стукалов, Геннадий (Качалов) , Ефрем Каргополец. Деятельность оппозиции была направлена в первую очередь на смещение архим. Варфоломея и келаря Савватия (Обрютина), к-рые пытались удержать братию в подчинении церковным властям. Участие в оппозиции стало причиной острых конфликтов И. с монастырским начальством, в этот период он дважды убегал из обители. Известна дата 2-й попытки бегства - 14 мая 1666 г., тогда диакон бежал вместе с 4 монахами, их поймали в 200 верстах от мон-ря в М. Шуйке Кожеозерской вотчины, после чего посадили в монастырскую темницу и по приказанию келаря Савватия «смиряли монастырским смирением». В донесении келаря царю об этих событиях сообщается, что «а и преже, государь, сего те чернцы от нас из монастыря бегали ж, и мы, нищие, в погоню посылали, и поймали их наши погонщики на Двине от монастыря верст с триста». Наказание И. стало причиной бунта соборных старцев Александра Стукалова, Геннадия (Качалова) и Ефрема Каргопольца, 28 июня 1666 г. во время службы попытавшихся убить Савватия (МДИР. Т. 3. С. 103-104). И. был лишен сана (в челобитной архим. Варфоломея царю от 11 авг. 1666 И. назван бывш. диаконом: «Старец Игнатей, черной дьякон, а ныне и дьяконство потерял» - Там же. С. 97).

http://pravenc.ru/text/293451.html

Третьим видным миссионером “старой веры” из числа соловчан был соборный старец Геннадий, в миру Качалов, из старой новгородской дворянской семьи. Геннадий был вызван в Москву во время соборов 1666—1667 Бежав из Москвы, Геннадий до 1683 года жил в своей пустыне на реке Тихвинке, где и был пойман и послан в Там он долго не задерживался и, ускользнув из рук приставов двора св. Софии, снова пошел в Поморье, неся “правду о старой вере”. К началу 90-х годов этот редкий среди старообрядческих вождей дворянин-монах был уже на Выге, где и окончил свою Где-то вблизи Онежского озера жил еще один из немногих уцелевших соловецких старцев, Иосиф Сухий; дальше на восток, в селе Терехове, миссионерствовал какой-то Яков Иванов, который сжегся зимой 1676—1677 года “с немалыми людьми, с женами и детьми, и с пасынками и с соседи, в хоромах На Рогоозере, на маленьком островке между Пудожским и Водлозерским погостами, устроил свою пустыньку чернец Тимофей, который состоял в переписке с Аввакумом, а в 1693 году вместе с Иосифом Сухим, Емельяном Ивановым, Семеном Журавлицким и дьячком Василием прославился своим походом на Пудожский В конце 1670-х и начале 1680-х годов он проживал вместе со старцами Авксентием, Савватием и Ефимием, и за проповедь самосжигания Аввакум называл эту четверку “четвероконечной колесницей огненного Вокруг них около Онеги озера, в Шунте, в Толвии, в Повенце “паче сей в Выговской и Водлозерской пустыни”, гнездились другие многочисленные скиты и починки скрывавшихся от властей старообрядцев, среди которых следует еще раз отметить переходившего с места на место мафусаила старообрядчества того времени старца Корнилия. Старообрядческий историк начала XVIII века Иван Филиппов еще упоминает жившего у Повенца инока Германа, Емельяна Иванова у Столпозера, еще одного инока Епифания у Тихвина, инока Антония, строителя мостов и плотин у Олонца и ревностного миссионера Илариона Почти в каждой волости и в каждом погосте Поморья дело старой веры было в надежных руках ревностных и беззаветно преданных ей старцев и бельцов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439562/

