Марие-Магдалинская Черноморская пустынь в Екатеринодарском отделе. Третьеклассная общежительная Марие-Магдалинская пустынь находится в 12 в. от станицы Тимашевской и в 92 в. от областного г. Екатеринодара. Она основана в 1818 году по желанию Черноморского казачества, внесшего на устройство обители 20 тыс. рублей. Храм ее освящен в 1848 г. во имя Св. равноап. Марии Магдалины. Управляет игуменья. Покровский монастырь в Екатеринодарском отделе. Эта общежительная нештатная обитель находится близ станицы Динской, в 35. в. от Екатеринодара. Основанная в 1899 г. в имении крестьянки Татианы Кончаковой, она до 1904 г. существовала под именем женской общины, a в этом 1904 г. преобразована в монастырь. В Покровской обители имеется один молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Управляет игуменья. Спасо-Преображенский Сентинский монастырь в Баталпашинском отделе. Сентинская общежительная обитель находится близ аула Сенты, на самом берегу р. Теберды, в 70 в. от Баталпашинска. Она учреждена в 1892 г. и существовала первое время как община, а в 1897 г. была переименована в монастырь. Ныне в обители два храма. Управляет игуменья. Кутаисская губерния Мужских обителей 21, жснских 5. Мужские обители Гелатский или Гаэнатский Богородичный монастырь в Кутаисском уезде. Гелатский первоклассный необщительный монастырь расположен в восхитительной местности, в 3 в. от станции Закавказской ж. д. «Гелати» и в 6 в. к северо-востоку от Кутаиса, у подножия громадного горного хребта, на одной из широких террас, которыми местность опускается в долину р. Цхалцилтели, т. е. Красной речки. Монастырь основан в 1110 г. грузинским царем Давидом III Возобновителем. Просуществовав несколько веков, он в 1509 году подвергается разорению от татар, но вскоре же возобновляется имеретинским царем Багратом III (1510–1548). Вью XVII веке он делается кафедрой митрополита, а в XIX веке переходит в ведение имеретинских епископов. Соборный храм монастыря, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы, имеет шесть приделов: во имя Свв. прпп. Иоакима и Анны, Св. вмчц. Марины, Св. ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, Св. Николая Чудотворца и Св. мчц. Ирины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

—342— кает вопрос о характере переделки и источниках переделки; такие наблюдения вводят автора в круг какого-то своеобразного творчества, и для специалиста литургиста такие переделки имеют особенно важное значение, исследование которых его непосредственная задача; между тем автор отделывается ничего не значащей фразой. То же отсутствие критического исследования попадается чуть ли не на каждом шагу см. стр. 415, 418, 420, 422, 423. Особенное недоумение вызывает статья: «Литургия Преждеосвященных даров». «Чин литургии Преждеосвященных даров, говорит г. Кекелидзе, по Илитарию Гелатского монастыря, надписанный, как это видим и в некоторых греческих рукописях именем Василия В., представляет большой научный интерес и заслуживает особенного внимания, так как оригинала его мы не находим ни в греческих ни в славянских рукописях»; далее автор отмечает особенность литургии, именно что приготовление преждеосвященного Агнца и чаши бывает не во время стихословия 18 кафизмы, как ныне, а во время пения стихир на «Господи воззвах», и г, Кекелидзе заключает: «Особенность эта встречается в некоторых славянских и греческих рукописях Московской Синодальной Библиотеки», далее он отмечает особенность, находящуюся и в одном Сербском служебнике и это всё. Но раз оригинала литургии нет ни в греч., ни в славянских рукописях, но если у нас имеются др. славянские, греческие и грузин. рукописи, то задача исследователя заняться изучением наличных списков. Уклонившись от прямого пути, автор не выяснил научного значения Илитария Гелатск. монастыря, а две-три отмеченные особенности, совпадение этих особенностей с рук. слав. и греческ., не может еще говорить о научной ценности (стр. 425–426). Наша заметка и без того уже разрослась, а потому мы, опуская остальные замечания, укажем еще на два вопроса. В статье о последовании исповеди автор отмечает тот факт, что цельного чина исповеди в грузинских памятниках он не нашел до XVI в.: только в XVIII в. с появлением новой редакции Требника в переводе с греческого яз. Киприана Салетавийского грузинская церковь получает чин исповеди в том виде, в каком мы на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