С. А. Зеньковский ( Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII в. М., 1995. С. 275-276) вслед за В. О. Ключевским ( Ключевский В. О. Новооткрытый памятник по истории раскола//БВ. 1896. 3. С. 490-499) и Х. М. Лопарёвым ( Лопарёв Х. М. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственной смерти. СПб., 1895. С. 010-011. (ПДП; 108)) считал, что Е. и Евфросин , автор «Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственной смерти», одно лицо. Эта т. зр. неверна, поскольку автор «Отразительного писания...» был жив еще в 1691 г. Почитание Е. отразилось в сочинениях выговских авторов (см.: Выголексинское общежительство ). В «Слове надгробном Петру Прокопьеву» (1719) Андрей Денисов (см. Денисовы ) пишет, что Досифей , один из основателей старообрядчества , «благочестия ради крыяся... иже часто прибегая в пустынной некоей Куржетской обители, ея строении преподобнаго некоего старца Ефросина, в нейже и святыя церкви бяху» ( Денисов. 2003. С. 266). Те же сведения повторены в зависимой в этой части от сочинения Андрея Денисова «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова , назвавшего мон-рь Курженским ( Филиппов. 1862. С. 79). По свидетельству Жития Кирилла Сунарецкого (составлено на Выге между 1733 и 1740), Кирилл, странствуя по мон-рям, ок. 1640 г. «отиде в пределы града Олонца, пришед же в Курженскую пустыню, идеже благоухает в земленых недрех преподобный Еуфросин Анъдомский, и тамо смотряше иноческих уставов прилежно» (БАН. Дружин. 999. Л. 14 об.- 15). Упоминание Е. в данном тексте следует рассматривать не как указание на то, что к кон. 30-х гг. XVII в. святого уже не было в живых, а как свидетельство почитания его в кругу, где составлялось Житие Кирилла Сунарецкого. Выговцы способствовали сохранению молитвенной памяти о Е. Его имя было включено Семеном Денисовым в «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их», написанное в 30-х гг. XVIII в. Здесь в ряду севернорус. почитавшихся старообрядцами святых (таких как Евфимий Архангелогородский, Геннадий (Качалов) Сурский) назван и «Евфросин Андомский, на западе лет возсиявшая всекрасная благодатная заря» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 15 об.). «Слово воспоминательное...» Семена Денисова было дважды издано старообрядцами в Супрасле и Гродно в 1786 г. (Служба всем российским чудотворцам. Гродно, 1786. Л. 44-152 об.; То же. Супрасль, 1786). Как установил И. Спасский, экземпляр гродненского издания, включавший службу российским святым Григория Суздальского и «Слово воспоминательное...» Семена Денисова, «находился в руках редакторов «Службы всем святым, в земле Российстей просиявшим», работавших с ним в дни Собора 1917 г. для подготовки нового текста службы» ( Спасский И. Первая служба всем русским святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 52; этот экземпляр издания труда Семена Денисова с карандашными пометами хранится в Отделе редкой книги РГБ).

http://pravenc.ru/text/187845.html

Игнатий , Иосиф Сухой, соборные старцы Герман (Коровка), Геннадий (Качалов), чернец Пимин и др. Малолюдность Поморья, удаленность населенных пунктов друг от друга, небольшое количество храмов, традиц. для этих мест преобладание часовен, необходимость зачастую обходиться без священников способствовали укреплению в этих местах беспоповского учения. Огромное влияние на формирование поморского центра беспоповщины оказал инок Корнилий Выговский († 1695 в возрасте 125 лет), авторитет к-рого был чрезвычайно высок. Ученики соловецких старцев Д. Викулин и А. Денисов вместе с Корнилием основали в 1694 г. знаменитое в истории старообрядчества Выговское общежительство, многое для его устроения сделал проживший там неск. лет еще один выходец из Соловецкого мон-ря священноинок Пафнутий. Выговское общежительство стало центром самостоятельного течения в беспоповщине - поморского согласия, его авторитет был исключительно высок во всем старообрядчестве. В 1-й пол. XVIII в. поморское согласие широко распространилось на всей территории России - поморские общины существовали в Москве, С.-Петербурге, Поволжье (Ярославль, Керженец, Саратов), Стародубье. Очень рано поморцы появились в Верхокамье, на Урале и в Зап. Сибири. Региональные центры чаще всего возникали в связи с деятельностью выговских эмиссаров и были тесно связаны с Выгом. Инок Корнилий Выговский. Настенный лист. Выг. 1-я пол. XIX в. Фрагмент (ГИМ) Инок Корнилий Выговский. Настенный лист. Выг. 1-я пол. XIX в. Фрагмент (ГИМ) В новгородско-псковских землях в кон. XVII в. большим авторитетом пользовались старообрядцы священноинок Варлаам, бывш. протопоп псковского Троицкого собора, по существу создавший новгородскую старообрядческую общину, и Илия, бывш. священник из Крестецкого Яма. Среди учеников и последователей Варлаама и Илии в 90-х гг. XVII в. наиболее деятельным был Феодосий Васильев , бывш. дьячок из Крестецкого Яма, возглавивший беспоповское федосеевское согласие (см. Федосеевцы ). Васильев принимал активное участие в Новгородских соборах 1692 и 1694 гг., провозгласивших беспоповское учение, и уже в эти годы, по-видимому, возглавлял новгородскую общину.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Герман из числа тех, о коих в Истории Русской Церкви (период патриарший, на стр. 202) сказано: «в начале осады Соловецкого монастыря, а частью и в ее продолжение, не малое число мятежных изуверов разбрелось по Олонецко-Архангельской стороне с проповедью о безначалии. В глуши лесов они завели скиты так-называемых поморян». Из таковых товарищей Герману известные: «черный диакон Игнатий, чернец Иосиф Сухой, год сидевшие в Сумском остроге при Волохове, Геннадий Качалов, Епифаний, Савватий». Денисов говорит, что Игнатий диакон Обонежские и Каргопольские пределы в отеческого православия утверди законах, и непроходимый Выгорецкие пустыни дебри благочестивыми насади жительми» (л. 104); что Иосиф Сухой в Каргопольских пределах, в Обонежских пустынях странствовал (л. 106); Геннадий Качалов в Олонецком уезде, в Выгостей пустыни довольна лета поживе (л. 112); Епифаний, в Обонежския страны пришед, на Сун реце преподобному старцу Кириллу, начальнику места, споживе (л. 100); Савватий по многим пустыням и местам ходил (л. 101); наконец восклицает Денисов: «таков убо преподобных отец киновии всеблагоуханнейший и многоплодовитый виноград» (л. 115). Хвалит их! А протоиерей Андрей Иоаннов об этих соловчанах свидетельствует: «сии все, и им подобные, якоже и первоначальные, каков дух в себе имели, такое и учение своего суеверия везде с желаемым успехом рассевали (стр. 95). Все сии, рассыпавшись по Олонцу и поморским ущелинам на прельщение простодушных, скитались по домам и селениям и кого только могли, к своему сумасбродству привлекали, и чрез то и себя от достойного за таковое возмущение наказания избавляли. К сим же, наконец, прилепился в послушники Шунгского погоста церковный дьячок Данило Викулин» (стр. 96). Теперь, о. Иоанн, становится понятною выписка твоя и о Захарии Дровнине. Кто он? Из числа прельщенных теми же беглецами соловецкими, из числа совращенных ими к сумасбродству. Почему он не Соловецкого отока, но места к населению Выгорецкой пустыни взыскатель? Обитель Соловецкая от суеверов и мятежников очищенная, тотчас населена была иноками, последователями правилам св. соборов и житию преп. отцов Зосимы и Савватия, а не суеверно и буйству мятежников прелестных. Притом – Захарию со своими сестрами-девицами не позволено было бы и жить в Соловках: неприлично, зазорно, законам святыни и целомудрия противно – жить инокам и инокиням, парням и девкам в одном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

История же свидетельствует, что в числе выходцев из Соловецкого монастыря были и «многострадальный Епифаний», и «дивный отец Савватий», и «диакон и экклесиарх бывый киновии Игнагий», и «смиренномудрый и крепкий Герман», и «Иосиф, глаголемый сухой», и «Евфимий дивный», и «дивние пустынножителе, Павел священно-инок, Серапион диакон и Логин слуга», и «Геннадий, глаголемый Качалов» и множество других лиц 122 . Нет сомнения, что после грозы, разразившейся над Соловецкою обители, монахи и других монастырей, не считая себя безопасными в свои обителях, оставляли места своего жительства и начинали бродить по России. По крайней мере, царь Феодор Алексеевич жаловался отцам собора 1681 года, что «многие монахи отходят от монастырей своих», что, странствуя по разным местам, они «церковное пение отправляют не по исправным книгам», что «люди», которые встречаются с ними, «имеют их за страдальцев» и что «от того урастает на святую церковь противление» 123 . На долю Поморья, где образовался первый и главный беспоповщинский толк, пришлось особенно много учителей раскола из выходцев – монахов. Пустынная и лесистая местность этого края была причиной того, что сюда бежали монахи не только из ближайших монастырей, но и из самых отдаленных обителей. Главную же роль здесь играли выходцы Соловецкого монастыря – так, что, по словам самих раскольников, известная выговская пустыня была ни что иное, как «малая речка, истекшая от источника великого, Соловецкия преподобных отец и мирских молитвенников Зосимы и Савватия обители» 124 . Что же делали и чему учили эти новые учители старой, как говорили они, веры? «Прочии отец соловецких, говорит Денисов после поименного перечисления разных выходцев обители, они во время разорения по странам российским во оземствия, ови же прежде исшедше, странствованием благочестивне рассеяшася, и идеже аще во градех и весех, аще в пустынех, скитех и оттождении житие стяжавше, добродетельными исправленьми многи на стези древле благочестивых церковных законов навратиша, многи на спасительное житие наставиша» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