великих Псалтырях напечатано явствует. февр. 12. Лука 24, зач. 114, ст. 50 и зач 113, ст. 30, и Евангельская стихера 5. Древняя история о принесенной на Тихвину святыню ангелами по воздуху богородичн. иконы. Минея праздничная в каноне иконы Тихвинския, в 3-м тропаре 5-й песнь. Таже и в прочих службах явлению богородичных икон, в месячных минеях, напечатанных в Москве при древних царех и патриархах. Св. Максим Грек в сл. 40. Таже во Псалтыре со возследованием, в слове о крестном знамении, и в Катихизисе великом, и в прочих древлепечатных книгах. Иоанн I, зач. I, ст. 1 Псалтирь со возследованием, в слове о крестном знамении. Св. Максим Грек в слове 40, таже и во Псалтыри со возследованием. Номоканон свят. Отец Афонския горы, в правилах о вселетнем посте. Кормчая от правил св. Апосгол 69, и прочих свят, соборов. Книга Сборник, от многосложного свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391. В Евангелии новом, святий Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста. Беседа 1-я на посл. 1-е в Галатам, зач. 199, ст.1477, гл. 1,ст.7, 8 и 9. †) Соборник гл. 28, л. 389. Лука гл. 15, зач. 78, ст. 4, 5 и 6. Иоанн гл.10, зач. 36, ст. 16. Стих тотже. 1 Исключению подвергаются главным образом многочисленные, приводимые в тексте и особенно в примечаниях, подлинные выписки из раскольнических и иных сочинений, на основании коих излагается ход событий; исключаются также все примечания, в которых опровергаются неверные, большею частью самоизмышленные сказания о повествуемых событиях автора „Исторических очерков поповщины “ г. Мельникова. Считаем достаточным сделать здесь общее замечание для читателей, чтобы они с осторожностью пользовались собственно историческими произведениями сейчас названного автора, который был необыкновенно талантливым беллетристом, но не особенно дорожившим историческою истиною историком. 2 Кроме Павла Коломенского, по уверению раскольников, были против соборного исправления церковно-богослужебных книг, и вообще приняли будто бы сторону раскола, епископы: Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский (Денис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Словенской иконы Божией Матери, сент. 23. Слово плоть бысть – иконы Божией Матери, 9 марта. Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт. Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр. Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Софии освящение, 4 нояб. София-Соломонида , великая княгиня, 16 дек. Софроний , затворник печерский, 28 авг. Софроний мучен., 28 мая. Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7. Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Спиридон , патр. сербский, 20 авг. Споручницы грешных – иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7. Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая. Стефан , краль сербский, 24 сент, и 30 окт. Стефан грузин, 4 нояб. Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб. Стефан Бранкович, серб., 10 дек. Стефан Щилянович, 4 окт. Стефан , казанский мученик, 24 мар. Стефан , комельский преп., 12 июня. Стефан хирский, груз., 7 мая. Страстной иконы Божией Матери, 13 авг. Сухий , мученик грузинский, 15 апр. Тамара , царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц. Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр. Тарасий , преподобный глушицкий, 12 окт. Таричан грузин, 18 мая. Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая. Тимофей , игумен. печерский, 23 авг. Тимофей святогорский, псковский юродивый. Тит , печерский воин, 28 авг. Тихон , медынский преподобный, 16 июня. Трифон вятский, 8 окт. Трифон печенгский, 15 дек. Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля. Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7. Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7. Урош , царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр. Филарет печерский, 21 сент. Филермской иконы Божией Матери, 12 окт. Филипп преподобный ирапский, 14 нояб. Филипп рабангский, 15 нояб. Филипп устюжский, 17 авг. Харитина преподобная, 5 окт. Харитон преподобный сянжемский, 11 апр. Харитон кудинский, близ Торопца. Хитон Господень, 1 окт. Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7 Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Христофор пр. коряжеский, 25 июля. Христ албанец мученик, 28 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Убо пресвятая Богородица (по Аввакумову еретическому, якоже и по Несториеву злоумствованию ) несть Богородица, но токмо Христородица; понеже не самого (якоже они ложно блядословят) Сына Божия родила, но токмо некую силу или благодать, нареченную Христос. Но не буди нам правоверным сея ереси ниже во уме помыслити; мы бо веруем и исповедуем, яко пречистая Дева есть истинная Богородица, истинного Бога Слова рождшая, якоже веровати нас научиша святые отцы, на третьем вселенском соборе, в Ефесе на злочестивого Нестория собравшийся. И святой Иоанн Дамаскин в книзе 4, о вере, в главе 15, пишет: господственно и истинно Богородица есть и именуется. И паки: родися из неё Сын Божий воплощен не богоносный человек, но Бог воплощен 71 . И святой Митрофан, канонов творец, в гласе 3, в каноне Троичном, на недельной полунощнице, в песни 5 й, в Богородичн глаголет: из тебе родися Христос в существах и хотениях сугубых. Существо бо Божие, с существом человеческим во утробе Девыя во едино лице Христово соединися, и от самыя тоя черты времене, в нюже воплотися Христос, Бог совершенный, совершен бысть и человек: и совершенный человек, совершен бысть и Бог , в сугубых существах естеств раздельных, в едином же лице в нераздельном. Аще же и существом Божественным Сын Божий во утробе девической воплотися, обаче неразлучен бе от Отца, а не яко Аввакум со ученики своими умствует, яко аще бы самый Сын Божий существом Божественным во утробу девическую сошел, то уже бы не был на небеси со Отцем, но отсеклся бы от Него. О безумия безумных, неведущих существа Божественного нераздельного! Аще бо и на земли бяше ипостасию своею Сын Божий, обаче Божеством Отца на небесех царствующего бе неразлучен, и в единой черте времене бе во аде с душею, в рай с разбойником, и на престоле со Отцем, якоже и во утробе Девыя сый, не отступи от Отца, и с человеки живый, не отступи от Отца, еже и церковь святая в пениях вознесенского праздника на велицей вечерни в Славнике извествует поя: недр отеческих не разлучся, сладчайший Иисусе, и с земными яко человек поживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

груз. пам. 315—326. Ркп. Моск. Рум. Муз Сев. 491/35, л. 1—20. Моск. Синод. библ. 456 л. 1—23. 1827 Ркп. Моск. Синод. библ. 381, л. 1—40. 1828 Кекелидзе , Лит груз пам. 316. 1829 Последование это, заменившее собою чин мешения теста Студ.-Ал. устава (см. выше,стр. 473) и удержанное некот. сав. ркп., состояло в след. После утрени и 1 часа. если в пекарне бывает закваска хлеба, чередной иерей идет туда в епитрахили с кадилом и в преднесении свечи, как на литию, при пении литийной стихиры храма с богородичн. в сопровождении братии; в пекарне бывает малая ектения и молитва на благословения хлеба, как на бдении (только вместо «хлеби сия» – «мешение тесто сие»); в закваску вливается агиасма и бывает отпуст «Христос истинный Бог наш молитвами преч. своея М. и всех св. труждающимся во обители сей отцам и братиям нашим подаст мзду небесную и нас помилует»... (Ркп. Моск. Синод. б. XVI в. 379, л. 290, 380, л. 22; слав. 678/386, л. 233 и др. ркп.). 1830 Дмитриевский , Святогорский (афонский) Типикон. Рук. для сельск. паст. 1887, 3. 1831 Неизменное чтение воскресного евангелия на воскресной утрене было особенностью Святогробского устава, сохранявшеюся в храме Воскресения от IV в. ( Дмитриевский , Богосл. стр. и пасх. седм. 9.225) и перешедщею в русскую церковь д.б. чрез посредство устава Великой К-польск. церкви. 1832 Мансветов , Церк. Уст. 311 и д. 1833 Характерно однако, что даже в Палестинской лавре св. Саввы, откуда вышел нынешний наш Типикон. ныне руководятся этим К-польским изд. Типикона. 1834 Плутарх . De virtute. Раре W . Griechisch-Deutsches Handworterbuch. Braunschw., 1880. S. 1162, 262. Позднее слову τπος усвоено значение указа, закона; такое значение имеет слово уже у Филострата († 240), церк. ист. Сократа V в. (Sophocles E . Greek lexicon of the roman and byzantine periods. New-York. Leipz., 1888, p. 1099); но τπος с таким значением ни у одного писателя не образует из себя прилагательного τυπικς ; у древних христианских писателей (Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого) это прилагательное означает «символический», «прообразовательный» (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Николаева. Беседа происходила в только что отстроенном доме одного раскольника. От большого стечения народа (слушателей было до 400 человек) пол в доме не выдержал и провалился в самой средине. Приходилось прекратить беседу; но слушатели – как православные, так и старообрядцы – настоятельно просили о продолжении, вследствие чего, после небольшого невольного перерыва, беседа возобновилась, причём слушателям пришлось стоять на провалившемся полу (стр. 203). Другая беседа того же Николаева с К. Перетрухиным привлекла до 1000 слушателей и длилась с 8 часов утра до 12 ночи (стр. 220). На беседе Тамбовского епарх. миссионера, г. Д. Боголюбова , с молоканами, происходившей 9 мая прошлого года, слушателей было до 1000 человек, не смотря на проливной дождь; при этом иные из слушателей, желая сохранить впечатление от беседы, старались здесь же, на месте, записать её содержание (Отчёт Тамб. Казанско-Богородичн. Братства, стр. 12), Подобного рода факты, свидетельствующие о внимании к публичным беседам со стороны православных и сектантов, сообщаются и в Отчёте о С. Никольского (см. стр. 4, 36, 84, 86. 