л. 37. ...чорно(й) дьяко(н) Тихо(н) в рос... сказал. В Соловецкой же монастырь сослан он из Савинского Стор...вского монастыря в церковн... тому девятой год... во 174-м году... Гарасим Фирсов... Соловецкого монастыря на ар...рита Варфоломея во всяко(м) монастырском бесчинстве. А ск...дывали де с ним тою челобитную соборные старцы Геннадий Качалов, Ефрем Каргополец, Иона Брыз... Александр Стукалов, да чорн... поп Пафнотей Кинешенемец, Тимофей Мартемьянов да Трофим, Никон Михайлов да рядо л. 38. ...вые старцы Исихия Хлебенной, Илинарх Москвитин, да он, дьякон Тихон, и иные старцы, а имян их не упомнит. И руки прилож... Да в той же де челобитной написано было... А какое того имянно... не написано. И тою де челобитн... старец Гарасим Фирсов чол соборному старцу Ионе Брызгалу, да чорному попу Никону, да ему дьякону, да хлебенному старцу Есихеи. И они де ево, Гарасиму, спра л. 39. ...шивали, чтоб он им сказал, ка(ко)е великого государя дел(о) в той челобитной написано. И старец де Гарасим сказал, что того дела сказа... им не мочно. И они де ему сказали, буде он про то им не скажет, и они де к... челобитной рук своих не приложат. И он де, Гарасим, сказал: написано де в той челобитной дело великого государя, то Соловецкого де монастыря слушка Ивашко Тарбеев будучи с архи... л. 40. Варфоломеем в Кем(с)ко(м) острошке бранил(ся) с соборным старцом Алекс...дром Стукаловым. И в той де брани перед архимаритом Варфоломеем он, Ивашко, говорил ему, Александр(у), непристойную речь... великого государя. И ко... он, Гарасим, тое речь им сказа... и они де к той челобитной и руки приложили. И про тое челобитную сведав, келарь Саватей Обрютин зазвал к себе в гости собо... старцов Герасима Фи... л. 41. Александра Стукалова... заручною челобитного... тое челобитную у них... (о)тнял и изодрал. И хто к той челобитной руки прикладывал, и он, выдирая те их писма, высылал к тем старцом с соборнем старцом с Александром Стукаловым. И на заутрени де в церкве говорили соборные старцы Гарасим Фирсов и все, которые к челобитной прикладывали руку, келарю старцу Саватею при всей братьи, для чево он тое челобитную у них взял... и он де Саватей...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собр. грам. 4, 333. Дворц. Зап. 4, 27–38. 126. б) он же пишет: «всех пострадавших число вящше 300 и к 400 приближашеся, или до 500, яко нецыи глаголаша». Но тогда, как и всех в монастыре было до 500 человек (прим. 386), сколько их выбыло в продолжение осады! (см. пр. 385. 386. 388. 390). По актам знаем, что в 1674 г. в монастыре оставалось только 2 иеромонаха, а из остававшихся послушников многие ни за что не хотели присоединиться к бунтовщикам (акт. эксп. 4, 538). В другом месте сам Денисов, сказав о шести казненных бунтовщиках, говорит: «повеле прочие привести иноки и бельцы, числом до 60». Вот это другое дело! Это число близко к правде. Даже в раскольничем помяннике могли по именам насчитать только 30 «страдальцев», в том числе 15 монахов послушников, но ни одного иеромонаха, ни одного иеродиакона; в) Денисов не находит слов для похвал «благочестию». А нам стыдно и упоминать о мерзостях, которые, по свидетельству очевидцев, делали они в святом месте (акт. эксп. 4, 532. 434. 535). Не говорим уже о том, что истинные страдальцы никогда не дозволяли себе бунтовать против власти; г) Денисов выдает за чудо, что тела казненных не испортились, лежа на льду «за пятьдесятницу и вящную часть Петрова поста». Но кто же из тамошних жильцов не знает, что там и убитый медведь пролежит целехонек до самого июля. Устье Белого Моря бывает заперто льдом до 15 июля. (Фомина опис. Белого Моря. Спб. 1797 г.). 393 Известные соловецкие беглецы, сеявшие раскол в поморье: черный дьякон Игнатий (прим. 426), чернец Герман (прим. 427), чернец Иосиф Сухой (пр. 428), год сидевшие в сумском остроге, при Волохове, Геннадий Качалов, Епифаний, Савватий (Денисов стр. 55 и след.). По словам Пахомия, они сперва жили у каргопольского спасского игумена Ефимия; сюда же собирались и другие, подобные им. «В Каргополе в то время много было ревнителей благочестия (раскола), Исаковы, Кушниковы, и поберегали нашу братию». Для разорения этого гнезда присланы были «из Москвы от властей гонители, два монаха Филофей, да Сергий».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Третьим видным миссионером " старой веры» из числа соловчан был соборный старец Геннадий, в миру Качалов, из старой новгородской дворянской семьи. Геннадий был вызван в Москву во время соборов 1666–1667 годов 814 . Бежав из Москвы, Геннадий до 1683 года жил в своей пустыне на реке Тихвинке, где и был пойман, и послан в Новгород 815 . Там он долго не задерживался и, ускользнув из рук приставов двора св. Софии, снова пошел в Поморье, неся " правду о старой вере». К началу 90-х годов этот редкий среди старообрядческих вождей дворянин-монах был уже на Выге, где и окончил свою жизнь 816 . Где-то вблизи Онежского озера жил еще один из немногих уцелевших соловецких старцев, Иосиф Сухий; дальше на восток, в селе Терехове, миссионерствовал какой-то Яков Иванов, который сжегся зимой 1676–1677 года»с немалыми людьми, с женами и детьми, и с пасынками, и с соседи, в хоромах своих« 817 . На Рогоозере, на маленьком островке между Пудожским и Водлозерским погостами, устроил свою пустыньку чернец Тимофей, который состоял в переписке с Аввакумом, а в 1693 году вместе с Иосифом Сухим, Емельяном Ивановым, Семеном Журавлицким и дьячком Василием прославился своим походом на Пудожский погост 818 . В конце 1670-х и начале 1680-х годов он проживал вместе со старцами Авксентием, Савватием и Ефимием, и за проповедь самосжигания Аввакум называл эту четверку»четвероконечной колесницей огненного горения» 819 . Вокруг них около Онеги озера, в Шунте, в Толвии, в Повенце»паче сей в Выговской и Водлозерской пустыни«, гнездились другие многочисленные скиты и починки скрывавшихся от властей старообрядцев, среди которых следует еще раз отметить переходившего с места на место мафусаила старообрядчества того времени старца Корнилия. Старообрядческий историк начала XVIII века Иван Филиппов еще упоминает жившего у Повенца инока Германа, Емельяна Иванова у Столпозера, еще одного инока Епифания у Тихвина, инока Антония, строителя мостов и плотин у Олонца и ревностного миссионера Илариона Пуллаева 820 . Почти в каждой волости и в каждом погосте Поморья дело старой веры было в надежных руках ревностных и беззаветно преданных ей старцев, и бельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