147 и др.). 159 Эта последняя, как видно из Отчёта, состояла в носильном содействии Братства некоторым из существующих в епархии церк.-приходских школ (из которых одни пользовались пособием со стороны Братства, а другие вполне содержались на его счёт), в распространении среди народа брошюр религиозно-нравственного содержания (между прочим – и изданных самим Братством), в поддержании и пополнении существующих при Совете Братства и его отделениях библиотек, открытых для пользования как православным, так и сектантам и, наконец, в расширении операций книжного склада Братства с его отделениями (см. Отчёт Тамб. Братства, стр. 4 и др.). Как видно из этого перечисления, круг деятельности Тамбовского миссионерского Братства лишь немногим уже вышеуказанной деятельности Братства св. Александра Невск. во Владимире. 160 В состав этих отделений, как члены их, входят все священники, диаконы и псаломщики из окончивших курс Семинарии, а также диаконы из не окончивших семинарского курса, изъявившие готовность трудиться в ведении собеседований и чтений, и – наконец – все вообще лица, сделавшие годовой или пожизненный членский взнос на Братство (Отчёт, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

СЛОВО 2, СКРЫВАЮЩЕЕ НЕЧТО ТАЙНОЕ. Во 2-м он сказал: «Я поставлен Им царём над Сионом, святою горою Его, возвещать повеления Господни» ( Пс. 2:6–7 ). В 44-м он сказал: «Язык мой – трость скорописца» ( Пс. 44:2 ). В 48-м он сказал: «Земнородные сыновья человеческие, равно богатый и бедный! Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание». ( Пс. 48:2–4 ). В 50-м он сказал: «Вот, Ты возлюбил истину, безвестную и тайную мудрость Ты открыл мне» ( Пс. 50:8 ). В 63-м он сказал: «Приступит человек, сердце глубокое, вознёсся Бог» ( Пс. 63:7–8 ), то есть если кто-то захочет испытать Неиспытуемого и постичь Непостижимого, Кто по милосердию своего божества облёкся в плоть человеческого естества и, желая спасти нас, погибших, воплотился в Деву, и «Слово неизреченно стало плотью» ( Ин. 1:14 ), – то о Нем Давид-богоотец сказал так: «Приступит человек, сердце глубокое устремляя, вознесётся Бог», как и сам Господь Бог сказал своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а прочие пусть разумеют в притчах» ( Лк. 8:10 ). В 88-м он сказал: «Я клялся Давиду, рабу Моему, навек утвердить семя его, и семя его пребудет вечно, и престол его, как Солнце, предо Мною, как полная луна» ( Пс. 88:4–5, 37–38 ). СЛОВО г. О СВТЙ ДВИЦИ Богородици Марии и Елисавефи и о жиц Богородичн и Предтечев зачатии и о и о воплощении, бо цловастас Мари Госпожа и Елисавефь, о томь (л.195в) пророкъ рече Давидъ въ рече: «День дьни глаголъ, и нощь нощи разумъ; не суть рчи ни словеса, ихъ же не слышатьс гласъ ихъ». О томь же рече «въ шестый мсць Елисавефи заченши Предтечю въ чрев, свта же и npeчucmaz Двица Мари, ангела приде къ жиц Елисавефи и целова ю; и тогда оживе и възыграс младенець въ чрев Елисавефь же Духомь Свтымь нача прорицати давидьскы: куду се мн бысть – приде мати Господа Бога ко мн? се бо възыграс младенець въ чрев радощами». СЛОВО 3. О СВЯТОЙ ДЕВЕ Богородице Марии, и о Елизавете, родственнице Богородицы, и о зачатии Предтечи, и о Христе, и о воплощении, когда приветствовали Госпожа Мария и Елизавета, – об это пророк Давид сказал в 18-м: «День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание; нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» ( Пс. 18:3–4 ). О том же рассказал евангелист: в шестой месяц по зачатии Елизаветой Предтечи во чреве святая и Пречистая Дева Мария, получив благую весть от ангела Гавриила, пошла к своей родственнице Елизавете и приветствовала её; и тотчас ожил и взыграл младенец во чреве её; и Елисавета [силой] Святого Духа начала пророчествовать, как Давид: «Откуда это мне: пришла Матерь Господа Бога моего ко мне? Ибо взыграл младенец радостно во чреве моём» ( Лк. 1:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...