 Степун сравнивает Несчастливцева с героем романа Н.С.Лескова «Очарованный странник», «бывшим конэсером Иваном Северьянычем, господином Флягиным». 123 Геннадий Несчастливцев, Восьмибратов, Гурмыжская, Аксюша — персонажи пьесы А.Н.Островского «Лес». 124 Не потому ли актер-изобразитель В Л. Качалов с такою легкостью поднялся в сцене с чертом до уровня очень большого актера-воплотителя, что предметом его воплощения было химерически раздвоенное сознание Ивана Карамазова. 125   Русская «канунная» литература — понятие это утвердилось в русской художественно-историософской мысли особенно прочно после выхода книги стихов И.Эренбурга «Стихи о канунах» (М., 1916). 126 Имеется в виду знаменитое произведение В.С.Соловьева, задавшее тон эсхатологическим умонастроениям русской духовной элиты начала века: «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе» (1899—1900). 127  Вяч.Иванов говорил о конце аналитической эпохи, о том, что наступающая эпоха нуждается в мифотворчестве, питающем органическую жизнь общества: «Мы пережили свою критическую эпоху, свою эпоху дифференциации. Осуществление этой возможности (мифотворчества. — В.К.) означало бы наступление органической эпохи в искусстве» (Иванов Вячеслае. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего// Иванов Вячеслав. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 40). 128 Степун имеет в виду ранние книги Блока, еще полные мечты и зоревых упований, в частности, ср.: Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали, Жду вселенского света   От весенней земли. 22 февраля 1902. 129 В данном случае речь идет о третьей книге стихов А.А.Блока (1907— 1916), внутри которой были циклы «Страшный мир» и «Возмездие». 130 Очевидно, имеются в виду романы А.Белого «Серебряный голубь» (1910) и «Петербург» (1916). Один из первых философских откликов на роман «Петербург» — статья Н.А.Бердяева «Астральный роман (Размышления по поводу романа А.Белого " Петербург " )» (1916). Рассуждение Степуна о футуризме Белого есть в известном смысле продолжение бердяевских мыслей о необычной для русской классики стилистике прозы Белого. 131

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010